Разрешение экономических трудовых споров избранным, разрешение экономических трудовых споров избранным

Содержание
  1. dvorkin
  2. Личный блог и сайт обо всем на свете
  3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  4. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
  5. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  6. Разрешение экономических споров третейским судом
  7. Порядок разрешения коллективных трудовых споров (стр. 1 из 7)
  8. Тульский филиал
  9. содержание
  10. введение
  11. Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Признаки коллективных трудовых споров:

  1. субъектом выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительных органов;
  2. оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников (его части) по вопросам труда и быта;
  3. разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами;
  4. имеют неисковой характер. Разрешаются в особых процессуальных формах;
  5. принципами разрешения споров являются: доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон и т.д.;
  6. решения Республиканского трудового арбитража по коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников, которым законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд.

Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых споров – между работниками и нанимателем. Ст. 364 ТК дает приблизительный перечень положений, которые относятся к социально-экономическим условиям труда и быта работников по поводу установления, изменения которых могут возникнуть коллективные споры: заключение и расторжение трудовых договоров, организация труда, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, создание здоровых и безопасных условий туда и т.д.

Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, их объединения), а также работники в лице их представительных органов (профсоюзы, объединения профсоюзов).

Порядок разрешения коллективного трудового спора предполагает проведение следующих примирительных процедур: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап); рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в трехдневный срок с момента начала коллективного трудового спора (с момента сообщения нанимателем об отклонении всех или части требований работников или не сообщение нанимателем в течение 3 дней со дня подачи требований своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров). Комиссия создается из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе. Представители сторон, входящие в примирительную комиссию, обязаны не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избрать нейтрального члена, не входящего в представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в течение 5 дней с момента ее создания. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, исполняется в сроки, установленные решением. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии трудовой спор прекращается.

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между собой могут обратиться к посреднику, который после консультаций со сторонами не позднее чем в пятидневный срок вносит предложение по разрешению коллективного трудового спора. При согласии сторон с предложениями посредника спор прекращается. При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии или посредника стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров

Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет, как правило, рекомендательный характер. Если стороны заключили соглашение об обязательном характере решения трудового арбитража, каждая из сторон имеет право обратиться в суд за принудительным исполнением решения.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Согласно ч. 2 ст. 2 Кзот Украины работники имеют право на разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов) в установленном законом порядке. Порядок рассмотрения этой категории споров регулируется Законом Украины от 3 марта 1998 г. № 137 / 98-ВР «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» и рядом других нормативно-правовых актов, в частности многочисленными актами, утвержденными приказами Национальной службы посредничества и примирения (НОСИЛОК). Большое значение для эффективного решения коллективных трудовых споров имеют конвенции и рекомендации МОТ, в частности, конвенции № 98 «О применении принципов права на организацию И на ведение коллективных переговоров» 1949 г. (ратифицирована Украиной 11 августа 1956 г.) и № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. (ратифицирована Украиной 4 февраля 1994 г.), а также рекомендации № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» И 951 г., № 130 «О рассмотрении жалоб на предприятиях с целью их решения» в 1967 г. и № 163 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г.

Коллективный трудовой спор (конфликт) — это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, относительно: а) установления новых или изменения существующих условий труда и производственного быта; б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения; в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; г) невыполнения требований законодательства о труде.

Коллективные трудовые споры классифицируются:

1) по характеру спора на споры материального и споры процедурного характера;

2) в зависимости от уровня, на котором они возникли, на производственные споры, отраслевые споры, территориальные споры, национальные споры.

Сторонами коллективного трудового спора являются:

а) на производственном уровне — наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия или Его структурного подразделения или первичная профсоюзная или другое уполномоченное наемными работниками организация и работодатель;

б) на отраслевом и территориальном уровнях-наемные работники предприятий одной или нескольких отраслей (профессий) или административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные этими наемными работниками органы и работодатели или объединения работодателей;

в) на национальном уровне-наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы или их объединения или уполномоченные наемными работниками органы и работодатели или объединения работодателей на территории большинства административно-территориальных единиц Украины, предусмотренных ч. 2 ст. 133 Конституции Украины (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь).

Требования наемных работников, профсоюзов — это предложения наемных работников или профсоюза, их объединений или другие уполномоченные этими наемными работниками органы, предъявленные в категорической форме, сформированы, утверждены и документально оформлены в соответствии с Законом Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» к собственника или уполномоченного им органа (представителя) по вопросам установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта; заключения или изменения коллективного договора, соглашения; выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; невыполнения требований законодательства о труде.

Требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» требования наемных работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются:

— в случаях, когда интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов — решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов;

— в случаях, когда интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы) — конференцией представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, находящихся в состоянии трудового спора (конфликта).

Требования наемных работников, профсоюза или объединения профсоюзов, оформленные соответствующим протоколом, направляются собственнику или уполномоченному им органу (представителю). Дата вручения требований работодателю должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно владельца или руководителя уполномоченного собственником органа (представителя) на втором экземпляре требований, который остается у представителя наемных работников, или почтовым документом (квитанцией), подтверждающим отправления требования заказным письмом с уведомлением о вручении. Владелец обязан рассмотреть требования наемных работников или профсоюза в трехдневный срок со дня их вручения, получения почтовым или другим видом связи.

Если после юридического и экономического анализов требований будет установлено, что их удовлетворение выходит за пределы компетенции уполномоченного собственником органа (представителя), он обязан направить их на рассмотрение владельцу в трехдневный срок со дня получения и незамедлительно уведомить об этом представительный орган наемных работников или профсоюза. Срок рассмотрения требований каждой инстанцией не должен превышать трех дней. Общий срок рассмотрения требований и принятия решения (с учетом времени пересылки) не должен превышать тридцати дней со дня получения этих требований собственником до момента получения наемными работниками или профсоюзом сообщения от собственника или соответствующего вышестоящего органа управления о принятом им решение.

Решение собственника о результатах рассмотрения требований наемных работников или профсоюза излагается в письменной форме и готовится по результатам соответствующего юридического и экономического анализа требований наемных работников или профсоюза. Решение излагается в письменной форме и направляется уполномоченному представительскому органу другой стороны коллективного трудового спора вместе с социально-экономическим обоснованием не позднее следующего дня после его принятия.

Коллективный трудовой спор возникает с момента, когда уполномоченный представительский орган наемных работников получил от работодателя сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением собственника или когда сроки рассмотрения требований закончились, а ответа от владельца не поступило. О возникновении коллективного трудового спора орган, представляющий интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно проинформировать собственника, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и НСПП.

При решении коллективных трудовых споров большую роль играют примирительные органы, усилия которых направляются на перевод конфликтов в мирное русло, сведение к минимуму негативных социальных и экономических последствий. Примирительные процедуры — это процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией с участием или без участия независимого посредника, в трудовом арбитраже, НСПП.

Коллективный трудовой конфликт рассматривается:

а) примирительной комиссией по вопросам установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта и заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

б) трудовым арбитражем:

— в случае непринятия примирительной комиссией решении в установленные сроки (на производственном уровне — в пятидневный; на отраслевом и территориальном уровнях — десятидневный; на национальном уровне — в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий) или же соответственно продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора;

— в случае непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно решения коллективного трудового спора по этим вопросам;

— по вопросам выполнения коллективного договора, соглашения, невыполнение требований законодательства о труде.

Примирительная комиссия — орган, предназначенный для выработки решения, что может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта) и состоит из представителей сторон. С целью реализации своих задач примирительная комиссия осуществляет следующие функции:

— обмен мнениями представителей сторон условия и распорядок решения коллективного спора;

— консультации представителей сторон с заинтересованными органами государственной власти, другими компетентными организациями, учреждениями и физическими лицами;

— обсуждение вариантов разрешения спора и избрании из них наиболее приемлемого решения.

Примирительная комиссия создается по письменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора: а) на производственном уровне — в трехдневный; б) на отраслевом или территориальном — в пятидневный; в) на национальном — в десятидневный срок с момента возникновения спора из равного количества представителей сторон. Решение об установлении количества представителей сторон определяется сторонами совместно и оформляется соответствующим протоколом.

В то же время согласно ст. 10 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» примирительная комиссия в случае необходимости привлекает в свой состав независимого посредника — определенное по общему выбору сторон коллективного спора лицо, которое содействует установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвует в выработке комиссией взаимоприемлемого решения. Стороны или одна из сторон спора присылают письменное обращение к НСПП с просьбой привлечь к работе в примирній комиссии как независимого посредника подготовленная НСПП лицо. Письменное обращение НСПП рассматривает в день поступления и в течение 24 часов предлагает сторонам спора кандидатуры посредников из Списка посредников для выбора одного из них. Список посредников — это система учета посредников и соответствующих данных о них, который формируется НСПП. Список публикуется в официальных средствах массовой информации. Кандидатуры посредников подаются НСПП ее подразделениями в городах Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым и областях, в том числе с учетом рекомендаций региональных объединений профсоюзов и работодателей.

Основной целью деятельности независимого посредника является достижение доверия сторон спора, установление сотрудничества между ними, содействие им в его разрешении на взаимоприемлемых условиях. Независимому посреднику на время работы в комиссии гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также на него распространяются гарантии, предусмотренные Кзот Украины для выборных профсоюзных работников, членов советов (правлений) предприятий и советов трудовых коллективов. Независимому посреднику оплата труда в размере не менее среднемесячной заработной платы и возмещение расходов, связанных с участием в работе примирительной комиссии, осуществляются за счет сторон коллективного трудового спора по договоренности, а если стороны не достигли согласия — в равных долях. Деятельность независимого посредника не может подвергаться вмешательству со стороны любого органа, организации, физического лица с целью препятствования ведению переговоров, побуждение независимого посредника до навязывания сторонам принятия определенного решения.

Стороны спора в ходе его рассмотрения примирительной комиссией, имеют равные права. Примирительная комиссия обязана обеспечить равенство возможностей сторон в доказательственной деятельности. Процесс рассмотрения спора комиссией проводится в форме состязания между сторонами, основанием для которого является противоположность их материально-правовых интересов. Коллективные споры рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный, отраслевой, территориальной и территориально-отраслевой примиряющими комиссиями-в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне — в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий. По согласию сторон конфликта, которая оформляется соответствующим соглашением, сроки рассмотрения спора могут быть продлены.

Решение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и сроки, установленные решением дым. Решение примирительной комиссии на второй день после его принятия направляется сторонам коллективного спора и НСПП или ее отделением в Автономной Республике Крым и областях. Оно рассматривается сторонами спора в семидневный срок после его получения. Если решение комиссии не смогло урегулировать разногласия между сторонами, то причины разногласий с обоснованием их позиций в письменной форме доводятся в трехдневный срок после рассмотрения до сведения каждой из сторон спора и НСПП. После принятия решения относительно решения спора комиссия прекращает свою работу. В случае непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно решения коллективного трудового спора по инициативе одной из сторон или независимого посредника может быть создан трудовой арбитраж.

По инициативе одной из сторон коллективного трудового спора или независимого посредника в трехдневный срок трудовой арбитраж образуется в случае:

1) непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно решения коллективного спора по вопросам: а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта; б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

2) возникновение коллективного спора по вопросам: а) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; б) невыполнение требований законодательства о труде.

Трудовой арбитраж — это орган, который состоит из привлеченных сторонами коллективного трудового спора специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по существу спора.

Трудовой арбитраж образуется путем принятия каждой из сторон соответствующего решения и подписания общего соглашения о его создании, в котором определяются порядок организационного и материально-технического обеспечения работы арбитража и порядок оплаты труда его членов.

Состав арбитража формируется путем назначения соглашением между сторонами спора его членов. Трудовой арбитраж может рассматривать дела в составе трех членов или в любом другом нечетном количестве.

Арбитр — это подготовленная НСПП лицо, в случае привлечения ее сторонами коллективного трудового спора для участия в работе трудового арбитража приобретает статус члена трудового арбитража и имеет право рассматривать коллективный трудовой спор с целью принятия решения по его сущности. Для обеспечения проведения примирительных процедур НСПП в Украине формируется Список арбитров, который представляет собой систему учета арбитров и соответствующих данных о них. Список обнародуется в официальных средствах массовой информации.

Арбитр предлагается для участия в работе трудового арбитража НСПП по письменному заявлению одной из сторон коллективного спора. Расходы, связанные с оплатой труда арбитра и других расходов на его участие в работе трудового арбитража, возмещаются сторонами коллективного трудового спора (конфликта).

Стороны коллективного конфликта после принятия решения о создании трудового арбитража рассматривают вопрос об обязательности решения этого примиряющего органа. Согласованная договоренность сторон об обязательности решения трудового арбитража оформляется соответствующим соглашением.

Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания, который решением большинства членов может быть продлен до двадцати дней. Заседание арбитража являются открытыми, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Трудовой арбитраж, его члены не имеют права разглашать сведения и информацию, которые стали ему известны во время рассмотрения спора, без согласия сторон или их правопреемников. Коллективный трудовой спор рассматривается арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности — представителей других заинтересованных органов и организаций. Каждая сторона спора должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Трудовой арбитраж вправе потребовать от сторон предоставления доказательств, необходимых для полного, всестороннего и объективного разрешения спора. Каждое заседание оформляется протоколом.

После исследования всех обстоятельств дела принимается решение трудового арбитража. Решение принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом И подписывается полным составом арбитража, в том числе и членом трудового арбитража, который имеет особое мнение. Каждой стороне НСПП направляется по одному экземпляру решения. Решение трудового арбитража является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Решение трудового арбитража не позднее чем в трехдневный срок после его принятия направляется сторонам спора, исполнителям, определенным этим решением, и НСПП. Решение рассматривается сторонами коллективного трудового спора в семидневный срок после его получения. Если решение арбитража не смогло урегулировать разногласий между сторонами спора, причины разногласий с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся в трехдневный срок после рассмотрения до сведения каждой из сторон и НСПП. Действие полномочий трудового арбитража прекращается одновременно с прекращением рассмотрения и принятия решения по существу коллективного трудового спора.

С целью содействия улучшению трудовых отношений и предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирования и своевременного решения, осуществление посредничества для решения таких споров ] 7 ноября 1998 г. Президентом Украины образована Национальная служба посредничества и примирения в составе центрального аппарата и отделений в Автономной Республике Крым и областях. НСПП является постоянно действующим государственным органом, созданным для содействия урегулированию коллективных трудовых споров. Основными ее задачами являются:

— содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров, возникших между ними;

— прогнозирование возникновения коллективных трудовых споров и содействие их своевременному разрешению;

— осуществление посредничества и примирение во время решения коллективных трудовых споров;

— обеспечение осуществления социального диалога, выработки согласованных предложений по развитию социально-экономических и трудовых отношений в Украине;

— осуществление мероприятий по предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;

-повышение уровня правовой культуры участников социально-трудовых отношений.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

Такой спор может возникнуть по поводу:

— установления и изменения условий труда;

— заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

— отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

— по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

— по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

— примирительная комиссия — посредничество;

— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Разрешение экономических споров третейским судом

Возникающие между предприятиями, организациями, гражданами-предпринимателями экономические споры могут рассматриваться не только в арбитражных судах, но и в третейском суде. Порядок открытия третейских судов, их деятельность регулируются Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3115-I.

Процедура разрешения споров в третейских судах намного проще, чем в арбитражных. В третейских судах споры разрешаются более быстро. Расходы по ведению дела в них намного меньше, чем при рассмотрении таких же дел в арбитражных судах.

Постоянные третейские суды разрешено создавать биржам, торгово-промышленным палатам, другим организациям. О создании постоянно действующего третейского суда информируется соответствующий арбитражный суд, на территории которого расположен третейский суд.

Третейский суд может быть создан спорящими сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае стороны по своему усмотрению согласовывают порядок назначения третейских судей. Такой суд образуется в составе трех лиц (давших согласие на это) при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей сами избирают третьего третейского судью.

Третейские суды рассматривают споры, если спорящие стороны имеют письменное соглашение о передаче спора в третейский суд. Такое соглашение оформляется, как правило, в виде специальной оговорки (она называется арбитражной оговоркой) в тексте договора, заключаемого между сторонами. В тех случаях, когда оговорка не включена в договор, стороны могут заключить отдельное соглашение или обменяться письмами, телеграммами, факсами о том, что они передают спор на разрешение конкретного третейского суда. Обычно споры разрешаются по месту нахождения третейского суда. Обращение в третейский суд оформляется исковым заявлением, копия которого передается второй стороне — ответчику. Сторонам заблаговременно направляется уведомление о заседании третейского суда.

Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание сторон или их представителей, извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.

При разрешении споров третейский суд руководствуется законами и иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, межгосударственными соглашениями, международными договорами. Суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон. При отсутствии законодательства, регулирующего спорное правоотношение, суд обращается к законодательству, регулирующему сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и здравого смысла.

Решение в третейском суде принимается большинством голосов его состава. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, в решении это должно быть учтено. Решение принимается в письменной форме, подписывается составом третейского суда, передается каждой стороне. Оно исполняется добровольно в сроки, установленные в нем. Если в решении срок не установлен, то оно исполняется немедленно.

В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок исполнительный лист на принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд. Заявление подается в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины в сумме пятикратного минимального размера оплаты труда. Если спор разрешался постоянным третейским судом, то заявление передается в этот третейский суд, а уже данный суд с материалами дела передает его в арбитражный суд.

В том случае, когда конкретный спор разрешался третейским судом, созданным спорящими сторонами, заявление передается непосредственно в арбитражный суд по месту рассмотрения спора.

Исполнительный лист, выданный арбитражным судом на основании решения третейского суда, выполняется в принудительном порядке. http://www.advokatmamaev.ru/razreshenie_ekonomicheskikh_sporov

Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

  • · приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
  • · утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
  • · утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

К постоянно действующим третейским судам, в частности, относятся третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), образованные при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Согласно ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 Закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Согласно ст. ст. 8, 9 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей также не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

Стороны третейского разбирательства несут расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, которые включают:

  • · гонорар третейских судей;
  • · расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
  • · суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
  • · расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
  • · расходы, понесенные свидетелями;
  • · расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;
  • · расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
  • · иные расходы, определяемые третейским судом.

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой — с учетом требований п. п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового — третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом вышеуказанных требований.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового — пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, о чем указывается в решении или определении третейского суда.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейское разбирательство — это процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Сторона также вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Правила третейского разбирательства — это нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. При этом правилами постоянно действующего третейского суда являются уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

Сторонами третейского разбирательства являются организации — юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, физические лица (граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд и должно отвечать требованиям к его содержанию. Оно должно быть подписано истцом или его представителем. Копия искового заявления передается ответчику.

Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска, а также вправе до принятия решения третейским судом предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.

Кроме того, если стороны не договорились об ином, ответчик вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации потребовать зачета встречного требования.

Третейский суд, если стороны не договорились об ином, может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Определение об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, может быть отменено компетентным судом, вынесшим это определение, по заявлению одной из сторон. Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер.

Третейское разбирательство, если стороны не договорились об ином, осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей. О времени и месте заседания стороны заблаговременно уведомляются.

Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании.

В заседании третейского суда ведется протокол, если стороны не договорились об ином.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства (ст. 26 Закона).

Согласно ст. 32 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение.

Решение объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае, если стороны не согласовали срок для направления решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

По ходатайству сторон третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения, если мировое соглашение не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Содержание мирового соглашения излагается в решении третейского суда.

Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав третейского суда.

Согласно ст. 33 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение. В нем должны быть указаны:

  • · дата принятия решения;
  • · место третейского разбирательства;
  • · состав третейского суда и порядок его формирования;
  • · наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
  • · обоснование компетенции третейского суда;
  • · требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;
  • · обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования. В резолютивной части указываются сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами, а при необходимости — срок и порядок исполнения принятого решения.

После принятия решения каждой стороне должен быть вручен либо направлен экземпляр решения.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» по вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Третейский суд вправе по заявлению стороны рассмотреть вопросы:

  • · о принятии дополнительного решения в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не нашли отражения в решении, по результатам которого принять либо дополнительное решение, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения;
  • · о разъяснении решения, по результатам которого вынести либо определение о разъяснении решения, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в разъяснении решения.
  • · При этом третейский суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания в порядке ст. 35 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Третейский суд вправе по заявлению стороны или по собственной инициативе исправить допущенные описки, опечатки, арифметические ошибки, о чем суд выносит определение, которое является составной частью решения.

Решение третейского суда может быть оспорено в компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентный суд, рассмотрения компетентным судом заявления об отмене решения третейского суда и принятия решения (определения) об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления определяется арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации

Согласно ст. 233 АПК решение третейского суда может быть отменено в случаях, если сторона, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда, представит арбитражному суду доказательства того, что:

  • · третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  • · сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  • · решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, арбитражный суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
  • · состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.

Арбитражный суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что:

  • · спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  • · решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение по общим правилам, установленным АПК для принятия решения.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если решением третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Согласно ст. 236 АПК РФ вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение принятых на территории Российской Федерации решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства (ч. 3 ст. 236 АПК).

Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. Если заявление было подано с пропуском установленного срока либо к нему не были приложены необходимые документы, оно возвращается судом без рассмотрения, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (стр. 1 из 7)

Юридический институт МВД России

Тульский филиал

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ:

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

023-Д учебной группы 2 курса

Митрофанов Алексей Викторович

Гринёва Нина Константиновна

содержание

введение

Выбирая тему для курсовой работы я прежде всего руководствовался ее большой значимостью как для науки трудового права, так и для практических целей. Именно законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров является тем инструментом, которым пользуются стороны для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда, а также разногласий, вызванных заключением и исполнением коллективных договоров.

Тема эта важна прежде всего тем, что в процессе разрешения коллективных трудовых споров принимает участие большое количество людей, которые зачастую имеют принципиально разные подходы к вопросам, составляющим суть трудового спора. Сближение позиций спорящих сторон, погашение социальной напряженности, поиск выхода из сложившейся конфликтной ситуации с учетом мнений всех участвующих сторон – вот основные задачи, преследуемые законодательством Российской Федерации о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

В этой работе я постараюсь детально изложить всю совокупность методов и способов урегулирования конфликтов между работниками и работодателями, отдельно затронув существенный вопрос о забастовках (как одной из форм разрешения коллективных трудовых споров), связанных с невыплатой заработной платы.

Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Такое определение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года.

Прежде всего необходимо отметить отличие коллективного трудового спора от индивидуального, вытекающее из этого определения. Дело в том, что индивидуальном споре у сторон возникают разногласия по поводу уже установленных законом норм и правил, регулирующих труд работника, их выполнение. В процессе же коллективного спора речь идет о правилах и договоренностях, в законах обычно не расписанных, но предусмотренных (или предполагаемых) в тексте коллективных договоров и соглашений. Эти договоренности — предмет «торга», переговоров между сторонами трудовых отношений. Иными словами, если индивидуальные трудовые споры, как правило, являются конфликтами права, в основу которых положено само применение права, его толкование и смысл, то коллективные трудовые споры могут быть как конфликтами права, так и конфликтами интересов.

Определение этого закона соответствует положению другого Федерального закона — «О коллективных договорах и соглашениях»: коллективный трудовой спор начинается там, где кончаются коллективные переговоры.

Следует также отметить, что споры по поводу невыплаченной (задержанной) зарплаты не подпадают под действие законодательства о коллективных трудовых спорах, не могут быть предметом его регулирования. Ведь в случае таких споров речь идет о предусмотренных законодательством обязанностях работодателя – во-время оплачивать труд работников. По этому пути идет и судебная практика[1] .

Коллективные трудовые споры возникают между работодателем (работодателями) и работниками организации, филиала, представительства нескольких организаций. Все они осуществляют свои полномочия через представителей. Вот как определяет их Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»:

Представители работодателей – это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные ими.

Очевидно, что упомянутый здесь термин «орган профессионального союза» равнозначен термину «профсоюзный орган», используемому в Федеральном законе «О профессиональных союзах. » Что он означает? Это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза или положением о первичной профсоюзной организации. Таким образом, профком — как орган действующей на предприятии первичной профсоюзной организации может, в частности, рассматриваться как «представитель работников».

К органам общественной самодеятельности могут быть отнесены: забастовочный, стачечный, рабочий комитеты и другие подобные органы. Главный их признак — они должны быть образованы (т.е. не обязательно избраны с помощью голосования, возможно, например словесное одобрение или утверждение состава органа общим согласием собравшихся и т.д.) на собрании (конференции) работников организации.

Еще один важный признак: органы, о которых здесь идет речь, должны быть уполномочены на представительство интересов работников в ходе коллективного трудового спора. В случае, если представительство осуществляет орган профсоюза, то такие полномочия предусмотрены в профсоюзном уставе специальным пунктом. (Если в уставе такого положения не будет, у работодателя появится основание утверждать, что профсоюз (его орган) вышел за рамки своей уставной деятельности).

В случае забасткома (подобного ему органа) вопрос о полномочиях представлять интересы работников должен быть четко решен в ходе собрания (конференции). Полномочия могут быть оформлены протоколом собрания.

1. Споры по статусу правовых норм:

а) реализация или применение действующих норм права:

· связанные с реализацией и применением действующего законодательства;

· связанные с исполнением коллективных договоров и соглашений;

· связанные с исполнением условий индивидуальных трудовых договоров[2] .

б) установление новых или изменение существующих условий труда:

· возникающие при заключении коллективных договоров и соглашений;

· возникающие при выдвижении требований, не влекущих заключения или изменения трудового договора (в этом случае предварительно должны быть выдвинуты требования в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

2. Коллективные трудовые споры можно классифицировать также по сфере действия:

· внутри организации (одного юридического лица);

3. Споры по характеру правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, можно классифицировать так:

а) споры материально-правового характера по поводу применения материальных норм трудового права;

а) споры нематериального характера, в свою очередь делящиеся на:

· организационные, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией органов, участвующих в регулировании трудовых отношений;

· процедурные, связанные с порядком применения законодательства;

· процессуальные, связанные с разрешением материальных конфликтов в органах, которые этим занимаются (например, спор по поводу продолжения примирительной процедуры с участием посредника).

3. В зависимости от субъектов возможны два вида коллективных трудовых споров:

а) возникающие в результате выдвижения требований общим собранием (конференцией) работников;

а) возникающие в результате выдвижения требований представителями работников[3] .

4. По уровню социально-партнёрских правоотношений все коллективные трудовые споры можно классифицировать на шесть видов:

а) споры на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства;

б) споры при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально трудовым отношениям;

в) споры при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения;

г) споры на региональном уровне субъектов Российской Федерации по социально-трудовым отношениям;

д) споры на профессиональном уровне по социально-трудовым отношениям. Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта Российской Федерации;

е) споры на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определённым территориям (Федерация, её субъект и т.д.). Но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом, районом. Это могут быть отдельные территории страны.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит