Уведомление о предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, увольнение связи организационно штатными мероприятиями

Содержание
  1. Уведомление о предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями
  2. Бланк документа
  3. Скачать образец документа
  4. Консультация юриста: Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями
  5. Организационно штатные мероприятия
  6. Последние вопросы по теме «организационно штатные мероприятия»
  7. УВОЛЬНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ: ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО КОМАНДИРА?
  8. Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

Уведомление о предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями

Тип документа: Уведомление

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 5,1 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

Приложение 3 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 сентября 2004 г. N НА-174фс

  • Уведомление: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Уведомление» по всему сайту
  • «Уведомление о предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Консультация юриста: Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Были внесены изменения в перечень должностей, комплектуемых контрактниками, и теперь моя должность стала комплектоваться только срочниками, ВУС и звание не изменились. Командир заявляет, что это не является ОШМ для увольнения с военной службы. Прав ли он?

Евгений, 35 лет, г. Санкт-Петербург

В соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы» утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 25.03.2013) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе, если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).

Евгений, Вы вправе на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, если имеете выслугу 20 лет и более.

Организационно штатные мероприятия

Организационно штатные мероприятия (ОШМ) — это комплексные меры, предусмотренные законодательством РФ, реализуемые путём проведения реорганизационных и/или ликвидационных процессов. Целью осуществления ОШМ является совершенствование организационной структуры, вследствие которого изменяется статус сотрудников конкретного учреждения. Итогом проведения ОШМ будет изменение составляющих штата — численности или количества должностей, званий, специальностей, окладов

Правовое регулирование вопроса осуществляется ТК РФ и рядом отраслевых нормативных актов. К примеру, проведение организационно штатных мероприятий для военнослужащих конкретизируется Положением о порядке прохождения военной службы. Что касается режима увольнения по оргштатным мероприятиям, то оно реализуется по общим правилам — после издания приказа и с соблюдением всех требований ТК и отраслевых НПА.

Некоторые граждане, увольняющиеся по этому основанию, сталкиваются с различными проблемами, решение которых невозможно без юридической помощи. Получить её они всегда могут у экспертов портала Правовед.RU.

Последние вопросы по теме «организационно штатные мероприятия»

Основания для увольнения по организационно-штатным мероприятиям

Здравствуйте, я военнослужащий, мичман, в часть пришла деректива со штатами, вопрос в следующем: название должности осталось прежним, тарифная сетка и разряд тоже, но ВУС изменился, является ли это моей возможностью уволиться из рядов ВС РФ по ОШМ, .

Возможно сокращение матери одиночки при оргштатных мероприятиях?

Я являюсь военнослужащий ,в ближайшее время у нас планируются сокращения оркштатные мероприятия ,я я являюсь матерью одиночкой ,меня имеют права сократить и потом принять обратно на работу ?помогите помогите пожайлуста я ещё планирую служить )у меня .

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Выдали уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников( хотя вслух озвучивали причину — ликвидация организации). Вопрос: можно ли не отрабатывать два месяца, но получить все выплаты и необходимые документы для службы .

УВОЛЬНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ: ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО КОМАНДИРА?

В.М. Корякин, полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В ходе повседневной деятельности по руководству подразделениями и воинскими частями командирам (начальникам) очень часто приходится принимать решения, связанные с представлением подчиненных к увольнению с военной службы по различным основаниям. Как показывает практика, при принятии таких решений некоторые командиры, а также военнослужащие, претендующие на увольнение с военной службы, испытывают серьезные затруднения и совершают ошибки, вызванные либо недостаточным знанием, либо неверным толкованием правовых норм, содержащихся в законодательстве о воинской обязанности и военной службе. Таким образом, вопросы, связанные с увольнением либо отказом в увольнении, зачастую становятся предметом судебных разбирательств между военнослужащими и командованием воинских частей.

Рассмотрению некоторых правовых аспектов увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, посвящена настоящая статья.

1. Общая характеристика оснований увольнения
военнослужащих с военной службы
Анализ Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Закон) показывает, что в нем содержится более 20 оснований для увольнения военнослужащего с военной службы (ст. 51 Закона). При этом законодатель разделил основания увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на три большие группы:
1) основания, когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1 ст. 51 Закона);
2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (п. 2 ст. 51 Закона);
3) основания, по которым военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (п. 3 ст. 51 Закона).

Каждой из указанных групп соответствует различное сочетание взаимных прав и обязанностей сторон правоотношений, возникающих при увольнении военнослужащего с военной службы.

В первой группе законодатель использует термин «подлежит увольнению», содержащий категоричное требование о безусловном увольнении военнослужащего с военной службы при наличии оснований, относящихся к данной группе. При этом реализация этого требования не может зависеть от субъективной воли и желания ни самого военнослужащего, ни командования. Например, признание военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе влечет безусловную обязанность командира представить такого военнослужащего к увольнению с военной службы, даже если сам военнослужащий не настаивает на своем увольнении и даже если сам командир не возражает против продолжения службы данным военнослужащим. Закон однозначно требует уволить этого военнослужащего в отставку.

Совсем другая ситуация с взаимным сочетанием прав и обязанностей сторон правоотношения по увольнению военнослужащего с военной службы имеет место при наличии оснований для увольнения, относящихся ко второй группе. Здесь законодатель использует более неопределенную формулировку: «может быть уволен», т.е., предусматривая возможность увольнения по данным основаниям, законодатель, по смыслу данного словосочетания, одновременно имеет в виду, что военнослужащий может быть и не уволен по этим основаниям.

Анализ законодательства показывает, что увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, указанным в п. 2 ст. 51 Закона, возможно:
а) при наличии взаимной воли и согласия обеих сторон правоотношения — самого военнослужащего и командования (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 51). Отсутствие согласия на увольнение хотя бы одной стороны делает невозможным увольнение военнослужащего с военной службы по указанным основаниям. Например, если при сокращении воинской должности военнослужащий, ее занимающий, заявит о своем желании проходить службу на другой должности, а командир представит данного военнослужащего к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, такие действия командира будут квалифицированы как неправомерные. И наоборот, если военнослужащий, должность которого сокращена, заявит о своем желании уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, из этого отнюдь не вытекает безусловной обязанности командира реализовать данную просьбу подчиненного. Если командир откажет в представлении такого военнослужащего к увольнению и представит его к назначению на другую равную воинскую должность, в этом случае действия командира следует квалифицировать как правомерные, совершенные в пределах предоставленных ему полномочий. Аналогичная ситуация имеет место и при увольнении военнослужащего с военной службы в случае его перехода на службу в МВД России, МЧС России, Минюст России или Госнаркоконтроль России. Увольнение военнослужащего с военной службы в данном случае возможно только при согласии командования на перевод военнослужащего в указанные органы;
б) при наличии юридически значимых обстоятельств: решения компетентного органа об отказе военнослужащему в допуске к государственной тайне или о лишении такого допуска (подп. «г» п. 2 ст. 51 Закона); приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно или о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. «д» п. 2 ст. 51 Закона);
в) при наличии процедурно доказанных виновных действий (бездействия) военнослужащего, квалифицированных как нарушение им условий контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Закона). Бремя доказывания наличия таких виновных действий в данном случае лежит на командовании.

В третьей группе оснований для увольнения с военной службы (когда военнослужащий «имеет право на увольнение») приоритет отдается субъективному праву военнослужащего на увольнение. При этом обязанность командира на представление военнослужащего к увольнению с военной службы по основаниям, указанным в п. 3 ст. 51 Закона, возникает при наличии двух условий: во-первых, когда военнослужащий официально заявит о своем праве на увольнение, т.е. подаст письменный рапорт по команде, а во-вторых, документально докажет наличие обстоятельств, дающих ему право на увольнение по какому-либо основанию данной группы. Например, для увольнения по подп. «б» п. 3 ст. 51 Закона военнослужащий должен представить заключение военно-врачебной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе; для увольнения по подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона — справки и другие документы, подтверждающие наличие семейных обстоятельств, указанных в данном пункте; для увольнения по подп. «а» п. 3 ст. 51 Закона — доказательства нарушения командованием условий контракта. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств ложится в данном случае на самого военнослужащего.

2. Анализ судебной практики по делам, связанным
с увольнением военнослужащих с военной службы в связи
с организационно-штатными мероприятиями

Проведенный выше анализ оснований для увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость.

Автору настоящей статьи пришлось в качестве представителя должностных лиц Минобороны России участвовать в судебных заседаниях Московского гарнизонного военного суда и судах кассационной инстанции по заявлениям четырех офицеров о признании неправомерным отказа начальника в реализации их рапортов об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того, указанные военнослужащие просили суд отменить приказы соответствующих должностных лиц об их назначении на равные воинские должности без их согласия.

Как представляется, аргументация, использованная мной при защите интересов Минобороны России при рассмотрении судами указанных заявлений, может быть полезной как командирам и их помощникам по правовой работе в случае возникновения судебных разбирательств по аналогичным делам, так и военнослужащим при принятии ими решений об увольнении с военной службы и об обжаловании решений командования.

Поводом для обращения офицеров в суд явилось проведение организационно-штатных мероприятий, в соответствии с которыми учреждение, в котором они проходили и в настоящее время проходят военную службу, в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации было переведено на новый штат. Некоторые структурные подразделения учреждения были сокращены, другие переименованы и реорганизованы либо созданы вновь. При этом общая штатная численность учреждения осталась прежней. В связи с переходом на новый штат все военнослужащие и лица гражданского персонала подлежали переназначению на воинские должности (должности) в новой организационно-штатной структуре учреждения.

В ходе проведения указанных мероприятий ряд военнослужащих обратились к командованию с рапортами об увольнении их с военной службы в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 Закона (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Рапорты военнослужащих, которые указали, что они жилыми помещениями для постоянного проживания обеспечены, а также военнослужащих, изъявивших в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ желание остаться после увольнения с военной службы в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы, были командованием реализованы: данные военнослужащие были представлены к увольнению с военной службы по указанному основанию и в последующем уволены в запас.

Четыре офицера, заявившие о своем желании уволиться с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, потребовали от командования обеспечить их перед увольнением жилыми помещениями. Принимая во внимание невозможность обеспечения указанных военнослужащих жильем во внеочередном порядке, начальник отказал им в увольнении с военной службы по данному основанию. По ходатайству аттестационной комиссии офицеры были без их согласия назначены на равные воинские должности в новой организационно-штатной структуре учреждения.

Не согласившись с таким решением начальника, военнослужащие обратились с заявлениями в суд, в которых просили суд признать неправомерным отказ начальника в реализации их рапортов об увольнении с военной службы и отменить приказы соответствующих должностных лиц об их назначении на равные воинские должности без их согласия.

Для обоснования правомерности обжалуемых действий командования мной в судебных заседаниях были представлены следующие аргументы.

Первое. Желание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является подлежащим безусловному исполнению командованием. Как следует из смысла правовых норм, содержащихся в подп. «а» п. 2 ст. 51 Закона и в подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий не «подлежит», а «может быть» уволен по данному основанию, т.е. увольнение по организационно-штатным мероприятиям предполагает взаимное согласие и волю двух сторон — военнослужащего и командира. В рассматриваемом споре воля одной стороны — начальника — на увольнение данного офицера с военной службы отсутствует. Норм, запрещающих отказ командира в увольнении военнослужащего с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, в законодательстве о воинской обязанности и военной службе не содержится.

Из вышесказанного следует, что увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является не обязанностью, как ошибочно полагает заявитель, а правом командира, т.е. закон предоставляет командиру право отказывать в удовлетворении просьбы военнослужащего об увольнении с военной службы по данному основанию. Таким правом в рассматриваемом споре и воспользовался начальник.

Исчерпывающий перечень случаев, когда офицер мужского пола, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы независимо от воли и желания ни самого военнослужащего, ни командира, изложен в п. 1 ст. 51 Закона и п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы:
— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— по истечении срока контракта о прохождении военной службы;
— по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
— в связи с лишением воинского звания — при лишении его воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
— в связи с назначением наказания в виде лишения свободы — при вступлении в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы;
— в связи с отчислением из военно-учебного заведения — при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву).

Ни один из перечисленных случаев к ситуации, в которой находится заявитель, неприменим.

Второе. Согласно п. 14 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Заявитель оспариваемым приказом назначен на должность, штатно-должностная категория которой и тарифный разряд аналогичны должности, которую он занимал ранее. Таким образом, указанные две должности являются равными.

В соответствии с пп. 13 и 16 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы обязательное согласие военнослужащего на назначение на другую воинскую должность требуется только при назначении на высшую или низшую должность. При назначении на равную воинскую должность согласие военнослужащего требуется только в случае его перемещения на такую должность по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Заявитель был представлен к назначению на равную должность в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «б» п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы); указания на обязательность согласия военнослужащего на такое назначение в данной правовой

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

, подполковник юстиции, заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук

Как утверждали древние, труднее всего жить в эпоху перемен. Именно такой период более десяти лет переживают военнослужащие Российской армии и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. История реформирования Вооруженных Сил России – яркий пример непродуманных, часто скоропалительных решений, преследующих интересы, далекие от интересов военнослужащих. Это путь серьезных просчетов в организации и деятельности военной организации общества. Иногда оптимальное решение удается принять не сразу. Необоснованные кадровые, организационно-штатные мероприятия (далее – ОШМ) чреваты серьезными нарушениями прав и интересов военнослужащих и членов их семей. Пример реорганизации органов безопасности России, военно-промышленного комплекса, дорожно-строительных частей и ряда других военизированных ведомств требует более вдумчивого, научно обоснованного подхода к изменениям структуры и функций важнейших государственных институтов.

Пятилетняя практика применения федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», а также Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) оставляет дискуссионными вопросы увольнения военнослужащих в связи с ОШМ.

Спорные вопросы увольнения в связи с ОШМ многократно обсуждались специалистами[1] . Единая судебная практика по этой проблеме до настоящего времени не выработана.

Так, Кировский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление военнослужащего К. при следующих обстоятельствах. Воинская часть, где проходил службу заявитель, подлежала расформированию, в связи с чем он обратился с рапортом к командованию о досрочном увольнении с военной службы в связи с ОШМ. Однако рапорт удовлетворен не был, а заявителя вопреки его желанию назначили на равнозначную должность в другую часть, мотивировав это служебной необходимостью.

Считая свои права нарушенными, заявитель потребовал признать незаконными приказы о переводе его в другую часть и обязать ответчика представить его к увольнению с военной службы в связи с ОШМ. По мнению заявителя, в части проводились ОШМ, в связи с которыми он и был переведен в другую часть. Перевод в приказе должен был мотивироваться наличием именно ОШМ, которые являются частным случаем служебной необходимости. Мотивировка в приказе о переводе в связи со служебной необходимостью выбрана командованием для того, чтобы лишить К. возможности уволиться на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что командование действовало правомерно, поскольку инициатива на увольнение по ОШМ должна исходить от командования части. Мнение военнослужащего не имеет значения, если перевод осуществлен на равнозначную должность. Кроме того, фактически заявитель переведен в связи со служебной необходимостью, что не равнозначно переводу в связи с ОШМ.

Удовлетворяя заявление военнослужащего, суд первой инстанции указал следующее.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на труд согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализуется ими посредством прохождения военной службы.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются его условия, которые включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять обязанности военнослужащих, а также право гражданина на соблюдение его прав, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством России, определяющим статус военнослужащих.

Гарантией права на свободное распоряжение способностями к труду является право военнослужащего на увольнение по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и на соблюдение процедуры увольнения.

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения увольнение военнослужащего в связи с ОШМ может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Иных условий увольнения при указанных обстоятельствах в законе не содержится.

Судом исследована директива Министра обороны Российской Федерации, согласно которой войсковая часть, где служил заявитель, подлежала ликвидации.

Таким образом, в войсковой части заявителя действительно проходили ОШМ, а должность, занимаемая К., подлежала сокращению. Согласия на назначение на другую воинскую должность заявитель не давал. Следовательно, налицо все условия, в соответствии с которыми заявитель подлежал увольнению с военной службы. Обязанность представить его к увольнению лежала на ответчике.

По указанным основаниям суд посчитал незаконными отказ ответчика в удовлетворении требований К. о представлении документов на его увольнение с военной службы в связи с ОШМ, а также приказы о переводе заявителя на равнозначную должность в другую часть.

Заявление ответчика о том, что перевод К. на равную должность произведен не в связи с ОШМ, а в связи со служебной необходимостью, суд признал несостоятельным, указав, что войсковая часть подлежала ликвидации и соответственно должность К. сокращалась. Дата служебного перемещения заявителя совпадает с периодом ОШМ.

При таких условиях суд посчитал, что служебная необходимость перемещения заявителя на равную должность вызвана именно проведением ОШМ.

Суд признал необоснованным заявление представителя ответчика и о том, что увольнение военнослужащих в связи с ОШМ производится вне зависимости от их желания продолжать службу или уволиться. Данная позиция основана на пп. 1 и 2 ст. 15 Положения, согласно которым военнослужащий без его согласия может быть переведен по служебной необходимости на равную должность. Вместе с тем, как видно из разд. VII Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разд. VIII Положения, вопросы увольнения всецело урегулированы нормами соответствующих разделов и прямо предусматривают отсутствие согласия военнослужащего с назначением на любую другую должность, т. е. высшую, равную или низшую. Законодатель установил отсылки к нормам иных разделов (например, п. 1 ст. 50, пп. 4 и 5 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако в данном случае никаких отсылок не сделано, в том числе и к нормам ст. 15 Положения. Суд сделал вывод о том, что норма, на которую ссылался ответчик, не применима в данном случае, в связи с чем обязал ответчика представить в установленном порядке документы на увольнение К. с военной службы в связи с ОШМ[2] . Аналогичное решение принято тем же судом по гражданскому делу по заявлению Г.[3]

Оба судебных решения оставлены в силе судом второй инстанции. При этом кассационная инстанция подтвердила в определении, что при проведении ОШМ назначение военнослужащего на другую должность, в том числе и равную, возможно только при его согласии[4] .

Подобные решения принимались судами и ранее[5] .

Между тем в последнее время получила распространение иная позиция. В частности, решением Кировского гарнизонного военного суда от 12 марта 2004 г. военнослужащему Л. отказано в удовлетворении заявления об увольнении в связи с ОШМ.

При этом суд первой инстанции указал, что согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. Увольнение по этому основанию может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Анализируя положения пп. 1 – 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд пришел к выводу, что основания увольнения, указанные в п. 2 ст. 51 Закона, сгруппированы законодателем таким образом, что объединяют причины увольнения с военной службы, которые не зависят от желания и воли военнослужащего. По данным основаниям военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования при невозможности дальнейшего использования военнослужащих, высвободившихся в результате ОШМ, в целом в Вооруженных Силах. Вместе с тем соответствующий командир при проведении ОШМ, действуя согласно подп. «б» п. 15 ст. 11 и подп. «а» п. 17 ст. 11 Положения, вправе назначить военнослужащего на равную или низшую должность. Как следует из пп. 11 – 17 ст. 11, пп. 1 и 2 ст. 15, подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения волеизъявление военнослужащего должно учитываться лишь в случае, если при проведении ОШМ ему предлагается занять низшую должность, а также если есть семейные обстоятельства или заболевания, препятствующие прохождению службы на новом месте. Согласия для назначения на равную должность не требуется.

По собственному желанию в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии.

По мнению суда, заключение заявителем контракта с Министерством обороны Российской Федерации обусловливает его обязательства до окончания срока контракта служить в Вооруженных Силах России, что, в свою очередь, позволяет командованию определять место службы для военнослужащего по своему усмотрению.

Суд указал, что перевод на равную должность никак не повлиял на права и законные интересы Л. и признал правомерным приказ о переводе заявителя на равную должность без его согласия.

Суд посчитал, что ОШМ в данном случае вполне могут расцениваться как частный случай служебной необходимости. К тому же объем прав военнослужащего при переводе к новому месту службы по служебной необходимости, в связи с ОШМ или по личной просьбе одинаков.

Такая же точка зрения положена в основу ряда других решений судов[6] .

Ничего нового в подобной трактовке закона нет. Наоборот, это лишь повторение давно устаревшей и недействующей нормы, содержавшейся в законодательстве, регулировавшем военно-служебные отношения советского периода[7] .

Таким образом, за довольно непродолжительный промежуток времени судами принимались противоположные решения, причем как в том, так и в другом случае достаточно мотивированные. В последнее время доминирует точка зрения, более удобная командованию, обосновывающая приоритет интересов последнего перед интересами военнослужащего.

Представляется, что при таком подходе декларированное в Конституции Российской Федерации и прямо предусмотренное подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения право военнослужащего на увольнение в связи с ОШМ превращается в фикцию. На практике суды, отказывая военнослужащим в этом праве, исходят не из закона, а из целесообразности, учитывая, например, такие обстоятельства:

– предоставление возможности военнослужащему уволиться в связи с ОШМ ставит его в более выгодное положение по сравнению с другими военнослужащими, которых ОШМ не коснулись;

– учет интересов военнослужащего при проведении ОШМ «развалит» Вооруженные Силы.

Однако такой подход в XXI в. уже неприемлем. Интересы человека в погонах должны ставиться превыше всего. Забота об укреплении боеспособности армии – задача многогранная, требующая усилий всего общества. И решена она должна быть с учетом прав военнослужащих. Представляется недопустимым поддерживать боеспособность армии и создавать искусственные препятствия для реализации законных прав граждан при увольнении с военной службы.

В наше время нередко говорят о пробелах в праве, не обеспеченных экономически законах, недостаточно просчитанных решениях законодателя. Однако в данном случае никаких изменений вносить в действующее законодательство не требуется. Достаточно лишь правильно истолковать имеющиеся правовые нормы и применить их.

По нашему мнению, увольнение в связи с ОШМ – специальная норма по отношению к общему положению, содержащемуся в п. 2 ст. 15 Положения, позволяющему переводить военнослужащего на равную должность без его согласия. Поэтому применение в подобных случаях специальной нормы исключит споры и обеспечит правильное толкование и применение закона.

Все больше жизнь и деятельность российского военнослужащего подвергается правовой регламентации, препятствующей принятию незаконных, ущемляющих его интересы решений. Назначение военных судов – на практике правильно применять законодательство о военной службе, рассматривая эту область правоотношений как неотъемлемую часть всей правовой системы общества. Правильное разрешение судами коллизионных вопросов будет способствовать дальнейшему движению к правовому государству, подъему престижа военной службы, укреплению обороноспособности страны.

[1] См., напр.: Об увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями // Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 2 (168). С. 41 – 44; Увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего: основания, порядок, оформление, последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. № 10. С. 39; О духе и букве закона // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10. С. 5 – 8 и др.

[2] Решение Кировского гарнизонного военного суда от 14 января 2004 г. по заявлению К.

[3] Решение Кировского гарнизонного военного суда от 16 января 2004 г. по заявлению Г.

[4] Кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 13 февраля 2004 г. по делу К.; кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 01.01.01 г. по делу Г.

[5] См., напр.: Архив Кировского гарнизонного военного суда, решение по гражданскому делу по заявлению П., 2001 г. Такое же решение по конкретному делу выносилось и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Отменяя ранее состоявшиеся судебные решения по аналогичному делу по надзорной жалобе Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, надзорная инстанция указала в определении, что при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности либо при изменении военно-учетной специальности и нежелании военнослужащего продолжать службу по занимаемой должности либо на другой воинской должности, он вправе уволиться с военной службы в связи с ОШМ (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 6н-86/03).

[6] Решения Кировского гарнизонного военного суда по заявлениям Б. от 20 февраля 2004 г., С. от 4 марта 2004 г. и др.

[7] Согласно п. «в» ст. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (приказ Министра обороны СССР 1985 г. № 000) увольнение данной категории военнослужащих по сокращению штатов допускалось только при невозможности использования их на военной службе.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит