Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, сроки проведения аттестации педагогических работников

Содержание
  1. Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
  2. Нормативная база
  3. Периодичность проведения
  4. Цели проверки
  5. Порядок проведения
  6. Можно ли не проходить аттестацию
  7. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  8. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  9. Новый порядок аттестации: общие положения
  10. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  11. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  12. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  13. Порядок действий после обязательной аттестации
  14. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  15. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  16. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  17. Проведение аттестации на повышение квалификации
  18. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  19. Резюме
  20. Сроки проведения аттестации педагогических работников
  21. Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила
  22. Правовые акты
  23. Основные задачи
  24. Основные принципы
  25. Исключения
  26. Особенности
  27. Сведения о работнике
  28. Форма проведения
  29. Ход аттестации
  30. О результатах
  31. Повышение квалификационной категории
  32. Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы
  33. 2 этапа аттестации
  34. Типы аттестации
  35. Процедура аттестации

Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.

Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Можно ли не проходить аттестацию

Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет. Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ , каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину. Преподаватели — не исключение. Отказ является нарушением трудовой дисциплины. За это руководитель образовательного учреждения может наложить на преподавателя следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение ( ст. 192 ТК РФ ).

Что касается аттестации на повышение квалификации, то она не является обязательной. Если же педагог своевременно не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. Соответственно, никакого наказания за игнорирование такой проверки не последует.

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Сроки проведения аттестации педагогических работников

Адрес: г. Самара, Ново-Садовая, 106 «Ж», кабинет № 108 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефоны

Вы можете задать конкретный вопрос по портфолио

  • учителей общеобразовательных организаций 955-00-64 (доб. 1);
  • педагогических работников профессиональных образовательных организаций: преподаватель ПОО, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения 955-00-64 (доб. 2);
  • педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, старших вожатых, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, концертмейстеров, преподавателей (образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры) 955-00-64 (доб. 3);
  • воспитателей дошкольных образовательных организаций, групп продленного дня, классных воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре 955-00-64 (доб. 4);
  • учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей и воспитателей школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогических работников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области 955-00-64 (доб. 5)

Руководитель отдела +7(846)955-00-64 (доб. 7)
Методисты отдела +7(846)955-00-64 (доб. 6)

К сведению педагогических работников, планирующих пройти аттестацию с целью получения квалификационной категории в 2019 году.

График заседаний аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области (далее — АКМ) на 2019 календарный год утвержден распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.01.2019 № 17-р.

Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила

Согласно трудовому законодательству, трудящимся положено проходить периодическую проверку соответствия или несоответствия занимаемой должности. Эту же цель преследует и аттестация педагогических работников. Её проведение установлено правовыми нормативными актами или локальными актами трудового права, которые действуют у работодателя.

В любом случае там отражены все особенности и порядок аттестации педагогических работников, с обязательным учётом специфики деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

Правовые акты

Федеральный закон об образовании в РФ 2012 года гласит, что педагоги проходят аттестацию, чтобы установить соответствие их занимаемой должности и присвоить им квалификационную категорию. Следующий приказ Минобрнауки 2014 года утверждает новый порядок проведения аттестаций и определяет новые требования.

Аттестации подлежат все работники, замещающие должности, внесённые во второй подраздел первого раздела номенклатуры преподавателей и руководителей образовательных учреждений, а также замещающие должности по совместительству в одной и той же или другой организации, что определено трудовым договором.

Основные задачи

Аттестация преследует определенные задачи.

  1. Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
  2. Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
  3. Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
  4. Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
  5. Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
  6. Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.

Основные принципы

Аттестация педагогических работников проходит в условиях открытости, гласности и коллегиальности, что является главным принципом ее проведения. Только его соблюдение обеспечит объективную оценку, без малейшей дискриминации в отношении проходящих такую ответственную проверку педагогов.

Аттестация педагогических работников с целью выявить соответствие занимаемой должности является обязательной и должна проводиться каждые пять лет, вне зависимости от желания преподавателя. А установить более высокую квалификационную категорию можно при желании педагогического работника в любое время. Для этого ему необходимо просто подготовиться и подать документы на аттестацию.

Исключения

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки — например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Особенности

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Далее разъясняется порядок аттестации педагогических работников, регламент, положение о комиссии и другие.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Сведения о работнике

Новая аттестация педагогических работников предусматривает ознакомление — опять же под роспись — с составленным работодателем представлением каждого аттестуемого. Сведения составляются по следующим пунктам.

  1. Фамилия, имя и отчество (если есть).
  2. Название должности на момент проведения аттестации.
  3. Дата трудового договора, который подтверждает получение данной должности.
  4. Уровень образования, квалификация по специальности либо направлению.
  5. Информация о дополнительном профессиональном образовании по профилю деятельности.
  6. Результаты предшествующих аттестаций (если есть).
  7. Мотивированная, объективная и всесторонняя оценка профессиональных и деловых качеств, результаты профессиональной деятельности преподавателя, выполнение им трудовых обязанностей, соответствующих трудовому договору.

Если педагога не удовлетворит содержание данного представления, он может по желанию представить аттестационной комиссии любые дополнительные сведения, которые характеризуют его работу за весь период от даты последней аттестации либо от даты поступления на работу, если аттестация проходит у него впервые.

Изменение в аттестации педагогических работников состоит в том, что ранее преподаватель сам готовил все документы, удостоверяющие его деятельность.

Форма проведения

Основная форма проведения аттестации, как и раньше, — заседание комиссии, правомочность которой подтверждается при двух третях присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, тоже обязательно присутствует на этом собрании.

Для отсутствия его должна быть уважительная причина, документально подтверждённая и занесённая в протокол заседания, тогда это мероприятие переносится на другое время.

При необходимости, график может изменяться, но с этим педагог должен быть ознакомлен тем же образом — под роспись и за тридцать дней до новой даты.

Так теперь проходит аттестация педагогических работников. Новые правила специально оговаривают обязательное присутствие аттестуемого на заседании, а ранее комиссия всё решала за закрытыми дверями. Теперь, только если аттестуемый не явится без уважительной причины, комиссия может самостоятельно обсудить его успехи на педагогическом поприще.

Ход аттестации

Начинается проведение аттестации педагогических работников с рассмотрения представления и дополнительных сведений, которые были поданы преподавателем.

Всё это должно характеризовать профессиональные качества аттестуемого.

Регламент комиссии чаще всего предусматривает обмен мнениями и вопросы как членов комиссии друг другу, так и преподавателю, который аттестуется. Могут вноситься предложения о дополнительных сведениях, если появляется такая необходимость.

Результаты аттестации педагогических работников появляются после тщательного и всестороннего рассмотрения всех имеющихся документов и вынесения решения, заносимого в протокол заседания. Решение может быть одно из двух возможных:

  • либо работник соответствует занимаемой должности,
  • либо нет.

Принимается оно простым голосованием по большинству голосов. Если аттестуемый является членом комиссии, то по своей кандидатуре в голосовании не участвует.

О результатах

После того как решение комиссии занесено в протокол, который все её члены подписывают, результат сообщается аттестуемому преподавателю. А все документы, относящиеся к этому мероприятию, хранятся у работодателя.

Педагог, прошедший аттестацию, максимум через два рабочих дня после нее должен быть ознакомлен с выпиской из протокола, которую готовит секретарь комиссии. В ней указываются фамилия, имя и, если есть, отчество аттестуемого, должность, дата заседания аттестационной комиссии, результат голосования и принятое комиссией решение.

Далее выписку из протокола хранят в личном деле данного работника. Если педагог не согласен с вынесенным решением, он может его обжаловать (Законодательство РФ подтверждает это его право). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может внести на рассмотрение работодателю хорошо мотивированные рекомендации о нецелесообразности или целесообразности назначения на должность преподавателя лиц, которые не имеют специального образования или подготовки, но имеют практический опыт и компетентность, а также успешно, то есть качественно и в должном объёме, выполняют должностные обязанности.

Повышение квалификационной категории

Этот вид имеет свои правила аттестации педагогических работников, хотя и проводится тем же специальным уполномоченным на то органом — комиссией. Только формируется она не работодателем, а исполнительной властью на федеральном уровне или уполномоченным органом власти субъекта РФ, смотря в чьём ведении состоит это образовательное учреждение.

Для всестороннего анализа деятельности преподавателя в комиссию привлекаются специалисты. Эта аттестация заявительного характера, и проводится она согласно письменному заявлению педагога, который претендует на более высокий уровень квалификации. Заявление направляется прямо в аттестационную комиссию, можно почтой, даже электронной.

Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы

С 2019 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2019 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2019 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит