Что такое НСОТ, оплата труда бюджетном учреждении 2019

Содержание
  1. Что такое НСОТ?
  2. Что такое НСОТ
  3. Законодательные обоснования
  4. Принципы НСОТ в образовательной сфере
  5. Стимулирующие выплаты по НСОТ
  6. Как перейти на НСОТ
  7. Критика НСОТ
  8. Положение об оплате труда работников культуры в бюджетных учреждений на 2019 год
  9. На кого распространяется действие данного положения?
  10. Нюансы и базовые факты
  11. Действие положения об оплате труда работников в 2019 году
  12. Важные моменты
  13. Образец положения об оплате труда и премирования работников в 2019 году
  14. Правила и порядок оплаты труда в госучреждениях
  15. Оплата труда в учреждениях
  16. Порядок оплаты труда на федеральном уровне
  17. Размеры окладов
  18. Компенсационные и стимулирующие выплаты
  19. Разрабатываем положение об оплате труда и премировании
  20. Зачем необходимо
  21. Кто разрабатывает
  22. Из каких разделов состоит
  23. Как составить положение
  24. Глава «Общие положения»
  25. Глава «Порядок и условия оплаты труда»
  26. Глава «Другие вопросы оплаты труда», или «Заключительные положения»
  27. Что учитывать при разработке
  28. Как утвердить и изменить

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Положение об оплате труда работников культуры в бюджетных учреждений на 2019 год

Трудовая деятельность, совершаемая работниками бюджетной сферы, направлена на такие аспекты, как контроль за здоровьем человека как в физической, так и в нравственной сферах, развитие интеллектуального потенциала населения и так далее. Порядок и размер трудовых выплат в данном вопросе нормируется положением об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2019 год. Что входит в данное положение? Какие классы работников попадают под понятие «бюджетник»? Эти и многие другие интересные аспекты выше обозначенной проблемы мы подробно рассмотрим в данной статье.

На кого распространяется действие данного положения?

Для начала необходимо понять, какая организация считается бюджетной.

Согласно ст. 161 БК Российской Федерации бюджетная организация — это та организация, которая создана властями на разных уровнях: от федерального до органов местного самоуправления, деятельность которой является некоммерческой и финансируется посредством отчислений из федерального/регионального бюджета или внебюджетных фондов (основанием для финансирования служит бухгалтерская отчетность по доходам и расходам).

Стоит сделать акцент на одном важном нюансе, необходимом для понимания данного вопроса. Работники бюджетных организаций и государственные служащие — это разные понятия. Ко вторым, к примеру, относятся:

  • Сотрудники Федеральной налоговой службы.
  • Таможенники.
  • Представители органов Федеральной миграционной службы.
  • Работники, числящиеся в Роспотребнадзоре.
  • Пограничники.

К работникам бюджетных организаций можно отнести такие категории граждан, как:

  • Работники культуры.
  • Сотрудники учреждений, входящих в систему здравоохранения Российской Федерации.
  • Труженики образовательной сферы деятельности (преподаватели, учителя).
  • Сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Итак, мы определились с классификацией работников, оплата труда которых производится на бюджетной основе. Теперь обсудим ещё один нюанс. Любая деятельность обладает специфическими чертами, объединяющими работников данной сферы. Есть таковые и у «бюджетников». К ним можно отнести такие аспекты, как:

  • Ответственность за конечный итог трудовой деятельности перед обществом. Сильная социальная отчетность.
  • Квалификация сотрудников. Удельный вес людей, имеющих высшее образование (а то и два) среди бюджетников гораздо превосходит другие сферы деятельности.
  • Высокий уровень значимости творческого подхода к деятельности.

Нюансы и базовые факты

В первую очередь, необходимо сказать, что рассматриваемое положение не несёт обязательного характера для всех бюджетных организаций. Оно устанавливается начальством конкретной компании, находящейся на бюджетном балансе, и имеет сугубо локальное значение.

Целесообразным создание данного положения является не всегда. В некоторых случаях оно будет являться не более чем пунктом общего трудового порядка. Необходимость же его возникает в том случае, если система оплаты труда в данной конкретной организации предусматривает не только стандартный оклад, но и различного рода премиальные выплаты и надбавки. Как правило, в таком положении указываются:

  • Алгоритм вычисления изначальной зарплаты сотрудникам рассматриваемой организации.
  • Положение о премировании работников (за что и в каком объеме).
  • Механизм бухгалтерского расчета, который применяется для определения объема отпускных, а также выплат по больничному листу.
  • Надбавки и другие материальные отчисления в пользу работника.
  • Условия для сотрудников, которые работают в данной организации по совместительству.

При этом в приказе Правительства Российской Федерации номер пятьсот восемьдесят три говорится, что указанные в положении организации суммы не должны служить в качестве максимального ориентира. Этим же приказом рекомендуется и вышеупомянутый перечень позиций, которые следует указывать в положении об оплате труда работников бюджетной сферы.

Для сегмента здравоохранительных организаций на государственном уровне разработано особое положение, затрагивающее вопросы премирования сотрудников. Там оговариваются следующие аспекты:

  • На выплату премиальных отчислений сотрудникам сферы здравоохранения отводится два процента от основного фонда заработной платы.
  • Размер конечной премиальной выплаты не может превосходить 0,4 процента оклада премируемого сотрудника.

Данным положением помимо премиальных аспектов освещались и вопросы, касающиеся материальных взыскании. Так, к примеру, на основании данного положения:

  • Дисциплинарное взыскание непосредственному руководителю лечебно-медицинского учреждения может назначаться и в стопроцентном объеме.
  • Отрицательная оценка деятельности организации на основании проверок и заключения коллегии так же ведет к стопроцентным взысканиям.

Материал, затрагиваемый в данной статье, имеет колоссальные масштабы, посему чисто физически не может быть отражен полностью. Однако уже на основании приведенного объема информации можно сделать вывод, что все нюансы, касающиеся оплаты труда работников бюджетных организаций, устанавливаются руководством компании в локальных актах.

Действие положения об оплате труда работников в 2019 году

Статья раскроет основные моменты, связанные с действием положения об оплате труда работников. Что представляет собой документ, из каких разделов состоит, и обязателен ли он – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Порядок расчета и выплаты заработной платы регулируется не только действующим законодательством, но и локальными актами компании.

Один из таких документов – положение об оплате трудовой деятельности работников. Он не является обязательным, но его наличие важно.

Важные моменты

Вознаграждение работников, которые числятся в штате организации, за проделанную ими работу регулируется специальным локальным актом – Положением об оплате труда.

В нем перечислены должности, оклады работников, алгоритм начисления выплат. Положение принимают в качестве дополнения к трудовому соглашению или как самостоятельный нормативный акт.

Сроки действия документа определяет работодатель. Чаще он является бессрочным. Разработанным документом не должны ущемляться права одних работников.

Составляя нормативный акт, работодатель должен руководствоваться следующими принципами:

Стимулирующая и мотивационная выплата не должна быть выше производительности работников То есть, большое вознаграждение, не связанное с исполнением обязанностей, плохо отразится на мотивации сотрудников и экономических показателях организации
Дискриминация работников недопустима Поскольку это может привести к разбирательствам в суде
У каждого сотрудника должны быть равные условия По увеличению заработной платы

После разработки Положения его должен завизировать генеральный директор и по необходимости – главный бухгалтер.

Также обязательно необходимо отправить документ для рассмотрения представителям профсоюза. При разработке учитываются мнения сотрудников.

После утверждения Положения с ним необходимо ознакомить каждого работника под подпись. В случае отказа работника от ознакомления оформляется письменный документ.

Назначение документа

Положение об оплате труда работников – норма, регулирующая процесс начисления и выплаты зарплаты в организации.

В документе отображается система оплаты трудовой деятельности, которая применяется в бизнесе и включена в заработную плату – премия, доплата, надбавка. Документ относится к кадровому делопроизводству.

При помощи этого нормативного акта осуществляется определение в трудовом договоре заработной платы для каждого сотрудника.

Допустим, можно не расписывать полагающиеся премии работнику, а сделать ссылку на норму Положения.

С помощью норм учитываются особенности оплаты трудовой деятельности каждой организации. Это дает возможность разрешить спорные ситуации с работниками.

Во время проверки сотрудник контролирующего органа запрашивает данный документ, чтобы узнать, какой должна быть система оплаты, и сравнить ее с действительностью.

Документ дает возможность подчиненным понять:

  • за что ему начисляют заработную плату и за что ему положена премия;
  • в какие сроки выплачивается заработная плата;
  • за что сотрудника могут оштрафовать и в каком размере;
  • каковы основания для получения материальной помощи.

Документ является отчетностью для подтверждения налогообложения.

Правовое регулирование

Положение об оплате труда регулируется 135 статьей Трудового кодекса. Согласно статье 13 (часть 4) и статье 22 (часть 2) Трудового кодекса, Положение об оплате труда в организации должно быть единственным и действовать на всех работников одинаково.

В соответствии со статьями 135 и 372 Трудового кодекса, при составлении документа или внесении поправок должны учитываться мнения представительства работников.

При приеме нового сотрудника и заключении с ним договора необходимо ознакомить его с Положением под роспись – об этом говорится в статье 22 ТК.

Считается ли обязательным

Локальный акт по вопросу начисления и выдачи заработной платы необходим субъектам бизнеса, которые заключили трудовые соглашения с работниками. Положение об ОТ разрабатывают организации не в обязательном порядке.

Объясняется это тем, что рассматриваемые в документе вопросы отражаются в других нормативных актах учреждения – коллективном соглашении, Правилах распорядка внутри организации и прочих.

Положение является обязательным, если кроме заработной платы в организации начисляют прочие типы выплат, а также отсутствуют условия оплаты трудовой деятельности в правилах внутреннего распорядка.

Трудовой кодекс не содержит требований к оформлению документа. Новое Положение принимают единожды, после этого лишь вносят изменения.

Образец положения об оплате труда и премирования работников в 2019 году

Утвержденная форма документа отсутствует, работодатель имеет право разрабатывать собственную.

Образец Положения об оплате труда и премирования работников ООО 2019 года можно посмотреть и скачать здесь.

Основные разделы

В Положение включены несколько разделов, которые максимально раскрывают принципы начисления заработной платы и выплаты прочих денежных вознаграждений работникам.

Как проверить мобильный номер телефона на мошенничество, читайте здесь.

Общие положения включают основную информацию о содержании документа. Вкратце указываются ставки оклады, компенсации сотрудникам. Дополнительно сюда вносят системы определения доплат.

Следующий раздел – система оплаты трудовой деятельности. Содержит сведения о том, какие выплаты в организации относятся к оплате труда. Сюда относятся:

  • оклад;
  • премия;
  • персональные начисления – доплата за уровень образования, непрерывный период деятельности и прочие;
  • доплаты, назначаемые за особые условия работы – ненормированный график, тяжелые условия;
  • доплата за внеурочное время;
  • оплата за простой;
  • дополнительные выплаты, которые компания назначит своим работникам.

К составлению раздела нужно подойти ответственно, поскольку он устанавливает, каков размер выплаты, кому она будет начислена.

Порядок индексации зарплаты – раздел, включающий данные о том, какова периодичность проведения индексации, и из каких оснований определяют ее коэффициент. Регулярная индексация – обязанность администрации компании.

В разделе «Материальная помощь» упоминаются все виды материальных выплат, которые выдаются работникам в качестве помощи.

Они могут выплачиваться в связи с рождением малыша, заключением брака или смертью родственника. Указывается размер помощи, в зависимости от ситуации.

Также уточняется, берется ли в учет материальная помощь при определении среднего заработка.

Оформляя раздел «Порядок выдачи зарплаты», следует уделить внимание тому, чтобы данные не противоречили положениям законодательства.

Например, выплата зарплаты должна осуществляться в 2 этапа, между которыми не должно пройти более 15 суток.

В разделе устанавливают даты выдачи аванса, заработной платы и других выплат, а также перенос даты, если указанный день выпадает на выходной либо праздник.

Табличная часть

В структуру положения входит таблица, в которую внесены все доплаты, компенсации, премии. Делать ее не обязательно – сведения можно оформить в виде текста.

В таблицу «Доплаты» входит перечень добавок к заработной плате, которые применяет работодатель. Для каждого типа доплаты предусмотрена соответствующая процентная ставка.

Если требуется внести пояснения, создается отдельная графа в таблице «Примечание». Подобным образом заполняются остальные таблицы.

Нужен ли ежегодный пересмотр

Положение об оплате трудовой деятельности работодатель утверждает 1 раз. Документ действует бессрочно. В законодательстве особенности срока действия не установлены.

Видео: что должно быть в Положении об оплате труда

Ежегодный пересмотр положения необходим в том случае, если работодателем осваиваются новые виды деятельности и привлекаются новые работники.

В силу возникновения разных профессий придется пересмотреть или дополнить Положения.

Работодатель и сотрудники должны быть заинтересованными в поддержании внутреннего локального акта в действенном состоянии и своевременно вносить предложения по пересмотру норм положений.

Какие возникают нюансы

Сдельная заработная плата – одна из форм оплаты трудовой деятельности, когда на заработанную сумму влияет количество изготовленных сотрудником единиц продукции или оказанных услуг.

В учет берется качество выполненной работы, условия труда. Сдельная зарплата бывает простой, сдельно-премиальной и аккордной. В основе лежат расценки, а остальные надбавки выплачиваются твердой суммой или процентами.

В зависимости от типа в Положении предусматривают особенности начисления и выплаты зарплаты, учитывая нюансы. Предприятия часто отправляют сотрудников в командировки.

При оплате бухгалтер должен руководствоваться трудовым договором. Командировочные дни оплачиваются в соответствии с условиями этого договора.

Для бюджетных учреждений

Цель трудовой деятельности работников бюджетных организаций – контроль за здоровьем граждан, развитие потенциала и прочие.

Порядок и сумма выплаты в этом вопросе регулируется Положением об оплате труда работников бюджетной сферы.

У такого документа имеются правила:

  • заработная плата не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленной законодательством;
  • сумма должна быть фиксированной;
  • всем сотрудникам должна выдаваться заработная плата за выполненную работу;
  • в государственном учреждении зарплату выдают из бюджета;
  • процедура выплаты должна контролироваться;
  • процесс осуществляется в соответствии с тарифными сетками и ставками, прилагаемыми к документу;
  • выплату выдают каждый месяц.

Бюджетное учреждение – организация, созданная властями на разных уровнях – от федерального до местного, и деятельность которой является некоммерческой.

Положение не обязательно для всех бюджетных учреждений. Устанавливает его начальство конкретной организации. В документе указывается:

  • как вычисляется изначальная заработная плата работникам бюджетной сферы;
  • за что и в каком размере положена премия;
  • как определяется объем отпускных и выплат по больничному листку;
  • какие надбавки положены работнику;
  • условия для работников по совместительству.

Положение устанавливают внутри предприятия. Приказ руководящего лица вправе изменить порядок тарификации. Нормативный акт будет это действие регулировать.

Положение об оплате трудовой деятельности работников казенных учреждений по ЖКХ разработано согласно Трудовому кодексу. Оплата труда производится в соответствии с отработанных временем по факту.

Для работников культуры и образования

Документ разрабатывает руководство организации, которая оказывает услуги досуга культурного и массового характера.

В его составлении принимают участие представители профсоюза, чтобы обеспечить нормальные условия труда и сохранить права сотрудников.

Оклад работодатель школы разрабатывает самостоятельно, но Трудовой кодекс не должен нарушаться.

Каждому служащему образовательной сферы положена заработная плата согласно часовой нагрузке за неделю.

Также на размер зарплаты влияет уровень квалификации, стаж работы и прочие надбавки – проверка тетрадей, совместительство и классное руководство.

Каждый педагогический сотрудник имеет право претендовать на премию каждый год. Положение об оплате трудовой деятельности педагогических работников не отличается от других Положений государственных учреждений.

Структура документа для дошкольных и школьных заведений одинаковая. Новое положение об оплате труда работников образования в 2019 году важно в организации, его наличие упростит ведение трудовой деятельности.

В документ включают следующие разделы:

  • общие положения. Ведется учет сотрудников, список требований к ним;
  • определение сроков осуществления выплат и их порядок;
  • установление системы, по которой производятся выплаты;
  • выписка размера окладов;
  • причины удержания выплат.

Указанные положения носят рекомендательный характер, документ заполняется на усмотрение руководства.

В сфере здравоохранения

Заработную плату медицинских работников формируют как сдельную оплату с учетом нюансов:

Cдельная выплата Учитывается заработная плата за проделанную работу. При такой форме не предусматриваются такие выплаты, как компенсация и премия
Бригадная форма Каждому врачу положена гарантированная заработная плата. Ее размер зависит от проделанной работы всего коллектива

Согласно Положению, в заработную плату медицинских работников входит базовый оклад, повышающий коэффициент, компенсации и стимулирующие выплаты.

Как составить приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность, читайте здесь.

Как снять арест с автомобиля наложенный судебным приставом в ГИБДД, смотрите здесь.

Эти выплаты обязательно должны быть включены в Трудовой договор. Финансы для выплаты зарплаты выделяются из муниципального бюджета.

Таким образом, наличие Положения об оплате трудовой деятельности требуется как сотрудникам, так и работодателю. Этот документ гарантирует работникам начисление заработной платы.

Установленной формы Положения нет, работодатель разрабатывает собственный вид. Документ не имеет срока действия, пересматривается по необходимости.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Правила и порядок оплаты труда в госучреждениях

Статьи по теме

Начисление заработной платы в бюджетных организациях. Нормативно-правовая база при формировании системы окладов. Правила начисления стимулирующих и компенсационных выплат.

Рассмотрим, как составить документы и где отразить правила начисления заработной платы.

Оплата труда в учреждениях

Размер, порядок и сроки начисления заработной платы и других выплат определяются работодателем на основании государственных норм. Система оплаты труда в учреждениях должна быть зафиксирована в локальных документах предприятия. Необходимо прописать сроки получения окладов, размер оклада, размер премий, компенсаций и других выплат. Размер оклада необходимо дублировать в трудовом договоре с сотрудником.

Оплата труда в учреждениях может быть зафиксирована в коллективном договоре или соглашении. Документы составляются на основании требований Трудового Кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. К ним относятся рекомендации, официальные Письма Правительства и локальные документы.

Оплата труда в учреждениях любого рода должна начисляться не реже двух раз в месяц. Размер не должен быть меньше МРОТ.

Работодателю также следует внимательно отнестись к начислению заработной платы категориям работников, чья зарплата зависит от выработки лет и различных коэффициентов.

Все типы организаций должны соблюдать требования Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Она дает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы окладов работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Порядок оплаты труда на федеральном уровне

Формирование системы оплата труда в учреждениях федерального уровня осуществляется на основании постановления Правительства от 05.08.2008 № 583 и статьи 144 ТК РФ. Разработка документов производится на основании единых тарифно-квалификационных справочников работ, профессий и должностей. Допустимо использование профессиональных стандартов. Необходимо также учесть требования трехсторонней комиссии, приказы Минздравсоцразвития о стимулирующих и компенсационных выплата, мнение профсоюзов (если они есть).

При разработке системы оплаты труда в учреждениях образования и других бюджетных организациях необходимо поделить весь персонал на три категории: основной, вспомогательный и административно-управленческий. В дальнейшем это позволит установить предельную долю зарплаты (из общего фонда) для каждого сектора.

Порядок формирования системы зарплат:

  • Распределение должностей по профессиональным группам;
  • Назначение размера оклада для каждого типа сотрудника;
  • Проведение специальной оценки условий труда;
  • Назначение компенсационных и стимулирующих выплат;
  • Разработка штатного расписания;
  • Заключение дополнительного соглашения к трудовым договорам.

Размер оплаты труда в учреждении сотрудников нужно продублировать в коллективном договоре, соглашении с сотрудником, трудовом договоре, положении об оплате труда и других локальных актах. Здесь необходимо указать полную информацию о том, как осуществляется расчет заработной платы и ее начисление сотруднику.

Размеры окладов

Размер оклада устанавливается руководителем. Размер заработной платы зависит от профессиональной квалификационной группы, к которой относится должность. Перечень квалификационных групп (ПКГ) утверждается отдельно для каждого вида экономической деятельности. Оплата труда в учреждениях социального обслуживания, образования, культуры и других формируется на основании перечня квалификационных групп. Учитываются сложность работы и требуемый уровень профессиональной подготовки.

В тех случаях, когда должность не включена в перечень ПКГ, размер оклада должен учитывать сложность деятельности.

Размер оклада должен определяться с учетом минимальных окладов, приведенных в примерных положениях об оплате труда. Заработная плата руководящего состава должна быть определена с учетом предельного уровня соотношения оклада руководителей и прочих сотрудников. Заместители и главный бухгалтер получают на 10-30% меньше, чем руководитель.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Оплата труда в учреждениях социального обслуживания, образования, культуры учитывает компенсационные и стимулирующие выплаты. Компенсационные выплаты начисляются за сверхурочную работу, работу в ночное время, за тяжелые условия, за работу со сведениями, являющимися государственной тайной и т. д. Стимулирующие выплаты – это выплаты, которые полагаются работнику за высокую эффективность. Сюда относятся набавки за стаж, за высокое качество работы, премии по итогам года и т.д.

Как установить размер стимулирующих выплат в учреждениях разного типа смотрите в рекомендациях Системы Госфинансы:

Разрабатываем положение об оплате труда и премировании

Общие требования и порядок вознаграждения за труд служащих бюджетных организаций определяются статьями 135 и 144 ТК РФ.

Если предприятие финансируется субъектом РФ, то оплата деятельности работников дополнительно регламентирована законами и иными правовыми актами, принятыми органами власти такого субъекта. Не следует забывать о верховенстве Федерального законодательства над решениями, принятыми на местах.

Независимо от специфики деятельности государственной организации, конкретные условия оплаты труда предусматриваются коллективным договором или локальным нормативным актом. Наиболее универсальным документом является положение об оплате труда и премировании работников 2019.

Зачем необходимо

Документ разрабатывают для прозрачности и понимания сторонами порядка выплат и правил, по которым действуют стимулирующие финансовые механизмы. Учитывая особенности организационно-правовой формы учреждения, порядок финансирования и контроля расходов, положение об оплате труда содержит подробное описание действий работодателя и работника в части выплат.

Правильно оформленное и составленное положение об оплате труда даст возможность работодателю без особых трудностей признавать расходы по оплате труда сотрудников при учете налогов. Дело в том, что плательщик налога вправе снизить размер полученных доходов на сумму расходов, которые он произвел. Соответственно, снизится расчет по прибыли и, как следствие, меньше сумма налога для уплаты (ст. 252 НК РФ).

НК РФ в ст. 255 относит к перечню расходов, которые устанавливаются по оплате труда, такие выплаты:

  • любые суммы в денежной или иной форме начислений;
  • стимулирующие надбавки за труд;
  • компенсации, относящиеся к режимам и условиям труда;
  • премиальные начисления за труд;
  • поощрительные за труд;
  • объявленные затраты на содержание сотрудников.

Кто разрабатывает

Разрабатывает пример положения об оплате труда руководитель организации. Участие руководителя в процессе разработки даст возможность достаточно просто определить наиболее значимые позиции для контроля, оценки труда работников, их мотивации. Кроме этого, руководитель определяет наиболее важные направления деятельности, которые подлежат контролю.

Руководитель определяет то ответственное лицо, которое сформирует документ. В процессе разработки положение должно получить экспертную оценку ряда работников предприятия, например, тех, кто имеет отношение к начислению и выплате зарплаты, соблюдению норм, установленных действующим законодательством. Обычно в процесс вовлечены юридическая, кадровая и бухгалтерская службы организации.

При сотрудничестве нескольких причастных к вопросу подразделений создается положение, которое помогает не допустить споров, связанных с расчетами и выплатами зарплат.

Из каких разделов состоит

Содержание и структура положения о зарплате определяется работодателем исходя из специфики деятельности компании. Например, образец положения об оплате труда и премировании работников 2019 года в сфере образования содержит пункты:

  1. Общие правила. В этот раздел документа включается информация о лицах, для которых оно предназначено. Приводится описание способа формирования фонда заработной платы и указывается нормативно-правовая база.
  2. Система оплаты труда. Предусматривает конкретизацию характеристики системы, по которой происходит исчисление вознаграждений. Речь идет о некоммерческих организациях, поэтому сведения о нормах трудовых обязанностей в этом разделе основываются на требовании законодательства. В описание системы вносятся должностной оклад или тарифная ставка, правила повышения заработной платы, доплаты и надбавки и другие выплаты при их наличии.
  3. Материальная помощь. Законодательство разрешает закрепить возможность и условия в отдельном положении о материальной помощи, но эту информацию рекомендуется включить и в положение о системе оплаты труда. В таком случае процесс и исполнение требований будут оптимизированы. Необходимо предусмотреть случаи, когда у работника возникает право на помощь от бюджетного предприятия, определить сроки, порядок оформления и непосредственной выплаты.
  4. Порядок, место и сроки выплат заработной платы. Фактически является расширенным описанием второго раздела с учетом трудовых обязанностей работника. Раздел содержит подробную информацию об основании, виде валюты и периодичности выплат. Необходимо указать способы получения, индексацию зарплаты, порядок ее повышения и иные моменты, которые имеют отношение к этому процессу.

Как составить положение

Когда разрабатывается образец положения о зарплате, работодателю надо учесть направление деятельности организации. Рекомендовано включить главы:

  1. Общие положения.
  2. Порядок и условия оплаты работы работников.
  3. Порядок и условия оплаты работы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров.
  4. Другие вопросы по оплате или заключительные положения.

Глава «Общие положения»

Такая часть включает:

  • преамбулу (в качестве образца используйте Постановление № 583 от 05.08.2008, действующие акты Минздрава в сфере оплаты труда);
  • описание (общего характера) используемой в организации системы оплаты работы, ее основных элементов;
  • характеристику (кратко) системы оплаты, которая используется для отдельных групп работников.

Глава «Порядок и условия оплаты труда»

Глава содержит разделы, описывающие:

  • основные условия оплаты работы;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты;
  • условия оплаты работы отдельных групп работников.

«Основные условия оплаты работы» — это часть, включающая алгоритм применения и суммы минимальных окладов (ставок) работников в соответствии:

  • с распределением их должностей по профессиональным квалификационным группам (ПКГ);
  • с повышающими коэффициентами к окладу в зависимости от должности.

Минимальная сумма оклада рекомендуется к установке с учетом уровня профподготовки и квалификации.

«Основные условия оплаты труда» содержат информацию о рекомендуемых размерах коэффициентов, применяемых для повышения минимальных окладов по соответствующим ПКГ.

Коэффициент повышения определяется с учетом:

  • профуровня работника;
  • сложности и важности работ;
  • уровня самостоятельности и ответственности;
  • продолжительности работы в организации.

«Компенсационные выплаты» — список видов компенсаций основан на сведениях из Приказа Минздрава от 29.12.2007 № 822. Руководители учреждений должны принять меры к проведению спецоценки условий работы сотрудников. Это необходимо для уточнения условий, выходящих за границы нормы, и получения основания для начисления компенсации.

В эту же часть включают сведения об алгоритме выплаты в районах с некомфортными условиями по климату и о тех, которые определены законодателем, например:

  • о районных коэффициентах;
  • о надбавках за работу на Крайнем Севере и т. д.

Часть «Стимулирующие выплаты» содержит конкретный список и рекомендуемые суммы стимулирующих выплат. Перечень определен Приказом Минздрава от 29.12.2007 № 818.

Чтобы поощрить работника, устанавливают выплату:

  • по результатам работы за отчетный период;
  • за высокое качество работы;
  • за особо важные и срочные задания;
  • за интенсивность труда, ночную работу.

Размер выплат рекомендован к установке как в процентах, так и в рублях. Максимальный размер по итогам работы не ограничивается.

Часть «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера» включает условия платы за работу руководителя, суммы и условия предоставления выплат компенсационного и стимулирующего видов.

Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера надо предусмотреть отдельный список надбавок. Премировать начальника следует по результатам и эффективности деятельности организации.

Глава «Другие вопросы оплаты труда», или «Заключительные положения»

В этой части определяют особенности оплаты работы по отдельным категориям. Здесь же предусматривают варианты оказания матпомощи работникам.

Документ не является неизменным. Любая система поощрений в организации подвержена изменениям, соответственно, документ, определяющий систему поощрительных выплат, актуализируют.

Что учитывать при разработке

Положение поможет нанимателю избежать проблем и споров судебного характера, связанных с порядком начисления и выплаты денежного вознаграждения за труд. Трудовые взаимоотношения между работниками и администрацией предприятия будут урегулированы наиболее оптимально. Но по закону положение об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2019 год в организации не является обязательным.

Статья 135 ТК РФ определяет, что алгоритмы расчета с работниками, отличные от принятой тарифной ставки (оклада), включаются в ряд документов:

  • трудовое соглашение;
  • ПВТР;
  • колдоговор;
  • иной документ, содержащий трудовые правовые нормы.

Документы, регламентирующие отношения между работодателем и сотрудником, в том числе о вознаграждении работника, принимаются администрацией учреждения с учетом мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ).

Размер заработной платы не может быть ниже минимального порога, установленного Правительством. При разработке регламентов необходимо принять во внимание:

  1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12).
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов и гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. ».
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
  4. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».

Как утвердить и изменить

Алгоритм принятия локальных актов в учреждении определен ТК РФ. Положение является локальным актом нанимателя и вводится в действие его распорядительным документом, то есть приказом.

В действие положение вступает:

  • с той даты, когда он утвержден нанимателем;
  • со времени, указанного в приказе о введении его в действие.

Специальный шаблон для утверждения положения отсутствует, то есть организация вправе оформить документ в свободной форме.

В верхней части документа надо упомянуть:

  • наименование предприятия;
  • адрес и реквизиты.

После слова «Приказ» присваивается его порядковый номер и дата.

Строкой ниже прописывается наименование документа, например «Об утверждении положения об оплате труда».

Следующая — вводная часть — включает обоснование причины для издания приказа.

После слова «приказываю» в следующей строке необходимо изложить основную часть документа:

  • об утверждении положения;
  • о введении его в действие с определенной даты;
  • об определении ответственного лица, которое ознакомит работников с документом под подпись;
  • об определении ответственного лица, которое ознакомит поступающих на работу в учреждение сотрудников с документом под подпись;
  • о возложении контроля за исполнением.

Приказ подписывает руководитель учреждения с расшифровкой должности и данных.

Положение применяется по отношению ко всем работникам организации, независимо от того, где они выполняют трудовые функции.

Так как положение является локальным актом работодателя, связанным с трудовыми функциями работников, с его содержанием обязательно знакомят людей под подпись еще до подписания трудового соглашения. В дальнейшем положение хранится как приложение к локальному акту.

Если работодатель меняет содержание положения, необходимо разработать и издать новый локальный распорядительный документ с текстом о внесении изменений. С таким приказом следует ознакомить штатный состав работников.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит