Каковы требования к организации рабочих мест сотрудников, нормативы рабочего места нормам трудового законодательства

Содержание
  1. Каковы требования к организации рабочих мест сотрудников
  2. Общие требования к организации рабочего места
  3. Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?
  4. Ответственность работодателя
  5. Вместо заключения
  6. Нормы трудового законодательства
  7. Виды НПА в трудовом законодательстве
  8. Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства
  9. Специфика норм трудового законодательства
  10. Охрана труда
  11. Трудовой кодекс РФ Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
  12. 3.4. Действие норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (источников трудового права), во времени, в пространстве и по кругу лиц

Каковы требования к организации рабочих мест сотрудников

Если сформулировать коротко, рабочее место является открытым или закрытым участком территории либо пространства, оснащенным необходимыми производственными средствами, в пределах которого работник занимается трудовой деятельностью. Оно может быть закреплено также за группой сотрудников. Обычно на рабочем месте осуществляется определенная часть общепроизводственного цикла.

Логично, что для достижения высокой производительности труда для него необходимо обеспечить такие условия, при которых его работоспособность будет наивысшей.

Важно! Работодателю следует приспособить рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но также индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочего места

Данные требования регулируются Трудовым кодексом РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и другими правовыми документами.

Главная цель организации рабочего места – обеспечить высококачественное и эффективное выполнение работ с соблюдением установленных сроков и при полноценном использовании закрепленного за работником оборудования.

Для ее достижения к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?

Охрана труда – первичное требование!

Важнейшим требованием при организации рабочего места является обеспечение безопасных комфортных условий для работы, пресечение возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Весь этот комплекс мероприятий называется охраной труда на производстве.

Иначе говоря, охрана труда, по сути, является системой законодательных актов в совокупности с социально-экономическими, организационными, техническими, гигиеническими и лечебно-профилактическими мероприятиями и средствами, обеспечивающими безопасные условия работы и сохранение здоровья работников предприятия.

Для этого необходимо создать благоприятные условия труда в соответствии с санитарными нормами, техникой безопасности, эргономикой, эстетикой.

Микроклимат в помещении

Законодательством нашей страны жестко регламентируются температура и влажность воздуха в помещении. В частности, при среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С. В случае временного несоблюдения этих условий в ту или иную стороны продолжительность рабочего дня сокращается (СанПиН 2.2.4.3359-16 от 21 июня 2016 г. № 81).

Защита от вредного воздействия компьютерной техники

Поскольку сегодня невозможно представить офисную работу без ПЭВМ, существуют нормы для сотрудников, использующих в своей работе компьютерную технику. Например, при работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – 6 кв.м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30 мая 2003 г.). Тем же нормативным актом регламентирована высота, ширина и глубина для ног под рабочим столом, оговаривается обязательное наличие подставки для ног, имеющей рифленую поверхность.

Нормативно регулируется также уровень электростатических и электромагнитных полей, радиационного и ультрафиолетового излучения, радиочастотных диапазонов и иных вредных для здоровья сотрудников факторы.

Внимание! В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПин 2.2.2. 1332-03).

Требования к освещению

Также соответствующими статьями СанПина устанавливаются нормативы для освещения. К примеру, освещенность в помещении должна находиться в пределах от 300 до 500 люкс. При использовании искусственного освещения светотехнические параметры должны обеспечивать возможность хорошей видимости информации, выдаваемой экраном персонального компьютера. Для местного освещения рекомендуются светильники, устанавливаемые на рабочих столах либо специально оборудованных панелях вертикальной установки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.).

Требования к уровню шума

Для уровня шума установлен максимальный порог в 80 децибелл (СанПин 2.2.4. 3359-16).
Нормативные документы предусматривают установку специальных фундаментов или амортизирующих прокладок под основную шумопроизводящую аппаратуру и иное оборудование, а также применение материалов, поглощающих шумы.

Обеспечение условий для приема пищи

Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется статьей 108 Трудового Кодекса РФ, СНиП 2.09.04-87:

  • при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;
  • при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;
  • если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;
  • если количество работающих превышает 200, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.

Нерегламентированные ситуации

При возникновении ситуаций, не урегулированных санитарно-гигиеническими нормами (протекает крыша, неисправен туалет и т.д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость, пока проблема не будет устранена полностью. При невозможности такого решения, согласно статье 157 ТК РФ, работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Из эргономических требований к рабочему месту необходимо дополнительно отметить следующие:

  1. Выбор рационального местоположения рабочей поверхности и зоны с учетом антропометрических данных конкретного сотрудника.
  2. Предусмотрение мер по предупреждению либо снижению преждевременного утомления работника, возникновению у него стрессовой ситуации с учетом физиологических, психофизиологических особенностей человека и его характера. Кстати, по утверждению психологов, работники, постоянно использующие в работе электронно-вычислительную технику, намного больше подвергаются стрессу, чем их менее «продвинутые» коллеги.
  3. Обеспечение скорости, безопасности и удобства техобслуживания как в обычных, так и в чрезвычайных условиях работы.

Технические параметры включают в себя оснащенность инновационной техникой, приспособлениями, лабораторным оборудованием, грузоперемещающими механизмами и т.д.

Ответственность работодателя

Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.

При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).

При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет;
  • размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток;
  • организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.

Вместо заключения

По состоянию рабочих мест на конкретном предприятии или в офисе можно судить не только о том, на каком уровне в них находится организация труда и производственная культура, но и об их солидности и степени доверия к ним потенциальных и действующих клиентов.

Нормы трудового законодательства

Виды НПА в трудовом законодательстве

Социально-трудовые отношения регулируются целым рядом нормативно-правовых актов.

К нормативным правовым актам, которые регулируют трудовые правоотношения, относятся следующие:

  • трудовое законодательство (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, которые содержат трудовые нормы);
  • иные НПА, которые содержат нормы трудового права;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства и НПА, которые издают федеральные органы исполнительной власти;
  • НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • НПА, изданные органами местного самоуправления.

При этом нормы трудового права любого вида НПА не должны вступать в противоречие с ТК РФ, Конституцией, ратифицированными международными актами. Как правило, существует запрет на ухудшение положения работников при помощи актов стоящих ниже органов в иерархии государственной власти. Так, региональные законы не могут противоречить федеральным и подлежат отмене в случае коллизии норм.

Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

ТК РФ является кодифицированным законодательным актом, определяющим трудовые отношения между субъектами (работники и работодатели).

К основным задам ТК РФ относятся следующие:

  • создание требуемых текущей действительностью правовых условий для достижения согласования интересов сторонами трудовых правоотношений;
  • осуществление правового регулирования отношений в трудовой сфере;
  • регулирование отношений по вопросам организации труда, трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации трудящихся;
  • надзор и контроль в части соблюдением установленных трудовым законодательством норм;
  • разрешение трудовых споров.

Стоит отметить, что определенная роль отводится и судебной практике:

  • Обобщение судебной практики на уровне Верховного Суда РФ способствует совершенствованию действующеготрудового законодательства, т.к. выявляют их недостатки, сказывающиеся на результатах правоприменения. Выявляются пробелы, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизия правовых норм.
  • Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными для судебных органов.
  • Требования ВС РФ косвенно определяют поведение работодателя в решении трудового спора, который возник между ним и работником.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Тем не менее, ТК РФ не относит судебную практику к системе НПА, которые содержат нормы трудового права. В РФ отсутствует признание прецедента, например, как в США, где прецедент формирует законодательство.

В свою очередь, постановления Конституционного Суда играют большую роль в формировании правовой системы. Так, если определенная норма будет признана неконституционной, она утрачивает свою юридическую силу, вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Специфика норм трудового законодательства

НПА, регулирующим трудовые правоотношения, присуща определенная специфика:

  • В процессе разработки, принятия и применения НПА в трудовой сфере локального уровня участвуют профессиональные союзы.
  • Трудовому праву характерно принятие НПА государственными специализированными функциональными органами управления, которые занимаются вопросами труда.
  • Существенное место в трудовом законодательств отводится локальным нормативным правовым актам, принимающимся и действующим в отдельных организациях.
  • НПА, которые содержат нормы трудового права, делятся на общие (для всех) и специальные (например, это относится к женщинам; несовершеннолетним; инвалидам; работникам отдельных сфер.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Охрана труда

Типовые нормы труда (выработки, времени, обслуживания) — это регламентированные значения затрат труда на выполнение по типовой технологии отдельных элементов или комплексов работ, обслуживания единицы оборудования, рабочего места, а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций в зависимости от рациональных организационно-технических условий.

Нормативы по труду — регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, структурного подразделения, а также численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства.

Нормирование труда — один из важнейших факторов его организации, задачей которого является установление необходимых затрат и результатов труда, а также оптимальных соотношений между численностью работников различных категорий и групп.

При нормировании труда работников применяются следующие нормы труда: •S норма времени; •S норма выработки;

  1. норма обслуживания;
  2. норма (норматив) численности;
  3. нормированные задания;
  4. единые и типовые нормы.

Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки — это установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях.

Норма обслуживания — это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, например, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

В трудовых договорах, коллективных договорах и (или) актах работодателя должны регламентироваться вопросы нормирования труда. При этом включенные положения по нормированию труда не могут ограничивать права работников, ухудшать условия труда и нарушать гарантии, установленные законодательством.

Для выполнения работниками норм выработки работодатель обязан обеспечить такие условия труда, при которых исключается неблагоприятное влияние факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работающих.

Нормы выработки для работников моложе восемнадцати лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет, в соответствии с трудовым договором.

Применительно к вопросам нормирования конкретизируются обязательства сторон, с учетом сложности выполняемых работ и квалификации работников, по обеспечению правильного присвоения наименований профессий рабочих и должностей служащих и отнесение их по соответствующим категориям и квалификационным разрядам профессий рабочих и должностей служащих на основе Квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей служащих.

Введение новых норм труда должно предусматривать предварительное извещение работников о внедрении новых норм, создания на рабочих местах условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, которые указаны в новых нормах, не позже чем за один месяц до официального применения новых норм. В необходимых случаях с работниками проводятся вводный и текущий инструктажи.

Каждый работник, которого касаются вводимые новые нормы, должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее одного месяца до даты начала официального применения. Если работник не согласен на продолжение работы с новыми нормами труда, ему должна быть предложена другая работа в организации, соответствующая его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии таковой — другая нижеоплачивая работа.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда, связанная с определением обязанностей и задач уполномоченного органа по охране труда, работника и работодателя обеспечивается совместными согласованными действиями правительства, отделениями министерств и ведомств, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов. Трудовой кодекс РК определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Статьей 16 Трудового кодекса РК определены компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений:

  1. реализует государственную политику в области труда, безопасности и охраны
  2. труда;
  3. принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан, устанавливающие общие требования к безопасности и охране труда для всех сфер деятельности;
  4. организует государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан о занятости населения и требований безопасности и охраны труда;
  5. координирует деятельность государственных органов по разработке технических регламентов в области безопасности и охраны труда;
  6. осуществляет координацию и взаимодействие в области обеспечения безопасности и охраны труда с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей;
  7. устанавливает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек;
  8. устанавливает порядок замены и пересмотра типовых норм и нормативов по
  9. труду;
  10. устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования норм труда в организациях, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);
  11. устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);
  12. осуществляет регистрацию отраслевых соглашений и региональных соглашений, заключенных на уровне области (города республиканского значения, столицы);
  13. проводит обучение и аттестацию государственных инспекторов труда;
  14. осуществляет контроль за своевременным и объективным проведением расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  15. осуществляет международное сотрудничество в области регулирования трудовых отношений;
  16. разрабатывает программы исследования по проблемам безопасности и охраны
  17. труда;
  18. разрабатывает и утверждает порядок и нормы выдачи работникам молока, лечебно-профилактического питания, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также устанавливает порядок обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя;
  19. определяет порядок разработки, пересмотра, утверждения и применения справочников, квалификационных характеристик;
  20. рассматривает и согласовывает типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций различных видов экономической деятельности;
  21. устанавливает порядок утверждения типовых норм и нормативов по труду уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности;
  22. по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предельные нормы переноски и передвижения тяжестей работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста;
  23. по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами;
  24. определяет список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями
  25. труда;
  26. организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда;
  27. устанавливает порядок обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда;
  28. утверждает Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации.

Статьей 22 Трудового кодекса РК определены основные права и обязанности работника:

Работник имеет право:

  1. на заключение, изменение, дополнение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом;
  2. требовать от работодателя выполнения условий трудового, коллективного договоров;
  3. на безопасность и охрану труда;
  4. на получение полной и достоверной информации о состоянии условий труда и охраны труда;
  5. на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с условиями трудового, коллективного договоров;
  6. на оплату простоя в соответствии с настоящим Кодексом;
  7. на отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;
  8. на объединение, включая право на создание профессионального союза или других объединений, а также членство в них, для предоставления и защиты своих трудовых прав, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;
  9. участвовать через своих представителей в коллективных переговорах и в разработке проекта коллективного договора, а также знакомиться с подписанным коллективным договором;
  10. на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  11. на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  12. на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  13. на гарантии и компенсационные выплаты;
  14. на защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами;
  15. на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;
  16. на обращение за разрешением трудового спора в согласительную комиссию, суд по выбору;
  17. на рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда;
  18. на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также трудовым, коллективными договорами;
  19. на отказ от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с извещением об этом непосредственного руководителя или представителя работодателя;
  20. на сохранение средней заработной платы на время приостановки работы организации из-за несоответствия требованиям по безопасности и охране труда;
  21. на обращение в уполномоченный орган по труду или его территориальные подразделения о проведении обследования условий безопасности и охраны труда на рабочем месте, а также на представительное участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий, безопасности и охраны труда;
  22. на обжалование действий (бездействия) работодателя в области безопасности и охраны труда;
  23. на оплату труда в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также условиями труда;
  24. на участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан и коллективным договором формах;
  25. на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан.
  1. выполнять трудовые обязанности в соответствии с трудовым, коллективным договорами, актами работодателя;
  2. соблюдать трудовую дисциплину;
  3. соблюдать требования по безопасности и охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии на рабочем месте;
  4. бережно относиться к имуществу работодателя и работников;
  5. сообщать работодателю о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя и работников, а также о возникновении простоя;
  6. не разглашать сведений, составляющих государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;
  7. возмещать работодателю причиненный вред в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 23 Трудового кодекса РК определены основные права и обязанности работодателя:

Работодатель имеет право:

1) на свободу выбора при приеме на работу;

2) изменять, дополнять, расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом;

3) издавать в пределах своих полномочий акты работодателя.

Издание актов, связанных с изменением условий труда, осуществляется в соответствии со статьей 48 настоящего Кодекса;

4) создавать и вступать в объединения в целях представительства и защиты своих прав и интересов;

5) требовать от работников выполнения условий трудового, коллективного договоров, правил трудового распорядка и других актов работодателя;

6) поощрять работников, налагать дисциплинарные взыскания, привлекать работников к материальной ответственности в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) на возмещение вреда, нанесенного работником при исполнении трудовых обязанностей;

8) обращаться в суд в целях защиты своих прав и законных интересов в сфере труда;

9) устанавливать работнику испытательный срок;

10) на возмещение своих затрат, связанных с обучением работника, если это оговорено условиями трудового договора.

  1. соблюдать требования трудового законодательства Республики Казахстан, соглашений, коллективного, трудового договоров, изданных им актов;
  2. при приеме на работу заключать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
  3. осуществлять внутренний контроль по безопасности и охране труда;
  4. предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором;
  5. своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами, актами работодателя;
  6. знакомить работника с актами работодателя и коллективным договором;
  7. предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;
  8. рассматривать предложения представителей работников, вести коллективные переговоры и в порядке, установленном настоящим Кодексом, заключать коллективный договор;
  9. обеспечивать работникам условия труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами;
  10. обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей за счет собственных средств;
  11. выполнять предписания государственных инспекторов труда;
  12. приостанавливать работу, если ее продолжение создает угрозу жизни, здоровью работника и иных лиц;
  13. осуществлять обязательное социальное страхование работников;
  14. страховать гражданско-правовую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении последним трудовых обязанностей;
  15. предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск;
  16. обеспечить сохранность и сдачу в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведения об удержании и отчислении денег на их пенсионное обеспечение;
  17. предупреждать работника о вредных (особо вредных) и (или) опасных условиях труда и возможности развития профессионального заболевания;
  18. принимать меры по предотвращению рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса;
  19. вести точный учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ, во вредных (особо вредных), опасных условиях труда, на тяжелых работах, выполняемых каждым работником;
  20. обеспечивать работникам профессиональную подготовку, переподготовку и повышение их квалификации в соответствии с настоящим Кодексом;
  21. возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  22. беспрепятственно допускать должностных лиц уполномоченного органа по труду и территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по труду, представителей работников, общественных инспекторов по охране труда для проведения проверок состояния безопасности, условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  23. требовать при приеме на работу документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии со статьей 31 настоящего Кодекса.

Трудовой кодекс РФ Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами.

— настоящим Кодексом;
— иными федеральными законами;
— указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
— конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
— актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

Комментарий к статье 5 ТК РФ:

Комментируемая статья охватывает источники трудового права, к которым отнесены трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Они различаются по юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом, и представлены в ТК на основе принципа юридической иерархии («сверху вниз») как определенная система, включающая законы (трудовое законодательство) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (также именуемые видами источников трудового права).

В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений согласно Конституции РФ, федеральным конституционным законам осуществляется различными видами источников трудового права, начиная с трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Ранее не определялся «состав трудового законодательства», т.е. не указывалось, что входит в понятие (термин) «трудовое законодательство», в нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи уточняется, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из законов РФ и законов субъектов РФ. Таким образом, понятие трудового законодательства определено более узко, в него входят только ТК, иные законы федерального уровня и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Следует обратить внимание на то, что изменение понятия «трудовое законодательство» носит общий (сквозной) характер и ныне используется во всем ТК, иных актах.

В ч. 1 комментируемой статьи главное место среди источников трудового права, как и всего российского права, занимает Конституция РФ, федеральные конституционные законы. На основе и в соответствии с Конституцией РФ издаются все другие законы и иные нормативные правовые акты. В ней закрепляются, в частности, основные права и свободы человека и гражданина, включая основные трудовые права и свободы (ст. 37). Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены права, которые относятся не только к трудовым правам граждан, но и самым непосредственным образом связаны с их реализацией и защитой. Так, ст. 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и др. Из ст. 46 Конституции РФ следует, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. После Конституции РФ, федеральных конституционных законов свое место занимают законы, они, составляя «трудовое законодательство», упоминаются в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

Затем следуют иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые располагаются строго по иерархии (абз. 3 — 7 ч. 1 ст. 5). Прежде всего выделяются указы Президента РФ, потом идут постановления Правительства РФ, за ними нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и, наконец, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые завершают ч. 1 данной статьи ТК.

Часть 2 комментируемой статьи включает ныне коллективные договоры и соглашения в источники трудового права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, таким образом, легализовано трудовым законодательством. В связи с указанными изменениями коллективные договоры и соглашения ныне закреплены в ч. 2, занимая нижнюю ступень в иерархии источников трудового права и предваряя локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом в ТК установлено, что коллективный договор, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При включении подобных условий они не подлежат применению (см. ст. 9 ТК).

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, установленном ТК (ст. 8), и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (см. ч. 4 ст. 13 ТК). Занимая низшее место в иерархии источников трудового права, локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК). Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, или принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В этих случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, коллективный договор, соглашения (см. ст. 8 ТК).

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено особое место ТК в системе источников трудового права. Эта часть устанавливает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК. Данное положение развивается в ч. 4 комментируемой статьи, которая содержит правило о том, что, в случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК. Практическое значение отмеченных положений состоит в том, что хотя ТК и является федеральным законом, при коллизии норм трудового права, содержащихся в любом другом федеральном законе, тем более любом нормативном правовом акте более низкого иерархического уровня по сравнению с нормами ТК, следует руководствоваться нормами ТК. Указанное правило действует по отношению ко всем нормативным правовым актам, принятым как до вступления в силу ТК (см. ст. 423 ТК), так и после вступления его в силу, если только иное прямо не предусмотрено в самом ТК. Речь идет об имеющейся во многих статьях ТК оговорке: «в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Кроме того, ч. 5 комментируемой статьи выделяет положение ТК среди иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права. Установленное в ч. 5 правило о том, что федеральный закон, противоречащий ТК, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК, направлено на создание непротиворечивого трудового законодательства, единообразного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данное положение связано с тем, что ТК является кодификационным федеральным законом и регулирует общественные отношения, которые определены в ст. 1 ТК. Он закрепляет состав трудового законодательства, уточняя нормативные правовые акты, которые необходимо принять в его развитие, а также устанавливает соотношение между нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений и др.

Части 6 — 10 комментируемой статьи предусматривают правила о соотношении ТК, иных федеральных законов и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные акты, будучи источниками трудового права, находятся как между собой, так и относительно ТК, иных федеральных законов в строгом соответствии (расположены, как и в перечне источников ч. 1 комментируемой статьи, по иерархии «сверху вниз»). Соответственно, они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и нормативным актам, стоящим выше, чем они в иерархии источников. Данное соотношение установлено с учетом рассмотренных положений ч. ч. 3, 4 и 5 комментируемой статьи, определяющих приоритет ТК, его особое место в иерархии источников трудового права (см. ч. 3 коммент. статьи и коммент. к ней). Прежде всего в ч. 6 комментируемой статьи устанавливается соотношение ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ, содержащих нормы трудового права. Границами этого соотношения являются ТК, иные федеральные законы. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ стоят после ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ и не могут им противоречить. Постановления Правительства РФ принимаются во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ в сфере регулирования труда в целях их конкретизации, уточнения и реализации. В ТК ряд статей указывает на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ.

К источникам трудового права относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права. Указанные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовых отношений выделяются постановления Минздравсоцразвития России, обладающие определенной спецификой, поскольку исходят от компетентного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию и обобщающего практику применения законодательства в сфере труда. В частности, Минздравсоцразвития России издает подзаконные акты по вопросам: нормирования труда в различных отраслях экономики и производства; утверждения квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих и тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих, а также режима работы и отдыха в отдельных организациях и др. (подп. 5.2.52 — 5.2.55; 5.2.65 — 5.2.88; 5.2.92; 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 321 ). Свое действие сохраняют также постановления и разъяснения бывшего Минтруда России.

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат применению после их государственной регистрации в Минюсте России и официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (п. 10 Указа Президента РФ N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» ). На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении трудовых споров.

Согласно Конституции РФ (подп. «к» ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (о разграничении их нормотворческой компетенции см. коммент. к ст. 6). В соотношении федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и законов, а также подзаконных актов субъектов РФ действует принцип приоритета федерального законодательства. Это положение получило свое закрепление в ч. 9 комментируемой статьи, устанавливающей, что законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти РФ.

На уровне муниципальных образований органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции. Из ч. 10 комментируемой статьи следует, что эти акты принимаются в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Постановления Пленума ВС РФ не являются источником трудового права, но играют большую роль в правоприменительной практике. В регулировании трудовых отношений имеет значение Постановление Пленума ВС РФ N 2 с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума ВС РФ N 3 и N 22 . Следует обратить внимание на разъяснения данного Постановления, прежде всего о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы (см. также ст. 10 ТК и коммент. к ней).

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК, ст. 5 ТК). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 2).

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

3.4. Действие норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (источников трудового права), во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие законов, иных актов во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы.

Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25 декабря 2012 г.). Согласно данному закону, все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Одновременно уточняется, что официальным опубликованием этих документов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www. pravo.gov. ru).

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14 октября 2014 г.).

В соответствии с ним акты Президента РФ (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» и на Официальном интернет-портале правовой информации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в «Российской газете» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и на Официальном интернет-портале правовой информации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое, территориальное и иные соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет. Стороны вправе продлить один раз соглашение на срок не более трех лет.

В ст. 12 ТК, устанавливающую действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права во времени, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. внесены некоторые изменения, в том числе уточняющие действие коллективного договора, соглашений. Их действие во времени определяется сторонами этого договора, соглашения.

Таким образом, акты трехстороннего (двустороннего) сотрудничества — соглашения — вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или с того срока, который указан в самом коллективном договоре. Время его действия также оговаривается сторонами, коллективный договор заключается на срок не более трех лет

и может быть продлен сторонами на срок не более трех лет.

Необходимо обратить внимание на то, что действие нормативных актов может прекращаться разными способами.

В ч. 2 ст. 12 ТК также установлены случаи, при которых закон или иной нормативный правовой акт либо отдельные их положения прекращают свое действие.

К первому из указанных случаев относятся истечение срока и прекращение действия тех законов и иных нормативных правовых актов, в которых точно определен срок их действия во времени. Второй случай охватывает вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы, когда прекращается (полностью либо частично) применение формально не отмененного нормативного правового акта. Поэтому приоритет отдается более позднему закону или иному нормативному правовому акту, но обязательно акту того же уровня либо имеющему большую юридическую силу, например постановление Правительства РФ — постановлением Правительства РФ или указом Президента РФ, федеральным законом.

Третьим случаем является отмена (признание утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. При этом необходимо иметь в виду, что закон или иной нормативный правовой акт подлежит отмене (признается утратившим силу) только законом или иным актом того же уровня либо более высокого уровня. В более позднем по сроку законе или акте указываются законы или акты, которые считаются утратившими силу (см., например, ст. 422 ТК).

Акт, вступивший в действие, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Исключение составляют те редкие случаи, когда в принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введения этого акта в действие. Данное положение соответствующим образом уточняется в ТК: в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного акта, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12). Установлено также, что ТК применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (ст. 424 ТК). Статья 12 ТК устанавливает действие локальных нормативных актов во времени.

Локальный нормативный акт вступает в силу с того дня, когда он принят работодателем либо со дня, указанного в самом локальном нормативном акте. Порядок принятия локальных нормативных актов установлен в ст. 8 ТК. Локальный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие. Если правоотношения появились до введения в действие локального нормативного акта, то данный акт применяется к правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие. Наряду с этим предусмотрены случаи прекращения действия локальных нормативных актов, которые мало чем отличаются от общего порядка, установленного в ст. 12 ТК.

Действие норм трудового законодательства и всех указанных актов в пространстве ТК (ст. 13) связывается с их распространением на территории Российской Федерации.

Общеизвестно, что в России как федеративном государстве территориальные пределы действия нормативных правовых актов о труде закреплены в Конституции РФ. Данный вопрос в рамках изучаемой темы рассмотрен ранее с учетом положений Конституции РФ, касающихся трудового законодательства, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что получило свое закрепление в ст. 6 ТК. Следует обратить внимание на то, что ТК, федеральные законы или иные нормативные правовые акты о труде РФ в равной мере распространяются на территории всех субъектов Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты о труде субъектов Федерации действуют только на их территории и не должны противоречить ТК или иным федеральным законам либо снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, который установлен ТК или иными федеральными законами. В противном случае применяется ТК или иной федеральный закон (ч. 5 ст. 6 ТК).

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не урегулированным федеральными законами или иными актами РФ. Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным актом РФ. В случае принятия органами государственной власти субъектов законов и иных нормативных правовых актов, в которых содержится более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральными законами и иными актами РФ, если это приводит к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то указанный уровень должен обеспечиваться согласно ч. 2 ст. 6 ТК за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Статья 423 ТК предусматривает действие на территории РФ законов и иных актов РФ, а также законодательных актов бывшего Союза, которые должны быть приведены в соответствие с ТК. Указанные акты действуют в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 024-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК, т. е. используются в части, не противоречащей ТК.

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения ТК и применяемые на территории РФ, постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

При этом работодатель, как известно, принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК) с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором и соглашениями, в порядке, установленном ст. 8, 372 ТК.

В то же время коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (ст. 8 ТК). Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников, иного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приведен в ст. 372 ТК. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснования к нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников, либо направляет их иному представителю работников, если таковой избран работниками согласно ст. 31 ТК и наделен правом представлять их интересы. Например, правила внутреннего распорядка — локальный нормативный акт, который утверждается работодателем, как указанно в ст. 189 ТК, с учетом мнения представительного органа работников и обычно является приложением к коллективному договору.

В других статьях ТК также устанавливается порядок принятия указанных локальных нормативных актов с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников или иного представителя работников (ст. 73, 99, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162 и др.).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит