Предельное соотношение заработной платы в учреждениях, соотношение зарплаты руководителя работников бюджетной сферы

Содержание
  1. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях
  2. Установление предельного уровня соотношения заработной платы
  3. Как определить соотношение среднемесячных зарплат
  4. Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера
  5. Предлагается установить максимальное соотношение зарплаты руководителей и работников бюджетных организаций
  6. Зарплата руководителя не должна превышать
  7. Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных
  8. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях
  9. Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных
  10. Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников
  11. Бюджетная зарплата
  12. Заработная плата руководителя
  13. Заработная плата руководителя
  14. Бюджетная зарплата
  15. Установлен порядок определения среднемесячной заработной платы управленческого персонала и работников бюджетных организаций в целях определения предельного уровня их соотношения
  16. Заработная плата руководителя: начислять или нет
  17. Неначисление заработной платы и соответствующих налогов
  18. Налоговые риски
  19. Как размер зарплаты директоров будет зависеть от зарплаты сотрудников?
  20. Зарплата и управление персоналом 8.
  21. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях
  22. 1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ
  23. Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования
  24. Как налоговики вычисляют серые зарплаты
  25. Зарплата — МРОТ
  26. Одинаковая зарплата у большинства сотрудников
  27. Как сотрудников мотивируют рассказывать о конвертах
  28. Зарплата по сравнению с прошлым годом снизилась
  29. В вакансиях зарплата выше, чем в справках
  30. В чем еще инспекторы заподозрят серую зарплату
  31. Заработная плата руководителя
  32. В справках 2-НДФЛ доходы ниже, чем по данным банка
  33. Нет справки 2-НДФЛ на директора
  34. За серую зарплату ответят все
  35. Задолженность по зарплате — повод для банкротства компании
  36. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников
  37. Правовые нормы
  38. Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников
  39. Показатели предельного соотношения
  40. Ответственность за несоблюдение соотношения
  41. Порядок расчета
  42. Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Статьи по теме

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение — в статье.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов долажны соблюдать предельные соотношения заработной платы сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8 : 1).

Учреждения будут применять ограничение к заработной плате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Полезный материал в статье

Расчет предельного уровня соотношения заработной платы

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2017 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных заработных плат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот : СчР : 12,

где ФЗсот – фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

СЧР – средняя численность работников учреждения; 12 – количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Расчет среднемесячной заработной платы руководителя учреждения

Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук : 12,

где ФЗрук – фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 – количество календарных месяцев.

С 1 мая зарплата не может быть меньше 11 163 руб. В рекомендации читайте, как установить должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты. Также узнаете, как изменить размер оклада, не допустить зарплату ниже МРОТ и какая ответственность за это нарушение.

3. Расчет предельного соотношения зарплат в учреждении

3. Рассчитайте предельное соотношение зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим примеры расчета.

Пример 1.Расчет предельного соотношения зарплат

Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной заработной платой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2017 года:

– 33 720 000 руб. – работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;

– 1 200 000 руб. – ректору;

– 960 000 руб. – проректору;

– 900 000 руб. – главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2017 году – 80 человек. Без учета руководства – 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2017 год полностью.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

– 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) – для ректора;

– 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) – для проректора;

– 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) – для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

– 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для ректора;

– 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для проректора;

– 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2. Расчет предельного соотношения зарплат

Главный бухгалтер к декабрю 2017 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили заработную плату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот :

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера – 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение.

Если учреждение превысило предельное соотношение, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по заработной плате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Каково оптимальное количество бухгалтеров-расчетчиков должно быть в учреждении, читайте в статье журнала Зарплата в учреждении.

Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.

Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1 : 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.

Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Предлагается установить максимальное соотношение зарплаты руководителей и работников бюджетных организаций

Такую идею озвучил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на правительственном часе в Госдуме. Об этом сообщается на официальном сайте Минтруда России. По словам Топилина, соответствующий законопроект был одобрен на заседании правительства и скоро будет внесен для рассмотрения в нижнюю палату парламента.

Документ предусматривает дифференциацию заработных плат в бюджетных учреждениях путем закрепления предельного соотношения между средней зарплатой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников таких организаций. Предлагаемые поправки затрагивают сотрудников следующих организаций бюджетной сферы:

  • государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия;
  • ПФР, ФСС России и ФОМС;
  • территориальные фонды ОМС.

Какие виды выплат учитываются при расчете среднего заработка? Узнайте из «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Предполагается, что предельные размеры соотношений будут устанавливаться по федеральным организациям Правительством РФ, по региональным и муниципальным – нормативными правовыми актами соответственно субъектов РФ и органов местного самоуправления. Конкретные размеры соотношения зарплат в каждой бюджетной организации предстоит определить их учредителям. При этом планируется предоставить правительству, региональным и местным органам право утверждать перечни организаций, на которые не распространяется новый механизм.

Минтруд России полагает также, что информация о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате работников бюджетной сферы должна размещаться в Интернете на сайте организации или ее учредителя.

Законопроект закрепляет и ответственность для руководителей бюджетных организаций за несоблюдение предельных соотношений зарплат, вплоть до расторжения трудового договора.

Как отметил Максим Топилин, у документа есть шансы пройти все чтения в Госдуме в период весенней сессии. В таком случае новые правила начнут действовать уже с середины текущего года.

Зарплата руководителя не должна превышать

Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 703-51-48 юрист СПБ +7 (812) 309-42-67

В государственных учреждениях руководители и главные бухгалтеры больше не смогут получать зарплату в девять раз выше, чем их подчиненные. Правительство утвердило зависимость оплаты труда руководящего звена бюджетных учреждений от зарплат сотрудников. В коммерческих организациях такой принцип невозможен, но чиновники вполне могут распространить его на организации, принадлежащие государству и их ТОП-менеджеров.

Правительство приняло постановление от 10.12.2016 № 1339 об установлении зависимости заработных плат руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений всех уровней от размера зарплат работающих в них граждан.

Ограничение зарплат руководящих чиновников

Еще в июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ, направленный на установление предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования.

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

За несоблюдение установленных соотношений предусмотрена административная ответственность. Автором инициативы выступило Правительство РФ. Соответствующие поправки были внесены в в статью 145 Трудового кодекса РФ. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников был законодательно закреплен в кратности от 1 до 8.

Правительство определило, что все федеральные органы исполнительной власти должны установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников учреждений в этих пределах. При этом, должны быть учтены особенности комплектования учреждения персоналом и уровня оплаты в нем, говорится в постановлении.

Соотношение зарплаты определяется путем деления размера оплаты труда руководителя на размер оплаты труда сотрудников. При этом, зарплата руководства не должна превышать среднюю по учреждению заработную плату более чем в 8 раз. Это значит, что у некоторых низкооплачиваемых сотрудников такое соотношение все же окажется больше.

До этого правительство уже приняло аналогичное постановление в отношение ограничения заработка председателей ПФР, ФСС и ФОМС. Заработная плата руководителей этих фондов не может превышать зарплату рядовых работников более чем в 10 раз.

Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных

Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников

Бюджетная зарплата

расчета соотношения среднемесячной заработной платы

Настоящий Порядок устанавливает единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – организации) для определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров организаций и работников этих организаций, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций производится по итогам календарного года.

При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель(и) руководителя и главный бухгалтер.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей), то при расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

При работе заместителем руководителя, главным бухгалтером по совместительству при расчете соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

При расчете среднемесячной заработной платы работников организации учитываются:

а) начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда.

б) выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Среднемесячная заработная плата работников организации рассчитывается путем деления фактически начисленной заработной платы работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).

Среднемесячная заработная плата руководителя организации рассчитывается путем деления фактически начисленной заработной платы руководителю за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

В случае если руководитель организации отработал не полный календарный год, то расчет среднемесячной заработной платы руководителя производится исходя из фактически им отработанных полных календарных месяцев.

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации рассчитывается путем деления среднемесячной заработной платы руководителя на среднемесячную заработную плату работников этой организации, рассчитанной в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

Аналогично рассчитывается соотношения среднемесячной заработной платой платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников организации.

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты

Правительства Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан в целях приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»), постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», а также в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 февраля 2016 г. № ДМ-П13-14пр и исключения возможного разного толкования и применения на практике.

Проектом постановления предлагается внести изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (далее – соответственно Постановление № 583, Положение), увязать выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и руководителя, утверждаемыми федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение.

С 2013 года трудовые договоры с руководителями учреждений заключаются на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (далее – типовая форма трудового договора).

В соответствии с подпунктом «в)» пункта 11 типовой формы трудового договора работодатель обязан устанавливать с учетом показателей эффективности деятельности учреждения целевые показатели эффективности работы руководителя в целях его стимулирования.

Кроме того, пунктом 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г., протокол № 12), также предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

Таким образом, полагаем необходимым закрепить в Положении увязку выплат стимулирующего характера руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и руководителя, утверждаемыми федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период.

Также проектом постановления предлагается исключить из п. 2(1) Положения норму о согласовании примерных положений об оплате труда работников федеральных учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениям — главными распорядителями средств федерального бюджета, с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, к полномочиям Минтруда России относятся утверждение рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления).

Соответствующие рекомендации были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (в редакции от 20 февраля 2014 г.).

Кроме того, в соответствии с п. 11 Постановления № 583 Минтруд России дает разъяснения по вопросам, связанным с применением Постановления № 583.

В связи с этим за Минтрудом России по прежнему остаются полномочия по методологической координации и методологическому регулированию, в том числе примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных учреждений.

Проектом постановления также предусматривается внесение изменений в Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (далее – Постановление № 2).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним. В связи с чем считаем целесообразным привести Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 2, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) проектом постановления предлагается внести изменения в Постановления № 583, № 2 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р от 12 декабря 2015 г. № 2555-р в целях приведения в соответствии с Федеральным законом.

Проектом постановления также предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922).

Федеральный закон предусматривает закрепление обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – фонды), государственных и муниципальных учреждений (далее – учреждения), государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – предприятия) и среднемесячной заработной платы работников этих организаций.

При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый расчет указанного соотношения. В связи с чем проектом постановления предусматривается утверждение порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы.

Кроме того, по результатам проведенного Минтрудом России анализа правоприменения положений постановлений № 583, № 2 и № 922, предлагается внести в данные акты изменения уточняющего характера, которые позволят устранить неоднозначное применение отдельных положений постановлений № 583, № 2 и № 922.

Дополнительных средств из федерального бюджета для реализации проекта распоряжения не потребуется.

Заработная плата руководителя

Заработная плата руководителя

Бюджетная зарплата

Установлен порядок определения среднемесячной заработной платы управленческого персонала и работников бюджетных организаций в целях определения предельного уровня их соотношения

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 N 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, внесены дополнения, устанавливающие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Изменения внесены и в другие акты Правительства РФ.

Так, например, в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583) уточнено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, в кратности от 1 до 8.

При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

Перейти втекст документа »

Дата публикации на сайте: 15.12.2016

Заработная плата руководителя: начислять или нет

Нередко в начале хозяйственной деятельности организацию представляет одно лицо, которое одновременно является его учредителем, руководителем и бухгалтером. Как правило, перед такой организацией встает вопрос о необходимости и разумности начисления заработной платы единственному работнику. Также у организаций, как показывает практика, по-прежнему возникают сомнения в правомерности возложения на руководителя функций бухгалтера.

Рассмотрим следующие вопросы. Возможно ли совмещение должности руководителя с должностью бухгалтера внутри одной организации? К каким негативным последствиям для общества может привести неначисление заработной платы руководителю — единственному учредителю общества, а также соответствующих налогов?

Согласно пп. «г» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации имеет право лично вести бухгалтерский учет, т.е. выполнять обязанности бухгалтера организации, связанные с формированием учетной политики, ведением бухгалтерского учета, своевременным представлением полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Также Трудовой кодекс РФ в настоящий момент не содержит норм, запрещающих руководителю совмещать должности внутри организации.

Совмещение работником должностей (профессий) регулируется Постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление), пп. «а» п. 15 которого установлено, что данное Постановление не распространяется на руководителей организаций. Однако это ограничение в настоящий момент не применяется, так как Верховный Суд РФ Определением от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90 признал недействующим указанный пункт в части, ограничивающей совместительство руководителей. Суд указал, что ограничение свободы труда, установленной Конституцией РФ и ТК РФ, возможно на основании федерального закона лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, норма Постановления, запрещающая совмещение должностей руководителям организаций, применению не подлежит. Значит, совмещение должности руководителя с должностью бухгалтера вполне законно.

Неначисление заработной платы и соответствующих налогов

Независимо от того факта, что лицо является единственным учредителем организации и выполняет функции директора, между ним и организацией возникают трудовые отношения. Трудовой договор по своему характеру является возмездным. Заработная плата, согласно правилу ст. 136 ТК РФ, должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца и в соответствии со ст. 133 ТК РФ не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, если работник отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Каких-либо исключений, касающихся сроков и размеров выплаты заработной платы руководителям, Трудовой кодекс РФ не содержит.

Следовательно, если подходить с формальной позиции, то неначисление и невыплата заработной платы генеральному директору являются нарушением законодательства о труде. В связи с этим могут возникнуть негативные последствия в ходе проверки общества Рострудинспекцией. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Также административная ответственность может возникнуть по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение карается административным штрафом в размере от 30 000 до 50 000 руб., только если обществом заключен коллективный договор, закрепляющий положения об оплате труда, которые нарушаются из-за неначисления заработной платы.

Налоговые риски

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками НДФЛ признаются в том числе физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения для них признается в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (ст.

209, пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). А плательщиками ЕСН в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

На основании п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Как размер зарплаты директоров будет зависеть от зарплаты сотрудников?

Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что налог на доходы физических лиц и единый социальный налог исчисляются в случае фактического начисления дохода физическому лицу. Соответственно, если денежное вознаграждение руководителю — единственному учредителю общества не выплачивается, отсутствуют основания для исчисления и уплаты как НДФЛ, так и ЕСН.

В то же время необходимо иметь в виду, что налоговые органы могут предъявить налогоплательщику претензии, связанные с неуплатой НДФЛ и ЕСН. Однако вероятность разрешения спора в суде в пользу налогоплательщика весьма высока, поскольку имеется соответствующая судебная практика.

Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 2 февраля 2007 г. по делу N КА-А41/13807-06 отмечено: генеральный директор и главный бухгалтер не заключали с обществом трудовых договоров, поскольку являлись учредителями общества и их деятельность регулировалась учредительными документами. Суд пришел к выводу о необоснованности привлечения к налоговой ответственности по ст. ст. 122 и 123 НК РФ в связи с тем, что у общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и ЕСН.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 октября 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/3219 рассмотрена следующая ситуация. Налоговый орган доначислил налог, начислил пени и взыскал штраф на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в связи с неполным отражением обществом выручки от реализации услуг. По утверждению проверяющих, такие действия налогоплательщика привели к занижению сумм заработной платы. Кроме того, при проверке было установлено, что заработная плата работников общества ниже минимального размера оплаты труда.

Однако суд установил: заработная плата, выплаченная работникам общества, соответствует той, что указана в трудовых договорах, поэтому сам по себе факт назначения работникам общества заработной платы ниже прожиточного минимума, но в размере МРОТ не является основанием для исчисления налога в порядке пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Эта статья подлежит применению при отсутствии учета доходов и расходов, объектов налогообложения или ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налог.

Зарплата и управление персоналом 8.

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Учет кадров и расчет зарплаты. Настройка и обучение.

1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ

«1С:Зарплата и управление персоналом 8» ПРОФ успешно применяется для автоматизации кадрового учета и расчета заработной платы на сотнях тысяч предприятий, от небольших до крупных, в том числе имеющих обособленные подразделения. «1С:Зарплата и управление персоналом 8» – это готовое к работе решение, в котором учтены все требования законодательства и реальная практика работы предприятий.

С помощью программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» можно вести кадровую, управленческую и учетную деятельность нескольких организаций, причем в роли отдельных организаций могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Возможность вести учет в единой информационной базе по нескольким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям позволяет руководству видеть целостную картину всей структуры. Юридические лица, входящие в структуру предприятия, могут использовать общие списки физических лиц, классификаторы аналитической информации и т.д. При этом каждое юридическое лицо может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы.

Таким образом, «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ПРОФ решает задачи следующих категорий пользователей:

  • кадровой службы;
  • бухгалтерии;
  • руководства – программа позволяет анализировать кадровый состав, планировать штатную численность и контролировать исполнение кадрового плана, формировать отчетность в различных разрезах.
Стоимость
1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 22 600 руб.
1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 (USB) 27 300 руб.

ВМЕСТЕ С ЭТИМ ТОВАРОМ ОБЫЧНО ПОКУПАЮТ:

ПЕРЕХОД НА 3.0 ОБНОВЛЕНИЯ ОБМЕН ДАННЫМИ ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

1 июня нынешнего года зарплата руководителей государственных предприятий еще больше оторвется от средней зарплаты по стране. Правительство приняло решение на 50% увеличить средства, направляемые на надбавки к должностным окладам руководителей, специалистов и служащих, и поднять в сторону руководителя коэффициент соотношения средней зарплаты по госпредприятияю и зарплаты руководителя.

Ранее для организаций (независимо от формы собственности), не финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями, был установлен предел «общей суммы средств, направляемых на выплату надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели», которые можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг). Указанные надбавки не должны были превышать 20% от суммы должностных окладов, обозначенных категорий работников. Данная норма вместе с ограничениями максимальной ставки первого разряда (в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения) размера премии (30% от должностных окладов) существенно сдерживала и сдерживает рост заработной платы работников в коммерческих организациях. Причем касается это прежде всего тех организаций, которые хотят платить по-белому, а не в конвертах, против чего так упорно и безуспешно борется наше правительство. С 1 июня эта проблема чуть-чуть ослабла. Согласно Постановлению Совмина №529 размер максимальной надбавки увеличен до 30%.

Официально решение правительства направлено на дополнительное поощрение «руководителей, специалистов и служащих организаций», показывающих хорошие результаты финансово-хозяйственной деятельности. Реально же эта надбавка не зависит от достижений предприятия в целом и может быть применена по усмотрению руководства. Следует также учитывать, что Комитет государственного контроля не раз обращал внимание правительства на то, что во многих государственных организациях руководители слишком вольно пользуются различными надбавками, применяя их главным образом для себя и приближенных особ. При этом очень часто случается так, что само предприятие находится на грани банкротства, а его руководитель выплачивает себе надбавки за выполнение «особо срочной и важной работы».

О том, что Постановление правительства №529 направлено главным образом именно на поощрение руководителей, причем именно государственных организаций, говорит та его часть, где сказано о предельных коэффициентах соотношения средней заработной платы по госпредприятию и заработной платы руководителя. Если ранее «для руководителей стабильно работающих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество», коэффициент по согласованию с заместителем премьер-министра или самим премьер-министром мог быть не более 4,5, то теперь — 5. Иными словами, теперь можно, чтобы зарплата руководителя в пять раз превышала среднюю зарплату по организации. Что особо интересно, для руководителей частных коммерческих организаций коэффициент остался неизменным — 3,5.

Комментарии по делу

Учитывая, что в целом по стране сейчас идет кампания по экономии и бережливости, а на многих предприятиях, имеющих отношение к энергоресурсам, заморожен рост зарплаты, данное решение правительства выглядит довольно странным. Чтобы оно значило? С этим вопросом «Е» обратился к руководителю научно-исследовательского центра Мизеса Ярославу РОМАНЧУКУ и экономисту, бывшему президенту «Первого республиканского инвестиционного фонда», ныне директору предприятия Александру САМАНКОВУ.

— Это говорит о том, что высшее руководство страны обеспокоено дисциплиной и поведением руководящей номенклатуры и директората. Руководство понимает, что если не создавать дополнительных стимулов для данной социальной группы, то она начнет потихонечку изнутри разваливать всю эту систему. Если брать разные социальные группы, то по логике власти выбрали заискивание перед руководителями организаций, а не рабочими. Рабочие у нас получают нормальные стабильные зарплаты и пока довольны своим положением, чего нельзя сказать о директорате. Рабочие менее опасны в данной ситуации. Это один аргумент.

Второй заключается в том, что есть бюрократическая система, которая имеет логику самовоспроизводства, поэтому они друг друга достаточно хорошо и стабильно поддерживают. За рабочих слова замолвить некому, а белорусская номенклатура умеет поставить вопрос так, будто ей недоплачивают и она может начать бузить и неправильно выполнять какие-то указания. Логика правительства здесь такова: вот давайте мы им поможем, чтобы больше потом с них требовать. Но больше требовать они не станут, потому что в этой системе личной ответственности очень мало, а вот получать больше денег начнут все.

— Это решение находится в рамках жесткого администрирования и контроля со стороны государства за уровнем заработной платы — от руководителя до работника низового звена.

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

На самом деле эти решения вызваны, вероятно, необходимостью увеличения заработной платы руководителям. Ведь в Беларуси руководитель не так много получает в сравнении с тем трудом, который он вкладывает. Поэтому я какого-то подвоха здесь не вижу. Считаю, что это нормально. Ведь необязательно, что эти надбавки руководитель будет получать. Это потенциально дали возможность управленцам больше зарабатывать. Я не вижу ничего в этом плохого.

На самом деле вилка доходов между малообеспеченными и теми, кто зарабатывает достаточно много, в Беларуси значительно меньше, чем в других странах. И государство, как я понимаю, старается сейчас исправить те ошибки, в том числе и в оплате труда высококвалифицированных менеджеров, которые были допущены. Поэтому в этой связи я считаю, что принятое решение вполне оправданно.

Сергей САЦУК, «Ежедневник»

Как налоговики вычисляют серые зарплаты

Зарплата — МРОТ

В первую очередь в справках 2-НДФЛ налоговики смотрят доходы по коду 2000 — это зарплата. Она не может быть ниже МРОТ, если сотрудник отработал месяц полностью (ст. 133 ТК РФ). Как правило, в регионах установлена своя минималка, и работодатели обязаны ее придерживаться. Если отказались от нее, то должны платить сотрудникам не ниже федерального МРОТ — сейчас это 5965 руб.

Однако такой размер безопасен лишь с точки зрения трудового законодательства. Налоговики же ориентируются всегда на среднеотраслевые зарплаты. Поэтому если в компании многие оклады установлены в границах минимальных размеров, то это наведет проверяющих на мысль, что остальное сотрудникам выдают в конвертах. Если еще в компании нет текучки, это лишь подкрепит подозрения. Довольно странно выглядят люди, зарабатывающие минимальные суммы и не пытающиеся найти работу получше.

Одинаковая зарплата у большинства сотрудников

Даже если зарплаты сотрудников выше МРОТ и приближены к среднеотраслевым, у инспекторов все равно могут возникнуть претензии. А именно когда оклады многих сотрудников равны, причем на неравнозначных должностях. К примеру, у замдиректора и руководителя отдела одинаковый оклад — 60 000 руб. Это больше МРОТ и во многих регионах соответствует зарплате по отраслям. Но, по мнению налоговиков, у работников с разной квалификацией не может быть одинаковой зарплаты. Значит, компания наверняка компенсирует разницу неофициальными наличными. Конечно, одинаковые оклады прямо не говорят о схеме ухода от налогов и взносов. Тем не менее лучший способ в такой ситуации — сделать разницу в окладах, хотя бы небольшую. Тогда инспекторы точно не скажут, что доходы равны.

Как сотрудников мотивируют рассказывать о конвертах

Чиновники разными способами мотивируют граждан жаловаться на зарплату в конвертах. В Кемеровской области, например, есть закон, согласно которому человек, сообщивший достоверные сведения о серых зарплатах, получает премию в размере 10 процентов от уплаченных доначислений (Закон Кемеровской области от 4 апреля 2014 г. № 23-ОЗ). Но результатами никто пока похвастаться не может.

Работодатели по-своему мотивируют сотрудников ничего не рассказывать. Если они сами заявят проверяющим о том, что получают зарплату в конвертах, то фактически признают, что не отчитались о доходах и не заплатили с них налог. А значит, возможен штраф за неподачу декларации — 5 процентов от неуплаченной суммы налога и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Если рассказать о серой зарплате за два или три года, штраф вырастет соответственно. А сам сотрудник после такого скорее всего потеряет работу или будет получать строго оклад, предусмотренный в трудовом договоре.

Зарплата по сравнению с прошлым годом снизилась

Налоговики всегда сравнивают показатели компании в диапазоне трех лет. Зарплата — не исключение. Если увидят, что оклады снижены по сравнению с прошлыми годами более чем на 10 процентов, то могут сделать вывод о том, что часть доходов сотрудников ушла в конверты.

Обосновать снижение можно сложившейся ситуацией на рынке, снижением спроса на продукцию и, как следствие, снижением выручки. Поэтому компании вынуждены сокращать расходы, в том числе на персонал и зарплату. Возможно, в вашей компании перевели сотрудников с окладов на проценты. И теперь они получают не твердые суммы каждый месяц, а плавающие — в зависимости от того, как поработали.

В вакансиях зарплата выше, чем в справках

Иногда в объявлениях о вакансиях компании указывают зарплату выше, чем получают сотрудники по тем же должностям. Инспекторы могут сравнить вакансии со справками и решить, что в объявлениях стоят реальные суммы. А то, что получают сотрудники по документам, это лишь часть.

Такое доказательство, естественно, является косвенным. Объявления о вакансиях не подтверждают фактический размер зарплаты, поскольку не относятся к учетным документам. Тем не менее претензии не исключены, и на них можно ответить следующее. Размещая вакансии с высокой зарплатой, компания рассчитывает найти сотрудника высокой квалификации. Поэтому планирует платить ему больше, чем другим сотрудникам на похожей должности.

Высокую зарплату в вакансиях также можно объяснить мониторингом рынка — компания специально размещает такие объявления, чтобы изучить отклики и понять, какой специалист нужен.

Кстати, иногда инспекторы представляют в качестве доказательств объявления из газет или распечатки с сайтов, где нет даты размещения вакансии. А раз так, то нельзя говорить, что эти объявления относятся к проверяемому периоду.

В чем еще инспекторы заподозрят серую зарплату

  1. Хороший ремонт в офисе и дорогие машины на парковке. Опытный инспектор всегда обратит внимание на интерьер офиса и служебную парковку. Если в кабинетах стоит новомодная техника, а у входа — одни иномарки, проверяющие сделают вывод, что дела в компании идут совсем неплохо. А раз так, то почему зарплаты такие скромные? Задумаются проверяющие.
  2. У компании большие расходы на конверты. На проверке инспекторы проверят количество купленных конвертов и число исходящих почтовых писем. Если расходы на конверты большие, но компания мало с кем переписывается по обычной почте, то зачем купили столько конвертов? Снова задумаются проверяющие.
  3. Сотрудники сами пополняют карточки в день зарплаты. Если регулярно в одно и то же число каждого месяца сотрудники компании вносят на свои карточки деньги каждый раз примерно в одинаковой сумме, налоговики сделают вывод, что компания скрывает зарплату. А сотрудники из конвертов перекладывают деньги на счета.
  4. Сотрудники на прошлой работе получали больше. Если новички заключают трудовые договоры на менее выгодных для себя условиях по сравнению с предыдущей работой, налоговики подумают, что за этим может скрываться конвертная схема. Особенно если такие самоотверженные сотрудники постоянно засиживаются в офисе допоздна.
  5. Файлы или документы с недвусмысленными названиями. Нестандартные надписи в зарплатных ведомостях — буква «ч», «касса-2»и т. п. — привлекут внимание ревизоров. Равно как и некоторые файлы в компьютерах руководства, которые прямо так и называются «зарплата_июль», «августЗП» и т.

Заработная плата руководителя

  • Жалобы и заявления работников, в том числе бывших. Проверяющие учитывают жалобы сотрудников в интернете, с горячей линии ФНС и трудовой инспекции. Но по одним лишь словам невозможно определить точные суммы доходов. К тому же свидетельские показания бывших сотрудников, особенно уволенных по статье, часто бывают необъективными.
  • В справках 2-НДФЛ доходы ниже, чем по данным банка

    Налоговики владеют данными о жилье и другой недвижимости, поскольку администрируют имущественные налоги физических лиц. При этом инспекторы понимают, что взять ипотеку с низкой зарплатой почти невозможно. Банки дают кредиты только тем, чьи доходы позволяют ежемесячно платить десятки тысяч рублей. Если доходы в справке 2-НДФЛ маленькие, а по прикидкам инспекторов недвижимость в собственности у сотрудника недешевая, это наведет на мысли, что в банк сотрудник принес справку с реальной зарплатой, которая выше. И могут запросить данные у банкиров.

    Даже если банк откажется рассекречивать доходы своего клиента, у инспекторов есть еще способ вычислить фактические расходы по ипотеке. По самим справкам 2-НДФЛ, если сотрудник получает имущественный вычет через компанию. Ведь его сумма отражается в справках, в том числе сумма вычета по уплаченным процентам.

    Понятно, что сами по себе крупные платежи по ипотеке не говорят о том, что сотрудники получают зарплату в конвертах. Тем не менее налоговики понимают, что у многих людей зарплата — это основной, а иногда и единственный источник дохода. Поэтому будут сопоставлять доходы и расходы в целях выявления конвертной схемы.

    Нет справки 2-НДФЛ на директора

    В компаниях, где директор и другие руководители являются еще и учредителями, им иногда не начисляют зарплату. Для налоговиков на местах это подозрительно, они уверены, что она должна быть у всех сотрудников. А если ее нет, то директор получает доходы неофициально.

    Мы согласны, что директор должен получать зарплату. Тем не менее инспекторам можно показать свежее письмо Минфина России от 19 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/7790, в котором они прямо сказали, что директор — единственный учредитель не вправе заключать с самим собой трудовой договор, а значит, его зарплата необоснованна.

    За серую зарплату ответят все

    Находящийся на рассмотрении законопроект № 717519-6 запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам.

    Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

    Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

    Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.

    Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.

    Задолженность по зарплате — повод для банкротства компании

    После вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ появилось новое основание для признания работодателя банкротом — задолженность по выплатам перед работниками более трех месяцев.

    Подать заявление в суд о признании работодателя банкротом могут действующие и бывшие работники ( п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в новой редакции, далее — Закон № 127-ФЗ).

    Кроме того, по новым правилам руководитель компании обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом, если она не может более трех месяцев погасить задолженность перед работниками (п. 1 ст. 9 Закона № 127-ФЗ):

    Установлен порядок погашения компанией-банкротом задолженности по заработной плате и выходным пособиям.

    Вначале будут выплачены выходные пособия и зарплата в размере не более чем 30 000 руб. за каждый месяц на каждого человека (п. 5 ст. 136 Закона № 127-ФЗ).

    Изменения вступают в силу с 29 сентября 2015 года.

    Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников

    Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

    Правовые нормы

    Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

    Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

    Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

    1. Директоров учреждения.
    2. Председателей фондов.
    3. Их заместителей.
    4. Главных бухгалтеров.
    5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

    При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

    На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись. Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

    С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

    1. В государственных и муниципальных учреждениях.
    2. В унитарных предприятиях.
    3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
    4. В территориальных фондах ОМС.

    На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

    В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

    Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

    Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

    В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

    Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

    1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
    2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Показатели предельного соотношения

    Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

    Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

    Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

    Ответственность за несоблюдение соотношения

    Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

    Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

    Порядок расчета

    При расчете среднемесячного заработка учитывается не только оклад руководителей, но и их другие доходы (например, премии и бонусы). Связано это с тем, что в понятие заработной платы, которое прописано в ст. 129 Трудового кодекса, входит не только оклад, но и полученные компенсационные и стимулирующие выплаты. Это, в частности, выплаты, предусмотренные районным регулированием (например, северные надбавки), и выплаты, рассчитанные по среднему заработку (например, для оплаты отпусков).

    Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и иного персонала рассчитывается на основании порядка, утвержденного Правительством РФ в 2007 году №922. Указанные правила едины для руководителей федерального, регионального и муниципального уровней.

    В случае если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещают должности, то начисленная им зарплата учитывается как в целом, так и при совмещении.

    Процедура расчета соотношения зарплат руководителей будет состоять из нескольких этапов:

    1. Определяется среднемесячная зарплата сотрудников. Для этого фактически начисленная заработная плата сотрудников из списочного состава делится на среднюю численность работников за календарный год и на 12 месяцев.
    2. Рассчитывается среднемесячная зарплата руководителей и иных работников: фактически начисленная им зарплата делится на 12 месяцев. Если же руководитель не отработал полный год, то его доходы делятся на количество отработанных им месяцев.
    3. Определяется соотношение путем деления среднемесячной зарплаты руководителя на среднемесячную зарплату работников.

    Проводки по заработной плате в бюджетном учете

    Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

    Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

    • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
    • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
    • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

    Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

    При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

    Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

    Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

    Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит