Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории, квалификационные категории педагогическим работникам новым правилам

Содержание
  1. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
  2. Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам: 814 комментариев
  3. Аттестация педагогических работников
  4. Квалификационные категории педагогическим работникам новым правилам
  5. Учительская Копилка
  6. Аттестация педагогических работников: новые правила
  7. Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Анна Монкина
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

1. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

2. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии)*(4).

3. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

4. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо

направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

5. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

6. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

7. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

8. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях

установления высшей квалификационной категории по той же должности.

9. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

10. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

11. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

12. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

13. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

14. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

15. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

16. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

17. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

18. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

19. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним

сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

20. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

21. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

22. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Аттестация педагогов по новым правилам.

Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.

Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.

Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.

Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408.

Новый порядок аттестации педагогических работников В «Российской газете» опубликован Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении.

Информация о процедуре аттестации педагогических работников На сайте ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Карелия можно посмотреть информацию о процедуре аттестации педагогических.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам: 814 комментариев

Какие-либо другие основания, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, не предусмотрены. Также не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы. По вопросам доплаты как молодому специалисту советуем обратиться к региональному нормативному документу. Один нюанс – все это верно, если вы не относитесь к педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава.

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию. Мне сказали, что я не могу аттестоваться на высшую категорию, так как не прошло ещё 2 года. Скажите, имею я право аттестоваться на высшую категорию? Хочу обратить внимание на то, что должностные обязанности, учебные программы, профили работы (профили деятельности) школьного учителя и преподавателя НПО совпадают.

Здравствуй . Скажите пожалуйста, если педагог не прошёл аттестацию на 1 категорию, какие его дальнейшие действия, нужно сразу аттестоваться на соответствие занимаемой должности? Возможность прохождения педагогическими работниками аттестации в подобных случаях целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнерства». Таким образом, данный процесс возможен, если он закреплен в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнерства. Советуем посмотреть Административный регламент аттестационной комиссии (на сайте комиссии или регионального органа управления образованием). При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Здравствуй ! В Вашем блоге в положении об аттестации я прочитала, что если учитель не прошёл аттестацию на 1 категорию, то за год до пенсии ему не имеют права снижать зарплату. Если — «да», то кем и как должны организовываться аттестационные процедуры? 3. Можно пройти соответствующие курсы повышения квалификации. Т.о., поскольку у вас имеется первая категория вы в праве подать заявление на высшую.

4. Как оформить результаты вашей работы, советуем посмотреть административный регламент аттестационной комиссии, зайдя на ее сайт или сайт регионального органа управления образованием. Проекты моделей портфолии по должностям педагогов можно также найти на сайте регионального центра развития образования.

Добрый день, Казакова Т.Л.! 1.Ваш завуч произвольно трактует нормы закона — квалификационные категории признаны, а не приравнены. Т.о., после истечения срока действия квалификационной категории педагогический работник вправе получить квалификационную категорию, как это предусмотрено п.п. 36-38 Порядка аттестации. Есть курсы повышения квалификации за межаттестационный период в кол-ве 150 часов. Имею ли я право подтвердить свою квалификацию? Для официального ответа советуем обратиться либо в свое министерство образования, либо Минобрнауки РФ, либо Общероссийский Профсоюз образования.

Добрый день, Светлана! Информация предоставлена на основании Комментария к порядку проведения аттестации педработников, подготовленным экспертом отдела по вопросам общего образования аппарата ЦС Профсоюза В.Н. Понкратовой.

Добрый вечер. Скажите,имеет ли право администрация требовать от учителя высшей категории звание «старший учитель» написание методической статьи и её публикации? Где указаны и прописаны чётко должностные обязанности «старшего учителя». Должности же руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей поименованы в разделе II номенклатуры должностей. Аттестация заместителей руководителей организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации. 2.Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. 3. Педагогические работники, имеющие квалификационные категории, аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой ими должности не подлежат.

Аттестация педагогических работников

Добрый день, Алена! Нет, это не так. В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников проводится по их желанию на основании личных заявлений. Установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется аттестационными комиссиями по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется экспертами, привлеченными аттестационной комиссией. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. Сведения о результатах аттестации должны быть внесены в трудовую книжку. Для этого следует сделать запрос в аттестационную комиссию. Вы аттестацию не проходили, следовательно, квалификационной категории у Вас нет. 2.Действующими нормативными документами срок действия диплома не регламентирован.

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Порядок аттестации не предусматривает предоставление одновременно с заявлением или в период, предшествующий началу аттестации, каких-либо иных сведений и материалов. Т.о., Порядок аттестации не содержит запрета на аттестацию, если аттестующийся является работником образовательной организации и аттестуется по должности, которую он замещает. Воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию руководитель организации не вправе». Советуем обратиться в региональный орган управления образованием.

Аттестация проводится отдельно по каждой должности, которые можно указать в одном заявлении. Нужно ли ждать, чтобы она проработала 2 года и после этого проходить аттестацию на соответствие, или можно сразу пройти аттестацию на соответствие. Уволилась.Через год устроилась воспитателем в дошкольную группу.

1. Согласно Порядку аттестации квалификационные категории педработникам устанавливаются сроком на 5 лет и сохраняются при переходе в другую организацию до истечения срока их действия. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается при оплате труда независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена. У педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, со дня вынесения решения аттестационной комиссии возникает право на повышенный уровень оплаты труда.. В заявлении о проведении аттестации указывается квалификационная категория и должность, по которой педработник желает пройти аттестацию. После чего аттестацию придется проходить снова – либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности. В сентябре 2015 года она переходит на ставку воспитателя (за декретницу) и полставки старшего воспитателя и готовится к аттестации на высшую категорию снова как воспитатель. Имеет ли данный педагог повторное право сохранения высшей категории до следующего срока аттестации, работая в должности старшего воспитателя (и ни разу в этой должности не аттестована)? Сохраняется ли квалификационная категория для оплаты труда или по должности инструктор-методист мне надо заново проходить аттестацию? У меня вопрос: Аттестуются ли старшие воспитатели на высшую категорию и как будет ли влиять категорийность на зарплату.

В приказе ДО сказано, «присвоить».Кроме того, аттестация проведена с учётом новых требований (результативность, портфолио учителя). В каких нормативных документах найти ответ на мой вопрос?

Спасибо за ответ. Но если перед каждой аттестацией старший воспитатель умышленно переводится на должность воспитателя, это законно? Имеет ли данный педагог повторное право сохранения высшей категории до следующего срока аттестации, работая в должности старшего воспитателя (и ни разу в этой должности не аттестована)? В этом году истекает срок аттестации. Необходимо ли мне проходить аттестацию как преподавателю? Если у социального педагога нет квалификационной категории нужно ли ему проходить на аттестацию соответствие?

Добрый день, Юлия! Должности «педагог –психолог» и «учитель» — это разные должности. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «педагог-психолог». Заместитель директора по должности, замещающей им как педработником, например, «учитель», он аттестуется в соответствии с установленным Порядком аттестации (п.1 Порядка аттестации).

Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации. Имеющийся опыт может пригодиться при оценке Вашей квалификации экспертами аттестационной комиссии. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога. Работников уведомляют об аттестации не позднее чем за 30 календарных дней до ее проведения.Структурное подразделение, в котором трудится аттестуемый, готовит представление.

Добрый день, Софья! Порядком аттестации не предусматривается зачет квалификационных категорий по разным должностям. Кроме того Порядок аттестации на должности руководителей не распространяется. Т.о., руководителю надо было зайти на соответствующий сайт (регионального органа власти либо управления образованием) либо обратиться в региональный орган управления образованием. 3.Установление штатного расписания и распределение учебной нагрузки – компетенция руководителя. Аттестационная комиссия выносит решение о соответствии работника занимаемой должности либо о несоответствии.

Квалификационные категории педагогическим работникам новым правилам

15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, утвердивший новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге «Аттестация педработников – новый порядок» «Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности»). ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил «Комментарий к порядку проведения аттестации педагогических работников» (далее — Комментарий) (см. Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.), в котором даны разъяснения отдельных положений Порядка аттестации.

О квалификационных категориях

Согласно новому Порядку аттестации квалификационные категории , ранее установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Педработник может аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории. Аттестация на квалификационную категорию осуществляется по личному желанию педработника.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет . Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит .

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию , в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Кто проводит аттестацию

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями , формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать педагогическим работникам право для обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время , обеспечивать рассмотрение их заявлений в срок не более 30 дней , а проведение аттестации — в течение периода, не превышающего 60 дней и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Заявление о проведении аттестации

Аттестация педработников проводится на основании их заявлений о проведении аттестации. В заявлении о проведении аттестации указывается квалификационная категория и должность, по которой педработник желает пройти аттестацию.

Порядком аттестации не предусмотрено представление педагогическим работником помимо заявления каких-либо дополнительных сведений и материалов , необходимых на этапе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначение каких-либо испытаний .

Заявление подается педагогом непосредственно в аттестационную комиссию , либо направляется в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядок аттестации не предусматривает согласование заявлений педагогических работников с работодателем, а также квотирование или установление каких-либо соотношений количества устанавливаемых квалификационных категорий.

Как отмечается в Комментарии, не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессиональным стандартом);
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
  • в прохождении аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности;
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Также не может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, которые по каким-либо причинам до подачи заявления не воспользовались правом на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года, как это предусмотрено законом об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В то же время Порядком аттестации предусмотрены основания, по которым педагогам может быть отказано в приеме заявлений :

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории.

Какие-либо другие основания, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, не предусмотрены.

Как проходит аттестация

З аявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

  • определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Заявление рассматривается на заседании аттестационной комиссии, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы .

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, не оформляется .

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом , который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Реализация решения аттестационной комиссии

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения .

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

У педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, со дня вынесения решения аттестационной комиссии возникает право на повышенный уровень оплаты труда, что является одной из основных задач аттестации (пункт 3 Порядка аттестации).

Порядком аттестации установлено, что обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. Т.о., подчеркнуто, что неправомерно осуществлять повышение оплаты труда только за объем преподавательской (педагогической) работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы , а также только по основному месту работы.

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О некоторых основаниях для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории

Запрет на продление срока действия квалификационной категории, предусмотренный пунктом 24 Порядка аттестации, не означает, что по его истечении за педагогическим работников при определенных обстоятельствах не может быть сохранен имевшийся уровень оплаты труда.

Вот что сказано об этом в Комментариях.

«В Отраслевом соглашении на 2012 — 2014 годы, заключенном между Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки Российской Федерации, содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований, когда педагогические работники, у которых истек срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение (установление) уровня оплаты труда, предусмотренного для лиц, имеющих соответствующие квалификационные категории.

К примеру, к таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает):

— в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет;

— в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

— в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

— в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Перечисленные основания для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях и в коллективных договорах могут предусматриваться и другие основания.

В региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах могут предусматриваться также положения, в соответствии с которыми педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию по одной должности, будет производиться оплата труда за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, но по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (профили деятельности) в образовательном учреждении.

Рекомендации об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, предусмотрены в приложении № 2 к федеральному Отраслевому соглашению. Перечень должностей в указанных рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.

В региональных соглашениях могут закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же самую квалификационную категорию, для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников».

Примечание: 1.Согласно постановлению Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на их официальных сайтах в сети «Интернет» в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными ими.

Учительская Копилка

Вход для пользователя

Дополнительные данные

  • Автор: Пасенова Л.Ю.
  • Печать
  • E-mail

Аттестация педагогических работников: новые правила

Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

По старым правилам педагог, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством образовательного учреждения, первая — районным управлением (или отделом) образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной : раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;

педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменили. Теперь эти педагоги также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная_аттестация_на_соотв»> Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

педагогам, проработавшим менее 2 лет на данной должности;

беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов представляет их работодатель.

В случае, если педагог работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, на которых он состоит.

Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении педагогом курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.

Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога. В Тамбовской области эти функции выполняет «Центр экспертизы образовательной деятельности», находящийся по адресу ул. Лаврова, дом 9.

Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».

Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что педагог «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию педагога. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить

работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;

беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;

одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет;

других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. Заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

педагогические работники, не имеющие категорий;

педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. Заявление об аттестации для присвоения высшей категории могут подать:

педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;

педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый педагог делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестационных процедур.

Как подать документы на аттестацию

1. Педагог, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

заявление по установленной форме (есть образец);

ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);

новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;

портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению).

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ — в «Центр экспертизы образовательной деятельности», находящийся по адресу ул. Лаврова, дом 9.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, место и время проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

установлена первая квалификационная категория;

владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений педагога. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия педагога, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Если педагог заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органом образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

Если педагог прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа педагог имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «педагог» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

Если педагог не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории » .

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности .

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок проведения аттестационных процедур (установлен Приказом УОиН Тамбовской области №727 от 01.04.2011)

Процедура аттестации педагогического работника с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится в виде комплексной экспертизы.

Место проведения комплексной экспертизы — Центр экспертизы.

Комплексная экспертиза включает инвариантные и вариативные формы ее проведения и осуществляется в три этапа:

первый этап — испытание по определению уровня квалификации педагогического работника (инвариантная форма);

второй этап — испытание по определению уровня профессионализма педагогического работника (вариативная форма);

третий этап — испытание по определению уровня продуктивности (результативности) практической деятельности педагогического работника (инвариантная форма).

Результаты каждого этапа комплексной экспертизы оцениваются в первичных баллах, которые переводятся в тестовые баллы (от 0 до 100) с целью унификации представления результатов. Перевод первичного балла в тестовый осуществляется в соответствии со шкалами переводов согласно приложению № 4 к данному Порядку.

Первый этап комплексной экспертизы представляет собой тестирование и состоит из двух частей, между которыми допускается двадцатиминутный перерыв.

В первой части тестирования выявляется уровень сформированности профессиональной компетентности педагогического работника в области теории и методики осуществляемого вида деятельности.

Первая часть тестирования для педагогов доп. образования проводится в форме компьютерного тестирования по вопросам профессиональной деятельности.

Вторая часть испытания представляет собой компьютерное тестирование по вопросам, выявляющим уровень владения педагогическим работником навыками использования информационно-коммуникационных технологий, современных методик управления, воспитания и формирования ключевых компетенций у обучающихся (воспитанников).

Второй этап комплексной экспертизы представляет собой

для педагогических работников, претендующих на установление высшей квалификационной категории, испытание по следующим вариативным формам:

защита научно-методической разработки;

защита опытно-экспериментальной разработки;

защита реализованного педагогического проекта;

посещение и анализ учебных занятий или внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым на областном уровне;

для педагогических работников, претендующих на установление первой квалификационной категории, испытания по следующим вариативным формам:

защита опытно-экспериментальной разработки;

защита реализованного педагогического проекта;

посещение и анализ учебных занятий или внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым на муниципальном уровне.

При проведении испытания определяется уровень профессионализма педагогического работника.

Третий этап комплексной экспертизы представляет собой экспертизу документально зафиксированных результатов деятельности педагогического работника и самоанализа, предъявленных педагогическим работником за межаттестационный период, оформленных в виде портфолио. Портфолио передается педагогическим работником в Центр экспертизы в день прохождения первого этапа комплексной экспертизы.

Процедура аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в виде квалификационного испытания.

Место проведения квалификационного испытания — Центр экспертизы или иное учреждение, установленное приказом Управления.

Квалификационное испытание проводится по вопросам, связанным с осуществлением педагогическим работником деятельности по занимаемой должности, и состоит из двух частей: первая часть – инвариантная форма, вторая часть – вариативная форма, между которыми предусматривается двадцатиминутный перерыв.

Максимальное время прохождения квалификационного испытания педагогическим работником – 3,5 часа (с учетом перерыва).

Первая часть квалификационного испытания для педагогов дополнительного образования проводится по вопросам профессиональной деятельности в форме компьютерного тестирования по вопросам профессиональной деятельности.

Вторая часть квалификационного испытания проводится для всех педагогических работников в форме компьютерного тестирования по двум блокам, из которых один блок — «Информационно-коммуникационные технологии», второй — выбранный педагогическим работником из двух предложенных:

«Нормативная правовая база и государственная политика в сфере образования»;

«Современные методики образовательного процесса и технологии обучения и воспитания».

Результаты квалификационного испытания готовятся Центром экспертизы в течение 5 рабочих дней.

Результат прохождения педагогическим работником аттестации на соответствие занимаемой должности формируется из результата прохождения педагогическим работником квалификационного испытания и результата оценивания основных показателей профессиональной деятельности педагогического работника, изложенных в подготовленном работодателем Представлении (п.10) для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности (далее — Представление), которые оцениваются в первичных баллах.

Перевод первичного балла в тестовый балл осуществляется Центром экспертизы согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

В срок не позднее 10 рабочих дней после прохождения педагогическим работником квалификационного испытания Центр экспертизы :

заносит результаты в итоговый протокол квалификационного испытания педагогического работника при прохождении аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, размещает итоговый протокол на сайте Центра экспертизы по адресу www.rcoi68.ru в поле ограниченного доступа в разделе «Профиль учреждения» с целью ознакомления работодателя с результатами квалификационного испытания педагогического работника.

распечатывает итоговый протокол;

знакомит с итоговым протоколом педагогического работника под роспись;

направляет в сканированном виде в Центр экспертизы подписанный педагогическим работником итоговый протокол с указанием даты и времени ознакомления педагогического работника в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его размещения на сайте Центра экспертизы.

Порядком установлено право педагогического работника в рамках курсов повышения квалификации в межаттестационный период по заявлению пройти с привлечением экспертов:

испытание, предусмотренное первым этапом комплексной экспертизы;

защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки либо защиту реализованного педагогического проекта, предусмотренные вторым этапом комплексной экспертизы;

квалификационное испытание, предусмотренное аттестацией с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Результаты испытания/защиты и квалификационного испытания оформляются в виде справки и действительны в течение двух лет.

Педагогический работник вправе направить в областную аттестационную комиссию заявление о зачете результатов испытания/защиты в качестве результатов первого и (или) второго этапа комплексной экспертизы, результатов квалификационного испытания в качестве результатов аттестационной процедуры на соответствие занимаемой должности с приложением справки для рассмотрения и принятия Комиссией решения.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, утвердивший новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге «Аттестация педработников – новый порядок» «Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности»). ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил «Комментарий к порядку проведения аттестации педагогических работников» (далее — Комментарий) (см. Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.), в котором даны разъяснения отдельных положений Порядка аттестации.

О квалификационных категориях

Согласно новому Порядку аттестации квалификационные категории, ранее установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Педработник может аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории. Аттестация на квалификационную категорию осуществляется по личному желанию педработника.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Кто проводит аттестацию

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать педагогическим работникам право для обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, обеспечивать рассмотрение их заявлений в срок не более 30 дней, а проведение аттестации — в течение периода, не превышающего 60 дней и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Заявление о проведении аттестации

Аттестация педработников проводится на основании их заявлений о проведении аттестации. В заявлении о проведении аттестации указывается квалификационная категория и должность, по которой педработник желает пройти аттестацию.

Порядком аттестации не предусмотрено представление педагогическим работником помимо заявления каких-либо дополнительных сведений и материалов, необходимых на этапе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначение каких-либо испытаний.

Заявление подается педагогом непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляется в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядок аттестации не предусматривает согласование заявлений педагогических работников с работодателем, а также квотирование или установление каких-либо соотношений количества устанавливаемых квалификационных категорий.

Как отмечается в Комментарии, не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессиональным стандартом);
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
  • в прохождении аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности;
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Также не может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, которые по каким-либо причинам до подачи заявления не воспользовались правом на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года, как это предусмотрено законом об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В то же время Порядком аттестации предусмотрены основания, по которым педагогам может быть отказано в приеме заявлений:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории.

Какие-либо другие основания, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, не предусмотрены.

Как проходит аттестация

Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

  • определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Заявление рассматривается на заседании аттестационной комиссии, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
  • отказатьв установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, не оформляется.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Реализация решения аттестационной комиссии

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

У педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, со дня вынесения решения аттестационной комиссии возникает право на повышенный уровень оплаты труда, что является одной из основных задач аттестации (пункт 3 Порядка аттестации).

Порядком аттестации установлено, что обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. Т.о., подчеркнуто, что неправомерно осуществлять повышение оплаты труда только за объем преподавательской (педагогической) работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы, а также только по основному месту работы.

Об апелляции

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О некоторых основаниях для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории

Запрет на продление срока действия квалификационной категории, предусмотренный пунктом 24 Порядка аттестации, не означает, что по его истечении за педагогическим работников при определенных обстоятельствах не может быть сохранен имевшийся уровень оплаты труда.

Вот что сказано об этом в Комментариях.

«В Отраслевом соглашении на 2012 — 2014 годы, заключенном между Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки Российской Федерации, содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований, когда педагогические работники, у которых истек срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение (установление) уровня оплаты труда, предусмотренного для лиц, имеющих соответствующие квалификационные категории.

К примеру, к таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает):

— в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет;

— в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

— в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

— в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Перечисленные основания для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях и в коллективных договорах могут предусматриваться и другие основания.

В региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах могут предусматриваться также положения, в соответствии с которыми педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию по одной должности, будет производиться оплата труда за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, но по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (профили деятельности) в образовательном учреждении.

Рекомендации об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, предусмотрены в приложении № 2 к федеральному Отраслевому соглашению. Перечень должностей в указанных рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.

В региональных соглашениях могут закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же самую квалификационную категорию, для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников».

Примечание: 1.Согласно постановлению Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на их официальных сайтах в сети «Интернет» в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными ими.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит