Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г, особенности режима рабочего времени отдыха

Содержание
  1. Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями и дополнениями)
  2. Какой режим рабочего времени и времени отдыха?
  3. Режим служебного или рабочего времени и времени отдыха является режимом работы. Особенности установления и изменения режима работы
  4. Элементы режима рабочего времени
  5. Виды режимов рабочего времени
  6. Время отдыха и отклонения от режима работы
  7. Режим рабочего времени и система его учета
  8. Последствия неустановления или неверного установления режима рабочего времени
  9. Что нового в новых Особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогов
  10. Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
  11. I. Общие положения
  12. II. Рабочее время
  13. III. Время отдыха
  14. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2013 г., 13 октября 2015 г., 5 июня 2017 г., 3 мая 2018 г.

ГАРАНТ:

По итогам экспертизы настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 21 декабря 2015 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Указанные особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Согласно Положению работодатели обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 ноября 2004 г. N 248, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 ноября 2004 г. N 45, в газете «Транспорт России» от 7-13 февраля 2005 г., N 6

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170

Изменения вступают в силу с 5 июня 2018 г.

Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 212

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Какой режим рабочего времени и времени отдыха?

Режим служебного или рабочего времени и времени отдыха является режимом работы. Особенности установления и изменения режима работы

Общую характеристику понятия рабочего времени и о его регулировании можно узнать из материала на сайте по ссылке: Рабочее время по Трудовому кодексу — виды и особенности. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха могут быть определены:

  1. В виде общих правил, распространяющихся на всех работников организации, — локального нормативного акта (ЛНА). Как правило, это правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) (ч. 4 ст. 189, ст. 190 Трудового кодекса).
  2. В порядке исключения — в трудовом договоре с работником:
  • при индивидуальном характере режима, отличающемся от общеустановленного в организации (ст. 57 ТК РФ);
  • если принятие ЛНА для работодателя необязательно (ст. 309.2 ТК РФ).

Подробнее порядок их отражения в трудовом договоре освещен в материале по ссылке: Рабочее время и время отдыха в трудовом договоре. Правила, которые конкретизируют распорядок труда и отдыха, составляют режим работы.

В Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) этим категориям посвящены гл. 16–19 и отдельные нормы разд. XII. Кроме того, подлежат учету особенности, устанавливаемые по постановлению Правительства от 10.12.2002 № 877 отраслевыми госорганами или Минсоцразвития РФ (работники организаций транспорта и связи, водители и др.).

Изменение режима производится исходя из порядка его введения:

  • в ПВТР — в том же порядке, в каком они были приняты (ст. 44 ТК РФ);
  • трудовой договор — допсоглашением либо в одностороннем порядке (подробнее по ссылке: Уведомление об изменении условий трудового договора).

Элементы режима рабочего времени

Исходя из экономической целесообразности, которая определяется по усмотрению учредителей и руководства организации, и по соглашению с работниками могут быть установлены различные режимы работы: одно- или многосменная работа, гибкое рабочее время и др.

Режим рабочего времени включает следующие параметры (ст. 100 ТК РФ):

  • длительность рабочего дня, в т. ч. неполного, если необходимо;
  • время ее начала и завершения, перерывы;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

В законодательстве отсутствует запрет на применение в рамках одной организации нескольких режимов. Например, возможен вариант, когда сотрудники администрации работают в общем порядке, а в подразделениях, функционирующих непрерывно, вводится посменная работа.

При любом режиме работы ее длительность за принятый учетный период не может превышать предусмотренную законодательством для данной категории работников. Подробности об этом — в нашей статье по ссылке: Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать…. Сопоставление фактических данных о временных затратах с параметрами, которые действуют согласно ТК РФ и отраслевому законодательству, производится в рамках системы учета, соответствующей режиму работы.

Виды режимов рабочего времени

Распространенные режимы рабочего времени:

  • Обычный (односменный) — 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем с перерывом на обед на 0,5–1 ч.
  • Ненормированный рабочий день — работа с заранее предусмотренной возможностью эпизодических переработок (ст. 101 ТК РФ). Подробнее о нем — в статье Ненормированный рабочий день по ТК РФ – что это значит?.
  • Гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), включающее следующие элементы: учетный период, за который должна выполняться норма (день, неделя и др.), фиксированные интервалы (наличие обязательно) и собственно гибкая часть — промежутки, которые работник может увеличить или уменьшить произвольно (к примеру, в начале или конце рабочего дня).
  • Сменная работа — в 2 смены или более (ст. 103 ТК РФ). Этому варианту режима посвящена статья на сайте Что значит сменный график работы по ТК РФ?.
  • Скользящий график (ст. 100 ТК РФ) — распорядок со смещением выходных дней.
  • Вахтовый метод (ст. 299, 301 ТК РФ) — с выездом и проживанием по месту выполнения функциональных обязанностей в течение не более месяца.
  • Раздробленный рабочий день (ст. 105 ТК РФ) — его распределение на части в соответствии со спецификой работы, которое может быть установлено ЛНА по согласованию с профсоюзом.

Помимо часов, отведенных непосредственно для труда, регулируются законодательством и подлежат установлению краткие промежутки и длительные периоды отдыха. Это неотъемлемая часть режима работы.

Время отдыха и отклонения от режима работы

В ст. 107 ТК РФ регламентированы подлежащие применению виды времени отдыха:

  • промежутки в течение дня;
  • выходные дни и др.

Подробнее об их правовом регулировании рассказывается в нашей статье Время отдыха по Трудовому кодексу (нюансы). Введение чередования интервалов труда и отдыха является обязательным (см. постановление Волгоградского облсуда от 24.08.2012 по делу № 7а-744/12).

Как правило, в рабочее время эти промежутки не включаются. Исключение — интервалы для обогрева при работе на холоде, которые в соответствии с абз. 2 ст. 109 ТК РФ являются частью рабочего времени.

В период отдыха работник не обязан выполнять трудовые функции (ст. 106, 113 ТК РФ). Однако для отдельного сотрудника ситуация может быть разово изменена за счет сокращения периода отдыха при служебной надобности. Порядок привлечения к работе регламентирован ТК РФ, а некоторыми подзаконными актами устанавливаются максимально возможные пределы такой работы. Подробности можно узнать из статьи по ссылке: Сверхурочная работа по ТК РФ — продолжительность и оплата.

Режим рабочего времени и система его учета

Подробно об обязанности ведения учета отработанного времени и его системах рассказано в статье на сайте: Как составить график учета рабочего времени сотрудников?

При режиме работы в одну смену ведется поденный учет. Суммированный учет в силу ст. 104 ТК РФ водится в том случае, когда не может быть соблюдена предусмотренная для работников ежедневная длительность рабочих интервалов (при сменном режиме, гибком графике и др.). В этих случаях должно отслеживаться соблюдение предусмотренного законодательством количества часов (нормы) за учетный период.

Такой вариант учета применяется при организации труда педагогических, медицинских работников и др. категорий. При этом труд педагогов характеризуется наличием как нормируемой работы, так и ее ненормируемой части, которая не нуждается в специальном учете и дополнительной оплате.

Последствия неустановления или неверного установления режима рабочего времени

В случае неустановления режима рабочего времени работодатель привлекается к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях). Например, в рамках одного из дел было установлено, что реальный режим работы водителей, по информации из табелей учета, отличался от введенного согласно ЛНА на предприятии. Суд указал, что в данной ситуации отличающийся от обычного режим должен был быть отражен в трудовых договорах (решение Омского облсуда от 01.09.2015 по делу № 77-357/2015).

Аналогичная ответственность может наступить в случае введения неверного режима — с превышением установленных норм труда. В этом случае доводы работодателя о том, что дополнительная работа осуществлялась с согласия сотрудника, без заявления им возражений против привлечения к ней, судом во внимание не принимаются (апелляционное определение Свердловского облсуда от 15.09.2015 по делу № 33-12956/2015).

Возможна и такая ситуация, когда организация не обязана устанавливать какой-либо режим. Например, это касается дистанционной работы: занятые ею сотрудники определяют распорядок своей деятельности по собственному усмотрению (ст. 312.4 ТК РФ).

Итак, режим работы, который включает распорядок рабочих периодов и интервалов для отдыха, в большинстве случае обязателен к установлению для каждого работника в организации путем принятия ЛНА либо в индивидуальном порядке — в трудовом договоре. Существует несколько его распространенных вариантов, которые могут быть установлены на предприятии как в единственном числе, так и в сочетании, удовлетворяющем требованиям по оптимальному обеспечению производственных и иных процессов.

Что нового в новых Особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогов

Новые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций (приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 ) (далее — Особенностей) приняты во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».В Сравнительной таблице положений приказов Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 и от 11 мая 2016 г. № 536 с комментариями изменений (далее – Сравнительная таблица), подготовленной специалистами ЦС Профсоюза образования (составитель В.Н.Понкратова), проанализированы отличительные особенности нового документа.

Обратим внимание на некоторые из них.

1.Особенности относятся к работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение (далее — организации). Поэтому при регулировании режима рабочего времени их педагогических работников и руководителей применяется соответствующая Номенклатура должностей, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

2.В документе конкретизированы особенности, с учетом которых регулируются вопросы режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации, устанавливаемые Правилами внутреннего трудового распорядка организации (далее — ПВТР), в том числе с временем, необходимым для выполнения входящих в должностные обязанности педагогических работников видов работ, предусмотренных в зависимости от занимаемой ими должности согласно квалификационным характеристикам.

3.Отмечено, что ПВТР организации утверждаются работодателем не только с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, но и иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

4.В перечень должностей педагогических работников, режим рабочего времени которых регулируется разделом II Особенностей, включены должности старших педагогов дополнительного образования и старших тренеров-преподавателей.

5.В Особенностях уточнены понятия нормируемой части педагогической работы, которая выражается в фактическом объёме учебной нагрузки, и другой части педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов и относится к выполнению работ, предусмотренных квалификационными характеристикам и по занимаемой должности.

6.Согласно документу, порядок регулирования другой части педагогической работы, выполняемой педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу устанавливается: самостоятельно; ПВТР; планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации; графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором; трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору; локальными нормативными актами организации.

7. Особенностями определены порядок и условия выполнения видов работ, которые должны определяться локальным нормативным актом, коллективным договором организации. Как сказано в комментарии в Сравнительной таблице, под порядком и условиями выполнения этих работ следует понимать определение локальным нормативным актом и (или) коллективным договором размеров оплаты труда и (или) возможности предоставления другого дня отдыха.

8.Из Особенностей исключено суммирование неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, которые должны были использоваться для выполнения другой педагогической работы.

9.Включено положение о том, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобождённым от основной работы на период его проведения, предоставляются гарантии и компенсации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

10.Конкретизировано, что обязательное присутствие работников, ведущих преподавательскую работу, не требуется в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

— от проведения занятий по расписанию;

— от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ;

— от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.

Рекомендовано при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В комментарии к Сравнительной таблице напоминается, что к работникам, ведущим преподавательскую работу (перечень дан в п. 2.1 Особенностей), не применяется продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю.

11.Уточнено, что «ступенчатый» режим обучения в 1 классе используется в первом полугодии, который на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается, а также определение понятия «динамическая пауза», как большой перемены, устанавливаемой в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.

12.Приведено в соответствие с ТК РФ положение о том, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями. Вместе с тем отмечено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

13.Исключен перечень организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся. В таких организациях режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы, может устанавливаться с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) локальным нормативным актом организации.

14.Установлено, что в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, является для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Режим их рабочего времени подлежит уточнению. Они выполняют работу в пределах нормируемой части их педагогической работы. Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения видов работ, относящихся к ненормируемой части, если они предусмотрены планом. В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.

15.Определено, что режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II Номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.

16.Изменено условие привлечения педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание: теперь обязательным условием для этого является, прежде всего, письменное согласие работников.

17.Исключена возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения согласия самих работников. Таким образом, теперь педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности, смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора, отмечается в комментарии в Сравнительной таблице.

18.Привлечение педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность должно регулироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. на условиях, установленных главой 24 ТК РФ для служебных командировок, служебных поездок.

19. Поскольку регулирование в отдельных случаях для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, предусмотрено в приложении 1 к приказу № 1601 (п. 4 примечаний) и в пункте 2.2 приложения 2 к приказу № 1601, данное положение приказом № 536 не предусмотрено.

20.Содержание раздела «Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы» приведено в соответствие с ФЗ № 273.

Источник: Приказ Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Редакция от 5 июня 2018 года

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» * (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1 , водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52 (ч. III), ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 4, ст. 5194; N 52 (ч. II), ст. 7173.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

(Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ)

Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности.

Работа водителя отличается

Это вызывает необходимость установления особого режима труда в целях обеспечения безопасности граждан и охраны труда самих водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха тех категорий работников, которые имеют особый характер работы, в т. ч. водителей автомобилей, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”). Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

В отношении водителей автомобилей действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение). Это Положение заменило ранее действовавший нормативный акт, утв. Минтрудом России 12.07.99.
В новом Положении в основном воспроизведены те правила, которые действовали с 1999 г., но и внесен ряд существенных изменений, потребовавшихся в связи с введением в действие ТК РФ.

Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, если эти автомобили принадлежат организациям (независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности), индивидуальным предпринимателям и иным лицам, зарегистрированным и осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательны для всех работодателей.

Расписания движения автомобилей и графики работы (сменности) водителей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Продолжительность рабочего времени водителей

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать установленной ТК РФ для всех работников – 40 часов в неделю.

Согласно Положению: для водителей, работающих по пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 ч, а для работающих по шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 ч.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч.

Одна из особенностей режима рабочего времени водителей состоит в том, что для них наряду с продолжительностью рабочего дня (смены) установлена предельная продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч.

Чтобы обеспечить выполнение этой нормы, работодатель обязан наряду с учетом рабочего времени каждого водителя вести отдельный учет времени управления им автомобилем.

Графики работы (сменности)

Работа водителей организуется работодателем на основе графиков работы. Графики работы на линии (графики сменности) составляются работодателем ежемесячно на каждый день (смену).Они устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Графики составляются с учетом применяемого в организации режима рабочего времени водителей, на основе ежедневного или суммированного учета рабочего времени.
На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом установленных норм рабочего времени.

Состав рабочего времени

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

· время управления автомобилем;

· время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В том случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

· подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

· время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

· время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

· время простоев не по вине водителя;

· время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

· время охраны груза и автомобиля на стоянке в конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем).

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;

· время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%;

· иные периоды времени, предусмотренные законодательством.

Сверхурочная работа

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ. Это означает, что в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, прямо предусмотренных Кодексом, привлечение к сверхурочным работам производится с письменного согласия работника, а в иных случаях – с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Дополнительно к этим правилам установлено, что при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа водителей автомобилей в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику, как правило, не должна превышать 12 ч.

При решении вопроса о привлечении водителей к сверхурочным работам работодатель должен учитывать требования ч. 1 ст. 329 ТК РФ, согласно которой работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Это относится как к сверхурочным работам, так и к работе по совместительству.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

Еженедельный непрерывный отдых(выходные дни) должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

(Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ)

Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности.

Работа водителя отличается

Это вызывает необходимость установления особого режима труда в целях обеспечения безопасности граждан и охраны труда самих водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха тех категорий работников, которые имеют особый характер работы, в т. ч. водителей автомобилей, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”). Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

В отношении водителей автомобилей действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение). Это Положение заменило ранее действовавший нормативный акт, утв. Минтрудом России 12.07.99.
В новом Положении в основном воспроизведены те правила, которые действовали с 1999 г., но и внесен ряд существенных изменений, потребовавшихся в связи с введением в действие ТК РФ.

Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, если эти автомобили принадлежат организациям (независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности), индивидуальным предпринимателям и иным лицам, зарегистрированным и осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательны для всех работодателей.

Расписания движения автомобилей и графики работы (сменности) водителей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит