Государственная программа содействие занятости населения, государственная программа содействие занятости населения

Содержание
  1. Государственная программа содействие занятости населения
  2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»
  3. Государственные программы содействия занятости населения
  4. Содействие занятости населения в Республике Башкортостан
  5. Содействие занятости населения

Государственная программа содействие занятости населения

Государственная программа содействия занятости населения

: 1) один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода; 2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.

ГПСЗН может быть: • федеральной; • региональной — республиканской в составе Российской Федерации, краевой, областной, городов Москвы и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта Федерации); • районной и городской.

Федеральная программа содействия занятости населения разрабатывается Министерством экономики Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и является составной частью федеральных целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики; она содержит мероприятия, которые могут быть осуществлены лишь на федеральном уровне управления либо на основе межрегионального взаимодействия (т.е. требуют соответствующей координации).

Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный — Департамент занятости населения

Директор — Кирсанов Михаил Владимирович

Телефон/факс — (495) 870-67-74, (495) 587-88-89 (доб.1601)

П А С П О Р Т
государственной программы Российской Федерации
«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по труду и занятости,

Министерство финансов Российской Федерации

подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;

подпрограмма 2 «Внешняя трудовая миграция»;

подпрограмма 3 «Развитие институтов рынка труда»

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);

уровень регистрируемой безработицы;

уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности)

Срок реализации Программы

Объем бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году — 71649195,7 тыс. рублей;

в 2014 году — 75756345,3 тыс. рублей;

в 2015 году — 75919834,8 тыс. рублей;

в 2016 году — 75659568,1 тыс. рублей;

в 2017 году — 66592216,4 тыс. рублей;

в 2018 году — 68893473,9 тыс. рублей;

в 2019 году — 71152927,1 тыс. рублей;

в 2020 году — 73402406 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе

Государственные программы содействия занятости населения

Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые форми­руются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического раз­вития. Кроме того, учитываются территориальные особеннос­ти, национальные традиции, специфика экономичес­кого и социального развития.

Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, ор­ганов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.

Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения.

Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;

2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;

3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;

4) профессиональное обучение безработных граждан;

5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;

6) профилактика дискриминации на рынке труда;

7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;

8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;

9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;

10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;

11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;

12) поддержка доходов безработных граждан.

Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.

На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы за­нятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.

Условно региональные программы можно разделить на три уровня.

1. Республиканская программа занятости населения. Содер­жит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы толь­ко на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).

2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).

3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, оп­ределённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).

Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обес­печение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждаю­щихся в социальной защите.

Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответс­твующие территориальные программы содействия занятости населения.

Ключевыми принципами формирования таких программ являются:

– принцип целевой ориентации (предполагается предварительное формирование целей государственной политики занятости в регионе, на достижение которых должны быть направлены мероприятия программы);

– принцип комплексности (учитывается весь комплекс проблем, связанных с проблемами занятости населения в регионе и состоянием регионального рынка труда в целом);

– принцип сопряженности (намеченные мероприятия по регулированию занятости населения сопрягаются с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках социально-экономической политики в регионе);

– принцип конкретности (учитываются конкретные показатели социально-экономического развития региона и их влияние на уровень занятости);

– принцип реальности (при планировании мероприятий исходят из возможности их финансового, материально-технического и организационного обеспечения на основе преимущественно собственных ресурсов);

– принцип эффективности (обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов);

– принцип оптимальности (обеспечение оптимального соотношения между активными и пассивными средствами политики занятости);

– принцип приоритетности (мероприятия программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов подлежат ранжированию по степени неотложности их выполнения);

– принцип предельно допустимого уровня безработицы (превышение допустимого уровня безработицы приводит к резкому росту напряженности и негативным социально-экономическим последствиям, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации);

– принцип адресности (мероприятия, предусмотренные программой, и соответствующие ресурсы разделяются по структурам, отвечающим за их реализацию);

– принцип управляемости (специальная система управления разработкой и реализацией программы занятости);

– принцип взаимосвязанности всех разделов и мероприятий программы.

Типовая региональная программа содействия занятости, обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.

Паспорт программы содействия занятости населения.

Введение: формируются концептуальные подходы к обеспече­нию занятости населения.

Раздел 1. Анализ и перспективы социально-экономического положения региона с учётом структурных преобразований.

Раздел 2. Рынок труда и занятость населения (в разрезе основных социально-демографических групп), перспективы развития.

Раздел 3. Содействие в трудоустройстве.

Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест.

Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы.

Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение незанятого и высвобождаемого населения.

Раздел 7. Организация общественных работ.

Раздел 8. Основные меры обеспечения занятости отдельных категорий населения, требующих особого внимания (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы и членов их семей, молодежи, женщин, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания).

Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда.

Раздел 10. Совершенствование управления занятостью насе­ления в регионе.

Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости на­селения на очередной год.

Раздел 12. Ресурсное обеспечение программы занятости.

Раздел 13. Эффективность обеспечения программы.

Раздел 14. Контроль за реализацией программы.

Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9191 — | 7255 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Содействие занятости населения в Республике Башкортостан

Дата публикации: 01.01.2017 2017-01-01

Статья просмотрена: 652 раза

Библиографическое описание:

Уметбаева Ю. И. Содействие занятости населения в Республике Башкортостан // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 336-338. — URL https://moluch.ru/archive/134/37660/ (дата обращения: 27.09.2019).

В условиях экономического кризиса вновь актуальными становятся вопросы борьбы с безработицей и содействия занятости населения.

Уровень занятости населения является одним из показателей социально-экономического развития государства в целом и регионов в частности. Поэтому для Республики Башкортостан вопросы обеспечения занятости населения также актуальны. С начала года статус безработного получили 45 088 жителей республики, что на 8 % меньше, чем за январь-ноябрь 2015 года — 49 180 человек [1].

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [2].

На создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда направлена Государственная программа «Содействие занятости населения» утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. Ожидаемыми результатами реализации программы является предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и др. [3].

В Республике Башкортостан действует государственная программа «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» целью которой является обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также создание условий для достойного труда [4].

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников оказывают непосредственно центры занятости населения, услуги которых являются бесплатными. Обращаться в центр занятости населения могут все без исключения граждане. Там же они могут ознакомиться с местным, республиканским и межрегиональным банком вакансий.

Одной из мер, принимаемых органами службы занятости с целью содействия занятости населения, является проведение ярмарок вакансий. Ярмарки — специальные мероприятия, проводимые органами службы занятости населения, с целью более широкого привлечения работодателей к представлению имеющихся у них вакантных рабочих мест, оказания содействия в поиске подходящей работы гражданам, желающим трудоустроиться, а также оказания практической помощи в выборе подходящей профессии выпускникам и неработающей молодежи. Ярмарки вакансий учебных и рабочих мест дают возможность гражданам самостоятельно ориентироваться на рынке труда. Предоставляют возможность за короткое время наладить контакт с работодателем, получить информацию о рабочих местах, а работодателям подобрать необходимых им работников [5].

Так, к примеру, Центром занятости населения г. Стерлитамака проводятся ярмарки вакансий, в которых принимают участие представители городских предприятий и организаций всех форм собственности, выездные специализированные ярмарки вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, молодежи, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста.

Помимо этого, на территории 6 городских округов и 37 муниципальных районов республики работают передвижные мобильные центры. Лица, которые обратились в передвижной мобильный центр, могут ознакомиться с банком вакансий, узнать какие из профессий являются на данный момент наиболее востребованными, а также пройти тестирование с целью выявления склонности к определенным профессиям.

Большое внимание уделяется и содействию самозанятости населения. По словам Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова: «Реальным фактором роста уровня жизни, снижения безработицы является расширение самозанятости населения, его предпринимательской активности. Нужно проводить поддержку частных инициатив, формировать новые источники доходов, выводить экономическую деятельность из теневого сектора. Эффективной формой должна стать кооперация малых и личных подсобных хозяйств, организация трудовых ассоциаций, открытие мини-производств по переработке агропродукции с созданием большого числа рабочих мест» [6].

Так, например, Центром занятости населения г. Стерлитамака проводятся семинары для начинающих предпринимателей на тему «Организация самозанятости безработных граждан». На семинарах можно узнать о порядке регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, основных налоговых режимах и правилах составления бизнес-плана. Граждане могут получить консультационную, финансовую, правовую поддержку на начальном этапе становления собственного дела.

Внимание уделяется и психологической поддержке безработных граждан. Психологическая поддержка — это государственная услуга, результатом предоставления которой является получение безработным гражданином рекомендаций по полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации и карьерному росту. В центрах занятости населения услуга по психологической поддержке может предоставляться в виде психологического консультирования, психологической коррекции, группового психологического тренинга. [7]

Одной из гарантий социальной поддержки безработных граждан является обеспечение возможности участвовать в оплачиваемых общественных работах. Согласно ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Общественные работы обеспечивают потребность организаций в выполнении работ, носящих сезонный либо временный характер и обеспечивают сохранение мотивации к труду у лиц, которые имеют длительный перерыв в работе.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в случаях, если гражданин не имеет квалификации, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации, необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации либо гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации по направлению службы занятости проводится профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан. Так, в 2016 году Центр занятости населения г. Стерлитамака предоставляет возможность пройти обучение по семидесяти профессиям (специальностям). Среди них: водитель автомобиля, кассир, маляр, парикмахер, продавец, делопроизводитель, бухгалтер и др.

Однако для решения проблемы безработицы принимаемых мер не достаточно. Как указывает Н. А. Зинюхина, необходима координация двух, на сегодняшний момент слабо связанных друг с другом процессов: развития профессионального образования и содействия занятости населения [8, с. 99].

На сегодняшний день на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Это связано, в том числе и с рассогласованностью рынка труда и рынка образовательных услуг.

Сфера образования претерпела в последнее время существенные изменения. Увеличилась доля граждан с высшим, и уменьшилось количество лиц со средним профессиональным образованием. Однако наибольший удельный вес среди специальностей составляют те, которых на рынке труда и так с избытком. Поэтому наличие высшего образования по престижной специальности не дает гарантии трудоустройства.

Можно согласиться с мнением Н. А. Зинюхиной в том, что «ценность профессионального образования для молодежи стала в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля и содержания их труда, а от престижности специальностей» [8, с.101].

По словам Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова: «Учебные заведения совместно с работодателями должны четко определить те направления подготовки, которые являются перспективными и востребованными» [9]. Реализация данной меры позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда и улучшит ситуацию с трудоустройством молодых специалистов.

Содействие занятости населения

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года. Основной исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Соисполнитель: Федеральная миграционная служба.

Цель государственной программы — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Задачи государственной программы:

  • предотвращение роста напряженности на рынке труда;
  • привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
  • содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Структура государственной программы:

  • Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.
  • Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция.
  • Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда.

Целевые индикаторы и показатели:

  • уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);
  • уровень регистрируемой безработицы;
  • уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;
  • удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности).

Участники государственной программы:

  • Федеральная служба по труду и занятости,
  • Министерство финансов Российской Федерации.

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
    предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
  • создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
    удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;
  • снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
  • обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
  • поддержание социальной стабильности в обществе.

Государственная программа «Содействие занятости населения» реализуется в 2013-2020 годах.
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит