Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г, рассмотрение трудового спора участием посредника

Содержание
  1. Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника"
  2. Рассмотрение спора с участием посредника
  3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  4. Примирение сторон в трудовых спорах: привлечение посредника и трудовой арбитраж
  5. Этапы рассмотрения
  6. Участие посредника
  7. Трудовой арбитраж
  8. Правовые последствия
  9. Заключение
  10. Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (действующая редакция)
  11. Комментарий к ст. 403 ТК РФ

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58
«Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. 1, ст. 3) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 16 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».

Министр труда и социального развития РФ

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Устанавливаются права и обязанности посредника, а также рекомендуемые формы протоколов при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Текст постановления опубликован в еженедельном приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 18 сентября 2002 г., N 34, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 8, в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», октябрь 2002 г., N 40, в журнале «Экспресс-закон», ноябрь 2002 г., N 41

Рассмотрение спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК РФ).

Это правило отличается от положения ст. 7 Закона. которое предусматривало иное последствие недостижения сторонами согласия по поводу кандидатуры посредника — назначение его Службой.

С целью оказания практической помощи по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию трудовых споров, Минтруд России Постановлением от 27.03.1996 г. № 16 утвердил Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Посредник имеет право:

  • — запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • — в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • — предлагать возможные варианты разрешения коллегиального трудового спора;
  • — подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник также как и члены примирительной комиссии обязан сохранять государственную, служебную и др. тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (в примирительной комиссии) стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Примирение сторон в трудовых спорах: привлечение посредника и трудовой арбитраж

Работа руководителя предприятия связана с риском отсутствия взаимопонимания с членами трудового коллектива. Некоторые руководители не придают этому большого значения, полностью опираясь на свою способность доминировать и устанавливать на предприятии тоталитарный режим. Они полагают, что активность работников легче подавить, чем вступить с ними в диалог и соблюдать взаимные интересы. Эти ошибки приводят к усугублению конфликта сторон, в результате которых коллектив имеет преимущество в достижении своих требований, а карьера самоуверенного и тщеславного руководителя попадает во власть стихии недовольства работников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 755-83-41 . Это быстро и бесплатно !

Зачастую такие конфликты не угасают сами по себе, а только разгораются и приносят имущественный ущерб, как предприятию, так и обществу в целом. Для их урегулирования разработана специальная система действий по примирению сторон.

Этапы рассмотрения

Под коллективными трудовыми спорами понимаются возникшие разногласия между коллективом предприятия (организации) и его руководством. Причиной этого может стать любое возникшее и неразрешённое противоречие, из которого стороны не смогли или не захотели найти компромиссный выход.

Как правило, отказ в поиске разумных путей для решения вопроса, исходит от руководства предприятия, которое добивается послушания сотрудников, не видя бесполезности своего упорства. Политическая слепота в управлении стихией сбоя отношений, резко или постепенно приводит к утрате авторитета руководства в среде сотрудников, и коллектив становится автономной и самоуправляемой системой.

В глубине этого деструктивного процесса лежит желание разрушать отжившие отношения, а не созидать новые. Право на решение спора закреплено статьёй 37 Конституции РФ. Развитие и усугубление противоречий может привести к принятию коллективом решения о забастовке. Но эта крайняя мера воздействия на безразличие руководства к назревшим на предприятии вопросам, экономически не эффективна.

Государство не остаётся в стороне от экономического развитии предприятия, позиционируя восстановление здорового морального микроклимата в коллективе. Это обеспечивается примирительными процедурами, призванными перевести течение конфликта в мирное русло, основанное на доводах разума и диалоге оппонентов.

Примирительные процедуры состоят из трёх этапов:

  1. Создание примирительной комиссии.
  2. Приглашение посредника.
  3. Создание трудового арбитража.

Создание примирительной комиссии осуществляется практически сразу, если руководство отказывается выслушать и рассмотреть претензионные доводы другой позиции. Когда руководство (трудовой коллектив) препятствует примирению или остаётся, к нему равнодушен – на третий день безуспешных попыток, профессиональный союз предприятия (или иной субъект), обязан создать примирительную комиссию.

При отсутствии результата, ожидаемого от примирительной комиссии, ей даётся срок в 3 дня для принятия решения о переводе деятельности по примирению сторон на следующий этап, который может быть связан с приглашением посредника или созданием трудового арбитража.

Участие посредника

Приглашение посредника как этап решения трудового спора является компетенцией примирительной комиссии. Этот вопрос она должна решить в течение 3 дней с момента, определённого решением собрания и оформленного протоколом. Комиссия решает не только вопрос о приглашении посредника, но и выбирает его кандидатуру с учётом опыта специалиста и специфики ситуации, ставшей причиной конфликта. Если комиссия не придёт к единому мнению в отношении кандидатуры посредника – конфликт будет решаться посредством трудового арбитража.

Посредничество – участие в трудовых спорах с целью примирения сторон, которое осуществляется компетентным лицом, как в отношении ведения переговоров, так и с точки зрения информированности по предмету спора. Например, если конфликт разгорелся из-за недостаточно высокой зарплаты – может быть, приглашён финансист, который сможет осветить вопрос с разных сторон и предельно объективно.

Он же сможет предложить сторонам различные варианты решения подобных ситуаций и помочь им выйти из тупика узкого субъективного взгляда на проблему. Если основой конфликта стали условия труда – то это может быть медицинский работник, который поможет выделить самые значимые места проблемы, небезразличные для здоровья или дать полезные рекомендации. Как универсальный вариант – посредником может быть специалист трудовой инспекции, юрист или психолог.

Цель и обязанность посредника – в мягком, безболезненном влиянии на конфликтную ситуацию путём ведения переговоров. Важным условием для посредника должна быть его непредвзятость, независимость. Он не должен являться представителем трудового коллектива, его статус приглашённого лица обязателен.

Особого требования к посреднику не предъявляется, он имеет право участвовать в решении спора и примирении сторон по собственному усмотрению – так, как ему представляется наиболее удобно.

Весь этап работы при помощи приглашённого посредника составляет 10 дней. Первые 3 дня уходят на работу примирительной комиссии, которая принимает решение:

  1. Приглашать ли посредника в принципе (не приглашать).
  2. Если приглашать – то чья кандидатура станет наиболее полезной.
  3. Пользоваться ли для выбора кандидатуры рекомендациями Службы по урегулированию трудовых споров или подобрать кандидатуру по собственному усмотрению.

После приглашения, на реализацию проекта, разработанного посредником, даётся ещё 7 дней для непосредственной работы.

Алгоритм и порядок рассмотрения трудового спора посредником, следующий:

  • Восстановление диалога сторон.
  • Работа по переориентации взглядов на взаимопонимание и нахождение компромисса.
  • Диагностика и выбор новых путей взаимного сотрудничества.
  • Определяет оптимизированный режим работы по примирению, следит за сохранением чувства достоинства каждой из сторон.
  • При условии примирения, помогает определить предельно корректные и юридически полноценные формулировки для составления протокола по примирению сторон.
  • Он берёт на себя ответственность за хаос в переговорах оппозиции и бразды правления в ситуации безвластия. Им разрабатываются правила взаимодействия и шаги, которые должна предпринять каждая из сторон. Он же устанавливает, условия морально-этического контекста, в рамках которого может происходить диалог сторон.

    Посредник берёт на себя контрольно-ревизионную функцию, призывая к исполнению вменённых сторонам, обязательств.

    К вечеру седьмого дня работы им должен быть представлен отчёт с подведением итогов деятельности и достигнутых сторонами, договорённостей. Отчёт заслушивается на общем собрании, под протокол.

    Трудовой арбитраж

    Если предложения по урегулированию ситуации, представленные на обсуждение посредником, отклонены, дело подлежит рассмотрению в трудовом арбитраже. К его помощи, можно обращаться также, минуя стадию приглашения посредника. Тогда вопрос об отказе приглашения в коллектив посредника и создании, вместо этого, трудового арбитража, должен приниматься членами комиссии по примирению.

    Трудовой арбитраж – временно действующий орган, создаваемый сторонами спора и государственным органом, на основании соглашения сторон о беспрекословном выполнении предписаний трудового арбитра. Создание этого органа является необходимым. По сути – это последняя инстанция, которая обязана, и имеет полномочия на примирение сторон.

    В состав трудового арбитража входят лица, избранные примирительной комиссией, с возможным учётом пожелания обеих сторон конфликта. Затребование трудового арбитража может осуществляться со стороны руководства предприятия или по ходатайству представителей трудового коллектива предприятия в следующих случаях:

    1. При уклонении руководства или коллектива от создания примирительной комиссии.
    2. При отказе от приглашения посредника.
    3. При не достижении, согласия после приглашения посредника.

    Срок создания трудового арбитража – 3 дня после окончания срока действия примирительной комиссии или по окончании срока деятельности посредника, или после начала трудового конфликта. Срок действия трудового арбитража устанавливается в 5 дней.

    Все вопросы, связанные с созданием этого органа, решаются общим собранием и вписываются в протокол, к ним относятся:

    1. Решение о создании трудового арбитража.
    2. Состав участников, который обычно состоит из 3 человек.
    3. Регламент, полномочия трудового арбитража.

    Трудовой арбитр – представитель или член арбитражной комиссии, чьё представительство утверждено протоколом в пункте о составе участников. Им может быть любое приглашённое лицо, нейтральное в отношении позиций противоречащих друг другу сторон.

    Все представленные в списке лица, имеют соответствующую квалификацию и опыт в решении трудовых споров. Кандидатуры подбираются Службой с учётом предпочтений сторон конфликта и специфики спорного вопроса. Также, при подборе трудового арбитра может учитываться специфика отрасли или предприятия, на котором разгорелся конфликт.

    В списках дан обширный перечень специалистов разных отраслей и специальностей, в их число входят: юристы, экономисты, психологи, научные работники, руководители, менеджеры и т.п. При заключении договора предприятия о приглашении трудовых арбитров, рассматривается возможность их замены (в случае болезни и т.п.), а также оговаривается регламент по продолжительности заседаний, условий работы и прочих нюансов.

    Алгоритм и порядок рассмотрения трудового спора в трудовом арбитраже следующие:

    1. Заслушивание обращений сторон, подтверждённое фактами.
    2. Заслушивание их представителей и экспертов.
    3. Информирование государственных служб, об обстановке на предприятии.
    4. Работа с муниципалитетом по ликвидации и нейтрализации, потенциальных антисоциальных последствий.
    5. Разработка рекомендаций.
    6. Доведение принятых решений и рекомендаций до сведения сторон.
    7. Обеспечение готовности сторон к исполнению данных рекомендаций.
    8. Контроль, за исполнением данных рекомендаций.

    Если собранию трудового арбитража потребуется дополнительное время для завершения работы на предприятии, срок может быть продлён решением собрания, с занесением в протокол. По завершении работы, трудовой арбитраж оформляет протоколы заседаний и разработанные им рекомендации, которые подлежат обязательному исполнению.

    Правовые последствия

    Все предложения, вынесенные на рассмотрение посредником, имеют рекомендательный характер, но не подлежат обязательному исполнению. Посредник предлагает пути выхода из конфликта путём нахождения компромисса и взаимопонимания, основанного на желании сторон к примирению. Если этого желания нет, а стороны наполнены неприязнью и агрессией – посреднику будет сложно, чтобы его услышали. В этом смысле его возможности ограничены – он может помочь и показать, что делать, но не имеет полномочий заставить сделать то, что он считает наилучшим.

    В отличие от него, арбитраж имеет право требовать исполнения своих предложений и рекомендаций. Это право он получает путём соглашения, которое является условием создания трудового арбитража. В соглашении обозначены требования к сторонам конфликта об исполнении предписаний, определённых для них, арбитражной комиссией. При условии препятствия к исполнению предписаний, виновные лица будут подвергаться административным наказаниям.

    Если, всё-таки, действия арбитражного суда так и не приведут к планируемому результату, то последующее разворачивание деструктивной ситуации, может привести:

    1. К передаче дела в суд общей юрисдикции.
    2. К организации забастовочных мероприятий.

    Заключение

    Как видно, коллективный спор на предприятии – дело достаточно сложное, в результате развития конфликта включаются мощные рычаги воздействия на ситуацию, но не всегда это приводит к восстановлению разрушенных взаимоотношений между сторонами. Поэтому в условиях разворачивания непонимания между позицией руководства и претензиями трудового коллектива, необходимо срочное реагирование на возникновение деструктивной ситуации. А в случае просрочки – пользоваться любой возможностью возвращения к мирной трудовой деятельности.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 755-83-41 (Москва)
    +7 (812) 565-33-62 (Санкт-Петербург)

    Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (действующая редакция)

    Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

    Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 403 ТК РФ

    1. Посредничество является одной из примирительных процедур. Особенность этой процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

    Действующее правовое регулирование устанавливает довольно жесткие сроки рассмотрения коллективного трудового спора. Переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника должны начаться не позднее следующего рабочего дня после составления протокола разногласий примирительной комиссией.

    В случае решения сторон об использовании этого способа разрешения коллективного трудового спора они заключают соответствующее соглашение, после чего в срок не более двух рабочих дней согласовывают кандидатуру посредника.

    Как утверждается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58 (далее — Рекомендации N 58), главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

    2. Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист.

    3. В международной практике различают принудительное и добровольное посредничество. При первом стороны должны участвовать в проведении переговоров, самой процедуре посредничества. При втором они рассматривают лишь предложения посредника. В соответствии с этой классификацией российскую процедуру посредничества скорее надо отнести к принудительной: законодатель предусматривает, что коллективный трудовой спор рассматривается «с участием посредника», т.е. стороны являются непосредственными участниками указанной процедуры.

    4. Представители работодателя (работодателей) и работников вправе пригласить для посредничества любое лицо, не заинтересованное в исходе дела, компетентное и пользующееся доверием обеих сторон. Можно воспользоваться и услугами государственного органа, на который возложена обязанность оказывать сторонам содействие в организации примирительных процедур (см. коммент. к ст. 407).

    5. В связи с тем что посредник играет значительную роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (приложение N 4 к Рекомендациям N 58), также акцентирует внимание на их личных качествах и этике поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

    Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

    Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

    Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться одной стороне без предварительного согласия другой или лица, передавшего информацию.

    Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

    6. Порядок привлечения посредника к рассмотрению спора ТК не регламентирован. Единственное требование, предусмотренное ст. 403, состоит в необходимости достижения соглашения сторон.

    Соглашение должно быть достигнуто: а) относительно использования процедуры посредничества; б) относительно способа избрания посредника (по рекомендации государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров или независимо от него); в) относительно конкретной кандидатуры; г) относительно порядка разрешения спора с участием посредника.

    Рекомендации N 58 советуют оформить протоколом соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с будущим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

    Протокол составляется представителями сторон коллективного трудового спора. Его примерная форма предусмотрена приложением N 1 к Рекомендациям N 58.

    7. В том случае, когда для подбора кандидатуры посредника стороны решили обратиться к содействию государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, они выбирают посредника из списка лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников. В списке содержатся сведения: о фамилии, об имени, отчестве кандидатов; их возрасте, образовании, месте работы, специальности и занимаемой должности; другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций N 58).

    8. Если в срок до двух рабочих дней с момента обращения в государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора стороны не могут выбрать посредника, они должны приступить к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    9. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

    В ходе переговоров посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

    Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать их к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе (приложение N 4 к Рекомендациям N 58).

    Неформальный характер посредничества способствует созданию непринужденной, спокойной атмосферы конструктивного диалога.

    10. Трудовой кодекс закрепляет право посредника на получение от сторон коллективного трудового спора необходимых документов и сведений, касающихся существующих разногласий.

    Посредник в соответствии с Рекомендациями N 58 обладает также правом: проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии (п. 12 Рекомендаций).

    Он обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах (п. 13 Рекомендаций).

    11. На период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка (см. коммент. к ст. 405).

    12. Срок деятельности посредника ограничивается тремя рабочими днями с момента его приглашения (назначения), если спор рассматривается на локальном уровне, и пятью рабочими днями, если он возник на других уровнях социального партнерства. Этот срок по соглашению сторон может быть продлен (см. коммент. к ст. 401).

    13. Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе (приложение N 2 к Рекомендациям N 58) фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

    Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, обращение в службу и создание трудового арбитража).

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит