Резервы предстоящих расходов, резервы будущих периодов бюджетном учете

Содержание
  1. Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?
  2. 18. Учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.
  3. Применение счетов "Расходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов"
  4. Вопрос
  5. Ответ
  6. Резервы будущих периодов бюджетном учете
  7. Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

18. Учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.

Расходы будущих периодов (РБП)( счет 97) в соответствии с планом счетов – расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

На счете 97 могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом о.с. (когда не создавался соответствующий резерв или фонд) и др.

Аналитический учет ведется по видам расходов.

Таким образом, счет «Расходы будущих периодов» формируется в следующих случаях:

1) Срок пользования полученным правом, работой, услугой или срок, к которому относятся расходы организации четко определен, в т.ч. условиями договора. Сюда относятся расходы на страхование, лицензии;

2) Срок пользования полученной ценностью договором не определен, но известно, что она будет использоваться в процессе изготовления продукции не только текущего месяца, но и в дальнейшем в процессе производства или управления организацией. Сюда относятся стоимость программных продуктов, на которые по договору получены ограниченные права использования без указания срока; приобретение права пользования телефонной линией; стоимость неравномерно проводимых ремонтов о.с. (если не создавался резерв, фонд);

3) Срок пользования полученной ценностью договором не определен, но известно, что она будет использоваться в последующие периоды, в т.ч. затраты, связанные с подготовкой и освоением производства, расходы, связанные с горно-подготовительными работами.

РБП в соответствии с ПБУ.

В соответствии с положением по ведению бух. учета и бух. отчетности в РФ (п.65), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н – новая редакция).

ПБУ 14/2007 «Учет НМА» не включает в состав НМА расходы, связанные с приобретением лицензий. В связи с этим расходы по приобретению лицензий целесообразно учитывать на счете 97 в качестве расходов будущих периодов.

Условия признания РБП в учете В соответствии с ПБУ 10/99 п.16:

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2) сумма расхода может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

П. 17 ПБУ 10/99 Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

П.19 ПБУ 10/99 Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках: путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Порядок отражения РБП в бух. учете.

В момент совершения расходов на их сумму производятся записи по Дебету счета 97 с Кредита счетов учета материальных, трудовых, финансовых ресурсов:

Дебет 97 / Кредит 10, 70, 69, 60, 76 и др.

По мере наступления соответствующих отчетных периодов, относящиеся к нимрасходы подлежат списанию:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 и др. / Кредит 97

РБП могут списываться линейным методом – предполагает списание расходов равными долями в отчетных периодах, к которым они относятся и пропорционально объему выпущенной продукции – сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции.

Порядок отражения РБП в налоговом учете.

В налоговом учете РБП отсутствуют как объект учета. Можно сказать, только то, что согласно ст. 272 НК в целях налогообложения прибыли — в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Резервы предстоящих расходов (РПР)(сч. 96) – предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.

Аналитический учет – по отдельным резервам.

Данный вид резерва формируется в случае, если он пре­дусмотрен УП организации. На счете 96 могут быть отражены суммы:

— предстоящей оплаты отпусков, включая платежи на социаль­ное страхование и обеспечение работников;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— на ремонт основных средств (если предусмотрено учетной политикой

— производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— на другие предусмотренные законодательством цели.

Цели создания РПР:

1) равномерное включение расходов в себестоимость;

2) выравнивание промежуточных фин. результатов;

3) обеспечение накопления источников финансирования значительных по сумме затрат, носящих периодический характер.

Требования, предъявляемые к созданию РПР:

1) необходимость формирования, порядок создания и использования должны быть отражены в УП организации;

2) размеры резервов должны быть обоснованы экономическими расчетами и оформлены бух. справками;

3) неиспользованные суммы резервов в кон.года подлежат инвентаризации корректировке. Недостаток резерва доначисляется той же проводкой, что и создание резерва, а остаток сторнируется.

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 / Кредит 96

Дебет 96 / Кредит 70,69 — на оплату отпусков, вознаграждения за выслугу лет

Дебет 96 / Кредит 10,70,69 – ремонт собственными силами

Дебет 96 / Кредит 23 – ремонт цехом вспомогательного производства

Дебет 96 / Кредит 60, 76 ремонт силами сторонней организации

Как правило, большинство резервов не имеют сальдо на конец года. Однако некоторые из них, например резервы на оп­лату отпусков работникам, на ремонт основных средств, на рекультивацию земель, осуществление иных природоохранных мероприятий, могут иметь переходящие остатки.

Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. (Ст. 324.1. НК)

Налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н были утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, из которой исчезла строка «Расходы будущих периодов», а затем приказом Минфина от 24.12.2010 № 186н был изменен и пункт 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации», утв. приказом Минфина от 29.07.1998 №34н.

Новая редакция пункта 65 Положения означает, что для каждого расхода, который предполагается учитывать как РБП, нужно определить вид актива, к которому такой расход можно отнести. Если конкретный вид актива подобрать трудно, но в том, что расход соответствует общему определению актива сомнений нет, то РБП можно отнести к прочим оборотным или прочим внеоборотным активам в зависимости от срока списания: если РБП предполагается списать в затраты в течение 12 месяцев, то его следует показать в составе оборотных активов, если срок списания больше года, то уместнее будет показывать РБП в составе внеоборотных активов.

Применение счетов «Расходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов»

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Можно ли в учете учреждения не применять счета 40150 «Расходы будущих периодов» и 40160 «Резервы предстоящих расходов», закрепив данное решение в учетной политике учреждения?

Ответ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Согласно п. 302 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», счет 40150 «Расходы будущих периодов» применяется для учета в том числе, расходов, связанных с:

  • сезонным характером работ;
  • освоением новых производств;
  • рекультивацией земель;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников;
  • приобретением неисключительных прав;
  • неравномерно проводимым ремонтом основных средств и др.

С учетом изменений, внесенных п. 3.66 приложения к приказу Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) счет 401 50 «Расходы будущих периодов» также применяется для учета расходов связанных:

  • со страхованием имущества и гражданской ответственности;
  • с выплатой отпускных.

В частности, в Инструкцию № 157н введен новый счет 40160 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Вместе с тем названный пункт не устанавливает обязанность по формированию в бухучете резервов (в т.ч. на оплату отпусков).

Кроме того, в пункте 302 Инструкции № 157н сказано, что учреждение может не создавать резервы. В таком случае расходы, которые относятся к будущим периодам, необходимо отражать на счете 401 50 «Расходы будущих периодов».

В соответствии с пп. 6, п. 302.1 Инструкции № 157н в учетной политике учреждения устанавливается исходя из особенностей его деятельности:

  • необходимость создания резервов;
  • порядок оценки созданных резервов;
  • момент отражения в учете создание и расходование сумм резервов;
  • прочие вопросы (в т. ч. создавать или нет резервы в учете).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, методологически неверно полностью исключать использование счетов 401 50 «Расходы будущих периодов» и 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Резервы будущих периодов бюджетном учете

К счетам для учета источников собственных средств относятся счета, на которых учитываются различные фонды, резервы, финансирование и финансовые результаты. На счетах фондов отражаются уставный и амортизационный фонд, фонды экономического стимулирования и специального назначения. Резервы отражаются на счете Резерв предстоящих расходов (платежей) . Финансирование учитывается на счетах Финансирование капитальных вложений , Целевое финансирование и поступления и др. На счетах финансовых результатов отражается чистый доход (прибыль), полученный от хозяйственной деятельности, а также доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам. Эти данные получают со счетов Прибыли и убытки и Доходы будущих периодов . [c.125]

АКТИВЫ ЧИСТЫЕ — рыночная стоимость капитала предприятия с учетом нематериальных активов компании и ее долговых обязательств. Это расчетная величина, получаемая путем вычитания из суммы активов (в которую включаются по балансовой стоимости имущество в денежной и неденежной формах, основные средства и прочие внеоборотные активы, кроме задолженности по вкладам в уставный капитал, задолженность организации за проданное ей имущество запасы и затраты денежные средства, расчеты и прочие активы) сумм ее обязательств (целевых поступлений и финансирования, арендных обязательств долгосрочных и краткосрочных обязательств банкам и прочим юридическим и физическим лицам, расчетов и пассивов, кроме сумм, отраженных по статьям Резервы по сомнительным долгам и Доходы будущих периодов ). [c.17]

Бюджетно-распределительные счета предназначены для учета расходов и доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а также источники покрытия расходов относящихся к данному отчетному периоду, но еще фактически не произведенных. К таким счетам относятся счета Расходы будущих периодов , Доходы будущих периодов , Резервы предстоящих расходов . [c.92]

На наш взгляд, в ПБУ 13/2000 нет четкости критериев квалификации и признания в бухгалтерском учете государственной помощи. Изначально она признается как целевое финансирование. Напомним, что данная статья в бухгалтерской отчетности отражается в разделе Капитал и резервы . Согласно новому Плану счетов [30] счет 86 Целевое финансирование относится к разделу VII Капитал . Затем полученные средства квалифицируются как доходы будущих периодов. Несмотря на то, что в составе бюджетных средств (см. п. 4 ПБУ 13/2000]) выделяются также средства на финансирование текущих расходов , в бухгалтерском учете полученные средства изначально квалифицируются не как текущие доходы, а фактически как доходы, которые ожидается получать в течение нескольких отчетных периодов. На наш взгляд, логичнее было бы признавать полученные в форме государственной помощи средства на финансирование текущих расходов в качестве дохода отчетного периода. Кроме того, следует также отметить, что на практике будет достаточно сложно на действующем предприятии проследить путь использования государственной помощи, полученной на финансирование текущих расходов приобретение на предоставленные средства материальных ценностей, отпуск их в производство, начисление заработной платы, осуществление иных видов текущих затрат. [c.317]

В составе Краткосрочных обязательств выделяют группы статей Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов . Доходы будущих периодов , Резервы предстоящих расходов , а также Прочие краткосрочные обязательства , где показывают суммы краткосрочных пассивов, не нашедших отражения по другим статьям данного раздела бухгалтерского баланса. Статьи этой группы требуют более детального рассмотрения, так как по своему характеру они могут быть ближе к собственным источникам финансирования. Например, в составе резервов предстоящих расходов и платежей отражают суммы, зарезервированные на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности, на ремонт основных средств и предметов проката, возведение временных зданий и сооружений, которые по своему назначению являются собственными и подлежат исключению из состава заемных средств. Резервы на оплату отпусков зарубежным стандартам бухгалтерского учета относят к среднесрочным обязательствам и включают в состав заемного капитала при оценке платежеспособности и финансовой независимости предприятия. [c.164]

По учету издержек обращения и финансовых результатов предприятий общественного питания составляются следующие табуляграммы Расходы будущих периодов Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей Издержки обращения предприятий общественного питания Расходы, потери и доходы по таре в общественном питании Результаты предприятий общественного питания . [c.196]

Как видно в ПБУ 13/2000 нет четкости критериев квалификации и признания в бухгалтерском учете государственной помощи. Изначально она признается как целевое финансирование. Напомним, что данная статья в бухгалтерской отчетности отражается в разделе Капитал и резервы , согласно новому Плану счетов счет 86 Целевое финансирование относится к разделу VII Капитал . Затем полученные средства квалифицируются как доходы будущих периодов. Несмотря на то, что в составе бюджетных средств (см. п. 4 ПБУ 13/2000) выделяются также средства на финансирование текущих расходов , в бухгалтерском учете полученные средства изначально квалифицируются не как текущие доходы, а фактически как доходы, которые ожидается получать в течение нескольких отчетных периодов. На наш взгляд, логичнее было бы признавать полученные в форме государственной помощи средства [c.209]

Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения

В составе расходов будущих периодов (РБП) учитывают затраты, которые начислены в текущем, но относятся к будущим отчетным периодам . Данные расходы списывают постепенно в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Конкретного перечня таких расходов законодательство не содержит. Их примерный и открытый перечень дан в пункте 302 Инструкции. Так, к РБП могут относиться затраты:

  • по подготовительным к производству работам в связи с их сезонным характером;
  • по освоению новых производств, установок и агрегатов;
  • по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;
  • по добровольному страхованию (пенсионному обеспечению) сотрудников учреждения;
  • по приобретению неисключительного права пользования нематериальным активом в течение нескольких отчетных периодов;
  • по неравномерно производимому в течение года ремонту основных средств;
  • по иным аналогичным расходам.

Бухгалтеру нужно четко разделять расходы будущих периодов и суммы выданных авансов. Так, РБП — это расходы, которые уже понесены учреждением. Поэтому, например, те или иные контрагенты, которым данные расходы оплачены, не несут перед учреждением каких-либо обязательств. Так, что к «иным аналогичным расходам» можно отнести и затраты на сертификацию или лицензирование. В то же время затраты на подписку на периодические печатные издания расходами будущих периодов не признаются. При оплате таких затрат у издателя остается обязанность регулярно предоставлять компании экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Поэтому суммы, перечисленные издателю, отражают не как РБП, а как выданные авансы.

Сумму расходов будущих периодов отражают по дебету счета 0 401 50 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим аналитическим счетам). Обратите внимание: сумму РБП, учтенную по счету 0 401 50 000, отражают в строке 625 баланса учреждения со знаком «минус».

Если данные расходы понесены в рамках деятельности организации, не облагаемой НДС, то сумму «входного» налога по ним учитывают в составе этих затрат. Если РБП понесены в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, то налог принимают к вычету в общем порядке (то есть после их отражения в учете при условии, что данные затраты нужны для деятельности, облагаемой налогом, и при наличии счета-фактуры поставщика).

Сумму РБП в зависимости от их вида включают в состав текущих расходов учреждения (счета 0 109 60 000, 0 109 70 000 . 0 401 20 000). Списание РБП на счета по учету текущих затрат происходит постепенно. При этом учреждение вправе самостоятельно определять, каким способом это будет осуществляться. Инструкция предлагает 2 варианта :

  • равномерно в течение срока, к которому они относятся;
  • пропорционально объему выпущенной продукции.

Перечень этих способов открыт. Учреждение вправе установить и другой экономически обоснованный вариант. Конкретный способ закрепляют в качестве элемента учетной политики организации.

Первый вариант самый простой. Поэтому его использует большинство учреждений. Для того чтобы его применять, нужно определить период, к которому РБП относятся. Например, при лицензировании это срок действия лицензии, при покупке неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности — срок, на который такие права были предоставлены. Подобный срок определяют на основании документов, которыми РБП были оформлены.

Пример

В конце декабря текущего года за счет субсидии на выполнение государственного задания учреждение приобрело неисключительные права на нематериальный актив (программу для ЭВМ). Стоимость прав — 276 120 руб. (НДС не облагается), срок предоставления — 18 месяцев. Для приобретения прав учреждение воспользовалось инфор мационно-консультационными услугами сторонней организации. На них было потрачено 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Программа используется в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Согласно учетной политике учреждения РБП списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не при водится.

Операции по приобретению неисключительных прав на программу для ЭВМ будут отражены записями:

Дебет 4 401 50 226 Кредит 4 302 26 730

– 276 120 руб. — отражены стоимость неисключительных прав и кредиторская задолженность перед правообладателем;

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 276 120 руб. — оплачена стоимость неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе;

– 276 120 руб. — учтена стоимость неисключительных прав увеличением забалансового счета 01;

Дебет 4 401 50 226 Кредит 4 302 26 730

– 17 700 руб. — отражены стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав, и кредиторская задолженность перед исполнителем (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 17 700 руб. — оплачена стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе.

Общая сумма расходов будущих периодов составила:

276 120 + 17 700 = 293 820 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения.

Указанные расходы будут включаться в текущие затраты учреждения в течение 18 месяцев (срока, на который предоставлены исключительные права). Соответственно, ежемесячно учреждению нужно списывать:

293 820 руб. : 18 мес. = 16 323,33 руб.

Списание РБП ежемесячно отражают записью:

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 . ) Кредит 4 401 50 226

– 16 323,33 руб. — списана сумма РБП, приходящихся на один месяц.

За 12 мес. отчетного года в состав текущих затрат учреждения будет включена сумма РБП в размере:

16 323,33 руб. × 12 мес. = 195 879,96 руб.

Сумма РБП, не списанная на конец года, составит:

293 820 – 195 879,96 = 97 940,04 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения на конец отчетного года.

Если из документов, которыми оформлены РБП, установить срок, в течение которого они должны быть списаны, невозможно, учреждение вправе определить его самостоятельно. Его утверждают приказом руководителя организации. При этом могут учитываться те или иные нормы гражданского законодательства. Например, в отношении неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности обычно он определяется в 5 лет.

Мнение специалиста

Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, должны отражаться в бухгалтерском учете учреждения (лицензиата) в качестве расходов будущих периодов (списываться в дебет счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов»).

Последующее отнесение данных сумм в дебет счетов 0 401 20 000, 0 109 00 000 должно осуществляться в течение срока действия договора в порядке, установленном учетной политикой (например ежемесячно в равных суммах). В том случае, когда лицензионным договором (соглашением) не предусмотрен конкретный срок использования учреждением программного продукта, учреждение самостоятельно устанавливает этот срок, руководствуясь при этом положениями гражданского законодательства (такие рекомендации, в частности, даны Минфином России для целей учета расходов при налогообложении прибыли в письмах от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 № 03-03-06/2/88). В частности, в соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

А. Семенюк, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет суммы РБП, подлежащей списанию, можно вести исходя из количества не месяцев, а дней, в течение которых они должны быть списаны. Подобный порядок расчета является более точным. Однако бухгалтерское законодательство такого требования не содержит. Поэтому бухгалтер вправе установить более удобный для себя способ (подневный или помесячный) и закрепить его в качестве элемента учетной политики.

Второй вариант, как правило, используют крупные промышленные или сельскохозяйственные организации. Он предусматривает, что РБП списывают пропорционально выработке той продукции, для выпуска которой данные затраты были понесены. Например, по горно-подготовительным работам это предполагаемые объемы горных выработок, по подготовительным работам, связанным с сезонным выпуском продукции, — предполагаемый объем ее выпуска.

Отметим, что в составе РБП может учитываться заработная плата тех или иных работников учреждения. При этом План счетов не предусматривает отражения как РБП взносов по обязательному социальному страхованию, которые с нее начислены. В связи с этим, по нашему мнению, сумма взносов может быть единовременно учтена в составе текущих расходов учреждения.

Пример

Учреждение занято производством продукции сельскохозяйственного назначения. В I квартале за счет приносящей доход деятельности в процессе подготовки к процессу выращивания и производства сельскохозяйственного сырья было израсходовано 1 163 635 руб. (без НДС), в том числе:

— 748 800 руб. — заработная плата работников, занятых в подготовке;

— 227 635 руб. — взносы на обязательное соцстрахование, начисленные с заработной платы работников, занятых в подготовке;

— 187 200 руб. — расходы на оплату услуг сторонних организаций.

Согласно учетной политике учреждения РБП списываются пропорционально объему выпущенной продукции.

При отражении данных расходов в учете учреждения сделаны записи:

Дебет 2 401 50 211 Кредит 2 302 11 730

– 748 800 руб. — отражены в составе РБП заработная плата работников, занятых подготовкой к производству, и задолженность перед ними;

Дебет 2 109 60 213 (2 109 70 213 . ) Кредит 2 303 02 730 (2 303 06 730 . )

– 227 635 руб. — начислены взносы по обязательному социальному страхованию;

Дебет 2 401 50 226 Кредит 2 302 26 730

– 17 700 руб. — отражены в составе РБП стоимость услуг, связанных с подготовкой к производству, и кредиторская задолженность перед подрядчиками.

Предположим, учреждение планирует выпустить 40 000 т сырья. В течение года его фактический выпуск составил:

— во II кв. — 15 000 т;

— в Ill кв. — 20 000 т;

— в IV кв. — 2 000 т.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в части заработной платы работников учреж дения, составит:

(15 000 т : 40 000 т) × 748 800 руб. = 280 800 руб.;

(20 000 т : 40 000 т) × 748 800 руб. = 374 400 руб.;

(2000 т : 40 000 т) × 748 800 руб. = 37 440 руб.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в оплату услуг сторонних организаций, составит:

(15 000 т : 40 000 т) × 187 200 руб. = 70 200 руб.;

(20 000 т : 40 000 т) × 187 200 руб. = 93 600 руб.;

(2000 т : 40 000 т) × 187 200 руб. = 9360 руб.

Операции по списанию РБП будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 . ) Кредит 2 401 50 221

– 280 800 руб. — списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на II квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 . ) Кредит 2 401 50 226

– 70 200 руб. — списана сумма РБП в оплаты услуг сторонних организаций, приходящихся на II квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 . ) Кредит 2 401 50 221

– 374 400 руб. — списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 . ) Кредит 2 401 50 226

– 93 600 руб. — списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 . ) Кредит 2 401 50 221

– 37 440 руб. — списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на IV квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 . ) Кредит 2 401 50 226

– 9360 руб. — списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на IV квартал;

Сумма РБП, которая не будет списана за отчетный год, составит:

748 800 + 187 200 – 280 800 – 70 200 – 374 400 – 93 600 – 37 440 – 9360 = 70 200 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус»)

баланса учреждения на конец отчетного года.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит