Предмет и метод правового регулирования, особенности метода правового регулирования трудового права

Содержание
  1. Предмет и метод правового регулирования
  2. Методы правового регулирования
  3. Предмет правового регулирования
  4. Метод трудового права, его особенности, система трудового права
  5. Особенности метода правового регулирования трудового права
  6. Особенности способов правового регулирования в трудовом праве
  7. Понятие предмета и метода трудового права
  8. Понятие и особенности метода правового регулирования трудового права

Предмет и метод правового регулирования

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Методы правового регулирования

Деление системы права на отрасли обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

Рис. 1. Метод правового регулирования

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Способы определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Рис. 2. Средства правового регулирования

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

Метод трудового права, его особенности, система трудового права

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

  1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
  2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
  3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
  4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
  5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

Особенности метода правового регулирования трудового права

1.3. Методы правового регулирования трудового права

Как отмечалось выше, трудовое право имеет и свой своеобразный метод правового регулирования. Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, составляющих предмет правового регулирования этой отрасли права, то мы ставим вопрос: какие правовые способы и приемы использует государство через правовые нормы для воз­действия на трудовые отношения?

Ведь государству небезразлично, как урегулированы эти обществен­ные отношения, составляющие предмет правового регулирования трудо­вого права как отрасли права. Поэтому с целью воздействия на указанные общественные отношения государство в одних случаях прямо регулирует значительную группу общественных отношений на основе норм, приме­няемых государством. Это и есть государственное регулирование трудо­вых отношений. В других случаях государство регулирует трудовые отно­шения на основе смешанных норм, принимаемых государством и обще­ственными организациями и трудовыми коллективами. Это смешанное регулирование указанной сферы общественных отношений. Кроме того, трудовые отношения регулируют на основе норм, применяемых учрежде­ниями различных видов и форм собственности.

Государственное регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью нормативных правовых актов, применяемых представитель­ными и исполнительными органами государственной власти. Такими нор­мативными актами являются законы, декреты и указы Президента Рес­публики Беларусь, а также подзаконные акты, принимаемые правитель­ством, министерствами и госкомитетами, а также местными органами власти и управления в республике.

Смешанное регулирование трудовых отношений осуществляется на основе нормативных правовых актов органов, сформировавшихся из пред­ставителей государственной и негосударственной системы государствен­ного и отраслевого управления. Примером такого решения воздействия государственных и негосударственных органов на трудовые отношения может служить согласование с соответствующим профсоюзным органом приказа министра высшего и среднего образования Республики Беларусь о порядке избрания на должность преподавателей вузов с последующим оформлением контракта на срок, определенный ректорами вузов.

Негосударственное регулирование трудовых отношений осуществ­ляется многими локальными нормативными актами, которые принима­ются в организациях и учреждениях различных форм собственности. Примером негосударственного регулирования указанных отношений мо­жет служить решение квалификационных и аттестационных комиссий, содержащее предложения нанимателю начать переговоры по заключению коллективного договора с работниками, являющимися членами различ­ных профсоюзов.

Метод правового регулирования трудовых отношений — явление пра­вовое, оно сложное, объединяющее несколько составляющих его элемен­тов. Как правило, в качестве таких элементов выступают соответствую­щие способы воздействия государства как прямо, так и косвенно на тру­довые процессуальные отношения с целью их соответствия идеологии государства. В числе таких способов следует указать императивный, дис-позитивный и санкционированный. При этом государство дополняет эти способы такими приемами, как дозволение, предписание, запреты и ре­комендации.

Таким образом, специфику метода правового регулирования трудо­вого материального и трудового процессуального права следует искать не на уровне самих этих отраслей, а на уровне всей системы права Респуб­лики Беларусь, состоящей из отраслей права, правовых институтов и пра­вовых норм.

Императивный способ воздействия на общественные отношения, уре­гулированные нормами трудового права, заключается в том, что государ­ство регулирует отдельные виды этих отношений прямо через соответству­ющие нормы. Это сроки обращения в КТС с иском о восстановлении нару­шенного права, сроки и порядок рассмотрения заявлений работников в КТС, сроки и порядок составления и выдачи решения по спору, принятого в КТС, сроки и порядок обжалования решений КТС работниками и нанимателями в суд, сроки и порядок разрешения трудового спора в суде.

Трудовые процессуально-процедурные нормы, принятые государ­ством, регулируют порядок разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, в трудовом арбитраже, участие посредника, а также порядок и сроки проведения забастовочных процедур.

Диспозитивный способ воздействия на трудовые отношения состоит в том, что государство позволяет участникам этих отношений выбирать любую модель поведения. Это касается прежде всего регулирования про­цессуальных и процедурных форм партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений, в сфере локального нормотворчества в учреждени­ях, а также в сфере систем процедур обеспечения реализации прав и обя­занности субъектов трудовых отношений, а также систем процедур, обес­печивающих защиту прав и связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядок рассмотрения жалоб и заявлений работниками и рассмотрения трудовых споров вышестоящими и иными неспециализированными органами вне учреждения.

Реже в трудовом праве при регулировании трудовых правоотноше­ний применяется санкционированный способ. Так, в соответствии со ст. 370 ТК предусмотрено, что подписанный в соответствии со ст. 369 ТК коллективный договор регистрируется в местном исполнительном и рас­порядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществ­ляют соответственно республиканский орган государственного управле­ния по труду и его местные органы. Государственной регистрации подле­жат разработанные малыми, совместными, акционерными обществами с ограниченной ответственностью уставы. В трудовом праве государство широко применяет и соответствующие приемы в области трудовых отно­шений. Оно разрешает работникам широко участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской деятельно­стью, работать на основе трудовых договоров и контрактов, причем эти нормы регулируют соответствующие процедуры и процессуальные фор­мы порядка заключения трудовых договоров и контрактов, участие работ­ников в управлении учреждениями.

При регулировании трудовых отношений используется и такой при­ем, как предписание. Так, при разрешении индивидуальных и коллектив­ных трудовых споров государство предписывает работникам при возник­новении у них разногласий с нанимателем обращаться в комиссию по тру­довым спорам, а после этого в районные (городские) суды. При возникно­вении коллективных трудовых споров и конфликтов государство предпи­сывает необходимость первоначального разрешения этих споров и конф­ликтов в примирительных комиссиях, которые создаются по соглашению между трудовым коллективом и работодателем. Также государство в со­ответствии с императивными нормами предписывает нанимателю обя­занность обеспечить работников, занятых во вредных и тяжелых услови­ях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивиду­альной защиты, а также ввести для них диетическое питание, молоко, предусмотреть душевые кабины и комнаты гигиены для женщин.

Трудовые материальные нормы запрещают нанимателям необосно­ванно отказывать в приеме на работу женщин по мотивам беременности, лицам по мотивам их национальности, пола и расы, а также в приеме заявлений в комиссию по трудовым спорам, в суды для разрешения граж­данских трудовых дел. В трудовом праве имеются и такие нормы, в кото­рых содержатся соответствующие рекомендации нанимателю по установ­лению систем заработной платы, а также форм выплат гарантийных и компенсационных сумм. При регулировании трудовых отношений приме­няется договорный метод регулирования указанной сферы общественных отношений. В последнее время, при интенсивном переходе хозяйствова­ния к рыночным отношениям, этот метод широко распространился. В ка­честве регуляторов такого регулирования выступают как прямые догово­ра нанимателя с работником, включая и трудовые контракты, так и согла­шения по трудовым и социальным вопросам. Так, в частности, при зак­лючении генерального соглашения между правительством республики, профсоюзами и союзом нанимателей достигаются соглашения по многим социально-правовым и трудовым отношениям, по увеличению числа ра­бочих мест в республике, увеличению числа социальных гарантий в сфе­ре заработной платы от повышения минимального ее размера до индекса­ции в связи с инфляцией. При заключении тарифного соглашения между отраслевыми министерствами и отраслевыми профсоюзами и союзом работодателей данной отрасли подробно определяются повышение тариф­ных ставок и должностных окладов работников данной отрасли, увеличе­ние гарантийных и компенсационных выплат в установленных трудовым законодательством случаях, увеличение числа рабочих мест в данной от­расли. Также при заключении местного соглашения между областной ис­полнительной властью, облсовпрофом, представителями союза нанима­телей данной области достигаются соглашения по различным социально-трудовым вопросам, а также расширение возможностей для служб заня­тости в предоставлении нуждающимся работникам рабочих мест, вклю­чая переобучение работников новым профессиям, в связи с потребностя­ми рынка рабочих мест.

При заключении трудовых договоров и трудовых контрактов у них могут предусматриваться и дополнительные условия, включая выплату гарантийных и компенсационных сумм при переводе на работу в другую местность, предоставление мест в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, предоставление жилья или места в общежитии и другие, носящие факультативный характер.

Особенности способов правового регулирования в трудовом праве

Понятие предмета и метода трудового права

Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, то есть группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Одна отрасль права отличается от другой своими предметом, методом и принципами правового регулирования. Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового, начинается с усвоения этих правовых категорий.

Предмет любой отрасли права характеризуется однородностью общественных отношений, их социально-экономической общностью и некоторыми другими признаками, изучаемыми в общей теории права.

Каждая отрасль права имеет свой предмет, предопределяющий в значительной степени специфику метода правового регулирования, отраслевых принципов права, функций и тенденций развития ее норм.

Предмет, метод, основные принципы трудового права России, его функции и тенденции развития определяются нормами трудового законодательства и отражают их суть. Поэтому все указанные категории трудового права являются существенными категориями, хотя и относятся к теории трудового права.

Предмет трудового права отвечает на вопрос, что оно регулирует, какие виды общественных отношений по труду, точнее, в каких видах общественных отношений по труду поведение людей регулируется трудовым законодательством. Общественная организация труда зависит от экономической и политической основы данного общества. Этой основой определяются и отношения работников с работодателями по труду на производстве, которые называются трудовыми отношениями.

Предмет трудового права — это комплекс общественных отношений, связанных с применением несамостоятельного (зависимого) труда, то есть комплекс общественных отношении по труду на производстве, а не вообще всякий труд человека. В этом комплексе в настоящее время две группы общественных отношений:

  • 1) главный элемент (ядро) предмета — девять групп общественных отношений, среди которых трудовые являются ведущими, определяющими. В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса к ним отнесены:
    • — трудовые отношения;
    • — отношения по организации труда и управлению трудом;
    • — трудоустройству у данного работодателя;
    • — профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    • — социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • — участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    • — материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    • — надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
    • — разрешению трудовых споров;
  • 2) иные общественные отношения, существование которых обусловлено неразрывной связью с трудовыми отношениями. К числу иных некоторые авторы, например, Толкунова В.Н., Гусов К.Н., причисляют отношения материальной ответственности сторон трудового отношения и отношения социального партнерства. Такое обособление представляется мне спорным, ибо отношения ответственности сторон трудовых отношения вполне укладываются в рамки самих трудовых отношений, а социально-партнерские отношения представляют собой разновидность организационно-управленческих отношений.

Таким образом, трудовые отношения являются главными в предмете трудового права (отсюда и название отрасли «трудовое право»). Все другие — производные, но тесно с ними связанные отношения, входящие в предмет данной отрасли, занимают подчиненное положение по сравнению с трудовыми.

Трудовое право является отраслью, непосредственно регулирующей как отношения между субъектами рынка труда, так и отношения по управлению несамостоятельным трудом.

В области спроса-предложения труда значение указанной отрасли, по мнению А.С. Пашкова, может быть сведено к двум основным моментам. Во-первых, трудовое право опосредует отношения между субъектами, олицетворяющими собой спрос и предложение рабочей силы — т.е. нанимателя и наемного работника. Во-вторых, трудовое право определяет правовые формы, в которых осуществляется давление либо на спрос, либо на предложение рабочей силы, причем непосредственно в рамках рынка труда, т.е. юридически оформляя способы регулирования занятости и условий оплаты труда. Иными словами, нормы трудового права устанавливают правила «игры» для субъектов рынка труда. Решается же эта задача способами, традиционными для права: посредством признания и определения объема правосубъектности участников рынка труда, оснований возникновения отношений с их участием, а также регулирования содержания указанных отношений.

Что касается сферы применения труда, то здесь трудовое право опосредует (юридически оформляет) механизм управления трудом. В целом это осуществляется по двум направлениям. Во-первых, право легализует хозяйскую власть работодателя, определяя границы этой власти в отношении наемного работника. Во-вторых, трудовое право устанавливает правовое положение работника как объекта хозяйской власти, а также конституирует соответствующие организационные структуры, которые являются противовесом хозяйской власти работодателя. Эти структуры могут действовать как внутри предприятия, (например, совет трудового коллектива), составляя элемент его организационно-управленческой структуры, так и «извне» (различного рода государственные и негосударственные органы, осуществляющие надзор и контроль за охраной труда и соблюдением законодательства о труде).

Помимо сказанного, трудовое право интегрирует в себе юрисдикционную функцию, выполняемую государством как в сфере спроса-предложения труда, так и в сфере управления несамостоятельным трудом. В трудовом праве содержатся нормы, устанавливающие порядок разрешения конфликтов с участием субъектов рынка труда, субъектов его регулирования, а также работников и работодателей в рамках трудовых отношений.

Каково же соотношение механизма правового регулирования труда и отрасли трудового права (если рассматривать такое соотношение с содержательной стороны)?

Как уже отмечалось, социальный механизм представляет собой систему средств для достижения определенных целей. Поскольку механизм регулирования общественного труда является юридически формализованным, право, и трудовое право в частности и в особенности, можно рассматривать в качестве одного из средств, обеспечивающих достижение указанных целей. С другой стороны, раз механизм регулирования общественного труда является правовым механизмом, то все составляющие его элементы, о которых мы говорили выше, принимают специфическую юридическую форму, и в качестве таковых образуют содержание отрасли трудового права.

Поскольку механизм правового регулирования труда, как и любой другой механизм, создаваемый обществом, подвергается определенным ограничениям, в структуре объективного трудового права должны быть закреплены определенные принципы, отражающие его содержание и функционирование.

Эти принципы, таким образом, становятся принципами, на которых строится и отрасль трудового права. Иными словами, принципы создают некое правовое поле, на котором формируется и действует трудовое право как отрасль. С учетом сказанного можно предположить, что отрасль трудового права должна содержать три группы таких норм-принципов:

  • 1) нормы, определяющие служебную роль трудового права, т.е. его назначение, цели правового регулирования труда;
  • 2) принципы, характеризующие способы (методы) достижения целей в области правового регулирования труда средствами трудового права и
  • 3) принципы, определяющие построение отрасли трудового права, т.е. характеризующие эту отрасль как юридическую систему.

Поскольку механизм правового регулирования труда имеет многоцелевое назначение, его функционирование должно быть диверсифицировано соответственно этим различным целевым установкам. Поэтому появляется возможность и необходимость говорить о функциях указанного механизма, которые в юридической среде выступают в качестве функций отрасли трудового права.

Наконец, структурообразующим фактором механизма правового регулирования труда являются способы (методы) такого регулирования, находящие свое воплощение в соответствующей системе средств правового регулирования отношений в области общественного труда. Следовательно, мы можем говорить о методах (или методе) отрасли трудового права и соответствующей системе трудоправовых средств регулирования.

В литературе принято полагать, что совокупность средств регулирования характеризует (или составляет) метод той или иной отрасли права, в том числе и трудового. С тем, что правовые средства характеризуют метод права, можно согласиться — точно также в обыденной жизни о содержании замысла человека мы судим по характеру его действий. Однако реальная взаимозависимость средств и методов обратна: набор применяемых правовых средств и их содержание определяются методом правового регулирования, который, в свою очередь, находится в зависимости от специфики предмета правового воздействия и тех целей, которых предполагается достичь, воздействуя на этот предмет.

Метод трудового права вместе с предметом и принципами составляет основу построения отрасли. Его можно охарактеризовать как комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношении.

Это определение позволяет раскрыть сущность метода данной отрасли права. Во-первых, он является комплексным, то есть представляет собой определенное сочетание простейших приемов, первичных методов правового воздействия, публично-правовых и частноправовых компонентов. Во-вторых, метод трудового права тесно связан с предметом отрасли. Выбор способов правового воздействия на общественные отношения, в конечном счете определяется их своеобразием. Природа общественных отношений, составляющих предмет трудового права, предопределяет использование определенных юридических средств их регулирования. Например, одной из характерных черт метода трудового права является участие представителей работников в установлении правовых норм. Эта особенность основана на принципах социального партнерства и производственной демократии, характеризующих коллективные трудовые отношения.

Сочетание элементов равенства и власти-подчинения в трудовом правоотношении обусловливает необходимость использования как договорных, так и государственных (императивных) способов его регулирования.

Понятие и особенности метода правового регулирования трудового права

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  5. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  6. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  7. I. Особенности культуры периода.
  8. I. Понятие гос. службы.
  9. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  10. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  11. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  12. I.Понятие и значение конституционного контроля

Предмет, метод и система трудового права Российской Федерации

Понятие общественной организации труда.

Понятие труда, его общественной организации и отрасли трудового права

Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (например, на своем садово-огородном участке) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

Общественная организация труда — это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны: техническую и социальную. Право не регулирует техническую сторону (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин и т.д.). Здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми. Право регулирует социальную сторону общественной организации труда — общественные (социальные) отношения по труду на производстве.

До советского периода не было самостоятельной отрасли трудового права, трудовые отношения на производстве регулировались отраслью гражданского права наравне с отношениями найма услуг по дому, хотя и были отдельные фабричные законы о промышленном труде. Например «Устав о промышленном труде» от 1913 г. и других уставов по труду в отдельных отраслях, предусматривавших нормы по труду в сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте, торговле и др.

Всего в царской России было около полутора десятков разрозненных нормативных актов о труде, включая и акты о создании и действии фабричной инспекции. Но они не создавали самостоятельной отрасли трудового права, а договор личного найма регулировало гражданское право наряду с договором найма вещей, услуг.

Лишь первый КЗоТ 1918 г. впервые в мире породил самостоятельную отрасль трудового права, регулирующую поведение людей по труду в общественной кооперации труда.

В других странах самостоятельные отрасли трудового права стали появляться главным образом после второй мировой войны. Ныне большинство развитых стран мира имеют самостоятельные отрасли трудового права.

Трудовым правом называется одна из важнейших отраслей права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т.е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства.

Предметом трудового права являются следующие девять общественных отношений, связанных с трудом на производстве:

отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя;

трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда.

Основной предмет трудовых отношений — работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации. Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично работу в общем процессе труда на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя.

В новом Трудовом кодексе есть глава 2 о трудовом отношении. В ней дается не только само понятие и основания его возникновения, но и указаны основные права и обязанности сторон, что является содержанием трудового правоотношения как уже урегулированного правом трудового отношения Основы права: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Д.П.Котова.- М.: Центр, 2005.- с. 115. Поэтому здесь надо различать предмет права — отношение и уже урегулированное правом отношение (т.е. правоотношение). Конечно, в действительной жизни нет не урегулированного правом трудового отношения. Оно всегда выступает уже как трудовое правоотношение. В ст.1 Трудового кодекса перечислены 8 непосредственно связанных с трудовым иных отношений, которые тоже являются предметом регулирования законодательства о труде;

отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;

отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;

отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

отношения надзорных и контрольных органов (Рострудинспекции, государственных специализированных и профсоюзных инспекций и т.д.) с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;

отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в зависимости от того, какая сторона причинила вред по материальной ответственности работодателя за вред, нанесенный работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред и по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя. Данные отношения возникают только у тех работников, которые нанесли ущерб или которым причинен вред. Большинство же работников их не имеют;

отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудовой спор, второй стороной этих отношений является орган, решающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т.п.).

Ведущими из перечисленных отношений являются трудовые отношения работника с работодателем (предприятием, организацией). Остальные или предшествуют трудовым (по обеспечению занятости) или всегда им сопутствуют, а некоторые могут последовать (например, по трудовым спорам об увольнении). По своему характеру отношения, указанные в п.3, 4, 5, — организационно-управленческие, они всегда сопутствуют трудовому отношению, а указанные в п.6, 8, 9, — охранительные, направленные на обеспечение соблюдения трудового законодательства, охраны труда и ответственности за их нарушение. В Трудовом кодексе они определяются как непосредственно связанные с трудовыми отношениями.

Все отношения предмета трудового права возникают у работников в связи с их трудовыми отношениями, и поэтому мы говорим, что предметом трудового права являются трудовые отношения работников производства и остальные восемь — непосредственно с ними связанные общественные отношения.

Отношения по государственному социальному страхованию ранее входили в предмет отрасли трудового права. Ныне же они выделены в предмет самостоятельной новой отрасли права — права социального обеспечения.

Предмет отрасли трудового права как системы отношений, регулируемых нормами трудового права (выше перечисленные девять общественных отношений по труду работника на производстве), надо отличать от предмета науки трудового права, учебного курса. Их предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и международного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод трудового права

Понятие трудового права как отрасли и учебной дисциплины требует четкого уяснения не только их предмета, но и метода. Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства, регулирующего специфичным ей методом трудовые и тесно с ними связанные отношения. Поскольку предметом науки и учебной дисциплины является изучение самих норм, их связей, правоотношений сферы трудового права, истории трудового законодательства, как российского, так и зарубежного, то в них применяются разные научные методы: исторический, сравнительный и др. Метод же каждой отрасли права, в том числе и трудового, имеет (как и ее предмет) свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает (вслед за предметом) эту отрасль от других отраслей права.

Методом трудового права называется комплекс способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:

сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Соотношение ныне изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;

договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК “Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;

участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;

специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;

единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст.2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения, приспособления), являются следующие:

вредность и тяжесть условий труда;

климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;

субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченную трудоспособность инвалидов;

специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников, особенность трудовой связи членов производственных кооперативов;

особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;

специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права — трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) — позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные трудовые их права и обязанности.

В Трудовом кодексе дифференциации трудового права посвящен специальный раздел XII “Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». В ст.249 гл.39 “Общие положения» указывается, что “Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие дополнительные правила для отдельных категорий работников” Трудовой Кодекс Российской Федерации.. Следовательно, эти особенности создают специальные нормы-изъятия (у госслужащих, судей и др.) или нормы-льготы (для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.). В то же время в статье не указаны специальные нормы-приспособления (учет специфики труда, отраслевая дифференциация норм).

Надо также учитывать, что Трудовом кодексе в разделе XII указан перечень не всех работников с особенностями правового регулирования их труда. Например, такие особенности предусматривают специальные федеральные законы о государственных служащих, статусе судей, положение о прокуратуре. Дифференциация отражается также и в различных видах трудовых договоров.

Система трудового права как отрасли права и законодательства Российской Федерации.

Как и всякая отрасль права, трудовое право имеет свою систему норм, т. с. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли.

Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), а также последовательность их расположения внутри структуры отрасли.

Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм.

Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную.

В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.

Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда.

Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др.

Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений.

Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны.

Система трудового законодательства — это совокупность связанных между собой особой иерархией и соподчиненностью нормативных актов, регулирующих отношения в сфере труда. По общему правилу строится система законодательства, на основе Кодекса (или иного кодифицированного нормативного акта, например Основ законодательства), который создает основу правовой регламентации отношений в определенной сфере общественной жизни.

Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития.

Система учебной дисциплины «Трудовое право России» (учебный курс) — это понятие определяется государственным образовательным стандартом и теми дополнительными направлениями, которым предполагает обучить студента образовательное учреждение. Поэтому учебная дисциплина в обязательном порядке должна включать в себя изучение тех отношений, которые установлены стандартом и которые, как правило, во многом созвучны с категорией отрасли права. Изучаемая дисциплина также может включать в свою систему освоение дополнительных составляющих, например правовое регулирование служебно-трудовых отношений на государственной службе, зарубежное законодательство и др., по усмотрению образовательного учреждения и в соответствии с разработанными в нем программами.

Система трудового права изменяется и развивается. Изменения можно проиллюстрировать на следующих примерах.

Во-первых, в конце XX в. произошло отделение от трудового права норм новой отрасли — права социального обеспечения.

Во-вторых, процесс развития трудового права подтверждается формированием в ней новых институтов: занятости и трудоустройства, социального партнерства, подынститута — разрешения коллективных трудовых споров (так как в дореформенный период истории СССР коллективные споры отсутствовали, так же как и безработица) и т. д. Это произошло с принятием соответствующих законодательных актов.

В-третьих, развитие трудового права включает в себя изменения, произошедшие в отдельных институтах. Так, заметные изменения произошли в институте трудового договора (с принятием ТК РФ перечень оснований прекращения договора был значительно расширен). Изменилось регулирование разрешения трудовых споров: в этом институте изменилась подсудность рассмотрения индивидуальных трудовых споров, рассмотрение споров в КТС (комиссии по трудовым спорам) перестало являться обязательным этапом. В трудовом праве с 2006 г. появился новый институт обязательного социального страхования работников в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система российского трудового законодательства включает в себя законы и подзаконные акты, построенные в иерархическом порядке по юридической силе.

Но следует учесть, что если международными договорами, подписанными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законами РФ, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

К международно-правовым актам в сфере труда, прежде всего, относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). На территории России действуют порядка 50 из них, хотя большая часть положений международных норм, регулирующих трудовые отношения, продублированы в российском законодательстве или трудовое законодательство РФ устанавливает более высокий уровень гарантий, чем это предусмотрено в международных нормах.

[Система и структура трудового права

Система трудового права как совокупность норм, регулирующих социально-трудовые отношения, состоит из элементов. Под элементами в науке трудового права понимаются относительно самостоятельные, устойчивые группы норм (институты, подынституты).

Система трудового права объективируется в системе трудового законодательства. Связь данных систем в теории права не оспаривается. При этом подчеркивается, что они соотносятся как содержание и форма.

Система трудового законодательства определена в основном в ТК РФ. Законодатель в системе этого Кодекса различает общие положения — это форма объективации общей части трудового права (разд. I «Общие положения»). В части второй находит отражение коллективное трудовое право — социальное партнерство, участие работников в управлении организацией. Индивидуальному трудовому праву соответствует часть третья. В части четвертой закреплены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников — основы специальной части трудового права. Совершенно обоснованно законодатель выделяет и часть пятую «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» — это самостоятельная совокупность норм, имеющая важное практическое значение. Она представляет собой форму такой части трудового права, как защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод субъектов трудового права. В настоящее время эта часть трудового права приобретает особое значение в правовом регулировании социально-трудовых отношений. В международном трудовом праве, трудовом праве зарубежных стран такого рода нормам уделяется все больше внимания. И это понятно. В развитом демократическом обществе защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод ставятся во главу угла правового регулирования социально-трудовых отношений. Поэтому теоретическая разработка норм, составляющих данную часть трудового права, и практика их применения в Российской Федерации — злободневная и трудно решаемая проблема, се значение будет только возрастать.

Структура трудового права — это прежде всего связь его элементов как частей системы, которая обеспечивает ее единство и качественную характеристику. Структура системы трудового права характеризуется центробежными и центростремительными силами. Их баланс обусловливает стабильность системы. Преобладание центробежных сил нарушает связи между институтами трудового права, способствует их выделению в подотрасль или самостоятельную отрасль права. Это имело место, например, при отпочковании от трудового права права социального обеспечения. Аналогичная ситуация наблюдается с институтом трудовых споров. В настоящее время обосновывается необходимость выделения в самостоятельную отрасль процессуального трудового права.]

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 605 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит