Трудовой спор: индивидуальный и коллективный, право индивидуальные коллективные трудовые споры

Содержание
  1. Трудовой спор: индивидуальный и коллективный
  2. Органы, рассматривающие трудовые споры
  3. Трудовые споры. Статья 37 (ч. 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их
  4. ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
  5. Отграничение коллективного трудового спора от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников
  6. Классификация коллективных трудовых споров

Трудовой спор: индивидуальный и коллективный

Противоречия между работником и руководителем случаются на многих предприятиях. Предмет такого разногласия может быть абсолютно разным, а вот процедур для его решения существует лишь несколько. Как же юридически правильно уладить трудовой спор? Об этом и пойдет речь далее.

Индивидуальный трудовой спор

В Трудовом кодексе оговорено понятие трудового индивидуального спора. Данный вид противоречия – это разногласия между работодателем и подчиненным по вопросам применения законов или других нормативных актов, которые содержат положения о трудовом праве, коллективном или трудовом договоре и т.д. К тому же о такой проблеме сотрудник должен уведомить комиссию по рассмотрению трудовых споров. Для этого ему нужно подать соответствующее заявление.

Закон не указывает, что трудовой спор может образоваться только между руководством и сотрудником, который является работником предприятия. В совет по рассмотрению жалоб разрешается также обращаться:

— лицам, что ранее состояли в трудовых отношениях с данной организацией;

— гражданам, которые претендуют на вакантное место в учреждении.

Предметом спора могут быть такие неурегулированные вопросы:

— выплата заработной платы;

— предоставление каких-либо льгот;

— другие конфликтные моменты, которые непосредственно касаются трудовой деятельности.

Юристы рекомендуют не игнорировать свою возможность обращения в КТС для отстаивания законных интересов.

Коллективные трудовые споры

Рассмотрение коллективных трудовых споров проводится в несколько ином порядке. По своему определению, такое разногласие – это нерешенная претензия, которая выдвигается работодателю группой подчиненных (например, отделом, цехом) по поводу каких-либо изменений в условиях труда, заключения или выполнения коллективного соглашения, договора или же в связи с отклонением директора или собственника организации мнения выборного органа сотрудников при принятии локальных (внутренних) нормативных актов.

Обычно коллективный трудовой спор предполагает несколько этапов:

1. Для начала группа работников, которая недовольна условиями труда или принятыми нововведениями, подает заявление начальнику предприятия. Как правило, данное действие производит выбранный из коллектива представитель.

2. На рассмотрение такой жалобы работодателю отводится 3 дня. В этот срок он должен либо принять требования подчиненных, либо отказать им. Если директор все же будет готов хотя бы к некоторым уступкам, то ему следует создать так называемую «примирительную» комиссию. Состоять она должна как из членов руководства, так из представителей коллектива в равном количестве. Решение такой группы оформляется протоколом.

3. Если сторонами не будет достигнуто соглашение, можно пригласить к разрешению возникшей проблемы посредника или рассмотреть претензию в трудовом арбитраже.

4. Когда все вышеперечисленные действия не разрешили трудовой спор, работники имеют право организовать забастовку, с уведомлением об этом начальника за 10 дней.

Когда можно обращаться в судебную инстанцию

Рассмотрение заявлений от служащих в какой-либо из вышеупомянутых комиссий – довольно редкое явление. Многие пропускают этот этап и идут сразу же в суд. Если КТС отклонит ваше заявление, вынесет решение не в вашу пользу, обжалуйте решение. Для этого законом дается 10 дней со дня получения ответа комиссии. В любом случае трудовые судебные споры рассматриваются на протяжении трех месяцев с момента нарушения прав работника.

В заключение хочется пожелать вам не попадать в конфликтные ситуации и работать только в свое удовольствие.

Органы, рассматривающие трудовые споры

Индивидуальные и коллективные трудовые споры рассматриваются различными органами.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров предусмотрены ст. 382 ТК РФ, в соответствии с которой данными органами являются комиссия по трудовым спорам и суд.

Трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник не смог самостоятельно урегулировать возникшие с работодателем разногласия. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссией в досудебном порядке.

Комиссия по трудовым спорам образуется в соответствии со ст. 384 ТК РФ.

Комиссия формируется по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации и назначаются руководителем организации.

По решению общего собрания комиссии могут образовываться в структурных подразделениях организации. При этом в комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные споры в пределах полномочий этих подразделений.

Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией в десятидневный срок, а также если решение комиссии обжалуется в суд, индивидуальный трудовой спор рассматривается судом.

Дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе, относятся к компетенции мировых судей на основании подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона о мировых судьях. Если в некоторых субъектах РФ нет мировых судей, указанную категорию дел рассматривают федеральные судьи районных судов.

Дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством.

Коллективные трудовые споры рассматриваются следующими органами:

1) примирительной комиссией;

2) трудовым арбитражем.

При этом примирительная комиссия, в отличие от трудового арбитража, является обязательным органом, рассматривающим коллективный трудовой спор.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора (п. 1 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией). Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, он должен создать необходимые условия для работы комиссии.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган, который создается в случае, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (п.

При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение 3 рабочих дней;

3) рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Итак, примирительная комиссия и трудовой арбитраж рассматривают и разрешают коллективный трудовой спор. В трудовом законодательстве указывается еще один орган, который содействует урегулированию коллективных трудовых споров. Это Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) представляет собой систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них (ч. 1 ст. 407 ТК РФ).

Данный орган действует на основании Положения о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации, участия в примирительных процедурах, а также осуществления мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 407 ТК РФ, п. 4 указанного Положения Служба по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

2) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

3) формирует список трудовых арбитров;

4) проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

5) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

6) оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

7) организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

8) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

9) подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах РФ, принимаемых мерах по их разрешению;

10) организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

11) разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

12) изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

Работники Службы могут привлекаться в качестве экспертов, посредников и даже трудовых арбитров при проведении примирительных процедур по урегулированию споров. При этом они обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну.

Работники также вправе беспрепятственно посещать организации (филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Трудовые споры. Статья 37 (ч. 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их

Статья 37 (ч. 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке.

Все трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры. Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), рассматриваются комиссией по трудовым спорам или судом.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

КЗоТ РФ четко предусматривает, в каких случаях трудовые споры рассматриваются в суде:

а) по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника – члена этого профсоюза (в случае если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам);

б) по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

работников – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, и в других случаях.

Существуют особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников (судьи, прокуроры, их заместители и помощники и некоторые другие). Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации вышестоящими органами.

Коллективные трудовые споры. Коллективные трудовые споры регулируются Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.*

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.

В соответствии со ст. 2 Закона коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее– стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Предмет коллективного трудового спора – законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий, учреждений, организаций. Причиной такого рода споров могут быть разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, отпусков, охраны труда и др.

Коллективные трудовые споры рассматривает примирительная комиссия как совместный, паритетный орган спорящих сторон. Она создается в трехдневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре. Комиссия обязана рассмотреть спор (требования) в пятидневный срок.

В случае не достижения согласия по всем или по части требований спора создается трудовой арбитраж. Спор рассматривается путем посредника. Это делается по соглашению спорящих сторон. В трудовой арбитраж можно обратиться в десятидневный срок, и он в течение семи дней должен вынести свое решение.

Законодатель устанавливает, что крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора, конфликта есть забастовка.

Забастовка – это ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения работы с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Закон обозначает, какие забастовки признаются, а какие не признаются законными, напоминает об их возможных последствиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9880 — | 7430 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Т.А. СОШНИКОВА
Т.А. Сошникова, декан юридического факультета Московского гуманитарного университета, доцент, кандидат юридических наук.
Признание Конституцией (ч. 4 ст. 37) права на индивидуальные и коллективные трудовые споры является важнейшей гарантией обеспечения трудовых прав работников и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в гл. 60 Трудового кодекса РФ.
Индивидуальным трудовым спором принято считать неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). Указанная статья расширила субъектный состав спорящих сторон, совершенно справедливо включив в него лиц, ранее состоящих в трудовых отношениях с работодателем, и тех, кто еще ни в каких правоотношениях с работодателем не состоял, но считает, что ему необоснованно отказано в приеме на работу (ч. 2 ст. 381 ТК РФ).
Все индивидуальные трудовые споры можно классифицировать в зависимости от рассматривающих их органов, а также от предмета спора. Таким образом, выделяются споры, рассматриваемые комиссией по трудовым спорам (КТС), и споры, непосредственно рассматриваемые в судах. По предмету спора можно выделить индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о труде (споры о правах) и об установлении или изменении индивидуальных условий труда (споры об интересах).
Трудовой кодекс впервые установил одинаковый порядок рассмотрения трудовых споров, без учета предмета спора. Однако это не вполне оправданно. Прежний КЗоТ РСФСР содержал отдельную статью, регулирующую порядок рассмотрения споров об установлении или изменении условий труда (ст. 219). Работник, считающий, что администрация ущемляет его интересы, не урегулированные правом (например, не предоставляет возможности работать по индивидуальному графику с неполным рабочим днем), мог обратиться за помощью в соответствующий профсоюзный орган, в компетенцию которого входили полномочия по разрешению таких споров совместно с администрацией. Теперь профсоюзы такими правами не обладают. Судебные органы тоже вряд ли вправе обязать представителя работодателя в ущерб собственным интересам принимать решение в пользу работника. В связи с этим целесообразно дополнить ст. 382 ТК РФ частью второй, где надлежит указать, что индивидуальные трудовые споры об установлении новых или изменении существующих условий труда разрешаются сторонами социально-партнерских отношений.
Как следует из действующего трудового законодательства, для большинства трудовых споров установлен досудебный порядок их разрешения в комиссии по трудовым спорам, которая образуется в организации по инициативе либо работников, либо работодателя из равного числа представителей сторон (ст. 384 ТК РФ). Такой порядок разрешения споров способствует наиболее быстрой защите прав в сфере труда, снимает значительную часть нагрузки с судов общей юрисдикции. Между тем формулировки ч. 1 ст. 391 ТК РФ и других статей гл. 60 приводят к тому, что комиссии по трудовым спорам в большинстве организаций не создаются. Коль скоро работник может обращаться в суд минуя комиссию, то теряется смысл их создания вообще. Все это не способствует реализации одного из основных принципов правового регулирования труда — обеспечения права работников на участие в управлении организацией, не дает возможности накапливать опыт для реализации права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия, закрепленного в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.
С другой стороны, закон предоставляет право КТС выдавать удостоверение, которое является исполнительным документом и обеспечивает исполнение решений комиссии. Представляется, что это не совсем верно. Придание удостоверению КТС силы исполнительного документа можно рассматривать как отголоски советского права, минимизировавшего частные и абсолютизировавшего публичные начала в правовом регулировании общественных отношений. Действующее трудовое законодательство рассматривает комиссии по трудовым спорам в качестве юрисдикционного органа, наделенного государством правоприменительными функциями. Однако порядок формирования КТС, характер ее деятельности свидетельствует о том, что обязательность выполнения принимаемых ею решений должна основываться не на ее властных полномочиях, а на обязанности сторон выполнять принятые на себя обязательства. Поэтому такие решения не должны обеспечиваться мерами принуждения, исходящими от государства.
Представляется верной точка зрения профессора Миронова В.И., согласно которой решения КТС могут быть обжалованы в суд только участниками трудового спора . В настоящее время в соответствии со ст. 391 ТК РФ обжаловать решение комиссии по трудовым спорам в суд может прокурор, если это решение не соответствует законам или иным нормативным правовым актом. Однако данная норма противоречит ст. 45 ГПК РФ, которая устанавливает, что прокурор в гражданском процессе вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
———————————
Миронов В.И. Некоторые проблемы реализации норм трудового права // Проблемы защиты трудовых прав граждан: Материалы научно-практической конференции. М., 2004. С. 186.
Важной инстанцией в разрешении трудовых споров являются судебные органы. Судебная защита прав и свобод в сфере труда имеет определенный конституционный базис. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ на территории Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Данная норма сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
Судебная защита имеет целый ряд преимуществ перед другими способами защиты трудовых прав. К их числу в первую очередь можно отнести следующие:
суд независим и подчинен только закону;
суд не связан никакими узковедомственными интересами;
судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства;
деятельность суда протекает в судебном заседании, порядок проведения которого строго регламентирован законом.
В соответствии со ст. 391 ТК РФ суды вправе рассматривать трудовые споры в качестве второй инстанции по заявлениям работника, работодателя или профсоюза, представляющего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора.
Непосредственно в судах, минуя КТС, рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
— работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
— работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации;
— лица, которому отказано в приеме на работу;
— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
— лиц, считающих, что они подвергаются дискриминации.
Несмотря на то что эта статья расширила круг лиц, которые могут обращаться в суд для разрешения индивидуального трудового спора, вытекающего из трудовых и иных, тесно связанных с трудовыми отношений, он представляется неполным. В него не включены лица, ранее состоявшие в трудовых отношениях с работодателем, которые не смогли или не захотели инициировать процедуру разрешения неурегулированных разногласий с работодателем в процессе их трудовой деятельности, а срок для обращения в органы по рассмотрению трудовых споров еще не истек. Поэтому необходимо дополнить ч. 3 ст. 391 ТК РФ и указать, что непосредственно в судах рассматриваются также трудовые споры лиц, ранее состоявших в трудовых отношениях с работодателем.
Хотя судебная защита трудовых прав наиболее эффективна и гарантирована Конституцией РФ, но она не нашла отражение в ст. 352 ТК РФ, регламентирующей способы защиты трудовых прав работников. Это явное упущение законодателя. А потому данную статью следует дополнить, поставив судебную защиту на первое место перед другими способами защиты трудовых прав работников.
В последние годы в юридической литературе активно ведется дискуссия о необходимости формирования специализированной трудовой юстиции в виде трудовых судов и создании трудового процессуального кодекса.
———————————
См., напр.: Миронов В.И. О некоторых процессуальных трудностях реализации норм трудового права // Государство и право. 1994. N 11; Костян Н., Пискарев И., Шеломов Б. О специализированных судах по трудовым делам и трудовом процессуальном кодексе РФ // Хозяйство и право. 2003. N 8; Бердычевский В.С. О концепции формирования специализированных трудовых судов и трудового процессуального кодекса / Проблемы защиты трудовых прав граждан: М-лы науч.-практ. конференции. М., 2004. С. 205 — 219.
Специализированные трудовые суды существуют во многих государствах, например в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции, Норвегии, Канаде (в провинции Квебек), Новой Зеландии, Израиле. В Соединенных Штатах Америки, Японии, Канаде (на федеральном уровне и в англоязычных провинциях) действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.
Деятельность учреждений специализированной трудовой юстиции доказала на практике свою необходимость и полезность в качестве одного из институтов социально-правовой инфраструктуры, способствующих эффективному разрешению трудовых конфликтов с максимальным учетом интересов спорящих сторон и всего общества и тем самым обеспечению социального мира.
Общепризнана важная роль учреждений специализированной трудовой юстиции в развитии трудового права, повышении его авторитета, консолидации, в достижении внутренней согласованности, ликвидации пробелов в правоприменительной практике, ее совершенствовании. Во многих странах решения трудовых судов являются источником трудового права .
———————————
Оробец В.М. Специализированные трудовые суды: зарубежный опыт и российское законодательство // Журнал российского права. 2003. N 9.
В Российской Федерации реформирование процедуры рассмотрения трудовых споров было предусмотрено в Программе социальных реформ Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов, получившей одобрение на слушаниях в Государственной Думе и утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222 . Эта Программа предусматривала на первом этапе специализацию судов общей юрисдикции, на втором — создание специализированных судов по трудовым спорам. Однако поставленная задача не была выполнена.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1173.
В декабре 1998 г. был принят Федеральный закон N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» , который внес существенные изменения в процедуру рассмотрения трудовых дел в судах. Теперь все дела, вытекающие из трудовых отношений, кроме исков о восстановлении на работе, рассматривают единолично мировые судьи.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
За 6 месяцев 2003 г. всего в суды по Российской Федерации поступило 328418 трудовых дел. Из них в мировые суды — 245313 дел, что на 39,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В районные суды поступило 84686 дел, что на 40,2% меньше, чем за такой же период 2002 г. Мировые суды удовлетворили 96% исков, районные — 87,5%. С нарушением сроков мировыми судьями рассмотрено 5% трудовых споров, в районных судах — 18,2% дел. Конечно, пока рано делать вывод, что передача мировым судьям большей части трудовых споров свидетельствует об улучшении порядка разрешения и о повышении качества их рассмотрения. На наш взгляд, было бы желательно иметь специализированные трудовые суды. Однако государство к этому не готово экономически. Поэтому сейчас, видимо, более реально говорить о специализации судей, что на практике уже стало реальностью.
Имеется и еще немало проблем, связанных с разрешением индивидуальных трудовых споров в судах. В частности, речь идет об их подсудности. В соответствии со ст. 28 ГПК РФ работник должен обращаться в суд по месту нахождения ответчика, т.е. работодателя — юридического или физического лица.
В сегодняшней рыночной экономике юридические лица часто создают филиалы и представительства, территориально значительно удаленные от головной организации. И когда работник выполняет свою трудовую функцию не по месту регистрации юридического лица, для него становится весьма проблематичным обращение в суд за защитой своего нарушенного права. В связи с этим в ст. 29 ГПК РФ целесообразно внести изменения, предоставляющие право работнику или представляющему его интересы профсоюзному органу обращаться с иском в суд не по месту нахождения ответчика, а по своему выбору.
Несмотря на то что гл. 60 ТК РФ достаточно подробно регламентирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, было бы желательно принять отдельный, новый федеральный закон «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», в котором следует определить роль КТС как обязательного досудебного органа рассмотрения трудовых споров, устранить противоречия действующего законодательства в части обжалования решений КТС прокурором, определить порядок рассмотрения споров об установлении новых или изменении существующих условий труда (споров об интересах) и с его принятием отменить действующий до сих пор Закон СССР от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» .
———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 21. Ст. 593.
Как уже было отмечено, Конституция признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37), которые должны разрешаться с использованием способов, установленных федеральным законом, включая право на забастовку.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров урегулирован гл. 61 ТК РФ и специальным Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» . Под коллективными трудовыми спорами в Трудовом кодексе понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями)

Отграничение коллективного трудового спора от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников

Достаточную сложность представляет вопрос об отграничении коллективного трудового спора от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников. Нередко неисполнение работодателем обязанностей, которые вытекают из трудового договора, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, квалифицируется как основание возникновения коллективного трудового спора.

Между тем коллективный трудовой спор отличается двумя критериями и не может сводиться к любому коллективному недовольству. Как уже выяснено, стороной такого спора выступает организованный коллектив работников. Статья 398 ТК РФ указывает, какие разногласия можно считать коллективным трудовым спором. Таким образом, разногласия относительно выполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или условий трудового договора не включаются в предмет коллективного трудового спора. Они должны быть отнесены к категории индивидуальных трудовых споров.

Сложившаяся судебная практика однозначно исходит из того, что споры в связи с невыплатой или задержкой выплаты заработной платы, иных выплат, непредоставлением отпусков нельзя относить к коллективным трудовым спорам. Прекращение работы в знак протеста против грубого нарушения трудовых прав и законных интересов работников рассматривается судами как коллективная защита индивидуальных трудовых прав, вытекающих из заключенного работником трудового договора. В качестве подтверждающего примера можно привести определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 1997 г. по кассационной жалобе трудового коллектива и стачечного комитета производственного предприятия тепловых сетей «Якутскгортеплосеть» на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 1997 г. (дело по заявлению администрации производственного предприятия тепловых сетей «Якутскгортеплосеть» о признании забастовки работников незаконной). В определении указывается, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их труда, является коллективной защитой нарушенных индивидуальных трудовых прав работников.

Свою позицию по вопросу о юридической квалификации прекращения работы в связи с нарушением трудовых прав работников Верховный Суд РФ подтвердил в постановлении от 3 февраля 1998 г. (дело № 55Г98-1). Рассматривая дело по кассационной жалобе стачкома и профсоюзного комитета, Верховный Суд РФ признал обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что требование о погашении задолженности по заработной плате, о выплате ежемесячных пособий на детей и обеспечении материально-технического снабжения не относятся к коллективным трудовым спорам.

Классификация коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры могут классифицироваться по нескольким основаниям.

Во-первых, коллективные трудовые споры по характеру подразделяются на следующие группы:

  • 1) споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату);
  • 2) споры по поводу заключения, изменения и дополнения коллективных договоров, социально-партнерских соглашений;
  • 3) споры в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Во-вторых, коллективные трудовые споры в зависимости от последовательности примирительных процедур дифференцируются на следующие группы:

  • 1) споры, рассматриваемые в рамках одного этапа (в примирительной комиссии);
  • 2) споры, рассматриваемые в два этапа (сначала в примирительной комиссии, затем с участием посредника либо в примирительной комиссии, потом, минуя посредника, в трудовом арбитраже);
  • 3) споры, рассматриваемые тремя этапами, т.е. проходящие все этапы (примирительная комиссия → посредник → трудовой арбитраж).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит