Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году, создание квотированного рабочего места инвалида

Содержание
  1. Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году
  2. Общее понятие квотирования
  3. Законодательная база
  4. Полномочия регионов
  5. Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
  6. Ответственность за неисполнение законодательных требований
  7. Последние изменения
  8. Что такое квотируемое рабочее место? Квотированные рабочие места для инвалидов
  9. В чем заключается суть квотирования?
  10. Что сегодня означает данное понятие?
  11. Поддержка лиц с инвалидностью
  12. Квоты для инвалидов
  13. Извещение от службы занятости
  14. Ответственность
  15. Квотируемые места для прочих категорий работников
  16. Особенности рабочего места для инвалида
  17. Заключение
  18. Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов
  19. Кто составляет
  20. Составные части приказа
  21. Положенные льготы
  22. Рабочие места для инвалидов: квотирование
  23. Защита инвалидов
  24. Рабочее место инвалида
  25. Выделение мест
  26. Квотированные рабочие места. Закон о предоставлении рабочих мест инвалидам
  27. Нормативная база
  28. Квотируемое рабочее место - что это такое?
  29. Локальные документы
  30. Состав информации для уполномоченных служб
  31. Усиление ответственности
  32. Особенности утверждения актов
  33. Классификация документов
  34. Утверждение норм с учетом нововведений
  35. Важный момент
  36. Изменения в процедуре
  37. Приказ о квотируемых рабочих местах
  38. План мероприятий
  39. Сроки сдачи информации
  40. Выводы по законодательству
  41. "Пошлины"
  42. Общий порядок
  43. Зачисление в штат родственников
  44. Уловки крупных компаний
  45. Спорные моменты
  46. Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении
  47. Проводки
  48. Заключение

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Что такое квотируемое рабочее место? Квотированные рабочие места для инвалидов

В статье рассмотрим, что такое квотируемое рабочее место. Для некоторой категории лиц государством предусмотрено обязательное резервирование рабочего места. Такие места называют квотируемыми. Что значит квотированное рабочее место, знают не все.

В чем заключается суть квотирования?

Суть квотирования состоит в том, что руководством того или иного предприятия выделяется установленное количество рабочих мест для определенной законодательством категории граждан. Квотирование является обязанностью работодателя. В подобных целях администрация в обязательном порядке должна создать рабочее специальное место, выделив его для трудоустройства направленных по квоте соискателей. Общее их количество, которое должен создать и выделить работодатель, напрямую зависит от численности сотрудников в компании.

Трудовые отношения в случае приема по квотам возникают на основании статьи 16 Трудового кодекса. Заключение трудовых соглашений и договоров происходит после процедуры направления льготников на выполнение работы уполномоченными на это организациями в счет выделенных вакансий. Итак, далее разберемся подробнее, что такое квотируемое рабочее место.

Что сегодня означает данное понятие?

Это место фактически считается вакансией, должностью, специально созданной и зарезервированной для лиц, в отношении которых установлена квота. Для такой категории лиц законом о занятости граждан определяются основные направления текущей государственной политики в сфере оказания поддержания занятости. Тут же определены мероприятия, которые направлены на помощь гражданам, испытывающим трудности с поиском работы. К ним относятся:

  • Любые инвалиды наряду с лицами, освобожденными из учреждений, исполняющих наказание.
  • Граждане, находящиеся в предпенсионном возрасте (к ним относят тех, кому до трудовой пенсии по старости осталось два года).
  • Несовершеннолетние лица, находящиеся в возрасте от четырнадцати до восемнадцати.
  • Все вынужденные беженцы с переселенцами.
  • Многодетные родители, воспитывающие детей или инвалидов.
  • Граждане, которые уволены с военной службы.
  • Лица в возрасте от восемнадцати до двадцати лет со средним профобразованием, которые ищут работу в первый раз.
  • Люди, которые пострадали вследствие радиационной аварии (например, при чернобыльской катастрофе и тому подобное).

В силу этого закона государством предоставляются дополнительные гарантии для тех, кому устроиться на работу сложно. Подобная поддержка оказывается и путем установления квот для приема на трудовую деятельность инвалидов в том числе. Региональным правительством квоты могут распространяться не только на инвалидов, но и на прочих лиц, которые нуждаются в содействии занятости.

Что значит квотированное рабочее место для инвалида?

Поддержка лиц с инвалидностью

На федеральном уровне действующим законодательством предусматривается квотирование рабочих мест исключительно для инвалидов. Подобного рода обязанность налагается на работодателей статьей № 20 закона «Социальная защита в РФ». В силу статьи 21 того же закона число квотированных рабочих мест для инвалидов определяют, исходя из общего штатного количества сотрудников предприятия. Точное число устанавливают на уровне регионов.

Важно отметить, что в учреждениях, кадровая численность сотрудников которых варьируется от тридцати пяти до ста человек, общее количество квот не должно превышать трех процентов от общего расписания. Если же в личном составе насчитывается более ста человек, то показатель квотируемых рабочих мест разрешается устанавливать на уровне четырех процентов, но не менее двух.

О том, что это значит — квотируемое рабочее место, спрашивают часто.

Квоты для инвалидов

Закон «О социальной защите» на работодателя возлагает следующие обязанности:

  • Разработка и утверждение локальных нормативных актов, в которых содержится информация о квотируемых рабочих местах.
  • Создание мест и выделение их для приема инвалидов.

В целях определения размера квот нужно рассчитывать численность наряду со среднесписочным количеством работающих лиц:

  • При численности сотрудников более ста человек квота в процентном соотношении от среднесписочного количества работников составляет от двух до четырех процентов.
  • При количестве не менее тридцати пяти и не более ста лиц – не выше трех процентов.

В среднесписочную численность работников не включают кадры, чьи условия труда относятся к опасным либо вредным (что в обязательном порядке должно подтверждаться аттестацией рабочих мест или специальным оцениванием). От процедуры соблюдения обязательного квотирования освобождают общественные объединения инвалидов, а кроме того, созданные ими учреждения, в частности, хозяйственные товарищества и сообщества — в том случае, если капитал их состоит из вклада данного объединения. Число квот должно устанавливаться законодательством конкретного субъекта страны.

Извещение от службы занятости

Что это значит — квотируемое рабочее место для организации?

Работодатели кроме создания рабочих мест обязуются дополнительно извещать органы службы занятости по поводу того, что организация исполнила обязанность в отношении квотирования вакантных мест. Согласно статье №25 закона «О гражданской занятости» работодатели ежемесячно обязаны направлять соответствующим службам всю информацию о созданных рабочих вакансиях. Помимо сведений о них, необходимо проинформировать и о нормативных локальных актах, которые содержат сведения об исполнении квоты. Всю эту информацию предоставляют по утвержденным формам.

Ответственность

За неисполнение организацией обязанности по созданию и предоставлению мест для работы по установленным квотам предусматривается административная ответственность. По статье № 5 Административного кодекса штраф за подобное нарушение, равно как и за отказ инвалиду в трудоустройстве, составляет от пяти до десяти тысяч руб.

Квотируемые места для прочих категорий работников

Что такое квотируемое рабочее место в широком смысле?

До начала 2015 года квотирование вакантных рабочих мест в нашей стране распространялось на иностранцев. Правда, с момента вступления в силу некоторых поправок к закону «О правовых положениях иностранных граждан» квоты для трудовых мигрантов были заменены процедурами получения патентов или разрешений на работу. Резервирование рабочего места для молодежи и прочих категорий граждан осуществляют исключительно на региональном уровне. К примеру, в соответствии с законом «О квотировании» № 53, вакансии на предприятиях устанавливают сразу для нескольких следующих социальных групп:

  • Для несовершеннолетних, которые не моложе четырнадцати лет, так как трудовая деятельность им разрешена именно с данного возраста.
  • Для детей-сирот и бывших заключенных, освобожденных из МЛС.
  • В отношении выпускников учебных коррекционных заведений закрытого типа.
  • Для молодых специалистов, получивших профессиональное начальное или среднее образование (в рамках условия первичного трудоустройства и в возрасте не старше двадцати лет).

Что это — квотированное рабочее место, теперь понятно.

Особенности рабочего места для инвалида

Понятно, что одного лишь факта трудоустройства лица-инвалида вовсе недостаточно для плодотворной работы. В действующем законодательстве содержатся особые требования к рабочим местам, под которыми необходимо понимать комплекс всевозможных мер, которые направлены на создание условий для осуществления таким работником возложенных на него трудовых функций.

Соответствующий приказ о квотируемых рабочих местах регламентирует обустройство специально приготовленного помещения. К примеру, место для работы инвалида по зрению в обязательном порядке должно быть оснащено тифлотехническими устройствами и ориентирами с возможностью применения крупного рельефного и контрастного шрифта, а кроме того, акустическими навигационными средствами, помогающими человеку найти свой стол и выполнять трудовую функцию.

Мы рассмотрели, что такое квотируемое рабочее место.

Заключение

Таким образом, в завершение стоит подчеркнуть, что инвалидам крайне трудно устраиваться на работу. В целях решения такой проблемы в рамках вовлечения людей с ограниченными возможностями в стандартную и нормальную жизнь законодательством предусматриваются специальные нормы. Их основной целью выступает повышенная забота о такой категории населения, как инвалиды. Данной группе трудящихся предоставляются дополнительные льготы, которые облегчают их труд. Подобные меры также помогают решить проблему трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Рабочие места для инвалидов: квотирование

Что такое квотированные рабочие места для инвалидов? Зачем они создаются на предприятия? Кто обязан трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями, и при каких обстоятельствах это нужно делать? Когда организации предстоит создание рабочего места для инвалида? Какую роль при этом играет среднесписочная численность сотрудников? Про квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов поговорим в статье.

Защита инвалидов

Инвалидам очень трудно устроиться на работу. Для решения этой проблемы в целях вовлечения людей с ограниченными возможностями в нормальную жизнь законодательство предусматривает специальные нормы, целью которых является повышенная забота об инвалидах. Данной категории трудящихся предоставлены дополнительные льготы, облегчающие их труд.

Одной из законодательных норм, направленных на увеличение рабочих мест для инвалидов, является квотирование (п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1). Квотированные рабочее места для инвалидов (вакансии можно посмотреть на специализированных сайтах в сети Интернет) призваны решить проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Понятно, что маломобильным гражданам устроиться на работу намного сложнее, чем их здоровым конкурентам. Вследствие этого специальные вакансии и квотируемые рабочие места для инвалидов призваны решить проблему трудоустройства данной группы лиц.

Под инвалидом следует понимать лицо со стойким нарушением здоровья из-за травм, заболеваний или дефектов, ограничивающим его жизнедеятельность. Вследствие этого инвалиды нуждаются в серьезной социальной защите (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Существующие в рекрутинговых агентствах банки вакансий квотируемых рабочих мест для инвалидов являются серьезным подспорьем при поиске работы.

Рабочее место инвалида

Понятно, что одного факта трудоустройства инвалида недостаточно для плодотворной работы. Действующее законодательство содержит особые требования к рабочим местам инвалидов, под которыми следует понимать целый комплекс мер, направленных на создание условий для выполнения работником-инвалидом возложенной на него трудовой функции (Основные требования, утв. Приказом Минтруда России от 19.11.2013 №685н).

Поэтому речь о квотируемых рабочих местах для инвалидов без приказа об устройстве специально подготовленного места вестись не может. Например, рабочее место инвалида по зрению должно быть оснащено тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, а также акустическими навигационными средствами, которые помогают инвалиду найти свое рабочее место и выполнять трудовые функции.

Выделение мест

Теперь поговорим про квотируемое рабочее место для инвалидов: что это? Проще говоря, квотирование – это целевое выделение рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Под ним следует понимать возникновение у работодателя обязательства по трудоустройству инвалидов при достижении установленной законом среднесписочной численности работников.

Отметим, что создание квотируемых рабочих мест для инвалидов является обязанностью всех организаций. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные организации инвалидов и созданные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают правила квотирования рабочих мест. Обычно порядок устанавливается в региональном положении о квотируемых рабочих местах для инвалидов. Также этот документ определяет орган государственной власти, который занимается данными вопросами. Например, в Москве квотированием занимается Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 2.9 Положения, утв. постановлением правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Квотированные рабочие места. Закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

Нормативная база

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений — содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

Локальные документы

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Состав информации для уполномоченных служб

Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:

  1. О наличии свободных должностей;
  2. Выделенных/созданных местах для принятия на работу инвалидов, согласно установленной квоты;
  3. Информацию о локальных актах, в которых присутствуют данные о таких должностях;
  4. Данные о выполнении установленной квоты.

Усиление ответственности

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Особенности утверждения актов

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

Классификация документов

Традиционно выделяется три группы актов:

  1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
  2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
  3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

Утверждение норм с учетом нововведений

Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие правила внутреннего распорядка на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

Важный момент

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе финансирования целевых проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Изменения в процедуре

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Приказ о квотируемых рабочих местах

Этот документ должен отражать следующие данные:

  • Число резервируемых мест.
  • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

План мероприятий

Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

Сроки сдачи информации

Предоставление сведений осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

Выводы по законодательству

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

«Пошлины»

Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой «пошлины». В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

Общий порядок

В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от обязанности исполнять требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

Зачисление в штат родственников

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать «пошлину» за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Уловки крупных компаний

Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

Спорные моменты

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение «пошлины» не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Проводки

В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них — 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса — 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

Дб 20 Кд 70 2400 р. — начислена зарплата сотрудникам;

Дб 20 Кд 69 субсч. «Расчет с ПФР» 336 р. — взносы в ПФР;

Дб 20 Кд 69 субсч. «Расчет взносов на страхование» 2.88 р. — начислены страховые взносы.

Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

По ФЗ №167 взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

Заключение

С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит