Федеральный государственный надзор, федеральный государственный надзор сфере труда

Содержание
  1. Федеральный государственный надзор
  2. Кто контролирует охрану труда в организациях?
  3. Надзор и контроль за охраной труда
  4. Виды надзора и контроля за безопасностью труда
  5. Государственный надзор и контроль за охраной труда
  6. Проверки органов государственного надзора за охраной труда
  7. Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
  8. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда
  9. Федеральный государственный надзор в сфере труда
  10. Вопрос
  11. Ответ
  12. Положение в сфере федерального государственного надзора в сфере труда

Федеральный государственный надзор

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований ОТ является одним из направлений государственной политики, регламентированной Трудовым Кодексом РФ.

Высший государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием всего законодательства, в том числе трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, куда входит и ОТ, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Федеральный государственный надзор (ФГН) в сфере труда осущест­вляется федеральной инспекцией труда (ФИТ), состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее работодатели).

Деятельность ФИТ осуществляется в соответствии с утвержденным Положением [37]. Руководство деятельностью ФИТ осуществляет руководитель Федеральной службы по труду и занятости — главный государственный инспектор труда РФ. В субъектах РФ — руководители государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда в соответствующем субъекте РФ (есть заместители по направлениям деятельности).

ФГН в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными РФ конвенциями Международной организацией труда (МОТ) по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами, положением о Федеральном государственном надзоре и иными решениями Правительства РФ.

Предметом ФГН в сфере труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований ОТ, а также выполнения предпи­саний об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Положением о ФГН регламентируются: виды проверок; сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществ­лении ФГН; порядок взаимодействия с федеральными органами исполнитель­ной власти, осуществляющими функции по ФГН в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

ФГН за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Структура ФГН в РФ приведена на рисунке .2.

Рис. 2. Структура федерального государственного надзора в РФ

При осуществлении ФГН государственные инспекторы имеют право:

— — беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

— запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ. ;

— расследовать в установленном порядке НС на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований ОТ;

— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям ОТ;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности, в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ;

— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

За противоправные действия и бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Решения должностных лиц органов федерального государственного надзора, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются

обязательными для исполнения представителями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Федеральные надзоры России осуществляют государственное норматив­ное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих в его компетенцию; специальные разрешительные; надзорные и контрольные функции.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом испол­нительной власти [38], осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности на объектах: угольной, горнорудной, рудно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химичес­кой, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности; в геологоразведочных экспедициях и партиях; при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений; котельных установок и сосудов, работающих под давлением; трубопроводов пара и горячей воды; объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа; при ведении взрывных работ в промышленности; по обслуживанию электрических и теплоиспользующих установок и сетей; при использовании атомной энергии.

Порядок организации и осуществления ФГН в области промышленной безопасности установлен постановлением Правительства РФ [39].

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы [40]. Руководителем Федеральной службы. является Главный санитарный врач РФ. Федеральная служба. осуществляет в рамках своих полномочий надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемиологических норм и правил.

Государственный пожарный надзор (ГПН) является структурным подразделением МЧС России и его региональных подразделений [41]. ГПН осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций и граждан в части соблюдения ими требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.

Одним из видов надзора является государственный строительный надзор России [42]. Согласно Трудовому Кодексу РФ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям ОТ.

Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов государственным нормативным требованиям ОТ. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ;

Министерство обороны РФ — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов инфраструктуры Вооруженных сил РФ.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 715 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

Федеральный государственный надзор в сфере труда

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

С сентября месяца 2012 года государственный надзор в сфере труда будет осуществлять Федеральная инспекция труда. Не будет ли это дублированием работы территориальной инспекции труда?

Ответ

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Положение), устанавливает, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Пункт 3 Положения устанавливает, какими должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, а также государственных инспекций труда в соответствующих субъектах РФ должен осуществляться государственный надзор в сфере труда.

В Положении четко прописаны виды проверок и кем они должны проводиться, т. е. ни о каком дублировании не может быть речи.

Положение в сфере федерального государственного надзора в сфере труда

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения требований охраны труда, выполнения предписаний об устранении нарушений.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи предписаний, составления протоколов об административных правонарушениях.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных или выездных проверок.
Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит