Рассмотрение спора с участием посредника, рассмотрение коллективного трудового спора участием посредника

Содержание
  1. Рассмотрение спора с участием посредника
  2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  3. Рассмотрение коллективного трудового спора участием посредника
  4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  5. Рассмотрение коллективных трудовых споров

Рассмотрение спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — это система государственных и региональных органов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. — «Юстицинформ», 2008 г..

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется по соглашению сторонами спора с участием посредника. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любого специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.

Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного трудового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров.

Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Рассмотрение коллективного трудового спора участием посредника

Если стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три рабочих дня после составления протокола разногласий.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно или же обратиться в Роструд с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Роструда.

Как и на предыдущем этапе рассмотрения трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием. По соглашению сторон этот срок может быть продлен (ст. 401 ТК РФ).

Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу трудового спора. В результате стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка — с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение.

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон трудового спора.

Стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, если в течение трех рабочих дней с момента обращения в Роструд по урегулированию трудовых споров они не выбрали посредника.

Для обеспечения эффективности всех форм примирительных процедур непосредственным участникам этих процедур — представителям работников и работодателей, трудовым арбитрам — предоставляются определенные гарантии.

ТК РФ предусматривает освобождение их от основной работы с сохранением среднего заработка на определенный срок — до трех месяцев в течение года (о порядке исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК РФ). При этом сохранение среднего заработка для членов примирительной комиссии, как правило, обеспечивается работодателем.

Следует отметить, что ст. 405 ТК РФ в числе лиц, пользующихся установленными законом гарантиями, не называет посредников. Очевидно, соответствующие гарантии посредникам не предоставляются в силу того, что в роли посредника обычно выступает независимый специалист, который осуществляет свои функции на основе соглашения, заключенного сторонами спора, самим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

Особое положение в этом плане занимают трудовые арбитры, не являющиеся работниками у работодателя — участника трудового спора, и сотрудниками государственного органа по урегулированию трудовых споров (Роструда). Вопрос о сохранении за ними их среднего заработка решается по согласованию между сторонами спора и указанными лицами. При этом трехмесячный срок, в течение которого за ними сохраняется средний заработок, является максимальным — независимо от числа споров, в рассмотрении которых они могут участвовать.Вазягин, А.С. Понятие, признаки, субъекты и содержание трудовых правоотношений в современном законодательстве. //Трудовое право. — 2009. — №1.

Для представителей работников и их объединений установлены гарантии в виде запрета применения к ним дисциплинарных взысканий, перевода на другую работу и расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступаю к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства и методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, оперативно и чутко реагировать на смену настроения участников переговоров.

Как заметил проф. И. Я. Киселев, успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен.

В роли посредника может выступать любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации органа Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 58, орган Федеральной службы по труду и занятости в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно должен составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

О назначении конкретного лица посредником стороны уведомляются в письменной форме.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Как правило, посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами спора.

За рубежом посредник каждый раз применяет особый подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры на Западе отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; используется приемы, доказавшие эффективность при осуществлении торгового и международного сотрудничества.

В ходе переговоров посредник не вправе оказывать давление на стороны спора при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Посредник имеет следующие права:

  • – запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • – в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • – предлагать возможные варианты разрешения спора;
  • – подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника осуществляется на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами спора согласованного письменного решения или составлением протокола разногласий.

Согласованное решение представителей сторон спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, который подписывается представителями сторон и посредником.

Рассмотрение коллективных трудовых споров

Конституция РФ в ст. 37 предусматривает право не только на индивидуальные, но и коллективные трудовые споры. Впервые в Российской Федерации порядок разрешения коллективных трудовых споров был урегулирован Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Нормы данного закона практически в неизменном виде были закреплены в гл. 61 ТК РФ. Данный закон в настоящее время утратил силу.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 398 ТК РФ).

Следовательно, видами коллективных трудовых споров являются:

1) споры по поводу установления и изменения условий труда (например, разногласия по вопросам изменения норм выработки, оплаты труда, режима рабочего времени, состояния охраны труда и техники безопасности);

2) споры по поводу заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;

3) споры в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Сторонами коллективного трудового спора являются: с одной стороны — работники (все работники, группа работников) либо представители работников, которыми могут быть профсоюзные органы или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании работников и уполномоченные им (ст. 29 ТК РФ). С другой стороны — работодатель в лице руководителя организации, индивидуального предпринимателя или их представители (ст. 33 ТК РФ).

Законодательство о коллективных трудовых спорах направлено на урегулирование разногласий между работниками и работодателем. Для этого предусматривается использование большого количества примирительных процедур, которые должны активно применяться сторонами как до возникновения коллективного трудового спора (путем предупреждения возникновения спора), так в разгар спора.

При несогласии работников (группы работников) с действиями или решениями работодателя, а также при заключении или изменении коллективного договора работники и их представители вправе выдвинуть свои требования и утвердить их на собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих (конференция, в свою очередь, правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов). Собрание (конференция) принимает решение простым большинством голосов, которое обязательно излагается в письменной форме и направляется работодателю (требование профсоюзов направляется соответствующим сторонам социального партнерства).

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению требования работников и сообщить о своем решении их представителю в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение своего решения в трехдневный срок (ч. 3 ст. 398 ТК РФ). Таким образом, возможны два варианта возникновения момента начала коллективного трудового спора:

а) день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);

б) несообщение своего решения в трехдневный срок.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией. Данный этап является обязательным, и лишь при не достижении согласия стороны переходят к разрешению спора с использованием других способов;

2) рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

3) использование таких форм поддержки своих требований со стороны работников, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования в установленном федеральным законом порядке.

Ни одна из сторон коллективного спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения, возникшего спора. В случае уклонения работодателя или его представителя от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (конференции), на него может быть наложен административный штраф (ст. 5.32 КоАП РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией осуществляется следующим образом.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней, с момента начала коллективного трудового спора из представителей сторон спора на равноправной основе. Решение о создании комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Стороны спора не вправе уклоняться от создания комиссии и участия в ее работе, а работодатель к тому же обязан создать необходимые условия для ее работы.

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Однако данный срок может быть продлен по взаимному соглашению сторон, что оформляется протоколом.

Результаты работы комиссии могут выражаться в двух вариантах:

1) если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные комиссией;

2) если стороны не достигают согласия, то они приступают к переговорам о приглашении посредника или создании трудового арбитража. Не достижение согласия оформляется протоколом разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника происходит следующим образом.

В течение трех рабочих дней после составления протокола разногласий стороны спора могут пригласить посредника, который либо выбирается ими самостоятельно, либо по их просьбе рекомендуется государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. При не достижении согласия относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней, стороны приступают к созданию трудового арбитража.

Посредником при урегулировании спора может быть любой независимый квалифицированный специалист. Хотя обращение к помощи посредника не является обязательным, пренебрегать данной примирительной процедурой не стоит, так как очень часто, обращение к посреднику приводит к положительному результату.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием самого посредника, причем последний имеет право запрашивать у сторон и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора. Посредник, используя свои знания и полученную от сторон информацию, предлагает им взаимоприемлемое решение по существу спора.

Коллективный трудовой спор с участием посредника должен быть рассмотрен в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения), т.е. на весь этап посредничества сторонам отводится максимум десять рабочих дней — три для выбора посредника и семь для рассмотрения спора.

Итогом рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника является либо принятие сторонами письменного согласованного решения, либо составление протокола разногласий и передача спора на разрешение трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже имеет следующие особенности.

Трудовой арбитраж — временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в случае, если стороны спора заключили письменное соглашение об обязательном выполнении его решений.

Созданию трудового арбитража предшествует заключение соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

В отличие от создания примирительной комиссии и приглашения посредника, где активное участие принимают только стороны спора, создание трудового арбитража требует также обязательного участия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, который наравне со сторонами принимает участие в создании трудового арбитража, в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий.

Трудовой арбитраж должен быть создан в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Срок для рассмотрения спора в трудовом арбитраже — не более пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 404 ТК РФ). Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, так как они заключили соглашение об их выполнении.

Несмотря на то что, по общему правилу, трудовой арбитраж является добровольным органом по разрешению коллективных трудовых споров, в случаях, предусмотренных ст. 406 ТК РФ, он является обязательным этапом рассмотрения спора. Создание трудового арбитража и рассмотрение им спора обязательно, если одна из сторон (чаще всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, если его создание обязательно или работодатель дал согласие на его создание, а также в случае уклонения работодателя от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от них, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения спора, работники имеют право прибегнуть к крайней мере — забастовке.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку является одним из основных трудовых прав работника и закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Причем участие в забастовке является добровольным и за принуждение работников к участию в забастовке предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Право на забастовку принадлежит только работникам, поэтому закон прямо запрещает представителям работодателя организовывать забастовку и принимать в ней участие (п. 5 ст. 409 ТК РФ).

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов) принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников, конференция — если присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки принимается простым большинством голосов работников, присутствующих на собрании (конференции).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) и не имеет права препятствовать его проведению. Однако если не возможно провести собрание (конференцию), представительный орган работников вправе утвердить свое решение о проведении забастовки, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В решении об объявлении забастовки указываются:

1) перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

2) дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации или ее обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки, у индивидуального предпринимателя. Перечень минимума необходимых работ (услуг) разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соглашением сторон спора совместно с органом местного самоуправления (ст. 412 ТК).

О начале предстоящей забастовке работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. Работодатель, в свою очередь, предупреждает о забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

ТК РФ предусматривает возможность объявления часовой предупредительной забастовки уже на стадии работы примирительной комиссии (ч. 4, 5 ст. 410).

Забастовку возглавляет представительный орган работников. Данный орган имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Кроме того, данный орган вправе приостановить забастовку. В этом случае для ее возобновления не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Необходимо лишь предупредить работодателя и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров о возобновлении забастовки не позднее, чем за три рабочих дня.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Законодатель предусматривает определенные гарантии прав работников в связи с проведением забастовки (ст. 414, 415 ТК РФ).

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, кроме случаев неисполнения обязанности прекратить незаконную забастовку.

Не допускается применять к работникам, участвующим в забастовке, мер дисциплинарной ответственности, кроме случаев участия в незаконной забастовке.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность.

Несмотря на то, что работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением, не имеющим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя производится в порядке и размерах, предусмотренных Трудовым кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат указанным работникам.

Работодатель обязан выплачивать заработную плату работникам, занятым выполнением обязательного минимума работ (услуг) независимо от их участия в забастовке.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в споре или в забастовке. В случае незаконного увольнения работников работодатели или их представители могут привлекаться к административной ответственности.

Законодатель в ст. 413 ТК РФ регулирует вопросы, связанные с признанием забастовки незаконной.

Так, решение о признании забастовки незаконной, принимается только судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Данное решение доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Незаконной признается забастовка:

в периоды введения военного и чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

в правоохранительных органах;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей;

если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае неисполнения данной обязанности работники могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а представительный орган работников, объявивший забастовку и не прекративший ее, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств, в размере, определенном судом.

Помимо признания забастовки незаконной, трудовое законодательство предусматривает возможность ее отложения или приостановления. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить на срок до 30 дней не начавшуюся забастовку, а начавшуюся — приостановить на тот же срок (ч. 7 ст. 413 ТК РФ). В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 2493 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит