Коллективные трудовые споры и способы их разрешения, способы разрешения коллективного трудового спора

Содержание
  1. Коллективные трудовые споры и способы их разрешения
  2. Коллективные трудовые споры и способы их разрешения
  3. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
  4. ЗАБАСТОВКА КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
  5. 79. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
  6. 80. Ограничения права на забастовку. Комментарий к статье 413 трудового кодекса

Коллективные трудовые споры и способы их разрешения

Читающий начинает иметь мнение о заявителе, который вложил свои взгляды, воспринимая текст и его смысл. Фактически письмо это отражение ума заявителя. Это бывает принципиально существеннымв местах, если ответ зависит от внутреннего решения. Сложить необходимый образец в юрфирме стоит хороших средств. Потому что отсутствие неточностей не легкий труд, не возможный без знаний.

Коллективные трудовые споры представляют собой нерегулируемые разногласия между определенным количеством работников и работодателем по вопросу установления или изменения условий труда, изменения, заключения и выполнения коллективных соглашений и договоров. Кроме того, в соответствии со статьей 398 ТК РФ, поводом для коллективных споров может стать отказ работодателя учесть мнение выборного органа при принятии внутреннего нормативного акта.

Коллективные трудовые споры, также как и индивидуальные, подразделяются на виды в зависимости от характера спора, и правоотношений, из которых они вытекают. По характеру спора, могут быть:

— споры по поводу установлений условий договора, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

— споры по поводу выполнения коллективных договоров и трудового законодательства.

— спор из правоотношения коллектива работникам с администрацией учреждений, предприятий и организаций;

— спор из правоотношения профсоюзной организации предприятия или учреждения с работодателем;

— споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров, которые находятся выше уровня организации и учреждения.

Разрешение коллективного трудового спора осуществляется путем выдвижения и рассмотрения требований работников и их представителей, которые могут заключаться в различных процедурах. Требования, выдвинутые работниками и представительными органами, утверждаются на соответствующих собраниях работников и излагаются в письменной форме, после чего направляются работодателю. Правомочным решением собрания работников является в том случае, если на нем присутствует более половины работающих на предприятии.

Примирительные процедуры представляют собой рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения при участии примирительной комиссии, с участием посредника либо в трудовом арбитраже. Примирительная комиссия должна быть создана в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного спора. Она создается из представителей сторон на равноправной основе. Посредником может быть абсолютно любой независимый специалист, который приглашается либо сторонами трудового спора, либо Федеральной службой по труду и занятости.

Трудовой арбитраж являет собой временно действующий орган, созданный для рассмотрения коллективного трудового спора участвующими сторонами и соответствующими органами по урегулированию трудового конфликта. Трудовой арбитраж создается не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спорной ситуации примирительной комиссией или посредником.

В целях разрешения коллективного трудового спора нередко применяется работниками забастовка – временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей в полном или частичном объеме. Решение об объявлении забастовки может быть принято исключительно собранием работников по предложению представительного органа, ранее уполномоченного на разрешение коллективного спора. Решение будет считаться правомочным и принятым, если на собрании присутствует половина от общего числа работников и проголосовало «за» не менее половины от числа работников, присутствующих на собрании. О предстоящей забастовке работодатель должен быть уведомлен не позднее, чем за пять рабочих дней до ее начала, обязательно в письменной форме. При этом, если забастовка будет объявлена профсоюзом, то предупреждение должно быть оформлено в письменной форме и передано работодателю не позднее, чем за семь дней до ее наступления.

Лекция № 4. Способы разрешения трудовых споров.

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. У этих споров разная правовая природа и, таким образом разные способы их разрешения.

Ст. 382 ТК РФ гласит, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть закон предлагает два уровня разрешения трудовых споров: досудебный и судебный. Условно можно подразделить индивидуальные трудовые споры по их подведомственности на:

• рассматриваемые первоначально в КТС, а затем в суде (когда решение КТС обжалуется в суд). В этом порядке рассматриваются споры по применению закона и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного и трудового договоров.

• трудовые споры рассматриваемые непосредственно судом.

Комиссии по трудовым спорам избираются в организациях по инициативе сторон трудовых отношений. Индивидуальные трудовые споры разрешаются только КТС по месту работы работника-участника трудового конфликта. Если КТС не создана или, в соответствии с законом, не создается, все индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судебном порядке. Если разрешение трудовых споров комиссией по трудовым спорам регулируется положениями трудового законодательства, то процедурный порядок разрешение трудовых споров в суде регулируется положениями Гражданско-процессуального кодекса и Федерального закона » О мировых судьях РФ» от 17.12.1998г. Из указанных законов следует, что дела, вытекающие из трудовых отношений подсудны мировым судьям.

Исключение — дела о восстановлении на работе (ст.22 ГПК РФ). Такие дела подсудны федеральным судам общей юрисдикции основного звена (районным судам). По общему правилу иски предъявляются по месту нахождения ответчика или его имущества.

Принудительное исполнение судебного приказа или исполнительного листа, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997г. прямо проистекает из природы судебных актов, то о принудительном исполнении решений КТС (в соответствии со ст. 389 ТК РФ и ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве») следует отметить особо. Из правовой природы такого решения принудительное исполнение не вытекает. Это является лишь волей государства в лице законодателя по обеспечению восстановления трудовых прав работника, в том числе принудительно.

Кроме того, следует отметить, что для ряда категорий работников индивидуальные споры имеют иной, особый, порядок рассмотрения. Таков порядок рассмотрения трудовых споров в отношении работников, избираемых, утверждаемых и назначаемых на должности высшими органами государственной власти РФ, судей, прокуроров. Трудовые споры, вытекающие из трудовых отношений таких субъектов, регулируются законами РФ «О статусе судей РФ», «О прокуратуре РФ» и другими законами. Индивидуальные трудовые споры государственных служащих на досудебном уровне могут рассматриваться и в порядке подчиненности в вышестоящем органе.

Нельзя забывать о возможности (в некоторых случаях) применять положение закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот закон применим и в сфере трудовых отношений.

Несколько иное звучание имеют коллективные трудовые споры.

Регламентация разрешения коллективных трудовых споров приведена в главе 61 ТК РФ, нормы которой предусматривают проведение примирительных процедур примирительной комиссией, с участием посредника либо рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем. Кроме того, в той же главе 61 ТК РФ содержится развернутая регламентация забастовки как крайней меры коллективного трудового спора.

Таким образом, следует заключить, что судебного способа защиты коллективных прав в сфере труда трудовым законодательством (а также ГПК РФ, АПК РФ) не предусмотрен.

Итак, индивидуальные трудовые споры в РФ могут быть рассмотрены как на судебном, так и на досудебном уровнях. Единственным способом разрешения коллективных трудовых споров является внесудебный, путем проведения примирительных процедур: примирительной комиссией, с участием посредника или путем принятия решения трудовым арбитражем.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Согласно ст. 409 ТК РФ, если

    примирительные процедуры, предусмотренные ТК РФ, не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406) либо работодатель (представители работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408), или работодатель не исполняет решение трудового арбитража,

то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора ( ст. 410 ТК РФ).

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 от общего числа работников (конференция — не менее 2/3 делегатов конференции ).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым. если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников (забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки);
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

    Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

    Забастовку возглавляет представительный орган работников.

    В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

    Работодатель, органы власти и местного самоуправления, орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

    В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки.

    1. в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
    2. в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных. военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
    3. в правоохранительных органах ;
    4. в организациях (их подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования. на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
    5. в организациях (их подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

    Забастовка является незаконной. если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

    Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

    Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

    В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней. а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

    В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

    Трудовые споры и способы их разрешения

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные работы

    Механизм реализации права на коллективные трудовые споры. Рассмотрение особенностей решения разногласий, возникающих между работодателем и работниками по поводу изменения условий труда. Усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях.

    курсовая работа [38,4 K], добавлена 20.10.2014

    Трудовые конфликты: причины и условия их возникновения, классификация. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения и меры урегулирования; законодательство РК; согласительная комиссия, суд. Роль менеджера в разрешении конфликта.

    контрольная работа [21,0 K], добавлена 21.12.2011

    Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Индивидуальные трудовые споры. Правила сокращения продолжительности работы и порядок привлечения к ней в ночное время отдельных категорий работников. Особенности составления искового заявления.

    контрольная работа [34,4 K], добавлена 18.01.2010

    Понятие и стороны трудового отношения. Основания возникновения и виды трудовых отношений. Гарантии при заключении трудового договора. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовые гарантии и компенсации. Трудовые споры и порядок их разрешения.

    курсовая работа [37,3 K], добавлена 06.02.2011

    Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров. Деятельность комиссий по трудовым спорам, порядок их создания и компетенция. Характеристика судов, как органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, порядок исполнения решений.

    курсовая работа [43,0 K], добавлена 15.05.2013

    Определение понятия примирительных процедур. Порядок формирования и способы разрешения возникающих конфликтов между работниками и работодателем в организации. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в трудовом арбитраже.

    контрольная работа [31,9 K], добавлена 23.07.2010

    Понятие, виды и причины трудовых споров в законодательстве РК. Понятие индивидуального трудового спора. Рассмотрение индивидуального трудового спора в согласительной комиссии по трудовым спорам. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.

    реферат [26,5 K], добавлена 12.04.2008

    Понятие материальной ответственности работников. Условия материальной ответственности. Виды материальной ответственности (полная и ограниченная). Порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю. Трудовые споры их суть и понятие, трудовая дисциплина.

    лекция [21,1 K], добавлена 01.12.2008

    Понятие, классификация, причины возникновения и стороны трудовых споров. Органы, рассматривающие трудовые споры. Судебная практика, порядок и сроки судебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, исполнение и обжалование решений по ним в суде.

    курсовая работа [69,0 K], добавлена 24.12.2013

    Понятие трудового права. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Рабочее время, время отдыха, оплата труда. Гарантии и льготы отдельным категориям работников. Трудовые споры. Государственное социальное страхование и пенсионныое обеспечение.

    Коллективные трудовые споры и способы их разрешения

    Коллективные трудовые споры представляют собой нерегулируемые разногласия между определенным количеством работников и работодателем по вопросу установления или изменения условий труда, изменения, заключения и выполнения коллективных соглашений и договоров. Кроме того, в соответствии со статьей 398 ТК РФ, поводом для коллективных споров может стать отказ работодателя учесть мнение выборного органа при принятии внутреннего нормативного акта.

    Коллективные трудовые споры, также как и индивидуальные, подразделяются на виды в зависимости от характера спора, и правоотношений, из которых они вытекают. По характеру спора, могут быть:

    — споры по поводу установлений условий договора, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

    — споры по поводу выполнения коллективных договоров и трудового законодательства.

    — спор из правоотношения коллектива работникам с администрацией учреждений, предприятий и организаций;

    — спор из правоотношения профсоюзной организации предприятия или учреждения с работодателем;

    — споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров, которые находятся выше уровня организации и учреждения.

    Разрешение коллективного трудового спора осуществляется путем выдвижения и рассмотрения требований работников и их представителей, которые могут заключаться в различных процедурах. Требования, выдвинутые работниками и представительными органами, утверждаются на соответствующих собраниях работников и излагаются в письменной форме, после чего направляются работодателю. Правомочным решением собрания работников является в том случае, если на нем присутствует более половины работающих на предприятии.

    Примирительные процедуры представляют собой рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения при участии примирительной комиссии, с участием посредника либо в трудовом арбитраже. Примирительная комиссия должна быть создана в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного спора. Она создается из представителей сторон на равноправной основе. Посредником может быть абсолютно любой независимый специалист, который приглашается либо сторонами трудового спора, либо Федеральной службой по труду и занятости.

    Трудовой арбитраж являет собой временно действующий орган, созданный для рассмотрения коллективного трудового спора участвующими сторонами и соответствующими органами по урегулированию трудового конфликта. Трудовой арбитраж создается не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спорной ситуации примирительной комиссией или посредником.

    В целях разрешения коллективного трудового спора нередко применяется работниками забастовка – временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей в полном или частичном объеме. Решение об объявлении забастовки может быть принято исключительно собранием работников по предложению представительного органа, ранее уполномоченного на разрешение коллективного спора. Решение будет считаться правомочным и принятым, если на собрании присутствует половина от общего числа работников и проголосовало «за» не менее половины от числа работников, присутствующих на собрании. О предстоящей забастовке работодатель должен быть уведомлен не позднее, чем за пять рабочих дней до ее начала, обязательно в письменной форме. При этом, если забастовка будет объявлена профсоюзом, то предупреждение должно быть оформлено в письменной форме и передано работодателю не позднее, чем за семь дней до ее наступления.

    Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

    В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федера­ции признается право работников на забастовку как способ раз­решения коллективного трудового спора. Согласно ст. 398 ТК РФ забастовка — это временный добровольный отказ работ­ников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Это определение забастовки позволяет выделить ее при­знаки.

    1. Забастовка — коллективное действие, один работник не может провести забастовку. Это право принадлежит кол­лективу (работников, членов профсоюза). Возможно объяв­ление забастовки работниками определенной отрасли, про­фессии, региона, так как они выступают стороной на кол­лективных переговорах и могут вступить в коллективный трудовой спор. Однако принятое на этом уровне решение профессионального союза (объединения профессиональных союзов) о проведении забастовки формально не может служить основанием для прекращения работы. Оно должно быть утверждено решением общего собрания (конференции) работников каждой организации, принимающей участие в коллективном трудовом споре.

    2. Забастовка — это временная акция, не может быть забасто­вок бессрочных.

    3. Забастовка — это добровольное действие. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забас­товке. Согласно ст. 409 ТК РФ лица, принуждающие ра­ботников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответ­ственность.

    4. Забастовка — это средство разрешения коллективного тру­дового спора. При отсутствии коллективного трудового спо­ра забастовку проводить нельзя. Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленная гл. 60 ТК РФ, не предполагает проведения забастовочных действий.

    5. Забастовка — это акция, которую проводят только работни­ки. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Работники или их представители вправе приступить к орга­низации забастовки в следующих случаях:

    • если примирительные процедуры не привели к разреше­нию коллективного трудового спора;

    • если работодатель уклоняется от примирительных про­цедур;

    • если работодатель не выполняет соглашение, достигну­тое в ходе разрешения коллективного трудового спора. Порядок проведения забастовки включает несколько эта­пов[293]: 1) принятие решения об объявлении забастовки; 2) объяв­ление забастовки и предупреждение работодателя; 3) прекра­щение работы и проведение примирительных процедур; 4) при­остановка забастовки в случае необходимости; 5) достижение согласия (или признание забастовки незаконной) и прекраще­ние забастовки.

    Объявление забастовки. Согласно ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается на собрании (конферен­ции) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предло­жению представительного органа работников, который был ранее уполномочен работниками на разрешение коллективного трудового спора. Если решение об объявлении забастовки при­нято профессиональным союзом (объединением профессиональ­ных союзов), то оно должно быть утверждено для каждой орга­низации на собрании (конференции) работников данной орга­низации.

    Собрание (конференция) работников считается правомоч­ным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение о прове­дении забастовки считается принятым, если за него проголосо­вало не менее половины работников, присутствующих на со­брании (конференции). Работодатель обязан предоставить по­мещение и создать необходимые условия для проведения со­брания (конференции) работников и не имеет права препятство­вать его (ее) проведению.

    Если невозможно провести собрание (созвать конференцию) работников, то представительный орган работников имеет пра­во утвердить свое решение о проведении забастовки, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

    В решении об объявлении забастовки должны быть указа­ны следующие сведения:

    • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и прове­дения забастовки;

    • дата и время начала забастовки, ее предполагаемая про­должительность и предполагаемое количество участни­ков;

    • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

    • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представитель­стве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

    Это решение должно быть передано работодателю в пись­менной форме. Получив от работников решение о проведении забастовки, работодатель предупреждает о предстоящей заба­стовке Службу по урегулированию коллективных трудовых спо­ров.

    Забастовку возглавляет представительный орган работни­ков. Согласно ст. 411 ТК РФ, он имеет право созывать собра­ния (конференции) работников, получать от работодателя ин­формацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спор­ным вопросам.

    Действующее российское законодательство предусматривает два вида забастовок: предупредительная и основная.

    Предупредительная забастовка может быть проведена однократно в течение одного часа после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О проведении этой заба­стовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении пре­дупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспе­чивает минимум необходимых работ (услуг).

    О начале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

    Обязанности сторон коллективного трудового спора в период забастовки. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разреше­ние этого спора путем проведения примирительных процедур. Примирительные процедуры в период забастовки обычно за­канчиваются заключением соглашения об урегулировании кол­лективного трудового спора. В этом случае забастовка прекра­щается.

    Кроме того, работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий за­бастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспе­чению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых пред­ставляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

    Одной из важнейших обязанностей работников в ходе про­ведения забастовки является обеспечение минимума необходи­мых работ. Минимум необходимых работ (услуг) представля­ет собой перечень работ, которые должны выполняться в пери­од забастовки с тем, чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества[294].

    Перечень минимума необходимых работ (услуг) в органи­зациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (под­отрасли) экономики разрабатывается и утверждается федераль­ным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответ­ствующим общероссийским профессиональным союзом. В слу­чае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень миниму­ма необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики об­щероссийскими профессиональными союзами.

    Порядок разработки и утверждения перечня минимума не­обходимых работ (услуг) должен быть определен Правитель­ством РФ.

    На основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федераль­ными органами исполнительной власти, орган исполнитель­ной власти субъекта РФ разрабатывает и утверждает по согла­сованию с соответствующими территориальными объединени­ями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта РФ.

    Минимум необходимых работ (услуг) в организации, фи­лиале, представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия реше­ния об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивиро­вано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в орга­низации, филиале, представительстве не могут быть включе­ны работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

    В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) ус­танавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Решение указанного органа, устанавливающее минимум необ­ходимых работ (услуг) в организации, филиале, представитель­стве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудо­вого спора в суд.

    При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

    В ходе проведения забастовки может возникнуть необходи­мость в ее приостановке. Приостановить забастовку имеет право орган, возглавляющий ее. Для возобновления забастов­ки не требуется повторного рассмотрения спора примиритель­ной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служ­ба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

    Закрепляя право работников на проведение забастовки, за­конодатель предусмотрел и возможность его ограничения. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 413 ТК РФ явля­ются незаконными и не допускаются забастовки:

    а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законода­тельством о чрезвычайном положении; в органах и орга­низациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формирова­ниях и организациях, ведающих вопросами обеспече­ния обороны страны, безопасности государства, аварий­но-спасательных, поисково-спасательных, противопо­жарных работ, предупреждения или ликвидации сти­хийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоох­ранительных органах; в организациях, непосредствен­но обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

    б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель­ности населения (энергообеспечение, отопление и теп­лоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиацион­ный, железнодорожный и водный транспорт, связь, боль­ницы), в том случае, если проведение забастовок созда­ет угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, Федеральный закон «Об основах государствен­ной службы»[295] предусматривает, что государственные служа­щие не вправе принимать участие в забастовках. Запрещается прекращение работы сотрудниками милиции в качестве сред­ства разрешения коллективного трудового спора[296].

    Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сро­ков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым ко­дексом.

    Решение о признании забастовки незаконной принимает­ся верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автоном­ной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работни­ков через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о реше­нии суда.

    Важнейшим и наиболее распространенным на практике ос­нованием признания забастовки незаконной является наруше­ние процедур разрешения коллективного трудового спора. К числу таких нарушений необходимо отнести:

    • нарушение сроков, предусмотренных ст. 399—404,410 ТК РФ;

    • объявление забастовки без проведения примирительных процедур;

    • проведение забастовки без определения минимума необ­ходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме;

    • объявление забастовки с нарушением порядка, предус­мотренного ст. 410 ТК РФ;

    • невыполнение требований ст. 412 ТК РФ об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продол­жения работы машин и оборудования, остановка кото­рых представляет непосредственную угрозу жизни и здо­ровью людей;

    • организацию забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК РФ) и др.

    Согласно ст. 413 ТК РФ, решение суда о признании забас­товки незаконной, вступившее в законную силу, должно быть немедленно исполнено. Работники обязаны прекратить заба­стовку и приступить к работе не позднее следующего дня пос­ле вручения копии указанного решения суда органу, возглав­ляющему забастовку.

    В случае создания непосредственной угрозы жизни и здо­ровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

    В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдель­ных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

    В случаях, когда забастовка не может быть проведена, ре­шение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской Федерации.

    Гарантии и правовое положение работников в связи спроведением забастовки. Согласно ст. 414 ТК РФ участие ра­ботника в забастовке не может рассматриваться в качестве на­рушения трудовой дисциплины и служить основанием для ра­сторжения трудового договора, за исключением случаев неис­полнения обязанности прекратить забастовку при признании ее незаконной.

    Работодателю запрещается применять к работникам, уча­ствующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственно­сти, за исключением случаев, когда забастовка признана неза­конной и работники не приступили к работе.

    На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Но работодатель име­ет право не выплачивать работникам заработную плату за вре­мя их участия в забастовке, за исключением работников, заня­тых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Кол­лективным договором, соглашением или соглашениями, до­стигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спо­ра, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты ра­ботникам, участвующим в забастовке.

    Тем работникам, которые не участвуют в забастовке, но в связи с ее проведением не имеют возможности выполнять свою работу и заявили в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере двух третей от тариф­ной ставки (оклада). Работодатель имеет право переводить ука­занных работников на другую работу. Коллективным догово­ром, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть пре­дусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не уча­ствующим в забастовке.

    В процессе урегулирования коллективного трудового спо­ра, включая проведение забастовки, работодатель не имеет права применять локаут, под которым согласно ст. 415 ТК РФ пони­мается увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в за­бастовке. Если же работодатель произведет увольнение работ­ников в связи с коллективным трудовым спором и объявлени­ем забастовки, то он может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере от сорока до пя­тидесяти минимальных размеров оплаты труда[297].

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    ЗАБАСТОВКА КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА

    Право работников на проведение забастовки установлено ст. 37 Конституции РФ и относится к числу основных прав работника, закрепленных в ст. 21 ТК РФ.

    Согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

    Проведение забастовки является правом работников. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке (ч. 3 ст. 409 ТК РФ). Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, предусмотренном соответствующим кодексом.

    Забастовка — это коллективный отказ от исполнения трудовых обязанностей. Этим, прежде всего, она отличается от самозащиты как способа защиты индивидуальных трудовых прав работников.

    Забастовка — это временный отказ от исполнения трудовых обязанностей.

    Забастовка — это полный или частичный отказ от исполнения трудовых обязанностей. Полный отказ означает приостановку работы. Частичный отказ может выражаться по-разному, например, в выполнении части трудовых функций, или в выполнении работы с периодическими остановками, или в замедлении темпов работы.

    Работники могут объявить забастовку только если:

    • ? примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
    • ? работодатель (представители работодателя) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора;
    • ? работодатель (представители работодателя) не исполняют решение трудового арбитража (ст. 409 ТК РФ).

    Процедура проведения забастовки отражена на рис. 15.1.

    В период проведения забастовки стороны коллективного трудового договора обязаны продолжать разрешение спора путем проведения примирительных процедур (ч. 1 ст. 412 ТК РФ), а на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, возложена обязанность по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 412 ТК РФ).

    Работникам при участии в забастовке предоставляются следующие гарантии:

    • ? невозможность применения дисциплинарных взысканий за участие в забастовке до момента вступления в законную силу решения суда о ее признании незаконной либо до принятия решения об отсрочке или о приостановлении забастовки;
    • ? участие работников в забастовке не может служить основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя, ст. 415 ТК РФ устанавливает запрет локаута;
    • ? на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность, заработная плата не сохраняется. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке;
    • ? если работники заняты выполнением обязательного минимума работ (услуг), им выплачивается заработная плата. Если работник не участвовал в забастовке, но из-за ее проведения не имел возможности выполнять свою работу и заявил в письменной форме о начале в связи с этим простоя, то оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, установленных ст. 157 ТК РФ.

    Рис. 15.1. Процедура объявления забастовки

    Забастовка признается незаконной Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по заявлению работодателя или прокурора. Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ (например, до забастовки отсутствовали обязательные примирительные когда забастовка запрещена или право на ее проведение ограничено (например, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи).

    79. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.

    Статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

    Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

    1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей;

    2) временный характер такого отказа;

    3) добровольный характер такого отказа;

    4) его цель – разрешение коллективного трудового спора.

    забастовки, проводимые по единым общим правилам;

    предупредительные забастовки, проводимые по специально для нее предусмотренным правилам (ст. 410 ТК РФ).

    Право на забастовку. Работники и их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если:

    1) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

    2) работодатель уклоняется от примирительных процедур;

    3) работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;

    4) стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

    Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

    Объявление и проведение забастовки урегулированы ст. 410 ТК РФ.

    Орган, возглавляющий забастовку. Забастовку возглавляет представительный орган работников, имеющий право:

    1) созывать собрание (конференцию) работников;

    2) получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;

    3) привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

    4) приостанавливать забастовку.

    Орган, возглавляющий забастовку, обязан:

    – принять зависящие от него меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

    – обеспечить выполнение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки;

    – по получении решения суда о признании забастовки незаконной немедленно проинформировать ее участников;

    – по получении решения суда или Правительства РФ о приостановке забастовки или решения суда, предписывающего отложить ее, проинформировать об этом участников забастовки.

    Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки определены ст. 414 и 415 ТК РФ.

    80. Ограничения права на забастовку. Комментарий к статье 413 трудового кодекса

    1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены, во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение), во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения, в-третьих, для работников в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. 3. Первое ограничение установлено по единственному критерию — существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» с изм. на 30 июня 2003 г. (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2697). В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Решение о введении ограничений принимается Президентом РФ самостоятельно либо по ходатайству коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 18 Закона). Разрешение коллективного трудового спора, возникшего или продолжающегося в период действия чрезвычайного положения, если указом Президента РФ установлены упомянутые ограничения, должно быть отложено или завершено на дозабастовочной стадии рассмотрения. 4. Угроза обороне страны может возникнуть исключительно в военное время (в период ведения боевых действий или введения военного положения), поскольку только в этот период реально осуществляется оборона. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) предусматривает возможность ограничения права на забастовку в период введения военного положения. В соответствии со ст. 7 Закона на территории, на которой введено военное положение на основании указов Президента РФ, запрещаются проведение забастовок и использование иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций. 5. Безопасность государства — понятие более широкое, оно включает, в частности, обороноспособность страны, создание режима соблюдения прав всех граждан государства. Под безопасностью населения надо понимать и охрану жизни и здоровья граждан, и защиту людей в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, пожары и т.п.), и правовую защиту (деятельность правоохранительных органов). Норма ч. 1 комментируемой статьи исходит из того, что приостановка деятельности указанных в ней организаций всегда влечет создание угрозы важным и охраняемым интересам общества, поэтому работникам этих организаций проведение забастовки запрещено независимо от наличия других обстоятельств. 6. В организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам. Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает 2 критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): а) принадлежность к определенной категории работников; б) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно. Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов. При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных комментируемой статьей, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы. 7. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 мая 1995 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в ред. от 20 мая 1991 г.) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации», ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц (п. «с» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. N 5-П. СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1976). Выработанный Конституционным Судом РФ подход по вопросу о возможности ограничения права на забастовку в полной мере поддержан Верховным Судом РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (БВС РФ. 1996. N 1) подчеркивается, что ограничение права на забастовку допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции РФ. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, неправомерно. Используя предусмотренное Конституцией РФ право, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения права на забастовку. К ним относятся: запрещение принимать участие в забастовках для государственных служащих (п. 11 ст. 11 Закона о государственной службе); недопущение забастовок авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК); запрещение организации забастовок и участия в их проведении сотрудникам федеральной фельдъегерской связи (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» с изм. на 23 декабря 2003 г. СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038); недопущение забастовок работников ядерных установок и пунктов хранения, если в результате их проведения может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (ст. 39 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» с изм. на 11 ноября 2003 г. СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4436); запрещение проведения забастовок сотрудникам милиции (ст. 28 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» с изм. на 23 декабря 2003 г. ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038); запрещение участвовать в забастовках для военнослужащих (ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с изм. на 23 декабря 2003 г. СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038); недопущение прекращения работы как средства разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с изм. на 11 ноября 2003 г. СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4435); запрещение муниципальным служащим принимать участие в забастовке (п. 10 ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с изм. на 25 июля 2002 г. СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 2002. N 30. Ст. 3029); запрещение профессиональным союзам (ассоциациям) органов внутренних дел проводить забастовки (ч. 2 ст. 56 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, с изм. на 25 июля 2002 г. ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3033). 8. Не все ограничения, установленные федеральным законодательством, представляются абсолютно бесспорными с точки зрения применения конституционных принципов установления пределов прав и свобод человека. Так, МОТ признает возможным запретить участие в забастовках только тем государственным служащим, которые реализуют властные полномочия от имени государства. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает ограничение прав лишь: а) для защиты определенных социальных ценностей (основ конституционного строя и др.); б) в той мере, в какой это необходимо для обеспечения защиты этих ценностей. Тем не менее Закон о государственной службе запрещает участие в забастовках всем без исключения государственным служащим. Существуют попытки расширить круг работников, на которых может быть распространено установленное законодательством ограничение. Например, письмо Госналогслужбы от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106 «О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов» относит к государственным служащим работников, должности которых не включены в Реестр государственных служащих. Ограничение организации и проведения забастовок предусмотрено и для работников железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования (ст. 26 Закона о железнодорожном транспорте). 9. Пленум Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. среди оснований для признания забастовки незаконной в случае нарушения сроков, процедур и требований, установленных Трудовым кодексом, называет следующие: не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 2 ст. 410); за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции); за утверждение решения о проведении забастовки (при невозможности проведения собрания, созыва конференции представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 4 ст. 410); не был обеспечен минимум необходимых работ в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412); работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забастовки (ч. 7 ст. 410) (п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.). 10. Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К числу таких нарушений необходимо отнести: нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 399 — 404, 410 ТК; объявление забастовки без проведения примирительных процедур; проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме; объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК; невыполнение требований ст. 412 ТК об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей; организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК) и др. 11. Судебная практика по применению аналогичных норм ранее действовавшего законодательства исходит из того, что процедура проведения примирительных процедур и объявления забастовки должна соблюдаться неукоснительно. Забастовки, объявленные без прохождения примирительных процедур, признаются незаконными (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по заявлению администрации предприятия по добыче и транспортировке природного газа «Надымгаз» о признании забастовки незаконной). Не вызывает сомнений в судебной практике и оценка забастовок, проводимых с нарушением законодательства о выполнении минимума необходимых работ (услуг) или объявленных с нарушением правил, установленных ст. 410 ТК (не на общем собрании, без наличия требуемого кворума и т.п.). 12. Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре). 13. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо особенностей рассмотрения дел о признании забастовок незаконными. Они рассматриваются в исковом порядке. 14. В ходе рассмотрения дела возможно заключение мирового соглашения. В судебной практике подобные случаи встречаются. Например, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда утвердила мировое соглашение между Федеральной авиационной службой России и Федерацией профсоюзов авиадиспетчеров России, согласно которому Федерация профсоюзов признала ошибочность направления требований к Федеральной авиационной службе и частичное нарушение порядка их выдвижения, а Федеральная авиационная служба отказалась от исковых требований. 15. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он несет обязанность проинформировать работников о вынесенном судом решении. Орган, возглавляющий забастовку, обязан немедленно (в день вынесения решения) довести до сведения работников мнение суда о законности объявленной забастовки. Это имеет существенное значение в случае признания забастовки незаконной, поскольку работники должны на следующий день после принятия решения прекратить ее. Указанное требование должно относиться и к доведению до работников решения суда о приостановке или об отсрочке забастовки. 16. Часть 6 комментируемой статьи содержит определенную неточность. С одной стороны, решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, с другой — оно должно вступить в законную силу. Эта неточность с успехом преодолевается правоприменительной практикой. Решение суда о признании забастовки незаконной исполняется немедленно, т.е. до вступления в законную силу (см. коммент. к ст. 417 ТК). 17. Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться иными способами — путем возобновления примирительных процедур, обращения в Правительство РФ. Возможно проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Если основанием признания забастовки незаконной послужило нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора, работники могут попытаться объявить забастовку еще раз, исправив допущенные нарушения. Например, решение об объявлении забастовки было принято общим собранием, на котором в нарушение требований ст. 410 ТК присутствовало менее 2/3 работников. После признания забастовки незаконной и возобновления работы представительный орган работников может вновь созвать общее собрание, чтобы принять решение о проведении забастовки в строгом соответствии с законодательством. Не исключен и такой вариант — после признания забастовки незаконной требования работников остаются неудовлетворенными и уже не рассматриваются; коллективный трудовой спор прекращается. В конечном счете, решение о судьбе конкретного трудового спора принимают работники (их представительный орган). 18. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность отсрочки или приостановления забастовки. Решение об этом принимает суд. Основанием для таких действий может служить только создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Законодательство не устанавливает конкретного механизма отсрочки (приостановления) забастовки — в каком порядке, по чьей инициативе принимается такое решение, как оно должно исполняться. Основываясь на судебной практике, можно предположить, что приостановление начавшейся или отсрочка еще не начавшейся забастовки на срок до 30 дней возможны в процессе рассмотрения или подготовки к рассмотрению дела о признании забастовки незаконной при наличии обстоятельств, позволяющих опасаться причинения вреда жизни и здоровью людей. 19. Правом приостановить забастовку наделено также Правительство РФ. Оно может вынести соответствующее решение в случаях, имеющих особую роль для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации в целом или отдельных территорий. В этих случаях забастовка может быть приостановлена лишь на срок до 10 календарных дней — до рассмотрения вопроса соответствующим судом. 20. В тех случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, стороны (одна из сторон) коллективного трудового спора вправе обратиться в Правительство РФ, которое в 10-дневный срок принимает решение. Таким образом, запрещение организации и проведения забастовок для некоторых категорий работников компенсируется возможностью применения других способов разрешения коллективных трудовых споров, что в полной мере соответствует сложившимся в международном трудовом праве представлениям о недопустимости полного запрета коллективных действий работников, необходимости создать механизмы, обеспечивающие эффективное урегулирование трудового конфликта. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изм. на 31 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1) предусматривает, что Правительство РФ наряду с прямо предусмотренными Конституцией РФ и конституционными законами правами осуществляет и иные полномочия, возложенные на него федеральными законами (ст. 22).

  • Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит