Социальные отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, отпуск беременности родам отцу ребенка

Содержание
  1. Социальные отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком
  2. Отпуск по беременности и родам отцу ребенка
  3. Правила получения декретных выплат за жену мужем по месту своей работы
  4. КонсультантПлюс: Форумы
  5. Отпуск по беременности и родам отцу ребенка
  6. В каких случая положены выплаты по беременности безработным? Можно ли оформить декретный отпуск отцу если мать не работает
  7. Как правильно оформить декретный отпуск отцу ребенка
  8. Оформление декретного отпуска и детских пособий на отца ребенка или бабушку
  9. Декретный отпуск для мужчин (отца): особенности оформления, возможные сложности, самые распространенные вопросы
  10. Можно ли оформить декретные на мужа
  11. Декретный отпуск» отцу
  12. Как отцу уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, если мать не работает
  13. Отпуск по беременности и родам (смерть ребенка)
  14. Может ли отец уйти в отпуск по уходу за ребенком, если мама находится в отпуске по беременности и родам?
  15. Какие пособия положены студентам очного отделения?
  16. Пособия беременным студенткам
  17. Единовременная выплата при рождении ребенка
  18. Пособие по беременности и родам студентам очникам
  19. Пособие по уходу за ребенком студентам очного отделения
  20. Путинские пособия на первого и второго ребенка

Социальные отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком

Социальные отпуска предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей. Специфика социальных отпусков заключается прежде всего в их целевом назначении, основаниях, условиях и порядке предоставления.
Социальный отпуск — это период времени, предоставляемый работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей.

Право работника на социальный отпуск не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации. На время социальных отпусков сохраняется прежняя работа, а в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, — заработная плата.
Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска за тот календарный год, в котором работник имеет на них право. В случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

В Рекомендации МОТ от 23 июня 1981 г. N 165 «О равном обращении и равных возможностях для работников — мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями» (Рекомендация Международной организации труда от 23 июня 1981 г. N 165 о равном обращении и равных возможностях для работников — мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями) в п. 6 отмечалось: «Для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для работников — мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена МОТ заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации. «. Однако в России только с 25 сентября 1992 г. порядок и условия предоставления этого отпуска распространились на мужчин, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) детей (ст. 172.1 КЗОТ РФ).

В соответствии с действующей редакцией ТК РФ указанные рекомендации восприняты в ст. 263. Однако, по мнению автора, здесь следует отметить недостаток, заключающийся в том, что такой отпуск может быть предоставлен только в том случае, если он предусмотрен в коллективном договоре. Так как не во всех организациях заключаются коллективные договоры, применить ст. 263 затруднительно.
Законом установлены различные виды социальных отпусков, в том числе и по продолжительности, и, соответственно, продолжительность бывает разной (если она установлена законодательно). Так что определение минимальной продолжительности зависит от конкретного вида социального отпуска (по беременности и родам, по уходу за детьми).
Согласно ст. 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Важнейшей гарантией, позволяющей сочетать работу с материнством, а также обеспечивающей защиту здоровья матери и ребенка, являются отпуска по беременности и родам. В соответствии со ст. 255 ТК РФ отпуск по беременности и родам установлен с целью охраны здоровья матери и новорожденного ребенка. Право на данный вид отпуска не зависит ни от стажа работы, ни от каких-либо других обстоятельств. Предоставление такого отпуска также предусмотрено Конвенцией МОТ N 103 от 28 июня 1952 г. «Об охране материнства», в соответствии с которой каждая женщина, занятая на промышленных предприятиях, непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц, при предоставлении медицинского свидетельства имеет право на отпуск по беременности и родам, продолжительность которого не может быть менее 12 недель, в том числе не менее шести недель в послеродовой период. Во время отпуска по беременности и родам женщине выдается денежное пособие, размер которого устанавливается таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни. Российское законодательство в полной мере соответствует требованиям МОТ.

Согласно ст. 255 ТК РФ данный отпуск предоставляется женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Специальные нормы правовой защиты установлены в отношении беременных женщин, работающих по срочному трудовому договору (ч. 2 ст. 261 ТК РФ). Если срок окончания трудового договора приходится на период подтвержденной медицинской справкой беременности женщины, работодатель обязан по ее письменному заявлению продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Работница в этом случае приобретает право на отпуск по беременности и родам.
Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, должна по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если по окончании беременности женщина фактически продолжает работать, работодатель имеет право расторгнуть срочный трудового договор в связи с истечением срока его действия. Таким правом работодатель пользуется в течение недели со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Правоприменительная практика по реализации нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемый вид отпусков, выявляет недостатки и спорные моменты в их правовом регулировании. Так, в Конституционный Суд РФ обратилась гражданка с требованием признать положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» противоречащим Конституции РФ. Согласно данной норме матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми. По мнению заявительницы, данная законодательная норма ставит в неравное положение женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации в период декрета, с женщинами, уволенными по тому же самому основанию в период отпуска по уходу за ребенком, так как последние имеют право на получение пособия в размере 40% среднего заработка (абз. 4 ч. 1 ст. 15).
Конституционный Суд признал, что установленная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком (и имеющим право на получение пособия в большем размере), приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной.
Конституционный Суд РФ определил, что федеральному законодателю надлежит в разумный срок внести необходимые изменения в правовое регулирование отношений, связанных с назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с тем чтобы исключить необоснованную дифференциацию в размерах пособия, выплачиваемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период пребывания в отпусках, связанных с исполнением ими своих материнских обязанностей, и тем самым устранить неравенство граждан, относящихся к одной и той же категории (Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 г. N 179-О-П).

Таким образом, Конституционный Суд РФ устранил неравенство граждан, увольняемых в связи с ликвидацией организации в период декретного отпуска, и женщин, увольняемых в период отпуска по уходу за ребенком.
Специальные нормативные акты, посвященные отдельным категориям граждан, предусматривают более длительную продолжительность предоставления отпусков по беременности и родам. Так, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дородовой отпуск женщинам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, предоставляется продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами радиоактивного загрязнения.

В Чешской Республике размер пособия по беременности и родам составляет 67% заработной платы за последний год перед родами, в Словакии — 90%, в Венгрии — 60 — 70% последней зарплаты, в зависимости от стажа, в Албании — первые 185 дней — 80% оклада за последний год, затем — 50%. Кроме того, в перечисленных странах, помимо наличия работы, существуют дополнительные условия предоставления пособия: в Чешской Республике и Словакии — это право на медстрахование в течение 270 дней за последние 2 года, в Венгрии — 180 дней работы за последние 2 года, в Албании — стаж работы должен быть более одного года.

Таким образом, продолжительность отпуска по беременности и родам в этих странах пропорциональна размеру пособий и определенному количеству лиц, которые могут претендовать на такие пособия.
Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам в Российской Федерации является листок нетрудоспособности, который оплачивается в размере 100% среднего заработка работника, исчисленного за последние двенадцать месяцев. Женщинам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей это пособие выплачивается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Право на отпуск по беременности и родам может наступить у женщины в период, когда она находится в отпуске по уходу за ранее рожденным ребенком до достижения им возраста полутора лет. В этом случае ей предоставляется право выбрать либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком.
Женщине, работающей по трудовому договору, после отпуска по беременности и родам по ее заявлению предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ). В отличие от отпуска по беременности и родам, использование которого обязательно, реализация права на отпуск по уходу за ребенком зависит от того, как складываются обстоятельства в данной конкретной семье (ст. 256 ТК РФ). Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 2 ст. 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Период этого отпуска засчитывается в трудовой стаж, в т.ч. в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Если же женщина во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком выйдет на работу на условиях неполного рабочего времени, то право на получение пособия у нее сохранится (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). Для ее выхода на работу на условиях неполной занятости согласия работодателя также не требуется. Но о том, что молодая мама намерена приступить к работе на условиях неполной занятости (с указанием, с какого числа и по какому режиму работы), она должна предупредить работодателя в письменной форме. После того, как от сотрудницы поступит такое заявление, работодатель должен произвести необходимые кадровые действия. Например, заключить с женщиной дополнительное соглашение к трудовому договору (с обязательным указанием нового режима работы) и издать соответствующий приказ (с указанием, с какого числа работница должна приступить к работе и на каких условиях). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Но нужно ли при этом прерывать отпуск по уходу за ребенком? При буквальном толковании вышеназванной нормы закона отпуск прерываться не должен. Однако на практике, если работник работает на условиях неполного рабочего дня (например, четыре часа в день вместо восьми) и одновременно числится в отпуске по уходу за ребенком, у кадровиков возникают определенные сложности при оформлении той или иной процедуры (например, очередного отпуска, больничного листка).
Время отпуска по уходу за каждым ребенком до достижения им полутора лет засчитывается в страховой стаж, учитываемый при назначении трудовых пенсий, но не более трех лет в общей сложности (ст. 11 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации). Кроме того, он засчитывается в стаж работы по специальности за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Данный период не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК).

Как уже говорилось выше, отпуск и пособие по уходу за ребенком предоставляются не только женщине-матери или усыновительнице, но также и другим лицам, фактически ухаживающим за ребенком, если они подлежат государственному социальному страхованию.
Таким образом, если ребенка воспитывает мать, право на отпуск и на пособие других родственников ребенка зависит прежде всего от того, имеет ли она сама право на отпуск и пособие, т.е. подлежит ли мать социальному страхованию. Если же мать не возьмет полагающийся ей отпуск, он может быть использован отцом ребенка либо другим родственником или несколькими лицами поочередно из тех, кто сам подлежит социальному страхованию и по договоренности с матерью ребенка фактически за ним ухаживает. Если же мать, воспитывающая ребенка, сама не работает и потому права на отпуск не имеет, соответственно, такой отпуск не могут использовать и другие лица, даже если они вынуждены оставить работу в связи с уходом за ребенком. Не может быть им назначено и рассматриваемое пособие.
Следующий вопрос — продолжительность отпуска по уходу за ребенком, ее необходимость и достаточность. Крупнейший online-ресурс по поиску работы hh.ru провел опрос «Из декрета на работу» по инициативе фармацевтической компании Pfizer в апреле — мае 2011 г. По данным исследования, несмотря на то что большинство женщин выходит на работу через год после рождения ребенка (74%), почти каждая десятая (11% опрошенных) находится в декрете менее полугода. Для последних основной проблемой, связанной с выходом на работу, является прекращение грудного вскармливания.

Исследование показало, что в зависимости от сроков выхода на работу женщины сталкиваются со сложностями различного характера. Для мам, выходящих на работу в период до полугода после рождения ребенка, актуальны преимущественно медицинские проблемы, в период от 6 месяцев и более — социальные. Как заявили 13% респонденток, работодатель с меньшим желанием стремится взять на работу женщину после декретного отпуска, который длился более полугода. Для тех же, кто был вынужден сократить такой отпуск, остро встает вопрос необходимости подавления лактации. Как результат, женщины, вышедшие на работу через 3 или 3 — 6 месяцев после рождения ребенка, прекращали грудное вскармливание малыша (56 и 54% соответственно).
Основной причиной раннего выхода на работу остаются финансовые сложности. Больше половины опрошенных (55%) предпочли бы иметь декретный отпуск до 3 лет, если бы смогли это себе позволить, а 12% респонденток предпочли бы совсем не работать.
Возможность непосредственного контакта с ребенком в первые годы его жизни — не просто желаемое условие, это необходимое требование для сохранения здоровья младенца. Ранний выход женщин на работу в ряде случаев ведет к более частым простудным заболеваниям, в том числе и к пневмонии.
Все чаще женщина не только не хочет, но попросту не может кормить грудью. Согласно современным медицинским исследованиям это связано с различными факторами, но, в частности, и с тем, что женщины выходят на работу уже через несколько месяцев после родов. Хотя целесообразно использовать такие отпуска, что способствует длительному общению матери с ребенком и гармоничному развитию ребенка.

Online-опрос был проведен на сайте hh.ru в конце апреля — начале мая 2011 г. В опросе приняли участие 1734 женщины, находившиеся ранее в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком. Как показало исследование, при выходе из декрета женщины столкнулись с проблемами, связанными с кормлением малыша (прекращение грудного вскармливания, сцеживание молока), сложным рабочим графиком (необходимость совмещать работу и уход за ребенком), сложностями с устройством ребенка в детский сад или поиском няни.
С учетом сказанного функция ухода за ребенком, общения, заботы о нем может достаточно успешно выполняться как матерью, так и отцом. Однако сам выбор того, кто из родителей будет осуществлять уход и пользоваться целевым отпуском, во многом обусловлен психологическим моментом и господствующими в обществе тендерными стереотипами.
Исторически на законодательном уровне матери и отцы были не равны в правах. Ни одна из стран в мире пока не достигла идеальной модели гендерного равенства. Законодательство Евросоюза демонстрирует именно такую модель: нормы, направленные на защиту прав матерей, значительно более развиты, нежели нормы, закрепляющие права отцов и охраняющие отцовство. Данные нормы до сих пор занимают второе место.

Женский труд требует специальной регламентации только по причине репродуктивной функции. Особая защита женского организма обусловлена только возможностью рождения детей. Специальные нормы являются первой ступенью политики, направленной на согласование семейных и трудовых обязанностей женщин.

Большинство стран Евросоюза, кроме декретного отпуска, предусматривают удлиненные материнские отпуска, которые женщина может использовать после окончания обязательного декретного отпуска. Данный отпуск нацелен уже не на биологические, а на социальные нужды, он дает возможность укрепить узы матери и ребенка в первые месяцы жизни.
Продолжительность материнских отпусков, исчисляемых в неделях, в странах Евросоюза выглядит следующим образом: Австрия — 16 недель; Бельгия — 15; Болгария — 19; Кипр — 16; Чехия — 28; Дания — 52; Эстония — 20; Великобритания — 52; Германия — 14; Греция — 17; Венгрия — 24; Ирландия — 18; Италия — 20; Латвия — 16; Литва — 18; Польша — 16; Португалия — 17; Румыния — 18; Словакия — 28; Словения — 15; Испания — 16; Швеция — 68; Финляндия — 15; Франция — 16; Мальта — 14; Нидерланды — 16; Турция — 16; Хорватия — 52+; Люксембург — 16 недель.

Анализируя изложенный выше материал, с очевидностью можно утверждать, что политика родительских отпусков является действенным рычагом влияния на гендерные стереотипы, существующие в обществе. Современные стереотипы возлагают, как правило, на матерей 100-процентный объем обязанностей, связанных с воспитанием ребенка, и исключают отца-добытчика из процесса заботы о ребенке, что влечет неумение, а соответственно, и нежелание мужчин впоследствии участвовать в уходе за ребенком и его воспитании. Грамотная политика законодателя по распределению времени отпуска по уходу за ребенком между родителями даст возможность исключить женщину из категории единственного привилегированного субъекта в трудовом законодательстве, чьи гарантии и льготы пугают потенциального работодателя при трудоустройстве.
Длительный декретный отпуск в России ориентирован не только на биологические, но и на социальные нужды матери и ребенка, но общение с отцом не является менее важным элементом, влияющим на процесс создания крепкой семьи. Возможность женщины самостоятельно распоряжаться временем декретного отпуска, в частности возможность сократить дородовую часть отпуска, увеличив послеродовую, право передать оплачиваемую часть послеродового отпуска отцу ребенка, положительным образом повлияла бы на слом негативных для развития общества стереотипов, выталкивающих женщину с рынка труда и отстраняющих мужчину от процесса воспитания ребенка. В качестве примера позитивного влияния можно привести ситуацию, сложившуюся в Португалии. До введения оплаты двухнедельного отцовского отпуска им пользовались не более 150 мужчин в год. После того, как отпуск стал оплачиваемым, число мужчин, использовавших его, возросло до 27 000.
В советский период развития нашего государства предприятия оказывали своим работникам помощь в вопросе решения проблемы ухода за малолетними детьми. Существовала разветвленная инфраструктура детских учреждений. В связи с проводимыми экономическими преобразованиями количество детских садов, яслей, лагерей с каждым годом сокращается. В сравнении с 1990 г. число дошкольных учреждений в 2011 г. сократилось в 45 раз. Сеть ведомственных детских учреждений резко сократилась. Создавшаяся обстановка, сокращение рабочих мест способствуют тому, что родители гораздо чаще будут использовать родительские отпуска. Безусловным стимулом для этого стала бы выплата пособий, дополнительно к мизерной компенсации, родителям, находящимся в отпусках по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет. Механизм финансирования может быть следующий: недостающие средства могли бы быть привлечены за счет источников на выплату пособий по безработице лицам, получающим место, ранее занимаемое работником, ушедшим в родительский отпуск.
На сегодняшний день нет единого нормативного акта по вопросу предоставления социальных отпусков, а предписания о предоставлении отпусков по просьбе работника, включенные в различные нормативные акты, трудно перечислить исчерпывающе. Социальные отпуска, как правило, предоставляются без сохранения заработной платы и зафиксированы в ТК РФ, федеральных законах, на уровне правительственных нормативных актов. В большинстве субъектов РФ регламентация исследуемых отпусков отсутствует, за исключением случаев дублирования централизованного законодательства.

Отпуск по беременности и родам отцу ребенка

Правила получения декретных выплат за жену мужем по месту своей работы

  1. Единовременное пособие женщинам, которые были поставлены на учет, в связи с беременностью. Выплата имеет стимулирующий характер получения беременной женщиной обследования и наблюдения со стороны медицинской организации. Получить данные средства может только сама беременная;
  2. Пособие по беременности и родам. Данные денежные средства выплачиваются работодателем женщины. В случае, когда она не работает, перечисление средств производится органом социальной защиты в месте проживания матери или органами содействия занятости. Размер денежного обеспечения зависит от того, осуществляла ли женщина трудовую деятельность. Перечисление этих выплат производится следующим категориям женщин:
    • Официально трудоустроенные женщины или женщины служащие по контракту в ВС;
    • Проходящие обучение в высших профессиональных заведениях на дневных отделениях;
    • Проходящие службу на территориях воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранного государства;
    • Усыновившие ребенка.
  3. Пособие, выплачиваемое после рождения малыша. На эту категорию выплаты имеет право мать, родившая ребенка, а также второй родитель или лицо, которое заменяет их;
  4. Средства, выплачиваемые ежемесячно на уход за малышом. Этот вид обеспечения перечисляется:
    • Матерям или отцам, а также иным родственникам, которые осуществляют уход и застрахованы в ФСС;
    • Женщинам, которые проходят службу в ВС, а также отцам, которые имеют статус государственного гражданского служащего;
    • Женщинам или отцам, а также иным родственникам, которые были уволены во время осуществления ухода за малышом по причине реорганизации компании, прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
    • Матерям или отцам, которые осуществляют обучение в высших профессиональных заведениях на дневном отделении;
    • Иным родственникам, которые ухаживают за малышом фактически, в связи с тем, что родители умерли или являются без вести отсутствующими, лишены на основании решения суда прав заниматься воспитанием ребенка, а так же в иных случаях.

КонсультантПлюс: Форумы

И тот, и другой отпуск относятся ко времени отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (ст. 106 ТК РФ). Так как во время отпуска по беременности и родам женщина уже освобождена от исполнения трудовых обязанностей, одновременно освободить ее от работы в связи с отпуском по уходу за ребенком нельзя. Соответственно, она не может одновременно получать пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Это прямо предусмотрено частью пятой ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Отпуск по беременности и родам отцу ребенка

Безусловно, папе будет тяжело. Помимо свалившихся на него непривычных обязанностей, будут еще и странные взгляды со стороны – мало кто поймет и одобрит ситуацию, в которой мама работает, а отец находится с ребенком и на хозяйстве. Но если в семье все счастливы, папе в радость такая роль, мама тоже довольна, и главное, малыш ни в чем не ущемляется, то — почему бы и нет?

В каких случая положены выплаты по беременности безработным? Можно ли оформить декретный отпуск отцу если мать не работает

Оплата больничного по беременности и родам неработающей женщине предоставляется, если она является женой военного, которого перевели из воинских частей иностранных государств. Они могут также подать документы на получение пособия по беременности и родам.

Как правильно оформить декретный отпуск отцу ребенка

Первым делом следует обратиться к работодателю. Он — ответственное лицо за оформление предстоящего отпуска. Работодатель не вправе отказать мужчине в предоставлении законного отдыха по уходу за ребенком. Если же он все-таки отклонил подобное требование, то следует обращаться в суд и инспекцию по труду. Они помогут добиться соблюдения норм статьи 256 Кодекса, и, соответственно, полагающихся компенсаций и льгот.

Оформление декретного отпуска и детских пособий на отца ребенка или бабушку

Зачастую на практике такая схема используется в случаях, когда неработающая бабушка ребенка по линии отца или матери осуществляет фактический уход за ребенком на дому, а родители (или один из них) продолжают рабочую деятельность с сохранением права на ежемесячные выплаты по уходу за ребенком, устанавливаемые в размере 40% среднего заработка.

Декретный отпуск для мужчин (отца): особенности оформления, возможные сложности, самые распространенные вопросы

С 2007 года в РФ было законно разрешено оформление «декрета» отцами. По неофициальным подсчетам этим правом воспользовались около 7% молодых пап. Больше трети из них сознательно хотели сами заниматься воспитанием ребенка. В 23% случаев это было вызвано необходимостью – больше не с кем было оставить малыша. 17% – из-за того, что их доход был меньше, чем у второй половины. А 10% отцов были безработными. Официальные причины такого решения следующие:

Можно ли оформить декретные на мужа

Пособие отцу назначается в 10-дневный срок после получения документов. Выплачивается оно ежемесячно в день зарплаты. Когда выплаты делает орган соцзащиты, то пособие перечисляется почтовым переводом, либо на указанные в заявлении реквизиты, в определенный день месяца.

Декретный отпуск» отцу

Такого понятия, как «декретный отпуск», в законодательстве не существует. Обычно под ним подразумевают отпуск по беременности и родам. Этот вид отдыха отцу не полагается, поскольку он не вынашивает ребёнка и не рожает его. Однако после рождения малыша папа имеет право взять отпуск по уходу за ребенком полностью или частично (ч. 1, 2 ст. 256, ст. 257 Трудового кодекса РФ).

Как отцу уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, если мать не работает

Особенно сложная ситуация в военной сфере. Мужчина военный, по мнению законодателя, не имеет права уходить в декрет. Причина – специфика деятельности военного. Любые попытки обжаловать такую позицию в настоящее время не заканчиваются успехом на территории России, так как Конституционный суд занял сторону государства.

Отпуск по беременности и родам (смерть ребенка)

Статья 11 81-ФЗ устанавливает, что пособие не выплачивается только при рождении мертвого ребенка. Т.к. в вашем случае ребенок родился живым и имеются необходимые документы для оформления пособия (справка органов ЗАГС, свидетельство о рождении), то можно обратиться за выплатой пособия.

По поводу отпуска по БиР. Ни 255-ФЗ, ни ст. 7 81-ФЗ, ни ст. 255 ТК РФ не содержат нормы, при которой в случае смерти ребенка, необходимо произвести перерасчет пособия.
В нормативных актах говорится, что отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Т.е. работница находтся в отпуске по БиР до его окончания. Если будет желание, то она может прервать отпуск и приступить к работе.

спасибо всем за ответы и помощь.В общем мамочка несет справку Ф-24,справку папы о том,что он не получал пособие пишет заявление и ей в течение 10 дней должны выплатить пособие,так?

Еще по поводу погребения хотелось бы узнать,что для него нужно? и это тоже же работодатель должен выплачивать?

Для получения пособия на погребение нужна справка органов ЗАГС о смерти и копия св-ва о рождении (подтвердит родство)
Выплачивается работодателем за счет средств ФСС

Цитата: «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 2

ВОЗМЕЩАЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ
Социальное пособие на погребение

Данное пособие выплачивается супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 82 Методических указаний).
Выплата пособия на погребение производится организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего, в день обращения (п. 83 Методических указаний).
Документы, подтверждающие обоснованность и правильность расходов по пособию на погребение (п. 3 Перечня документов и п. 84 Методических указаний):
— заявление о назначении пособия;
— справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.
Также вас могут попросить принести копию свидетельства о смерти и паспорт получателя.
Пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (п. 82 Методических указаний).
Если же говорить о возмещении стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела, то оно производится организацией в десятидневный срок на основании справки о смерти и соответствующего счета (п. 84 Методических указаний). Гражданам, взявшим на себя организацию похорон, пособие в этом случае не выдается.
К сведению. Размер пособия равен стоимости похоронных услуг и не может превышать 4000 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента (п. 1 ст. 10 Закона о похоронном деле). При этом начиная с 2011 г. осуществляется индексация размера стоимости похоронных услуг, подлежащих возмещению специализированной службе, а также предельного размера социального пособия (Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 813). В 2011 г. эта сумма составляла 4260 руб., в 2012 г. — 4515,60 руб. (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»).
М.Косульникова
Главный бухгалтер
ООО «Галан»
Подписано в печать
19.01.2012

Может ли отец уйти в отпуск по уходу за ребенком, если мама находится в отпуске по беременности и родам?

Здравствуйте, Уважаемые юристы. Хотел бы прояснить ситуацию в отношении описанного выше вопроса и получить ссылки на соответствующие статьи закона, либо примеры судебной практики в отношении этого вопроса.

Большинство комментариев в интернете говорят о том что отец сможет уйти в отпуск по уходу за ребёнком и получать соответствующие пособие только после окончания отпуска по беременности и родам жены. Однако ни одного подтверждения этого факта в правовых актах я не встретил.

Из ст 11.1 . Закон 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», прямо не следует запрета на получения пособия по уходу за ребёнком отцом пока мать получает пособие по БИР.

Ведь отпуск по БИР не связан с осуществлением фактического ухода за ребёнком и пока жена находится в отпуске по БИР и приходит в себя после родов, муж может осуществлять фактический уход за ребёнком.

Также в п.4 соответствующего закона сказано, что

«В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.»

Но «пособие по уходу за ребёнком» итак будет получать только одно из лиц- отец. Мать ведь получает пособие по БИР.

В п.3 соответствующего закона говорится, что

«Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного. «

Однако получение отцом пособия по уходу за ребёнком не противоречит и этому пункту, т.к. в нём ни слово не говорится об отце. А то что мать одновременно не может получать два пособия, это вполне логично.

В своей ситуации хотелось бы пойти в отпуск по уходу за ребёнком с момента его рождения, при том что моя жена трудоустроена и находится в отпуске по БИР. Имеет ли право мой работодатель требовать кроме «свидетельства о рождении ребёнка» и «справки с места работы жены что она не находится в отпуске по уходу за ребёнком и не получает одноимённого пособия» ещё и копию листа нетрудоспособности жены и отказать мне в предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до момента выхода жены из отпуска по БИР.

Буде признателен за подтверждающие ссылки на правовые акты, а также примеры из судебной практики по данному вопросу

Ответы юристов ( 8 )

Евгений, добрый день.

Отец ребёнка не может уйти в отпуск по уходу за ребёнком и получать соответствующие пособие с момента рождения ребёнка, пока мать ещё находится в отпуске по беременности и родам.

Смысл в том, что отпуск по уходу за ребёнком начинается после отпуска по беременности и родам. Два отпуска не могут накладываться друг на друга. И в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу, даже если эти отпуска будут оформляться на разных лиц.
Не могут выплачиваться одновременно два пособия. Ни только мать не может получать одновременно два пособия, но и никто в отношении одного ребёнка не может получать два пособия.

Вы не правильно трактуете п.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Обратите внимание на последние слова этого пункта, которые Вы не учитываете.

п. 3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Здесь даётся право выбора размера пособия. Это не является правом получения одной семьёй на одного ребёнка сразу двух пособий.

«Смысл в том, что отпуск по уходу за ребёнком начинается после отпуска по беременности и родам. Два отпуска не могут накладываться друг на друга. И в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу, даже если эти отпуска будут оформляться на разных лиц.»

А есть ли какое-нибудь правовое подтверждение этого либо судебная практика на этот счёт?

В просмотренных мной правовых актах говориться о невозможности использования двух разных отпусков одновременно одним человеком. А то что в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу разными людьми подтверждения я пока не нашел. Да и сам отпуск по БИР относится скорее не к ребёнку, а к жене и её здоровью и восстановительному периоду.

Евгений, это исходит из логики закона. Так как эти отпуска являются оплачиваемыми, то они не могут накладываться друг на друга из-за оплаты. Предоставляется право выбора пособия. Даётся возможность выбрать более большее пособие. А также даётся возможность выбрать члена семьи, который будет осуществлять уход и получать пособие.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. N 742-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МИХАЙЛОВА АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 11.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.Г. Михайлова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Михайлов оспаривает конституционность положений статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которые определяют условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Как следует из представленных материалов, А.Г. Михайлову, работающему в прокуратуре, в связи с рождением двойни был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 21 июля 2010 года по 13 октября 2011 года. Однако данное пособие ему начали выплачивать не с первого дня указанного отпуска, а лишь с 14 августа 2010 года, т.е. со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам его жены.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2010 года, А.Г. Михайлову было отказано в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Новгородской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 21 июля 2010 года по 13 августа 2010 года, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты пособия, а также компенсации морального вреда. Суды указали, что часть 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» исключает возможность одновременного получения матерью и отцом новорожденных детей двух видов пособий — пособия по беременности и родам, выплачиваемого матери, находящейся после рождения детей в отпуске по беременности и родам, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на которое претендовал заявитель — отец детей, находящийся в тот же период в отпуске по уходу за ними. Кроме того, суды, руководствуясь письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 мая 2010 года N 02-02-01/08-2324, пришли к выводу, что получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком иными, помимо матери, членами семьи возможно только после окончания предоставленного матери отпуска по беременности и родам либо в случае замены ею этого отпуска на отпуск по уходу за ребенком.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, приданному им судами общей юрисдикции при разрешении его дела, как не допускающие после рождения ребенка одновременную выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком его отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, и пособия по беременности и родам его матери, находящейся в отпуске по беременности и родам, создают препятствия в реализации им своих конституционных прав на заботу о ребенке и социальное обеспечение для воспитания детей и противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3).
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства — участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2009 года N 3-П).
2.1. Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
К числу отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.
Отпуск по беременности и родам в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации). Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения им возраста трех лет, может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).
Такое регулирование дает членам семьи, в которой появился ребенок, возможность определять по своему усмотрению, кто из них реально воспользуется правом на отпуск по уходу за ребенком, что направлено на обеспечение заботы о детях, их воспитания с учетом интересов семьи.

2.2. При осуществлении правового регулирования отношений по предоставлению и использованию указанных отпусков федеральный законодатель исходил в первую очередь из их целевого назначения. В этом смысле отпуск по беременности и родам предоставляется женщине, прежде всего, с целью обеспечения охраны ее здоровья в период беременности, его восстановления после родов, а значит, создания тем самым благоприятных социальных условий для рождения детей и улучшения демографической ситуации в стране. Отпуск же по уходу за ребенком имеет целью обеспечение заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ним.

Вместе с тем, предусматривая отпуска, связанные с рождением и воспитанием детей, федеральный законодатель принимал во внимание и то, что в период после рождения ребенка женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, фактически не только восстанавливает свое здоровье, но и исполняет связанные с материнством обязанности — осуществляет уход за новорожденным, который в первые месяцы своей жизни особо нуждается именно в материнской заботе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года N 179-О-П). С таким пониманием предназначения отпуска по беременности и родам согласуется и его продолжительность, установленная частью первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение возможно в том числе в рамках обязательного социального страхования, целями которого являются компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть третья статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункты «б», «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации полномочия, определил случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установил в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая — уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими соответственно в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Данное законоположение, связывающее право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет (пункт 4 части 2 статьи 1.3 названного Федерального закона), который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с необходимостью осуществлять уход за ребенком, и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
3.2. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Названное законоположение, направленное на защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, к числу которых заявитель не относится, не затрагивает его конституционные права, а потому в силу предписаний статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» также не может быть предметом проверки по его жалобе.
3.3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н).
Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию. Поскольку заявитель к указанной категории также не относится, положение части 3 статьи 11.1 названного Федерального закона не затрагивает его конституционные права, в связи с чем его жалоба и в данной части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята к рассмотрению.

3.4. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц (часть 4 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Следовательно, наступление такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, не предполагает возможность одновременного предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким членам семьи, фактически осуществляющим уход за ним.
При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель, руководствуясь целевым назначением отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, не предполагал и возможность выплаты отцу ребенка, другому родственнику или опекуну, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячного пособия по уходу за ребенком одновременно с выплатой пособия по беременности и родам матери ребенка, пребывающей в послеродовом отпуске и также фактически ухаживающей за новорожденным ребенком. Данное правовое регулирование осуществлено федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий, согласуется с целями обязательного социального страхования и потому также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Вместе с тем это не препятствует федеральному законодателю предоставить в виде исключения право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким лицам — в случае рождения в семье двух или более детей и при условии, что фактически уход за ними указанные лица осуществляют одновременно, а также предусмотреть возможность выплаты в подобном случае отцу детей, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ними, ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с выплатой пособия по беременности и родам матери детей, пребывающей в послеродовом отпуске.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Какие пособия положены студентам очного отделения?

Беременные студентки очного отделения, а также студентки, воспитывающие детей, имеют право на оформление пособий, установленных федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». За их назначением нужно обращаться либо в отдел социальной защиты, либо по месту учебы.

Женщины, обучающиеся по очной форме, имеют право на следующие выплаты:

Пособия при постановке на учет на первых неделях беременности и по БиР выплачиваются из бюджета, выделяемого учебному заведению, поэтому в негосударственных вузах и средних специальных учебных заведениях (ссузах) такие выплаты могут быть не предусмотрены.

Кроме пособий по федеральному закону № 81-ФЗ, при рождении усыновлении с 1 января 2018 года первого или второго ребенка гражданам (в том числе и студентам) положены «президентские выплаты».

Пособия беременным студенткам

Беременные студентки могут получить пособие за постановку на учет в медицинских организациях на ранних сроках беременности (согласно ст. 9 закона о детских пособиях — до двенадцати недель). Размер единовременной выплаты с 1 февраля 2019 года составляет 655 рублей 49 копеек. Пособие увеличивается каждый год в феврале пропорционально уровню инфляции за последний год.

В 2018 году инфляция составила 4,3%, поэтому сумма выплаты возросла с 628,47 до 655,49 рублей. Центробанк прогнозирует инфляцию в 2019 году на уровне 4,7-5,2%. Исходя из этого, размер пособия с 1 февраля 2020 года повысится примерно до 690 рублей, но это предварительная оценка.

Пособия студенткам выплачиваются учебным заведением, согласно п. 23 и пп. «в» п. 17 приказа Минздравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 года. Для этого по месту учебы необходимо предоставить:

  • заявление;
  • справку из женской консультации (или другой организации, поставившей беременную на учет).

Крайний срок обращения за пособием — шесть месяцев с рождения ребенка (абз. 1 ст. 17.2. закона № 81-ФЗ).

Кроме того, студентка, ушедшая в академический отпуск по беременности, имеет право на компенсационные выплаты в размере 50 рублей в месяц (раздел I постановления Правительства № 1206 от 03.11.1994). Чтобы их получить, необходимо написать заявление и приложить к нему копию приказа об академическом отпуске по медицинским показаниям, документы нужно предоставить по месту учебы.

Единовременная выплата при рождении ребенка

После родов студентка или отец ребенка могут получить единовременное пособие. В 2019 году оно установлено в размере 17479 рублей 73 копейки. Выплата предоставляется на каждого ребенка: если родилась двойня или тройня, родители получат 34959,46 и 52439,19 рублей соответственно.

  • по месту работы или службы отца ребенка, если он работает (служит);
  • в органах социальной защиты, если оба родителя не работают или учатся.

Пособие можно получить в течение полугода с рождения ребенка. Если пособие выплачивается работодателем, то деньги переведут в течение десяти дней с подачи заявления. Если обращаться в соцзащиту, то пособие выплатят не позже 26 числа следующего месяца.

Пособие за рождение ребенка может получить только один из родителей.

Чтобы оформить выплату, необходимо подать заявление с приложением следующих документов (п. 28 приказа № 1012н):

  • справка о рождении ребенка (другой документ, подтверждающий рождение и регистрацию);
  • справка о том, что другой родитель пособие не получал (с места работы или из соцзащиты — для неработающих) за исключением случая, когда родители не состоят в браке;
  • заверенная работодателем выписка из трудовой книжки о последнем месте работы при обращении в соцзащиту (если мать раньше не работала и не работает, а значит не имеет трудовой, то это указывается в заявлении);
  • если родители развелись, то потребуются:
    • свидетельство о расторжении брака;
    • документ, подтверждающий, что ребенок живет с родителем, который получает пособие (справка из соцзащиты, выписка от управляющей компании или выписка из домовой книги).

Кроме них, в определенных случаях могут понадобиться другие документы:

  • ИП, адвокатам и другим самозанятым, чья деятельность требует регистрации и (или) лицензию — справка из Фонда соцстрахования, что они не получают пособие за счет ФСС, если они обращаются за пособием в соцзащиту.
  • Иностранцам, беженцам и лицам без гражданства — копия удостоверения личности с отметкой о выдаче вида на жительство либо копия удостоверения беженца.

Пособие по беременности и родам студентам очникам

Родившая студентка может обратиться за пособием по беременности и родам. Оно выплачивается в сумме стипендии, установленной в учебном заведении за весь период отпуска по БиР.

Отпуск по беременности и родам предоставляется на:

  • 140 дней (70 дней до родов и 70 дней после) — стандартная продолжительность отпуска;
  • 156 дней (70 дней до родов и 86 после) — при осложненных родах;
  • 194 дня (84 дня до родов и 110 дней после) — при многоплодной беременности.

Размер стипендии не может быть меньше нормативов:

  • Академическая (обычная) стипендия:
    • 539 рублей — в средних специальных учебных заведениях;
    • 1484 рублей — в вузах.
  • Социальная стипендия:
    • 809 рублей — в ссузах;
    • 2227 рублей — в вузах.

Сумма пособия устанавливается с учетом полагающихся надбавок: если студентка получает повышенную стипендию, то пособие по БиР ей выплатят в таком же размере.

Пособие выплачивается учебным заведением из средств федерального и регионального бюджета, предоставляемых ему на стипендии. Чтобы оформить пособие, согласно пп. «в» п. 16 приказа Минздравсоцразвития № 1012н, требуется подать заявление и справку из медорганизации в учебное заведение.

Вуз (ссуз) должен назначить и выплатить пособие в течение десяти календарных дней с даты приема заявления. Подать заявление можно не позже шести месяцев после выхода из отпуска по беременности и родам.

Пособие по уходу за ребенком студентам очного отделения

Любой из родителей может оформить отпуск по уходу за ребенком с назначением соответствующего пособия. Кто его выплачивает и каков размер, зависит от статуса получателя выплат:

  • Если один из родителей работает, то пособие может выплатить работодатель. Сумма пособия составит 40% от среднего месячного дохода за два предыдущих года.
  • Если мать ребенка — студентка, а отец нигде не работает или так же учится, то выплату осуществит соцзащита. Размер такого пособия фиксирован и на 2019 год составляет:
    • 3277,45 рублей за первого ребенка;
    • 6554,89 рублей за второго и каждого из последующих детей.

Пособие назначается один раз на одного ребенка. Если в семье двое детей в возрасте до 1,5 лет, то родители могут оба использовать отпуск по уходу: отец — по уходу за одним ребенком, мать — за другим.

Пособие выплачивается до тех пор, пока ребенку не исполнится 1,5 лет. Студенты начинают получать его:

  • со дня рождения, если мать не уходила в отпуск по беременности и родам;
  • со дня окончания отпуска по БиР.

Для оформления пособия студенту необходимо подать в органы соцзащиты по месту жительства заявление и приложить к нему документы, приведенные в п. 54 приказа № 1012н:

  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Свидетельства о рождении и усыновлении предыдущих детей. Если один из них умер — свидетельство о его смерти.
  • Справка о том, что другой родитель не ушел в отпуск по уходу за ребенком.
  • Справка из вуза (ссуза) о прохождении обучения по очной форме.
  • Справка из учебного заведения о выплаченном пособии по беременности и родам.
  • Документ, подтверждающий, что ребенок и родитель, получающий пособие живут вместе: справка из соцзащиты, выписка из домовой книги и т.п.

Путинские пособия на первого и второго ребенка

Студенты также могут обратиться за назначением «путинских» выплат на первого или второго ребенка. Условия и порядок предоставления пособия регулируются федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и приказом Министерства труда № 889н. от 29.12.2017 года.

Ежемесячные выплаты назначаются, если:

  • Месячный среднедушевой доход семьи не выше 1,5прожиточных минимумов для трудоспособного населения в регионе, установленного за 2 квартал предшествующего года. Данная величина рассчитывается за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
  • Первый или второй ребенок был рожден (усыновлен) не раньше 1 января 2018 года и имеет российское гражданство.

В ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию в 2019 году Владимир Путин поручил внести в закон изменения, согласно которым с 2020 года право на пособие получат семьи, чей месячный среднедушевой доход не выше двух прожиточных минимумов.

Пособие устанавливается в размере прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал предыдущего года в конкретном регионе (см. таблицу по регионам), который определяется законами субъектов и в среднем составляет 10000-11000 рублей на ребенка (см. таблицу по регионам).

  • На первого ребенка — из бюджетных средств (заявление необходимо подать в соцзащиту).
  • На второго ребенка — из средств материнского капитала (заявление предоставляется в Пенсионный фонд).

Выплаты предоставляются в течение полутора лет с рождения ребенка, однако их назначение зависит от даты обращения:

  • если оно последовало в течение полугода с появления ребенка — пособие будет назначено со дня рождения;
  • если позже 6-ти месяцев — со дня обращения.

Перечень необходимых документов приведен в приложении № 2 к Приказу № 889н:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка с места учебы о выплате стипендии и сведения о других доходах семьи;
  • банковские реквизиты;
  • справка из военкомата о призыве отца на службу.

2019-08-15

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит