ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, поощрение санкция наказание премирование увольнение обобщающее

Содержание
  1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. Поощрение санкция наказание премирование увольнение обобщающее
  3. 4.5.4. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК САНКЦИИ НОРМЫ ПРАВА
  4. Система поощрений и наказаний работников
  5. Урок обществознания по теме «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ». 10 КЛАСС
    план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Подписи к слайдам:

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается неоднозначно. Есть как сторонники, так и противники использования данного термина. В силу дискуссионности вопроса мы вынуждены будем несколько «злоупотреблять» цитированием источников и ссылками на разные мнения ученых.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и на позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». «Санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонений от норм. » (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1167).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567).

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях. права».

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М,, 1986. С. 293.

Далеко не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументирование обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм*.

О положительных (поощрительных, наградных) санкциях пишет П.А. Сорокин: «Если бы, например, в России, где шаблоны «должного» поведения фиксированы в «Своде законов», вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, исходящие как от государственной власти, так и от общественного мнения, – то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов государства. » 2 .

Идея поощрительных санкций все больше поддерживается и представителями других наук. «С точки зрения политологической, – подчеркивает, в частности, Л.С. Мамут, – санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные)» 3 .

«Поощрительные санкции (данный вид признается не всеми, поскольку о поощрительных нормах права стали писать совсем недавно) выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение» 4 .

Думается, что в юридической науке подобное понимание санкции (при всей условности термина «поощрительная») необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых, которые высказываются за выделение в нормах права специальных поощрительных санкций 5 .

В зарубежной правовой литературе получила признание также данная точка зрения: «Слово «санкция» предусматривает нечто ббльшее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторо-

См., например: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 53; Нэнто Р., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. С.Л; Муздыбаев К. 11сихология ответственности. Л„ 1983. С. 17.

2 Сорокин ПА. Указ. соч. С. 146.

3 МамутЛ.С. Политический процесс // Политология: Курс лекций. М., 1993. С. 92.

4 Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 347.

5 См ., например: Константинова В.М., Максименко С.Т. Правовые вопросы материального стимулирования деятельности предприятий. Саратов, 1981. С. 51–52; Мату-зов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 202; Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 233; Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 17, 57, 76; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999. С. 45,201 и др.

на санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной. Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы». «Иногда право, – отмечает П. Сандевуар, – использует в качестве санкционирования норм технику вознаграждения» 2 ,

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция – это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, а также превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия – и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация «негативного» характера – указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата – содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогности-

1 Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 172.

2 Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 235.

3 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 405–406.

ческая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо).

Как считает В.С. Жеребин, «сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия. правовых норм» 2 .

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-пра-вовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что «в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: «действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата» 3 .

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции – соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в статье 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г ., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета, на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

См.: Петров Г.М. Поощрения в государственном управлении. Правовые аспекты. Ярославль, 1993. С. 51.

2 Жеребин В.С. Диалектика социальных противоречий при социализме и право. М., 1986. С. 51.

3 Петров Г.М. Указ. соч. С. 46.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут»

прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме повышаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния,

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах

зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»); в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 13 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»); в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т.д. В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о поощрениях и наказаниях говорится в статье 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации – в статье 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

Поощрение санкция наказание премирование увольнение обобщающее

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, имеющая отличные, только ей присущие признаки.

Первичная группа — группа в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Неформальная группа — неофициальная группа, существующая на основе личных интересов ее участников, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единство и отличие от других подобных групп (род, племя, народность, нация).

Общественный класс — большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (буржуазия и рабочие).

4.5.4. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК САНКЦИИ НОРМЫ ПРАВА

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм:

они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

для них установлены определённые процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определён и круг лиц, наделённых правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;

для их наступления необходимо кроме объективной стороны ещё и определённое субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями «поощрение» и «наказание» существуют следующие принципиальные различия:

если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;

если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;

у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определённая ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина.

На мой взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». Санкция — «мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. «.

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм.

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция — это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершённое поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков итальянский юрист и публицист XVII в. Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

В-четвёртых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции — соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого 23 декабря 1992 г., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудни-ков органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; вы-дача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почёта; на Доску почёта; награжде-ние Почётной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развёрнутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почётным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации».

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»), в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»), в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 3 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»), в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 41.6 «Поощрение работников» и ст. 41.7 «Дисциплинарная ответственность»), в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 37 «Меры поощрения и порядок их применения» и ст. 38 «Меры взыскания»), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т. д.

В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание всё большим числом учёных поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведённые аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

Система поощрений и наказаний работников

Здравствуйте!
В компании есть утвержденные правила внутреннего трудового распорядка.
Основные моменты:
— раб.день с 9 до 18, обед 1 час
— соблюдение дресскода
— соблюдение порядка на раб.месте (запрет на хранение личных вещей на раб.месте: кружки, еда, крема, зеркала, косметика, верхняя одежда и пр.)
— и прочее.

Директор дал задание придумать систему наказаний и поощрений за соблюдение и нарушение данных правил. Может у кого уже есть что подобное. Поделитесь пожалуйста.
Не могу объективно размышлять и придумывать эту систему, т.к. сама ежедневно грешу опозданиями

Цитата (Julia_89): Здравствуйте!
В компании есть утвержденные правила внутреннего трудового распорядка.
Основные моменты:
— раб.день с 9 до 18, обед 1 час
— соблюдение дресскода
— соблюдение порядка на раб.месте (запрет на хранение личных вещей на раб.месте: кружки, еда, крема, зеркала, косметика, верхняя одежда и пр.)
— и прочее.

Директор дал задание придумать систему наказаний и поощрений за соблюдение и нарушение данных правил. Может у кого уже есть что подобное. Поделитесь пожалуйста.
Не могу объективно размышлять и придумывать эту систему, т.к. сама ежедневно грешу опозданиями

Доброго вам дня. Будьте осторожнее со штрафами и предостерегите от них руководителя.

К мерам дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Другие виды ответственности могут быть установлены НПА или локальными актами. Но среди них нет такой меры, как штраф.

Ст. 192 ТК РФ содержит закрытый перечень видов дисциплинарной ответственности:

Ст. 192 ТК РФ содержит закрытый перечень видов дисциплинарной ответственности:

Цитата (Важный бух
Доброго вам дня. Будьте осторожнее со штрафами и предостерегите от них руководителя. ):
К мерам дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Другие виды ответственности могут быть установлены НПА или локальными актами. Но среди них нет такой меры, как штраф.

Если у Вас установлена повременная оплата труда и не предусмотрено никаких поощрительных выплат, Вы имеете право только на применение дисциплинарных наказаний согласно ст.192 ТК РФ

Штрафы трудовым законодательством не предусмотрены. Мало этого, за нарушение трудового законодательства предусмотрено наказание

У Вас есть такой выход — введение Положения о поощрении работников, где будут предусмотрены какие-то поощрительные выплаты, размер которых может быть уменьшен или не начислен совсем при нарушении трудовой или производственной дисциплины.

В этом положении Вы должны будете указать порядок премирования работников и условия премирования.

Или же введение повременно-премиальной системы оплаты труда, когда заработная плата работника состоит из двух частей — постоянной(оклад)+переменной (премия)

Материал из электронной библиотеки «Пакет Кадровика»

Цитата: Как правильно изменить размер оклада работникам?

Среди некоторых работодателей распространена практика незаконного изменения размера оклада – просто приказом директора о внесении изменений в штатное расписание.

руководство пришло к выводу о неэффективности «голых» окладов и приняло решение о делении устаревших окладов на две части: постоянную (процентов эдак 50 от бывшего оклада) и зарабатываемую премию,

работник принят на работу с испытательным сроком, при этом на время испытания ему устанавливается маленький оклад, а на «послеиспытательное» время – большой,

руководство увеличивает оклады лучшим работникам,

Во всех случаях, прежде, чем изменять оклад, необходимо внимательно прочитать ст. ст. 57, 72, 22, 132 Трудового кодекса РФ:
«Статья 57. Содержание трудового договора
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
»
«Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора

Изменение определенных сторонами условий трудового договора … допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме».
«Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель обязан:

…обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности…»
«Статья 132. Оплата по труду

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда»

Только по воле двух сторон

Таким образом, «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)» являются обязательными условиями трудового договора. Изменить их в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72 ТК РФ), в том числе недопустимо, чтобы руководство самовольно поделило большой оклад на маленький и премию. В одностороннем порядке работодатель и увеличивать оклад не вправе. Если работодатель хочет изменить работнику условия оплаты, то он должен предложить работнику подписать соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Однако, следует иметь в виду, что, если Вы пропишите в таком соглашении, что оклад просто уменьшился или просто увеличился до такой-то суммы, не факт, что такое соглашение будет законным.

При изменении размера оклада нужно учитывать положения ст. 22 и ст. 132 ТК РФ.

Т.е. , например, кассир выполнял 10 должностных обязанностей, прописанных в его трудовом договоре и должностной инструкции. За это он получал оклад 10 тыс. рублей.

Если с ним заключить соглашение о том, что его оклад уменьшится и станет составлять 8 тыс. рублей, то такое соглашение нельзя признать законным. Ведь оно нарушит ст. 22 ТК РФ о равной оплате за труд равной ценности. Смотрите, количество обязанностей не изменилось, те же 10 обязанностей, что и прежде. Значит, труд остается той же «ценности», квалификация работника не изменилась (ст. 132 ТК РФ). Только раньше работник получал за этот труд 10тыс. рублей, а теперь за него же 8 тыс. рублей. Т.е. ст. 22 нарушена.

А как нужно было сделать, чтобы получилось законно?

Нужно было в соглашении к договору написать, что количество обязанностей работника уменьшилось (ценность, количество и качество труда тогда уменьшается), поэтому и оклад уменьшается. Или уменьшился объем обязанностей и рабочее время установили неполное.
Если Вы увеличиваете оклад по воле добрейшего руководства (не из-за инфляции или повышения квалификации работника), то поступать следует аналогично. Написать в соглашении к договору, что у работника становится больше обязанностей (ценность, количество и качество труда тогда увеличивается), и оклад увеличивается. Если просто увеличить оклад, не увеличивая объем обязанностей работника, то встанет вопрос: что ли раньше не доплачивали, раз за такой же труд платили меньше? А если с таким вопросом работник обратится в суд или Гострудинспекцию? Работодателям это ни к чему, поэтому следует проявить немного усердия в мелочах.
Увеличение оклада после испытания

Что касается работников, успешно прошедших испытание, то в связи с успехом просто так им тоже нельзя повышать оклад. Ведь согласно трудовому договору и должностной инструкции наверняка работник продолжает выполнять то же количество труда того же качества. При желании сторон испытанный работник и работодатель могут подписать соглашение к трудовому договору о том, что работнику поручается несколько новых обязанностей, и оклад его увеличивается. Некоторые работодатели также используют вариант: на время испытания работника берут на неполное рабочее время, а после успешного прохождения испытания по соглашению сторон работник начинает трудиться на условиях полного рабочего времени. Соответственно пропорционально увеличивается и оклад. В данном случае увеличивается объем труда.

Повышение оклада избранным

В некоторых компаниях оклады повышают избранным за то, что они родственники директора или ударники труда. При этом нередко допускают ошибки следующего плана. Работают два кассира в двух кассах компании. У них одинаковые обязанности согласно трудовому договору и должностной инструкции, одинаковое рабочее время, одинаковое название должности согласно штатному расписанию. Т.е., согласно документации они выполняют одинаковый труд. Поэтому повысить оклад только одному из них будет незаконно. Нужно повышать сразу обоим. Если же есть необходимость все-таки выделить одного из них, то стоит добавить или изменить перечень его обязанностей по сравнению с другим работником и переименовать должность (недопустимо, чтобы по одноименной должности были разные комплекты обязанностей).

Не забывайте знакомить работника под подпись с изменениями, внесенными в должностную инструкцию, и отражать реформы в штатном расписании.

Размер окладов обязательно указывается в штатном расписании. При изменении окладов необходимо издавать приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Урок обществознания по теме «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ». 10 КЛАСС
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
urok_sotsialn._normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.docx 49.85 КБ
prezentatsiya_-_sotsialnye_normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.pptx 356.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ». 10 КЛАСС

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока : изучение нового материала.

1. Социальные нормы, их значение.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

3. Социальные санкции

Х о д у р о к а

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.

— Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?

— Существуют ли правила поведения для всех?

— Какой человек может стать преступником?

— Чем опасны алкоголь и наркотики?

III. Изучение нового материала.- 30 мин.

1. Социальные нормы, их значение. – 10 мин.

Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 173-174 «Социальные нормы», составить кластер или схему, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Функции социальных норм:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).

2. Как ожидания поведения (реакция других людей).

З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль . – 10 мин.

1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

На уровне личности: преступления, правонарушения, аморальное поведение.

На уровне государства: коррупция, бюрократия.

Творчество, новаторство, эксцентричность т.е. направлены на улучшение жизни.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

УК РФ выделяет следующие виды преступлений:

— В сфере экономики

— Против общественной безопасности и общественного порядка

— Против государственной власти

— Против военной службы

— Против мира и безопасности

Задание – стр. 182 – работа с документом «Девиантное поведение: благо или зло»

Ответьте на вопросы :

1 . Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

3. Социальные санкции — 10 мин.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 176-179. Изучив четыре типа санкций, на примерах покажите их действие.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного. – 6 мин.

Ответить на в о п р о с ы:

1) Что такое социальная норма ?

2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

3) Какую роль играет социальный контроль?

Подготовка к ЕГЭ

1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа 1) формальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота 2) неформальные негативные санкции

Д) отказ от сотрудничества

2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением 1) моральные

B) закрепляют представление о прекрасном и безоб­

разном 2) правовые

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением 3) эстетические

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология

5) осуждение 6) духовная культура

Домашнее задание: § 16, вопросы 1-6 – 1 мин.

Литература к уроку:

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.

Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение Шембелиди Елена Григорьевна учитель обществознания МБОУ СОШ № 2

ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции. Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи. Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Социальные нормы это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Регулируют общий ход социализации . Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество. Контролируют отклоняющееся поведение. Служат образцами, эталонами поведения.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество. 2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Негативное. На уровне личности: преступления, правонарушения, аморальное поведение. На уровне государства: коррупция, бюрократия . Позитивное. Творчество, новаторство, эксцентричность т.е. направлены на улучшение жизни.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. УК РФ выделяет следующие виды преступлений: — Против личности — В сфере экономики — Против общественной безопасности и общественного порядка — Против государственной власти — Против военной службы — Против мира и безопасности

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм. Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ — ПОЗИТИВНЫЕ — ПОЗИТИВНЫЕ — НЕГАТИВНЫЕ — НЕГАТИВНЫЕ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа 1) формальные В) объявление выговора негативные санкциИ Г) объявление бойкота 2) неформальные Д) отказ от сотрудничества негативные санкции

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ A) санкционированы государством Б) обеспечиваются общественным 1) моральные мнением B) закрепляют представление о прек- 2) правовые расном и безобразном Г) основаны на представлениях о добре и зле 3) эстетические Д) обеспечиваются государственным принуждением Е) чаще проявляются в художественном творчестве

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение. 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология 5) осуждение 6) духовная культура Домашнее задание: § 16, вопросы 1-6

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал о… Мне было интересно … Я попробую… Меня удивило…

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит