Формы и системы оплаты труда работников, оплата труда стимулирующие компенсационные выплаты

Содержание
  1. Формы и системы оплаты труда работников. Стимулирующие выплаты и выплаты компенсационного характера в составе заработной платы
  2. Оплата труда стимулирующие компенсационные выплаты
  3. Оплата труда. Компенсационные выплаты
  4. Новые системы оплаты труда: стимулирующие и компенсационные выплаты
  5. Компенсационные выплаты
  6. Компенсационные надбавки руководителям
  7. Бухгалтерский учет стимулирующих и компенсационных выплат
  8. СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ
  9. Классификация компенсационных и стимулирующих выплат

Формы и системы оплаты труда работников. Стимулирующие выплаты и выплаты компенсационного характера в составе заработной платы

Заработная плата — это вознаграждение за труд работника в зависимости от его квалификации, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Кроме того, к заработной плате относят и различные компенсационные выплаты, доплаты и надбавки (например, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и т.д.), а также стимулирующие выплаты (например, премии) (ст. 129 Трудового кодекса РФ«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ(ред. от 29.12.2012) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001; «Российская газета», № 303, 31.12.2012. (далее ТК РФ)).

Зарплата максимальным размером не ограничена. Минимальный размер оплаты труда регулируется федеральным законодательствомФедеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О минимальном размере оплаты труда» // «Российская газета», № 118, 21.06.2000; «Российская газета», № 283, 07.12.2012.. Месячная заработная плата лица, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Если норма рабочего времени не была полностью отработана, то заработную плату рассчитывают пропорционально времени, в течение которого человек трудился. В таком случае она может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

МРОТ включает в себя не только непосредственно оклад, но и все остальные выплаты, которые относят к заработной плате по статье 129ТК РФ (в том числе надбавки, доплаты, премии).

В настоящее время ТК РФ предоставляет право самостоятельно выбирать формы и размеры оплаты труда. Единственное ограничение — они не могут ставить сотрудника в худшее, нежели это предусмотрено Кодексом, положение. Достаточно четко урегулированы лишь вопросы оплаты труда при применении тарифной системы. Остальные системы (например, бестарифная) в нем не освещены. В большинстве организаций применяют следующие основные формы оплаты труда:

  • — повременная;
  • — сдельная;
  • — бестарифная и оплата труда на комиссионной основе.

При этом разным сотрудникам организации могут быть установлены и различные формы оплаты труда. Например, административному и обслуживающему персоналу — повременная, рабочим основного производства — сдельная. Эти формы должны быть определены в положении об оплате труда, принятом в компании.

Повременная оплата труда может быть простой или повременно-премиальной. В первом случае сотруднику оплачивают лишь то время, которое он фактически отработал. Эта система очень проста в применении. Однако она не стимулирует сотрудников выполнять свои обязанности достаточно качественно. При использовании этой системы труд работников оплачивается исходя из:

  • — оклада;
  • — дневной тарифной ставки;
  • — часовой тарифной ставки.

В каждом из этих случаев количество отработанных дней (часов) определяют по табелю учета рабочего времени.

Если сотруднику установлен оклад, его начисляют в полной сумме при отработке им всех рабочих дней какого-либо месяца. Когда сотрудник отработал не все рабочие дни, его оклад рассчитывают пропорционально отработанному времени. Таким образом, заработная плата человека не зависит от количества рабочих дней или часов в том или ином месяце. При выполнении нормы рабочего времени оклад ему начисляют в полной сумме.

При использовании сдельной системы сотруднику оплачивают количество выпущенной им продукции или объем выполненных работ (оказанных услуг). Как и в случае с повременной оплатой труда, есть несколько разновидностей сдельной системы: простая, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная.

Простая сдельная система предусматривает оплату количества выпущенной продукции (объема выполненных работ или услуг) исходя из сдельных расценок, принятых в компании. Такие расценки определяют на единицу продукции того или иного вида.

Бестарифная система предусматривает распределение общего фонда оплаты труда по компании (или ее подразделению) между соответствующими сотрудниками. При этом общий фонд зависит от результатов работы компании (подразделения) в том или ином периоде времени (например, месяце). По своей сути заработная плата конкретного сотрудника — это его доля в фонде оплаты труда всего коллектива. Заработная плата распределяется между сотрудниками на основании тех или иных коэффициентов (например, трудового участия). Причем их может быть несколько. Порядок применения коэффициентов прописывают в трудовых договорах или положении об оплате труда. Использование такой системы не должно ставить работника в худшие, нежели установлены ТК РФ, условия. Независимо от результатов работы компании и выделенного фонда оплаты труда зарплата конкретного сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть меньше МРОТ.

Комиссионную систему устанавливают в отношении тех сотрудников, которые заняты сбытом товаров или готовой продукции (например, продавцов или менеджеров). В данном случае их заработок определяют в процентах от выручки, полученной в результате деятельности либо всей компании в целом, либо подразделения, в котором работает сотрудник, либо в результате деятельности самого работника. В любом из перечисленных случаев заработная плата сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть меньше одного МРОТ. Даже при условии, что выручка не была получена вовсе. Поэтому обычно в отношении данной категории работников определяют смешанную форму оплаты труда. То есть устанавливают твердый оклад в минимальном размере (например, в пределах МРОТ) и доплату в процентах от выручкиВерещака В.В.Зарплата и другие выплаты работникам (учет, налоги, взносы) // журнал «Актуальная бухгалтерия». ООО «Издательство Гарант-Пресс». 2011..

Таким образом, в соответствии с ст. 135 ТК РФ система оплаты труда представляет собой совокупность правил, определяющих состав заработной платы, конкретные размеры тарифных ставок, окладов, должностных окладов, условия, порядок выплаты и размер доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, с учетом которого исчисляется зарплата.

Структуру заработной платы образуют следующие ее части:

  • 1. основная (постоянная) часть заработной платы;
  • 2. компенсационные выплаты;
  • 3. стимулирующие выплаты.

Основная часть заработной платы устанавливается на основе действующей у данного работодателя системы оплаты труда и не может быть менее установленного федеральным законом МРОТ.

Компенсационные и стимулирующие выплаты являются переменной частью заработной платы, которая зависит от установленных государством гарантий и условий оплаты труда, установленных у данного работодателя.

Компенсационные и стимулирующие выплаты не связаны с оплатой за фактически отработанное время или фактически выполненную работу.

Для этой части заработной платы в большей степени присущ метод локального регулирования, особенно для стимулирующих выплат, при определении законодательством основных правил их установления.

В ТК РФ отсутствуют такие понятия, как компенсационные и стимулирующие выплаты, определяющие перечень выплат, которые к ним относятся и входят в состав заработной платы, также отсутствуют общие определения надбавок и доплат, которые разграничивали бы эти понятия.

В статье 129 ТК РФ, уточнили перечень компенсационныхвыплат — это «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению», но при этом оставили его открытым — «и иные выплаты компенсационного характера».

Согласно статье 164 ТК РФ компенсации — это «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами».

Данное определение связывает компенсации не только с выполнением работником трудовых, но и иных обязанностей. Исходя из положения статьи 164 ТК РФ, к компенсационным выплатам можно отнести также и денежные выплаты, предусмотренные в разделе VII «Гарантии и компенсации».

Ряд компенсационных выплат установлен законодательно, их выплата — обязанность работодателя:

  • а) за выполнение работ в особых условиях (труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями) (статья 146 ТК РФ);
  • б) за труд на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (статья 129 ТК РФ);
  • в) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (статья 149ТК РФ);

Конкретные размеры компенсационных выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором и не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Кроме того, ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда лицам, работающим вахтовым методом, и лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем введения в состав заработной платы следующих выплат:

Ё лицам, работающим вахтовым методом, предусмотрена надбавка за вахтовый метод работы: «за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно» (302 ТК РФ);

Ё лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (315 ТК РФ).

Основная цель компенсационных выплат — возмещение дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с режимом работы, условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда.

Они начисляются дополнительно к должностным окладам и тарифным ставкам.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) — это переменная часть заработной платы, которая может зависеть от полученной прибыли, от индивидуального вклада работника в результат хозяйственной деятельности и так далее.

Конкретные критерии, размеры, сроки и условия премирования устанавливаются системой премирования, принятой у конкретного работодателя.

Согласно 135 статье ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом локальные нормативные акты (например, Положение о премировании), устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следует отметить, что если премия и иные поощрительные выплаты, предусмотрены системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность их выплатить, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты данных стимулирующих выплат.

Таким образом, работодатель, выплачивая работникам премии и иные стимулирующие выплаты за фактически отработанное время, выполняет свои обязательства по оплате их труда.

Следует отметить, что трудовое законодательство не проводит четкого разграничения между понятиями «премия» «доплата» и «надбавка».

В соответствии со статьей 22 ТК РФ к правомочиям работодателя отнесено право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

В соответствии со статьей 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Кроме того, в соответствии со статьей 191 ТК РФ работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдавать премию.

То есть в соответствии со статьей 129 ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. А на основании положений статей 22, 57, 129, 191 ТК РФ премии, доплаты и надбавки являются также и поощрительными выплатами.

Премии и иные стимулирующие выплаты в отличие от большинства компенсационных выплат на законодательном уровне не регулируются, их выплата — это право работодателя.

Таким образом, стимулирующие выплаты как часть заработной платы можно охарактеризовать как денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Основная цель применения систем доплат, надбавок стимулирующего характера и систем премирования направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам.

При этом премии можно подразделить на две группы:

а) Премии, входящие в систему оплаты труда.

Право на получение данной премии у работника, и соответственно обязанность ее выплаты у работодателя, возникает при условии достижения конкретных показателей, заранее обусловленных системой премирования. В противном случае право на премию не возникает.

б) Премии, не предусмотренные системой оплаты труда.

Данные премии имеют характер разового поощрения по одностороннему усмотрению работодателя и выплачиваются, как правило, нерегулярно, кроме того, не связаны с конкретными достижениями в труде. В данном случае поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания.

Следует обратить внимание на то, что если компенсационные и стимулирующие выплаты согласно действующему законодательству включаются в заработную плату работника (статья 129 ТК РФ), то и все условия по выплате заработной платы (сроки, ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в срок, проценты (денежная компенсация) за неуплату в срок заработной платы) также распространяются на них.

Оплата труда стимулирующие компенсационные выплаты

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2008 г. № 11081

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 29 декабря 2007 г. № 822

Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4893) приказываю:

— Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1;

— разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 2.

Приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 822

Перечень видов выплат компенсационного характера

в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Приложение № 2 к Приказу

и социального развития РФ

от 29 декабря 2007 г. № 822

Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

2. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3, № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27 (ч. I),

ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 27, № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 34, № 17, ст. 1930, № 30, ст. 3808, № 41, ст. 4844, № 43,

ст. 5084, № 49, ст. 6070).

4. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

6. Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, согласно приложению № 1.

7. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Зарегистрировано в Минюсте РФ

1 февраля 2008 г. № 11080

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2007 г. № 818

Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4893) приказываю:

— Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1;

— разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 2.

Перечень видов выплат стимулирующего характера

в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Оплата труда. Компенсационные выплаты

ОПЛАТА ТРУДА. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Для эффективной деятельности руководство фирмы должно осуществлять соответствующие действия, побуждающие работников к заинтересованности в своем труде. Мотивация труда — одна из важнейших функций управления кадрами.

Мотивация труда — совокупность побудительных сил роста производительной силы труда.

К этим побудительным силам относятся не только материальные выгоды, но и моральные, выражающиеся в удовлетворенности трудом, в престижности труда, в выполнении внутренних человеческих установок, моральных потребностей.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

  • 1. материальные поощрения, в числе которых заработная плата, премии, дополнительная заработная плата, надбавки, доплаты, скидки за услуги, предоставление дополнительных прав, льготы и т. п.;
  • 2. материальное наказание снижением, лишением премий, понижением размера заработной платы, штрафами, частичным, полным или повышенным размером возмещения ущерба, нанесенного предприятию, и т.д.;
  • 3. моральное поощрение работников путем выражения благодарности, награждения знаками отличия, выдвижения на новые, престижные должности на работе, в том числе в неформальных группах вне работы (кружках, творческих, общественных объединениях), предоставление дополнительных прав (свободный режим работы), привлечение к управлению предприятием и т. п.;
  • 4. моральное наказание за упущения и недостатки в работе путем вынесения замечания, выговора, лишения льгот и преимуществ, снятие с престижных должностей, лишение почетных званий и крайняя мера — увольнение с работы.

Заработная плата является основным источником стимулирования и дохода работающих на предприятии. Поэтому ее размеры регулируются государством и руководителями предприятий.

Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).

Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий, направленных на вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества. При организации труда следует учитывать следующие мероприятия, связанные с нормированием труда, тарифным нормированием заработной платы разработкой форм и систем оплаты труда премированием работников. Нормирование труда основывается на установлении определенных пропорций в затратах труда, необходимых для изготовления единицы продукции или на выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях. Главная задача нормирования труда — разработка и применение прогрессивных норм и нормативов.

Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).

Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. В разных отраслях промышленности действуют различные шкалы.

Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, в соответствии с которым каждому тарифному разряду предъявляются определенные квалификационные требования, т. е. перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения. оплата труд компенсационный стимулирование

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.

Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию, т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.

Фонд заработной платы учеников определяется из численности и пособия, которое они получают. Отдельно рассчитывается заработная плата рабочих, сдельщиков и повременщиков. Заработная плата рабочих определяется на основании технического нормирования, т. е. на основании разработки норм затрат рабочего времени на единицу продукции.

Нормы затрат труда включают нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.

Норма выработки — задание рабочему-сдельщику в производстве продукции требуемого качества в единицу времени в определенных условиях.

Норма времени — отрезок рабочего времени (часы, дни), в течение которого рабочий должен произвести определенное количество продукции.

Норма обслуживания определяет количество механизмов, которое должен обслуживать данный рабочий (или несколько) в течение смены.

Доплаты и надбавки компенсационного характера являются обязательными выплатами. При наличии установленных законом оснований работодатель должен применять эти доплаты и надбавки.

Компенсационные выплаты не надо путать с компенсациями, о которых идет речь в ч. 2 ст. 164 ТК РФ.

Компенсационные выплаты представляют собой доплаты или надбавки за труд в условиях, которые отличаются от обычных и требуют повышенной оплаты. Работник в этих условиях затрачивает намного больше усилий для достижения результата труда.

Компенсации в соответствии с ч. 2 ст. 164 ТК РФ — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Таким образом, компенсации возмещают работникам понесенные ими денежные или материальные затраты, а не затраты труда.

Поскольку доплаты и надбавки компенсационного характера включаются в состав заработной платы, на них распространяются все нормы, касающиеся заработной платы (такие доплаты и надбавки учитываются при исчислении среднего заработка, они должны начисляться работникам не реже чем каждые полмесяца и т.д.).

Доплаты и надбавки компенсационного характера выплачиваются за труд (ст. ст. 146, 149 ТК РФ):

  • -в особых условиях (на тяжелых, вредных или опасных работах, в местностях с особыми климатическими условиями);
  • -в условиях, отклоняющихся от нормальных [при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных].

Размер и порядок выплаты компенсационных доплат и надбавок устанавливаются (ч. 2 ст. 135 ТК РФ):

  • -соглашениями;
  • -коллективными договорами;
  • -локальными нормативными актами работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, которые устанавливают систему оплаты труда, в том числе и доплаты и надбавки компенсационного характера, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Несоблюдение этой процедуры влечет недействительность всего локального нормативного акта (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Новые системы оплаты труда: стимулирующие и компенсационные выплаты

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 5

В прошлом номере мы рассмотрели виды стимулирующих надбавок, устанавливаемых в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление N 605) такие стимулирующие надбавки должны побудить работников пересмотреть отношение к своей работе и перейти от количественных оценок труда к качественным показателям. В данной статье мы рассмотрим виды компенсационных выплат, которые призваны главным образом компенсировать или нейтрализовать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе трудовой деятельности, в том числе климатических, обусловленных особым характером труда, условиями или режимом работы.

Компенсационные выплаты

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее — Приказ N 822). Данные выплаты предусматриваются работникам:

  • занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Согласно Методическим рекомендациям по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 N 663, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера закрепляются положениями трудовых договоров и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ, в виде:

  • надбавок и доплат;
  • районных коэффициентов;
  • коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях;
  • коэффициентов за работу в высокогорных районах;
  • процентных надбавок к заработной плате сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областях, Республике Бурятия, Республике Хакасия.

Работодатели обязаны принимать меры для проведения аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Постановлением Минздравсоцразвития России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

При разработке новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в местностях с особыми климатическими условиями — согласно ст. 148 ТК РФ. Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются исходя из ст. 149 ТК РФ. Дополнительно следует учитывать требования нормативных правовых актов, которыми установлены минимальные размеры этих доплат и надбавок. Многие из них приняты еще государственными органами бывшего СССР, но они продолжают применяться на основании ст. 423 ТК РФ, если не противоречат новому трудовому законодательству.

Рассмотрим нормативно-правовую базу, которой следует руководствоваться при установлении выплат компенсационного характера.

Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с действующими в данное время Постановлениями Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» и от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей», Приказами Минздрава России от 15.10.1999 N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», Минздравмедпрома России от 06.06.1994 N 113 «Об утверждении Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, и Порядка его применения», которые предусматривают абсолютно определенный размер доплаты за работу в особых условиях. Следует также отметить Постановление Минтруда России от 27.05.1994 N 41 «Об утверждении Перечня работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке)», которым определены только максимальные размеры доплаты за особые условия труда (до 12% и до 24% в зависимости от вида работы).

Особые работы, доплата за которые не установлена в абсолютно определенных размерах (или в отношении которых не предусмотрен минимальный размер доплаты), должны оплачиваться в соответствии с действующим на основании ст. 423 ТК РФ и Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Данное Постановление предусматривает доплаты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 4, 8, 12%, а на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20, 24%.

Таким образом, в настоящее время минимальный размер доплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда составляет 4%, за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16%.

За работу в местностях с особыми климатическими условиями компенсационные выплаты установлены гл. 50 ТК РФ, Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными правовыми актами. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей содержится в Постановлениях Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029».

Один из основополагающих элементов заработной платы — районный коэффициент, основным назначением которого является компенсация дополнительных расходов и повышенных затрат труда работников, связанных с проживанием и выполнением работы в зонах с неблагоприятными климатическими условиями (Определение КС РФ от 05.03.2004 N 76-О).

Районный коэффициент повышает заработную плату всех работников, трудящихся в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, на определенную величину. Он подлежит применению с первого дня работы сотрудника, принятого в организацию, расположенную в указанных зонах.

Статьей 316 ТК РФ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Установленные размеры подлежат применению только учреждениями, финансирование которых должно осуществляться соответственно из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Применение данных размеров федеральными бюджетными организациями не допускается.

При формировании фонда оплаты труда следует обратить внимание на то, что районный коэффициент не начисляется на:

  • процентные надбавки, так как они применяются к одним и тем же выплатам в пользу работника и не могут начисляться друг на друга (ст. 317 ТК РФ);
  • выплаты в виде среднего заработка, так как суммы, входящие в расчет среднего заработка, уже включают районный коэффициент (п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);
  • выплаты, не связанные с выполнением работником трудовой функции (трудовых обязанностей) и не входящие в систему оплаты труда (ст. 315 ТК РФ).

Районный коэффициент не начисляется также на суммы, выплаченные в виде материальной помощи.

За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), трудовым законодательством предусмотрены размеры повышенной оплаты труда, которые устанавливаются в соответствии со ст. 135 ТК РФ и не могут быть ниже размеров, определенных нормативными правовыми актами. Максимальный размер таких выплат ограничений не имеет, здесь определяющую роль играет фонд оплаты труда конкретного учреждения и размер бюджетных ассигнований.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается компенсационная надбавка в процентах к должностному окладу. Размер и порядок установления этой надбавки определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В настоящее время порядок и условия выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне». Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности:

  • «особой важности», размер надбавки составляет 25% от должностного оклада;
  • «совершенно секретно» — 20% от должностного оклада;
  • «секретно» — 10% от должностного оклада.

Согласно указанному Постановлению надбавка выплачивается государственным служащим, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Компенсационные надбавки руководителям

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом N 822.

При разработке и внедрении новых систем оплаты труда необходимо учесть, что нижний предел заработной платы сотрудника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». С 1 сентября 2007 г. МРОТ равен 2300 руб.

Бухгалтерский учет стимулирующих и компенсационных выплат

В бухгалтерском учете начисление премий отражается согласно Инструкции N 25н следующими записями:

Дебет счетов 401 01 211 «Расходы по заработной плате», 106 04 340 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

  • • классификацию компенсационных и стимулирующих выплат;
  • • системы премирования и доплат;
  • • системы надбавок, гарантий и компенсаций;
  • • осуществлять премирование работников в соответствии с положением о материальном поощрении;
  • • исчислять доплаты к основной заработной плате работника в целях компенсаций особых условий труда в предусмотренных законом случаях;
  • • применять стимулирующие надбавки работникам в предусмотренных законом случаях;
  • • экономико-правовым инструментарием по вопросам компенсационных и стимул ирующих в ы плат;
  • • методикой расчета компенсационных и стимулирующих выплат;
  • • практическим опытом определения размеров выплат.

Классификация компенсационных и стимулирующих выплат

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными правовыми актами.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, которые учитываются при определении объемов финансового обеспечения.

Чтобы определить целевое назначение установления тех или иных мотивационных и компенсационных выплат и увязать их по форме и содержанию с основным (тарифным) заработком, необходимо разделить указанные выплаты на три группы, учитывающие взаимосвязи оплаты труда с результатами труда (первая группа), с личными деловыми качествами работника

(вторая группа), с определенными достижениями, не носящими систематического характера (третья группа).

К первой группе — вознаграждениям, увязывающим стимулирующие выплаты с основным (тарифным) заработком, — относятся различные премии за основные результаты работы и соответствующие (принятые в организации) коэффициенты формирования оплаты за перевыполнение норм сдельно оплачиваемых работников.

Это наиболее распространенные формы материального стимулирования; они широко применяются в организациях и занимают значительный удельный вес в заработной плате. Такие виды стимулирования имеют заранее известные работнику количественные параметры, что позволяет целенаправленно использовать материальную заинтересованность трудового коллектива (работника) в повышении производительности труда и качества продукции (работ, услуг), а также осуществлять непосредственному руководителю мониторинг начисляемой заработной платы.

Премия — это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику (или трудовому коллективу — бригаде, участку, цеху, отделу и т.д.) в качестве поощрения за достижения в работе. С точки зрения правового режима выделяют премии двух видов — выплачиваемые сверх основной части заработка определенному кругу работников на основании заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий, и премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне систем оплаты труда.

Премии первого вида являются дополнительной (составной) частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда, размер которой зависит от выполнения определенных показателей и условий. Они устанавливаются в процентном отношении к основному заработку (окладу, тарифной ставке). Исходя из целей премирования в качестве показателей премирования должны устанавливаться соответствующие требования к работникам и коллективам с учетом конкретных задач, стоящих перед ними. Значение показателей состоит в том, что они являются юридическими фактами, дающими право на премию, которое в случае необходимости может быть обеспечено через процедуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Круг лиц, подлежащих премированию, его показатели и условия, размеры премий предусматриваются в положениях о премировании, устанавливаемых работодателями с учетом мнения представительного органа работников.

Премии второго вида не относятся к системам оплаты труда и выплачиваются не за выполнение заранее установленных показателей и условий, а на основе общей оценки работы данного работника. Такие премии не учитываются при подсчете среднего заработка, не могут быть объектом трудового спора при рассмотрении в комиссиях по трудовым спорам, но заносятся в трудовую книжку в качестве меры поощрения.

Ко второй группе — стимулирующим выплатам, увязывающим оплату труда с личными деловыми и профессиональными качествами работника, — относятся главным образом надбавки, стимулирующие повышение деловой квалификации и рост уровня мастерства: за классность, за высокое профессиональное мастерство, за ученую степень и т.д. С помощью же доплат, как правило, компенсируются работа в неблагоприятных производственных условиях, работа в вечерние и ночные смены, ненормированный рабочий день (например, водителей, работающих на легковых автомобилях) и пр.

Отличительная особенность доплат и надбавок как стимулирующих выплат состоит в том, что они не имеют прямой связи между размером вознаграждения и результатами труда работника.

К третьей группе — единовременным вознаграждениям за выполнение особо важных производственных заданий — относятся в основном премии за крупные производственные успехи, не носящие систематического характера, или за высокие коллективные результаты работы в течение квартала, полугодия, года.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит