Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Содержание
  1. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  2. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора
  3. Что такое трудовые споры
  4. Что надо знать о решении согласительной комиссии
  5. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора
  6. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  7. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Исковые и процессуальные сроки при разрешении индивидуальных трудовых споров.

Порядок разрешения трудовых споров зависит от ряда условий: содержания спора (предмета спора), его субъектов, характера правоотношений, из которых возник спор, и т.д.

Часть 1 ст. 381 ТК РФ определяет трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 381 ТК РФ таким спором может признаваться и спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Таким образом, трудовой спор в ТК РФ понимается как разногласие по поводу применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении условий труда).

Предметом трудовых споров могут быть различные аспекты трудовой деятельности, такие, как оплата труда, предоставление гарантированных льгот, взыскание ущерба и др.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Порядок разрешения трудовых споров в КТС определен ст. ст. 384 — 389 ТК РФ и иными федеральными законами.

Процедура разрешения трудовых дел в судах раскрыта в ст. ст. 390 — 394 ТК РФ, а также в ГПК РФ, т.е. законодательстве, которое четко определяет подведомственность трудовых дел суду, состав субъектов, участвующих в деле, производство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок исполнительного производства и др.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Статьи по теме

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по вопросам не урегулированным согласительной комиссией, – судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица

Что такое трудовые споры

В соответствии с пп. 16) п. 1 ст. 1 Трудового Кодекса Республики Казахстан , трудовой спор – это разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями) по вопросам применения трудового законодательства РК, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя.
Трудовые споры, возникающие вследствие применения трудового законодательства, ненадлежащего исполнения или нарушения условий трудового или коллективного договора, соглашений, актов работодателя могут рассматриваться во внесудебном порядке согласительной комиссией, так и непосредственно судом.

Согласительными комиссиями по соглашению сторон могут рассматриваться любые категории трудовых споров ( Нормативное постановление Верховного Суда РК от 19 декабря 2003 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров»). Необходимо отметить, что согласительные комиссии рассматривают споры только на основании заявлений работников организации.
Обращение в согласительную комиссию является правом, а не обязанностью стороны трудового спора.
Работник и (или) работодатель имеют право на обращение за разрешением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном ТК РК (пп. 16) п. 1 ст. 22 и пп. 12) п. 1 ст. 23 ТК РК).

Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Кадровое дело»

Согласительная комиссия: состав, порядок работы, принятие решений

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.
Согласительная комиссия является постоянно действующим органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работником и работодателем, в процессе исполнения трудовых обязанностей. Согласительная комиссия создается непосредственно в самой организации работодателем, а также в филиалах и представительствах работодателем.
Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.
Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются по соглашению между работодателем и работниками на общем собрании (конференции) работников и закрепляются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.
Количественный состав представителей работодателя должен соответствовать количественному составу представителей работников, определенному решением общего собрания (конференцией) работников организации.
Согласительная комиссия вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации.
ТК РК не закрепляет права на заявление работника об отводе членов комиссии.

➤Вебинар!➤

Согласительная комиссия в организации – эффективный инструмент для разрешения трудовых споров

Ирина Лазутина

эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», бизнес-тренер, эксперт по вопросам регулирования трудовых отношений в Республике Казахстан, сертифицированный тренер ОSCЕ по правовым вопросам, г. Алматы

ПО МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ:

На вебинаре рассматриваются:

  1. Трудовые споры
  2. Индивидуальные трудовые споры
  3. Сроки обращения по индивидуальных трудовых споров (ст. 160 ТК РК)
  4. Восстановление на работе работника (ст. 161 ТК РК)
  5. Основные аспекты регулирования трудовых отношений, вызывающие трудовые споры

Как рассматриваются споры

Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи.
Рассмотрение трудовых споров происходит в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации в день подачи. Как правило, регистрация заявлений работников осуществляется в журнале. Работник вправе ознакомиться с записью о регистрации заявления в журнале. Указанная регистрация также допускается на специальных карточках, в электронном формате.
Работник вправе отозвать свое заявление или отказаться от предъявляемого к работодателю требования непосредственно на заседании согласительной комиссии или же в письменной форме, до заседания согласительной комиссии или в процессе его работы.
Согласно ТК РК, работник не освобождается от работы для присутствия на заседании согласительной комиссии в связи с рассмотрением его заявления. В связи с этим заседание комиссии должно проводиться в свободное от работы время.
Необходимость делегирования прав уполномоченному представителю может быть вызвана, тем, что работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе по причине нетрудоспособности или нахождения в командировке.
Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в трехдневный срок со дня его принятия.
Обязанность комиссии рассмотреть спор в пятнадцатидневный срок обеспечивает быстрейшее принятие решения по существу спора. Дата проведения заседания определяется согласительной комиссией. Работник и работодатель должны быть об этом заблаговременно проинформированы.

«Қазақстанда еңбекті қорғау» журналынан басқа да пайдалы мақалалар оқыңыздар

Что надо знать о решении согласительной комиссии

Решения согласительной комиссии оформляется протоколом, в котором указываются:

Форма протокола является произвольной.
Председатель и секретарь комиссии подписывают протокол, заверяют его печатью, в случае его наличия. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.
Решение согласительной комиссии оформляется в категорической и четкой форме, не допускающей его двоякого толкования или уклонения от его исполнения.
Решение согласительной комиссии должно основываться на действующем законодательстве РК.
Решение, принятое комиссией, подписывается всеми его членами, присутствующими при рассмотрении спора. Принятие решения завершает рассмотрение спора в согласительной комиссии.
Копии решения согласительной комиссии, подписанные и заверенные печатью, при наличии таковой, выдаются сторонам спора в течение трех дней со дня принятия решения.
Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе.
Если ни одна из сторон индивидуального трудового спора не обжаловала решение согласительной комиссии, оно подлежит исполнению в установленный комиссией срок, за исключением спора о восстановлении на работе.
В случае неисполнения решения согласительной комиссии в установленный срок работник или работодатель вправе обратиться в суд.
Порядок обращения в суд осуществляется в соответствии со статьями 148–154 главы 14 Гражданского процессуального кодекса РК.

Авторитетно

КАК РАБОТАЕТ СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Г. Б. Дуйсенбаев

судья Верховного Суда Республики Казахстан

Комиссия тоже учится

Стороны согласительной комиссии обязаны проводить ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства Республики Казахстан, развитию умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах.
Настоящий пункт устанавливает очень важную обязанность для сторон согласительной комиссии по проведению ежегодного обучения ее членов основам трудового законодательства РК, развитию умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых спорах.
Наличие такового умения и навыков видится крайне важным именно при решении трудовых споров.
Основополагающими принципами конценсуса, являются:

Консенсус не следует рассматривать, как единогласие. Это, скорее, всеобщее согласие относительно процесса принятия решений; меньшинство готово подчиниться решениям большинства, а большинство готово обеспечить права меньшинства.
Только умелое квалифицированное ведение переговоров позволит закрепить взаимопонимание, сотрудничество между сторонами трудовых споров.
Создание эффективной конструкции урегулирования трудовых споров позволяет удерживать конфликты, возникающие в сфере трудовых отношений, в экономически и социально допустимых пределах, а также способствует созданию мирной атмосферы в трудовых отношениях.
Грамотное ведение переговорных процессов является зачастую единственным и наиболее эффективным путем преодоления противоречий сторон. Во время переговоров необходимо придерживаться основного принципа, заключающегося в противодействии обострению конфликта. Этот принцип предусматривает использование довольно простых, но крайне важных элементов в поведении сторон переговоров, а именно:

В настоящее время на рынке Казахстана представлены специализированные организации, предлагающие свои услуги по развитию умения вести переговоры и достижения консенсуса.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

Что нужно знать об условиях направления в командировку, а также о гарантиях и компенсационных выплатах командированному работнику?

Маржан Елемесова

автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», Master of Business Administration, профессиональный бухгалтер-практик, г. Алматы

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Статьей 385 ТК РФ предусматривается, что право работника на обращение в КТС возникает только после того, как он самостоятельно (или с участием своего представителя) не смог урегулировать свои разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Для обращения в КТС в ст. 386 ТК РФ установлен общеисковой срок — 3 месяца с того момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом в случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть продлен (восстановлен).

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС в следующем порядке (ст. 387 ТК РФ). Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Большую проблему на сегодняшний день составляет злоупотребление работодателем своими правами. Так, работодатель может безнаказанно воспрепятствовать деятельности комиссии, создавая условия для отсутствия кворума на заседании КТС. Например, работодатель имеет возможность не допустить участие своих представителей (или части своих представителей) в рассмотрении трудовых споров КТС на законных основаниях. В частности, в день рассмотрения спора он может направить часть своих представителей (более половины от общего числа назначенных) для ведения переговоров по заключению договора, в налоговую службу, иные органы государственной власти (управления) и т.д. В ряде случаев это объясняется нежеланием руководителя организации иметь на своей территории такой орган досудебного разбирательства, как КТС. Иногда это обусловлено другими причинами. Например, руководитель организации искусственно создает условия для затягивания рассмотрения трудового дела в КТС, рассчитывая, что работник не решится воспользоваться своим правом на судебную защиту.

С юридической точки зрения такое поведение руководителя организации достаточно сложно отнести к числу неправомерных. Поскольку руководитель несет ответственность за деятельность организации в целом, то именно ему принадлежит право руководить персоналом в целях достижения поставленных задач и определять важность тех или иных распоряжений, отдаваемых своим подчиненным, в т.ч. назначенным в состав комиссии. Доказать в данной ситуации злоупотребление правом достаточно сложно Костян И.А. Трудовые споры: порядок рассмотрения трудовых дел. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МЦФЭР, 2006. — С. 89..

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. — М.: Проспект, 2011. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс»..

Трудовой кодекс не закрепляет за работниками право заявлять отводы отдельным членам комиссии. Однако, по мнению Ю.П. Орловского, такое право нельзя исключать. Если в начале заседания комиссии по трудовым спорам заинтересованный работник заявит мотивированный отвод какому-либо члену комиссии, комиссия должна рассмотреть этот вопрос и большинством голосов принять соответствующее решение Трудовое право России: Учебник / отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 2-е изд. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс»..

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

— результаты голосования Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. — М.: Проспект, 2011. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс»..

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения (ст. 388 ТК РФ).

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 389 ТК РФ). В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный в решении срок КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Для исполнения решения КТС в принудительном порядке необходимо предъявить выданное КТС удостоверение судебному приставу в течение трех месяцев со дня получения удостоверения. По уважительным причинам данный срок может быть продлен.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Читайте также:

  1. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  2. Анализ наличия, движения и использования трудовых ресурсов
  3. Анализ прямых материальных и трудовых затрат
  4. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки
  5. Бойове завдання та бойовий порядок механізованого взводу у наступі
  6. Ваучер. Порядок оформления ваучера
  7. Верховна Рада України: структура, функції, порядок формування та взаємодії з іншими органами влади.
  8. Види та порядок розрахунку соціальних пільг
  9. Виды и порядок обследования
  10. Вимоги до заяви про перегляд судового рішення та порядок подання заяви про перегляд судового рішення.
  11. Возможное решение: «транснациональный» правопорядок
  12. Вопрос 1. Анализ использования трудовых ресурсов

Порядок рассмотрения трудового спора – это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением

решения по данному делу. Необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять право-восстанавливающие действия, но различным порядком.

Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматриваются в общем порядке, начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение суда. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 ТК, а для суда – еще и ГПК РФ.

Комиссия по трудовым спорам – это орган трудового коллектива. КТС создается на всех предприятиях, в учреждениях, организациях по инициативе работников и (или) работодателя на паритетных началах из представителей этих сторон. Как указывалось ранее, представители работников избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Комиссии по трудовым спорам могут быть общезаводские и подразделений. Образование КТС подразделения не обязательно, но когда они создаются, то спор после рассмотрения его в такой КТС может быть перенесен любой спорящей стороной в суд.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если исковый трехмесячный срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить. Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступления заявлений, в котором отмечается дата приема и рассмотрения спора, его содержание и решение. Для организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дела, выдача выписок из протоколов заседаний) приказом работодателя назначается специальный постоянный работник, как правило, без указания срока работы.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Спор рассматривается в удобное нерабочее время и обязательно в присутствии работника-заявителя. Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник вторично без уважительных причин не явится на заседание комиссии, КТС может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает ра-. ботника права подать заявление вновь.

Дело должно быть подготовлено к заседанию председателем или по его поручению членом КТС: вызваны необходимые сви-

детели по делу и проведена, если надо, соответствующими лицами техническая и бухгалтерская проверка, а также затребованы от администрации соответствующие документы, расчеты. Администрация обязана их представить по требованию КТС.

Порядок проведения заседания КТС закон точно не определяет, и, хотя не указывает право отвода, но и не запрещает его. Поэтому заявитель и администрация имеют право в начале заседания КТС сделать мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством присутствующих членов КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от каждой стороны членов комиссии, притом в равном количестве представителей работников и работодателя. КТС не должна копировать суд, и свидетели могут присутствовать на заседании комиссии с начала до конца. Заседание комиссии проводится открыто, на нем могут присутствовать желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам данного спора. Решение КТС принимает тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии указывается: полное наименование предприятия, фамилия, имя и отчество, профессия, специальность, должность заявителя, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии присутствующих на заседании КТС членов комиссии, представителей администрации и профкома (цехкома), результаты голосования и мотивированное со ссылкой на норму права решение. КТС может в решении указать и на немедленное его исполнение или в определенный ею срок. Решение КТС, как правило, имеет мотивировочную и резолютивную часть. Резолютивная часть решения должна быть записана в категорической, повелительной форме, например: «предложить администрации оплатить такую-то сумму». Принятые решения КТС в последующем в утверждении не нуждаются, могут исполняться немедленно. Комиссия не имеет права их пересматривать, но может вынести дополнительное решение, если, например, в нем не была точно определена сумма. Протокол заседания КТС должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью КТС. На его основании работник, на которого администрация возложила техническое обслуживание КТС, в трехдневный срок со дня принятия решения должен вручить надлежаще заверенные копии решения КТС заинтересованному работнику и работодателю организации.

Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в суд в 10-дневный срок со дня вручения им ко-

пии решения. Пропуск этого срока не является основанием к отказу в приеме заявления судом. Суд на заседании может его восстановить, если срок пропущен по уважительной причине, и рассмотреть спор по существу.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определен ГПК РФ. Роль суда в сфере трудовых отношений значительна. Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право на судебную защиту согласно ст. 37 и 46 Конституции РФ. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины и условия данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению. Суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих правонарушениям.

Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется как нормами трудового права, так и нормами гражданского процессуального права и руководящими постановлениями Верховного Суда по трудовым делам, (например постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993, № 3)’.

Компетенция, правомочие суда в области трудовых споров определяется не только кругом споров, подведомственных суду, но и тем, что при рассмотрении спора суд может по своей инициативе привлечь на сторону ответчика третье лицо, виновное в грубом нарушении трудового законодательства, и взыскать с него материальный ущерб, понесенный предприятием (учреждением) (ст. 39 ГПК). Если при рассмотрении дела суд установит неправильные действия должностных лиц, свидетельствующие о грубом нарушении ими трудового законодательства, он должен согласно ст. 225 ГПК вынести частное определение для привлечения виновных руководителей к дисциплинарной, а в надлежащих случаях – и к уголовной ответственности. Эти частные определения направляются в соответствующий орган, который в месячный срок должен сообщить суду о принятых мерах.

При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подведомственность суду данного спора. Он единолично решает вопрос о принятии или отказе в принятии заявления к рассмотрению в соответствии со ст. 129 ГПК.

1 Конечно, оно будет пересмотрено и в соответствии с Трудовым кодексом 2001 г.

Все трудовые споры рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика.

Для обращения в суд администрации с иском к работнику о возмещении материального ущерба, причиненного им предприятию, учреждению, организации, установлен срок один год со дня обнаружения ущерба, по спорам, которые рассматривались в КТС,– 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии, по делам об увольнении – один месяц со дня, когда он уволен, по остальным трудовым спорам и в суде – трехмесячный исковый срок. Обратите на эти сроки внимание, их надо хорошо усвоить.

Отказ судьи в принятии заявления по соображениям материального права, в частности по мотивам истечения срока исковой давности, является незаконным. Вопрос о пропуске давностного срока должен решать суд в судебном заседании при рассмотрении спора. Закон не определяет, какие причины считаются уважительными для восстановления давностного срока. Это решает сам суд. В случае признания уважительными причин пропуска срока исковой давности нарушенное право подлежит защите.

Особенностью рассмотрения трудовых споров в суде является и то, что право возбуждения трудовых дел в суде имеют не только заинтересованный работник и администрация предприятия, учреждения, но и прокурор (ст. 41 ГПК), а также профессиональный союз.

Если иск работника удовлетворяется, то судебные расходы, в том числе государственная пошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе работнику в иске судебные расходы ни с одной стороны не взыскиваются. Если истцом является работодатель, с него взыскиваются судебные издержки (по спору о материальной ответственности работника).

Трудовые дела о восстановлении на работе во всех судах рассматриваются коллегиально: в суде первой инстанции – в составе судьи и народных заседателей, а в кассационной и надзорной инстанции – в составе председательствующего и членов суда (ст. 15 ГПК). Остальные трудовые споры решает единолично судья. Он единолично может решать и дела о восстановлении на работе, если на это согласны все участники спора, что фиксируется в протоколе суда.

Только работник-истец может изменить свои исковые требования в суде, увеличить или уменьшить их, изменить предмет и обоснования иска, отказаться от иска. Если же меняются и предмет, и основания иска одновременно, то это ведет уже к заявлению совершенно нового иска. Разрешение трудового спора в суде может окончиться и мировым соглашением (ст. 34

ГПК). О принятии отказа истца по трудовому спору или утверждении мирового соглашения спорящих сторон трудового правоотношения суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу (ст. 165 ГПК). Но предварительно суд должен проверить условия мирового соглашения, чтобы они не нарушали трудовое законодательство, были ясны и определенны, не нарушали трудовые права работников и интересы предприятий (учреждений).

Суд может не принять отказ от иска и признание иска ответчиком, может не утвердить и мировое соглашение, если все это противоречит трудовому законодательству (ст. 34 ГПК).

Обжаловать решения суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-дневный срок (ст. 284 ГПК). В тот же срок оно может быть опротестовано прокурором. Пропустившие этот срок лишаются права на подачу жалобы. Но при уважительной причине пропуска срока суд может восстановить его. Вышестоящий суд в кассационном порядке имеет право оставить решение суда в силе, изменить или отменить его полностью или в части. Отменяя решение суда, вышестоящий суд может передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином или в том же составе, или сам вынести новое решение по существу спора (ст. 305 ГПК), или прекратить дело, или оставить иск без рассмотрения. Если решение суда отменяется по кассационной жалобе, то вопрос об обратном взыскании выплаченных сумм в порядке поворота исполнения разрешается судом во всех случаях. Это обратное взыскание производится лишь по решению суда.

Вступившие в законную силу решения, определения и постановления судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по соответствующим протестам. Если решение суда отменяется в порядке надзора, то с трудящегося, получившего по этому решению определенные суммы, эти суммы обратно не взыскиваются, за исключением случаев, когда решение суда было обосновано на подложных документах или ложных сведениях, представленных истцом. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Российская газета, 1993, 12 мая) предусмотрел, что гражданин может обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные решения органов и должностных лиц, нарушающих его права и свободы (следовательно, и в сфере труда) или создающих препятствия для их осуществления, а также если на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Это обжалование может быть либо непосредственно в суд в трехмесячный срок, либо в месячный срок после получения гражданином письменного

уведомления об отказе вышестоящим органом (должностным лицом) в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи ему жалобы, если не получен ответ на нее. Такая жалоба в суд возможна и в случаях, когда предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органами надо отличать от рассмотрения вышестоящим органом или администрацией любой жалобы на действия нижестоящих хозяйственных руководителей, которую они рассматривают в установленном административным правом порядке. Закон не запрещает работнику или трудовым коллективам обращаться с жалобой на действия должностных лиц, в том числе и по вопросам, которые они могут оспаривать как трудовые споры в юрисдикционных органах. Такая жалоба должна быть рассмотрена в 20-дневный срок.

Исковые сроки для обращения этих работников со спором в вышестоящий орган те же самые – месячный по спору об увольнении и трехмесячный по спорам о переводах и дисциплинарных взысканиях. Вышестоящий орган обязан рассмотреть спор в месячный срок со дня поступления заявления.

Спор решается в присутствии работника, если он не просит рассмотреть его заявление заочно или не явился без уважительной причины по вторичному вызову. Вышестоящими органами также рассматриваются споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода и наложения дисциплинарных взысканий. Как указывалось, все трудовые споры государственных служащих может рассматривать вышестоящий орган (или суд). Орган, рассматривающий спор, вправе пригласить на него представителя органа власти и управления, профсоюза и других общественных организаций, принявшего оспариваемое решение.

Решение вышестоящего органа по спору должно быть основано на законодательстве и мотивировано. В случае незаконного увольнения, перевода или наложения дисциплинарного взыскания вышестоящий орган принимает решение об отмене соответствующего приказа, распоряжения, постановления. Он не может применить к работнику более строгую меру, но вправе заменить примененную меру дисциплинарного взыскания на более мягкую с учетом конкретных обстоятельств проступка, предшествующей работы и поведения работника.

Вышестоящий орган при восстановлении работника на прежней работе принимает решение и об оплате за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за все его время.

Копии решения вышестоящего органа в трехдневный срок после его принятия должны быть направлены или вручены за-

интересованному работнику и органу, действия которого были оспорены.

Споры судей, прокуроров и их помощников по вопросам дисциплинарных взысканий, переводов и увольнений регламентируются специальным законодательством о судьях и прокурорах.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 409 ; Нарушение авторских прав? ;

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция.

Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам.

Нормативные акты и литература

1. Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.

В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек-тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об уста-новлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заяв-лено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодате-лем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Трудовой спор возникает, если разногла-сия между работодателем и работником — субъектами трудового пра-воотношения — по вопросам применения законов и иных норма-тивных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора не урегулированы. По-этому одна из сторон трудового договора обратилась в соответствую-щий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой.

Трудовой спор — это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сто-ронами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой дого-вор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных согла-шений о труде.

Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган (КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда.

Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предот-вращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.

Процедура рассмотрения исковых трудовых споров — это устано-вленная законодателем форма процесса разбирательства индивидуаль-ного трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.

Трудовые правоотношения характеризуются постоянной проти-воположностью интересов их субъектов. Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкрет-ное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в трудо-вой спор, который разрешается в установленном законом порядке.

В качестве субъектов трудовых споров выступают субъекты тру-дового правоотношения: работодатель и работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено.

Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на ин-дивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением норма-тивных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового ха-рактера — разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовой спор индиви-дуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работ-ник — субъект трудового правоотношения.

Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений яв-ляется важной правовой обязанностью органов, к компетенции кото-рых законодатель отнес защитную функцию. Защита трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.

Основанием возникновения трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.

2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по тру-довым спорам и судами. Разногласия субъектов трудового правоотношения о примене-нии работодателем законодательства о труде или соглашении о труде, которые не были урегулированы работодателем и работником, разре-шаются юрисдикционными органами: КТС и судом в пределах предо-ставленных им прав.

Вопрос о том, где должен разрешаться конкретный индивидуаль-ный трудовой спор — в комиссии по трудовым спорам или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.

Подведомственность трудовых споров — это распределение компетенции по их разрешению между органами, наделенными пра-вом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обяза-тельные для их субъектов решения. Правильное определение подве-домственности конкретного трудового спора играет большую практи-ческую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудитель-ном порядке.

По подведомственности все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:

— в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

— непосредственно в суде, минуя КТС.

Отнесение трудового спора к одной из указанных выше групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально КТС.

Конституция РФ закрепляет обязанность государства и правоох-ранительных органов защищать права работников. Поэтому каждый работник, если он считает свои трудовые права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь и, прежде всего, на судебную защиту. Защита трудовых прав субъектов трудовых пра-воотношений — это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, с помощью которых осу-ществляется охрана трудовых прав и законных интересов, предусмот-ренных законодательством, соглашениями и договорами о труде. Сю-да же входит принудительное восстановление субъективных трудовых прав органами по разрешению трудовых споров и специальными ис-полнительными органами, а также возмещение при этом материаль-ного ущерба и компенсация морального вреда в объеме, определен-ном законом я иными нормативными правовыми актами.

Защитная функция трудового законодательства и органов по раз-решению споров включает всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение трудовых прав работников и ответственность руководителей организа-ции (дисциплинарную, материальную, административную и уголов-ную) за виновное нарушение трудового законодательства и невыпол-нение решений юрисдикционных органов, вынесенных после разби-рательства трудового спора.

Если трудовой спор индивидуальный, то устанавливается его характер: о применении трудового законодательства или о введении новых условий труда по соглашению субъектов трудового договора; затем определяется, из какого правоотношения он (спор) вытекает.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возник из трудового правоот-ношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми, также неподведомственны КТС и суду, например споры о примене-нии законодательства по трудоустройству или законодательства о пен-сиях и пособиях, т.к. эти отношения регулируются правом социально-го обеспечения.

Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя орга-низации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работода-теля в иные органы, например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие структуры, осуществляющие надзор и контроль За соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Необходимо учитывать также действие на территории Россий-ской Федерации-Закона о мировых судьях.

Трудовые споры по вопросам применения трудового законода-тельства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашений рассматриваются: 1) комиссиями по трудовым спорам; 2) судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязатель-ный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных законодательством о труде и ГПК.

Подведомственность по трудовым спорам — это институт граж-данского процессуального и трудового права. Поэтому порядок рас-смотрения трудового спора зависит от его характера и субъектов спо-ра, а также от вида правоотношения.

Определение подведомственности конкретного трудового спора играет практическую роль, поскольку решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Определить подведомственность трудового спора — значит уста-новить юрисдикционный орган, который управомочен разбирать кон-кретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.

КТС подведомственны: споры о взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных взысканий и др.

КТС структурного подразделения, организации может рассматри-вать только трудовые споры в пределах полномочий этого подразделе-ния, организации.

Порядок рассмотрения трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о незаконном уволь-нении за систематическое нарушение трудовой дисциплины — непо-средственно в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его подведомственность, а именно, в каком первоначально юрисдикционном органе должен рассматриваться трудовой спор — первоначально в КТС, а затем в суде, или непосредственно в суде.

На первом этапе трудовой спор должен разрешаться между субъ-ектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных пере-говоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора могут обратиться к помощи юрисдикционного органа за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудо-вого права. Возникает индивидуальный трудовой спор, который с этого момента является юридическим фактом, порождающим гражданско-процессуальное правоотношение по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, иногда существует наряду с ним.

Особенности в определении подведомственности трудовых спо-ров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих. На них распространяется действие зако-нодательства о труде, за изъятиями, установленными Законом о госу-дарственной службе. Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены вышестоящим органом или судом.

Основными нормативными актами, которые определяют поря-док рассмотрения трудовых споров, являются ТК, ГПК.

При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданско-процессуального законодательства (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 197, 210, 407 ГПК).

Большое значение для единообразного применения законода-тельства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума ВС РФ. Так, Пост. Пленума ВС РФ от 22.12.92 № 16 дает разъяснения по применению норм о прие-ме, переводе и увольнении работников, а также по подведомственно-сти трудовых споров, постановление Пленума ВС РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» Сборник поста-новлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997. С. 100 обеспечивает правильное разрешение этой категории трудовых споров. Имеются также постановления Пленума ВС РФ, касающиеся труда молодежи, компенсации морального вреда и др.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит