Охрана труда и БЖД, основные положения трудового законодательства российской федерации

Содержание
  1. Охрана труда и БЖД
  2. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
  3. Основные положения трудового законодательства
    Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации
  4. Основные положения трудового законодательства российской федерации
  5. 1. Основные положения трудового законодательства
  6. Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. - презентация
  7. Презентация на тему: " Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда." — Транскрипт:
  8. Тема 1. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации. Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда в учреждениях и организациях здравоохранения

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Основные положения трудового законодательства
Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации

В ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определены цели и задачи трудового законодательства. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Цели и задачи трудового законодательства в полной мере распространяются и на область охраны труда.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В области охраны труда основными задачами трудового законодательства являются вопросы:

— профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

— заключения коллективных договоров, включающих в себя обязательства работодателя по охране труда работников на производстве, экологической безопасности, по выплате компенсаций, переобучению, определяющих рабочее время и время отдыха, улучшение условий и охраны труда, в том числе женщин и молодежи);

— участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

— надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;

— обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ) признаются:

— запрещение принудительного труда;

— обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права работников на обязательное социальное страхование.

Принудительный труд запрещен (ст. 4 ТК РФ).

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Работник в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами имеет право отказаться от выполнения такой работы в связи с возникновением непосредственной угрозы его жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения работника средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено:

— законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

— введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

— условиями чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

— вступлением в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Регулирование трудовых отношений (ст. 5 ТК РФ) включает в себя отношения в области охраны труда и в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется:

— трудовым законодательством (нормами трудового права), состоящим из Трудового кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, нормативными правовыми актами исполнительной власти федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

— указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации.

— системой и полномочиями федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

— порядком расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

— системой и порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизой условий труда, подтверждением соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регулирование трудовых отношений в области охраны труда может осуществляться путем заключения (изменения, дополнения) работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ).

Основные положения трудового законодательства российской федерации

Все желающие могут поставить мою кнопочку к себе на сайт

Поддержи сайт
Поддержи сайт
Счетчики

1.1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ
Законодательство о труде — совокупность всех правовых норм, регулирующих трудовые отношения.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Однако не все виды трудовых отношений регулируются законодательством РФ о труде. Так, отношения между заказчиком и исполнителем договора о предоставлении определенного результата труда — например, договора подряда, поручения, авторского договора — регулируются не трудовым, а гражданским законодательством. Трудовые отношения оформляются трудовым договором.
Работник, заключивший трудовой договор, вправе рассчитывать на гарантии, закрепленные в трудовом законодательстве — например, на предоставление еженедельных выходных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска.
Гражданско-правовой договор обязывает лишь представить результат труда и не налагает обязательств по соблюдению трудового распорядка. Однако такой договор не дает право на оплаченный отпуск, компенсацию за сверхурочную работу, пособие по временной нетрудоспособности и т.д.
Статья 702. Договор подряда
1.По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика)
определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его. .
ЗАПОМНИТЕ: Чтобы не возникали споры и конфликты, при заключении договора четко определите его вид: трудовой или гражданско-правовой. Федеральный Закон предусматривает особые требования, предъявляемые при поступлении на государственную гражданскую службу, возложение на государственных гражданских служащих дополнительных обязанностей и другие ограничения.
Труд лиц, лишенных свободы, регулируется исправительно-трудовым законодательством. Общей юридической базой для различных отраслей законодательства, в том числе и законодательства о труде, является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.
Статья 15.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (Статья 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.)).
В Конституции РФ закреплены основные принципы трудового права:
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ включает в себя законодательные и иные нормативные акты, относящиеся к сфере трудовых отношений: • Конституция РФ;
• Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и нормы международного права; • Указы и распоряжения Президента РФ;
• Постановления и распоряжения Правительства РФ;
• Нормативные акты федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ранее — Министерство труда и социального развития Российской Федерации);
• Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ;
• Нормативные акты субъектов РФ.
Важнейший акт трудового законодательства — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, устанавливает высокий уровень условий труда, охрану трудовых прав работников. В ст. 21 Трудового кодекса РФ наряду с правами перечисляются и обязанности работников:
• добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
• соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
• соблюдать трудовую дисциплину;
• выполнять установленные нормы труда;
• соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
• бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
• незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Трудовой кодекс уточняет и конкретизирует общие принципы правового регулирования труда, изложенные в Конституции РФ.
Свобода труда реализуется, в частности, через свободу трудового договора.
Трудовой договор заключается добровольно.
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ), а также право на охрану труда и здоровья (ст. 7 Конституции РФ) возлагает на работодателя обязанности по созданию соответствующих условий.
Перечень конкретных мероприятий включается обычно в коллективный договор.
Отдельные разделы Трудового кодекса и ряд специальных нормативных актов посвящены труду женщин и молодежи.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ст. 132 Трудового кодекса РФ). В Трудовом кодексе РФ устанавливается порядок рассмотрения трудовых споров. В разрешении споров участвуют избранные трудовым коллективом работники. Трудовые споры рассматриваются бесплатно и в сокращенные сроки. Обеспечивается реальное исполнение решения по трудовому спору.
Трудовой кодекс конкретизирует сформулированное в ст. 37 Конституции РФ положение о праве на отдых работающих по трудовому договору.
Устанавливается продолжительность рабочего времени, выходных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков. Помимо Трудового кодекса, трудовые отношения регулируются отдельными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные положения трудового плана могут закрепляться Указами и распоряжениями Президента РФ и Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ издаются в форме постановлений по вопросам, относящимся к компетенции министерства или разъяснений о применении действующего законодательства о труде. Постановления и разъяснения Министерства обязаны для исполнения всеми министерствами, комитетами и ведомствами, местными органами исполнительной власти и всеми организациями.
Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. Однако акты некоторых министерств и ведомств (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство экономического развития и торговли) по отдельным вопросам могут распространяться на целые категории граждан или организаций.
Нормативные акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с компетенцией этих органов. Эти акты обычно касаются установления различных доплат в соответствующих регионах, времени работы различных предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта. В локальных актах — договорах, соглашениях — отражаются особенности различных предприятий. Однако следует помнить, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Международные правовые нормы, особенно акты Международной организации труда (МОТ), играют сегодня все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. (Обратите внимание на п. 4 приведенной выше ст. 15 Конституции РФ). МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации государством — членом МОТ обязательны для соблюдения.
Часть конвенций была ратифицирована СССР и затем признана Российской Федерацией. Вот некоторые из них:
№ 14. О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;
№ 47. О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;
№ 59. О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности;
№ 60. О возрасте приема детей на непромышленные работы;
№ 77. О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;
№ 95. Об охране заработной платы;
№ 111. О дискриминации в области труда и занятий;
№ 119. О снабжении машин защитными приспособлениями;
№ 138. О минимальном возрасте для приема на работу;
№ 142. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;
№ 148. О защите трудящихся от профессионального риска, вызванного загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. Рекомендации не ратифицируются. Государство может, но не обязано использовать их в национальном законодательстве.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Согласно ст. 353 Трудового кодекса государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (входит в состав Федеральной службы по труду и занятости).
Федеральная инспекция труда (ст. 356 Трудового кодекса):
• осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
• направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
• осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
• обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
• анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
• принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
• запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
• ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
• осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
• готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Государственные инспекторы труда имеют право (ст. 357 Трудового кодекса):
• в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
• запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ
В целях самозащиты трудовых прав работник может:
• отказаться от работы, не предусмотренной трудовым договором;
• отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.
Работодатель, представитель работодателя не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими своих трудовых прав.
Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность означает применение дисциплинарных санкций вплоть до увольнения. С предложениями о привлечении виновных в нарушениях законодательства РФ о труде и охране труда к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности имеют право обращаться государственные инспекторы труда.
Основной законодательный акт об административной ответственности — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Административную ответственность в виде штрафа несут должностные лица, представляющие работодателя, за:
• нарушение законодательства о труде и охране труда;
• правонарушения на этапе переговоров (уклонение, затягивание);
• невыполнение обязательств по соглашению, договору;
• не предоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и контроля за соблюдением условий договора, соглашения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ в часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2007 г., согласно которым нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Основные способы защиты гражданских прав работников при гражданско-правовых нарушениях предусмотрены в ст. 12 и других статьях Гражданского кодекса РФ.
За существенные нарушения законодательства о труде виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
Такая ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ за:
• необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;
• невыплату руководителем организации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, из корыстной или иной личной заинтересованности;
• нарушение правил охраны труда.
Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от трехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Что-то не нашли? Воспользуйтесь поиском по сайту:

1. Основные положения трудового законодательства

Законодательство Российской Федерации о труде регулирует трудовые отношения между работодателями и работниками на предприятиях и учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Согласно статье 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

— организации труда и управлению трудом;

— трудоустройству у данного работодателя;

— профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

— социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

— участию работников и профессиональных союзов и установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

— материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

— надзору и контролю (в том-числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

— запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

— сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

— обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

— иными федеральными законами;

— указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(статья 5.27, Кодекса РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемАлександр Уланов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.» — Транскрипт:

1 Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

2 В результате изучения этого раздела Вы будете знать : основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда ; основные направления государственной политики в области охраны труда ; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда ; обязанности работников в области охраны труда ; кем осуществляется управление охраной труда ; обеспечение прав работника на охрану труд ; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда ; как финансируются мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

3 1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. 2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г ФЗ ( в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. 90- ФЗ ). Трудовой кодекс Российской Федерации. 3. Федеральный закон РФ от г. 45- ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации. 4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 6. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. 1/ 29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

4 правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

5 основные направления государственной политики в области охраны труда ; государственные нормативные требования охраны труда ; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда ; обязанности работника в области охраны труда ; государственное управление охраной труда мероприятия по обеспечению охраны труда ; основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда ; организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда ; принципы управления охраной труда непосредственно в организации ; обеспечение прав работника на охрану труда ; право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда ; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6 обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников принятие и реализация федеральных законов государственное управление охраной труда государственный надзор и контроль государственная экспертиза условий труда установление порядка проведения аттестации рабочих мест содействие общественному контролю профилактика несчастных случаев расследование и учет несчастных случаев обязательное социальное страхование компенсация за тяжелую работу координация деятельности распространение передового отечественного и зарубежного опыта участие государства в финансировании мероприятий по охране труда подготовка специалистов по охране труда статистическая отчетность единая информационная система охраны труда международное сотрудничество проведение эффективной налоговой политики средства индивидуальной и коллективной защиты

7 органов государственной власти Российской Федерации ; органов государственной власти субъектов Российской Федерации ; органов местного самоуправления ; работодателей и объединений работодателей ; профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

8 РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить ( ст. 212 ТК РФ ): безопасность работников применение средств индивидуальной и коллективной защиты условия труда на каждом рабочем месте режимы труда и отдыха приобретение и выдачу средств индивидуальной защиты обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний организация контроля проведение аттестации рабочих мест по условиям труда организовывать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований работников

9 недопущение работников без прохождения обязательных медицинских осмотров информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах предоставление информации и документов принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое обслуживание работников допуск должностных лиц выполнение предписаний и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законами сроки обязательное социальное страхование разработку и утверждение правил и инструкций наличие комплекта нормативных правовых актов

10 Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату ( ст. 22 ТК РФ ). Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и ( или ) опасными условиями труда ( ст. 225 ТК РФ ): обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Все работники, в том числе руководители организаций, а также руководители — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.

11 РАБОТНИК обязан ( ст. 214 ТК РФ ): 1. соблюдать требования охраны труда ; 2. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты ; 3. проходить обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний ; 4. немедленно извещать вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае ; 5. проходить предварительные, периодические а также внеочередные медицинские осмотры ;

12 Указ Президента Российской Федерации от г. 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » положил начало административной реформе. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению : федеральным органом исполнительной власти другими федеральными органами исполнительной власти ( ст. 216 ТК РФ ). Минздравсоцразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда.

13 Каждый работник имеет право на : 1. рабочее место 2. обязательное социальное страхование 3. получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья 4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья 5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты 6. обучение 7. профессиональную переподготовку за счет средств работодателя 8. запрос о проведении проверки 9. обращение по вопросам охраны труда 10. личное участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания 11. внеочередной медицинский осмотр 12. компенсации если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и ( или ) опасными условиями труда.

14 Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации : на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы ( должность ) и средний заработок. при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

15 Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения : на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и ( или ) опасными условиями труда ; к выполнению работ в ночное время ; к сверхурочным работам ; осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой ; устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время ; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. ( ст. 224 ТК РФ ).

16 осуществляется за счет средств : федерального бюджета ; бюджетов субъектов РФ ; местных бюджетов ; внебюджетных источников. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями ( за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений ) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции ( работ, услуг ) ( ст. 226 ТК РФ ).

Тема 1. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации. Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда в учреждениях и организациях здравоохранения

Кодекс законов о труде Российской Федерации и другие важнейшие правовые акты трудового законодательства.

Закон прост : В связи с утратой силы Кодекса законов о труде РФ, следует руководствоваться принятым взамен Трудовым Кодексом РФ.

Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению.

Трудовые права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Порядок оформления трудовых отношений. Содержание трудового договора.

Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Льготы и компенсации.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Нормы трудового законодательства, регулирующие применение труда женщин, молодежи и отдельных категорий работников.

Полномочия трудового коллектива, общественных объединений работников и их представительных органов в решении трудовых вопросов.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА