Сущность и величина заработной платы, тарифно квалификационные характеристики служат основой

Содержание
  1. Сущность и величина заработной платы
  2. Общие положения. 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат
  3. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих
  4. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации
  5. Общие положения
  6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Сущность и величина заработной платы

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при заработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетке (ЕТС). Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разрядов: «Должностные обязанности», «Должен знать», и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

· раздел «Должностные обязанности» содержат основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего;

· раздел «Должен знать» включает основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательный актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей;

· раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

В тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ, составленный исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения кооперации труда.

Тарифная ставка (оклад) — это фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единиц времени. Тарифные ставки применяются при определении как размера оплаты за отработанное время работникам, получающим повременную оплату, так и размера сдельных расценок, на основании которых оплачивается труд рабочих-сдельщиков.

В любом случае размер заработной платы конкретного работника при прочих равных условиях зависит от величины тарифной ставки. Чем выше сложность работы, тем выше тарифная ставка. Требуемый при выполнении той или иной работы уровень квалификации определяется разрядом.

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Более высокий разряд соответствует работе большей сложности. Дифференциация заработной платы от разряда к разряду производиться при помощи тарифной сетки.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Обычно тарифная сетка представляет собой таблицу, устанавливающую соответствие между разрядами оплаты труда и коэффициентами оплаты труда. Чем выше разряд, устанавливается посредством тарифных коэффициентов. Таким образом, тарифный коэффициент показывает, во сколько Раз тарифная ставка определенного разряда превышает размер тарифной ставки 1-го разряда. При этом тарифный коэффициент 1-го разряда всегда равен 1.

Соотношение между тарифным коэффициентом, соответствующим последнему разряду, и тарифным коэффициентом первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Очевидно, что при построении тарифной сетки необходимо прежде всего определить величину минимальной тарифной ставки, соответствующей 1-му тарифному разряду. Увеличивая диапазон тарифной сетки, можно повышать заинтересованность работников в повышении квалификации, выполнении более сложных видов работ.

Еще статьи по экономике

Сущность, понятия и элементы инфраструктуры товарного рынка
Категория «инфраструктура товарного (потребительского) рынка» в современной экономической науке и практике и ее исторические корни. Возможные варианты рассмотрения инфраструктуры товарного рынка с п .

Учет показателей по реализации продукции в промышленном предприятии
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производ .

Выбор транспортных средств
Для обеспечения ритма работы участка необходимо иметь транспортные средства, на выбор которых большое влияние имеет характер технологического процесса изготовления продукций, габариты и ее вес. Данн .

Общие положения. 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат основой при:

составлении положений о структурных подразделениях, опре­деляющих их роль и место в учреждениях;

разработке должностных инструкций работников, закрепляю­щих их обязанности, права и ответственность;

подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за пра­вильностью их использования;

проведении аттестации работников учреждения.

2. Наименования должностей работников в штатном расписа­нии учреждения должны соответствовать наименованиям должно­стей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационны­ми характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой дол­жности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оп­латы»:

раздел «Должностные обязанности» содержит основные функ­ции, которые могут быть поручены полностью или частично ра­ботнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, ут­верждающиеся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъяв­ляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, ко­торые работник должен уметь применять при выполнении долж­ностных обязанностей;

раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» пре­дусматривает:

стаж работы (по специальности или педагогический);

квалификационные категории, присвоение которых осуществ­ляется аттестационными комиссиями в соответствии с требова­ниями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом уп­равления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера и главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характе­ристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных Поста­новлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30, и тариф­но-квалификационных характеристик специалистов, предусмот­ренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почетные звания «Заслу­женный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподава­тель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслужен­ный мастер профтехобразования» и другие почетные звания по про­филю работы, ученую степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тариф­но-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим ученую степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в со­ответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руко­водителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа рабо­ты, установленных квалификационными требованиями, но обла­дающие достаточным практическим опытом и выполняющие ка­чественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреж­дения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответ­ствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.

Должностные обязанности.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, сома­тического и социального благополучия обучающихся (воспитан­ников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содей­ствует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по ох­ране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по про­филактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (вос­питанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитацион­ной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспи­танникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическо­му коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психо­логическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в пробле­мах личностного и социального развития обучающихся (воспи­танников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработ­ке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особен­ностей личности обучающихся (воспитанников), способствует раз­витию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жиз­ненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педаго­гическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обуча­ющихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспита­ния. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического примене­ния психологии, ориентированной на повышение социально-пси­хологической компетентности обучающихся (воспитанников), пе­дагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Федера­ции и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о пра­вах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охра­ны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, пе­дагогическую психологию и общую педагогику, психологию лично­сти и дифференциальную психологию, детскую и возрастную пси­хологию, социальную психологию, медицинскую психологию, дет­скую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профори­ентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагности­ки, психологического консультирования и психопрофилактики; ме­тоды активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностики и коррекции нормального и аномально­го развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной защиты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих

от 27.03.2007 № 851

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТРЕБОВАНИЯ)

по должностям
работников муниципальных учреждений города Новороссийска

отрасли «Культура, искусство и кинематография»

I. Общие положения

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также для дифференциации в уровне оплаты труда этих специалистов на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» определяет уровень и профиль профессиональной подготовки, требования к стажу работы, соответствующие квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационной комиссией. По отдельным категориям работников культуры уровень разрядов установлен в зависимости от жанра театров и художественных коллективов.

Наименования должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей идентичны характеристикам должностей соответствующих руководителей.

К артистам — ведущим мастерам сцены относятся: выдающиеся деятели искусств, получившие всеобщее признание публики, театральной общественности и прессы, обладающие яркой творческой индивидуальностью, образным мышлением, способностью оригинальной интерпретации сценического характера, исполняющие главные роли и партии, определяющие художественную направленность театра (творческого коллектива), в совершенстве владеющие всеми элементами внутренней и внешней техники актерского мастерства и разнообразием выразительных средств.

Тарификация двойными (или несколькими разрядами) обусловлена различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалификации, их разнообразием, уровнем ответственности и др. В этом случае руководителям государственных учреждений предоставлена возможность решать вопросы тарификации в конкретных условиях и в соответствии с этим присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты труда.

Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если служащий наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему работниками. Должностное наименование «старший» может устанавливаться служащему также в виде исключения и при отсутствии непосредственно в его подчинении работников, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).

Для должностей служащих, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование «старший» не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста более высокой квалификационной категории.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно-квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты труда, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

1. Музыкальные и танцевальные коллективы

Артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического,
духового оркестров, оркестра народных инструментов

Должностные обязанности. Исполняет оркестровые партии своего инструмента. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению сольных партий по своей группе инструментов. Выполняет указания дирижера по творческим вопросам. Постоянно работает над повышением профессионального мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; музыкальную литературу для своего инструмента; теорию музыки и сольфеджио; основной и текущий репертуар коллектива; правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 5 лет или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 7 лет:

14 — 15 разряды — артист высшей категории в симфоническом, камерном, эстрадно-симфоническом, духовом оркестрах, оркестре народных инструментов.

Выдающееся исполнительское мастерство и высокая музыкальная культура исполнения. Владение в совершенстве навыками чтения оркестровых партий. При необходимости возглавляет группы однотипных оркестровых инструментов.

К высшей категории относятся:

в симфонических, камерных, эстрадно-симфонических оркестрах: концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, вторых скрипок, альтов, контрабасов, бас-тромбонов, туб; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, литавры; рояль, гитара, аккордеон, мелкие ударные инструменты, ударная установка;

в духовых оркестрах:

концертмейстеры и заместители концертмейстеров флейт, гобоев, фаготов; первые, вторые и третьи кларнеты, валторны, саксофоны, трубы, тромбоны, тубы, кларнеты, баритоны, теноры, ударные инструменты, контрабасы;

в оркестрах народных инструментов:

концертмейстеры и заместители концертмейстеров; солисты оркестра, виртуозно владеющие русскими народными инструментами (балалайка, домра, баян, гусли, жалейка, владимирский рожок и др.).

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 3 лет или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 5 лет:

12 — 13 разряды — артист первой категории в симфоническом, камерном, эстрадно-симфоническом, духовом оркестрах, оркестре народных инструментов.

Высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения. Отличное владение навыками чтения оркестровых партий с листа.

К первой категории относятся:

в симфонических, камерных, эстрадно-симфонических оркестрах: третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей; вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов; вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон; мелкие ударные инструменты;

в духовых оркестрах:

вторые голоса флейты, гобоя; первые, вторые и третьи кларнеты, валторны, саксофоны, трубы, тромбоны, тубы, кларнеты, теноры; ударные инструменты, контрабасы, рояль, арфа.

Высшее музыкальное или среднее музыкальное образование без предъявления требований к стажу работы:

9 — 11 разряды — артист второй категории в симфоническом, камерном, эстрадно-симфоническом, духовом оркестрах, оркестре народных инструментов.

Ко второй категории относятся:

в симфонических, камерных, эстрадно-симфонических оркестрах и оркестрах народных инструментов — все остальные артисты оркестра;

в духовых оркестрах:

вторые и третьи голоса гобоя (английский рожок); вторые и третьи кларнеты, баритон, ударные инструменты.

Артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного
оркестра (ансамбля)

Должностные обязанности. Исполняет оркестровые партии. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению сольных эпизодов, сольных партий и сольных пьес на своем основном инструменте по памяти в сопровождении оркестра. В интересах лучшего звучания оркестра совмещает игру на основном инструменте с дополнительным (саксофон — кларнет, саксофон — флейта, труба — флюгельгорн, тромбон — мелкие ударные инструменты, контрабас — бас-гитара и т.д.). Выполняет указания дирижера по фразировке и характеру звучания данной партии. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; музыкальную литературу для своего инструмента; теорию музыки и сольфеджио; основной и текущий репертуар коллектива; правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре (ансамбле) не менее 5 лет или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре (ансамбле) не менее 7 лет:

артист высшей категории

12 — 13 разряды — в ансамбле песни и танца;

10 — 12 разряды — в эстрадном оркестре (ансамбле).

Выдающееся исполнительское мастерство. Высокопрофессиональная читка нот с листа. Свободная импровизация в разных стилях и темпах. При необходимости возглавляет группу однотипных оркестровых инструментов.

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре (ансамбле) не менее 3 лет или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре (ансамбле) не менее 5 лет:

артист первой категории

10 — 11 разряды — в ансамбле песни и танца;

8 — 9 разряды — в эстрадном оркестре (ансамбле).

Высокое исполнительское мастерство. Импровизация в одном стиле. Хорошая читка оркестровых партий с листа.

Высшее музыкальное или среднее музыкальное образование без предъявления требований к стажу работы:

артист второй категории

8 — 9 разряды — в ансамбле песни и танца;

6 — 7 разряды — в эстрадном оркестре (ансамбле).

Обладание необходимым исполнительским мастерством и профессиональной подготовкой для исполнения оркестровых партий.

Примечание. Указанные разряды устанавливаются также для артистов оркестров (ансамблей) культурно-просветительных учреждений, имеющих соответствующую квалификационную категорию.

Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива

Должностные обязанности. Готовит под руководством балетмейстера и дирижера поручаемые ему партии. Принимает участие в исполнении ансамблевых номеров и хореографических сцен. Привлекается к исполнению самостоятельных ответственных партий и отдельных сольных номеров. Сохраняет и поддерживает внешнюю форму. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; историю и пути развития хореографии; теорию актерского мастерства и ее применение к хореографическому искусству; музыкальную грамоту; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Среднее профессиональное образование и стаж работы в танцевальном коллективе не менее 5 лет:

12 — 13 разряды — артист балета высшей категории в ансамбле песни и танца, танцевальном коллективе.

Выдающееся профессиональное мастерство, отличные музыкальные, танцевальные, сценические данные и яркая творческая индивидуальность.

Среднее профессиональное образование и стаж работы в танцевальном коллективе не менее 3 лет:

10 — 11 разряды — артист балета первой категории в ансамбле песни и танца, танцевальном коллективе.

Хорошие танцевальные, музыкальные и сценические данные, профессиональное мастерство и творческая индивидуальность.

Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и участие в самодеятельном коллективе не менее 3 лет:

8 — 9 разряды — артист балета второй категории в ансамбле песни и танца, танцевальном коллективе.

Танцевальные, музыкальные, сценические данные и необходимая профессиональная подготовка.

Артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива

Должностные обязанности. Исполняет хоровые партии, руководствуясь указаниями и требованиями дирижера. Привлекается к исполнению сольных запевов и самостоятельных ответственных сольных партий. В соответствии с квалификацией может занимать ведущее положение в отдельных группах хора. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; теорию музыки и сольфеджио; основной и текущий хоровой репертуар художественного коллектива; теорию вокального мастерства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее профессиональное образование и стаж работы в профессиональном коллективе не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы в профессиональном коллективе не менее 3 лет:

12 — 13 разряды — артист хора высшей категории в ансамбле песни и танца, хоровом коллективе.

Творческая индивидуальность, яркий, красивый по тембру голос полного диапазона и высокое профессиональное мастерство. Владение средствами вокально-хоровой техники.

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в профессиональном коллективе не менее 2 лет:

10 — 11 разряды — артист хора первой категории в ансамбле песни и танца, хоровом коллективе.

Хорошие голосовые данные, вокальная культура и профессиональное мастерство. Владение средствами вокально-хоровой техники.

Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и участие в самостоятельных коллективах не менее 3 лет:

8 — 9 разряды — артист хора второй категории в ансамбле песни и танца, хоровом коллективе.

Соответствующая профессиональная подготовка и квалификация.

Артист оркестра (ансамбля), обслуживающего кинотеатры,
танцевальные площадки

Должностные обязанности. Участвует непосредственно в подготовке музыкальной программы (вокальной или инструментальной). Разучивает самостоятельно свою музыкальную партию для репетиционной работы всего коллектива. Готовит совместно с руководителем оркестра (ансамбля) сольные пьесы для своего инструмента. Исполняет новые музыкальные произведения с листа (с предварительной подготовкой) и транспонирует нотный материал небольшой сложности.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; музыкальную литературу для своего инструмента; теорию музыки и сольфеджио; основной и текущий репертуар художественного коллектива; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Среднее профессиональное образование и стаж работы в качестве руководителя или артиста оркестра (ансамбля) не менее 5 лет:

6 — 7 разряды — артист первой категории в оркестре (ансамбле), обслуживающем кинотеатры, танцевальные площадки, артисты, ведущие концерты.

Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и участие в самодеятельном коллективе не менее 3 лет.

5 разряд — артист второй категории в оркестре (ансамбле), обслуживающем кинотеатры, танцевальные площадки.

1.2. Концертные организации

Артисты — концертные исполнители (всех жанров)

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет:

15 разряд — артисты — концертные исполнители — ведущие мастера сцены ;

13 — 14 разряды — артисты — концертные исполнители высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

10 — 12 разряды — артисты — концертные исполнители первой категории.

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет:

7 — 9 разряды — артисты — концертные исполнители второй категории.

Общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.

5 — 6 разряды — артисты — концертные исполнители вспомогательного состава.

Примечание. 1. Для артистов-вокалистов (оперных и камерных), артистов балета (солистов) и артистов-солистов-инструменталистов рекомендуется устанавливать разряды оплаты труда в максимальных размерах по соответствующим категориям.

2. Для артистов — концертных исполнителей всех жанров следует руководствоваться Квалификационными характеристиками артистов соответствующих жанров театров, музыкальных и танцевальных коллективов.

Должностные обязанности. Участвует непосредственно в подготовке музыкального оформления новых спектаклей (программ). Разучивает с артистами вокальные партии. Аккомпанирует на танцевальных репетициях. Проводит под руководством дирижера (художественного руководителя) музыкальные занятия текущего репертуара. Осуществляет на репетициях музыкальное сопровождение новых спектаклей, предназначенное для звукового оформления, вплоть до момента ввода оркестра или механической записи. Исполняет новые музыкальные произведения с листа и транспонирует нотный материал обычной сложности.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; музыкальную литературу для своего инструмента; принципы концертмейстерской работы в хореографии; основные направления развития современной музыки; классические и современные музыкальные произведения; методы вокальной педагогики и ансамблевого (хорового) пения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет:

14 разряд — аккомпаниатор-концертмейстер — ведущий мастер сцены ;

11 — 13 разряды — аккомпаниатор-концертмейстер высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

8 — 10 разряды — аккомпаниатор-концертмейстер первой категории.

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет:

6 — 7 разряды — аккомпаниатор-концертмейстер второй категории.

Должностные обязанности. Разрабатывает тему лекции-концерта. Проводит исследовательскую работу по подготовке лекции. Создает оригинальные тексты лекции. Составляет программу концерта. Создает композицию всей лекции-концерта. Подбирает состав исполнителей, выступает как режиссер программы концерта. Руководит работой всей творческо-производственной группы по подготовке и выпуску лекции-концерта. Выступает на сцене в качестве исполнителя своей лекции. Аннотирует и комментирует исполнение на сцене произведения. Ведет концертную часть программы. Участвует в обсуждении репертуарных планов, новых работ и других вопросов творческой и производственной деятельности. Исполняет лекции-концерты в стационарных концертных залах, школах, учебных заведениях, клубах, домах культуры, организациях, учреждениях, предприятиях, на гастролях и выездах. Обладает актерским мастерством для исполнения на сцене лекций и выступления в них в роли комментатора и ведущего концерт. Владеет основными приемами ораторского искусства, культурой речи, искусством импровизации, элементами актерской техники и разнообразием исполнительских выразительных средств: дикцией, голосом, дыханием, сценическим движением. Сохраняет и поддерживает внешнюю сценическую форму. Постоянно совершенствует свое мастерство, пополняет репертуар лекций-концертов. Постоянно осуществляет связь с творческими союзами. Проводит работу по пропаганде достижений музыкального искусства среди населения, используя новые формы работы с ним.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; историю музыкального искусства; классический и современный репертуар; историю культуры, театра; классическую и современную литературу, драматургию, изобразительное искусство, философию, эстетику; работу с партитурой и клавиром; концертные и музыкально-сценические произведения; основы вокального искусства, хореографии, сценического движения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее профессиональное образование и стаж лекторской работы не менее 10 лет:

15 разряд — лектор-искусствовед (музыковед) — ведущий мастер сцены ;

13 — 14 разряды — лектор-искусствовед (музыковед) высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж лекторской работы не менее 5 лет:

12 разряд — лектор-искусствовед (музыковед) первой категории.

Чтец — мастер художественного слова

Должностные обязанности. Готовит концертную программу. Проводит литературно-исследовательскую работу по подготовке программы. Ведет работу с авторами. Создает литературную композицию. Осуществляет режиссуру чтецкой программы (самостоятельно, либо с участием приглашенного режиссера). Выступает как исполнитель с литературными программами в различных концертных залах и на площадках. Обладает яркой творческой индивидуальностью, высоким профессиональным мастерством для воплощения высокохудожественных литературных программ по произведениям мировой классики и современной литературы, создания разнообразных литературно-сценических образов. Владеет всеми элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств, культурой речи, умением воплощать в звучащем слове все основные жанры мировой литературы, овладевать стилем автора. Постоянно совершенствует свое мастерство, самостоятельно занимается тренажем: дикцией, голосом, дыханием, сценическим движением. Имеет в репертуаре не менее двух сольных программ и постоянно его пополняет. Сохраняет и поддерживает внешнюю сценическую форму.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые федеральными органами управления культурой и учредителем коллектива, касающиеся деятельности учреждения; историю театрального искусства; классическую и современную литературу и драматургию; теорию и практику режиссуры и мастерства актера; основы музыкальной грамоты, хореографии; методологию творческого процесса; законы сценической речи и сценического движения; методы самостоятельной работы над литературным текстом; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет:

15 разряд — чтец — мастер художественного слова — ведущий мастер сцены ;

13 — 14 разряды — чтец — мастер художественного слова высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

12 разряд — чтец — мастер художественного слова первой категории.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации

(согласно с Минтрудом России — приложение 2

к постановлению от 17 августа 1995г. № 46)

Общие положения

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (далее — учреждения) служат основой при:

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения;

2. Наименование должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трёх разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разделам оплаты» предусматривает:

— стаж работы (по специальности или педагогический);

— квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характеристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утверждённых постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30 и тарифно-квалификационных характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслуженный мастер профтехобразования» и другие почётные звания по профилю работы, учёную степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим учёную степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

ГАРАНТ:

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит