О медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы, медицинское обеспечение военнослужащих уволенных запас

Содержание
  1. О медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы
  2. Льготы для военнослужащих, уволенных в запас, соответствуют статье увольнения
  3. Медицинское обеспечении военных пенсионеров
  4. Медицинское обслуживание военнослужащих и их семей
  5. Виды медицинского обеспечения
  6. Медицинское обслуживание лиц, проходящих службу
  7. Медицинское обеспечение военнослужащих запаса
  8. Медицинское обеспечение ветеранов боевых действий
  9. Право на льготное медицинское обеспечение членов семей
  10. Условия назначения и порядок получения льготной помощи
  11. Можно ли компенсировать расходы на платное лечение
  12. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 27 ноября 2003 г. N 686 "О медицинском обеспечении участников вооруженных конфликтов, военнослужащих уволенных в запас в ходе военной реформы, военнослужащих Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации и их детей"

О медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы

(Старцун В. Н.) («За права военнослужащих», 2006)

О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Все военные реформы последних лет сопровождались поэтапным сокращением численности армии. По-видимому, не станет исключением дальнейшее преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках развития военной составляющей страны до 2015 г. и нового плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2006 — 2010 гг. предполагается сокращение в течение ближайших 5 лет численности войск на 500 тыс. человек . По этой причине бывшие военнослужащие образуют сегодня в составе населения страны особую, значительную по численности социально-правовую группу. Формирование этой социально-правовой группы обусловлено, прежде всего, спецификой правового положения граждан, уволенных с военной службы. Основу правового статуса бывших военных составляют предусмотренные действующим законодательством гарантии их социальной защиты. ——————————— Божьева О. Обрезательная программа // Московский комсомолец. 2005. 14 марта.

В ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей признана сложным многогранным явлением, в котором сочетаются в единстве социальный, политический, экономический и правовой аспекты. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее видов и форм. Однако бесспорным признается то обстоятельство, что системообразующим элементом социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является их социальное обеспечение. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являясь элементом (частью) общефедеральной системы более высокого порядка — социальной защиты указанных категорий граждан, представляет собой форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей членов общества, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях охраны их здоровья и воспроизводства рабочей силы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, раскрывают понятие охраны здоровья как совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К сожалению, по данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту — мониторинг) , 12,6% граждан, уволенных с военной службы, оценили свое здоровье как плохое либо как очень плохое. Растет число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении. На здоровье бывших кадровых военнослужащих сказываются не только последствия напряженных, а порой и экстремальных условий военной службы, но и низкий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). Исходя из ряда высказываний респондентов мониторинга, если они останутся без лекарственного обеспечения и возможностей госпитального лечения, это вызовет острую социальную напряженность среди указанного контингента. ——————————— Проводится в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 232 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Таким образом, медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены федеральным законодательством об охране здоровья граждан Российской Федерации, оказании медицинской и лекарственной помощи. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами России. Одной из гарантий данного права является предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Применительно к отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей, особенности медицинского обеспечения регулируются действующим военно-социальным законодательством. К соответствующим законам, в частности, относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих» , конкретизирующий права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение. Следует иметь в виду, что право на медицинское обеспечение указанной категории граждан Закон о статусе военнослужащих напрямую связывает с выслугой лет и основаниями увольнения с военной службы. ——————————— Далее — Закон о статусе военнослужащих.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих права и социальные гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определенные названным Законом, распространяются на следующие категории граждан, уволенных с военной службы: — на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более; — на офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, — вне зависимости от основания увольнения; — на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих на указанные категории граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, определенные в п. п. 2 — 4 ст. 16 названного Закона для действующих военнослужащих. Основными из них являются: — право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства бывших военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 2 ст. 16); — право на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (п. 4 ст. 16). Указанные льготы предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, на основании отметок и штампов, проставляемых в пенсионных удостоверениях (директива Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N Д-48). Законом о статусе военнослужащих (п. 5 ст. 16) также определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сложнее в Законе о статусе военнослужащих урегулирован вопрос о социальных гарантиях по медицинскому обеспечению для семей бывших военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 16 названного Закона содержится прямое указание на то, что члены семей офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, обладают полным объемом прав и социальных гарантий в названной сфере, которые определены в п. п. 2 — 4 ст. 16 упомянутого Закона. Однако в п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих отдельно закрепляется право членов семей офицеров (без указания выслуги лет) на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По смыслу взятых в совокупности п. 3 и п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих можно констатировать, что правом на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях пользуются и члены семей офицеров, уволенных с военной службы по «льготным» основаниям, выслуга которых составляет 20 лет и более. ——————————— В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих к членам семей офицеров относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами.

По данным Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют сегодня 6,241 млн. человек, в том числе: 0,912 млн. военных пенсионеров (14,6%) и 2,653 млн. членов их семей (42,5%). Деятельность военно-медицинских учреждений регламентирована Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Правила оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Этими правилами определено, что лицам из числа бывших военнослужащих и членам их семей, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих право на медицинское обеспечение в определенном названным Законом порядке, медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Прикрепление бывших военнослужащих и членов их семей на медицинское обслуживание к военно-медицинским учреждениям осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок пенсионных органов, военных комиссариатов о принадлежности к семье офицера для лиц, находящихся на иждивении, а также документа, подтверждающего совместное проживание). Направление членов семей офицеров на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные военно-медицинские учреждения осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Направление на лечение в военно-медицинские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими учреждениями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Направление членов семей бывших военнослужащих на лечение в медицинские учреждения других федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым подчинены указанные медицинские учреждения, при условии работы этих учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093. К мерам социальной поддержки бывших военнослужащих — участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей в случае их гибели (смерти), а также других приравненных к ним Федеральным законом «О ветеранах» категорий граждан отнесено сохранение за ними обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а для членов семей — при жизни погибшего (умершего), а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила внеочередного оказания помощи указанным категориям граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646, предусматривают, что медицинская помощь оказывается этим категориям граждан в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний. Направление их для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. По данным мониторинга, относительно значительная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и покупку лекарств (до 9%). Действующим законодательством предусмотрены гарантии лекарственного обеспечения указанной категории граждан. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей граждан, уволенных с военной службы, при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских учреждений, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший принципиальные изменения во многие законы, нормы которых регулировали общественных отношения по предоставлению определенным категориям граждан бесплатной лекарственной помощи, исходил из того, что данный вид социального обеспечения есть не что иное, как льгота, которая должна быть заменена денежной компенсацией. Этим Законом внесены изменения в такие законы, как «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и в некоторые другие законы о социальном обеспечении граждан. Суть внесенных изменений в указанные законы заключается в замене таких «натуральных видов» социального обеспечения, включенных в набор социальных услуг, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, лекарственная помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно и т. д., ежемесячной денежной компенсацией. К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается и бесплатная лекарственная помощь, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, отнесены следующие категории бывших военнослужащих: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и боевых действий. Единого нормативного правового акта, закрепляющего круг лиц, которым гарантируется бесплатная лекарственная помощь, в отечественном законодательстве не существует. Право на такую помощь предусмотрено различными актами. Характеризуя содержание и эффективность современной государственной политики в сфере медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного разрешения. По данным мониторинга, имеющаяся сеть военно-медицинских учреждений в состоянии реально обеспечить в полном объеме только действующих военнослужащих. Часть коек в последние годы выделена под обслуживание «коммерческих» пациентов. Возможности по оказанию медицинской помощи пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, других «силовых» структур государства и членам их семей ограничены (по официальным данным, медицинская помощь может быть оказана лишь 30% нуждающихся военных пенсионеров и 10% — 15% от числа нуждающихся членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас). По мнению многих респондентов, за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах, других войсках, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений. Практика свидетельствует, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Закона о статусе военнослужащих, из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. В заключение хотелось бы отметить, что граждане, уволенные с военной службы, с тревогой отзываются сегодня о низкой доступности медицинского обеспечения в военно-медицинских лечебных учреждениях. Это требует постоянного внимания как со стороны соответствующих органов военного управления и их должностных лиц, так и со стороны военно-правовой науки в целях совершенствования правовых основ медицинского обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.

Льготы для военнослужащих, уволенных в запас, соответствуют статье увольнения

Льготы для военнослужащих, уволенных в запас, соответствуют статье увольнения

На вопросы читателей отвечает начальник 5-го управления надзора Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Владимир МОЛОДЫХ

Я прослужил в Вооружённых Силах РФ более 20 лет и был уволен в запас в звании подполковника по статье 48 часть 1 (по истечении срока военной службы) в 1997 году. В военкомате мне разъяснили, что социальные льготы на медицинское, санаторно-курортное обеспечение, уплату налога на имущество и т.д. мне не будут предоставляться, что именно статья увольнения в запас не позволяет мне пользоваться вышеперечисленными социальными льготами. Прошу разъяснить мне мои права в части социальных льгот.

Владимир КОНОВАЛОВ.
[email protected]

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2–4 настоящей статьи (бесплатная медицинская помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, медико-психологическая реабилитация, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, туристических базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а продолжительность военной службы которых 25 лет и более — вне зависимости от основания увольнения распространяются и на членов их семей.

Что касается налога на имущество, то в соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Пунктом 7 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Согласно предоставленным сведениям о продолжительности вашей службы и основании увольнения, такие льготы в отношении вас не распространяются.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 26 Сентябрь 2018 в 13:10 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Новости, Современность, Финансовое.

Медицинское обеспечении военных пенсионеров

Офицер запаса, общая выслуга 23 года. Сегодня получил новое пенсионное удостверение российского образца. В медобеспечении в ведомственной поликлинике ФСБ мне было отказано, якобы нужно 20 лет календарной выслуги. Хотя при Украине в этой поликлинике стоял на учете и медпомощь получал регулярно. На каком основании мне было отказано? Крым, г.Севастополь.

Ответы юристов ( 1 )

Виктор Рафаилович, здравствуйте.

Полагаю, что отказ незаконен. В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти.

А указанные в пункта 2-4 гарантии предполагают бесплатное получение медицинской помощи, в том числе, протезирование зубов, право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях, право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащие ФСБ и военные пенсионеры не имеют каких-либо особенностей в медицинском обеспечении после увольнения.

Ответ был общим.Бесплатный сыр — только в мышеловке. Я вник сам в сущность требований закона. Там три пункта увольнения — пред.возраст, по здоровью и оргштатные мероприятия/сокращение штатной должности./ У меня была другая статья/пункт/ увольнения в запас. Так что — отказ был верным.

Медицинское обслуживание военнослужащих и их семей

Медицинское обеспечение военнослужащих России отличается от аналогичных услуг, оказываемых гражданскому населению. Лечебные учреждения обособлены в отдельную систему, отделенную от общегражданских поликлиник, больниц и санаториев.

Медобслуживание доступно во время прохождения службы всем имеющим статус военного и после ее окончания — пенсионерам, подпадающим под действие закона, их семьям и находящимся на сборах мужчинам и женщинам.

Виды медицинского обеспечения

Законом выделено 4 формы медицинской помощи военнослужащим:

  • обеспечение медикаментами, лекарствами и сопутствующими препаратами;
  • протезирование;
  • лечение в госпиталях;
  • восстановление после перенесенного заболевания или ранения и терапия в санаториях, на курортах или пансионатах;
  • ежегодная диспансеризация — медицинская комиссия (ВВК) для действующих военных, проводимая для обследования и выявления заболеваний, препятствующих выполнению обязанностей.

При возникновении заболевания военнослужащие обращаются в «свои» госпитали. Если часть удаленная, и поблизости нет подобных учреждений, больной доставляется в ближайший госпиталь, либо лечится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения — гражданских поликлиниках и больницах, с которыми заключается договор, и оказанные услуги оплачиваются из бюджета.

Право на бесплатную медицину закреплено за мужчинами и женщинами, проходящими службу, их семьей, некоторыми пенсионерами и запасниками, находящимися на сборах.

Лечение в госпитале

Обратиться в госпиталь могут действующие военнослужащие и некоторые из уволенных. Лечение предполагает полное обеспечение медикаментами, лекарствами, прохождение необходимых обследований, исследований с применением всех доступных диагностических средств.

В госпиталях оказываются бесплатные услуги по зубному протезированию, однако, дорогие виды материалов, включая изготовленные из драгоценных металлов, оплачиваются отдельно. Члены семей обращаются в стоматологические кабинеты, прикрепленные к муниципальным поликлиникам.

Санатории и курорты

Распределение путевок осуществляется специальной комиссией: для действующих военных она организуется по месту прохождения службы, для пенсионеров — районными военными комиссариатами.

Соотношение выдаваемых путевок примерно таково: половина выдается пенсионерам, немного меньше — военнообязанным, оставшееся незначительное количество — обслуживающему персоналу.

Санаториев для военных не так много: общая численность всех видов учреждений, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению, около 44-х.

Медицинское обслуживание лиц, проходящих службу

Для граждан, находящихся на службе, предусмотрено несколько видов медицинской помощи:

  • лечение;
  • прохождение периодического медицинского контроля над состоянием здоровья военнослужащих;
  • оздоровление в санаториях и на курортах.

Все перечисленные услуги доступны для всех должностных лиц, за исключением проходящих военную службу по призыву: комиссию они проходят перед призывом, а санаторно-курортное лечение для этой категории не предусмотрено.

Помимо санаториев и пансионатов лицам, служащим по контракту, бесплатно выдаются путевки на турбазы и в детские лагеря.

Обращение в лечебное учреждение, прохождение ВВК производится на основании направления, выдаваемого командованием части, а также в ситуациях, требующих незамедлительной помощи. Для получения путевки военный проходит специальную комиссию. Период предполагаемого оздоровления должен совпадать с отпуском. Посетить санаторий допускается только один раз в год.

Медицинское обеспечение военнослужащих запаса

Не всем должностным лицам, уволенным в запас, доступно прежнее обслуживание. Категории граждан, за которыми привилегии сохраняются, перечислены в ст.16 закона №76-ФЗ:

  • офицеры, 20 лет прослужившие в войсках или на флоте, уволенные из-за заболевания, реорганизации штата или по причине возраста;
  • офицеры, прослужившие больше 25-ти лет, независимо от причин;
  • мичманы и прапорщики, имеющие выслугу больше 20-ти лет, уволенные после определенного законом возраста, по состоянию здоровья или по причине реорганизации штата.

За семьями перечисленных лиц закрепляется право обращения в военные госпитали.

Получение путевки в пансионат реализуется через специальные комиссии, действующие при районном военкомате. Первоочередное право остается за ветеранами Великой Отечественной войны, лицами, награжденными орденами Славы и Героями СССР и РФ.

Медицинское обслуживание военных пенсионеров осуществляется по направлению из районного комиссариата, если имеются медицинские показания, в полном соответствии с нормами медобеспечения.

Граждане, призванные на военные сборы, лечатся в госпиталях только в период сборов. В остальное время медицинские услуги им оказывают обыкновенные поликлиники и больницы.

Медицинское обеспечение ветеранов боевых действий

Права ветеранов боевых действий закреплены специальным законом №5-ФЗ от 12.01.1995 года. Ст.13, помимо прочих льгот, предусматривает медобслуживание ветеранов, включающее оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи.

За инвалидами войны сохраняется право (ст.14 ФЗ №5-ФЗ):

  • получение медицинской помощи и ежегодное обследование в прежнем учреждении;
  • обеспечение всеми протезами, кроме зубных.

Ветераны боевых действий, участвовавшие в конфликтах во времена СССР, включая войну в Афганистане, вправе рассчитывать (ст.16) на такие же услуги, которые предоставляются при наличии удостоверения.

Право на льготное медицинское обеспечение членов семей

К членам семей военнослужащих закон относит:

  • супругов;
  • несовершеннолетних детей;
  • совершеннолетних детей, получивших инвалидность;
  • детей до 23-х лет, получающих очное образование;
  • иных иждивенцев.

Ст.16 п.3 закона №76-ФЗ устанавливает, что перечисленным лицам предоставлена возможность лечения при условии приобретения лекарств за свой счет в гарнизонных аптеках.

Детальная регламентация производится Правилами, включенными в Постановление Правительства №911 от 31.12.2004 года.

Для получения медицинской помощи перечисленные лица прикрепляются к лечебному учреждению. Для этого они берут справку из отдела кадров части или военкомата о принадлежности к семье.

Зубное протезирование осуществляется на тех же условиях, что и в обычных поликлиниках.

Члены семей отдельных категорий военнослужащих (действующие и некоторые пенсионеры) вправе рассчитывать на санаторно-курортное лечение.

Условия назначения и порядок получения льготной помощи

Для оформления путевки потребуется обратиться в специальную комиссию, уполномоченную по рассмотрению подобных вопросов. Пенсионеры обращаются в военкомат.

С собой следует иметь:

  • паспорт;
  • удостоверение личности или военный билет;
  • направление из лечебного учреждения;
  • отпускной лист;
  • выписку из личного дела о составе семьи, если планируется совместный отдых.

Подтверждая обращение, военнообязанный пишет заявление. На его основании при положительном решении ему выдается соответствующее постановление, с которым он отправляется в санаторий или пансионат. Путевку выдает администрация лечебного заведения.

Для обращения в госпиталь военнослужащий получает направление от командования. Пенсионерам требуется аналогичный документ из военкомата.

Можно ли компенсировать расходы на платное лечение

П.2. Ст.16 ФЗ №76 определяет, что медицинскую помощь пенсионерам и военным оказывают госпитали по месту службы или жительства. Если в таком учреждении нет специалистов, допускается обращение в муниципальную или государственную поликлинику, больницу, либо иное лечебное учреждение, с которым заключен договор. Таким образом, ключевым фактором в решении вопроса об оплате лечения является наличие заключенного договора.

Имеется судебная практика, согласно которой расходы, понесенные гражданином при лечении в частной медицинской организации, не возмещаются. По этой причине рекомендуется перед подписанием договора и внесением оплаты узнавать об альтернативных услугах, оказываемых государственными поликлиниками и учреждениями. Информация о договорах предоставляется в самих учреждениях или военкоматах.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 27 ноября 2003 г. N 686 «О медицинском обеспечении участников вооруженных конфликтов, военнослужащих уволенных в запас в ходе военной реформы, военнослужащих Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации и их детей»

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 27 ноября 2003 г. N 686
«О медицинском обеспечении участников вооруженных конфликтов, военнослужащих уволенных в запас в ходе военной реформы, военнослужащих Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации и их детей»

ГАРАНТ:

О медицинском обеспечении участников вооруженных конфликтов, военнослужащих-миротворцев, уволенных в запас в ходе военной реформы, и их детей см. приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 31 января 2003 г. N 54

Во исполнение Соглашения об основных направлениях сотрудничества Правительства Москвы и Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации, в целях улучшения организации оказания медицинской и психотерапевтической помощи участникам вооруженных конфликтов, военнослужащим, уволенным в запас в ходе военной реформы, военнослужащим Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации и их детям приказываю:

1. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений городского подчинения:

1.1. Обеспечить оказание участникам вооруженных конфликтов, военнослужащим, уволенным в запас в ходе военной реформы, военнослужащим Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации необходимой медицинской и психотерапевтической помощи в полном объеме.

1.2. Осуществлять первоочередное направление детей военнослужащих Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации в санаторно-оздоровительные учреждения в соответствии с медицинскими показаниями.

1.3. Представлять в Департамент здравоохранения отчет о выполнении п. 1.1. и 1.2. настоящего приказа. Срок: ежегодно до 30 ноября.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения И.А. Лешкевича.

Руководитель
Департамента здравоохранения
города Москвы

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений городского подчинения поручено обеспечить оказание участникам вооруженных конфликтов, военнослужащим, уволенным в запас в ходе военной реформы, военнослужащим Командования специального назначения Минобороны России необходимой медицинской и психотерапевтической помощи. Дети военнослужащих Командования специального назначения Минобороны России должны направляться в санаторно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке.

Отчет о выполнении указанных мер необходимо ежегодно представлять в Департамент здравоохранения.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 27 ноября 2003 г. N 686 «О медицинском обеспечении участников вооруженных конфликтов, военнослужащих уволенных в запас в ходе военной реформы, военнослужащих Командования специального назначения Министерства обороны Российской Федерации и их детей»

Текст приказа официально опубликован не был

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит