Особенности приема на работу иностранных граждан, особенности приема работу иностранных граждан

Содержание
  1. Особенности приема на работу иностранных граждан
  2. Особенности приема на работу иностранных граждан
  3. Правила и порядок приема на работу иностранных граждан в Российской Федерации
  4. Главные законы
  5. Требования к работнику-иностранцу
  6. Патент на работу
  7. Требования к работодателю
  8. Прием на работу
  9. Особенности для белорусов
  10. Трудоустройство студентов
  11. Квота на иностранцев
  12. Квалифицированные сотрудники
  13. Рассылка новостей журнала
  14. № 4, апрель 2009
  15. Рубрики в номере
  16. Особенности приема на работу иностранных граждан
  17. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности приема на работу иностранных граждан — Курсовая Работа, раздел Право, Заключение трудового договора Особенности Приема На Работу Иностранных Граждан. Первоначально Необходимо Оп.

Особенности приема на работу иностранных граждан. Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России. ФЗ от 25 июля 2002 г. 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ в статье 2 под иностранным гражданином понимает — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства подданства иностранного государства. Понятие иностранный гражданин включает в себя понятие лицо без гражданства физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства подданства иностранного государства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно на иностранцев распространяется и ч.1 ст.37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовой Кодекс не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы действия трудового законодательства России.

Главной же особенностью регулирования труда иностранных граждан являются ограничения при приеме на работу. Являются ли такие возможные ограничения запрещенной дискриминацией в сфере труда Трудовой Кодекс в ч.3 ст. 3 установила исключения не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Как раз первый случай установление ограничений федеральным законом и имеет место по отношению к иностранным гражданам. Таких федеральных законов несколько. Основу такого регулирования составляет ФЗ от 25 июля 2002 г. 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ, вступивший в силу с 1 ноября 2002 года. В ст.13 этого Закона указано, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Такие ограничения приведены в ст.14 Закона, которая запрещает иностранному гражданину 1 находиться на государственной или муниципальной службе 2 замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ 3 быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации 4 быть командиром воздушного судна гражданской авиации 5 быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ 6 заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено еще одно ограничение трудовых прав иностранных граждан.

Правительству РФ делегировано полномочие установить Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ. Ст.13 данного Закона приводит перечь лиц, которые могут использовать труд иностранных работников и должны для этого получить соответствующие разрешительные документы.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В п.4 ст.13 Закона содержится и перечень исключений из этого разрешительного порядка.

Итак, указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан 1 постоянно проживающих в РФ 2 временно проживающих в РФ. Но они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание 3 являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц 4 являющихся работниками иностранных юридических лиц производителей или поставщиков, выполняющих монтажные шефмонтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования 5 являющихся журналистами, аккредитованными в РФ 6 обучающихся в РФ образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы оказывающих услуги в течение каникул 7 обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются 8 приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования духовных образовательных учреждениях.

Ст.18 Закона закрепила, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Следует отметить, что квота установлена не на разрешения на работу, а на приглашения на въезд.

То есть иностранный гражданин не ограничен в праве вступать в переговоры о трудоустройстве в РФ. Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в РФ трудовой договор, обязан 1 иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников 2 обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу 3 представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ 4 уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику 6 оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением им законодательного порядка привлечения и использования иностранных работников.

Существуют случаи, когда разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Например, если иностранный гражданин финансирует, планирует террористические экстремистские акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую экстремистскую деятельность либо является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ВИЧ-инфекции, страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В завершении необходимо отметить санкцию за нарушение законодательства о привлечении иностранной рабочей силы. Ст.18.10. КоАП РФ предусмотрела, что нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ, а нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы — влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Особенности приема на работу иностранных граждан

Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России. ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2 под иностранным гражданином понимает — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства» (физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства), за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно на иностранцев распространяется и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовой Кодекс не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы действия трудового законодательства России. Главной же особенностью регулирования труда иностранных граждан являются ограничения при приеме на работу. Являются ли такие возможные ограничения запрещенной дискриминацией в сфере труда?

Трудовой Кодекс в ч. 3 ст. 3 установила исключения: не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Как раз первый случай (установление ограничений федеральным законом) и имеет место по отношению к иностранным гражданам. Таких федеральных законов несколько. Основу такого регулирования составляет ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вступивший в силу с 1 ноября 2002 года.

В ст. 13 этого Закона указано, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Такие ограничения приведены в ст. 14 Закона, которая запрещает иностранному гражданину:

  • 1) находиться на государственной или муниципальной службе;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными

Кодексом торгового мореплавания РФ;

  • 3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено еще одно ограничение трудовых прав иностранных граждан. Правительству РФ делегировано полномочие установить.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ.

Ст. 13 данного Закона приводит перечь лиц, которые могут использовать труд иностранных работников и должны для этого получить соответствующие разрешительные документы.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона содержится и перечень исключений из этого разрешительного порядка. Итак, указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • 1) постоянно проживающих в РФ;
  • 2) временно проживающих в РФ. Но они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание;
  • 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • 5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
  • 6) обучающихся в РФ образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • 7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно — вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • 8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Ст. 18 Закона закрепила, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Следует отметить, что квота установлена не на разрешения на работу, а на приглашения на въезд. То есть иностранный гражданин не ограничен в праве вступать в переговоры о трудоустройстве в РФ.

Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в РФ трудовой договор, обязан:

  • 1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • 2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
  • 3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
  • 4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
  • 6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением им законодательного порядка привлечения и использования иностранных работников.

Существуют случаи, когда разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Например, если иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность либо является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих [16].

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В завершении необходимо отметить санкцию за нарушение законодательства о привлечении иностранной рабочей силы. Ст. 18.10. КоАП РФ предусмотрела, что нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ, а нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

Правила и порядок приема на работу иностранных граждан в Российской Федерации

У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать. Разберемся, как в 2019 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.

Порядок оформления на работу граждан из-за рубежа отличается от принципов трудоустройства россиян. Для того чтобы устроить на предприятие гражданина другой страны, работодатели соблюдают определенные правила. У процедуры привлечения на работу трудовых мигрантов есть свои особенности. И руководители организаций, нанимающие иностранных граждан, обязаны их учитывать.

Главные законы

К 2019 году в России не принят отдельный закон, регламентирующий прием на работу иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет обещает ввести единый миграционный кодекс. Документ поможет регулировать порядок оформления трудовых отношений с иммигрантами. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Правовая база включает в себя:

  • Трудовой кодекс.
  • Налоговый кодекс.
  • КоАП.
  • Отдельные приказы ФМС.
  • Ряд федеральных законов (о миграционном учете, о правовом положении иностранцев и другие).

Статус иностранца

В России к иностранцам относятся 2 категории граждан:

  1. Лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы.
  2. Лица без гражданства.

Кроме того, иностранцы подразделяются:

  1. На лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство).
  2. На лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание).
  3. На лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание).

Требования к работнику-иностранцу

Иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:

  1. Персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов.
  2. Удостоверение личности (заверяется у нотариуса).
  3. Документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях.
  4. Трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель).
  5. Свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель).
  6. Диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости).
  7. Медицинский полис либо договор о медстраховании.

Все документы на иностранном языке переводятся на русский.

Патент на работу

Это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрихкод. Получить его проще. Бумагу ввели в обращение, чтобы уменьшить число нелегальных иностранных работников. Прежде всего, это касается приезжих из Ближнего Зарубежья.

Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.

Патент выдается в ФМС и ее отделениях для трудоустройства к физическому лицу, ИП или организации. Документ действует от 30 дней до 1 года. Для оформления документа иммигрант приносит:

  • Заявление с просьбой предоставить патент (на официальном бланке).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционную карту с визой (при наличии).
  • ИНН.
  • Цветной фотоснимок 30×40 мм.
  • Полис медстрахования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Медицинские справки:
    • Справку об отсутствии ВИЧ и прочих опасных заболеваний.
    • Справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости.
  • Платежку о перечислении госпошлины (копию).
  • Результаты уровня знания русского языка, истории и основ законодательства РФ:
    • Соответствующий сертификат. Он действует в течение 5 лет.
    • Документы об успешно пройденной на территории России госаттестации (после сентября 1991 года).
    • Аттестат о школьном образовании (полученном в одном из государств бывшего СССР).

  • Диплом об образовании (желательно).

Сроки

Каждое прошение рассматривается 10 дней. По истечении этого срока трудовой мигрант получит патент либо уведомление об отказе. Извещение передается заявителю лично в руки по предъявлению паспорта. Запрет на трудоустройство допускается оспорить через суд либо миграционные органы. Апелляция подается в течение 3 дней после получения извещения.

В случае положительного решения, гражданин устраивается на работу. Продление патента не предусмотрено. Когда срок действия документа закончится, его владелец обязан выехать из страны. Затем он вновь въезжает в РФ и трудоустраивается повторно.

Важно! Закон позволяет мигрантам подать документы на предоставление патента в течение 1 месяца со дня въезда. Иначе иностранцам придется заплатить штраф – от 10 до 15 тысяч рублей.

Основания для аннулирования патента

  • Его держатель либо работодатель привлекают к трудовым обязанностям третьих лиц.
  • Владелец бумаги представляет угрозу для безопасности государства и его граждан.
  • Обладатель документа участвует в террористической деятельности.
  • Гражданин ранее выдворялся за пределы РФ.
  • Иностранец предоставил поддельные документы либо сообщил ложные сведения о себе.
  • Иммигрант осужден за какое-либо действие или имеет непогашенную судимость.
  • Держатель патента нарушает российские законы.
  • Владелец документа выехал из страны на ПМЖ либо находится за ее пределами свыше 6 месяцев.
  • Обладатель бумаги предоставил не все документы либо не оплатил госпошлину.

Особенности трудоустройства в РФ

Кто не обращается за патентом или разрешением на работу

Порядок трудоустройства мигрантов освобождает от получения разрешения на работу:

  • Иностранцев с временным или постоянным разрешением на проживание.
  • Участников программы по добровольному переселению соотечественников и их семей в Российскую Федерацию. При этом доходы таких иностранцев сразу облагаются по 13-процентной ставке.
  • Сотрудников дипмиссий.
  • Работников предприятий, монтирующих и устанавливающих оборудование, поставленное либо произведенное иностранной организацией.
  • Студентов, работающих в свободное от учебы время (к примеру, во время каникул).
  • Преподавателей и научных сотрудников.
  • Сотрудников представительств юридических лиц, аккредитованных в России.

Так выглядит патент на работу

Требования к работодателю

Работодатель при оформлении иммигранта на работу обязан получить разрешение службы занятости населения. Это заключение, подтверждающее оправданность трудоустройства иностранца. Подобный документ уполномоченные органы выдают на 1 год. В отдельных случаях бумагу допускается продлить.

При оформлении на работу иностранного гражданина, въехавшего в РФ в легальном порядке без визы, такое разрешение не требуется.

Этапы оформления трудоустройства

Работодателю недостаточно просто сделать запрос и автоматически получить разрешение на трудоустройство сотрудника. Чтобы нанять иностранца, придется приложить определенные усилия. В частности, организация предоставляет дополнительные сведения:

  • О компании.
  • О количестве иностранных рабочих.
  • О специальностях и должностях работников.

Особенности процесса

Шаг 1. Обратиться в службу занятости. Это допускается сделать только после безуспешного поиска подходящих кандидатур среди коренных российских жителей.

Шаг 2. Доказать целесообразность принятия иммигранта на работу.

Шаг 3. Подать заявку о потребности в иностранном сотруднике.

Шаг 4. Оформить разрешение на привлечение иностранного гражданина на работу.

Шаг 5. Получить разрешение на работу для иммигранта.

Шаг 6. Сделать приглашение для иностранца.

Шаг 7. Поставить будущего сотрудника на миграционный учет.

Шаг 8. Заключить с новым работником трудовой договор.

Документы

Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются:

  • Заявление.
  • Разрешение на трудоустройство иностранцев.
  • Заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов.
  • Документы на потенциального работника:
    • Паспорт.
    • Документ, по которому иностранец пребывает в стране.
    • ИНН.
    • Полис медстрахования.
    • Цветная фотография 30×40 мм.
    • Диплом об образовании.
    • Квитанция об уплате госпошлины.

По желанию работодателя к комплекту бумаг добавляются:

  1. Для юрлиц:
    • Свидетельство о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц.
    • Подтверждение постановки на налоговый учет.
  2. Для ИП (копии документов):
    • Выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей,
    • Удостоверение личности.
    • Регистрация по месту жительства.
    • Подтверждение постановки на учет в налоговой.

Образец выписки из Госреестра

Нюансы

Разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года. Ни работодатель, ни сотрудник не вправе передать его другому юридическому или физическому лицу. Работники трудоустраиваются только в фирме, получившей разрешение.

Все трудоустроившиеся иностранцы подлежат миграционному учету. Приняв на работу гражданина, работодатель уведомляет об этом отделение ФМС по местонахождению компании. Это требуется сделать через 3 дня с момента заключения договора. Уведомление заполняется на специальном бланке. В случае увольнения иммигранта, миграционный орган также ставится в известность.

Так выглядит бланк уведомления

Прием на работу

Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.

Трудовой договор

Образец трудового договора

При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина. В бумагу вносятся:

  • Информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны:
    • Дата выдачи.
    • Серия и номер.
    • Срок действия.
    • Кем выдан документ.
  • Реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.

Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.

Особенности для белорусов

Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из республики приравнены к гражданам Российской Федерации. Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ:

  • Паспорт.
  • Трудовая книжка.
  • Страховое свидетельство.
  • Военный билет (при наличии у мужчин).
  • Диплом об окончании учебного заведения (при необходимости).
  • Фотография (если требуется).

На белорусов не распространяются квоты, действующие для других трудовых мигрантов. Кроме того, работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на работу.

Трудоустройство студентов

Российские работодатели вправе нанимать сотрудников из числа студентов-иностранцев:

  • Получающих среднее или высшее образование.
  • Обучающихся на дневных отделениях.
  • Получающих профобразование по программам выбранных курсов с госаккредитацией.

При этом разрешение на труд выдается максимум на 1 год. Плюс работа ограничивается рамками того же субъекта Федерации, где проходит учеба.

Квота на иностранцев

В 2019 году в РФ продолжают действовать квоты на трудовых мигрантов. Допустимую долю иностранных работников определяет правительство. Ограничения, в частности, коснулись:

  • Работников, задействованных на выращивании овощей в ряде регионов (допустимый процент иностранцев – половина от общего числа работников).
  • Продавцов алкоголя в специализированных магазинах (не более 15% иммигрантов).
  • Продавцов табачных изделий в специализированных магазинах (15%).
  • Работников сухопутного пассажирского транспорта (40%).
  • Водителей грузовых автомобилей (35%).
  • Спортивных деятелей (25%).

Кроме того, в 2019 году не выделены квоты для:

  • Продавцов лекарств.
  • Торговцев на рынках.
  • Работников розничной торговли.

Впрочем, на ряд профессий ограничения не распространяются. Перечень таких специальностей ежегодно пересматривается чиновниками. Список корректируется в зависимости от рынка труда. Иностранцы вправе работать без квот в следующих отраслях:

  • Творческая среда:
    • Корреспондент.
    • Ведущий.
    • Актер драмы.
    • Цирковой артист.
    • Артист балета.
    • Участник оркестра.
    • Режиссер, ассистент режиссера.
    • Художник-постановщик.
    • Балетмейстер.
    • Хореограф.
    • Дирижер.
  • Техническая сфера:
    • Звукооператор.
    • Техник-технолог.
    • Инженер-электрик.
  • Сфера управления:
    • Директор, гендиректор компании.
    • Руководитель АО.
    • Начальник департамента.

Квалифицированные сотрудники

Кроме того, квоты не распространяются на высококвалифицированных работников. Это люди с высоким уровнем знаний, навыков и достижений. Годовая оплата их труда превышает 700 тысяч рублей. Работодателю не требуется получать разрешение на трудоустройство данной категории граждан. Трудоустроить высококвалифицированных работников вправе следующие организации:

Как иностранцы могут работать в России

  • Коммерческие.
  • Научные.
  • Чья деятельность направлена на осуществление инновационных, экспериментальных или научно-технических разработок.
  • Образовательные (кроме духовных).
  • Медицинские учреждения.
  • Филиалы иностранных организаций с аккредитацией в России.

Для трудоустройства высококвалифицированных сотрудников работодатель готовит пакет документов:

  • Разрешение на привлечение иностранца на работу.
  • Разрешение на работу с полным набором сопутствующих документов.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство по установленной форме.
  • Договор на выполнение работ.
  • Письмо, гарантирующее возмещение расходов государству (если специалиста депортируют).
  • Цветная фотография 30×40 мм.
  • Платеж госпошлины.

Решение принимается в течение 2 недель. Если специалист трудоустроится максимум на 3 месяца, вставать на учет в ФМС не требуется.

Где иностранцу нельзя работать

Законодательные правила запрещают иммигрантам работать в некоторых отраслях. В 2019 году иностранцу не разрешат:

  • Нести государственную и муниципальную службу.
  • Работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы.
  • Работать в сфере ядерного производства и утилизации.
  • Строить воздушные и морские суда.
  • Занимать командные должности в авиации и на кораблях.
  • Вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ).

Санкции за нарушения

Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2019 году он составляет от 25 до 50 тысяч рублей (для должностных лиц) и от 250 до 800 тысяч рублей (для юрлиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тысяч рублей) и депортируют из России.

Россия находится на 2 месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона граждан других государств. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2009

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Особенности приема на работу иностранных граждан

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

А.В. ДЕМКО, экономист

Некоторые предприятия сталкиваются с ситуацией, когда требуется специалист узкой квалификации, и нет возможности его найти на территории Республики Беларусь. Один из способов решения данной проблемы — наем на работу гражданина иностранного государства. При этом необходимо учитывать некоторые особенности, установленные действующим законодательством.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 169-З «О внешней трудовой миграции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон) осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, трудоустройство иностранных граждан — мигрантов на территории Республики Беларусь осуществляется на основании лицензий Министерства внутренних дел Республики Беларусь, выдаваемых в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1335.

В соответствии с указанным постановлением под деятельностью, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, понимается наем иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь (далее — иностранцы), для выполнения работы в Республике Беларусь, предусматривающий заключение с данными иностранцами трудового договора (контракта), за исключением привлечения категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона.

Не требуется получение специального разрешения (лицензии) при приеме на работу лиц:

а) получивших статус беженца или убежище на территории Республики Беларусь;

б) ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или убежища в Республике Беларусь;

в) постоянно проживающих на территории Республики Беларусь;

г) работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, аккредитованных в Республике Беларусь, представительствах международных организаций, иностранных фирм, находящихся на территории Республики Беларусь;

д) работающих в учреждениях, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, деятелей науки и культуры;

е) священнослужителей, занимающихся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных в Республике Беларусь религиозных организациях;

ж) обучающихся и проходящих практику в рамках программ учреждений образования;

з) аккредитованных в Республике Беларусь в качестве сотрудников зарубежных средств массовой информации;

и) приглашаемых на срок не более 90 суток для чтения курса лекций и другой учебной работы в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров;

к) трудоустраивающихся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь;

л) являющихся учредителями, руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (40), апрель 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России. ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2 под иностранным гражданином понимает — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства» (физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства), за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно на иностранцев распространяется и ч.1 ст.37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовой Кодекс не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы действия трудового законодательства России. Главной же особенностью регулирования труда иностранных граждан являются ограничения при приеме на работу. Являются ли такие возможные ограничения запрещенной дискриминацией в сфере труда?

Трудовой Кодекс в ч.3 ст. 3 установила исключения: не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Как раз первый случай (установление ограничений федеральным законом) и имеет место по отношению к иностранным гражданам. Таких федеральных законов несколько. Основу такого регулирования составляет ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вступивший в силу с 1 ноября 2002 года.

В ст.13 этого Закона указано, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Такие ограничения приведены в ст.14 Закона, которая запрещает иностранному гражданину:

  • 1) находиться на государственной или муниципальной службе;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
  • 3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено еще одно ограничение трудовых прав иностранных граждан. Правительству РФ делегировано полномочие установить Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ.

Ст.13 данного Закона приводит, перечь лиц, которые могут использовать труд иностранных работников и должны для этого получить соответствующие разрешительные документы.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В п.4 ст.13 Закона содержится и перечень исключений из этого разрешительного порядка. Итак, указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • 1) постоянно проживающих в РФ;
  • 2) временно проживающих в РФ. Но они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание;
  • 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • 5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
  • 6) обучающихся в РФ образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • 7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • 8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Ст.18 Закона закрепила, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Следует отметить, что квота установлена не на разрешения на работу, а на приглашения на въезд. То есть иностранный гражданин не ограничен в праве вступать в переговоры о трудоустройстве в РФ.

Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в РФ трудовой договор, обязан:

  • 1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • 2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
  • 3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
  • 4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
  • 6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением им законодательного порядка привлечения и использования иностранных работников.

Существуют случаи, когда разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Например, если иностранный гражданин финансирует, планирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую деятельность либо является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В завершении необходимо отметить санкцию за нарушение законодательства о привлечении иностранной рабочей силы. Ст.18.10. КоАП РФ предусмотрела, что нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ, а нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы — влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит