Метод трудового права, метод правового регулирования трудового права

Содержание
  1. Метод трудового права
  2. Метод правового регулирования трудового права
  3. Метод правового регулирования трудового права
  4. Метод правового регулирования трудовых отношений
  5. Метод трудового права

Метод трудового права

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей (администрации), в общих положениях ТК РФ и нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда для отдельных категорий работников.

Метод правового регулирования трудового права

1.3. Методы правового регулирования трудового права

Как отмечалось выше, трудовое право имеет и свой своеобразный метод правового регулирования. Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, составляющих предмет правового регулирования этой отрасли права, то мы ставим вопрос: какие правовые способы и приемы использует государство через правовые нормы для воз­действия на трудовые отношения?

Ведь государству небезразлично, как урегулированы эти обществен­ные отношения, составляющие предмет правового регулирования трудо­вого права как отрасли права. Поэтому с целью воздействия на указанные общественные отношения государство в одних случаях прямо регулирует значительную группу общественных отношений на основе норм, приме­няемых государством. Это и есть государственное регулирование трудо­вых отношений. В других случаях государство регулирует трудовые отно­шения на основе смешанных норм, принимаемых государством и обще­ственными организациями и трудовыми коллективами. Это смешанное регулирование указанной сферы общественных отношений. Кроме того, трудовые отношения регулируют на основе норм, применяемых учрежде­ниями различных видов и форм собственности.

Государственное регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью нормативных правовых актов, применяемых представитель­ными и исполнительными органами государственной власти. Такими нор­мативными актами являются законы, декреты и указы Президента Рес­публики Беларусь, а также подзаконные акты, принимаемые правитель­ством, министерствами и госкомитетами, а также местными органами власти и управления в республике.

Смешанное регулирование трудовых отношений осуществляется на основе нормативных правовых актов органов, сформировавшихся из пред­ставителей государственной и негосударственной системы государствен­ного и отраслевого управления. Примером такого решения воздействия государственных и негосударственных органов на трудовые отношения может служить согласование с соответствующим профсоюзным органом приказа министра высшего и среднего образования Республики Беларусь о порядке избрания на должность преподавателей вузов с последующим оформлением контракта на срок, определенный ректорами вузов.

Негосударственное регулирование трудовых отношений осуществ­ляется многими локальными нормативными актами, которые принима­ются в организациях и учреждениях различных форм собственности. Примером негосударственного регулирования указанных отношений мо­жет служить решение квалификационных и аттестационных комиссий, содержащее предложения нанимателю начать переговоры по заключению коллективного договора с работниками, являющимися членами различ­ных профсоюзов.

Метод правового регулирования трудовых отношений — явление пра­вовое, оно сложное, объединяющее несколько составляющих его элемен­тов. Как правило, в качестве таких элементов выступают соответствую­щие способы воздействия государства как прямо, так и косвенно на тру­довые процессуальные отношения с целью их соответствия идеологии государства. В числе таких способов следует указать императивный, дис-позитивный и санкционированный. При этом государство дополняет эти способы такими приемами, как дозволение, предписание, запреты и ре­комендации.

Таким образом, специфику метода правового регулирования трудо­вого материального и трудового процессуального права следует искать не на уровне самих этих отраслей, а на уровне всей системы права Респуб­лики Беларусь, состоящей из отраслей права, правовых институтов и пра­вовых норм.

Императивный способ воздействия на общественные отношения, уре­гулированные нормами трудового права, заключается в том, что государ­ство регулирует отдельные виды этих отношений прямо через соответству­ющие нормы. Это сроки обращения в КТС с иском о восстановлении нару­шенного права, сроки и порядок рассмотрения заявлений работников в КТС, сроки и порядок составления и выдачи решения по спору, принятого в КТС, сроки и порядок обжалования решений КТС работниками и нанимателями в суд, сроки и порядок разрешения трудового спора в суде.

Трудовые процессуально-процедурные нормы, принятые государ­ством, регулируют порядок разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, в трудовом арбитраже, участие посредника, а также порядок и сроки проведения забастовочных процедур.

Диспозитивный способ воздействия на трудовые отношения состоит в том, что государство позволяет участникам этих отношений выбирать любую модель поведения. Это касается прежде всего регулирования про­цессуальных и процедурных форм партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений, в сфере локального нормотворчества в учреждени­ях, а также в сфере систем процедур обеспечения реализации прав и обя­занности субъектов трудовых отношений, а также систем процедур, обес­печивающих защиту прав и связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядок рассмотрения жалоб и заявлений работниками и рассмотрения трудовых споров вышестоящими и иными неспециализированными органами вне учреждения.

Реже в трудовом праве при регулировании трудовых правоотноше­ний применяется санкционированный способ. Так, в соответствии со ст. 370 ТК предусмотрено, что подписанный в соответствии со ст. 369 ТК коллективный договор регистрируется в местном исполнительном и рас­порядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществ­ляют соответственно республиканский орган государственного управле­ния по труду и его местные органы. Государственной регистрации подле­жат разработанные малыми, совместными, акционерными обществами с ограниченной ответственностью уставы. В трудовом праве государство широко применяет и соответствующие приемы в области трудовых отно­шений. Оно разрешает работникам широко участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской деятельно­стью, работать на основе трудовых договоров и контрактов, причем эти нормы регулируют соответствующие процедуры и процессуальные фор­мы порядка заключения трудовых договоров и контрактов, участие работ­ников в управлении учреждениями.

При регулировании трудовых отношений используется и такой при­ем, как предписание. Так, при разрешении индивидуальных и коллектив­ных трудовых споров государство предписывает работникам при возник­новении у них разногласий с нанимателем обращаться в комиссию по тру­довым спорам, а после этого в районные (городские) суды. При возникно­вении коллективных трудовых споров и конфликтов государство предпи­сывает необходимость первоначального разрешения этих споров и конф­ликтов в примирительных комиссиях, которые создаются по соглашению между трудовым коллективом и работодателем. Также государство в со­ответствии с императивными нормами предписывает нанимателю обя­занность обеспечить работников, занятых во вредных и тяжелых услови­ях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивиду­альной защиты, а также ввести для них диетическое питание, молоко, предусмотреть душевые кабины и комнаты гигиены для женщин.

Трудовые материальные нормы запрещают нанимателям необосно­ванно отказывать в приеме на работу женщин по мотивам беременности, лицам по мотивам их национальности, пола и расы, а также в приеме заявлений в комиссию по трудовым спорам, в суды для разрешения граж­данских трудовых дел. В трудовом праве имеются и такие нормы, в кото­рых содержатся соответствующие рекомендации нанимателю по установ­лению систем заработной платы, а также форм выплат гарантийных и компенсационных сумм. При регулировании трудовых отношений приме­няется договорный метод регулирования указанной сферы общественных отношений. В последнее время, при интенсивном переходе хозяйствова­ния к рыночным отношениям, этот метод широко распространился. В ка­честве регуляторов такого регулирования выступают как прямые догово­ра нанимателя с работником, включая и трудовые контракты, так и согла­шения по трудовым и социальным вопросам. Так, в частности, при зак­лючении генерального соглашения между правительством республики, профсоюзами и союзом нанимателей достигаются соглашения по многим социально-правовым и трудовым отношениям, по увеличению числа ра­бочих мест в республике, увеличению числа социальных гарантий в сфе­ре заработной платы от повышения минимального ее размера до индекса­ции в связи с инфляцией. При заключении тарифного соглашения между отраслевыми министерствами и отраслевыми профсоюзами и союзом работодателей данной отрасли подробно определяются повышение тариф­ных ставок и должностных окладов работников данной отрасли, увеличе­ние гарантийных и компенсационных выплат в установленных трудовым законодательством случаях, увеличение числа рабочих мест в данной от­расли. Также при заключении местного соглашения между областной ис­полнительной властью, облсовпрофом, представителями союза нанима­телей данной области достигаются соглашения по различным социально-трудовым вопросам, а также расширение возможностей для служб заня­тости в предоставлении нуждающимся работникам рабочих мест, вклю­чая переобучение работников новым профессиям, в связи с потребностя­ми рынка рабочих мест.

При заключении трудовых договоров и трудовых контрактов у них могут предусматриваться и дополнительные условия, включая выплату гарантийных и компенсационных сумм при переводе на работу в другую местность, предоставление мест в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, предоставление жилья или места в общежитии и другие, носящие факультативный характер.

Метод правового регулирования трудового права

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ (прием) правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метол правового регулирования труда реализуется через нормы трудового законодательства, он их отражает. Поэтому, как указывалось ранее, это сущностная категория трудового права, отражающая суть различия способов (приемов) регулирования и создания норм трудового законодательства. За последние годы метод трудового права, как и предмет отрасли, претерпел определенные изменения. [1]

Метод трудового права — это комплекс способов правового регулирования труда. Он отвечает на вопрос, как, какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда. Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права способов правового регулирования труда: [2]

1. Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда (социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного ). Их соотношение все больше изменяется в сторону расширения локального и договорного регулирования. Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способами, но может повышаться, увеличиваться. Статья 9 ТК предусматривает, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный
трудовым законодательством. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий . Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данной организацией и устанавливает необходимые его условия. Социально-партнерские соглашения на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях определяют отношения между соответствующими социальными партнерами и устанавливают тоже определенные гарантии для работников, их трудовых коллективов и профсоюзов. Поскольку они заключаются выше уровня предприятия, организации, то нормативная часть этих соглашений относится к централизованному уровню правового регулирования социально-трудовых отношении. Коллективный договор устанавливает локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного производства, которые так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для работодателя, если его представители были участниками переговоров. Переход к рыночным отношениям на много повысил значение договоров регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты, социально-бытового обеспечения. При этом используются не только отраслевые и другие социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, но и индивидуальные договоры: трудовые договоры, ученические договоры как договоры о повышении квалификации непосредственно на производстве и др. Они могут улучшать условия труда для данного конкретного работника.

3. Равноправие сторон трудовых договоров при их заключении и расторжении с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка . В коллективных переговорах о заключении коллективных договоров, отраслевых и других социально-партнерских соглашений стороны, их представители также равноправны, т. е. равны перед законом. К сожалению, это условие часто нарушается в коммерческих фирмах.

4. Участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы и работодателей в правовом регулировании труда , т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. Европейская Социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году, предусматривает в ч. I реализацию более 30 трудовых прав и принципов, а в ч. II закрепляет гарантии этих социально-трудовых прав. Так, в ст. 22 «Право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной сферы» закреплено участие работников в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды, в обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии, в организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии, в надзоре за соблюдением указанных правил. Степень участия государства и самих субъектов трудового права в правовом регулировании труда влияет на весь метод трудового права, его способы. В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели. Они применяют, как правило, нормы трудового законодательства. За нарушение же их и установленных условий труда они несут ответственность. [3]

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав , сочетающий, как правило, действия юрисдикционных паритетных организаций (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, закрепленной Конституцией РФ для всех. В санкциях законодательства за трудовые правонарушения расширяется такая мера, как штраф, налагаемый на должностных лиц, работодателей (см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда . Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых Правах и обязанностях работников [4] и работодателей, в общих положениях гл. 1 ТК, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Термин «общая норма» будет далее часто употребляться и означает распространение ее на всех работников. Термин «специальная норма» отражает дифференциацию (т.е. различие) в правовом регулировании труда некоторых категорий работников. [5]

Дифференциация в правовом регулировании труда (дифференциация трудового права) проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам (основаниям):

· вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда;

· климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;

· физиологические особенности женского организма, его материнская функция. Принимается во внимание возрастающая социальная роль матери в воспитании малолетних детей. Стали учитываться и семейные обязанности трудящихся в соответствии
с Конвенцией МОТ №156 (1981 г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями»;

· психофизиологические особенности неокрепшего организма и характер подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника. Основания, изложенные в п. «в» и «г», — это субъектная дифференциация;

· специфика трудовой связи и характер труда;

· особенности труда в данной отрасли, значение отрасли народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм).

Все нормы дифференциации — это специальные (в отличие от общих) нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности.

Все специальные нормы дифференциации могут содержаться и в общих актах. [6] Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт. [7]

Специальные нормы могут быть грех видов: нормы-льготы, нормы-изъятия (ограничивающие права против общих) и нормы-приспособления (например, в отраслевой дифференциации с учетом условий труда в дайной отрасли народного хозяйства).

Единство и дифференциация правового регулирования труда отражаются во всех институтах трудового права,

В правовом регулировании труда в централизованном методе расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные (предписывающие поведение). Императивная, централизованная норма общеобязательна, а диспозитивная рекомендательная закрепляет в централизованном порядке или несколько вариантов поведения, или лишь устанавливает основы этого поведения и дает возможность самим сторонам трудового отношения определить с учетом особенностей производства свое поведение и условия труда. Положения о дозволительное, получающие все более полное развитие в новейшем российском трудовом законодательстве, касаются и свободы действий, инициативы субъектов трудового права — работников, работодателей и других лиц. При этом трудовой коллектив и работодатель воздействуют на поведение работника по-разному: через свои представительные органы, посредством индивидуальных и коллективных соглашений и договоров, принятия совместных решений по некоторым вопросам организации и оплаты труда и т.д. Они широко используют материальные и моральные стимулы к качественной и производительной работе. Это закрепляется в локальных источниках трудового права, а также в индивидуальных договорах и соглашениях о труде.

Итак, комплекс указанных шести специфических способов правового регулирования в совокупности является методом трудового права. Метод трудового права изменяется и это закономерно. Было бы неправильно рассматривать его как нечто застывшее, раз и навсегда установленное законодателем. Дальнейшее обогащение метода трудового права будет усиливать правовую защищенность работника и организации, эффективность норм трудового законодательства. Таким образом, определив предмет и метод правового регулирования труда, можно дать следующее понятие трудового права как самостоятельной отрасли права.

[1] Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 2002.

[2] Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы М., 2003.

[3] Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2002.

[6] разд. XII Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ — ст. 251-351, т.е. сто статей или почти четвертая часть всего Кодекса посвящена им

[7] Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г., Федеральный закон «об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

Метод правового регулирования трудовых отношений

В определении области права важное место рядом с предметом принадлежит методу правового регулирования. Под методом следует понимать способ, специальный правовой процесс, с помощью которого право влияет на общественное отношение, устанавливаются права и обязанности, характер взаимоотношений субъектов, правовые средства влияния в случае нарушения прав и обязанностей.

Внешней формой права выступает правовая норма, законодательство. Нормотворческая деятельность государства представляет необходимую зв’язуючу звено между фактическим общественным отношением, условиями общественной жизни, с одной стороны, и правом, — из второго. Без воли государства не могли бы появиться правовые нормы или любые другие формы нормативных актов. Реальная регулирующая миссия права по упорядочению наиболее важного общественного отношения своей логикой ведет к поискам в праве собственных устоїв как общественного явления.

Для трудового права Украины метод определяется нормативным регулированием трудовых отношений. С помощью закрепления в соответствующих правовых нормах правомочностей и юридических обязанностей фиксируются три первичных способа влияния на поведение людей: разрешение, приказ и запрет. Вместе с тем трудовое право знает и такой способ, как рекомендация, который используется государственными органами с целью предоставления возможности владельцам и уполномоченным ими органам самостоятельно решать конкретные вопросы с учетом пожеланий государства.

Разрешение дает широкую возможность сторонам самим устанавливать для себя субъективные права и брать обязанности по выполнению определенных трудовых полномочий. Государство разрешает гражданам вступать в трудовые отношения с достижением 16-летнего возраста, а с разрешения родителей и лиц, которые их заменяют, в порядке исключения, — даже в случае достижения 15 лет. С целью подготовки молодежи к продуктивной работе допускается принятие на работу учеников общеобразовательных школ, профессиональных учебно-воспитательных и средних специальных учебных заведений, которые достигай 14-летнего возраста, в свободное от обучения время для выполнения работы, которая не наносит ущерб здоровью и не поднимает процесс обучения (ст. 188 Кодекса законов о работе Украины[1]). Сторонам разрешается на свое усмотрение устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную продолжительность рабочего времени, дополнительные основания прекращения трудового контракта и т.п..

Приказ вмещает в себе императивные основы, которые являются обязательными для обеих сторон трудового правоотношения. Они направлены на создания здоровых и безопасных условий работы, регулирование работы женщин, несовершеннолетних, лиц со сниженной трудоспособностью, ограничение ночных и надурочных работ и в других случаях, когда есть потребность установить конкретные требования, к которым стремится государство в трудовых отношениях. При императивном способе деятельность сторон не может противоречить положением, которые установлены государством.

Нормы о запрете также носят императивный характер. Запрещается принимать несовершеннолетних на определенные виды работ, женщин — на подземные работы, освобождать вагітних женщин и женщин, которые имеют детей возрастом до трех лет, одиноких матерей при наличии ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации (ст. 184 Кзпп).

Фактические связи между субъектами, когда их отношения под влиянием юридических норм приобретают форму правовых отношений, — лишь одна структурная часть предмета правового регулирования. Другу ее часть создает то, что действие метода правового регулирования не может быть ограниченная лишь влиянием на поведение участников правоотношения, так как юридический метод распространяется прежде всего на субъектов права, которые могут и не вступать в правоотношение, но от этого их поведение не будет исключено из сферы действия метода.

Зележно от способа влияния на поведение людей можно определить два метода правового регулирования: государственно-нормативный и коллективно-договорный (локальный).

Государственно-нормативный метод выражается в том, что государство разрабатывает и принимает законы и другие формы нормативных актов, которые направлены на осуществления всей системы государственного управления обществом. Все законодательные акты, которые принимаются как органами государственной власти, так и органами государственного управления, является результатом государственно-нормативного метода регулирования.

Локальный метод правового регулирования проявляется преимущественно в форме коллективного договора, который вмещает основные положения по вопросам работы и заработной платы, рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, которые разработаны собственником или уполномоченным им органом и профсоюзным комитетом или другим уполномоченным трудовым коллективом органом в пределах предоставленных ему прав. Поэтому этот метод принят называть коллективно-договорным, хотя рядом с коллективным договором могут приниматься и другие формы локальных актов: правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, инструкциях относительно охраны труда и т.п..

При локальном методе регулируются вопрос, которые имеют значение только для конкретного предприятия, учреждения, организации. Сторонам предоставлена определенная инициатива. Именно участие профессиональных союзов в правовом регулировании создает специфику регулирования трудовых отношений.

Для принятия владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом вместе с профсоюзными комитетами локальных актов важного значения приобретают рекомендательные нормы, с помощью которых государство предлагает сторонам самим урегулировать определенные отношения. Рекомендательные нормы не являются обязательными для сторон. Если стороны соответствующей нормы не приняли, то рекомендательная норма не может быть применена при решении спора, который возник между сторонами.

В условиях перехода к рыночным отношениям важного значения приобретают функциональные связи права, направленные на выявления и повышение социальной результативности правового регулирования. По сути проводится экономически-правовой эксперимент, который разрешает определить оптимальные варианты создаваемого нового общественного отношения.

Если локальные нормы принимаются владельцем или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом, то экспериментальные нормы являются специальными актами компетентных государственных органов, которыми санкционируется проводка правового эксперимента на отличие или даже вопреки тем нормам, которые регулируют данное общественное отношения.

Отличие локальных норм от экспериментальных заключается в том, что локальные нормы дополняют, конкретизируют общие нормы трудового права относительно конкретного предприятия, учреждения, организации. Экспериментальные же нормы, наоборот, делают исключения из общих норм или принимаются вопреки тем нормам, которые регулируют данное общественное отношения с тем, что, возможно, в будущему в случае положительных следствий эксперимента эти общие нормы будут заменены на новые. Принятие новых норм осуществляется методом государственно-нормативного регулирования.

Метод трудового права

Предмет трудового права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права – как, каким образом, при помощи каких приемов и способов осуществляется такое регулирование.

Каждый способ (прием) правового регулирования труда является для законодателя научно обоснованным, в нем выражается определенная суть норм трудового законодательства. При этом метод трудового права отражает не только суть его норм, но и порядок их принятия (создания) и применения.

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов, позволяющих регулировать трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Он представляет собой специфический комплекс следующих шести способов (приемов) правового регулирования трудовых отношений:

I. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношении в сфере труда. Этот признак раскрывает суть государственно-правового управления общественным трудом. Централизованное регулирование трудовых отношений проявляется в издании государством правовых норм в области труда, направленных на защиту работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, создание гарантий условий труда, соответствующих нормальному уровню развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке устанавливается минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников. Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

2. Сочетание единства и дифференциации правового регулирования [1] . Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и личности работника; характеризует общий уровень регулирования труда, относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т.е. определяются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников. Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся: характер и особенности производства (отраслевая дифференциация), физиологические особенности женского организма, его материнская функция по воспитанию малолетних детей, половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация), месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностей и др.), т.е. территориальная дифференциация.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Важно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, связаны с особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией.

3. Равноправие сторон трудовых отношении с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации. На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны, работодатель, владеющий средствами производства на праве собственности (или на обязательственно-правовой основе), либо уполномоченное им лицо, с другой – работник, обладающий способностями к труду и готовый передать эти способности во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и достижения согласия между ними возможно возникновение трудовых отношений, основанных на трудовом договоре.

В социально-партнерских соглашениях представители сторон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

  • 4. Характер установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Это связано с участием работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, в предусмотренных законом случаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудового законодательства и в защите трудовых прав.
  • 5. Договорной характер правового регулирования труда. Этот способ порождает трудовое отношение работника с работодателем посредством заключения трудового договора, что позволяет сторонам установить такие существенные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, предусмотренные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерскими соглашениями на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях в их нормативной части регулируются социально-трудовые отношения; и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6. Особенности защиты трудовых прав работников. Метод трудового права характеризует и своеобразие способов защиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – КТС, которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность КТС и органов разрешения коллективных споров является специфической особенностью защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

Итак, метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит