Органы государственного надзора и контроля, высший орган государственного надзора контроля

Содержание
  1. Органы государственного надзора и контроля
  2. Органы государственного контроля и надзора.
  3. Контрольно-надзорные органы Российского государства, их функции
  4. Кто контролирует охрану труда в организациях?
  5. Надзор и контроль за охраной труда
  6. Виды надзора и контроля за безопасностью труда
  7. Государственный надзор и контроль за охраной труда
  8. Проверки органов государственного надзора за охраной труда
  9. Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
  10. Высший орган государственного надзора контроля

Органы государственного надзора и контроля

Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с помощью специально предназначенных для этого федеральных органов исполнительной власти (надзоров, инспекций, служб) в области государственного надзора. Деятельность органов государственного надзора осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением всего законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми работодателями, на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. (ст.354-536ТК)

Под термином «федеральная инспекция труда» понимают единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2004 г. №156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Федеральной службы по труду и занятости (Роструде) на федеральном уровне указанную выше работу ведет Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а в регионах – территориальные органы Роструда. Для этого в структуре федеральной инспекции труда имеются свои территориальные органы – государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Помимо общего государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемого федеральной инспекцией труда у всех работодателей на территории Российской Федерации, существует необходимость в специализированном государственном надзоре и контроле за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых производственных объектах.

Эти функции осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, называемые после административной реформы 2004 г. службами (в сокращениях – надзорами), имеющие свои территориальные органы – инспекции, управления.

К важнейшим из них относятся: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), органы государственного пожарного надзора, входящего в структуры Государственной противопожарной службы МЧС России, государственные инспекции в транспортном комплексе (ГИБДД, Ространснадзор)

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Важную роль в определении полномочий проверяющего, сроков проверки и тому подобного играет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8304 — | 7926 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Органы государственного контроля и надзора.

В Республике Бе­ларусь основными в сфере осуществления контрольной, а также (исходя из специфики правового статуса прокуратуры) надзорной функции являются две системы органов: Комитет государственного контроля и прокуратура.

Принятие актов законодательства предполагает (что является необходимым) контроль за их выпол­нением. В предшествующий период эту функцию осуществляли органы Комитета народного контроля (был упразднен решением Верховного Совета Республики Беларусь), затем Контрольная палата, которая фор­мировалась Верховным Советом (до 1994 г.). В соответствии с новой ре­дакцией Конституции на Комитет государственного контроля возложен государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, правительства и других государственных орга­нов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяй­ственные, финансовые и налоговые отношения.

В законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определены основные направления деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов. Согласно статье 2 закона Комитет и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за:

-исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодатель­ства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюд­жетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

-расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

-исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов госу­дарственной собственности;

-соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

-законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

-соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

-состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридически лиц и индивидуальных предпринимателей;

-финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

-соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

-соблюдением законодательства при использовании черных и цвет­ных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использова­ния, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

-исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

-соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Нацио­нальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законо­дательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

-поставкой товаров для государственных нужд;

-соблюдением юридическими лицами и индивидуальными пред­принимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), ка­чество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;

-исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятель­ности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

-соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Контрольно-надзорные органы Российского государства, их функции

Читайте также:

  1. А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти
  2. Административное право в системе российского права
  3. Б. Создание коллегий. Местные органы власти
  4. В Московском государстве. Земские соборы как органы сословного представительства. Земские и губные органы
  5. В. Начало складывания всероссийского рынка
  6. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету.
  7. Внезародышевые провизорные органы
  8. Государственные органы по делам гражданства.
  9. Государственные органы управления финансами.
  10. Государство, признаки государства, функции государства.
  11. Деньги и их функции.
  12. Деньги и их функции.

Особенность государственно-территориального устройства РФ

По форме государственно-территориального устройства Россия является федерацией, это доказывается следующем:

Россия в настоящее время состоит из 83 субъектов: 21республика,9 краев, 47областей, 2 города федерального значения,4 автономных округа и 1 автономная область

Таким образом, в России 6 видов субъектов.

— Территория субъектов делится на административно-территориальные единицы: районы, города, села, поселки, административные округа, в рамках которых осуществляется местное самоуправление.

— Россия является ассиметричной в реальности, хотя по Конституции (ст.5, 11) в России провозглашается равный статус у всех субъектов. Республики являются государствами в составе РФ все остальные субъекты – это государственные образования. Республики имеют Конституцию, Президента, Правительство; другие субъекты — уставы, губернаторов, администрацию, законодательное собрание.

— В России действуют федеральная Конституция и федеральное законодательство параллельно с существованием конституций (уставов) субъектов и их регионального законодательства, т.е. в России действуют две системы законодательства.

— В России действуют федеральные органы государственной власти: президент, парламент, правительство, и органы государственной власти субъекта: губернаторы, администрация, законодательные органы.

— Полномочия между федерацией и субъектами разделяются на основе 3 принципов: исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и субъекта, исключительная компетенция субъекта (по остаточному принципу).

— Территориальное устройство России основано на смешанном национально-территориальном принципе: республики и автономии – это национальный принцип, другие субъекты территориальный принцип.

— В России в настоящее время наметилась тенденция укрупнения субъектов.

Существует 2 мнения по вопросу, какие органы относить к контрольно-надзорной ветви власти:

1. Согласно первому подходу, все органы являются контрольно-надзорными, поскольку они в рамках принципа разделения властей и «системы сдержек и противовесов» осуществляют определенные контрольные функции за другими органами государственной власти и выделяют 5 форм контроля:

— Президентский контроль. Президент контролирует и координирует все высшие органы государственной власти.

Парламентский контроль. Парламент путем принятия законно контролирует деятельность всей системы государственных органов.

Судебный контроль осуществляется в рамках рассмотрения различных споров между государственными органами, отдельными гражданами путем определения мер ответственности за правонарушение

Прокурорский контроль

Ведомственный контроль осуществляется в рамках подотчетности ниже стоящих органов власти вышестоящим

2. Согласно второму подходу существуют специальные органы, составляющие контрольно-надзорную ветвь. К ним относится:

Прокуратура является единой централизованной системой органов со строгим подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Хотя Прокуратура находится в главе о судебной власти по конституции к судебной ветви власти она не относится. Структура Прокуратуры: Генеральная Прокуратура, прокуратуры субъектов, районные (городские) прокуратуры. Также, параллельно данным уровням создаются специализированные прокуратуры (природоохранная, военная, транспортная).

Во главе всей системы прокуратуры стоит — Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается с должности Советом Федерации по предложению Президента.

Компетенция Прокуратуры:

1. Осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами исполнительной власти, а также различными организациями, учреждениями, предприятиями.

2. Осуществляет надзор за соблюдением законов всеми вышеперечисленными органами и учреждениями.

3. Осуществляется надзор за соблюдением законов органами осуществляющими дознание, предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность.

4. Надзор за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, осуществляющих исполнение уголовного наказания.

К контрольно-надзорным органам также относится:

— Счетная Палата осуществляет аудиторские проверки деятельности всех органов государства (какие средства были выделены из федерального бюджета и как они были потрачены).

Центробанк осуществляет контроль за финансово-кредитной системой России.

— Центральная избирательная комиссияосуществляет контроль за законностью проведения выборов в РФ.

— Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) осуществляет контроль за реализацией пав и свобод человека и гражданина в РФ во всех сферах общественной жизни.

| следующая лекция ==>
Избирательная системы в РФ | Функции современного российского государства

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 4384 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Высший орган государственного надзора контроля

Федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.

Региональный государственный контроль (надзор) — деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации.(Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. от 07.02.2011 )) «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249; 14.02.2011, N 7, ст. 905,

В условиях отсутствия внятного государственного решения о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти практика регионального правотворчества в сфере труда складывалась довольно хаотично и противоречиво. Только с принятием Трудового кодекса проблема разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений начала решаться.

Статья 6 ТК, специально посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, вслед за Конституцией (ст. 37) применяет два критерия разграничения полномочий: а) предмет регулирования; б) содержание (объем) регулирования, хотя четко это не выражено (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008)) Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

В соответствии со ст. 6 ТК к ведению федеральных органов государственной власти отнесено, в частности, установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основ социального партнерства; порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др., то есть практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда. («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)). «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены также: определение основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и установление особенностей правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. Заметим, что таких вопросов весьма немного и они не носят принципиального характера. В качестве примера можно привести решение вопроса о создании и регламентации деятельности региональных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Вторым направлением правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6 ТК выступает принятие законов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. См: Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. N 9.С.83.

Трудовой кодекс при разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти не предусмотрел возможность конкретизации региональным законодательством норм федеральных нормативных актов, хотя один из проектов ТК прямо указывал, что субъекты Российской Федерации могут детализировать, конкретизировать и дополнять положения, установленные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами с учетом экономических, социальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, разграничение полномочий между федеральным и региональным законодателем произведено на базе сложившихся традиций и фактически закрепляет уже существующее соотношение федеральных и региональных нормативных актов, при котором федеральное законодательство выступает основным регулятором.

Среди недостатков формулировки ст. 6 ТК необходимо назвать допущенную нечеткость разграничения полномочий. Так, часть 3 ст. 6 ТК допускает так называемое опережающее регулирование, без уточнения какой именно области трудовых отношений. То есть субъекты Федерации в сфере формирования трудового законодательства фактически обладают конкурирующей законодательной компетенцией по всему предмету совместного ведения, поскольку не оговорено иного. Это полномочие применительно к трудовому праву вызывает ряд сомнений.

Сформулированное в общем виде полномочие субъектов РФ осуществлять опережающее правовое регулирование трудовых отношений, сохраняет возможность противоречивого развития системы источников трудового права и поэтому нуждается в дополнительной регламентации.

Еще одна проблема, которая встает в связи с применением ст. 6 ТК, — это предоставление субъектам Российской Федерации права повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников.

В соответствии с частью 2 ст. 6 ТК повышение трудовых прав, свобод и гарантий работников возможно лишь по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)). «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49. То есть субъекты Российской Федерации фактически могут повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий лишь путем установления дополнительных трудовых прав, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Повышение гарантий, установленных федеральным законодательством, вряд ли возможно, поскольку определение обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.

Таким образом, правотворческая компетенция субъекта Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений неоправданно сужена. Применение части 2 ст. 6 ТК, может привести к тому, что все нормативные акты субъекта Российской Федерации, увеличивающие продолжительность дополнительного отпуска, размер каких-либо выплат работникам и т.п., будут признаны противоречащими федеральному законодательству.

Согласно ст. 252 ТК РФ особенности регулирования труда могут устанавливаться не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, включая коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. То есть ст. 252 расширяет перечень нормативных источников по сравнению со ст. 6 ТК РФ, включая акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, правовые акты договорного характера («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)) «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49..

Такое расширение компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вполне согласуется с абзацем восьмым части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ, из которого следует, что установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, относится к ведению федеральных органов государственной власти. Однако, как свидетельствует судебная практика по оценке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, наделяющих региональные органы исполнительной власти правом на осуществление контроля в сфере труда, при определенных условиях такое положение дел является допустимым.

Так, указом губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 г. N 132-ук утверждено Положение о Департаменте Оренбургской области по труду.

В соответствии с абзацем 3 пункта 8.2 Положения в области уровня жизни и социального партнерства в трудовых отношениях Департамент совместно с Государственной инспекцией труда в Оренбургской области участвует в работе по осуществлению контроля и анализа на предприятиях и в организациях всех форм собственности за соблюдением гарантий в области труда и его оплаты в соответствии с трудовым законодательством; согласно абзаца 7 пункта 8.3 Положения в области условий и охраны труда Департамент осуществляет контроль за предоставлением работающим компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.См: Желенкова В.Н. Защита трудовых прав работников на государственном уровне. // Кадровик, 2003. № 7.С.12.

В Оренбургский Верховный суд обратился заместитель прокурора Оренбургской области с заявлением о признании частично не действующими вышеуказанных норм. Так как они противоречат ст. 6 абз. 13 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников законодатель относит к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Однако суд не согласился с такими доводами по следующим основаниям: В соответствии с положениями статей 252, 365 Трудового кодекса РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2006 по делу № 47-Г06-297) http://www.consultant.ru/online/base/.

Обнаруживается противоречие при сравнении абз. 13 ч. 1 ст. 6 и ст. 252 ТК РФ. При разграничении в ст. 6 ТК РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников законодатель относит к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Однако ст. 252 ТК РФ. расширяет перечень нормативных источников по сравнению со ст. 6 ТК РФ, включая акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, правовые акты договорного характера («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)) «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49..

Таким образом, совместное ведение чревато конфликтом интересов Федерации и субъектов, поскольку реализовать права можно, либо постоянно создавая противоречия между нормативными правовыми актами различного уровня, либо разграничив конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти. Поэтому важнейшей практической задачей с момента принятия Конституции являлось разграничение полномочий органов государственной власти по формированию трудового законодательства.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит