Заполните анкету, отличие спецоценки аттестации рабочих мест

Содержание
  1. Заполните анкету
  2. Горячая линия
  3. Новости учереждений
  4. Чем отличается аттестация рабочих мест от специальной оценки условий труда?
  5. Спецоценка рабочего места
  6. Различия между специальной оценкой условий труда и аттестацией рабочих мест
  7. Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Заполните анкету

Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг

Горячая линия

по вопросам оплаты труда бюджетников

Положение о
Министерстве

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

  • Главная /
  • Новости учереждений

Новости учереждений

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые («Первое рабочее место»).

В 2014 году Государственным казенным учреждением Республики Дагестан «Центр занятости населения в муниципальном образовании «Шамильский район» (далее Центр) заключены договора о совместной работе по организации временных работ для обеспечения занятости граждан, в возрасте от 18 до 20 лет, из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, с ООО»Универсал»
В соответствии с заключенными договорами по направлению Центра в 2014г., на временные работы трудоустроены 14 безработных граждан по профессии швея
.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2014-2015 годах, в целях содействия трудоустройству незанятых инвалидов, использующих кресла-коляски, выделяются субсидии работодателям, создавшим дополнительную инфраструктуру, необходимую для беспрепятственного доступа к рабочим местам, трудоустроенных граждан данной категории.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ
Всех желающих получить более подробную информацию прросим обратиться в центр занятости по адресу: с.Хебда, Шамильский район. Ул.Имама Шамиля 56 или узнать по телефону горячей линии: 8 (259) 2-23-05. e-mail: [email protected]

Коллектив УСЗН в МО «город Избербаш» отпраздновал в веселом кругу наступающий Новый 2015 год.

Представляем информацию о ежедневно проводимой работе по функционированию телефона «Горячая линия» в ГКУ РД ЦЗН в МО «город Избербаш».

Новый год друзья, решительно входит в наши дома! .

ИНДЕКСАЦИЯ ВЫПЛАТ ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ
С 1 января 2015 года на 5,5 % увеличиваются размеры компенсаций и иных выплат гражданам,подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии 1957 г. на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Управлением социальной защиты населения в МО «Тляратинский район» проведена работа по индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС. Согласно постановления Правительства Российской Федерации реестры за январь представлены в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан с учетом индексации на коэффициент 1,055.
.

ГКУ РД ЦЗН в МО «Кайтагский район» поздравляет с наступающим Новым 2015 годом.

27 декабря состоялся общегородской субботник в г.Избербаш.
.

Елка – является одним из главных атрибутов такого масштабного праздника, как Новый год.

Субботник
27 декабря 2014 года, в городе Избербаш прошел субботник по наведению порядка и чистоты.
Коллектив Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Избербаш» принял активное участие в уборке прилегающих к учреждению территорий.
.

В пятницу, 26 декабря филиал «РусГидро» в Дагестане в рамках празднования Дня энергетика подвел итоги первого десятилетия своей работы..

Представители Министерства труда и социального развития РД приняли участие в Первом республиканском форуме сельской молодежи «Молодые аграрии Дагестана — 2014», прошедшего 26 декабря в стенах Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова. Организатором Форума выступило Министерство по делам молодежи совместно с Министерством труда и социального развития, Министерством сельского хозяйства и региональным отделением «Российского союза сельской молодежи». Основная цель Форума — привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи, трудоустройство студентов, обучающимся по аграрным специальностям, на предприятия АПК республики. .

Информация В декабре 2014г. отделением срочного социального обслуживания, Центра социального обслуживания населения г. Кизилюрт на день инвалида, была проведена работа по оказанию помощи за счет средств выделенных Министерством труда и социального развития Р.Д. .

В ГКУ РД РЦДПОВ в МО «Карабудахкентский район» ведется активное бисероплетение с детьми с ограниченными возможностями и воспитателя Керимгаджиева З.Г. .

Дагестанское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Матери России» .

В отделении дневного пребывания пенсионеров функционирует медицинский кабинет, где медицинская сестра отделения Магомедова Н.Г. проводит ежедневное наблюдение за состоянием здоровья клиентов отделения: кому смерить давление, сделать массаж, а кому и перевязку сделать. Проводит беседы и лекции по профилактике сезонных заболеваний. Старается оказать не только медицинскую помощь, но и внимательно выслушать подопечного, так как они нуждаются не только в медицинской помощи, но и во внимании. .

Новогодний праздник для клиентов отделения дневного пребывания пенсионеров.

Новый год для всех особенный праздник. Каждый мечтает встретить его в торжественной обстановке, ведь говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь.

25 декабря 11 часов дня в кафе Абав Салаватовой специалисты Центра социальной помощи семье и детям провели утренник, посвященный Новому Году под названием «На пороге Новый Год» с приглашением детей инвалидов со всего Карабудахкентского района. Для детей была подготовлена интересная программа игр, танцев, песен, занимательных конкурсов. Специалисты Центра на утреннике разыграли сценку на Новогоднюю тему. На средства спонсоров с. Карабудахкент были подготовлены новогодние подарки детям – инвалидам, которые Дед Мороз в конце утренника раздал всем приглашенным 20 детям – инвалидам. На утреннике приняли участие не только дети, но и родители.начальник УСЗН Арсланбеков А.А Директор ЦСПСД Шихай Биярсланов поздравил всех с праздником, пожелал и детям и родителям крепкого здоровья, долгих лет жизни и благополучия. Дети остались довольны и ни на шаг не отходили от Деда Мороза и Снегурочки.
.

Чем отличается аттестация рабочих мест от специальной оценки условий труда?

Цитата: Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?

Опубликовано: 3.03.2014
Рубрика: Вопрос Ответ
Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, — ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.

Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку. Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, — ред.).

Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?

Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.

Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, — ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.

Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.

Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, — ред.)» и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.

Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура — сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.

На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, — ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин.

Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.

Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение — ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:

Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’

Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.

Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.

Спецоценка рабочего места

Такая процедура, как спецоценка (аттестация) рабочих мест, вызывает немало вопросов. Подробности проведения – в нашей статье

Отличие спецоценки от аттестации рабочих мест

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). До этого времени, напомним, проводилась аттестация рабочих мест.

Процедура спецоценка рабочих мест внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Ранее же они не подлежали аттестации.

Второе нововведение – по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель рассчитывает допвзносы в Пенсионный фонд по ряду профессий.

Третье новшество – введен порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю нужно заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости. До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.

Внимание: результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, еще действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи, когда спецоценку условий труда обязательно провести внепланово. О таких случаях сказано в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Тогда нужно провести спецоценку на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления соответствующего случая. К таковым, например, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профзаболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

В какой срок нужно провести спецоценку рабочих мест

Каждый работодатель должен провести спецоценку не позднее 31 декабря 2018 года.

Исключение – компании и предприниматели, у которых есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По таким рабочим местам спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если у вас таких рабочих мест нет, спецоценку вы можете проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года включительно (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Закон не устанавливает количество этапов проведения спецоценки и количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Все эти вопросы вы должны урегулировать самостоятельно совместно с организацией, которая будет проводить спецоценку (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Как выбрать такую организацию, мы еще расскажем далее.

Как провести спецоценку рабочих мест

Порядок спецоценки рабочего места прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу проводится спецоценка рабочих мест совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку, должна соответствовать ряду требований (ст. 19 и 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Так, в частности, она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. В ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

Но нанять специальную фирму мало. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению спецоценки, составляет по ее итогам отчет (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает документ председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета (не включая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха) (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Спецоценка рабочих мест стоимость

Цена на услуги по специальной оценке условий труда законодательно не определена. Стоимость услуг складывается из количества проверяемых рабочих мест. Отдельно при необходимости могут оплачиваться сложные исследования.

В среднем стоимость услуг по специальной оценке условий труда на рынке составляет от 1000 до 3500 руб. за одно рабочее место.

Стоимость оценки одного рабочего места определяют работодатель и спецорганизация, аккредитованная для проведения спецоценки – при заключении договора на проведение спецоценки.

Как определить количество рабочих мест, подлежащих спецоценке

Комиссия, о которой мы поговорили в предыдущем разделе, определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест спецоценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в процессе проведения спецоценки выявится хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Также нужно учитывать, что спецоценка не проводится в отношении (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

И оценивать требуется только оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не все рабочие места, которые могут быть организованы работодателем по штатному расписанию.

Чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест

За отсутствие спецоценки рабочих мест грозит штраф. Кроме того, прокуратура может завести на работодателя дело.

Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ (п. 2 и 5). Это предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, штраф от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей и штраф от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение санкции выше:

  • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Различия между специальной оценкой условий труда и аттестацией рабочих мест

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится на всех рабочих местах и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. При этом ранее проведенная аттетстация рабочих мест по условиям труда (АРМ) действительна в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Фактически СОУТ заменяет собой АРМ. Однако, есть ряд значительных отличий между данными процедурами. Как и АРМ, СОУТ проводится в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах,

3) организации медицинских осмотров работников

4)установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и др.

По результатам проведения специальной оценки условий труда так же устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Как и АРМ, СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, проводящей специальную оценку условий труда (ранее-аттестующие организации) не реже чем один раз в пять лет.

Одним из основных отличий СОУТ от АРМ является введение такого этапа работы как «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Идентификация представляет собой выявление на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных факторов и сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация может проводиться на основании изучения предоставляемой работодателем информации или путем обследования рабочих мест методом осмотра, а также путем опроса работников и (или) непосредственных руководителей. (На настоящий момент Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» находится на регистрации в Минюсте).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем заполняется и подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет (специалисты ООО «Югополис-АРМ» оказывают помощь в заполнении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда)

На рабочих местах, на которых потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы были выявлены, указанные факторы подлежат измерениям. По результатам проведения измерений экспертом организации, проводящей специальную оценку, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах к классам условий труда.

Таким образом, в отличие от АРМ при СОУТ измерения факторов производственной среды и трудового процесса могут проводиться не на всех рабочих местах!

Схема 1 «Проведение специальной оценки условий труда»

Важная информация:

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г.»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены существенные изменения в Трудовой Кодекс РФ в части, касающейся предоставления доплат, дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели работникам, на рабочих местах которых установлены вредные условия труда.

Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.08 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» доплаты, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя должны были предоставляться всем работникам на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные условия труда, независимо от степени вредности условий труда (классы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 92, 117, 147 ТКРФ, сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.3 и 3.4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.2, 3.3, 3.4. (см. схему 2).

При этом, согласно статье 15 Федерального закона № 421-ФЗ уменьшить количество и размер компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда можно только после проведения СУОТ.

Другие изменения в законодательстве:

Кодекс об административных правонарушениях.

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г.» так же внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По статье 11 421-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2015 г. ) «…нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей…»

Пенсионное законодательство.

Существенные изменения внесены и в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Теперь в периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 173-ФЗ и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 , применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Так же внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Теперь в периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда)

Подход к оценке факторов

В соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. на данный момент направлен на регистрацию в Минюст), неионизирующие излучения от офисной техники, освещенность на рабочих местах работников, не связанных с проведением высокоточных работ, естественная освещенность и ряд других факторов не относятся к потенциально вредным и (или) опасным. Существенно изменена методика оценки напряженности трудового процесса. (например, труд водителей транспортных средств теперь не оценивается как напряженный).

В каких случаях нужно проводить СУОТ:

1. В случае, если АРМ на рабочих местах не проводилась

2. В случае, если срок действия АРМ заканчивается раньше 2018 г.

3. В случае, если АРМ проводилась и были выявлены рабочие места с вредными условиями труда. (в целях экономии средств на гарантии и компенсации работникам)

4. В случае, если проведены мероприятия по улучшению условий труда.

СОУТ является новой процедурой на рынке услуг по охране труда и существенно меняет подходы к оценкам факторов, назначению гарантий и компенсаций, оформлению документов, учету пенсионного стажа. Во многие нормативные документы внесены изменения. Чтобы провести СОУТ своевременно и правильно обратитесь за консультацией к опытным специалистам!

Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ). На первый взгляд, кажется, что отличий в порядке проведения нет и что специальная оценка — практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, СОУТ отличается от АРМ.

  • — При АРМ описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура по СОУТ представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
  • — СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342-н «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26.04.2011 года. На уровень Федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа».
  • — Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде. Также при спецоценке появляется новый участник — эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профессиональной подготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Министерстве труда и социального развития РФ (Минтруд РФ).
  • — Минтруд РФ — теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
  • — Изменен состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.
  • — При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени. СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  • — При аттестации рекомендовалось приведение наименований должностей и профессий в соответствие с ОКПДТР, теперь при специальной оценке в этом нет необходимости.
  • — Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, то есть подтверждение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в области охраны труда. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия этого документа — пять лет, который автоматически продлевается еще на такой же срок без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний. При АРМ существовала похожая процедура — сертификация соответствия работ по охране труда, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем.
  • — Впервые при СОУТ появились понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса» и «декларирование соответствия условий труда». Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест работников, чьи профессии относятся к «Спискам № 1 и № 2» на гарантии и компенсации. Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры. На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.
  • — Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, — ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При АРМ нормирование возможности снижения класса (подкласса) условий труда отсутствовало. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот оценка травмоопасности рабочего места была исключена.
  • — Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация рабочего места проходила в течение 1 года.
  • — Подача отчета по результатам проведения АРМ в федеральную систему сбора и хранения данных возлагалась на аттестующую организацию. Работодатель обязан был подать отчет о результатах проведения АРМ в Государственную инспекцию труда в течение 10-ти календарных дней от даты издания приказа о результатах и утверждении отчета об аттестации. Теперь же все отчеты о результатах проведения спецоценки и необходимые сведения будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации возлагается на организацию по СОУТ, которая передает эти сведения в течение 10-ти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.[11]
  • — При АРМ сроки ознакомления работников с результатами оценки условий труда не были четко определены. Тогда как с результатами СОУТ работники должны быть ознакомлены не более чем за 30 календарных дней со дня издания приказа об утверждении отчета.
  • — Независимо от результатов проведения АРМ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации работникам, профессии и виды работ которых включены в «списки № 1 и № 2» и «малые списки», по 2014 год включительно работодатель уплачивал в размере 6% и 4% соответственно. Если СУОТ не проводилась, то дополнительные страховые взносы в 2015 году выросли до 9% и 6% соответственно. При проведении СОУТ с 2015 года дополнительный тариф страховых взносов дифференцирован в зависимости от класса (подкласса) условий труда (таблица 3).

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение — ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины. Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек 5-ти летний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года.[18]

В связи с этим, СОУТ в итоге приводит как к улучшению условий труда работников, так и к значительной экономии денежных средств работодателя.

Для того, чтобы сделать условия труда безопасными необходимо проводить их оценку. В случае, когда условия труда оказались небезопасными для работника и произошел несчастный случай на производстве, предусмотрено обязательное социальное страхование.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит