Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток, закон ветеранах боевых действий дополнительный отпуск

Содержание
  1. Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  3. Правила оформления и расчета дополнительного отпуска для ветеранов боевых действий
  4. Дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  5. Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток
  6. Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий
  7. Ветераны боевых действий: право на дополнительный отпуск
  8. Подводные камни процесса оформления отпуска ветеранам боевых действий
  9. Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток
  10. Положен ли дополнительный отпуск ветеранам боевых действий
  11. Положен — ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  12. Делопроизводство
  13. Отпуск ветеранам боевых действий
  14. Нормативная база
  15. Гарантии от государства
  16. Как воспользоваться льготой на неоплачиваемый отпуск?
  17. Кадровые нюансы
  18. Особенности расчета денежных выплат
  19. Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  20. Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий
  21. Законодательство о ветеранах
  22. Положен ли и как оплачивается дополнительный отпуск ветеранам. Сколько дней составляет продолжительность такого отпуска
  23. Прочие отпускные льготы ветеранам, помимо оплачиваемого ветеранского отпуска 15 суток
  24. Дополнительные дни отпуска ветерану боевых действий

Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток

Дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

Аналогичные привилегии имеют и ветераны боевых действий. Для них данная льгота (оплачиваемый отпуск в удобное время и отпуск без оплаты продолжительностью до 35 дней) закреплена подп. 11 п. 1 ст. 16 закона «О ветеранах». Однако такой льготой наделены только ветераны, непосредственно являвшиеся военнослужащими. На гражданских лиц, занятых в обслуживании действий воинских подразделений во время вооруженных конфликтов, данная норма не распространяется.

Правила оформления и расчета дополнительного отпуска для ветеранов боевых действий

  • отпуск должны предоставлять абсолютно все предприятия разных форм собственности;
  • обязательная оплата этого периода отдыха;
  • для участников военных конфликтов, занятых на гражданской работе, дополнительный отпуск не объединяется с основным отдыхом;
  • для ветеранов, продолжающих военную службу, дополнительный отпуск может предоставляться, как отдельно, так и присоединяться к длительности основного отдыха.

Дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

При этом, следует учитывать, что пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году .

Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток

Появилась информация, что 16 июня 2019 года президент РФ подписал Указ об отмене дополнительного отпуска, рассмотренного в законе о прохождении военной службы, и теперь денежная компенсация предлагаться не будет (документ вступил в силу с момента его подписания – 16.06.2015).

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Согласно положениям, изложенным в п. 5.1 ст. 11 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий есть только у действующих военнослужащих. Уволенные в запас такого права лишаются. Действующие военные могут дополнительно отдыхать 15 суток в год.

Ветераны боевых действий: право на дополнительный отпуск

  • статус лица и длительность оплачиваемого отпускного периода определяется согласно ФЗ под номером 76, отредактированному в феврале 2019 года;
  • другие льготы предоставляются согласно ФЗ под номером 5 от января 1995 года;
  • ежегодные оплачиваемые отпускные периоды оформляются согласно 116-й статье ТК;
  • делить оплачиваемый отдых на части можно согласно 125-й статье ТК;
  • неоплачиваемый дополнительный период отдыха оформляется на основании 128-й статьи ТК.

Подводные камни процесса оформления отпуска ветеранам боевых действий

Закон о ветеранах боевых действий дополнительный отпуск 15 суток

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам дополнительный отпуск, указанный отпуск предоставляется при увольнении с военной службы с исключением его из списков воинской части в день окончания отпуска, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Положен ли дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Законом, определяющим статус военнослужащих, установлено, что лица, наделенные таким званием, имеют право на дополнительный отпуск в размере 15-ти суток. Детальный анализ нормы свидетельствует о том, что указанный период дополнительного отдыха может быть предоставлен только в момент прохождения военной службы.

Положен — ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

Дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток для ветеранов боевых действий положен только тем, кто проходит военную службу по контракту или по призыв у п. 5.1 ст. 11 Закона от 27.05.98 № 76-ФЗ . А после увольнения со службы ветераны боевых действий уже не имеют права на такой дополнительный отпуск. Ведь ни ТК РФ, ни другими федеральными законами для данной категории работников дополнительный оплачиваемый отпуск не предусмотрен.

Делопроизводство

Отпуск ветеранам боевых действий

Правительство РФ предоставляет участникам боевых действий разные льготы, в том числе дополнительные отпуска. Далеко не каждый человек, входящий в эту категорию, знает свои права.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Настоящая публикация расскажет особенности предоставления отпуска и расчета денежных пособий.

Нормативная база

Регулирование вопроса предоставления дополнительных отпусков ветеранам боевых действий осуществляется следующими документами:

  • Федеральный закон N 5″О ветеранах».
  • Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
  • Ст. 128 ТК РФ «Отпуск без оплаты труда»
  • Ст. 116 ТК РФ «Ежегодные оплачиваемые отпуска».
  • Ст. 125 ТК РФ «Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части».

Скачать их можно на нашем сайте:

Гарантии от государства

Перечень компенсаций и социальной поддержки регламентируется документом №1 из предыдущего раздела.

Со стороны государства им полагаются следующие гарантии:

  • оформление ежегодного отпуска в любое время;
  • отдых до 35 дней без сохранения зарплаты;
  • льготный (оплачиваемый) отпуск до 15 дней;
  • ежемесячные денежные пособия;
  • пенсионное обеспечение;
  • обучение по месту работы за счет нанимателя;
  • льготное налогообложение.

К ветеранам военных действий относятся (cт.3 документ №1 раздела «Нормативная база»):

  • военнослужащие, сотрудники ОВД, призывники, а также органы власти, участвовавшие в военных операциях;
  • люди, которые избавляли территории от взрывоопасных механизмов;
  • граждане, служившие в автомобильных батальонах и занимавшиеся транспортировкой грузов;
  • лица, выполнявшие задания в опасных условиях на территории Чеченской Республики и РФ;
  • военнослужащие летного состава;
  • работники воинских частей, пострадавшие от ранений;
  • люди, занимавшиеся трудовой деятельностью в период военных действий и проработавшие установленный срок.

Как воспользоваться льготой на неоплачиваемый отпуск?

Отпуск ветеранам боевых действий (без содержания) предоставляется по личному заявлению сотрудника.

Составить его можно на бумаге формата А4 простой ручкой:

  • В правом верхнем углу пишется название компании, должность и ФИО руководителя, а также данные работника.
  • В тексте содержится просьба предоставить отпуск за свой счет, основание, уважительная причина и сроки. В заключительной части ставится подпись и дата составления документа.

Пример оформления представлен ниже:

Образец заявления на отпуск

К заявлению следует приложить:

  • удостоверение ветерана боевых действий;
  • документы, подтверждающие, что причина отсутствия уважительная (если имеются).

Скачать бланк заявления можно здесь:

Далее оформление отпуска проходит по стандартной схеме: руководитель рассматривает заявление, подписывает и создает приказ.

Пример показан в таблице.

Образец приказа на отпуск

Во время прохождения военной службы гражданин, собирающийся пойти в отпуск, должен составить рапорт.

Положен ли отпуск за выслугу лет военнослужащим? Узнайте тут.

Как составляется документ:

  • В правом верхнем углу пишется ФИО командира подразделения.
  • В центре страницы ставится надпись «рапорт».
  • Основной текст содержит просьбу о предоставлении отпуска, ВПД (указываются названия начальной и конечной станции) и денежной компенсации. В документе отмечается период отсутствия, состав семьи, а также точный адрес проведения выходных.
  • Заключительная часть информирует о том, кто будет временно исполнять обязанности. Также в документе ставится дата составления и подпись военнослужащего.

Пример документа:

Образец рапорта на основной отпуск

Кадровые нюансы

Отпуск без сохранения зарплаты или дополнительный с длительностью 15 дней предоставляется в любое время, но требует согласования с руководством.

В трудовом законодательстве нет конкретной информации о том, что организация обязана оформлять такой отдых. Однако если директор откажется подписать заявление с уважительной причиной (семейные обстоятельства: переезд, смерть родственника и т.п.), в дальнейшем возможны судебные разбирательства.

На основании закона об отпуске без сохранения зарплаты (документ №3, раздел «Нормативная база»), руководитель обязуется предоставить отдых ветерану боевых действий, получившему контузию или другие увечья в период службы.

В коллективном договоре должны быть указаны конкретные условия.

Как специалисты отмечают в табеле ветеранский отпуск:

  • код ДО или цифра 16 ставится при оформлении выходных без содержания по семейным обстоятельствам;
  • буквы ОЗ или цифра 17 — если предоставление было обязательным для руководства;
  • ДБ или код 18 устанавливаются при решении, принятом согласно коллективному договору или соглашению.

Длительность отдыха сотрудника влияет не только количество отработанных дней, но и трудовой стаж.

Все эти сведения в дальнейшем учитываются при расчете выплат для ежегодного отдыха.

Отпуск ветеранам боевых действий предоставляется раз в год и не переносится. Руководители могут самостоятельно устанавливать его, в зависимости от производственных возможностей, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом.

Другие особенности:

  • может быть разделен на части (не менее чем по 2 недели) по соглашению обеих сторон (документ №5 раздел «Нормативная база»);
  • отзыв возможен только при согласии сотрудника, а неиспользованные выходные предоставляются в другое время на протяжении текущего года.

Разрешается ли сейчас оформлять дополнительный оплачиваемый отпуск?

Появилась информация, что 16 июня 2019 года президент РФ подписал Указ об отмене дополнительного отпуска, рассмотренного в законе о прохождении военной службы, и теперь денежная компенсация предлагаться не будет (документ вступил в силу с момента его подписания – 16.06.2015).

Адвокаты уверяют, что данное мнение ошибочно. Конкретной информации об отмене 15-дневного отдыха нет.

Проверить сведения просто: достаточно открыть закон п.5.1 ст.11 ФЗ №76, подтверждающий права рассматриваемой категории граждан.

Когда наступает право оплаты проезда в отпуск? Читайте тут.

Подробную информацию про порядок расчета отпуска можно найти здесь.

Особенности расчета денежных выплат

Для расчета ежегодного отпуска ветеранам боевых действий, в первую очередь, необходимо определить расчетный период.

Результат зависит от того, сколько человек проработал на предприятии:

  • больше года – рассматривают 12 месяцев;
  • меньше года – принимают фактически отработанное время.

Найденный показатель и даты отсутствия сотрудника необходимо отметить в программе по кадровому учету.

Размер начисленной зарплаты определяется с учетом премиальных, больничных и других выплат.

Следующий этап подразумевает расчет средней оплаты труда в день.

Для этого начисления за расчетный период следует разделить на определенное количество календарных дней, которые рассчитываются так:

ДНИк=29,4 х полностью отработанные месяцы

Для расчета пособия ветеранам боевых действий необходимо среднюю дневную зарплату умножить на количество дней предоставляемого отпуска.

Пример 1:

Сверчков Т.И. является ветераном боевых действий Афганистана и работает в ООО «Текстильная фирма «Купавна» на протяжении трех лет. 03.08.2015 он собирается уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 дней. Согласно сведениям программы по кадровому учету, месячная зарплата равна 34 000 руб.

Отпускные будут рассчитываться по следующему алгоритму:

Сумма, принимаемая к расчету:

34 000 х 12 = 408 000 руб.

Количество календарных дней:

ДНИк = 29,4 х 12 = 352

Средний дневной заработок:

408 000 руб. / 352 = 1159 руб.

Отпускные, положенные Сверчкову Т.И.:

1159 х 28 дней = 32 455 руб.

Пример 2:

Тимофеев А.Е. проходил военную службу в Чечне и является сотрудником ОВД, работающим в охранном агентстве 1,5 года. 19.10.2015 он подал заявление об оформлении дополнительного отпуска сроком на 14 дней. Размер ежемесячной зарплаты составляет 41 000 руб. Сколько бухгалтер должен выплатить отпускных?

Для ответа на поставленный вопрос нужно выполнить несколько простых действий:

Определить выплаты, используемые при расчете пособия:

41000 х 12 = 492000 руб.

Найти общее число дней для расчета:

Рассчитать средний дневной заработок:

492 000 руб. / 352 = 1398 руб.

Отпускные Тимофееву А.Е. составят:

1398 х 14 дней = 19 572 руб.

На практике получить ветеранский отпуск непросто, так как далеко не каждый работодатель дает согласие.

Если вы докажете, что причина отсутствия уважительная или предъявите законодательные акты, запрещающие нанимателю давать отказ, то сможете воспользоваться льготой.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

В этой небольшой статье расскажу про дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

Из статьи вы узнаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Нередки случаи, когда в кадровую службу предприятия приходит работник, предоставляет удостоверение ветерана боевых действий и, при этом, просит предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск 15 календарных дней на том основании, что он является ветераном боевых действий.

Законно ли указанное требование работника? Итак, давайте разбираться.

В соответствии со ст. 116 Трудового Кодекса РФ

ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Федерального закона

прохождение военной службы осуществляется гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту), граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

На основании п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На основании п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих»

для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса.

При этом, социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В соответствии с п.5.1 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих»

военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Анализируя указанное положение ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с положениями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приходим к выводу, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий может возникнуть исключительно у военнослужащего , имеющего статус ветерана боевых действий.

Так, к примеру, ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не предусматривает военной службы в коммерческой структуре.

Действующее законодательство РФ также не содержит каких – либо иных положений, в соответствии с которыми устанавливается прохождение военной службы в коммерческой структуре.

В связи с указанным, работник, имеющий статус ветерана боевых действий, в рассматриваемом случае не является военнослужащим и, поэтому, не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

То есть, предоставление дополнительного отпуска ветеранам боевых действий, предусмотренного п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в рассматриваемом случае будет необоснованным и неправомерным.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве получателей гарантии реализации права на оплачиваемый дополнительный отпуск ветеранам боевых действий в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» указаны только военнослужащие .

Расширительное толкование п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» недопустимо.

Поскольку в п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» речь идет именно о военнослужащих — ветеранах боевых действий, нельзя самовольно распространять действие данной нормы на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы),

Помимо этого, норма, предоставляющая военнослужащим право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий, указана непосредственно в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая, исходя из своего названия, регулирует служебное время и право на отдых именно военнослужащих.

Таким образом, по смыслу данной статьи закона её положения не могут распространяться на рабочее время работников-невоеннослужащих в рамках трудовых отношений.

Поэтому норма п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена.

Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см. напр. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 12 ноября 2010 г. по делу N 2-2087/2010, а также решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2011 г. по делу N 2-1291/11)

При этом, следует учитывать, что пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году .

Положений, устанавливающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» не содержит.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что требование работника, не являющегося военнослужащим, о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска, как ветерану боевых действий, не основано на действующем законодательстве, в силу чего не подлежит удовлетворению работодателем.

На этом, позвольте данную статью завершить.

Надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на свои вопросы и теперь знаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Пользуйтесь! Если же у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье. Спасибо!

Вопросы и комментарии (28)

Как я понял из статьи,дополнительный оплачиваемый отпуск,положен только военнослужащим,имеющим статус ветерана боевых действий. И если,я ветеран боевых действий,не военнослужащий,то я имею право только на неоплачиваемый отпуск?

Да, всё верно. Неоплачиваемый отпуск до 35 календарных дней в году.

Здравствуйте Евгений. Спасибо Вам большое за эту статью. Я получил всю необходимую информацию по своему вопросу. Я работаю в ГКУ АМПП г. Москвы, в 2011г стал ветераном БД в СКФО и мне так же отказали в оплачиваемом 15-ти дневном отпуски и, как вы указали в своей статье предложили взять до 35 дней без содержания, но почему тогда некоторые юристы уверяют, что бывшие сотрудники полиции, ветераны боевых действий могут получить оплачиваемый 15-ти дневный отпуск. Так всё же можно отсудить эти дни или эти фейковые юристы, которые хотят нажиться на обмане. Спасибо…

Добрый день! Таким образом, военнослужащий увольняясь с военной службы, утрачивает статус ветерана и положенные льготы. (выплата пособия, льгота в оплате ЖКХ)? Или стандарты двойные : отпуск утратит , а что-то нет. И ещё, а ветераны Великой Отечественной не будучи военными, так же потеряли статус ветеранов?Локальные войны, что, не такие страшные, и раненым было не так больно??

Евгений, Вы подменяете понятия. Военнослужащий увольняясь с военной службы утрачивает статус именно военнослужащего. Правовой статус военнослужащих, ветеранов боевых действий, и ветеранов боевых действий-военнослужащих в настоящее время детально регламентировано в законодательных актах, ссылки на которые приведены в статье.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, устанавливаются:
— военнослужащим и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ, и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей.
Согласно п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Следовательно Вы имеете право на дополнительный отпуск В заявление ссылайтесь и на закон о статусе военнослужащих и на закон о ветеранах.

Ольга, право на дополнительный оплачиваемый отпуск 15 суток есть только у ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЕТЕРАНАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (а не у граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных силах РФ, и не у простых военнослужащих как вы неверно указываете, ссылаясь на п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Пункт 5.1. ст.11 является специальной нормой по отношению к норме, установленной п.5 ст.2 вышеназванного закона (общей норме). В моей статье рассматривается исключительно вопрос о том, положен ли дополнительный оплачиваемый отпуск ВЕТЕРАНАМ боевых действий, и если да, то при каких условиях. Условие одно — Ветеран боевых действий должен являться военнослужащим.

Добрый день, Евгений! Скажите пожалуйста, а сотрудник полиции (ветеран боевых действий), действующий, попадает под статус военнослужащих? Может воспользоваться дополнительным, оплачиваемым отпуском?

Кирилл, сотрудник полиции НЕ является военнослужащим. См. ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Право на дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику полиции предусмотрено в ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — и для этого не обязательно сотруднику полиции быть ветераном боевых действий. Что касается сотрудника полиции — ветерана боевых действий, то на него распространяется пп.11 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», о котором упомянуто в моей статье. То есть, оплачиваемый дополнительный отпуск не предусмотрен.

Спасибо большое) Значит только 35 суток без содержания, я так понимаю…

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Законодательство о ветеранах

В отечественном законодательстве слово «ветеран» используется в нескольких значениях, поэтому, говоря о ветеранах боевых действий, необходимо максимально точно очертить круг граждан, подпадающих под данное определение.

Базовым законом, который дает определение этому термину, является закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Ст. 1 данного закона относит к ветеранам граждан, имеющих заслуги по защите СССР и РФ и добросовестно исполнявших свой гражданский или воинский долг как на территории нашей страны (РФ и СССР), так и на территории других государств.

При этом в тексте указанного закона ветераны, имеющие воинские или иные заслуги, разделены на 3 группы:

  • участники ВОВ;
  • участники боевых действий на территории РФ, СССР или других государств;
  • инвалиды войны.

Участники ВОВ

Перечень граждан, подпадающих под определение «участники ВОВ», приведен в ст. 2 обозначенного закона. При этом среди перечисленных граждан указаны не только собственно военнослужащие, но и мирные граждане, имеющие заслуги за защиту Отечества.

К таковым закон, в частности, относит:

  • жителей блокадного Ленинграда, имеющих специальный нагрудный знак;
  • проработавших в тылу в период ВОВ не менее 6 месяцев либо награжденные орденом (медалью) за труд в годы войны;
  • участвовавших в строительстве объектов (дорог, аэродромов, оборонительных укреплений, морских баз) в тылу действующих фронтов.

Также к числу участников ВОВ п. 8 ст. 154 закона «О внесении…» от 22.08.2004 № 122-ФЗ отнесены лица, бывшие в возрасте до 18 лет узниками гетто и концлагерей (в период ВОВ), проживающие на территории РФ.

Ветераны боевых действий

Перечень граждан, подпадающих под данное определение, закреплен в ст. 3 закона «О ветеранах». В данную категорию также попадают военнослужащие и гражданские лица, воевавшие/работавшие на территориях, где проводились боевые действия в периоды, обозначенные в приложении III к обозначенному закону.

Инвалиды войны

Еще одна категория граждан, имеющая ряд специальных, в том числе отпускных льгот, — это инвалиды войны, перечень которых приведен в ст. 4 закона «О ветеранах». К ним относятся собственно военнослужащие (граждане, обслуживавшие воинские части, и работавшие в районах боевых действий), участвовавшие в ВОВ, а также иных боевых действиях по защите РФ и СССР, ставшие инвалидами в результате ранений и заболеваний, полученных на военной службе в действующей армии.

Помимо граждан, перечисленных в ст. 4 закона «О ветеранах» п. 8 ст. 154 закона «О внесении…» от 22.08.2004 № 122-ФЗ к инвалидам войны отнесены лица, бывшие в возрасте до 18 лет узниками гетто и концлагерей, имеющие инвалидность ввиду трудового увечья, заболевания или по иным уважительным причинам. При этом обязательным условием для признания таких граждан инвалидами войны является необходимость их проживания в РФ.

Положен ли и как оплачивается дополнительный отпуск ветеранам. Сколько дней составляет продолжительность такого отпуска

Всем категориям ветеранов, перечисленных ст. 2–4 закона «О ветеранах», полагается целый ряд отпускных льгот. При этом наиболее существенная из них (дополнительный отпуск, оплачиваемый работодателем) ТК РФ не предусмотрена, на возможность ее предоставления указывает лишь п. 5.1 ст. 11 закона «О статусе военнослужащих» от 25.07.1998 № 76-ФЗ. Обозначенная норма определяет, что дополнительный отпуск с оплатой из средств бюджета предоставляется лишь ветеранам боевых действий, которые проходят службу в рядах ВС РФ.

Таким образом, на дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток могут рассчитывать только ветераны, служащие в настоящий момент в армии. На других граждан данное правило не распространяется.

Что касается оплаты указанного периода, то в отношении нее применяются общие правила, касающиеся выплат отпускных военнослужащим исходя из выслуги лет, должности и звания.

Необходимо также добавить, что ст. 116 ТК РФ наделяет руководство любой организации, где работают ветераны, правом самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска своим сотрудникам, в том числе и ветеранам. Соответственно, порядок предоставления оплаты отпусков в таком случае должен регулироваться внутренними документами организации.

Прочие отпускные льготы ветеранам, помимо оплачиваемого ветеранского отпуска 15 суток

Основной нормой, регулирующей отпускные льготы для ветеранов, является ст. 128 ТК РФ, которая позволяет таким работникам при необходимости оформить отпуск за свой счет в любое удобное для них время. Важно отметить, что руководство организации обязано предоставить такой отпуск в пределах, определенных ст. 128 ТК РФ, по заявлению ветерана.

Привилегии для инвалидов войны

Наибольшими отпускными льготами обладают инвалиды войны. Согласно ст. 128 ТК РФ, им полагается отпуск без оплаты продолжительностью до 60 дней, который может быть предоставлен как единовременно, так и по частям. Данная норма распространяется на всех инвалидов независимо от группы. Кроме того, подп. 17 п. 1 ст. 14 закона «О ветеранах» позволяет инвалидам войны всех групп пользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском в удобное для них время.

Следует отметить, что в общем порядке, т. е. согласно ст. 123 ТК РФ отпуск оформляется на основе графика, который составляет руководство организации. При этом дни ежегодного отдыха могут приходиться на любой период года. Соответственно, на инвалидов войны такой график не распространяется, а отпуск должен быть предоставлен по их заявлению. Причем в тот период, который наиболее удобен для инвалида. Кроме того, инвалиды войны в случае потребности в более продолжительном отдыхе вправе присоединять к оплачиваемому отпуску и время отдыха за свой счет в пределах обозначенных 60 дней, которые также должны быть оформлены по заявлению в удобное для них время.

Согласно положениям ст. 115 ТК РФ, минимальный отпуск с содержанием составляет 28 дней. Таким образом, инвалид войны вправе претендовать на отпуск в количестве минимум 88 дней, из которых не менее 28 будут оплачены.

В том случае, если и этих 88 дней не хватает для лечения и следования на курорт (в санаторий), инвалиды войны групп I и II вправе на недостающие дни оформить больничный лист, который должен быть оплачен за счет средств соцстраха.

Привилегии для участников ВОВ

Работающие участники ВОВ (за исключение тружеников тыла) имеют право на отпуск в любое время года без учета графика, имеющегося на предприятии. Для непосредственных участников боевых действий в годы ВОВ такое правило установлено подп. 15 п. 1 ст. 15 закона «О ветеранах». В отношении мирных граждан, которые признаны участниками ВОВ, данное правило закреплено подп. 9 п. 1 ст. 18 обозначенного закона (для блокадников), а также подп. 10 п. 1 ст. 19 (для работавших на строительстве укреплений в тылу действующих фронтов, операционных районах действующих флотов). На тружеников тыла действие данной нормы не распространяется, поскольку льготы для них, согласно ст. 20 закона «О ветеранах», должны быть установлены региональным законодательством.

В то же время уже упомянутая нами ст. 128 ТК РФ наделяет правом использовать отпуск до 35 дней без оплаты в любое необходимое время года всех работающих участников ВОВ, в том числе тружеников тыла. Для оформления такого отпуска необходимо лишь заявление, причем согласования его сроков с руководством организации указанная норма не требует.

Привилегии для ветеранов боевых действий

Аналогичные привилегии имеют и ветераны боевых действий. Для них данная льгота (оплачиваемый отпуск в удобное время и отпуск без оплаты продолжительностью до 35 дней) закреплена подп. 11 п. 1 ст. 16 закона «О ветеранах». Однако такой льготой наделены только ветераны, непосредственно являвшиеся военнослужащими. На гражданских лиц, занятых в обслуживании действий воинских подразделений во время вооруженных конфликтов, данная норма не распространяется.

Подводя итог, отметим, что на дополнительный отпуск с оплатой могут рассчитывать только действующие военнослужащие ВС РФ, имеющие статус ветерана. Что же касается прочих ветеранов ВОВ и вооруженных конфликтов, то им такой отпуск не положен, но зато имеется целый ряд других отпускных льгот (все они рассмотрены в статье).

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Отпуск».

Дополнительные дни отпуска ветерану боевых действий

Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле , уважаемые коллеги! На нашем форуме уже более 250.000 сообщений, более 26.000 тем, а главное — у нас всегда отличный коллектив и дух взаимопомощи. Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Наш с Вами форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы — это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

Обязан ли работодатель предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск работникам — ветеранам боевых действий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан предоставлять дополнительный отпуск работникам — ветеранам боевых действий.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Однако ни ТК РФ, ни какие-либо федеральные законы не устанавливают дополнительных отпусков ветеранам боевых действий.
В силу п. 11 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется лишь право использовать данные отпуска в удобное для них время.
Таким образом, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять ветеранам дополнительные оплачиваемые отпуска.
В то же время в юридической литературе высказано мнение о том, что на основании п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий все-таки должен быть предоставлен работодателем. В соответствии с указанной нормой военнослужащим — ветеранам боевых действий предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. При этом указываются на то, что в силу п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ данные гарантии установлены не только для военнослужащих, но и для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей *(1) . Известная нам позиция официальных органов по данному вопросу, к сожалению, не позволяет сделать однозначного вывода о том, насколько, по их мнению, правомерен такой подход. Так, Государственная инспекция труда в Красноярском крае в письме от 3 июля 2013 г. N 6-2127-13-ПВ/221/1 указала лишь на то, что «ветеранам боевых действий предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск на основании ст. 116 Трудового кодекса РФ, п. 5.1. ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не уточнив при этом, идет ли речь о предоставлении дополнительного отпуска работодателем работнику, уволенному с военной службы и являющемуся ветераном боевых действий, либо о предоставлении такого отпуска военнослужащему.
Тем не менее, на наш взгляд, данная позиция основана на ошибочном толковании п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ. Как следует из указанной нормы, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются для военнослужащих и членов их семей, а также для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исходя из формулировки данного положения нельзя заключить, что все социальные гарантии, предусмотренные Законом N 76-ФЗ, в обязательном порядке распространяются на все упомянутые категории граждан. Данная норма говорит лишь о том, что закон устанавливает гарантии для этих категорий граждан. При этом в каждом конкретном случае законодатель указывает конкретный круг лиц, на которых распространяется та или иная гарантия. Если какая-либо гарантия распространяется, помимо военнослужащих, также и на лиц, уволенных с военной службы, или членов их семей, это оговаривается отдельно (смотрите, например, п. 6 ст. 15 , п. 12 ст. 15 , п. 5 ст. 16 , п. 2 ст. 20 , п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ).
Таким образом, по нашему мнению, если в качестве получателей той или иной гарантии указаны только военнослужащие, расширительное толкование данного термина будет неправомерным. Поскольку в п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ речь идет именно о военнослужащих — ветеранах боевых действий, мы не можем самовольно распространять действие данной нормы ни на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 Закона N 76-ФЗ граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы), ни на членов их семей.
В противном случае нам пришлось бы заключить, что любые социальные гарантии, установленные законом только для военнослужащих, распространяются также и на лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, например, на указанные категории граждан распространялась бы гарантия по обеспечению военнослужащих вещевым имуществом, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ. Однако ситуация, при которой лица, уволенные с военной службы, и члены их семей, обращаются к Министерству обороны с требованием обеспечить их указанным имуществом, представляется достаточно абсурдной, а перспективы удовлетворения такой просьбы — сомнительными.
Кроме того, считаем необходимым заметить, что норма, устанавливающая военнослужащим — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск, относится к ст. 11 Закона N 76-ФЗ, которая исходя из своего названия регулирует служебное время и право на отдых военнослужащих. Таким образом, по смыслу данной статьи ее положения не могут распространяться на рабочее время работников в рамках трудовых отношений.
Из этого следует вывод, что норма п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена. Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике *(2) .
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бадалян Юлия
18 июля 2013 г.

Цитата
Надежда Бекетова пишет:
также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Однако ни ТК РФ, ни какие-либо федеральные законы не устанавливают дополнительных отпусков ветеранам боевых действий.
В силу п. 11 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется лишь право использовать данные отпуска в удобное для них время.
Таким образом, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять ветеранам дополнительные оплачиваемые отпуска.
В то же время в юридической литературе высказано мнение о том, что на основании п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий все-таки должен быть предоставлен работодателем.

Интересный конечно вывод! Исходя из логики данного рецензента, увольняясь со службы ветеран должен удостоверение засунуть Министерству Обороны поглубже . Т.е. приведённые ниже ФЗ он считает только для военнослужащих? Мне кажется всё таки вольно, товарищ трактует.

Цитата
Надежда Бекетова пишет:
В противном случае нам пришлось бы заключить, что любые социальные гарантии, установленные законом только для военнослужащих, распространяются также и на лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, например, на указанные категории граждан распространялась бы гарантия по обеспечению военнослужащих вещевым имуществом, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ. Однако ситуация, при которой лица, уволенные с военной службы, и члены их семей, обращаются к Министерству обороны с требованием обеспечить их указанным имуществом, представляется достаточно абсурдной, а перспективы удовлетворения такой просьбы — сомнительными.

Абсолютно абсурдно и не вытекает ничего, любят за уши притягивать не понятно что!

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит