Порядок расчета взносов на обязательное страхование работников, обязательное социальное страхование предоставляется счет страховых

Содержание
  1. Порядок расчета взносов на обязательное страхование работников
  2. Обязательное социальное страхование
  3. Сколько налогов платит работодатель за работника? Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования
  4. Страховые выплаты
  5. Налог на доходы физических лиц
  6. Сколько налогов платит работодатель за работника по основной ставке?
  7. Фонд социального страхования
  8. Теоретически
  9. Пенсионный фонд РФ
  10. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  11. ФФОМС - федеральная собственность
  12. Льготные категории доходов
  13. Особенности упрощенного режима налогообложения
  14. Нюансы учета
  15. Зарплата: какой выбрать оттенок
  16. Задолженность по социальному страхованию счет. Учет расчетов по социальному страхованию
  17. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  18. Социальное страхование
  19. Учет расчетов по социальному страхованию
  20. Обязательное социальное страхование

Порядок расчета взносов на обязательное страхование работников

Расчетный период по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование — календарный год. Он состоит из отчетных периодов — I квартал, полугодие, девять месяцев, год. Суммы страховых взносов определяются нарастающим итогом с начала года (ч. 1 и 2 ст. 10, ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Ежемесячно в течение года рассчитываются суммы страховых взносов, подлежащих уплате:

в Пенсионный фонд РФ (отдельно по страховой и накопительной части трудовой пенсии);

в Фонд социального страхования РФ (на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Прежде чем рассчитать общую сумму ежемесячных платежей в каждый внебюджетный фонд в целом по организации, определите суммы страховых взносов по каждому сотруднику (ч. 3 и 4 ст. 8, ч. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Тарифы взносов для каждого сотрудника определяйте в соответствии со ст. 12 Закона N 212-ФЗ и ст. 22 Закона N 167-ФЗ (в части уплаты пенсионных взносов).

Чтобы рассчитать платежи по каждому сотруднику, следует умножить сумму вознаграждений, начисленных сотруднику с начала года до окончания текущего месяца, на соответствующий тариф взносов. Учет выплат и начисленных страховых взносов по каждому сотруднику внебюджетные фонды советуют вести в индивидуальных карточках. Рекомендованная форма карточки приведена в Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П.

Суммы платежей по каждому сотруднику (в разрезе внебюджетных фондов) нужно сложить. В результате получится итоговая сумма страховых взносов, начисленных с начала года до окончания текущего месяца в целом по организации. При этом платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитывается следующим образом: платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по текущий месяц включительно, минус платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по предыдущий месяц включительно (ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ и п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н).

Сумму ежемесячного платежа в ФСС РФ уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). К таким расходам относятся:

— больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

— социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС РФ с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Если сумма расходов на социальное страхование превысила сумму страховых взносов, начисленных в ФСС РФ, организация может:

— обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия, пособий, связанных с рождением ребенка, и пособия на погребение в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ);

— зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС РФ (Письмо ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917). При этом в устных разъяснениях специалисты Минздравсоцразвития России рекомендуют предварительно согласовать такое решение с территориальным отделением ФСС РФ по месту своей регистрации.

Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий. Поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС РФ, уменьшаются на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет.

Пример. В январе 2011 г. организация начислила в пользу своих сотрудников:

— зарплату — 400 000 руб.;

— больничное пособие — 8000 руб.;

— пособие по беременности и родам — 23 500 руб.

Бухгалтер начислил страховые взносы за январь 2011 г. в сумме 136 000 руб. (400 000 руб. x 34%), в т.ч. взносы в ФСС РФ — 11 600 руб. (400 000 руб. x 2,9%). При этом расходы организации, произведенные в январе 2011 г. на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 + 23 500), что больше взносов в ФСС РФ, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей. В итоге за январь 2011 г. организация ничего не перечислила в ФСС РФ. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 — 11 600) бухгалтер организации учел при расчете взносов в ФСС РФ за февраль 2011 г.

Страховые взносы нужно платить по местонахождению обособленного подразделения, если оно:

— имеет отдельный баланс;

— имеет расчетный (лицевой) счет;

— начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, страховые взносы по обособленному подразделению перечисляются по местонахождению головного отделения организации.

Суммы страховых взносов, уплачиваемых организацией по месту обособленного подразделения, определяются исходя из суммы выплат, начисленных сотруднику этим обособленным подразделением. По месту учета головного отделения организации страховые взносы уплачиваются за минусом взносов по обособленному подразделению. Если же организация имеет обособленные подразделения за пределами России, платить страховые взносы нужно по местонахождению головного отделения организации. Таким образом, если сотрудник одновременно работает в головном и обособленном (выделенном на отдельный баланс) подразделениях, страховые взносы с его выплат рассчитываются и уплачиваются по отдельности:

— с доходов, полученных в головном отделении организации, — по местонахождению головного отделения;

— с доходов, полученных в обособленном подразделении, — по местонахождению обособленного подразделения (ч. 11 — 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

На практике возникает вопрос, как рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование со стоимости услуг, предоставленных сотрудникам в рамках социального пакета (например, со стоимости услуг посещения спортивного зала, бассейна, фитнес-центра), если услуги предоставляются за счет средств организации. В целом объектом обложения взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование являются вознаграждения сотрудникам, выплачиваемые как в денежной, так и в натуральной форме (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Если в рамках социального пакета организация оказывает сотрудникам какие-либо услуги, каждый из них получает вознаграждение в натуральной форме. С таких вознаграждений нужно начислить страховые взносы. Расчетная база для начисления страховых взносов определяется индивидуально (ч. 3 и 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Поэтому, чтобы правильно рассчитать сумму страховых взносов, организация должна определить стоимость услуг, оказанных каждому конкретному сотруднику. Для этого нужно обеспечить индивидуальный учет всех выплат и вознаграждений, в т.ч. полученных сотрудниками обезличенно, в натуральной форме (ч. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Порядок организации индивидуального учета выплат и вознаграждений законодательно не установлен. Поэтому организация вправе разработать его самостоятельно. Вариантов может быть несколько. Например, определить стоимость услуг, предоставленных каждому сотруднику, можно исходя из общей стоимости аренды спортивного зала (бассейна) и количества посещающих его сотрудников. В этом случае количество сотрудников нужно подтвердить документально, например составить список посещений, с которым ознакомить их под подпись. Аналогичным образом Минфин России рекомендовал поступать при расчете НДФЛ с дохода каждого сотрудника, полученного в форме бесплатного питания (Письмо от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167).

Можно также организовать учет посещений спортивного зала (бассейна) по талонам. Для этого следует назначить ответственного, который каждому сотруднику под подпись в специальной ведомости будет выдавать талоны на определенное время. Стоимость услуг, предоставляемых по талону, можно определить исходя из общей стоимости аренды и общего времени посещений спортивного зала (бассейна). В дальнейшем ведомости передаются в бухгалтерию, и в конце каждого месяца стоимость предоставленных услуг включается в совокупный доход сотрудника.

После того как база для начисления страховых взносов по каждому сотруднику будет определена, нужно рассчитать ежемесячные платежи по страховым взносам в каждый внебюджетный фонд.

Пример. ООО «Жизнь» организует для своих сотрудников посещение спортивного зала в свободное от работы время. Организация ведет учет фактических посещений спортивного зала каждым сотрудником. В коллективном договоре сказано: услуги спортивного зала предоставляются бесплатно, а размер доходов, полученных каждым сотрудником, ежемесячно определяется расчетным путем на основе общей стоимости аренды спортивного зала и количества посещений его каждым сотрудником. В ООО «Жизнь» работают 10 человек. По данным учета посещений спортивного зала в феврале 2011 г. все сотрудники организации, кроме руководителя Н.К. Гончарова, воспользовались услугами спортивного зала по восемь раз. Н.К. Гончаров посещал спортзал только шесть раз. Общая стоимость аренды спортивного зала за февраль составила 23 400 руб. За месяц сотрудникам было предоставлено 78 посещений (8 посещений x 9 чел. + 6 посещений x 1 чел.). Средняя стоимость каждого посещения составляет 300 руб. (23 400 руб. : 78 посещений).

В феврале 2011 г. выплаты каждому сотруднику с начала года не превысили 415 000 руб. Поэтому страховые взносы по всем сотрудникам бухгалтер начислил по суммарному тарифу 34%. При этом общая сумма страховых взносов со стоимости услуг спортивного зала, предоставленных Н.К. Гончарову, составила: 300 руб. x 6 посещений x 34% = 612 руб.

Общая сумма страховых взносов со стоимости услуг спортивного зала, предоставленных каждому из оставшихся девяти сотрудников, равна: 300 руб. x 8 посещений x 34% = 816 руб.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование является календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Базу для начисления страховых взносов работодатель определяет самостоятельно в отношении каждого сотрудника нарастающим итогом с начала года. При этом страховые взносы нужно начислять до тех пор, пока выплаты сотруднику нарастающим итогом с начала года не превысят установленный лимит (в 2010 г. — 415 000 руб.). Выплаты, превышающие эту величину, страховыми взносами не облагаются.

Законодательство не устанавливает зависимость между предельной величиной выплат, облагаемых страховыми взносами, и количеством договоров (трудовых или гражданско-правовых), на основании которых в течение расчетного периода один и тот же работодатель (заказчик) начислял эти выплаты сотруднику. Таким образом, перерыв в работе, связанный с увольнением сотрудника, а также количество заключенных с ним в течение года трудовых или гражданско-правовых договоров на порядок расчета страховых взносов не влияют. Следовательно, если до увольнения сумма выплат, начисленных сотруднику, превысила предельную величину, после вторичного приема на работу в том же году в ту же организацию страховые взносы на выплаты этому сотруднику начислять не нужно.

В 2011 г. при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно учитывать, что организации, применяющие общую систему налогообложения, УСН или ЕНВД, используют следующие тарифы страховых взносов:

— в Пенсионный фонд РФ — 26%;

— в Фонд социального страхования РФ — 2,9%;

— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. — 3,1, с 1 января 2012 г. — 5,1%;

— в территориальные фонды обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. — 2,0, с 1 января 2012 г. — 0,0%.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, и плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в 2011 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов (табл. 1).

Тарифы страховых взносов для с/х производителей, %

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование часть государственной системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан и случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков,

Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.

Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребенком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.

Основной вид обеспечения по обязательному социальному страхованию — пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности — более 50% расходов ФСС.

ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку па медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников и детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей и детско-юношеских спортивных школах.

За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.

Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.

Элементы первой системы (общее социальное страхование) — единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.

Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) — оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесенным заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный.

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств;

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов – слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением.

Сохраняется высокий уровень бедности – около 25% общей численности населения, основной группой здесь остаются семьи с детьми — около 60% всех бедных семей. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Острая проблема – увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2002 г. К уголовной ответственности за наркопреступления привлечено свыше 5,5 тыс несовершеннолетних. Численность инвалидов составила в начале 21 века более 10 млн человек. К сожалению для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста.

Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в различных видах помощи около 5 млн граждан старших возрастов, из них 1,5 млн – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс чел – в социально-медицинских услугах на дому. Создана и действует сеть из более 12 тыс учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихологические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат. Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в других формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. С конца 90-х гг формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. ЕЕ элементы: система прямой государственной поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.

Решение проблем детства обеспечивается федеральными целевыми программами, например, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и т.д. Федеральные целевые программы действуют и в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов».

Немалым потенциалом обладает дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. К сожалению, в России этот сектор составляет около 70 тыс общественных объединений, тогда как в США – 1,2 млн. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение государственных и частных средств дает мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.

3) государственная социальная помощь малоимущим гражданам, источником которой являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Система социальной поддержки малоимущих связана с решением двух проблем:

= преобразованием системы государственных льгот и выплат, что основано на следующих принципах:

· сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счет собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;

· отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;

· на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством (ветераны, инвалиды ВОВ, а также инвалидам);

· остальным льготным категориям населения социальные льготы переводятся в одну из форм социальной помощи и предоставляются строго адресно на основе реально учитываемых критериев – величины среднедушевого дохода с учетом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и т.п.

Главным в механизме предоставления помощи малоимущим семьям является создание условий, стимулирующих трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в ее преодолении.

Сколько налогов платит работодатель за работника? Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования

Законодательство нашей страны обязует работодателя производить выплаты за каждого сотрудника, состоящего в штате. Регулируются они Налоговым кодексом, Трудовым и другими нормами. Работодатель выступает посредником между государством и работником. Про знаменитые 13% НДФЛ знают все. Но во сколько же на самом деле обходится наемный работник честному работодателю?

Страховые выплаты

Начиная с 2017 года взносы за работников переводятся в Федеральную налоговую службу (ФСН) и в Фонд социального страхования (ФСС). Тарифы, которые каждый год устанавливает правительство РФ, являются общими. В этом году необходимо перечислять:

— на пенсионное страхование – 22%,

— на обязательную медицинскую страховку – 5,1%,

— в ФСС – 2,9% (не учитывая взносы на случай производственных травм).

Работодатели, имеющие льготы, могут ознакомиться с ними в таблице налогов.

Категория налогоплательщика
ИП и организации на УСН, ОСН, ЕСХН и ЕНВД (исключая льготников) 22 5,1 2,9 30
ИП на ПСН (общепит, торговля, сдача личного имущества в аренду)
После 755 000 рублей 22 5,1 27,1
После 876 000 рублей 10 5,1 15,1

Имеются и пониженные тарифы, они представлены в таблице ниже.

Категория налогоплательщика
Аптечные организации, а также ИП (имеющие лицензию фармацевта), работающие на ЕНВД 20 20
НКО на УСН, занимающиеся социальным обслуживанием, образованием, наукой, спортом, здравоохранением, искусством и культурой
Организации и ИП на УСН (только льготные виды деятельности). При условии не превышения лимита в 79 млн руб.
Организации, ведущие благотворительную деятельность (только на УСН)
ИП на ПСН (не входят сдача имущества в аренду, общепит и торговля)
Участники свободной экономической зоны (СЭЗ) — Севастополь и Крым 6 0,1 1,5 7,6
ИП и организации, работающие в туристско-рекреационной и технико-внедренческой области (только СЭЗ) 8 4 2 14
Организации, занимающиеся ИТ (необходимо соблюдение двух условий: наемных работников должно быть больше 7 человек и прибль по итогам трех кварталов не менее 90%)
Организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» 14
ИП и организации, осуществляющие выплаты членам судовых экипажей (только для зарегистрированных в Российском международном реестре судов) 0

Все вопросы социального страхования регулировались Федеральным законом № 212. В этом году его сменила глава 34 Налогового кодекса РФ. Статьи 419-425 определяют налогоплательщиков, базу начисления, объекты налогообложения, тарифы и отчетные периоды. Также в главе прописан порядок исчисления налогов и прочие организационные вопросы.

В общем случае объектом взыскания страховых взносов считаются любые выплаты, предназначенные для физического лица. А базой – сумма выплат, взятая за определенный временной промежуток, отдельно для каждого застрахованного лица.

Налог на доходы физических лиц

Это один из прямых налогов. Рассчитывается в процентном соотношении от совокупного дохода за вычетом сумм, освобожденных от взимания налога. К ним относятся гонорары, прибыль от продажи недвижимости, премиальные, подарки, выигрыши, оплачиваемые больничные листы и пр.

Сколько налогов платит работодатель за работника по основной ставке?

Как известно – 13%. В некоторых случаях налоговая база может быть уменьшена за счет налоговых вычетов. Они применяются только для доходов, облагаемых ставкой 13%. НДФЛ вычитается чаще всего из заработной платы, а переводит их в бюджет налоговый агент. Им является посредник между бюджетом государства и сотрудником (налогоплательщиком) которому вменена обязанность по перечислению взносов в госбюджет. Обычно налоговым агентом признается работодатель. Он удерживает определенную сумму и перечисляет ее в налоговую инспекцию по месту регистрации организации (фирмы, ИП) в день перевода заработной платы на карты сотрудников.

В этом случае финансовая нагрузка лежит на работнике, а расчет и выплата налога – на работодателе. В то время как, например, с продажи недвижимого имущества гражданин самостоятельно рассчитывает сумму выплаты, предварительно задекларировав полученную прибыль.

Фонд социального страхования

Выплаты, согласно нормам закона, проводит работодатель. Налог ФСС распределяет по социальным фондам. Эти взносы дают право гражданам в особых случаях получать денежные пособия. Например, при:

— достижении пенсионного возраста.

— получении статуса малоимущей или многодетной семьи.

Сколько налогов платит работодатель за работника в этот фонд? 2,9% от начисленной заработной платы работника. Перечисляются они либо до 15 числа каждого следующего месяца, либо раз в год до 31 декабря.

Ставка отчислений в ФСС находится в зависимости от уровня вредности на производстве.

При оценке условий труда на конкретном предприятии применяют следующие тарифы:

— допустимый, а также оптимальный (+0%).

Взносы на страхование производственных травм должны перечисляться каждый месяц, вместе с зарплатой. Причем любая ошибка в КБК, наименовании банка или компании задержит перевод, и выплаты в этом случае будут считаться несовершенными.

Если последний день оплаты взносов является нерабочим (по любой причине), то она может быть перенесена на первый же рабочий день. Это правило работает не везде. К примеру, выплаты за полученные производственные травмы должны идти вперед, то есть при попадании последнего дня выплат на выходной/праздничный они должны быть проведены днем ранее.

Учет взносов в ФСС ведется отдельно по каждому сотруднику. Несвоевременные отчисления в ФСС влекут за собой штрафные санкции в виде 5% от начисляемой ежемесячно суммы.

Теоретически

Отчисления в Фонд социального страхования производит работодатель из своих фондов. Эти выплаты разделяются на два вида: фактические и условные. Первые выплачиваются сторонним фондам негосударственного и государственного характера. Чаще всего это фонды медицинского страхования и социального, а также Пенсионный фонд. Например, социальный фонд будет производить выплаты работнику, получившему травму во время производственной деятельности.

Условные выплаты остаются на счетах организации (фирмы, ИП). Они предназначены для обеспечения надлежащего уровня жизни работников, которые находятся на иждивении, например, после полученной на производстве травмы. А также:

— пособия по уходу за ребенком,

— компенсация морального ущерба (сумма платежа определяется только судом),

— выплата работникам, уволившимся по сокращению или в случае ликвидации предприятия.

Пенсионный фонд РФ

Взносы в ПФ находятся в зависимости от трудовых отношений. То есть взносы будут разными за граждан, работающих по бессрочному трудовому договору, по совмещению или срочному договору. Выплаты в этот фонд производятся со счетов организации (компании, ИП) в общепринятом размере – 22% от начисленной заработной платы. Датой отчислений в ПФ является 15-е число следующего месяца.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Еще какие налоги платит работодатель за работника? Взносы в ФФОМС. По ставке 5,1% от заработной платы каждого сотрудника перечисляются на нужды бесплатного медицинского обслуживания.

Этот фонд создан для денежной помощи при проблемах, лежащих в плоскости медицинского обслуживания. Благодаря действующим нормативным актам и федеральному законодательству любой гражданин нашей страны может получить квалифицированную медицинскую и/или медикаментозную помощь.

Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования предназначены для:

— незанятого трудовой деятельностью населения, включая детей,

— обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан,

— реализации принятых к выполнению обязательных страховых мероприятий.

ФФОМС — федеральная собственность

Причиной тому является ряд возложенных на него задач, напрямую относящийся к социальной защите населения, сохранения его здоровья, благосостояния и оказания определенных услуг.

Фонд обязательного медицинского страхования осуществляет надзор за эффективностью расхода денежных средств, поступающих на счета. Также составляется отчетность, которая рассматривается и утверждается Правительством РФ. Все денежные операции, проводимые фондом, контролируются и регулируются Федеральным казначейством.

С начала 2017 сфера социального страхования стала подчиняться Федеральной налоговой службе. Изменения некардинальные. Они повлияли только на порядок оформления отчетности.

Льготные категории доходов

Федеральным законодательством предусмотрен ряд категорий доходов наемного работника, которые освобождены от уплаты взносов во внебюджетные фонды. К ним относятся:

— денежные компенсации, например, в связи с увольнением;

— пособия, назначенные государством — это могут быть выплаты в связи с временной нетрудоспособностью, травмой в процессе производства и т. п.;

— материальная помощь, оказываемая в связи со смертью родственника, рождением ребенка или при утере имущества из-за событий непреодолимой силы.

В среднем сумма взносов во все фонды составляет 43% от начисленной заработной платы: 13% — это начисленные налоги на зарплату, 30% — уплачивает работодатель.

А сколько налогов платит работодатель за работника, если первый является ИП? Предприниматели без образования юридического лица уплачивают страховые взносы установленного размера. Рассчитываются они от уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). Ставка по-прежнему 26% в Пенсионный фонд, а также 5,1% — в ФФОМС. А сумма платежа изменилась, так как повысился МРОТ. В 2016 году он составлял 6 675 рублей, сегодня – 7 500, а с 1 июля утвержденправительством – 7 800.

По достижении прибыли ИП в 300 000 рублей, выплаты в ПФР и ФФОМС снижаются до 1%.

Особенности упрощенного режима налогообложения

УСН является льготной. Поэтому и выплаты рассчитываются иначе. Относится это к видам деятельности, перечисленным в статье 58 212 Федерального закона (производство игрушек или товаров для занятия спортом, строительство, образование и пр.).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, производящие выплату в пользу граждан, от взносов в ФФОМС и ФСС освобождены. Процент, перечисляемый в Пенсионный фонд, снижен для них до 20%.

Нюансы учета

Расчет налогов ведется отдельно по каждому сотруднику. Во-первых, необходимо знать самому работнику, сколько налогов платит работодатель за него в различные фонды. Во-вторых, существуют определенные лимиты, после которых, снижаются проценты перечисляемых взносов. Например, если совокупный налогооблагаемый доход станет выше 796 000 рублей, то выплаты в Пенсионный фонд снижаются до 10% (но это не касается предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения).

Лимит для перечислений налогов в ФСС закреплен на уровне в 718 000 рублей. После этой суммы отчисления в фонд социального страхования прекращаются.

С прошлого года отменен лимит на взимание налогов в ФФОМС. Взносы рассчитываются по ставке 5,1% безо всяких льгот. Подробности можно узнать из таблиц налогов находящихся в интернете, в открытом доступе.

Зарплата: какой выбрать оттенок

Неофициально в нашей стране существует три вида оплаты труда: «черная», «серая» и «белая».

В СМИ термин «белая» (читай «маленькая») зарплата появился в 1998 году. Он означает официально прописанную сумму зарплаты в приказе о приеме на работу и трудовом договоре. «Белая» зарплата может состоять из:

— надбавок за степень, стаж, знак качества и пр.,

— районного коэффициента (увеличивает оплату труда, компенсируя тяжелые климатические условия, в которых приходится работать),

Работодатели недолюбливают «белую» зарплату из-за «головной боли» с налогами. Сотрудники же чувствуют себя с ней защищенными.

«Серая» (или зарплата в конверте) не отражает часть заработанных денег. Сотрудники организаций и фирм, практикующих такие выплаты, получают официально маленькие зарплаты, а доплату, никак не отраженную на счетах, выдают в конвертах. Естественно, что работодатель отчисляет значительно меньшие суммы в различные фонды. Работник в этом случае не имеет должной защиты. Например, известны случаи, когда деньги в конвертах «забывают» выдать.

Понятие «черная» заработная плата появилась в 1996 году. Оно и тогда, и сейчас означает неподтвержденный документально оклад. Какие налоги платит работодатель за работника в этом случае? Понятно, что никаких. Естественно, что и об оплате декретного или ежегодного отпуска, больничного листа и пр. речи тоже не идет.

Задолженность по социальному страхованию счет. Учет расчетов по социальному страхованию

Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в ПФ РФ в размере 1% к суммам, начисленным работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

За счет средств ПФ предприятие выплачивает ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ № 258 от 11 ноября 1994г (в редакции от 19.03.96г.).

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Для обеспечения равных возможностей всем гражданам страны в получении медицинской помощи и обеспечения лекарствами создан Фонд обязательного медицинского страхования.

Предприятия всех организационно-правовых форм являются плательщиками страховых взносов в ФОМС в порядке, установленном Положением о порядке уплаты страховых взносов в ФОМС № 4543-1 от 24 февраля 1993г.

Суммы взносов рассчитываются от оплаты труда, начисленной по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения.

Льготы при отчислениях в государственные внебюджетные социальные фонды

Полностью от уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящееся в собственности этих организаций предприятия, созданные для достижения уставных целей указанных общественных организаций. К ним, в частности, относятся Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых и их учебно-производственные предприятия.

Как видно из изложенного выше материала, система государственных внебюджетных фондов направлена на обеспечение медицинского обслуживания населения, выплату пособий, компенсаций и пенсий. Источником средств на выплату являются страховые взносы предприятий и организаций, а также физических лиц. В следующей главе на примере социального страхования будет более подробно будет рассмотрен механизм действия данной системы.

Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения

Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:

· выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника;

· государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособ-ности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком;

· суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессио-нальным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей;

· льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями;

· единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию;

· суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, устано- вленных законодательством;

· стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законо- дательству;

· стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством;

· стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, пре-доставленных работнику по законодательству;

· стипендии, выплачиваемые за период обучения;

· доходы по акциям предприятий;

· суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с законодательством;

· стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69/1 «Расчеты по социальному страхованию» учитыва­ются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитывают­ся расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхова­нию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхова­нию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхо­ванию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кре­дитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подле­жащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи про­изводятся в корреспонденции со: — счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части от­числений, производимых за счет организации;

Счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — в части отчисле­ний, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с ви­новными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевремен­ный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные сче­та» — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, вы­плачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

корреспондирует со счетами:

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в

70 Расчеты с персоналом по

08 Вложения во внеоборотные активы

20 Основное производство

26 Общехозяйственные расходы

28 Брак в производстве

29 Обслуживающие производства и хозяйства

44 Расходы на продажу

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

91 Прочие доходы и расходы

96 Резервы предстоящих расходов

97 Расходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

В целях создания особого фонда для социального страхования работников определены плательщики обязательных страховых взносов, к которым относятся и бюджетные организации.

Плательщики взносов обязаны стать на учет в органах Фонда социальной защиты населения. Объект для начисления ежемесячных обязательных страховых взносов и их размер установлены Законом об обязательных страховых взносах. Обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное (28 %) и социальное (6 %) страхование. Пенсионное страхование включает страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Социальное страхование включает:

1) страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов;

2) страхование при рождении ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;

3) предоставление одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей ребенка–инвалида в возрасте до 18 лет;

4) смерти застрахованного или члена его семьи и др.

Бюджетные организации начисляют обязательные страховые взносы в размере 34 %. В сумму начисленных страховых взносов включаются также суммы взносов, удержанных из заработка работников в размере 1 % (взносы в пенсионный фонд).

Профессиональное пенсионное страхование представляет собой вид государственного социального страхования. Страхованию в рамках профессионального пенсионного страхования подлежат определенные Законом категории работников (отдельные категории артистов, спортсменов, медицинских и педагогических работников). Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированные в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, и порядок уплаты этих взносов устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Размеры взносов от 1,5 до 4,8 % от выплат всех видов, начисленных работникам в связи с занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.

Бюджетные организации осуществляют расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с Белгосстрахом. Размер страховых взносов в Белгосстрах определяется законодательством, в бюджетных организациях, как правило, с понижающим коэффициентом.

Для учета расчетов по социальному страхованию применяется активно-пассивный субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию». Для раздельного учета расчетов с ФСЗН и Белгосстрахом можно открыть соответствующие субсчета с присвоением отличительного признака в виде номера. По кредиту субсчета 171 отражаются суммы начисленных взносов по социальному страхованию, по дебету – суммы начисленных пособий работникам за счет средств ФСЗН и Белгосстраха, а также суммы взносов, перечисленных ФСЗН и Белгосстраху. Остаток по субсчету 171 может быть дебетовым или кредитовым в зависимости от состояния расчетов.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по субсчету 171 «Расчеты по социальному страхованию»:

200 171 – начислены страховые взносы в размере 34 % в ФСЗН;

180 171 — начислены взносы в пенсионный фонд в размере 1 %, удержан-

200 171 – начислены взносы в Белгосстрах по установленной ставке;

200 171 – начислены взносы на профессиональное пенсионное страхова-

ние по установленной ставке;

171 180 — начислены пособия работникам за счет средств ФСЗН,

При перечислении задолженности ФСЗН, Белгостраху за счет бюджетных средств в условиях казначейской системы финансирования составляют две записи одновременно:

100 140, 230 – на сумму финансирования для перечисления страховых

171 100 – перечислены взносы ФСЗН, Белгосстраху.

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

На основании какого документа выдавать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.

Будет ли штраф за досрочную выплату зарплаты

Если зарплата выплачивается новым сотрудникам в срок, превышающий полмесяца со дня их приема на работу, это не будет нарушением. Но лишь при условии, что законодательные требования по срокам и периодичности выплат соблюдаются в отношении всех остальных сотрудников фирмы.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

В процессе жизни каждого человека может наступить период нетрудоспособности, связанный с травматизмом, болезнью или рождением ребенка. В указанные моменты времени гражданин не может осуществлять свою трудовую функцию и, как следствие, получать доход. В целях минимизации указанных негативных последствий в России существует и функционирует ФСС, который производит оплату физическим лицам соответствующего времени, а также собирает с работодателей необходимые для этой цели взносы. В связи с этим важное значение приобретает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Социальное страхование

В 2016 году размер, порядок и способы уплаты работодателями взносов на соцстрах устанавливались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Однако начиная с 1 января 2017 года вступают в силу новые редакции Федеральных законов № 255-ФЗ , № 125-ФЗ и НК РФ, которые будут регламентировать вопросы исчисления и уплаты взносов на социальное страхование.

Законодательством определяются и вводятся в действие тарифы на соцстрах в размере 2,9%.

Случаи понижения ставки, используемой для определения размера отчислений, равно как и основания для применения повышенного коэффициента, также указаны в положениях новой редакции Налогового кодекса РФ.

Более того, Правительство Российской Федерации издало Постановление от 29.11.2016 № 1255 , которым предусмотрело предельную величину дохода работника, до достижения которой уплачиваются взносы на соцстрах, в размере 755000 рублей. Указанная величина подлежит корректировке на соответствующие коэффициенты нарастающим итогом.

После достижения данного лимита работодатель освобождается от обязанности определения и совершения отчислений в пользу ФСС.

Также следует отметить, что расчеты по социальному страхованию и обеспечению заключаются не только в систематическом получении взносов от работодателей и оплате больничных листков, но и в иных социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам, например:

  • выдача и оплата санаторно-курортных путевок;
  • компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно;
  • возврат работодателям сумм переплат по взносам;
  • зачет сверхнормативных отчислений;
  • оплата бюллетеней за счет средств ФСС;
  • выделение страхователем денег на выплату больничных;
  • возмещение Фондом расходов предприятий.

Следует помнить, что все отчисления рассчитываются и перечисляются в адрес ФСС России за вычетом сумм, уже выплаченных компаниями своим сотрудникам самостоятельно.

Учет расчетов по социальному страхованию

С учетом многообразия взаимоотношений в социальной сфере перед каждым предприятием возникает необходимость правильного и безошибочного ведения бухгалтерского учета и совершения проводимых операций.

Министерство финансов Российской Федерации издало Приказ от 31.10.2000 № 94н , которым ввело в действие План счетов бухучета. Названный алгоритм оформления бухгалтерских операций должен применяться при учете отечественными организациями расчетов по социальному страхованию.

В зависимости от конкретного вида операций, связанных с соцстрахом, следует применять счет 69, используемый для обобщения данных о взаимоотношениях с ФСС России.

Для того, чтобы надлежащим образом оформить взаиморасчеты по социальному страхованию, работодателю следует открыть субсчет 69-1. Он используется для оформления проводок, связанных исключительно с соцстрахом.

План счетов , введенный в действие Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н, прямо предусматривает, что на счете «расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по дебету отражаются суммы платежей, совершенных юридическим лицом или ИП.

По кредиту же учитываются поступающие средства.

Более детально порядок отражения в бухгалтерском учете организации расчетов по соцстраху будет выглядеть следующим образом:

  • пособия за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, начисленные организацией в пользу работников в связи с болезнью, рождением ребенка или уходом за детьми, отражаются по дебету счета 69.1, которому кредитует 70;
  • перечисление взносов в ФСС проводится в виде 69.1 — 51;
  • если выплаты в адрес сотрудников осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, то такую операцию следует отражать на дебете 70, которому корреспондирует кредит 51;
  • взносы в соцстрах оформляются по Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2 и т.д., а также по Кт 69.1;
  • компенсации, выдаваемые сотрудникам из кассы, проводятся по дебету счета 69, кредиту 50;
  • начисление пеней и штрафов — К99, Д69;
  • возврат сумм переплаты на основании заявления страхователя оформляется как 51-69.1.

Следует подчеркнуть, что, невзирая на нововведения в системе регулирования правоотношений, связанных с ФСС России, порядок учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, предусмотренный в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н, остается без изменений.

В 2017 году операции, совершаемые в рамках социального страхования, оформляются теми же проводками, которые применялись годом ранее.

В качестве заключения следует отметить, что правильное и безукоризненное ведение отечественными предприятиями бухгалтерского учета позволит не только правильно отражать и контролировать взаимоотношения между компанией и Фондом социального страхования Российской Федерации, но и в любой момент провести инвентаризацию состояния расчетов.

Игнорирование же порядка учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению может явиться основанием для привлечения предприятия к соответствующей ответственности.

Более того, с учетом широкого спектра возможного использования взносов и исполнения обязанности по выплате компенсации достоверный и прозрачный учет необходим. Он позволит не только избежать недоплат по взносам, но и поможет вовремя выявить наличие сверхнормативных отчислений, а также превышение выплаченных компенсаций над суммой исчисленных взносов. Как следствие, это позволит оперативно подать заявление о зачете или возврате переплаты.

Обязательное социальное страхование

Основным нормативным правовым актом, регулирующим обязательное социальное страхование является федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165 «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения и представляет собой комплекс мер по компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения граждан (в том числе по независящим от них обстоятельствам) вследствие наступления страхового случая.

В обязательном социальном страховании принимают участие страхователи (работодатели), страховщики (коммерческие или некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев), застрахованные лица (граждане РФ, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в России, и лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России, работающие по трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок либо на срок не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года), а также иные органы, организации и граждане (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).

Под страховым случаем понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем осуществлять обеспечение (выплаты) по обязательному социальному страхованию. К примеру, страховым случаем в рамках обязательного пенсионного страхования признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца (выплата соответствующих пенсий), в рамках обязательного медицинского страхования — заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия, при наступлении которых застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (оплата временной нетрудоспособности);

К застрахованным лицам относятся:

  • работающие по трудовому договору;
  • работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты по договорам отчуждения авторского права, лицензионным договорам;
  • работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов;
  • члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с законом.

    Застрахованное лицо имеет право:

  • своевременно получать страховое обеспечение;
  • защищать (лично, через своего представителя или профсоюз) свои права, в том числе в суде;
  • участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
  • вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ;
  • получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей, в частности:
  • один раз в год (бесплатно) в органах ПФР по месту жительства (в том числе в форме электронных документов с использованием сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) или работы — сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
  • у страхователя (бесплатно) — копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета. В случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, застрахованное лицо имеет право обратиться с заявлением об исправлении этих сведений в органы ПФР, включая его Правление, либо в суд.

    Застрахованное лицо обязано:

  • пройти регистрацию в органах ПФР, если оно самостоятельно уплачивают страховые взносы (сведения для регистрации в органах ПФР работающих по найму лиц представляет работодатель);
  • получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов ПФР;
  • обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
  • представить по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

    Виды страхового обеспечения

    Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

  • оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • пособие по беременности и родам;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • социальное пособие на погребение.

  • Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит