Действующая редакция, выплаты стимулирующего характера бюджетных учреждениях

Содержание
  1. Действующая редакция
  2. РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях"
  4. Изменения и поправки
  5. Стимулирующие выплаты работникам бюджетных учреждений
  6. Нормативно-правовая основа для стимулирования работников
  7. Точка отсчета - государственное (муниципальное) задание
  8. Показатели деятельности учреждения
  9. Локальный акт и стимулирующие выплаты
  10. Трудовой договор и стимулирующие выплаты
  11. Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях
  12. Виды стимулирующих выплат и порядок их назначения в 2019 году
  13. Правовая основа
  14. Как и кем формируются стимулирующие выплаты?
  15. Балльная система оценки труда
  16. Стимулирующие выплаты для бюджетников
  17. Надбавки работникам сферы образования
  18. Выплаты медицинским работникам
  19. Выплаты госслужащим
  20. Могут ли не выдать заработанное поощрение?

Действующая редакция

РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2008 г.

Регистрационный N 11080

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4893) приказываю:

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1;

разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 2.

Министр Т. Голикова

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствием с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты работникам бюджетных учреждений

Статьи по теме

Показатели эффективности деятельности любого бюджетного учреждения определяются качеством оказываемых услуг, производительностью труда и уровнем выполнения государственного (муниципального) задания. Очевидно, что для достижения высоких показателей руководитель должен иметь в своем арсенале набор соответствующих управленческих инструментов. Одним из таких инструментов являются выплаты, нацеленные на стимулирование трудовой деятельности работников.

Нормативно-правовая основа для стимулирования работников

ПостановлениемПравительства РФ от 22.09.2007 № 605 (См.: Финансовый справочник бюджетной организации.2008. № 1.)утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работниковфедеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей(далее — Положение). В соответствии с п. 4 Положения Министерствоздравоохранения и социального развития РФ приказом от 29.12.2007 № 818 (далее- Приказ № 818) утвердило перечень выплат стимулирующего характера.Утвержденный перечень состоит из следующих выплат:

  • за интенсивность и высокие результаты работы;
  • за качество выполняемых работ;
  • за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно разъяснениям к Приказу № 818 к выплатамстимулирующего характера относятся выплаты, направленные на достижениеработником качественных результатов труда, а также поощрение за выполненнуюработу. Такие выплаты должны устанавливаться работнику с учетом:

  • критериев, позволяющих оценить результативность икачество его работы;
  • рекомендаций соответствующих федеральных органовисполнительной власти.

Порядок установления стимулирующих выплат, их размердолжны быть оговорены в действующем в учреждении коллективном договоре.Условия установления стимулирующих выплат конкретному работнику оговариваютсяв трудовом договоре.

При разработке систем оплаты труда следует иметь ввиду,что согласно Приказу № 818, начиная с 1 января 2010 г., объем средств, направляемыхна стимулирующие выплаты, должен составлять не менее 30% средств на оплатутруда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Это существенный»кусок» бюджетных ассигнований, подлежащий распределению междуработниками федерального бюджетного учреждения. Поэтому принятый в учреждениипорядок установления стимулирующих выплат должен быть справедливым и реальноспособствовать повышению качества работы и результативности деятельностиконкретного учреждения.

За последние годы у большинства руководителей бюджетныхучреждений выработался определенный стереотип в отношении использованиясредств на оплату труда.

С одной стороны, руководители с большой осторожностьюиспользуют в течение года средства, поступающие на оплату труда. И только вчетвертом квартале или лишь в декабре решаются потратить все до копеечки. Вомногом это связано с тем, что только по окончании года можно получитьболее-менее объективные показатели деятельности как отдельных структурныхподразделений учреждения, так и конкретных работников.

С другой стороны, традиционно принятые бюджетныеобязательства в меньших объемах, чем доведенные до учреждения лимиты бюджетныхобязательств, рассматриваются как негативный фактор. Поэтому руководителиучреждений стремятся по состоянию на 31 декабря отчетного года потратить всебюджетные денежные средства, выделенные на оплату труда.

Как правило, средства, полученные учреждением на оплатутруда, расходуются в течение года неравномерно. При таких обстоятельствахвесьма затруднительно говорить об эффективном применении выплат, которые моглибы действенно стимулировать производительность работников и повышение качествауслуг, оказываемых учреждением. В большинстве случаев расходование выделенныхна оплату труда бюджетных средств сводится к перераспределению средств в пользунаиболее лояльных к руководству работников. Зачастую такое перераспределениепроизводится с помощью установления разного рода надбавок, доплат, премий и т.п. Таким образом, оплата труда конкретного работника формируется из десятка, ато и более, разного рода доплат и надбавок сверх установленного ему оклада.

При приеме на работу с каждым работником оговариваетсяне только размер денежного вознаграждения, но и объем работы, соответствующийсумме установленного ему оклада. Такой объем работы может выражаться вколичественных показателях (сделать столько-то штук изделий за смену и т. п.),либо в вы­полнении работ с определенным уровнем качества. Если работодательзаинтересован в повышении производительности труда своего работника, достиженияим более высокого качества выполненной работы, то он должен стимулировать уработника стремление к более высоким результатам. Таким образом, если работникв течение рабочего дня (смены) производит большее количество продукции, оказываетуслуги более высокого качества, то работодатель поощряет такого сотрудника соответствующим материальным вознаграждением.

Очевидно, что ни один благоразумный работодатель нестанет нести дополнительные расходы по оплате труда, чтобы повысить заинтересованностьработника в качественном выполнении своих должностных обязанностей. Ведь за выполнениедолжностных обязанностей работник получает вознаграждение, установленное втрудовом договоре при приеме на работу.

Однако в реальности все бывает совсем по-другому. Так,Министерство здравоохранения и социального развития РФ приказом от 29.12.2007№ 823 внесло соответствующие разъяснения о реализации п. 9 Положения,утвержденного постановлением Правительства РФ № 605. Напомним, что Положениемпредоставлено право соответствующему федеральному органу исполнительной властиустанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера. И наэти цели федеральные органы исполнительной власти могут направлять до 5%ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работниковподведомственных им учреждений.

Минздравсоцразвития России предлагает следующиепоказатели для поощрения руководителей федеральных бюджетных учреждений:

  • выполнение учреждением в установленном порядкепоказателей его деятельности;
  • выполнение учреждением решений Правительства РФ ифедеральных органов исполнительной власти, принятых в отношении учреждения всоответствии с его компетенцией;
  • отсутствие нарушений законодательства РФ при проведениимероприятий по контролю (надзору);
  • отсутствие в учреждении задолженности по заработнойплате;
  • участие в реализации национальных проектов, федеральныхцелевых программах и др.

Изучив эти показатели, возникает вопрос: а за что тогдаруководители получают установленный им должностной оклад? Разве выполнениерешений Правительства РФ и федеральных органов власти, своевременная выплатазаработной платы не входит в круг должностных обязанностей руководителяфедерального бюджетного учреждения? И для того, чтобы учреждение работало безнарушений законодательства, требуется дополнительное денежное стимулированиеего руководителей? Если это так, то, может, имеет смысл установить стимулирующуюнадбавку рядовым работникам за соблюдение внутреннего трудового распорядка исвоевременное, без опозданий появление на рабочем месте?

Очевидно, что предложенные Министерствомздравоохранения и социального развития РФ выплаты руководителям федеральныхбюджетных учреждений с трудом можно квалифицировать как стимулирующие.

Стремление Правительства РФ материально стимулироватьруководителей и работников бюджетных учреждений — весьма позитивный фактор.Замечательно и то, что работа чиновников рассматривается как деятельность,ориентированная на конкретные результаты.

Однако попытка разработать в один миг, «однимросчерком пера» эффективный механизм реализации одного из наиважнейшихэлементов системы управления персоналом — «стимулирование персонала»,а тем более в государственном секторе, представляется сомнительной. Тем более,что в государственном секторе экономики принципы и подходы управленияперсоналом, эффективно работающие в частном секторе, во многих случаях неприносят ожидаемого результата.

Точка отсчета — государственное (муниципальное) задание

Точно также, как при приеме на работу с работникомоговаривается объем работы и соответствующее этому объему вознаграждение, таки согласно Бюджетному кодексу РФ (далее — БК РФ) до каждого бюджетногоучреждения в свое время доводится государственное (муниципальное) задание свыделением необходимого объема финансовых средств.

Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ государственное(муниципальное) задание — это документ, устанавливающий требования к составу,качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказаниягосударственных (муниципальных) услуг.

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ в этом документедолжны содержаться в том числе:

  • определение категорий физических и (или) юридическихлиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • показатели, характеризующие качество и (или) объем(состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных(муниципальных) услуг;
  • порядок оказания государственных (муниципальных) услугфизическим и (или) юридическим лицам;
  • предельные цены (тарифы) на оплату государственных(муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, еслизаконодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующихуслуг на платной основе, либо порядок их установления;
  • порядок контроля за исполнением государственного(муниципального) задания, в т. ч. условия и порядок его досрочного прекращения.

Другими словами, государственное задание — это тотминимальный объем услуг, который бюджетное учреждение должно предоставитьфизическим и юридическим лицам с установленным уровнем их качества. В своюочередь, принятие необходимых мер по выполнению этого задания является должностнойобязанностью как руководителя бюджетного учреждения, так и всех его работников.

В том случае, если руководитель учреждениязаинтересован в повышении производительности труда работников по выполнениюгосударственного (муниципального) задания, т. е. в увеличении объема и видовоказываемых услуг, повышения их качества, то он должен использовать системустимулирующих выплат.

Показатели деятельности учреждения

Очевидно, что главным направлением в стимулированиируководителей и работников бюджетных учреждений является материальноепоощрение за достижение объективных показателей, свидетельствующих обулучшении результатов работы. Заинтересованность каждого работника в улучшениирезультатов труда прежде всего на своем рабочем месте, в данном подразделении,есть гарантия достижения необходимых показателей деятельности учреждениям вцелом.

При разработке системы стимулирующих выплат работниками руководителям подразделений следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, необходимо обеспечить взаимосвязь индивидуальных иколлективных результатов работы. Показатели премирования должнысоответствовать задачам деятельности конкретного подразделении, и, кроме того,должны реально зависеть от трудовых усилий данного коллектива или данногоработника. Поощрение сотрудников за основные результаты хозяйственнойдеятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Здесь можновспомнить практику применения коэффициента трудового участия (КТУ), котораяшироко применялась на производстве в советское время.

Во-вторых, критерии поощрения должны быть просты, понятны исопоставимы. Такие критерии могут быть двух видов:

  • объективные (измеримые);
  • субъективные (неизмеримые).

Установленные показатели и условия поощрения не должныпротиворечить друг другу, поскольку улучшение одних показателей (условий) недолжно повлечь за собой ухудшение других.

В-третьих, система поощрения должна восприниматься работниками каксправедливая. Наиболее проблематичным, особенно для бюджетных учреждений,является определение критериев, на которых основываются выплаты стимулирующегохарактера. Поскольку в коллективах работают люди с различной мотивацией, тоочень трудно найти один универсальный «мотиватор» на всехсотрудников. Поэтому при определении критериев поощрения целесообразно разбитьсотрудников на различные группы. Как правило, разделение происходит по такимкатегориям, как младший обслуживающий персонал (МОП), административно-управленческийперсонал (АУП) и т. п.

Локальный акт и стимулирующие выплаты

Порядок выплат стимулирующего характера, принятый вконкретном учреждении, должен быть закреплен коллективным договором,соглашением или иными локальными нормативными актами.

Чаще всего действующая в учреждении системастимулирующих выплат изложена в коллективном договоре. В других случаях оназакрепляется в Положении об оплате труда, Положении о премировании работникови т. п. Как правило, такой локальный акт разрабатывается отделом кадров илиотделом труда и заработной платы бюджетного учреждения совместно с финансовойслужбой или бухгалтерией. В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее- ТК РФ) локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда,принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.Органом, представляющим интересы работников, чаще всего является комитетсоответствующего профессионального союза.

Трудовой договор и стимулирующие выплаты

Принятая в бюджетном учреждении система стимулирующихвыплат должна соответствовать действующему трудовому законодательству и инымнормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Согласно ст. 57 ТК РФ к существенным условиям трудовогодоговора относятся условия оплаты труда, в т. ч. и размер поощрительных выплат.Поэтому при введении новой системы оплаты труда необходимо заручитьсясогласием работника. Все условия трудового договора могут быть изменены толькопо соглашению сторон и в письменном виде.

В данном случае такое согласие работника оформляется ввиде дополнительного соглашения к ранее заключенному трудовому договору. Приэтом в соглашении не должно содержаться положений, ухудшающих положениеработника. Другими словами, оплата труда работника не может быть меньше, чем довведения новой системы оплаты труда.

Для подобных случаев Минздравсоцразвития Россииразработало форму соглашения с работником в связи с введением новой системыоплаты труда. Такая форма утверждена приказом Министерства здравоохранения исоциального развития РФ от 22.11.2007 № 663 «О Методических рекомендацияхпо введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплатытруда».

Ниже приведен пример оформления такого соглашения сработником.

Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2008 г. N 11080

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2007 г. N 818

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ВЫПЛАТ
СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ,
ВТОНОМНЫХ, КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО
ХАРАКТЕРА В ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 N 739н,
от 17.09.2010 N 810н)

В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544), приказываю:

(преамбула в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 N 739н)

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 2.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ, КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ, КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2010 N 810н)

Виды стимулирующих выплат и порядок их назначения в 2019 году

Чем эффективнее труд работника, тем успешнее организация, где он трудится. Работодатели напрямую заинтересованы в повышении мотивации сотрудника для его более продуктивной работы. Для этого существуют различные способы вознаграждения за профессиональные достижения. И человек, трудящийся по совести на благо организации, может получить стимулирующие надбавки к заработной плате. Таким образом, стимулирующие выплаты — это различного рода вознаграждения, которые сотрудник может получить за хороший труд поверх положенного оклада.

Правовая основа

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2018 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.


В 2018 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.

  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Надбавки работникам сферы образования

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2018 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.


У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:

  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

Выплаты медицинским работникам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Выплаты госслужащим

Сумма поощрений для работников государственных служб зависит от разных факторов.

  • За выслугу лет можно получить до 30% от фиксированного оклада.
  • За особые условия прохождения службы сумма выплат может возрасти до 200% от обычной зарплаты.
  • За работу с государственными тайнами — 5-75%.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит