Что включает в себя понятие специальная оценка условий труда, понятие специальная оценка условий труда

Содержание
  1. Что включает в себя понятие специальная оценка условий труда
  2. Какова основная задача СОУТ?
  3. Специальная оценка условий труда
  4. Из истории вопроса
  5. Понятие специальной оценки условий труда
  6. Порядок проведения спецоценки
  7. Подготовительный этап
  8. Идентификация вредных условий
  9. Классификация условий труда
  10. Декларация соответствия
  11. Итоги специальной оценки условий труда
  12. Периодичность проведения спецоценки
  13. Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки
  14. Вариант 1
  15. Вариант 2
  16. Вариант 3
  17. Специальная оценка условий труда. Общие положения
  18. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  19. Что такое специальная оценка условий труда
  20. Организации, проводящие специальную оценку условий труда
  21. Ответственность за непроведение СОУТ
  22. Понятие и цели специальной оценки условий труда

Что включает в себя понятие специальная оценка условий труда

Какова основная задача СОУТ?

Проведение на предприятиях комплексных мероприятий СОУТ предполагает наличие экспертизы состояния условий труда сторонней независимой экспертной комиссией, которая имеет соответствующие полномочия на проведение данной процедуры.

Выявляются места с наличием вредных для организма факторов и разрабатываются меры по их устранению. Лица, которые в данный момент работают на участках с уровнем вредности, получают право на льготы и компенсации. Степень расхождений действующих факторов от нормативных показателей проверяется сравнением результатов со значениями действующего классификатора.

Время, которое дается работодателям на проведение СОУТ, заканчивается 31.12.2018 года.

Главная цель обследования это масштабный охват всех рабочих участков независимо от их назначения. Экспертную оценку должны получить производственные участки, трудовые места работников управления, мелкие и крупные частные фирмы и конторы.

Единственным исключением стали надомные работники и лица, которые работают дистанционно. При работах компании на территории заказчика, руководителю организации предстоит выполнить спецоценку на этом предприятии.

Процедуру можно немного упростить, если применить метод группировки однотипных участков, которые практически не отличаются по своим условиям. Экспертная комиссия дает оценку одному из мест, входящих в группу, а результаты будут распространяться на все позиции такого участка. Это, в первую очередь, относится к офисным помещениям и службам, которые обслуживают производство.

Для полной прозрачности процесса предусмотрено участие в комиссии по работе с экспертами представителей профсоюзных органов и последующая процедура ознакомления с результатами всех членов коллектива.

Результатом СОУТ является классификация всех рабочих мест действующего подразделения по уровням условий труда. Это четыре категории. К первой категории будут относиться рабочие места, в которых все показатели соответствуют нормам.

Остальные три класса определяют наличие негативных факторов разной степени. Они будут в дальнейшем подразделены на подклассы, в зависимости от градации уровня влияния каждого вредного фактора на организм.

Для тех участков, где будут выставлены существенные отклонения от действующих норм, руководители обязаны разработать комплекс мер по предоставлению индивидуальных средств защиты, спецпитания в соответствии с нормативами и денежной компенсации.

Результаты экспертизы, могут стать основанием для изменения продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы и величины дополнительных страховых тарифов. Через 5 лет на участках с вредными и опасными условиями труда необходимо повторить экспертизу.

Для безопасных мест результат можно пролонгировать на пятилетний срок при сохранении первоначальных условий.

Проведение СОУТ поэтапно

  1. Подготовительный этап к проведению СУОТ начинается с формирования рабочей комиссии, в которой должны находиться представитель руководства, профсоюзный работник и инженер по охране труда. В их задачу входит составление графика проведения экспертизы и списков мест, которые должны пройти оценку.
  2. Затем комиссия занимается поиском организации, которая уполномочена на проведение подобных работ. Такая фирма должна иметь разрешительные документы на проведение экспертизы, штат работников, прошедших предварительное обучение и имеющих сертификаты и лабораторный комплекс, в котором могут быть произведены все необходимые анализы веществ, полученные в результате замеров.
  3. Проведение замеров фирмой, ведущей экспертные работы, проводится в соответствии с установленным графиком. Всем рабочим местам присваивается класс в соответствии с результатами экспертизы.
  4. Заключительный документ, представленный уполномоченной к проверке фирмой в виде отчета, подписывается каждым членом комиссии и передается для ознакомления членам коллектива. В течение месяца все должны ознакомиться с результатами обследования под роспись.
  5. В этот же период проводится работа по разработке предложений по улучшению условий труда на рабочих местах, снижающих или устраняющих воздействие вредных факторов и утверждению соответствующих мероприятий. Этот документ и все данные СОУТ публикуются в интернете на портале компании.

Отчетная документация о результатах спецоценки, это отчетная декларация с показателями соответствия условий труда на рабочих местах и участках требованиям ОТ. Результаты отчета будут использованы в статотчетности по форме № 1-Т (условия труда). Документы для Гострудинспекции готовит и представляет фирма, которая проводила экспертизу.

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -«нельготников». Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия «досрочникам» выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года» Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;

— Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса «вредности» значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса .

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его «вредности» присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на «допустимом» рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных «опасных» рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда («вредные» классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Дополнительный тариф страхового взноса

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Дополнительный тариф страхового взноса

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Специальная оценка условий труда. Общие положения

Специальная оценка условий труда осуществляется с января 2014 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. А также позволит правильно решать вопросы обеспечения компенсациями работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе по досрочным пенсиям этих работников.

Общие положения специальной оценки условий труда включают в себя следующие результаты проведения СОУТ:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 ФЗ N426 требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 ФЗ N426 (при наличии такого решения);

6) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

7) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

8) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Результаты СОУТ используются в целях:

1) разработки и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

2)предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда;

3)установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (см. статью 58_3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и статью 33_2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9282 — | 7397 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Условия труда периодически подвергаются специальной проверке. Это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

Что такое специальная оценка условий труда


Специальная оценка условий труда (СОУТ) – меры по определению вредных или опасных производственных факторов и установлению их влияния на человека. После этой процедуры определяются классы и подклассы по особенностям трудового процесса на работе.

Кому и в каких случаях нужно проводить оценку

Раньше аттестация требовалась в случае использования ручных инструментов, механизмов, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, которые представляют источник опасности. Теперь спецоценка проводится независимо от этих факторов.

ВНИМАНИЕ! Изменения произошли также по отношению к сотрудникам, работающим дома. Условия труда этих служащих теперь тоже оцениваются.

Места работы в офисе подлежат спецоценке, хотя ранее в законодательстве не было четкой позиции по данному вопросу.

Порядок проведения СОУТ

В ч. 1 статьи №8 Федерального закона «О СОУТ» от 29.12.2013 № 426-ФЗ указано, что наниматель обязуется проводить на предприятии оценку тяжести условий труда и контролировать периодичность оценок. Для этого он заключает договор об оказании услуг с компанией, основной профиль работы которой – спецоценка. Такое учреждение владеет критериями оценки и соответствует нормам статьи №19 Федерального закона о специальной оценке условий труда.

Подготовка к проведению СОУТ состоит из следующих этапов:

  • составление плана процесса оценки;
  • издание приказа о проведении;
  • заключение договора со специализированной компанией;
  • создание комиссии, состоящей из представителей работодателя и экспертов компании, проводящей оценку качества трудового процесса;
  • подготовка перечня, отражающего условия труда по рабочим местам служащих;
  • составление графика проведения оценки;
  • ведение протокола процедуры.

В том случае, если организация, в которой нужно проводить оценивание, относится к индивидуальным предпринимателям, в комиссию входят:

  • собственник либо лицо, представляющее его интересы;
  • сотрудник, который занимается охраной труда;
  • участник профсоюза.

Перед началом работы утверждается перечень рабочих мест сотрудников и составляется классификация, выделяются аналогичные места. Признаки аналогичных мест:

  • располагаются в сходных производственных подразделениях;
  • оборудованы по аналогичной схеме обеспечения жизнедеятельности (отопление, свет, вентиляция);
  • места, на которых работают служащие на похожих должностях с аналогичными обязанностями, одинаковым графиком работы, их условия труда подразумевают одно и то же рабочее время в рамках одного производственного процесса.

Организация должна предоставить компании, которая проводит оценивание, положения и документы, определяющие особенности всех мест по условиям труда.

Сроки проведения

Периодичность инициирования оценки определена Федеральным законом №426 – оценивание проводится один раз в пять лет.

Сроки СОУТ могут поменяться по следующим причинам:

  • введение новых рабочих мест;
  • предписание трудовой инспекции о необходимости проведения внеочередной проверки из-за обнаруженных нарушений в сфере охраны труда;
  • обнаружение факторов, повышающих угрозу жизни и здоровья служащих, задействованных в производственном процессе;
  • смена защитных средств;
  • при выявлении профзаболеваний у трудящихся, которые возникли в результате вредных факторов;
  • если произошел несчастный случай;
  • поступило требование профсоюза о проведении внеочередной процедуры.

Результаты

Результаты спецоценки оформляются отчетом, который содержит следующие сведения:

  • информацию о компании, которая провела оценивание;
  • список рабочих мест с описанием обнаруженных угрожающих факторов;
  • протокол выполненной работы;
  • информация о классах условий труда;
  • протокол, содержащий оценку эффективности средств защиты;
  • декларация СОУТ.

Отчет подписывают члены комиссии и ее председатель.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Компания, которая проводит оценивание, должна соответствовать следующим требованиям:

  • оказание услуг спецоценки зафиксировано в уставе как основная деятельность;
  • в компании работают от 5 экспертов, у одного из них должно быть профильное образование по специальности «Врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»;
  • в организационной структуре есть специализированное подразделение с подтвержденным правом выполнения измерений для контроля вредности факторов производства.

Экспертом по оценке может быть назначен сотрудник, имеющий стаж работы в лаборатории три года и более.

Ответственность за непроведение СОУТ

Возникновение ответственности за несвоевременную спецоценку определено кодексом об административных правонарушениях. Субъекты малого предпринимательства, которые не провели спецоценку в установленные сроки, обязуются заплатить штраф от 5 до 10 тысяч, для предприятий – от 60 до 80 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ! Если СОУТ не проводится систематически, назначается взыскание в сумме до двухсот тысяч рублей. Должностных лиц, ответственных за это, отстраняют от должности, а функционирование предприятия приостанавливается на период до трех месяцев.

Если происходит несчастный случай из-за неорганизованной вовремя спецоценки, причиняется тяжкий вред здоровью работника, для работодателя наступает уголовное наказание. Своевременная спецоценка защищает юридическое лицо от дополнительных расходов и неприятных последствий.

Понятие и цели специальной оценки условий труда

Понятие специальной оценки условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудово­го процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом от­клонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Цели специальной оценки условий труда (СОУТ)

Как сказано в ст. 7 Федерального закона от 23.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда), результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда па ра­бочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследо­вания несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обе­спечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определения в случаях, установленных федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудо­вым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит