Защита трудовых прав работников, защита прав трудящихся сфере охраны труда

Содержание
  1. Защита прав трудящихся сфере охраны труда
  2. Международные правовые нормы по охране труда и защите трудовых прав
  3. Права и обязанности сторон трудового договора в сфере охраны труда
  4. Защита трудовых прав
  5. Способы защиты трудовых прав
  6. Защита трудовых прав государственными органами
  7. Трудовая инспекция
  8. Защита трудовых прав профсоюзами
  9. Самостоятельная защита трудовых прав
  10. Защита трудовых прав в судебных органах
  11. Защита прав профсоюзов

Защита прав трудящихся сфере охраны труда

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (гл. 57 ТК РФ);

Одним из важнейших видов З. т. п. р. является коллективный договор, в котором закрепляются гарантии и компенсации работникам в области трудовых отношений, а также устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации.

Обеспечение права работников на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров тесно связано с государственной защитой трудовых прав и свобод и фактически также является одним из ее элементов. Признавая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, ТК РФ устанавливает законные способы их разрешения (см. гл. 60, 61 ТК РФ).

Важнейшим способом З. т. п. р. является судебная защита. Подсудность трудовых дел судам и порядок судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным законодательством. В соответствии с общим порядком иски предъявляются в суд по месту жительства ответчика, а иски к юридическому лицу — по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также по месту жительства истца. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Смотреть что такое «Защита трудовых прав работников» в других словарях:

Способы защиты трудовых прав работников — основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Способы защиты трудовых прав работников — Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов… … Официальная терминология

Коллективная защита индивидуальных прав работников — организованные коллективные действия работников (демонстрации, митинги, пикеты, забастовки и др.), проводимые с целью разрешения многих однотипных индивидуальных трудовых споров. В России наиболее часто применяется К. з. и. п. р. в форме… … Российская энциклопедия по охране труда

Межрегиональный профсоюз работников автопрома — Межрегиональный профессиональный союз работников автомобильной промышленности Лидер: Алексей Этманов, Петр Золотарев Дата основания: 2006 Штаб квартира: Санкт Петербург Союзники и блоки: КТР … Википедия

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. В соответствии с международным правом и с Конституцией РФ в ст. 2 ТК РФ установлены основные принципы… … Российская энциклопедия по охране труда

Профсоюз работников народного образования и науки РФ — Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием,… … Википедия

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ — добровольное объединение физических лиц, занимающихся одним видом деятельности или сходными видами деятельности, связанных общими социальными, трудовыми и профессиональными интересами. П. с. создаются по профессиональному либо по отраслевому… … Российская энциклопедия по охране труда

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации — (в редакции, действующей по состоянию на 01.09.2013) Часть первая → Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) Источник ГАРАНТ 24, 25 июля 20 … Бухгалтерская энциклопедия

НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

Международные правовые нормы по охране труда и защите трудовых прав

Предусмотрено устанавливать максимально высокие нормы в области безопасности и гигиены труда, соответствующие национальным требованиям и учитывающие накопленный ими в рамках предприятия в целом опыт, включая все сведения об особых рисках. Кроме того, они должны предоставлять представителям трудящихся предприятия, а также компетентным органам и организациям работодателей и трудящихся по их требованию во всех странах, в которых они осуществляют свою деятельность, информацию о действующих на предприятиях одних стран нормах в области безопасности и гигиены труда, которых они придерживаются в других странах. В частности, они должны информировать всех тех, кого это может касаться, об отдельных рисках и о соответствующих мерах защиты от них, когда они связаны с новыми производственными процессами и продукцией.
Необходимо в полной мере сотрудничать с компетентными органами, занимающимися вопросами безопасности и гигиены труда, представителями трудящихся и их организациями и со специальными органами, занимающимися вопросами безопасности и гигиены труда, В случае необходимости вопросы, касающиеся безопасности и гигиены труда, следует включать в договоры, заключаемые с представителями трудящихся и их организациями, В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года заявлено, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:
— свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
— упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
— действенное запрещение детского труда;
— недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Подчеркнуто, что трудовые нормы не должны использоваться в торгово-протекционистских целях и ничто в Декларации и в механизме ее реализации не должно служить основанием или использоваться иным образом для таких целей; кроме того, они не должны использоваться для нанесения ущерба сравнительным преимуществам той или иной страны.
Наглядно продемонстрирована приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права подписанием Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 года) и созданием в 2001 году Межведомственной комиссии России по подготовке к ее ратификации.
Европейская социальная хартия является обязывающим инструментом, регулирующим широкий круг экономических и социальных прав в области занятости и социальной сплоченности.
Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. Пересмотренная Хартия ратифицирована 10 государствами — членами Совета Европы. Первоначальный вариант Хартии был ратифицирован 24 государствами. Россия подписала пересмотренную Европейскую социальную хартию, но не ратифицировала ее.
Основные группы прав, закрепленных в Хартии, включают в себя: право на труд, безопасные условия труда, право на защиту своих трудовых прав, спецзащита отдельных категорий трудящихся и отдельных категорий граждан вообще (дети, молодежь, матери, семья, инвалиды, мигранты, пожилые), социальная защита всех категорий граждан (охрана здоровья, социальное обеспечение и помощь, медицинская помощь, получение услуг от социальных служб, защита от бедности и социального отторжения, право на адекватное жилье). Новая редакция Хартии также предусматривает систему подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношение к Хартии. Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также некоторым неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие осуществление Хартии. На данный момент этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной хартии.
Однако, поскольку Россия не ратифицировала Хартию, российские неправительствен­ные организации, организации работодателей и трудящихся не могут подавать жалобы в вышеназванный контрольный орган. В настоящее время российские неправительственные организации для продвижения Хартии и дальнейшей ее ратификации могут пропагандировать те преимущества, которые даст ратификация Хартии для граждан России, убеждать депутатов Государственной Думы Российской Федерации в необходимости ее ратификации, тиражировать и распространять текст Хартии.
Работа по подготовке Хартии к ратификации предполагает, в первую очередь, анализ сопоставимости национального законодательства и правоприменительной практики в социальной сфере с нормами Европейской социальной хартии (пересмотренной). Это может помочь в совершенствовании российского законодательства, сближении уровня защиты трудовых прав работников с европейскими стандартами.
Социальные и экономические права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, не вступают в противоречие с нормами Хартии, в то же время далеко не все статьи Хартии в области трудовых отношений полностью реализованы в положениях, закрепленных в российском законодательстве.
Например, Хартия регламентирует право на отдых в контексте права на справедливые условия труда (статья 2 Хартии). Государства-участники в соответствии с этой статьей берут на себя обязательство установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели в той мере, в какой это позволяет рост производительности труда и другие связанные с этим факторы: обеспечить предоставление как минимум четырехнедельного ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 3 статьи 2 Хартии), обеспечить еженедельный период отдыха, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха (пункт 5 статьи 2 Хартии). В Комментариях к Хартии отмечается, что обязательство постепенного сокращения рабочего времени увязывается с фактором разумной его продолжительности, Эти положения реализованы в статье 37 Конституции Российской Федерации, статьях 91, 111,115 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 4 статьи 2 Хартии обязывает «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах». Трудовой кодекс полностью выполняет требования, установленные Хартией, однако дополнительные отпуска за выполнение вредных и опасных работ в большинстве случаев не предоставляются, а работники, боясь потерять высокооплачиваемую работу, не жалуются.
Особое место среди норм, не нашедших отражения в российском законодательстве, занимает пункт 10 статьи 7 Хартии «Обеспечить специальную защиту от опасности физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и молодые люди, и, в частности, от опасности, с которой прямо или косвенно сопряжена их работа». Принятый Трудовой кодекс, наконец, признал, что существуют случаи, когда труд детей, в том числе и малолетних, запретить невозможно. Такой перечень пока ограничен работой в театрально-зрелищных организациях. Очевидно, что этот перечень не полон. Также невозможно запретить труд детей в сельском хозяйстве, в семейных предприятиях, в торговле и т.п.
Особое внимание необходимо уделить созданию условий для применения труда инвалидов в неспециализированных организациях. Более широкая социализация лиц с ограниченными физическими возможностями признается в настоящее время более гуманной и прогрессивной формой отношения общества к трудностям таких лиц.
Несмотря на то, что уровень гарантий, предоставляемых российским законодательством и предусмотренных действующими международными договорами России, в большинстве случаев вполне соответствует уровню, закрепленному как в первоначальной, так и в новой редакциях Хартии, России предстоит ратифицировать максимально возможное число ее положений, что позволит установить четкие ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов и используя обобщенный опыт европейских государств.
Это в полной мере относится к конвенциям Международной организации труда (МОТ), которыми определяются международные трудовые стандарты в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав: свобода ассоциаций, право организовываться, коллективные сделки, отмена принудительного труда, равные возможности и равное обращение и другие стандарты, регулирующие условия во всем спектре вопросов труда, его охраны и безопасности. В статье 15 Конституции Российской Федерации подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной, частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Для того, чтобы трудовое и социальное законодательство Российской Федерации полностью отвечали заявленному в статье 7 Конституции Российской Федерации положению, что «Российская Федерация — социального государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», целесообразно всесторонне изучить и максимально использовать рекомендации международных организаций, хотя, безусловно, основополагающими составляющими реального качества жизни страны являются уровень развития экономики и финансовые возможности.
Одним из главных вопросов сторон социального диалога во всем мире являются условия и охрана труда.
По оценке отечественных и зарубежных исследований прямой совокупный ущерб от всех аварий, бедствий и катастроф в мире за последние 10 лет достигает величины более 200 млрд. долларов США в год. В мире ежегодно происходит 270 млн. несчастных случаев на производстве, из них 350 тысяч — со смертельным исходом. Причем здесь не учитываются последствия профессиональных заболеваний и экологического ущерба, включение которых многократно увеличивает сумму потерь. Как показывает международная и отече­ственная практика, и это подтверждает статистика, круг угроз для профессиональной деятельности людей не только не уменьшается, но постоянно расширяется.
Например, по оценке специалистов Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения существует более 150 профессиональных рисков и приблизительно 100 их видов, которые являются источником постоянной реальной опасности для 2000 различных профессий.
Предприниматели западных стран давно убедились, что охрана труда — это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. И не случайно в проекте Конституции Европейского Союза эти проблемы занимают центральное место.
В нашей стране безопасность и охрана труда обязательно должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.
Мы понимаем, что ситуация с высоким уровнем травматизма на производстве, в несколько раз превышающим этот показатель ряда западных стран, и профессиональных заболеваний вызвана многими факторами, в той числе старением основных производственных фондов (на отдельных предприятиях до 90 процентов), недостаточным финансированием федеральных, региональных, отраслевых программ улучшения охраны труда. Масштабный диапазон профессиональных рисков в условиях динамичного уровня индустриального труда объясняется активным применением современной техники и передовых технологий, особенно в области химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения в различных сферах экономической деятельности человека.
С другой стороны, среди причин высокого травматизма следует назвать и поведение социальных партнеров; плохо налажено обучение работников безопасным приемам работы; недостаточно используется прогрессивный международный опыт, слаба правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состоянием охраны труда и производственного травматизма в регионах, ослаблена роль органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также снижена дисциплина труда среди самих работников.
Следует отметить и низкую эффективность государственной системы управления трудом, не соответствующую новым трудовым и социально-экономическим отношениям; устаревшую организацию труда на рабочих местах во многих организациях, хотя все научные рекомендации известны; отсутствие экономических рычагов давления на работодателей по соблюдению требований по охране труда т.д.
Совершенствование механизма государственного управления безопасностью и охраной труда в России происходит под влиянием таких важнейших ожидаемых изменений в общественно-политической жизни страны, как завершение перехода от планово-административной экономики к рыночной, становление федерализма, регулирующего взаимоотношения федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, вхождение России в сообщество европейских государств.
Изучение международных норм по охране и защите трудовых прав позволит полнее использовать положительную мировую практику при совершенствовании трудового и со­циального законодательства в нашей стране.

Заключение

Ратификация конвенций МОТ предусматривает особые обязательства по их выполнению. Практика свидетельствует об имеющихся трудностях в применении конвенций, ратифицируемых без должного анализа национального законодательства и, предварительной подготовки соответствующих нормативных правовых актов.
Ратификация — это серьезный государственный вопрос, требующий тщательной экономической и юридической оценки имеющихся возможностей. При подготовке материалов по ратификации конвенций МОТ необходимо строго соблюсти положения Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», в соответствии, с которым вносимые в установленном порядке предложения должны содержать обоснование ратификации конвенций, определение их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации.
Ратификация не самоцель, а итог социально-экономического развития страны, позволяющий брать на себя реальные обязательства по соблюдению международных трудовых стандартов.
Важным и своевременным является широкое применение в организациях норм международного стандарта SA 8000 — Социальная ответственность.
Стандарт базируется на принципах 11 Конвенций Международной организации труда, Всемирной декларации прав человека, Конвенции ООН по правам ребенка и процессе менеджмента, используемом международными стандартами качества и экологического менеджмента ISO 9000 и ISO 14000 и содержит 9 требований:
— Минимальный возраст;
— Запрет принудительного труда;
— Основные стандарты для здоровья и безопасности персонала;
— Свобода собраний и право на организацию;
— Запрет на дискриминацию по расовым признакам, касте, национальной принадлежности, религиозным убеждениям, полу, сексуальной ориентации, членству в союзах или политических объединениях;
— Запрет дисциплинарных взысканий;
— Минимальное количество рабочих часов;
— Минимальная заработная плата;
— Внедренные системы менеджмента.

Права и обязанности сторон трудового договора в сфере охраны труда

Понятие охраны труда и ее правовое регулирование

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда

Охрана труда отдельных категорий работников

Обеспечение охраны труда работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда

Организация охраны труда на предприятии

Права и обязанности сторон трудового договора в сфере охраны труда

Понятие охраны труда и ее правовое регулирование

Тема 8. ОХРАНА ТРУДА

ОТ – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Право на работников на здоровые и безопасные условия труда закреплено в ст.43 Конституции, ст.21 КЗоТ; регулируется Законом «Об охране труда» от 1992 г., КЗоТ — ст.153-200, подзаконными актами – положениями, правилами, инструкциями и т.п., локальными актами.

Основные принципы гос.политики в сфере охраны труда (ст.4 Закона):

-приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

-установление единых нормативных требований по охране труда (независимо от формы собственности предприятия)

-сотрудничество и координация действий государства, работодателей и профсоюзов по вопросам обеспечения безопасных условий труда на производстве

-использование экономических методов стимулирования работодателя в целях обеспечения охраны труда

-сочетание государственного и общественного контроля и надзора за охраной труда

-международное сотрудничество в сфере охраны труда, использование зарубежного опыта относительно улучшения условий и повышения безопасности труда

Совокупность правовых норм, регулирующая обособленные отношения в области ОТ образует самостоятельный институт ОТ (в широком смысле все законодательство о труде направлено на охрану жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности).

Условия трудового договора не могут содержать положения, которые противоречат законодательству об охране труда. (ст.6 З.)

Работник имеет право:

-на получение достоверной информации о состоянии условий труда на его рабочем месте, о существующем риске повреждения его здоровья, а также о принятых мерах по защите от вредных и опасных производственных факторов

-на рабочее место, защищенное от вредных и опасных производственных факторов

-на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями нормативных актов

-на возмещение вреда, причиненного его здоровью при исполнении им трудовых обязанностей

-при возникновении в процессе работы непосредственной опасности для жизни и здоровья работника он вправе отказаться от выполнения работы до устранения этой опасности, предупредив об этом непосредственного руководителя, при этом за работником сохраняется средний заработок;

-работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не исполняет законодательство по охране труда, условия коллективного договора по этим вопросам, при этом работнику выплачивается выходное пособие в размере трехмесячного заработка.

Работник обязан (ст. 18 З.,ст.159):

-знать и соблюдать нормы, правила и инструкции по ОТ

-пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты

-немедленно сообщать своему руководителю о любом несчастным случае, происшедшем на производстве либо об угрозе его, принимать посильные меры к устранению опасной производственной ситуации;

-проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры (в тех случаях, когда они предусмотрены нормативными актами – Положение о медицинском осмотре определенных категорий работников: утв.приказом Министерства здравоохранения от 31.03.94. № 45; Перечень профессий и видов деятельности, для которых является обязательным первичный и профилактический наркологический осмотр: утв.постановлением КМУ от 06.11.97. № 1238)

-обеспечить исправность станков, машин, механизмов

-внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм

-обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предупреждающие возникновение производственного травматизма; организовывать проведение лабораторных измерений факторов производственной среды, аттестацию рабочих мест по условиям труда;

-производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда

-при вводе в действие новых и реконструированных объектов производственного назначения должно быть разрешение государственных надзорных органов (технический, санитарно-эпидемиологический надзор и т.п.)

-не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека

-организовать на свои средства проведение предварительного и периодических мед.осмотров /там, где это предусмотрено нормативными актами/, а также ежегодный мед.осмотр лиц до 21 года

-проводить обучение, инструктаж работников и проверку их знаний по охране труда;

-обеспечивать выдачу работникам спецодежды, спецобуви, смывающих и обеззараживающих средств и т.п.;

-информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах защиты, компенсациях и льготах

-разрабатывать положения, инструкции по ОТ, действующие в пределах предприятия; устанавливать правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия т обеспечивать доступность и наглядность этих требований

-производить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

-обеспечивать беспрепятственный проход представителям контрольно-надзорных органов на производство, предоставление им всей необходимой документации; исполнять их предписания

-своевременно уплачивать штрафы, наложенные органами гос.надзора и контроля за охраной труда

-осуществлять обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний /Закон «Об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повлекших утрату трудоспособности»/.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8358 — | 7292 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Защита трудовых прав

Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Уточняющие вопросы по теме

Я устроилась работать в квелл( под названием работа это просто), отработала две смены. На днях по телефону заказала себе деньги, чтобы мне их сегодня на карточку перечислили. А мне говорят, что раз ты не вышел на смену с тебя вычет заработной платы. Обещали платить ежедневно, обещали платить по 80-90 рублей в час. А на самом деле 60-70 р/ч. Как я могу знать, заболею я завтра или нет или если гололед. Кто тогда будет писать справку, что такая-то не вышла на работу из-за меня?

Если вы официально трудоустроились и оформили трудовой договор, то должны подчиняться установленным правилам трудового распорядка. В случае болезни предоставляется больничный лист. Другие причины неявки на работу должны быть уважительными и подтверждаться соответствующими документами. Вместе с тем и работодатель должен выплачивать заработную плату в установленные договором сроки. При нарушении сроков вы вправе обратится в суд за взысканием зарплаты.

Не отдали оптускные за прошлый год не дают расчетные листы по зарплате что делать

За защитой трудовых прав вы можете обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Или самостоятельно произвести расчет задолженности и взыскать его через суд.

Я уже подписала приказ о том, что я ответственна за ведение блока в нашей программе, т.е. получается мне это вменил в обязанность начальник юр. отдела, а я просто юрисконсульт, коих еще два на нашем предприятии. Как грамотно отозвать свое согласие уже оформленного приказа?

Изменение условий возможно только по соглашению сторон.

Здравствуйте. Работаю в мировом судебном участке секретарем судебного участка. Уволили в связи с тем что нет соответствующего образования. Правноправны ли их действия?

По сути правомерны. По процедуре – нужно смотреть документы.

Здравствуйте!работаю сварщиком ручной сварки ,могу ли я отказаться работать газом?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть ваши должностные обязанности и трудовой договор.

Здравствуйте. Наш руководитель регулярно задерживает оплату труда на месяц-два.
выплачивает хаотично мелкими частями. На сегодняшний день мне грозит сокращение. скорее всего попросит написать заявление по собственному желанию.
Боюсь увольняться, не получив полного расчета.
Подскажите, как поступить? Если я уволюсь, оплаты может не случиться…

Не пишите заявление по собственному желанию. При увольнении по сокращению вам положена выплата выходного пособия. При задержке оплаты обратитесь в суд с иском о взыскании заработной платы.

Защита прав профсоюзов

Основными направлениями деятельности профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда предусмотрены Соглашением между администрацией области, Облсовпрофом и объединениями работодателей: разработана и реализуется региональная программа улучшения условий и охраны труда, созданы институты уполномоченных и совместных комитетов (комиссий) по охране труда.

В условиях крайне сложного экономического положения предприятия, организаций и учреждений особое место в деятельности профсоюзных организаций области по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся и членов их семей занимает решение проблемы оздоровления и отдыха детей и подростков. Профсоюзы пытаются сохранить материальную базу детских оздоровительных учреждений, передавая их в муниципальную собственность, добиваясь установления финансовых льгот для хозяйствующих субъектов, содержащих загородные оздоровительные лагеря и центры.

Начало так называемой рыночной экономики символизировало собой сотни, а позже и тысячи безработных. Для страны, где никогда не было проблем с рабочими местами, это был шок. Шок и для тех конкретных членов профсоюза — инженеров, кадровых рабочих, представителей интеллигенции. Выставленных за ворота предприятия вбирал в свое прожорливое жерло дикий рынок, где человек терял не только социальные права, а порой и собственное лицо. Хорошо изучив ситуацию, профсоюз не раз выносил проблемы безработных на заседания территориальных комиссий, где слушались руководители центра занятости, предприятий. Не раз профкомы предприятий, садясь за стол переговоров с работодателем, говорили категорическое «нет» массовому увольнению, прежде чем заявить: «В области не осталось ни одного района с критической ситуацией на рынке труда».

Социальное партнерство является основным инструментом решения вопросов развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения трудовых конфликтов.

Одновременно в целях социальной защиты малоимущих граждан продолжена выплата им жилищных субсидий.

Согласно ст.11 Закона о профсоюзах профком защищает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленных минимального размера оплаты труда и размера прожиточного минимума.

Профорганизации, пользующейся правами юридического лица, может по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе принимать решения об организации в суд с исковыми заявлениями от имени профорганизации в защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза, других работников. Иск в защиту прав и интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица.

При возбуждении гражданского дела в суде по иску профсоюза профком осуществляет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

Член профсоюза, другой работник, в интересах которого дело начато по иску профсоюза, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца. (Закон о профсоюзах: ст. 23; КЗоТ РФ; ст.210; ГПК РСФСР; ст. ст. 4, 29, 33, 42).

Бороться за права и защищать их должны не только профсоюзы и трудовые коллективы, но и государство. Законодательство об ответственности за нарушение законов о труде настолько размыто, что практически нет никакой ответственности.

Прокуратура занята борьбой с криминалом, ей некогда осуществлять общий надзор, привлекать к ответственности и давать предписания за нарушения трудового законодательства. По закону у них есть право привлекать к административной ответственности, т.е. штрафовать. В законе о коллективных договорах говорится, что если не выполнен коллективный договор, то административная ответственность наступает в судебном порядке. Так вот эта норма, «в судебном порядке», не попала в Гражданский процессуальный кодекс, и суды отказывают в приеме таких исков для привлечения к ответственности. То есть административная ответственность фактически «повисла» в воздухе.

Профсоюзный же контроль теперь только общественный. Меры можно принимать только общественные. Административные и прочие — только через уполномоченные на то органы государственной власти. То есть уровень защиты и ответственности значительно снижен. А в довершении всего в новом УК вообще отсутствует статья об уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде. Будто бы у нас все так хорошо и замечательно, и этот вид правонарушений не является опасным для государства. И, кстати, выброшена из УК статья об ответственности за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов.

В народный суд с иском о взыскании невыплаченных средств конкретным работникам может обратиться и выборный профсоюзный орган по просьбе членов профсоюза или по собственной инициативе с согласия работника, не получившего вовремя зарплату. При этом представитель выборного профсоюзного органа должен иметь поручение профсоюзной организации на осуществление представительства по конкретному делу.

Народные суды, как правило, по таким искам принимают решения в пользу трудящихся, т.к. согласно ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» за невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит