Нужен ли на предприятии график проведения противопожарных инструктажей – правила составления образец для скачивания, порядок проведения противопожарного инструктажа школе

Содержание
  1. Нужен ли на предприятии график проведения противопожарных инструктажей – правила составления + образец для скачивания
  2. Нужно ли составлять на предприятии?
  3. Выводы
  4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА
  5. Об организации противопожарной пропаганды «сосногорск» мерам пожарной безопасности постановляю
  6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ *
  7. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  8. за пожарную безопасность жилых домов

  9. Тематический план и типовая учебная программа
  10. Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
  11. Тема 2. Организационные противопожарные мероприятия в жилом доме
  12. (хозяйстве)
  13. Практическое занятие
  14. Зачет
  15. 3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  16. 6. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
  17. Порядок проведения противопожарного инструктажа школе
  18. Приказ о проведении инструктажей по пожарной безопасности
  19. Что включается в понятие «Инструктаж по пожарной безопасности»
  20. Как часто должны проводиться инструктажи
  21. Кто может проводить данные мероприятия
  22. Порядок проведения инструктажа
  23. На чем базироваться при составлении приказа
  24. Форма приказа
  25. Кто должен подписать документ
  26. Нормы оформления
  27. Учет приказа
  28. Как хранить
  29. Образец приказа о проведении инструктажей по пожарной безопасности

Нужен ли на предприятии график проведения противопожарных инструктажей – правила составления + образец для скачивания

Инструктаж по пожарной безопасности – составной элемент комплекса мер по охране здоровья и жизни сотрудников, сохранения производственного оборудования и иных материальных предметов в сохранности.

Данные мероприятия включают в себя проведение теоретических и практических занятий ответственными лицами среди рабочих по предотвращению появления пожаров и возгораний на участках работы.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Нужно ли составлять на предприятии?

Проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с нормативным актом организации, составленным, в свою очередь, руководствуясь нормами федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов.

График проведения занятий по пожарной безопасности является обязательным для исполнения в отношении должностей и, соответственно, работников, в нем указанных, и подлежит исполнению при наступлении соответствующего срока.

Однако не все виды инструктажа подлежат отражению в графике. В перечне видов мероприятий по противопожарной безопасности содержатся мероприятия, которые наступают лишь после проявления негативных последствий (введения режима чрезвычайной ситуации, техногенной катастрофы или угрозы террористического акта).

Предугадать проявление таких ситуаций невозможно, соответственно, как и отразить проведение внеплановых инструктажей по пожарной безопасности в графике.

Необходимость наличия графика проведения любого вида инструктажа закреплена федеральными нормативными актами.

Приказами министерства труда РФ, МЧС России и иных ведомств, затрагивающих вопросы противопожарной безопасности, наличие графика и его неукоснительное соблюдение является обязательной нормой.

Однако проведение занятий в соответствии с графиком не всегда возможно.

Существуют противопожарные инструктажи, которые проводятся только после наступления каких-либо оснований, предусмотреть которые невозможно.

Однако после их внепланового осуществления дата, время, место и содержание данного мероприятия должно быть в обязательном порядке отражено в текущем графике.

К таким незапланированным видам относятся – отчасти вводный, внеплановый и целевой инструктажи, которые проводятся в зависимости от внешних обстоятельств.

Лишь проведение вводных занятий по пожарной безопасности могут быть запланированы, если ответственное лицо знает, в течение какого периода поступит новый сотрудник или прибудет прикомандированный работник.

В типовом графике в обязательном порядке отражаются инструктажи следующих видов:

  • Первичный – проводится уже после принятия сотрудников на работу и вступления их в должность. Поэтому в обязательном порядке при составлении графика на текущий период (месяц, квартал) ответственный специалист должен отражать проведение занятий по пожарной безопасности. При принятии нового сотрудника с ним предварительно проводится вводное обучение, которое также должен быть отражен в графике после проведения.
  • Повторный – проводится с определенной периодичностью в отношении всех работников, за исключением лиц, по решению руководства освобожденных от данной процедуры в силу специфики трудовой деятельности.

Повторные противопожарные занятия в соответствии с нормой закона должны проводиться не менее двух раз в год (по решению руководство при согласии профсоюзного органа может проводиться чаще).

На какой срок оформляется?

Срок составления графика варьируется в зависимости от специфики работы организации (постоянная, сезонная работа) и может составлять несколько временных промежутков:

  • месяц — месячный график чаще составляет на предприятиях сезонной работы;
  • квартал – самая частая форма составления;
  • полугодие – составляется в организациях постоянного действия и складывается на основе квартальных графиков;
  • годовой – итоговый график, который составляет параллельно всем остальным.

При проведении повторных занятий по пожарной безопасности

Оформляется в виде приложения к приказу организации о создании такого документа и проведении комплекса инструктажей по пожарной безопасности на предприятии.

Заверение такого графика должно осуществляться руководством организации при проставлении виз ответственным специалистом по охране труда и руководителем подразделения, работники которого будут проходить повторный инструктаж.

Также учитывая цикличность осуществления повторных занятий, определяется срок его проведения (2 раза в год или чаще).

При создании такого графика непосредственное участие должна принимать юридическая служба организации для контроля соблюдения законодательства в сфере охраны труда и защиты прав работников предприятия.

Правила оформления

Законодательством не установлен образец для использования при составлении графика повторного противопожарного инструктажа, поэтому каждая организация может составлять его в свободной форме.

Однако для корректного использования в процессе инструктажа и отражения важных данных в графике должны быть отражены следующие данные:

  • наименование организации и ее печать;
  • персональные данные ответственного лица по противопожарной охране;
  • список работников с отражением персональных данных и должностей;
  • тематика проводимых занятий и содержание инструктажа по отдельным категориям работников;
  • дата и время осуществления занятий с пометкой сотрудников и ответственного лица о проведении мероприятий профилактики;
  • дата, время и место следующего по графику повторного инструктажа.

Скачать образец

Пример оформления графика проведения противопожарных инструктажей – word.

Выводы

График представляет собой внутренний документ организации, обязательный к исполнению и отражающий порядок, сроки и место осуществления инструктирования и обучающих занятий по противопожарной безопасности.

Составляется, прежде всего, в отношении повторных инструктажей, определяя периодичность выполнение обучения.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

Положение о порядке проведения противопожарного инструктажа и обучения мерам пожарной безопасности работников МОУ «ШКОЛА № 4 Г. ДЕБАЛЬЦЕВО» (далее — Положение) устанавливает требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников МОУ «ШКОЛА № 4 Г. ДЕБАЛЬЦЕВО» (далее Школа).

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников Школы несет директор, а также должностные лица Школы, назначенные директором в соответствии с приказом по Школе, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников Школы осуществляют органы государственного пожарного надзора.

Основными видами обучения работников Школы мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее — пожарно-технический минимум).

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников Школы основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее — специальные программы) и в порядке, определяемом директором Школы.

При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику выполняемой работы.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников Школы с:

правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики выполняемой работы, учебного процесса;

мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный на рабочем месте, внеплановый на рабочем месте и целевой.

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный противопожарный инструктаж проводится:

со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

с сезонными работниками;

с командированными в Школу работниками;

с иными категориями работников (граждан) по решению директора.

Вводный противопожарный инструктаж в Школе проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность в Школе, назначенным приказом директора.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается директором Школы. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой (Программа проведения Вводного инструктажа приведена в Приложении № 1).

Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

со всеми вновь принятыми на работу;

с переводимыми из одного подразделения Школы в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу;

с командированными в Школу работниками;

с сезонными работниками;

Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в Школе, назначенным приказом директора.

Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (Программа проведения Первичного инструктажа приведена в Приложении № 2).

Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником (обучающимся) индивидуально или с группой людей, с отработкой действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

Все работники Школы должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения (Школы является учреждением с массовым (более 50 человек) пребыванием людей).

Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность в подразделении, кабинете со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, с работниками, выполняющими пожароопасные работы – не реже одного раза в 6 месяцев.

Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников (обучающихся) по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте (Приложение № 2).

В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знание инструкций по пожарной безопасности, мест расположения первичных средств пожаротушения, путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

при замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

при нарушении работниками Школы требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников Школы;

при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в аналогичных учреждениях.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении, кабинете. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж проводится:

при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

при проведении экскурсий в организации;

при организации массовых мероприятий с обучающимися;

при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек.

Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении или непосредственно руководителем работ.

Руководители, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников Школы проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников Школы, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в Школе возлагаются на директора.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

работник, ответственный за пожарную безопасность Школы и проведение вводного противопожарного инструктажа.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах противопожарной службы МЧС ДНР, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов ДНР, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС ДНР, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам (приложение № 3, № 4), пожарно-технического минимума непосредственно в Школе обучаются:

руководители структурных подразделений (кабинетов), ответственные за обеспечение пожарной безопасности в кабинетах и проведение противопожарного инструктажа на рабочем месте;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

и другие категории работников Школы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом директора.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в Школе проводится лицом, назначенным приказом директора, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Проверка знаний правил пожарной безопасности

Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников Школы осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя обучающей организации, состоящей не менее чем из трех человек.

В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.

Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в Школе без отрыва от производства, приказом директора создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников Школы независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

при вводе в эксплуатацию нового оборудования, требующего дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также директора (или уполномоченного им лица) Школы при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками Школы требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

при перерыве в работе в данной должности более одного года;

при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Перечень контрольных вопросов разрабатывается директором Школы или работником, ответственным за пожарную безопасность (приложение № 5).

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется директором Школы.

ВВОДНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

Об организации противопожарной пропаганды «сосногорск» мерам пожарной безопасности постановляю

Помните! Пожар легче предупредить, чем потушить!

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ *

* К детским учреждениям относятся все типы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).

Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации инструктажей по пожарной безопасности (приложение №6) с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ;

с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по пожарной безопасности с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V-VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися I-IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

Рекомендуемая тематика занятий по пожарной безопасности с

воспитанниками и учащимися образовательных учреждений

Для детей дошкольного возраста

Занятие 1 . Ознакомление детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 1 час.

Цель: познакомить детей с первичными средствами пожаротушения, правилами их использования; ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, пожарный кран; воспитывать у детей наблюдательность и внимание.

Занятие 2. Экскурсия в пожарную часть.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 2 часа.

Цель: ознакомить детей с деятельностью пожарной части или подразделения муниципальной (добровольной) пожарной охраны, пожарной техникой, предназначенной для тушения пожаров; пополнить словарный запас словами «пожарный», «пожарная машина», «пожарная часть», «пожарная лестница»; воспитывать у детей уважение к профессии пожарного.

Занятие рекомендуется провести совместно с сотрудником противопожарной службы.

Занятие 3. Чтение стихотворения на противопожарную тему.

Форма проведения: беседа.

Количество часов: 1 час.

Цель: ознакомить детей с пожарной службой, последовательностью вызова пожарной охраны; рассказать, от каких причин происходят пожары; пополнить словарный запас.

Занятие 4. Просмотр документального фильма на противо пожарную тему.

Форма проведения: демонстрация фильма.

Количество часов: 1 час.

Цель: закрепить знания детей о мерах пожарной безопасности: о причинах возникновения пожаров, действиях по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и т.д.; обсуждение случаев из жизни.

Занятие 5. Российские пожарные – верные стражи огня.

Форма проведения: рассказ.

Количество часов: 1 час.

Цель: дополнить знания детей информацией о деятельности подразделений пожарной охраны, практически отработать порядок вызова пожарной охраны при пожаре; воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.

Занятие рекомендуется провести в форме рассказа воспитателя или инспектора государственного пожарного надзора об истории пожарной охраны и буднях пожарных в настоящее время, либо тренировочной игры, в ходе которой дети набирают номер телефона «01», затем четко называет свой адрес, фамилию и что горит.

Занятие 6. Деловая игра на противопожарную тему.

Форма проведения: игра.

Количество часов: 1 час.

Цель: расширить знания детей о том, как используется огонь человеком в добрых целях, как возникает пожар, чем он опасен.

Кроме того, в практической работе с детьми можно использовать такие формы воспитательного характера, как проведение конкурса на лучшее чтение стихотворения, проведение спортивных игр с использованием спортивной атрибутики, проведение конкурса на лучший рисунок на темы: «Огонь – друг, огонь – враг», «Причины пожаров», «Будьте осторожны с огнем». Из лучших рисунков оформлять выставки, которые можно приурочить к родительским собраниям. Результаты конкурсов обязательно обсуждать с детьми. Для лучшего усвоения пожарных терминов проводить викторины.

Работа с детьми по привитию чувства осторожного обращения с огнем должна также проводиться в летний период в пришкольных и детских оздоровительных лагерях.

Работа по обучению детей правилам пожарной безопасности обязательно должна проводиться в тесном контакте с сотрудниками государственной противопожарной службы.

Для учащихся I-IV классов

Занятие 1. Огонь – друг, огонь – враг.

Форма проведения: классный час.

Количество часов: 1 час.

Цель: дать определение понятию «огонь»; объяснить какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем, какой вред может причи­нить огонь, последствия пожаров в жилых домах и других зданиях; рассказать о мерах предосторожности при обращении с огнем, недопустимости игр детей с огнем; привести примеры тяжелых последствий пожаров, произошедших в результате детской шалости с огнем; рассмотреть способы прекращения горения веществ и материалов.

Занятие 2. Экскурсия по школе.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 1 час.

В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с планом эвакуации из здания школы в случае пожара, изучают знаки пожарной безопасности. Проводятся практические занятия по эвакуации. Итогом экскурсии может стать беседа с учащимися, в процессе которой они повторяют маршрут эвакуации, знаки пожарной безопасности, рассказывают о системе оповещения.

Занятие 3. Деловая игра «Наш номер – «01».

Форма проведения: деловая игра.

Количество часов: 1 час.

Это занятие может быть проведено на базе школы или ближайшей пожарной части. Занятие целесообразно начать с короткой вводной беседы, проводимой учите­лем или работником пожарной части. Беседа должна содержать краткую информацию о том, что из себя представляет пожарная охрана, что необходимо делать в случае возникновения пожара. Затем учащихся делят на группы, и они учатся правильно осуществлять вызов пожарной охраны по номеру телефона «01», правильно сообщая свой домашний адрес, давая информацию дежурному по пожарной части о том, что горит. Роль дежурного по части и абонента по очереди играют все учащиеся. Для отработки навыков используется отключенный от сети телефон. В заключение учитель проводит краткую беседу о том, почему нельзя делать ложные вызовы по номеру телефону «01».

Занятие 4. Конкурс рисунков на противопожарную тематику.

Форма проведения: конкурс.

Количество часов: 1 час.

Цель: научить детей творчески передавать в своих рисунках содержание известных им произведений на противопожарную тему, углубить знания о причинах пожаров и их последствиях, воспитывать ответственное отношение к собственным действиям и поступкам. При необходимости предварительно можно прочитать текст произведений.

По итогам конкурса организовать выставку детских рисунков. В конкурсе могут участвовать учащиеся одного класса или все учащиеся I-IV классов.

Занятие 5. Практическое занятие по отработке навыков пользования электрическими и газовыми приборами.

Форма проведения: практическое занятие.

Количество часов: 1 час.

Наглядные пособия: электроплита, утюг.

На занятии могут быть использованы игрушки и натуральные объекты, если они есть в школе (электрические и газовые плиты, электрические утюги, приемники, проигрыватели и т.д.).

Учащиеся должны научиться включать и выключать указанные приборы, соблюдать при этом правила электро- и пожарной безопасности.

Занятие 6. Просмотр документальных фильмов на противопожарную тему.

Форма проведения: демонстрация фильма и последующее обсуждение.

Количество часов: 1 час.

Перед просмотром фильмов необходимо поставить перед учащимися вопросы, на которые они должны будут ответить в заключительной беседе. Иногда нецелесообразно показывать весь фильм полностью, достаточно показать фрагмент и провести беседу.

Занятие 7. Викторина «Не шути с огнем».

Форма проведения: викторина.

Количество часов: 1 час.

В викторине принимают участие школьники одного класса, или она проводится по параллелям. Обязательно следует подвести итоги и наградить победителей.

Вопросы викторины могут быть подобраны учителем с учетом уровня знаний учащихся. Примерные вопросы:

1. Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?

2. Что нужно делать в случае возникновения пожара?

3. Какие огнеопасные предметы вы знаете?

4. Какие правила следует выполнять при включении в сеть электро­приборов?

5. Какие специальности пожарных вам известны? и т.д.

Занятие 8. Письменные работы по русскому языку.

Форма проведения: урок.

Количество часов: 1 час.

В I-IV классах работу по противопожарной пропаганде можно продолжить на уроках русского языка. Учитель с этой целью может подобрать тексты письменных работ, соответствующих программе начальной школы.

Занятие 9. Предотвратим пожар в лесу.

Форма проведения: экскурсия, беседа.

Количество часов: 1 час.

Занятие может быть проведено в форме экскурсии в лес, лесопосадку или беседы с учащимися. На занятии необходимо объяснить учащимся, чем опасен непотушенный костер в лесу, какие меры противопожарной профилактики необходимо принимать, чтобы не допустить пожара в лесу; что необходимо делать при обнаружении пожара и какими способами бороться с ним.

Количество часов: 1 час.

Проверка и закрепление знаний и умений учащихся по правилам безопасного обращения с огнем по всему курсу за четыре года. Проводится урок вопросов и ответов, викторина, практические занятия, утренник и т.д. Форму проведения выбирает учитель.

Для учащихся V — VII классов

Занятие 1. По законам мужества.

Форма проведения: классный час.

Количество часов: 1 час.

Занятие проводится в виде лекции, беседы, докладов или сообщений уча­щихся о героизме пожарных при ликвидации крупных пожаров.

Занятие 2. Органы государственного пожарного надзора.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 1 час.

Цель: продолжить знакомство с организацией и содержанием работы подразделений пожарной охраны. Занятие проводится в форме экскурсии в пожарную часть. Экскурсию может проводить учитель или работник пожарной охраны, подготовленный заранее. Подведение итогов экскурсии проводится в виде беседы, выпуска бюллетеня, оформления альбома и др. (по выбору учителя).

Занятие 3. Первичные средства тушения пожара.

Форма проведения: экскурсия, беседа.

Количество часов: 2 часа.

Наглядные пособия: огнетушитель, пожарный щит.

В ходе занятия проводится ознакомление учащихся с разновидностями огнетушителей, правилами приведения их в действие, а также с шанцевым инструментом (багор, лопата, лом, ведро) и правилами использования его при тушении пожара. Следует также познакомить школьников с правилами пользования внутренними пожарными кранами. После соответствующего инструктажа необходимо отработать с учащимися на практике приемы использования средств пожаротушения (имитация действий с огнетушителем, внутренним пожарным краном, практическое использование шанцевого инструмента). Наибольший эффект от занятия достигается при привлечении к практическим занятиям работника пожарной охраны и организации занятия в виде соревнования.

Занятие 4. Сколько «стоит» пожар?

Форма проведения: беседа, решение задач.

Количество часов: 1 час.

Показать, какой ущерб может нанести пожар, возникший в результате неправильного обращения с огнем. Учитель математики подбирает задачи на соответствующую тему или может воспользоваться имеющимся в приложении материалом. При составлении задач учитель может обратиться за фактическим материалом в местные органы государственного пожарного надзора. Занятие проводится как фрагмент урока.

Занятие 5. Юные герои.

Форма проведения: диктант, изложение.

Количество часов: 1 час.

На уроке русского языка могут быть проведены работы (диктант, изложение), в содержании которых рассказывается о подвигах школьников на пожарах. Очень важно, чтобы после выполнения письменной работы была проведена короткая беседа, в ходе которой учащиеся дали бы оценку поступкам своих сверстников, проявивших мужество и героизм во время тушения пожара.

Занятие 6. Просмотр кинофильмов на противопожарную тему.

Форма проведения: демонстрация фильмов с последующим обсуждением.

Количество часов: 1 час.

При проведении этого занятия следует помнить, что для учащихся этой возрастной группы можно использовать далеко не все фильмы. Чрезмерный максимализм в изображении катастрофы, вызванной неумелым обращением с огнем, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее. В результате негативные эмоции, вызванные таким фильмом, закроют от детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Зачастую то, что взрослые воспринимают как тревожный сигнал, как опасность, детское восприятие может усвоить как страшную картину, поэтому к отбору демонстрационного материала нужно подходить с учетом возрастных особенностей школьников. Перед демонстрацией необходимо поставить вопросы, на которые учащиеся должны давать ответы при обсуждении фильма.

Занятие 7. Соревнования по пожарно-прикладным видам спорта.

Форма проведения: урок физкультуры.

Количество часов: 1 час.

Для проведения соревнований можно использовать полосу препятствий, имеющуюся в школе, или спортивную площадку ближайшей пожарной части. Это занятие может быть составной частью спортивного праздника, фрагментом урока физкультуры в одном классе или соревнованием между классами. Следует обратить особое внимание на дозирование нагрузки в разных возрастных группах. К организации и проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Занятие 8. Дружина юных пожарных.

Форма проведения: классный час.

Количество часов: 1 час.

Занятие включает в себя знакомство с программой подготовки членов дружины юных пожарных. Учитель, работник внешкольного учреждения или представитель пожарной охраны рассказывает о целях и задачах дружин юных пожарных, об их вкладе в работу по предупреждению пожаров. Желательно, чтобы в проведении такого занятия приняли участие члены дружины юных пожарных, учащиеся старших классов школы.

Занятие 9. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Форма проведения: практическое занятие.

Количество часов: 1 час.

Наглядные пособия: бинты, шины, носилки, аптечка.

На занятии учащиеся знакомятся с видами травм, которые могут быть получены на пожаре (ожоги, ушибы, переломы). Занятия могут проводить учителя биологии, медицинские работники школы или ближайшего медицинского учреждения. Они демонстрируют приемы оказания первой доврачебной помощи (накладывание шин, повязок, обработка ран). Затем учащиеся на практике отрабатывают эти приемы.

Количество часов: 1 час.

Проверка и закрепление знаний и умений учащихся в области пожарной безопасности, полученных за этот период. Форму проведения выбирает учитель.

Для учащихся VIII — IX классов

Занятие 1. Добровольные противопожарные формирования.

Форма проведения: лекция.

Количество часов: 1 час.

Занятие проводится работником пожарной охраны или членом добровольного пожарного формирования. В ходе лекции следует изучить сущность подразделений добровольной пожарной охраны. Необходимо рассказать учащимся о том, какие задачи решают эти формирования, познакомить их с нормативной правовой базой в этой области.

Занятие 2. Встреча с ветераном пожарной охраны.

Форма проведения: рассказ.

Количество часов: 1 час.

На уроке мужества учащиеся должны ближе познакомиться с профессией пожарного. В рассказ ветерана могут войти воспоминания о его деятельности в прошлые годы, эпизоды из его биографии и о тех, кто работал вместе с ним. Очень важно, чтобы учащиеся услышали о том, какие черты характера должен иметь пожарный, какие требования к личностным качествам предъявляет эта героическая профессия.

Занятие 3. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности.

Форма проведения: лекция.

Количество часов: 1 час.

Занятие проводит учитель обществознания (основ правовых знаний) или работник государственного пожарного надзора. В ходе лекции учащиеся информируются о видах ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом, и мерах административного воздействия на лиц, нарушающих требования пожарной безопасности.

Занятие 4. Легковоспламеняющиеся жидкости и аэрозоли, предметы бытовой химии.

Форма проведения: беседа.

Количество часов: 1 час.

Это занятие может быть проведено также в форме классного часа, фрагмента урока химии. Учитель рассказывает о том, какую роль в жизни человека играют легковоспламеняющиеся жидкости, аэрозоли, предметы бытовой химии, подчеркивая при этом их повышенную пожароопасность и необходимость неукоснительного выполнения правил пользования ими.

Занятие 5. Способы спасения на пожаре. Оказание первой медицинской помощи.

Форма проведения: практическое занятие.

Количество часов: 1 час.

Занятие рекомендуется проводить в пожарной части или специально оборудованном месте. К проведению его следует привлекать работника пожарной охраны, который в ходе вводной беседы знакомит учащихся с приемами спасения, демонстрирует способы закрепления веревки за конструкцию, способы вязания двойной или тройной спасательных петель и др. Затем проводится практическое занятие с учащимися. Изучение этого материала может быть продолжено на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности.

Занятие 6. Пожарный – профессия героическая.

Форма проведения: изложение.

Количество часов: 1 час.

На уроке русского языка может быть подобран соответствующий текст и написано изложение. Кроме того, можно подготовить реферат.

Занятие 7. Пожарная безопасность в организации.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 1 час.

Занятие может быть проведено в форме экскурсии. Часть учащихся получает задание более глубоко изучить проблему, взять интервью у представителей каких либо организаций. Записанное на бумагу (диктофон) интервью может быть прослушано всеми учащимися при подведении итогов экскурсии, а также использова­но для работы с другими возрастными группами.

Занятие 8. Что такое противопожарное водоснабжение?

Форма проведения: лекция, беседа.

Количество часов: 1 час.

Проводя лекцию или беседу по этой теме, работник пожарной охраны должен рассказать о назначении и видах противопожарного водоснабжения, дать представление о внутреннем и наружном водоснабжении, напомнить учащимся понятия «пожарный кран», «пожарный гидрант», «противопожарный водоем». Для того чтобы учащиеся познакомились с системой противопожарного водоснабжения на практике, целесообразно после лекции провести экскурсию по городу или селу, демонстрируя натуральные объекты.

Занятие 9. Соревнования по пожарно-прикладным видам спорта.

Количество часов: 1 час.

Проверка и закрепление знаний и умений учащихся в области пожарной безопасности, полученных за этот период. Форму проведения выбирает учитель.

Для учащихся X — XI классов

Занятие 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

Форма проведения: беседа.

Количество часов: 1 час.

Занятие 2. Огонь – друг и враг человека.

Форма проведения: лекция.

Количество часов: 1 час.

Занятие 3. Причины возникновения пожаров.

Форма проведения: беседа.

Количество часов: 1 час.

Занятие 4. Посещение музея пожарной охраны Главного управления МЧС России по Республике Коми.

Форма проведения: экскурсия.

Количество часов: 2 часа.

Занятие 5. Противопожарный режим в школах.

Форма проведения: лекция.

Количество часов: 1 час.

Занятие 6. Первая помощь потерпевшим при пожаре.

Форма проведения: практическое занятие.

Количество часов: 1 час.

Занятие 6. Первичные средства пожаротуше­ния и знаки безопасности.

Форма проведения: практическое занятие.

Количество часов: 1 час.

Занятие 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Форма проведения: рассказ.

Количество часов: 1 час.

Занятие 8. Что нужно делать при пожаре?

Форма проведения: рассказ.

Количество часов: 1 час.

Занятие 9. Эльбарусовская трагедия. О чем молчит пепел?

Форма проведения: рассказ.

Количество часов: 1 час.

Количество часов: 1 час.

Проверка и закрепление знаний и умений учащихся в области пожарной безопасности, полученных за этот период. Форму проведения выбирает учитель.

Пожарно-технический минимум для ответственных

за пожарную безопасность жилых домов

Тематический план и типовая учебная программа

Основные нормативные документы, регламентирующие

требования пожарной безопасности

Организационные противопожарные мероприятия в жилом доме (хозяйстве)

Первичные средства тушения пожаров. Действия рабочих, служащих, квартиросъемщиков и членов их семей при пожаре

Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности.

Тема 2. Организационные противопожарные мероприятия в жилом доме

(хозяйстве)

Обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность жилых домов (хозяйств), учреждений соцобеспечения по предупреждению пожаров. Привлечение штатных работников и общественности к пожарно-профилактической работе. Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 к содержанию жилых домов, хозяйственных построек, гаражей, территории дворов, подъездов, проездов, к наружным пожарным лестницам, к путям эвакуации, к содержанию лестничных клеток, подвалов, чердаков, балконов, лоджий и источников водоснабжения. Меры пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий. Меры пожарной безопасности при: эксплуатации приборов отопления и кухонных плит; пользовании бытовыми газовыми приборами; обращении с открытым огнем (курение, применение спичек, свечей, факелов); применении препаратов бытовой химии в аэрозольных упаковках; эксплуатации систем отопления; эксплуатации электроустановок, электрических отопительных и нагревательных приборов, телевизоров, радиоаппаратуры и т.п.; пользовании горючими жидкостями. Ознакомление с размещением и использованием при пожаре специальных инженерных устройств в жилых домах повышенной этажности (система автоматического извещения о пожаре, системы дымоудаления и подпора воздуха, пути эвакуации). Обучение жильцов правилам и мерам пожарной безопасности. Оборудование стендов, щитов, уголков пожарной безопасности.

Тема 3. Первичные средства пожаротушения. Действия рабочих, служащих, квартиросъемщиков и членов их семей при пожаре

Назначение, устройство, принцип действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила их эксплуатации. Назначение, устройство и оснащение внутренних пожарных кранов. Правила пользования ими при пожаре. Подсобные средства защиты (песок, покрывала, ведра и бочки с водой и т.п.) и порядок их применения при тушении пожара (загорания). Доврачебная помощь пострадавшим на пожаре. Порядок вызова пожарных команд и предупреждения соседей. Порядок действий квартиросъемщиков и их семей при пожаре в различных ситуациях. Порядок эвакуации людей и имущества. Оказание доврачебной помощи пострадавшим. Правила эвакуации.

Практическое занятие

Организация учений по эвакуации. Работа с огнетушителем.

Зачет

Проверка знаний пожарно-технического минимума.

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Методические рекомендации МЧС России органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

5. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89).

6. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

7. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

8. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций в области пожарной безопасности. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. Под общей ред. Г.Н. Кириллова. – Москва, 2007.

Порядок проведения противопожарного инструктажа школе

  1. Общие положения
  1. Положение о порядке проведения противопожарного инструктажа и обучения мерам пожарной безопасности работников МБОУ «Холмовская СОШ» (далее — Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ, «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, «Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 и устанавливает требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников МБОУ «Холмовская СОШ» (далее Школа).
  2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников Школы несет директор, а также должностные лица Школы, назначенные директором в соответствии с приказом по Школе, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников Школы осуществляют органы государственного пожарного надзора.
  4. Основными видами обучения работников Школы мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее — пожарно-технический минимум).
  1. Противопожарный инструктаж
  1. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников Школы основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
  2. Противопожарный инструктаж проводится по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее — специальные программы) и в порядке, определяемом директором Школы.
  3. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику выполняемой работы.
  4. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников Школы с:

правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики выполняемой работы, учебного процесса;

мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

  1. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный на рабочем месте, внеплановый на рабочем месте и целевой.
  2. О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
  3. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

с сезонными работниками;

с командированными в Школу работниками;

с иными категориями работников (граждан) по решению директора.

  1. Вводный противопожарный инструктаж в Школе проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность в Школе, назначенным приказом директора.
  2. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.
  3. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается директором Школы. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой (Программа проведения Вводного инструктажа приведена в Приложении № 1).
  4. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

со всеми вновь принятыми на работу;

с переводимыми из одного подразделения Школы в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу;

с командированными в Школу работниками;

с сезонными работниками;

  1. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в Школе, назначенным приказом директора.
  2. Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (Программа проведения Первичного инструктажа приведена в Приложении № 2).
  3. Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником (обучающимся) индивидуально или с группой людей, с отработкой действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.
  4. Все работники Школы должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения (Школы является учреждением с массовым (более 50 человек) пребыванием людей).
  5. Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность в подразделении, кабинете со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, с работниками, выполняющими пожароопасные работы – не реже одного раза в 6 месяцев.
  6. Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников (обучающихся) по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте (Приложение № 2).
  7. В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знание инструкций по пожарной безопасности, мест расположения первичных средств пожаротушения, путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.
  8. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

при замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

при нарушении работниками Школы требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников Школы;

при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в аналогичных учреждениях.

  1. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении, кабинете. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
  2. Целевой противопожарный инструктаж проводится:

при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

при проведении экскурсий в организации;

при организации массовых мероприятий с обучающимися;

при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек.

  1. Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении или непосредственно руководителем работ.

III. Пожарно-технический минимум

  1. Руководители, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
  2. Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников Школы проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников Школы, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
  3. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в Школе возлагаются на директора.
  4. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
  5. Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

работник, ответственный за пожарную безопасность Школы и проведение вводного противопожарного инструктажа.

  1. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
  2. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам (приложение № 3, № 4), пожарно-технического минимума непосредственно в Школе обучаются:

руководители структурных подразделений (кабинетов), ответственные за обеспечение пожарной безопасности в кабинетах и проведение противопожарного инструктажа на рабочем месте;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

и другие категории работников Школы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом директора.

  1. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в Школе проводится лицом, назначенным приказом директора, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
  1. Проверка знаний правил пожарной безопасности
  1. Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников Школы осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя обучающей организации, состоящей не менее чем из трех человек.
  2. В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.
  3. Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в Школе без отрыва от производства, приказом директора создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.
  4. Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.
  5. Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.
  6. Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников Школы независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

при вводе в эксплуатацию нового оборудования, требующего дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также директора (или уполномоченного им лица) Школы при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками Школы требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

при перерыве в работе в данной должности более одного года;

при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

  1. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.
  2. Перечень контрольных вопросов разрабатывается директором Школы или работником, ответственным за пожарную безопасность (приложение № 5).
  3. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется директором Школы.

ПРОГРАММА

ВВОДНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

№ п/п Тема Время
1 Общие сведения о пожарной безопасности в школе и особенностях противопожарного режима 5 мин
2 Обязанности и ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности 10 мин
3 Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима, инструкциями, нормативными документами, основными причинами возникновения пожаров 15 мин
4 Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара 10 мин
Практическая тренировка, контрольная проверка 5 мин
ИТОГО: 45 мин

ПРОГРАММА

ПЕРВИЧНОГО (ПОВТОРНОГО)

ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

№ п/п Тема Время
1 Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, эвакуационных выходов 10 мин
2 Условия возникновения горения 5 мин
3 Ознакомление работников с инструкциями о мерах пожарной безопасности 15 мин
4 Виды огнетушителей и их применение, пользование пожарными кранами. Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара 10 мин
5 Сообщение о пожаре. Действия при возгорании и в условиях пожара 5 мин
3 Порядок обесточивания объекта по окончании работы и в случае пожара 10 мин
4 Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим 5 мин
Практическая тренировка, контрольная проверка 10 мин
ИТОГО: 1 час 10 мин

МБОУ «Холмовская СОШ»

Пожарно-технический минимум

для руководителей структурных подразделений и кабинетов

Тематический план

N
темы
Наименования тем Часы
1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования
пожарной безопасности
1
2 Организационные мероприятия по обеспечению пожарной
безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием
людей
1
3 Меры пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым
пребыванием людей
2
4 Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения
пожаров, первичные средства тушения пожаров, действия при
возникновении пожара, вызов пожарной охраны
3
5 Практическое занятие 2
Зачет 1
ИТОГО 10

Учебная программа

Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Инструкции по пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым скоплением людей

Краткий обзор пожаров в общественных зданиях. Примеры наиболее характерных пожаров в помещениях офисов. Их анализ, причины. Обязанности руководителей учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности. Основные организационные мероприятия по установлению противопожарного режима. Порядок обучения служащих мерам пожарной безопасности на рабочих местах и действиям при возникновении пожара. Создание в учреждениях пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин, их задачи и практическая деятельность.

Меры пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым скоплением людей

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Короткое замыкание, перегрузка, переходное сопротивление, искрение, их сущность, причины возникновения и способы предотвращения. Хранение и обращение с огнеопасными жидкостями. Основные факторы, определяющие пожарную опасность ЛВЖ и ГЖ. Требования к местам их хранения. Разработка плана эвакуации, содержание путей эвакуации, пользование лифтами во время пожара. Особенности распространения огня в зданиях повышенной этажности. Повышенная опасность продуктов горения. Незадымляемые лестничные клетки. Специальные требования пожарной безопасности к помещениям с размещением значительного количества электроприборов, офисного оборудования и оргтехники. Порядок хранения печатной продукции и документов.

Первичные средства пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при возникновении пожара, вызов пожарной охраны

Первичные средства тушения пожаров, их использование при возникновении загорания. Автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Назначение, устройство, принцип действия и применение углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Назначение, устройство, оснащение и правила эксплуатации внутренних пожарных кранов. Использование подсобных средств и пожарного инвентаря для тушения пожара. Нормы обеспечения учреждений средствами пожаротушения. Действия сотрудников офисов при возникновении пожара, вызов, встреча и сопровождение пожарных команд к месту пожара. Порядок проведения эвакуации из зданий повышенной этажности и помещений с массовым пребыванием людей. Действия в случае значительного задымления. Действия по предотвращению паники. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Организация учений по эвакуации персонала. Работа с огнетушителем.

Проверка знаний пожарно-технического минимума.

Приказ о проведении инструктажей по пожарной безопасности

Безопасность труда – одно из тех условий, которые обязаны соблюдать для нормальной работы все без исключения предприятия. В числе прочих мероприятий по защите сотрудников от опасных факторов внутри каждой организации должны проводиться инструктажи по пожарной безопасности. Документальным толчком к их проведению служит соответствующий приказ.

Что включается в понятие «Инструктаж по пожарной безопасности»

Под этим термином понимается обучение работников предприятия мерам, которые должны оградить их от возникновения пожароопасных ситуаций, а также тем действиям, которые они должны предпринять, если возгорание все же произойдет.

Как часто должны проводиться инструктажи

Периодичность проведения инструктажей всегда определяется в индивидуальном порядке. Они могут осуществляться единовременно – только при приеме на работу или с определенной частотой – в зависимости от конкретных условий труда и вида деятельности организации.

Кто может проводить данные мероприятия

Для проведения инструктажей назначается ответственное лицо – обычно инженер по охране труда.

Этот специалист предварительно сам должен пройти обучающий курс, по результатам которого выпускнику выдается соответствующее свидетельство или сертификат.

Кроме того, в организации должен быть сотрудник, который во время отсутствия инженера по охране труда на рабочем месте мог бы выполнять его обязанности.

Порядок проведения инструктажа

Алгоритм по осуществлению данных мероприятий прописывается в учетной политике фирмы. Однако, в любом случае, предварительно должен быть издан приказ, назначены ответственные лица, дан перечень необходимых указаний.

По результатам каждого инструктажа все прошедшие его сотрудники должны ставить в специальном учетном журнале свои подписи.

Таким образом, руководство предприятия снимает с себя ответственность за те пожароопасные ситуации, которые происходят по вине работников.

На чем базироваться при составлении приказа

Создать приказ о проведении инструктажей по пожарной безопасности, без внесения в него основания и обоснования нельзя – он просто не будет считаться действительным.

В роли обоснование может выступать фактическая причина для формирования документа, под основанием понимается либо внутренний акт предприятия (например, служебная или докладная записка), либо ссылка на норму закона, имеющего непосредственное отношение к сути приказа.

Форма приказа

Законодательно к форме приказа никаких требований не предъявляется, т.е. его разрешается писать в произвольном виде (только если речь не идет о приказе, разрабатываемом в государственном учреждении – тут существуют свои унифицированные бланки). Если же внутри организации есть свой стандарт документа, утвержденный в ее учетной политике, все приказы следует делать по его образцу.

Кто должен подписать документ

Любой приказ всегда издается от имени высшего должностного лица предприятия – директора (или сотрудника, временно исполняющего его обязанности) – это одна из ключевых особенностей документа.

Независимо от того, кто конкретно занят формированием приказа – начальник одного из структурных подразделений, юрист, секретарь или кто-то другой, — этот человек обязан передать готовое распоряжение на подпись главному руководителю.

Под приказом должны поставить свои автографы и все прочие указанные в нем сотрудники организации. Так они обозначают то, что ознакомлены с документом и дают согласие на выполнение данных в нем указаний.

Нормы оформления

Что касается оформления распоряжения, то тут тоже все отдается на откуп составителю: приказ допускается делать как в печатном, так и в рукописном формате – на статус законности этот критерий влияния не оказывает. Соблюсти важно только один момент: электронный бланк следует распечатать, чтобы все заинтересованные лица могли поставить в нем свои автографы.

Печать также не обязательна – ее надо применять лишь в тех ситуациях, когда условие о ее использовании есть в нормативных актах предприятия.

Учет приказа

Сведения о выпущенном приказе надо обязательно зафиксировать в специальном учетном документе – журнале. Он обычно находится в ведении секретаря или другого сотрудника, отвечающего за регистрацию распорядительных актов. В журнал вносится название, номер и дата распоряжения.

Как хранить

По всем правилам созданный приказ после его обнародования надо вложить в отдельный файл и прикрепить в скоросшиватель, в котором содержатся все ранее изданные распоряжения руководства.

Хранить документ следует весь период действия, который прописывается либо в самом приказе, либо, если такого пункта там нет, автоматически равняется одному году.

По прошествии срока хранения, бланк надо передать в архив или утилизировать по установленной процедуре.

Образец приказа о проведении инструктажей по пожарной безопасности

В самом начале напишите:

  • название компании;
  • номер приказа, дату и место его составления;
  • ссылку на законодательный акт (или иной документ) в соответствии с которым вы действуете.

Затем переходите к основному разделу. Здесь после слова «Приказываю» внесите собственно указание на проведение инструктажей. Далее:

  • впишите тех, в отношении кого они должны проводиться: новых работников, стажеров, практикантов, командированных и т.д.;
  • отметьте периодичность данных мероприятий;
  • обозначьте должность и ФИО ответственного за инструктажи сотрудника и того специалиста, который должен замещать его в период отсутствия;
  • не лишним будет сделать ссылку на документ, в соответствии с которым должны проводиться обучающие мероприятия;
  • укажите, что информация обо всех осуществленных инструктажах должна вноситься в специальный журнал учета;
  • назначьте ответственного за исполнение приказа работника.

В заключение собираются необходимые подписи.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит