Особенности регулирования труда медицинских работников, особенности регулирования труда медицинских работников

Содержание
  1. Особенности регулирования труда медицинских работников
  2. Особенности регулирования труда медицинских работников
  3. СТАТЬЯ. "ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ"(Н.И.Стрелкина)("Медицинское право" n 4, 2004)
  4. Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников
  5. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Особенности регулирования труда медицинских работников

Консультации и юридическая поддержка от наших лучших специалистов.
Звоните прямо сейчас!

Правовые новости
Правила съема: как арендовать квартиру и не оказаться в суде

При сдаче квартиры в аренду между ее собственником и квартиросъёмщиком может возникнуть конфликт, который имеет перспективы закончиться в суде. Чтобы этого избежать, договор найма жилого помещения лучше составлять подробно и самостоятельно, а не скачивать шаблон такого документа из интернета. Иначе наймодатель может обнаружить, что его жилец поселил в квартире собак с кошками и сменил замки. А наниматель не сможет доказать, что долг за коммуналку возник по вине предыдущих квартиросъёмщиков.

Минстрой в докладе «Развитие рынков ипотеки и жилищного строительства» подсчитал, что в России сейчас арендуют квартиры около 3,8 млн семей. При этом, утверждают исследователи, рынок съемного жилья находится в «серой» зоне экономики, а права арендаторов и арендодателей в этой сфере не защищены.

Один день нахождения в СИЗО предполагается приравнять к полутора дням в колонии общего режима.

Соответствующую поправку в Уголовный кодекс РФ приняла Госдума при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Финальное чтение может состояться уже 21 июня.

Не все могут себе позволить обратиться за помощью в крупную юрфирму. Приходится выбирать из небольших малоизвестных компаний, среди которых встречаются откровенные «аферисты». От действий таких «юристов» и пострадала московская пенсионерка. Но она не смирилась с обманом и объявила настоящую «войну» недобросовестным юрфирмам. К чему привело сражение и что думают об этой истории бывшие следователи – читайте в нашем материале.

Потребитель имеет право получить неустойку, если продавец или изготовитель не хотят возвращать клиенту деньги за некачественный товар. Такая компенсация начисляется за каждый день и до тех пор, пока компания не вернет все потраченные средства покупателю. Но может ли суд в своем решении прописать о взыскании этой неустойки за будущее время? Ответ дал Верховный суд.

Использование видео-конференц-связи гарантирует реализацию принципа непосредственности и устности судебного разбирательства. Однако такая система установлена далеко не везде, да и судьи, бывает, отказывают в ходатайстве об организации видеоконференции. Еще одна проблема – низкое качество изображения и звука, из-за чего порой приходится прерывать трансляцию.

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень госуслуг , получить которые можно в любом месте, без привязки к месту регистрации. Причем речь идет не только о физических, но и юридических лицах. «Это значит, что можно подать документы, получить результат по этим документам в любом подразделении профильного государственного органа, внебюджетного фонда или в МФЦ, то есть в многофункциональном центре, при наличии соответствующих соглашений», — подчеркнул он на совещании со своими заместителями.

Особенности регулирования труда медицинских работников

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Вернуться к оглавлению документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

СТАТЬЯ. «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»(Н.И.Стрелкина)(«Медицинское право» n 4, 2004)

«Медицинское право» N 4, 2004
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Работа врача во все времена была почетной и уважаемой, неоценима ее важность и сейчас, поскольку медицинский работник несет ответственность непосредственно за жизнь и здоровье пациента. Поэтому к нему предъявляются особые требования, которые, в свою очередь, компенсируются льготами и компенсациями. Все эти требования и компенсации обычно отражаются в трудовом договоре с работником.
Помимо общих положений Трудового кодекса РФ на медицинских работников распространяются положения Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, посвященные занятию медицинской деятельностью, а также ряда других подзаконных нормативных правовых документов. Основным же документом, регламентирующим работу медика, является заключаемый с работодателем трудовой договор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Определение трудового договора дано в статье 56 Трудового кодекса РФ, оно гласит, что это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Необходимость письменной формы договора обусловлена тем, что регулируемые им отношения рассчитаны на длительный срок, содержат существенные условия как для работника, так и для работодателя, изменение этих условий должно быть согласованным и обоюдным.
Не исключается возможность возникновения трудовых отношений при фактическом допущении к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (ст. 15, 67 ТК РФ). В дальнейшем же все-таки необходимо письменно оформить трудовые отношения.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ). Это, по сути, внутренний документ организации, необходимый для ведения кадрового делопроизводства. Тем не менее, приказ объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Также работник вправе требовать выдачи ему надлежаще заверенной копии приказа (распоряжения).
СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это понятие заимствовано из гражданского права (ст. 432 ГК РФ).
При рассмотрении существенных условий трудового договора следует остановиться на отличиях трудовых договоров от гражданско-правовых, близких по содержанию к трудовым (договор подряда, возмездного оказания услуг, комиссии, агентирования и т.д.).
Поиск отличий между трудовыми договорами и гражданско-правовыми является актуальным, т.к. зачастую работодатель пытается подменить последними трудовой договор, особенно при приеме на временные работы. Работником же такой договор расценивается как трудовой. Последствия заключения гражданско-правового договора являются несколько иными, чем при заключении трудового договора. Например, согласно п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ при исчислении суммы единого социального налога в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, включая авторские и лицензионные договоры.
Участники гражданско-правовых отношений являются равными и независимыми. В трудовых отношениях работник подчинен правилам внутреннего распорядка, но в то же время имеет право на оплачиваемый больничный, отпуск, различные компенсации и льготы.
В статье 57 Трудового кодекса РФ приводится перечень существенных условий трудового договора. В договоре необходимо указывать: фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.
Кодексом предусмотрена необходимость указания таких условий, как:
— место работы (с указанием структурного подразделения);
— дата начала работы;
— наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Поэтому, если происходит назначение на указанную в Списке должность, то наименование этой должности должно соответствовать данному Списку;
— права и обязанности работника;
— права и обязанности работодателя;
— характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
— режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
— условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В бюджетных организациях здравоохранения следует руководствоваться Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»,
— виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Согласно изменениям, внесенным в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся на бюджетном обеспечении различных уровней (федеральном, субъекта Федерации, муниципальном), устанавливаются соответствующими органами власти (Правительством РФ, органами государственной власти субъекта либо органами местного самоуправления).
Также согласно изменениям, внесенным указанным законом, медицинские и фармработники лишаются права на первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы.
Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, не вправе претендовать на бесплатное предоставление квартир. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2005 года.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
По общему правилу трудовой договор является бессрочным.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (п. 13) указывается, что заключение срочного трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя.
Также Верховный Суд указал на то, что при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
ОТЛИЧИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ОТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ДОГОВОРОВ, БЛИЗКИХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТРУДОВОМУ
В отличие от трудового договора обязательным условием большинства возмездных гражданско-правовых договоров являются сроки начала и окончания действия договора.
Наиболее распространенным видом гражданско-правовых договоров, используемых для регулирования трудовых отношений, является договор подряда. Статьей 702 ГК РФ договор подряда определен как договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Предметом договора подряда является определенный результат работы подрядчика, а не выполнение им конкретной трудовой функции, как это имеет место в трудовом договоре. Согласно ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление, переработку или обработку вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По общему правилу ст. 704 ГК РФ подрядчик выполняет работу своим иждивением, то есть из своих материалов, своими силами и средствами. Работник выполняет предусмотренную трудовым договором функцию всегда лично, то есть своими силами, но предоставление материалов и средств, необходимых для выполнения работы, является обязанностью работодателя. Подрядчик, если из закона или договора подряда не вытекает его обязанность выполнить предусмотренную в договоре работу лично, вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Трудовым договором же подразумевается, что работник исполняет свои трудовые обязанности только лично.
В отличие от работника по общему правилу ст. 705 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. Этот риск подрядчика состоит в том, что в случае указанных случайных событий подрядчик полностью или частично утрачивает право на оплату выполненной работы. С работником такого произойти не может, поскольку все аналогичные имущественные риски ложатся на работодателя, а работник сохраняет свое право на получение платы за выполнение им предусмотренной трудовым договором функции, хотя бы предполагаемый результат по не зависящим от работника обстоятельствам и не был достигнут.
Цена работы в договоре подряда не относится к числу его существенных условий (ст. 709 ГК РФ), размер и условия оплаты труда обязательно указываются в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Договор возмездного оказания услуг имеет большее сходство с трудовым договором, чем договор подряда, так как предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности (ст. 779 ГК РФ), которая, как правило, не сопровождается созданием какой-либо определенной вещи. Кроме того, согласно ст. 780 ГК РФ исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично. Поэтому основным критерием при разграничении трудового договора и договора о возмездном оказании услуг является наличие или отсутствие у исполнителя обязанности подчиняться при оказании услуги правилам внутреннего трудового распорядка заказчика. При этом следует обратить внимание, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о договоре подряда, если это не противоречит нормам ГК РФ о возмездном оказании услуг и особенностям предмета этого договора (ст. 783 ГК РФ).
Следует отметить, что в силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения Трудового кодекса РФ.
ДОПУСК К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СЕРТИФИКАТ СПЕЦИАЛИСТА
Для работы в медицинской организации требуется среднее или высшее медицинское образование, для работника с высшим образованием также необходимо наличие сертификата специалиста по медицинской специальности.
В случае приема на работу студента-интерна задача усложняется, т.к. до настоящего времени четкой нормативной правовой базы, регламентирующей порядок прохождения интернатуры молодыми специалистами, включая получение сертификата, не разработано.
Основными документами по данному вопросу являются: ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Приказы Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» и от 16.08.1972 N 669 «Об утверждении инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение врачей и выполнение указаний о порядке зачисления в интернатуру и на работу выпускников медицинских институтов».
В связи с отменой Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.12.1994 «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» (с разъяснениями Минздрава РФ от 07.08.95 N 15-00), остается неопределенным вопрос о порядке получения врачом-интерном сертификата специалиста. Напомним, что ранее в соответствии с указанными документами сертификат специалиста выдавался после окончания интернатуры без дополнительного экзамена.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. РАБОТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ НОРМАЛЬНОЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Допустимой продолжительности ежедневной работы медицинских работников в Трудовом

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны здоровья, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ).

Существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает следующие структуры (ч. 3 ст. 29 Закона N 323-ФЗ):

– федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российскую академию медицинских наук;

– органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;

– подведомственные вышеуказанным органам медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Главным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608). Ранее таким органом было Минздравсоцразвития России.

Минздрав России контролирует и координирует деятельность (п. 2 указанного Положения):

– Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;

– Федерального медико-биологического агентства;

– федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий.

Минздрав России также координирует деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации (ч. 4 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения должны соответствовать номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.

Частную систему здравоохранения составляют медицинские, фармацевтические и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 5 ст. 29 Закона N 323-ФЗ). Услуги в таких организациях оказываются на возмездной основе за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, страховых компаний, учреждений и организаций в соответствии с заключенными договорами.

  1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

С 01.01.2016 право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью появляется у лиц при наличии специального образования и специального документа (ч. 1, 2 ст. 69, ч. 6 ст. 101 Закона N 323-ФЗ), в частности:

– медицинского, фармацевтического или иного образования, полученного в РФ в соответствии с установленными образовательными стандартами.

Фармацевтическую деятельность в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, могут осуществлять лица, которые вправе заниматься медицинской деятельностью. Для этого им необходимо получить дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами;

– свидетельства об аккредитации специалиста, которое выдается по итогам проведения аккредитации. Такая процедура проводится не реже одного раза в пять лет после получения специалистом среднего, высшего и послевузовского медицинского (фармацевтического) образования, а также дополнительного профессионального образования. Порядок проведения аккредитации должен быть установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69 Закона N 323-ФЗ). В настоящее время нормативный акт, определяющий указанный порядок, не принят.

До 01.01.2016 заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью вправе следующие лица (ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ):

– получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ;

– имеющие сертификат специалиста (условия, порядок выдачи, а также форма сертификата специалиста утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н). Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 Закона N 323-ФЗ);

– получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, – только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

– получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, после установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, утвержденном законодательством РФ об образовании, сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Важно, чтобы полученное медицинское образование (независимо от вида системы здравоохранения) соответствовало Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее – Перечень работ). При этом диплом (или иной документ об образовании) должен быть выдан образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию.

Виды работ и услуг, которые предоставляются в рамках медицинской деятельности и предусмотрены Перечнем работ, должны соответствовать установленной номенклатуре специальностей, закрепленной:

– Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 210н;

– Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Право на медицинскую деятельность также возникает при наличии соответствующей лицензии. Это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в отдельных случаях в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).

Лицензии на медицинскую деятельность выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее – Закон N 99-ФЗ) и Положением о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности закреплен в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляют Росздравнадзор и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 5.3.1.8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 323).

Лицензия может быть выдана только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Для ее получения нужно представить определенные документы, которые указаны в ст. 13 Закона N 99-ФЗ.

Лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).

  1. Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в РФ

Осуществление профессиональной деятельности в должности медицинского (фармацевтического) работника возможно при наличии (ч. 9 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, далее – Закон N 273-ФЗ):

– определенного уровня знаний, умений и навыков;

Требования к уровню образования и квалификации определяются согласно Квалификационным требованиям (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н).

Для приобретения соответствующего уровня знаний, умений, навыков, а также квалификации необходимо пройти подготовку по программам ординатуры (ч. 9 ст. 82 Закона N 273-ФЗ).

Программы ординатуры вправе осваивать лица, имеющие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование (ч. 4 ст. 69 Закона N 273-ФЗ). Лицам, завершившим обучение в ординатуре, выдается диплом о послевузовском профессиональном образовании (ординатуре). Форма документа утверждена Приказом Минздрава России от 18.09.2012 N 191н.

Важно! Согласно ч. 3, 4 ст. 100 Закона N 323-ФЗ послевузовское профессиональное образование можно получить по программам интернатуры. С 01.09.2013 указанные положения не применяются (ч. 9 ст. 101 Закона N 323-ФЗ, ч. 1 ст. 111 Закона N 273-ФЗ). Лица, принятые в интернатуру до 01.09.2013, продолжают обучение согласно установленным для такого обучения срокам. Прием в интернатуру прекращается 01.09.2016 (ч. 4 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

К занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским (фармацевтическим) образованием допускаются (ч. 5 ст. 69 Закона N 323-ФЗ):

– лица, не закончившие освоение образовательных программ высшего медицинского (фармацевтического) образования;

– лица с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием.

Условия допуска таких лиц к работе и перечень должностей, которые они могут занимать, определены в Приказе Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 N 239н.

Лица со средним медицинским образованием вправе оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь (ч. 3 ст. 33 Закона N 323-ФЗ).

В качестве документа, подтверждающего право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, лица, освоившие соответствующие образовательные программы, получают также сертификат специалиста (ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Условия, порядок выдачи и форма сертификата специалиста утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.

Указанный сертификат выдается лицам, которые сдали сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошли государственную (итоговую) аттестацию, по специальностям, предусмотренным (п. 2, 29 Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 982н):

– Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н);

– Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 210н).

  1. Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах

3.1. Условия допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах

Условия и порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в России лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, закреплены в следующих документах:

– Положении о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 N 119 (далее – Положение);

– Инструкции о порядке проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.07.2000 N 284 (далее – Инструкция);

– Административном регламенте предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391 (далее – Регламент);

– Условиях и порядке выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранном государстве, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в России, если ими выполнены следующие условия (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ):

1) получено свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации на территории РФ (далее – свидетельство о признании).

2) сдан экзамен по специальности и получен сертификат специалиста. Подробнее об этом см. разд. 3.3 настоящего материала.

Перечисленные условия допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующее образование в иностранных государствах, обязательны для исполнения, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Например, гражданам Республики Беларусь получать свидетельство о признании не требуется, но для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности они обязаны представить работодателю сертификат специалиста, выданный соответствующим образовательным учреждением России (ст. ст. 3, 4, 5, 7 – 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 27.02.1996, письмо Росздравнадзора от 05.12.2013 N 03И-1452/13).

Для иностранцев, которые привлекаются к трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера, особенности признания документов об образовании и (или) о квалификации, полученных данными лицами в иностранном государстве, регулируются Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ (далее – Закон N 160-ФЗ). Так, документы об образовании и (или) о квалификации иностранных специалистов признаются действительными на территории международного медицинского кластера, если такие документы были выданы данным лицам уполномоченными органами и организациями иностранного государства – членами Организации экономического сотрудничества и развития. Это следует из ч. 2 ст. 12 Закона N 160-ФЗ.

Важно! Лица, допущенные к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ, но не работавшие по специальности более пяти лет, могут быть вновь допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности только после прохождения переподготовки. Компенсация затрат на обучение осуществляется за счет личных средств обучающегося (п. 8 Инструкции). С 01.01.2016 указанные лица могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и аккредитации (ч. 4 ст. 69 Закона N 323-ФЗ).

3.2. Процедура признания на территории РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Для получения свидетельства о признании необходимо осуществить ряд действий.

  1. Подать заявление в Рособрнадзор (абз. 1 п. 5, абз. 1 п. 12 Регламента).

Заявления подается по установленной форме (Приложение N 2 к Регламенту). При необходимости получения дубликата свидетельства о признании заявление подается по форме, приведенной в Приложении N 3 к Регламенту (абз. 15 п. 12 Регламента).

Заявление вправе подать следующие лица (п. 2 Регламента):

– обладатель иностранного образования и (или) квалификации;

– законный представитель обладателя иностранного образования и (или) квалификации;

– лицо, уполномоченное на подачу указанного заявления обладателем иностранного образования и (или) квалификации либо его законным представителем и действующее на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

К заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в п. 13 Регламента. В частности, это оригинал документа об иностранном образовании и (или) квалификации, копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Представленные к признанию документы об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык (п. 14 Регламента).

Заявление и прилагаемые к нему документы можно подать лично, направить почтовым отправлением, передать в электронной форме, в том числе через Единый портал (п. 39 Регламента). При подаче в электронной форме каждый документ должен быть подписан простой электронной подписью (п. 35 Регламента).

После приема заявления оригинал документа об образовании должен быть возвращен заявителю одним из указанных им способов: лично, по почте или через курьерскую почту (п. 15 Регламента).

По общему правилу срок вынесения Рособрнадзором решения о признании документа об образовании не должен превышать 45 календарных дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов (п. 8 Регламента). В случае если необходим запрос в организацию, выдавшую документ об образовании, или в орган управления в сфере образования, в ведении которого находится указанная образовательная организация, этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 календарных дней (п. п. 9, 51 Регламента). При первичном запросе указанный срок отсчитывается с момента направления запроса, а при повторном – с момента истечения 45 календарных дней, отведенных для ответа на первичный запрос (п. 9, абз. 1 п. 52 Регламента).

Срок вынесения Рособрнадзором решения о выдаче дубликата свидетельства о признании не должен превышать 10 календарных дней со дня приема соответствующего заявления (п. 10 Регламента).

  1. Уплатить госпошлину.

За предоставление государственной услуги по признанию иностранного образования и (или) квалификации на территории России лицо, обратившееся в Рособрнадзор с соответствующим заявлением, должно уплатить государственную пошлину в следующем размере (пп. 49 и 50 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

– 6500 руб. – за выдачу свидетельства о признании;

– 300 руб. – за выдачу дубликата свидетельства о признании.

  1. Получить документ, содержащий решение, которое принято по итогам проведения процедуры признания.

В соответствии с пп. “л” п. 12 Регламента решение выдается заявителю лично либо иным способом, указанным им в заявлении, например по почте (за счет Рособрнадзора) или через курьера (за счет заявителя).

Решение принимается Рособрнадзором и оформляется одним из следующих документов (п. 7, пп. “а”, “б” п. 58, п. 59, пп. “а”, “б” абз. 1 и абз. 5 п. 60 Регламента):

а) свидетельством о признании, предоставляющим его обладателю права, аналогичные тем, которые имеют обладатели соответствующих образования и (или) квалификации в РФ (форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975);

б) свидетельством о признании, подтверждающим период обучения лица по образовательной программе определенного уровня и дающим указанному лицу право продолжить обучение по образовательной программе данного уровня в РФ (форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975);

в) дубликатом свидетельства о признании;

г) уведомлением об отказе в выдаче свидетельства о признании;

д) уведомлением об отказе в выдаче дубликата свидетельства о признании.

3.3. Сдача экзамена по специальности и получение сертификата специалиста

Лица, получившее медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, вправе осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельностью на территории России при наличии сертификата специалиста (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, п. 7 Инструкции). Для получения сертификата необходимо сдать специальные экзамены, к которым указанное лицо может быть допущено только после получения им свидетельства о признании или дубликата такого свидетельства (п. 2 Инструкции, п. 7 Регламента).

Чтобы сдать специальные экзамены, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росздравнадзор. К заявлению нужно приложить документы об образовании, сведения о предшествующей работе по специальности, фотографии (п. 3 Инструкции, п. 4 Положения).

Росздравнадзор рассматривает заявление и выдает направление на сдачу специальных экзаменов в соответствующее образовательное учреждение (п. 4 Инструкции). Лицо, успешно сдавшее экзамены, получает сертификат специалиста, который дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории РФ (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, п. 7 Инструкции). Форма сертификата специалиста и технические требования к бланку сертификата утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н (Приложения N 2 и 3).

  1. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка медицинских работников

Медицинские и фармацевтические работники совершенствуют свои профессиональные знания и навыки, обучаясь по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях (утв. Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н; далее – Порядок и сроки).

Обучение медицинских и фармацевтических работников проходит в образовательных и научных организациях в виде (п. 3 Порядка и сроков):

1) повышения квалификации;

2) профессиональной переподготовки;

Период обучения зависит от его вида.

Вид обучения Период Норма
Повышение квалификации Не реже одного раза в пять лет абз. 4 п. 4 Порядка и сроков
Профессиональная переподготовка При смене работником вида деятельности абз. 3 п. 4 Порядка и сроков
Стажировка Устанавливается работодателем по необходимости абз. 2 п. 4 Порядка и сроков

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка организуются в соответствии с квалификационными требованиями, которые установлены в следующих актах (абз. 3 п. 5 Порядка и сроков):

– Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н; далее – Квалификационные требования);

– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

Медицинское или фармацевтическое образование работника может не отвечать требованиям, указанным в этих документах (абз. 1 п. 8 Порядка и сроков). Однако он будет вправе продолжить профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности после прохождения обучения при соблюдении определенных условий (п. 11 Порядка и сроков).

Во-первых, у работника должен быть непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более пяти лет (абз. 1 п. 8 Порядка и сроков).

Во-вторых, он должен пройти следующее обучение:

а) при стаже работы от 10 лет – в виде повышения квалификации (нормативный срок от 100 до 500 ч) (абз. 2 п. 8 Порядка и сроков);

б) при стаже работы от 5 до 10 лет – в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок свыше 500 ч) (абз. 3 п. 8 Порядка и сроков).

В конце обучения медицинский или фармацевтический работник проходит итоговую аттестацию и в случае успешного освоения учебной программы ему выдают один из следующих документов (п. 10 Порядка и сроков):

– свидетельство о повышении квалификации;

– диплом о профессиональной переподготовке.

  1. Врачебная тайна

Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. N 188 к Перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, отнесена врачебная тайна. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещено (ст. 13 Закона N 323-ФЗ).

К врачебной тайне относится информация:

– о факте обращения за медицинской помощью;

– о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания;

– сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, а также иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи (ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1);

– иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам (в том числе должностным лицам) допускается в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.

За разглашение врачебной тайны медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

К ответственности дисциплинарного характера относится увольнение работника по причине разглашения охраняемой законом тайны, которая стала известной ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе по причине разглашения персональных данных другого работника (пп. “в” п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по такому основанию необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и налагается за разглашение информации с ограниченным доступом.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 137 УК РФ. В соответствии с этой статьей незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, наказывается штрафом.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит