Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства, методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства

Содержание
  1. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства
  2. курсовая работа.doc
  3. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства
  4. оплаты труда.doc
  5. Методика аудиторской проверки трудового законодательства и расчетов по оплате труда Диплом
  6. Введение
  7. Глава 1. Особенности производства и управления на предприятии
  8. 1.1. Характеристика предприятия
  9. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
  10. Курсовая работа: Методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства (ООО «ТЕХНОСОФИЯ»)

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства

курсовая работа.doc

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности заключения и соблюдения трудовых коллективных и индивидуальных договоров.

Главной целью проверки является подтверждение соблюдения трудового законодательства проверяемой организацией.

Объектами аудита соблюдения трудового законодательства являются:

  • индивидуальные трудовые договора (могут определять цену и условия труда каждого конкретного работника);
  • коллективные договора и соглашения (могут включать формы, системы и размеры оплаты труда, выплату пособий и компенсаций, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, устанавливают дополнительные льготы и компенсации работникам);
  • локальные акты организаций, устанавливающие системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов, доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам), системы премирования, повышенные размеры оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, нормы труда и др.;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • условия и охрана труда;
  • обеспеченность работников необходимым оборудованием, инструментами, технической документацией и иными, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей, средствами;
  • профсоюзные организации, органы социального партнерства и др.;
  • порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • и другие.

Выделяют следующий перечень исследуемых документов при проведении проверки:

    1. учредительные документы;
    2. штатное расписание;
    3. правила внутреннего трудового распорядка;
    4. коллективный договор;
    5. трудовые договоры;
    6. должностные инструкции, личные карточки формы Т-2;
    7. заявления работников о приеме на работу, предоставлении отпусков, увольнении и т. п.;
    8. приказы по личному составу и производственные приказы;
    9. табели по использованию рабочего времени;
    10. графики сменности;
    11. графики отпусков;
    12. положение об оплате труда;
    13. расчетные листы;
    14. документы (ведомости) по начислению и выплате заработной платы;
    15. банковские выписки о поступлении средств на расчетный счет организации;
    16. трудовые книжки;
    17. книги учета движения трудовых книжек;
    18. документы, подтверждающие прохождение обязательных медицинских осмотров;
    19. листы временной нетрудоспособности и документы, подтверждающие их оплату;
    20. документы, связанные с использованием труда лиц до 18 лет и инвалидов;
    21. и другие документы, отражающие специфику производственной деятельности конкретных работодателей.

2.2 Этапы аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.

На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором – правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.

В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:

— порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;

— порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.

В организации должны быть разработаны:

  • Положение об оплате труда;
  • Положение о премировании;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами.

Эти документы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретной организации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельно по различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Положения регулируют права и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.

Все внутренние нормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованием следующих методов аудита:

1. наличие внутренних нормативных документов по заработной плате:

а) документы, оформляющие прием на работу сотрудников (приказы, заявления о приеме на работу, трудовые договоры) – на предмет соответствия их действующему законодательству, устанавливается наличие всех реквизитов при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников;

б) договоры гражданско-правого характера (оказания услуг), заключаемые организацией – наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет и актов выполненных работ;

в) табели учета использования рабочего времени – проверяется количество отработанных дней для каждого работника, причины неявок на работу и наличие документов, подтверждающих неявки;

2. контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;

3. полнота отражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, правильности заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений.

На основании табеля выборочно или по каждому работнику проверяется количество отработанных конкретным работником дней и рассчитывается причитающееся ему вознаграждение. Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной ведомости.

Необходимо также выяснить, нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам.

На втором этапе изучается штатное расписание организации на соответствие типовой форме, наличию изменений, вносимых в течение отчетного года, и соответствию списочного состава работников. Штатное расписание организации проверяется на соответствие унифицированной форме, осуществляется контроль по существу, в том числе арифметический контроль. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом руководителя организации.

Контроль штатного расписания по существу включает: оформление структуры, штатный состав, численность, перечень должностей, должностные оклады, наличие надбавок, сведения о месячном фонде заработной платы.

На третьем этапе аудита проводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника на работу и трудовых договоров. Проверка приказов о приеме работника на работу осуществляется с использованием следующих процедур: соответствие типовой форме, указание профессии (должности), наличие испытательного срока, условия приема на работу и характер предстоящей работы, указание оклада.

Основанием для издания приказа о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу. Аудит трудовых договоров осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ.

Проверка соответствия заключаемых трудовых договоров законодательству Российской Федерации включает в себя:

— ознакомление с примерной формой трудового договора в организации, содержанием заключенных трудовых договоров и наличием в них сведений и условий, обязательных для внесения в трудовой договор, а также с порядком внесения в трудовые договоры изменений и дополнений (статья 57 ТК РФ);

— ознакомление с различными видами трудовых договоров (на неопределенный срок, на определенный срок, с лицами, работающими по совместительству, с работниками, занятыми на сезонных работах, и др.);

— установление порядка издания приказов (распоряжений) о приеме на работу, наличие на каждого работника карточки унифицированной формы № Т-2 (личная карточка работника), соответствие записи в карточке записям в трудовой книжке, наличие в карточке подписей работника;

— проверку обоснованности заключения срочных трудовых договоров ( статьи 58, 59 ТК РФ);

— ознакомление с порядком и условиями проведения конкурсного отбора, предшествующего заключению трудового договора;

— ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек, условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей, проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);

— ознакомление с практикой оформления трудовых отношений с совместителями, проверку продолжительности их рабочего времени, порядка предоставления отпусков и др.;

— ознакомление с книгой учета личного состава работников (книга (журнал), картотека учета приема, перемещения, перевода, увольнения работников (в т.ч. временных)), включая определение соответствия их содержания трудовому законодательству, в том числе в случае перевода работников на другую работу, изменения определенных сторонами условий трудового договора (статья 72 ТК РФ) и в других случаях;

— выявление работников, в том числе работающих на условиях внутреннего или внешнего совместительства, с которыми трудовой договор не заключен в письменной форме либо не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе (статьи 67, 68 ТК РФ);

— ознакомление с практикой оформления трудовых договоров в письменном виде с работниками, которые ранее были приняты на работу без письменного оформления трудового договора.

Кроме того, в ходе проверки по вопросам, связанным с высвобождением работников, необходимо выяснить:

— проводилось ли в проверяемом периоде или планируется ли сокращение численности или штата работников;

— соблюдение порядка уведомления о мероприятиях, связанных с сокращением численности или штата работников, профсоюзного комитета;

— соблюдение сроков предупреждения работников о сокращении численности или штата работников;

— соблюдение порядка увольнения в связи с сокращением численности или штата — соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям ТК РФ, иным нормативным правовым актам, коллективному договору, соглашениям;

— применение при угрозе массового увольнения мер, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;

— соблюдение порядка учета мнения (согласование) соответствующего выборного органа профсоюзной организации;

Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства

оплаты труда.doc

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

3.1. Направления внутреннего аудита оплаты труда

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда — проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают:

1. Кассовую книгу.

2. Расходные кассовые ордера.

3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).

4. Личную карточку (форма N Т-2);

5. Форму N Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы»; форму N Т-13 «Табель учета использования рабочего времени».

6. Ведомость N 8 «Книга учета депонированной заработной платы».

7. Форму N Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; форму N Т-51 «Расчетная ведомость»; форму N Т-53 «Платежная ведомость».

8. Формы N Т-54, Т-54а «Лицевой счет».

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу.

2. Журнал-ордер N 1.

3. Журнал-ордер N 2.

4. Журнал-ордер N 10.

5. Разработочную таблицу РТ-5 «Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими».

6. Разработочную таблицу РТ-2 «Распределение заработной платы».

1. Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении капитала (форма N 3) и отчет о движении денежных средств (форма N 4).

2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5, справка N 8 «Социальные показатели»).

3. Статистическую отчетность по форме N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

В рамках этих документов трудовые отношения могут быть оформлены одним из трех основных способов:

1. трудовым договором (контрактом),

2. коллективным договором или

3. договором гражданско-правового характера.

Трудовой договор (контракт) — соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая — выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие КЗоТ РФ (условия увольнения, установление взысканий, порядок рассмотрения индивидуальных споров, введение материальной ответственности, не предусмотренной ст. 121 КЗоТ РФ).

Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.

Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) заключается с физическими лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем, чтобы отличить трудовой договор от договора ГПХ, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров ГПХ являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам ГПХ эти льготы не предоставляются.

При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2).

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.

При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.

Для успешной деятельности организации ООО «Домстрой», повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на её функционирование не должны превышать потерь предприятия, которые могли бы быть вызваны отсутствием такой системы.

Данное в стандарте «Изучение и использование работы внутреннего аудита» определение внутреннего аудита хоть и дается применительно к целям стандарта, в то же время может быть использовано и к анализу этого понятия в настоящей главе. Так, п.2.1 указанного стандарта предусмотрено, что под внутренним аудитом понимается организованная ООО «Домстрой», действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о её финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов её обособленных структурных подразделений.

Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетности и не решает многих проблем совершенствования системы управления.

Отметим, что функционирование служб внутреннего аудита наиболее оправданно на крупных предприятиях, организациях, а также для хозяйствующих субъектов, имеющих филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения. Сказанное, очевидно, объясняется значительным объемом хозяйственных операций, их разнообразием, другими, в том числе чисто техническими причинами, существенно затрудняющими повседневный контроль.

В соответствии с п.5.9 Устава ООО «Домстрой» контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ООО осуществляется ревизором, избираемым общим собранием участников сроком на один год. Ревизор проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО по поручению общего собрания, по требованию участника (участников), обладающих в совокупности не менее 20% голосов, по собственной инициативе. Ревизор составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизора общее собрание не вправе утверждать баланс. Должностные лица обязаны по требованию ревизора представлять все необходимые бухгалтерские и иные документы, а также личные объяснения.

Создание специальной системы внутреннего контроля целесообразнее в крупных предприятиях, к каковым исследуемое ООО не относится. Вместе с тем, наличие в системе внутреннего контроля ООО ревизора, к тому же с весьма неопределенными полномочиями и обязанностями, представляется недостаточным. Эффективней была бы, видимо, специальная внутренняя аудиторская служба, созданная на правах отдела в составе 2-3 сотрудников. Действительно, в соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» избрание ревизора обязательно лишь для обществ с числом участников более 15 ( ст.32 Закона ). В то же время необходимо учитывать приводимое в [ II.5 ] принципиальное отличие ревизора от аудиторской службы, которое делает последнюю более предпочтительной. Действительно, основными задачами ревизии являются осуществление контроля за выполнение требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций.

Круг задач, стоящий перед внутренним аудитом, шире. Помимо контроля, службы внутреннего аудита должны вести работу по таким направлениям, как анализ финансово-бухгалтерской отчетности и предоставление информации руководству для принятия управленческих решений, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и иных органов. Кроме того, внутренний аудит направлен в первую очередь на оказание помощи проверяемому подразделению, а ревизия — на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Различаются и объекты проверки. Внутренний аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, ухудшает финансовое положение предприятия. Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

Эффективное функционирование службы внутреннего аудита позволит в некоторых случаях избежать необходимости проведения инициативных внешних аудиторских проверок с вытекающей отсюда экономией средств на оплату услуг привлеченных аудиторов.

Внешний аудит представляет собой прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить её цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения.

Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Существуют различные мнения специалистов, в частности автор практического пособия по аудиту Камышанов П.И делит аудиторскую проверку на два основных этапа:

— подготовка и планирование — ознакомление с экономикой и программы проверки,

— документирование и оформление результатов — проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценка результатов проведения аудита, оформление аудиторского заключения.

Предпочтительной представляется точка зрения Ковалевой О.В. и Константинова Ю.П., которые указывают на необоснованность объединения в рамках одного этапа таких различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита как получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения. Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.

Методика аудиторской проверки трудового законодательства и расчетов по оплате труда Диплом


Координаты: электронная почта [email protected], [email protected]

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Глава 1. Особенности производства и управления на предприятии 5

1.1. Характеристика предприятия 5

1.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии 7

1.3. Организация бухгалтерского учета расчетов по оплате труда 11

Глава 2 Методические основы организации аудита на предприятии 44

2.2 Сущность методик 44

2.3 Значение аудиторских стандартов в ходе проведения аудиторской проверки 47

Глава 3 Аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства ООО «Агата» 50

3.1 Цель, задачи и объект аудиторской проверки 50

3.2 План и программа аудиторской проверки 51

3.3 Методы и аудиторские процедуры по аудиту расчетов по оплате труда и соблюдении трудового законодательства 54

3.4 Основные нарушения и рекомендации по совершенствованию расчетов по оплате труда 65

Список использованной литературы 70

Введение

Право граждан на труд закреплено Конституцией Российской Федерации, статьей 37 которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом труд каждого гражданина должен быть оплачен.

В масштабах государства заработная плата – это часть национального дохода страны, выраженная в денежной форме и предназначенная для личного потребления населением. Удержанный из заработной платы налог на доходы физических лиц поступает в бюджеты всех уровней и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.

В производственной деятельности любого предприятия центральное место занимают труд и результаты труда, поскольку только при помощи рабочей силы создается прибавочный продукт. Деятельность предприятия не может осуществляться без коллектива работников различных профессий и специальностей. В то же время заработная плата является существенным элементом в себестоимости продукции, работ, услуг, и это в итоге влияет на получение прибыли предприятия.

Для каждого работника труд является основным источником удовлетворения материальных потребностей. В отношениях работника и предприятия – работодателя вопрос оплаты труда является самым существенным.

Само понятие «заработная плата» с развитием рыночных отношений в нашей стране стало гораздо шире. Оно охватывает все виды заработков, а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот, начисленных в денежной и натуральной формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время.

Для справедливой оплаты труда работника его труд прежде всего надо правильно измерить и учесть. Грамотное и своевременное начисление заработной платы важно как для исчисления итогов труда, так и для хорошего психологического климата в среде работников, что существенно для процесса производства. Для того чтобы персонал подразделений работал с полной отдачей и максимально эффективно, его работа должна быть оплачиваема в соответствии с полученным результатом и объемом возлагаемой на конкретных работников ответственности.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью правильных расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям как для предприятия, так и для работников.

Научная новизна дипломной работы заключается в исследовании методики бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям в условиях торгового предприятия.

Целью данной работы является анализ и критическая оценка методик бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдения трудового законодательства, определение их совершенствования в условиях конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить цель, задачи и источники аудита расчетов с персоналом и соблюдения трудового законодательства;
  • изучить основные положения законодательства о труде;
  • рассмотреть распространенные нарушения трудового законодательства, которые могут быть выявлены в ходе аудита;
  • оценить состояние внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства на предприятии;
  • составить общий план и программу аудита;
  • разработать методику аудита расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдения трудового законодательства;
  • обобщить материалы аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и составить предварительный вариант аудиторского заключения.

Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью «Агата». Предприятие является юридическим лицом, оно зарегистрировано решением регистрационно – лицензионной палаты 28.03.94 г. № 104. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом. Основной вид деятельности, согласно уставу, — продажа автомобилей и запасных частей к ним через фирменную сеть продаж и сервисного обслуживания, внешнеэкономическая деятельность.

Предметом изучения в данной работе являются отношения работников с предприятием ООО «Агата» по вопросам оплаты труда, социальной защиты и прочим операциям.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности практического применения разработанной методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдения трудового законодательства как в условиях конкретного предприятия ООО «Агата», так и другими предприятиями, занятыми в торговле.

В качестве нормативной базы для написания данной работы изучались: Конституция РФ, Трудовой кодекс, Указы Президента РФ, законы РФ, постановления Правительства РФ, многотиражная и малотиражная литература, публикации в периодической печати по теме дипломной работы.

Практической основой дипломной работы является бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Агата», первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета за 2005 — 2007 г.г.

Глава 1. Особенности производства и управления на предприятии

1.1. Характеристика предприятия

Основной целью деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Агата» является извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

Видами деятельности Общества являются: продажа автомобилей и запасных частей к ним через фирменную сеть продаж и сервисного обслуживания, внешнеэкономическая деятельность.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Общество обязано в установленном порядке получить лицензию на каждый вид такой деятельности.

Уставный капитал Общества составляет 150 100 000 (сто пятьдесят миллионов сто тысяч) рублей.

ООО «Агата» осуществляет следующие виды деятельности:

1) маркетинговая деятельность;

2) торгово-закупочная и посредническая деятельность;

3) организация оптовой и розничной торговли, а также путем создания коммерческих и комиссионных магазинов в установленном законом порядке;

4) экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Агата» самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера. Самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Цель аудита расчетов по оплате труда — составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней, отражает В.И.Подольский (26; с.215).

И.Е.Глушков считает, что основными задачами аудита соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда являются:

  • — проверка соблюдения положений законодательства о труде;
  • — проверка документального оформления трудовых отношений;
  • — проверка расчетов по оплате труда;
  • — проверка расчетов по прочим операциям с персоналом;
  • — правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции;
  • — проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами (32; с.140).

Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового законодательства.

Объектами аудита являются расходы на оплату труда и связанные с ними расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами (социального страхования, пенсионным и медицинского страхования).

Основными задачами подготовки общего плана аудита соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда являются: анализ решений и оценок, выработанных при предварительном планировании (уточнение существенных статей, и оборотов, а также допустимых погрешностей по статьям баланса); оценка эффективности системы внутреннего контроля; принятие организационных решений; определение порядка управления и контроля качества проверки.

Формирование общего плана аудита начинается с определения его содержания и выбора формы.

Развитием общего плана аудита является программа аудита, которая призвана обеспечить достижение следующих целей:

  • 1) определить планируемые аудиторские процедуры и детализировать их до уровня, обеспечивающего эффективность работы;
  • 2) координировать и документировать выполнение запланированных аудиторских процедур;
  • 3) способствовать делегированию ответственности исполнителям.

Программа аудита составляется в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупных действий аудитора, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля аудируемого лица. Назначение тестов средств контроля состоит в том, чтобы с их помощью можно было выявить существенные недостатки в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица (или их отсутствие).

Программа аудиторских процедур по существу составляется по каждому разделу бухгалтерского учета и представляет собой определенный порядок последовательных действий аудитора, направленный на получение аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

На стадии планирования производится расчет уровня существенности и оценка аудиторского риска для данной проверки, отмечает Ж. Ришар (41; с.150).

С.Д. Юшкова пишет, что в теории и практике проверок наиболее распространена модель, в которой приемлемый аудиторский риск (DAR, Desired Audit Risk) (47; с.18) представлен в виде произведения его элементов: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения. Аналогичный подход принят и в международной практике. Базовая модель аудиторского риска имеет вид:

DAR = IR x CR x DR, (1)

где IR — неотъемлемый риск (Internal Risk);

CR — контрольный риск (Control Risk);

DR — риск необнаружения (Detection Risk).

Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск и чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

Наряду с общим планом и программой аудита на этапе планирования могут составляться бюджет времени и затрат на аудиторскую проверку и график проведения работ (или выходов на объекты); в обязательном порядке формируются файлы проекта (или дело клиента).

Итоговым этапом аудита являются обобщение результатов, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.

Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:

  • — на правильность определения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг);
  • — на правильность определения финансовых результатов;
  • — на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • — на правильность исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
  • — на правильность исчисления и уплаты страховых взносов, пишет В.И. Подольский (40; с.190).

Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.

По результатам проведенной аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, а также аудитор готовит информацию для руководства и (или) собственников проверяемого аудируемого лица.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Курсовая работа: Методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства (ООО «ТЕХНОСОФИЯ»)

Тема: Методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства (ООО «ТЕХНОСОФИЯ»)

Тип: Курсовая работа | Размер: 40.02K | Скачано: 90 | Добавлен 11.09.12 в 08:22 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5

1.1 Цели и задачи аудиторской проверки 5

1.2 Информационная база аудиторской проверки 7

1.3 Этапы проведения аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства 10

1.4 Типичные ошибки и нарушения, выявляемые в ходе аудиторской проверки 14

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 16

2.1 Оценка системы внутреннего контроля трудового законодательства на предприятии ООО «Технософия» 16

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ООО «ТЕХНОСОФИЯ» 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Возросшее внимание общества к повышению эффективности защиты трудовых прав граждан нашло отражение в Федеральном законе «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». В соответствии с этим Законом в нормах Трудового кодекса РФ конкретнее сформулированы цели и задачи трудового законодательства, особенно по правовому регулированию трудовых отношений, в том числе оплаты труда, и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Тема данной курсовой работы актуальна, так как самой уязвимой сферой остаются конституционные права граждан в области трудовых правоотношений. Согласно статистическим данным нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60 — 70% от общего числа выявляемых прокурорами правонарушений социальной сферы. Из года в год сохраняется тенденция их роста.

Целью данного исследования является контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства и документального оформления всех видов расчетов между организацией и работником.

Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:

  1. определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита трудового законодательства;
  2. перечислить основные нормативные документы, регламентирующие трудовое законодательство и дать им характеристику;
  3. рассмотреть методику проверки соблюдения трудового законодательства.

Объектом исследования данной курсовой работы является теория, методология и практика аудита трудового законодательства.

Предметом исследования является методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства.

Методика исследования основывалась на анализе отечественной теории и практике аудита в области соблюдения трудового законодательства.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативным и законодательным актам, регламентирующим

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 24 декабря 2008 года (ред. 21.11.2011).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации
  4. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
  5. Постановление Госкомстата России №26 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты” от 5 января 2004 года.
  6. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. — М.: Инфра-М, 2006. – 321 с.
  7. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. — М.: «Издательство ПРИОР», 2009. -240 с.
  8. Подольский В.И. Аудит: учебник. – М.: Экономистъ, 2008.-312 с.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

1736 Бухгалтерский учет и Аудит Методика аудиторской проверки трудового законодательства и расчетов по оплате труда Диплом ВЗФЭИ 99 2008