Малые предприятия в 2019 году, малое предприятие численность работников 2019

Содержание
  1. Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию
  2. Основные критерии определения малого предприятия 2019
  3. Единый реестр малых и средних предприятий
  4. Льготы для малых предприятий в 2019 году
  5. Проверки малых предприятий 2019
  6. Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
  7. Вклады малых преприятий теперь застрахованы
  8. Какие организации относятся к малым предприятиям
  9. Единые критерии отбора СМП
  10. Как определять лимиты
  11. Единый перечень малых и средних предприятий
  12. Льготы и привилегии
  13. Проверки малого бизнеса
  14. Малое предприятие: допустимая численность работников в 2019 году
  15. Сколько должна составлять численность работников малого предприятия в 2019 году
  16. Когда можно потерять статус малого предприятия из-за численности работников
  17. Как рассчитать численность работников в 2019 году
  18. Когда еще важно знать численность персонала в 2019 году
  19. Какие льготы есть у малого предприятия в 2019 году
  20. Какие критерии отнесения к малому предприятию в 2019 году
  21. Правовые нормы
  22. Какие критерии отнесения
  23. Последние изменения
  24. Реестр малых и средний предприятий
  25. Плюсы и минусы
  26. Видео по теме:
  27. Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году
  28. Что такое СОУТ
  29. Как проводить СОУТ
  30. Сколько это стоит
  31. «Экономия» может дорого обойтись
  32. Когда проводить СОУТ нет необходимости

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/[email protected] разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Какие организации относятся к малым предприятиям

До недавнего времени при определении субъекта МП учитывался объем получаемой выручки. Например, компания, которая получала доход сверх лимита, не включалась в перечень СМП. Но с 2016 года порядок изменили. Теперь в расчет берется не сумма полученной выручки, а общий объем доходов от предпринимательской деятельности. Отдельный алгоритм и критерии отнесения к малому предприятию 2019 закреплены Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265.

Единые критерии отбора СМП

На законодательном уровне закреплены отдельные факторы или критерии малого предпринимательства. Чтобы фирмы могли пользоваться специальными льготами и привилегиями, необходимо выполнить три условия:

  • не превышать допустимые рамки в отношении лимита по доходам от предпринимательской деятельности. К примеру, обороты в год малого бизнеса не должны быть больше 800 млн рублей, а микропредприятия — 120 млн рублей;
  • численность малого предприятия не должна превышать допустимое для него количество работников, принятых в штат;
  • соблюдать требования в отношении долей участия других организаций в уставном капитале субъекта.

Какой-либо привязки в организационно-правовой форме и статусе чиновники не предусмотрели. Следовательно, к малым предприятиям относят не только организации, но и ИП. В ыбранный режим налогообложения тоже не играет роли. Малым считают субъект, применяющий специальные режимы обложения (УСН, ЕНВД, ПНС, ЕСХН) или ОСНО.

Главные факторы, по которым предприятие относят к определенному типу, — доход и среднесписочная численность работников. Например, критерии микропредприятия 2019 года: доход до 120 млн рублей и максимальная среднесписочная численность — 15 человек. А вот ограничения по уставному капиталу для микропредприятий такие же, как и для малых. Единая таблица критериев малого предприятия 2019 года объединила все требования.

Для среднего предприятия

Для малого предприятия

Лимит по доходам от ПД

2 миллиарда рублей

800 миллионов рублей

120 миллионов рублей

Лимит по численности наемных работников

От 101 до 250 человек

До 100 работников

Не более 15 наемных сотрудников

Лимит по долям участия в УК

Доля участия гос. и мун. образований, общественных, религиозных организаций и фондов — не более 25% в совокупности.

Доля участия обычных юридических лиц, российских и иностранных, — не более 49% в совокупности.

Доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства (юрлиц) не ограничена.

Следовательно, вот кто относится к малым предприятиям в 2019 году:

  • ИП;
  • юридические лица;
  • хозяйственные общества (с 01.12.2018).

Но только при условии, что субъект выполняет все заявленные условия (Письмо ФНС от 18.08.2016 № 14-2-04/[email protected]). Инструкция, как определить размер предприятия (микро/малое/среднее) на редкость проста. Уточните размер годового дохода и среднесписочной численности и сверьтесь с таблицей. Ориентируйтесь по наибольшему показателю.

Как определять лимиты

Факторы и их значения определили. Чтобы правильно просчитать критерии отнесения к малому и среднему бизнесу 2019, учитывайте рекомендации, которые собраны в таблице.

Лимит по доходам от ПД

С 01.08.2016 в подсчете учитываются все доходы экономического субъекта, а не только кассовая выручка, как это было ранее. Определяя, относится ли компания или ИП к льготной категории налогоплательщиков, следует рассчитывать доходы по налоговым декларациям за прошедший год.

Например, берите сумму из декларации по УСН за прошедший год, если компания или ИП на упрощенке. Или считайте лимит по декларации налога на прибыль, если фирма применяет ОСНО.

Лимит по численности наемных работников

Численность работников определяется в соответствии с ежегодной налоговой отчетностью по форме «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» (КНД 1110018).

Лимит по долям участия в УК

Доли в уставном капитале формируются в соответствии с ФЗ № 209 от 24.07.2007. Закон предусматривает некоторые исключения. К примеру, указанные лимиты не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • предприятия, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • предприятия, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Единый перечень малых и средних предприятий

ФНС ведет отдельный реестр тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году. Для включения в реестр компании или бизнесмену ничего делать не нужно. Перечень формируется инспекцией самостоятельно на основании деклараций и прочей отчетности, полученных от налогоплательщиков.

Проверяйте, включен ли субъект в указанный реестр ФНС, на официальном сайте налоговой. Для проверки достаточно ввести ИНН компании или ИП или иной идентификационный реквизит. Например, ОГРН, ОГРНИП или наименование.

Если сведения на сайте ФНС некорректны, то фирма вправе обратиться в инспекцию с заявкой об изменении информации. Например, расширить сведения, дополнив данные из базы ФНС информацией о производимой продукции, заключенных контрактах, об участии в государственных программах и прочее.

Обратите внимание, если компания или бизнесмен не включены в реестр СМП, то рассчитывать на льготы или дополнительную поддержку от государства бессмысленно. В таком случае придется обратиться в ФНС за разъяснениями, по какой причине фирму не включили в реестр.

Льготы и привилегии

Факторы СМП и критерии микропредприятия в 2019 определяются с одной целью — получения права на отдельные льготы и освобождения. Например, в этом году субъекты малого и среднего предпринимательства вправе воспользоваться следующими послаблениями:

  1. Можно не устанавливать лимит кассы. Норматив закреплен п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Малые предприятия вправе хранить в кассе предприятия неограниченное количество денежных средств, и никто их за это не накажет. Но есть исключения. Если в учреждении установлен лимит кассы, то его отменяют. В противном случае превышать установленное ограничение нельзя. Предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП РФ.
  2. Можно вести упрощенный бухучет и подавать упрощенные формы бухотчетности. Конечно, ИП освобождены от ведения бухучета. Правила установлены п. 4 ст. 6 ФЗ № 40. Обратите внимание, что ООО и АО с доходом 800 миллионов и выше не разрешено воспользоваться льготой по ведению бухучета в упрощенном порядке. Для них установлена обязательная ежегодная аудиторская форма контроля.
  3. Имеется освобождение от ежегодного участия в статистическом наблюдении. СМП подают информацию по статнаблюдениям один раз в пять лет в выборочном порядке.
  4. Имеется возможность получить государственную помощь в виде субсидий, грантов и иного целевого финансирования.
  5. В отношении малого предпринимательства предусмотрены значительные послабления в части налогообложения. Например, региональные власти предусматривают расширенный перечень льгот и снижают ставки в отношении малого бизнеса.
  6. В отношении мелкого предпринимательства установлены отдельные привилегии в сфере проведения государственных и муниципальных закупок (закон № 44-ФЗ).
  7. За СПМ закреплено преимущество на приобретение государственной и мунсобственности (ФЗ от 29.06.2015 № 158).
  8. Микропредприятия вправе совсем не утверждать локальные нормативы. Например, микрофирма работает без положения о внутреннем распорядке, положения о премировании, при сменном графике и так далее. Содержание документов переносится в пункты трудовых договоров.

Проверки малого бизнеса

Отдельный вид льгот для субъектов мелкого предпринимательства — это ограничение контрольной деятельности со стороны государственных структур. Если фирма включена в реестр СМП, то контролеры должны соблюдать установленные нормы по продолжительности проверки. Например, для микропредприятия длительность контроля со стороны одного ведомства не должна превышать 15 часов в год. Для среднего бизнеса — не более 50 часов в год.

В дополнение чиновники ввели особые надзорные каникулы. Это два года, в течение которых малый бизнес освобожден от ревизий и выездных проверок (Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Отметим, что надзорные каникулы — это не полное освобождение от контроля. Некоторых видов проверок избежать не удастся. Например, проверок МЧС, Росалкогольрегулирования и прочих ведомств.

Помимо этого, предприятия, ведущие деятельность, требующую обязательного лицензирования, получают право на надзорные каникулы. Например, банки, ЧОПы, страховщики и фармацевты освобождаются от солидной части ревизий.

Малое предприятие: допустимая численность работников в 2019 году

Статьи по теме

Отправной критерий малого предприятия — это число сотрудников, устроенных в штат. Сколько должно быть персонала, чтобы числиться среди малых в 2019 году, и самое главное, как считать показатель, узнаете у нас.

Читайте в статье:

  • Сколько должна составлять численность работников малого предприятия в 2019 году
  • Когда можно потерять статус малого предприятия из-за численности работников
  • Как рассчитать численность работников в 2019 году
  • Когда еще важно знать численность персонала в 2019 году
  • Какие льготы есть у малого предприятия в 2019 году

Сколько должна составлять численность работников малого предприятия в 2019 году

Предельное значение среднесписочной численности работников за 2018 год для малого предприятия в 2019 году равно 100 человек. При этом если уложиться до 16-ти сотрудников, фирма вообще попадет в ряды микропредприятий.

Также не нужно забывать еще про один количественный критерий — доходы за год по правилам налогового учета. Поступления не должны превысить 800 млн. руб. Сумма внушительная. Если выручка не достигает 120 млн. руб., малое предприятие считается микро-.

Дополнительные требования к ООО:

  1. чтобы не более 25% уставного капитала принадлежало:
  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам;
  1. не более 49% принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами малого или среднего бизнеса. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют российским критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Последнее условие изложено в свежей редакции на 2019-й год.

Когда можно потерять статус малого предприятия из-за численности работников

Статус малого предприятия фирма теряет, если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). То есть для 2019 года сплошными в плане нарушений возможных рамок должны быть 2016-2018 гг. Если хотя бы в одном из указанных годов фирма была малой, она не теряет свой льготный статус.

В ситуации, когда статус утерян, компанию исключат из специального реестра субьектов малого и среднего предпринимательства не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС от 23.08.2016 № СА-4-14/15480). Статус теряется же с 1 января года.

Напомним: сведения о компаниях заносят в специальный реестр, который ФНС формирует ежегодно 10 августа по состоянию на 1 июля. Список доступен на сайте rmsp.nalog.ru.

Как рассчитать численность работников в 2019 году

Не важно, малое предприятие вы на момент расчета или нет, способ определения числа сотрудников единый для всех.

В расчет берутся исключительно сотрудники, работающие в организации по трудовым договорам (кроме отдельных категорий), за определенный год.

Данные для расчета — табеля учета рабочего времени (форма № Т-12).

Полный алгоритм ваших действий по вычислению показателя смотрите в указаниях, утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.

Чтобы определить среднесписочную численность за какой-либо период (в том числе год), рассчитайте последовательно данный показатель:

  1. на каждый день месяца;
  2. для лиц с полным рабочим днем — за каждый месяц;
  3. с неполным рабочим днем — тоже за каждый;
  4. в общем за каждый месяц периода;
  5. последний шаг — за все время.

Важное примечание: численность сотрудников за выходные (праздники) принимайте равной списочной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.

Внимание: ежегодно в ИФНС сдаются сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Поэтому ничего отдельно для того, чтобы убедиться в своем малом статусе, компании считать необязательно. Достаточно поднять сданные формы указанной отчетности. Также подтверждением будет запись в реестре малых фирм. При этом нет правила доказывать статус малой фирмы. Ведь все данные налицо. Доход подтвердят налоговые регистры. Состав уставного капитала — учредительные документы, записи на счете 80.

Когда еще важно знать численность персонала в 2019 году

Данный показатель используется при заполнении форм статотчетности № П-4, № 1-Т, при распределении налога на прибыль между обособленными подразделениями (ст. 288 НК), для определения способа подачи ряда отчетности.

Какие льготы есть у малого предприятия в 2019 году

Если по численности работников и другим критериям ваша фирма подпадает в субъекты МСП, то можно воспользоваться рядом “бухгалтерских” льгот.

Организации, которые относятся к малым, вправе вести упрощенный бухучет. И составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным значительно облегченным формам. Исключение — когда бухгалтерская (финансовая) отчетность требует обязательного аудита.

Так, малое предприятие, которое ведет учет в упрощенном порядке, может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим. А именно можно группировать данные на обобщенных синтетических счетах. Например, вместо счетов 25 и 26 использовать только 20. Готовую продукцию — вместо счета 43 — отражать вместе с товарами на 41-ом.

Малые предприятия имеют значительные преференции по учеты основных средств. Такие компании вправе принимать основные средства к бухучету при покупке лишь по цене продавца с учетом затрат на монтаж. То есть не включая в первоначальную стоимость прочие понесенные траты. При сооружении по аналогии берется только сумма договора на создание объекта. Все иные затраты, связанные с покупкой или строительством основных средств, сразу включаются в состав расходов.

Еще одна важная поблажка — амортизацию ОС малые предприятия могут начислять всего раз в год по состоянию на 31 декабря. Либо с другой, нежемесячной периодичностью. Например, ежеквартально. Все эти новшества внесены в ПБУ 6/01 в 2016 году и остаются актуальными и в 2019 году.

Субъекты МП могут не устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе и хранить там весь объем заработанного. Отменить лимит безопаснее соответствующим приказом (указание ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У).

Какие критерии отнесения к малому предприятию в 2019 году

Чтобы воспользоваться преимуществами, данными государством малому бизнесу, требуется подойти под установленные Федеральным законом лимиты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Условия и правила постоянно меняются, поправки в закон были внесены и в 2019 году. Соблюдение актуальных требований позволить малому предпринимательству воспользоваться большим списком льгот.

Правовые нормы

Федеральным законом №356 установлены критерии, по которым компанию можно отнести к малому предпринимательству. Определенные категории для этой группы дополнительно прописаны в Федеральном законе №209.

В соответствии с актуальным законодательством, к малому предпринимательству в 2019 году относятся:

  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Малым бизнесом являются коммерческие организации, которые имеют определенный статус, ведут установленные виды деятельности и соответствуют особым условиям при регистрации в налоговой. В дополнение к этим правилам им необходимо соответствовать действующим лимитам.

Какие критерии отнесения

Критерии отнесения к малому предприятию в 2019 году для удобства кратко определены в таблице:

Условие для квалификации

Цифровое значение

Размер участия в уставном капитале организации религиозных, общественных объединений и фондов До 25% Размер участия в уставном капитале компаний, который не имеет статус малого предпринимательства, в том числе иностранных фирм До 49% Удельный вес доли в уставном капитале фирм, относящихся к малому бизнесу Лимит не установлен Ограничения по численности наемных рабочих в зависимости от статуса предприятия До 15 человек на микропредприятии

До 100 человек на малом предприятии

До 250 человек на среднем предприятии Количество дохода за налоговый период До 120 миллионов рублей для микропредприятий

До 800 миллионов рублей для малых предприятий

До 2 миллиардов рублей для средних предприятий

Численность

Федеральным законом установлены значения, которые относятся к количеству нанятых сотрудников субъекта малого бизнеса, позволяющие отнести предпринимателя к малому предприятию. Значение установлено за прошедший налоговый период (12 месяцев).

В 2019 году микропредприятия были изменены в отношении их законодательного регулирования, но численность сотрудников не была затронута.

Последние изменения

В 2019 году произошли некоторые изменения, которые касаются Налоговой службы и отчетности предприятий:

  1. Число субъектов малого бизнеса было расширено, так как увеличились придельные значения принадлежность (например, уровень дохода).
  2. Увеличено количество предприятий, которые получили право оформить статус малого бизнеса.
  3. Изменился способ определения численности сотрудников. В прошлом использовалось значение средней численности, теперь используют среднесписочный показатель.
  4. Организации и ИП исключаются из графика плановых проверок Налоговой службы.
  5. Организации, которые подходят под критерии, вправе получить налоговые каникулы на 3 года.

Реестр малых и средний предприятий

Информация об организациях и предпринимателях остается в реестре ФНС, который ежегодно оформляется 1 августа в соответствии с состоянием на 1 июля. Список доступен на сайте налоговой, правила заполнения и ведения установлены Федеральным законом №209 от 2007 года.

В 2019 году в реестре находятся данные о статусе и капитале организаций, принадлежащих малому и среднему бизнеса. В нем открыта информация о других компаниях и их партнерах.

При заполнении поисковой строки в Едином реестре гражданин сможет найти:

  • ИНН предпринимателя или организации;
  • наименование и ФИО бизнесмена полностью;
  • дата добавления информации в Единый реестр;
  • информация об основном и побочных видах деятельности ОКВЭД;
  • точный адрес;
  • информация о товаре;
  • если есть, то лицензии;
  • обязательства предпринимателя в партнерстве.

Организации и ИП автоматически добавляются в реестр, если соблюдают установленные лимиты.

Налоговая служба оформит данные в едином реестре на основании информации, которая им доступна, в том числе:

  • декларация о доходах;
  • информация о количестве работников;
  • информация из ЕГРИП об уставном капитале и партнерах.

Предприятие потеряет статус малого бизнеса, если численность сотрудников или размер дохода превысят установленные актуальным законодательством в течение 3 налоговых периодов подряд.

Независимо от данных организации, ее не исключат до 1 июля актуального налогового периода, а информация в реестре появится 1 августа.

Плюсы и минусы

Плюсами являются:

  • во время налоговых каникул субъекты малого бизнеса не подвергаются плановым проверкам со стороны исполнительных органов. Послабление снимается, если в прошлом предприниматель привлекался к правонарушениям;
  • не существует кассового лимита. Фирмы могут действовать без определенного руководителям значения. Если есть желание, разрешено установить любой лимит на кассу;
  • упрощенная документация. Достаточно составить минимальную финансовую отчетность и сдать ее в конце года;
  • налоговые льготы, которые установлены в большинстве субъектов России. Например, налог на имущества, исчисляемого из кадастровой стоимости, уменьшается. Нюансы размера налога в регионе можно узнать в нормативных актах определенного субъекта.

В минусы можно отнести:

Ограничения в финансовых средствах Одним из главных недостатков является ограничение по размеру капитала, которое сдерживает развитие предпринимательства. Это влияет на объемы производства, инвестиции и маркетинговый бюджет. Малый бизнес разделяется на микропредпринимательство, чтобы соответствовать ограничениям
Конкуренция со стороны больших компаний Большинство крупных предприятий предпочитают иметь дело с большими поставщиками товаров и услуг, так как у них более известные торговые марки, увеличенный уставной капитал и раскрученный бренд, что внушает больше доверия. Малый бизнес зачастую проигрывает большим компаниям из-за ограничений по финансовым показателям. Руководители крупных организаций используют связи и влияния для лоббирования своих целей, что уменьшает шансы выживания малых предприятий
Разрешения, патенты и лицензии При оформлении лицензии малому бизнесу сложнее доказать свою состоятельность, чем более крупным организациям. Это также относится к патентам и разрешениям

У малого бизнеса есть преимущества и недостатки. Чтобы получить льготы и частичное освобождение от налогов, необходимо соответствовать актуальным требованиям законодательства.

Если предприниматель не планирует увеличивать бизнес, этот статус существенно сократит финансовую нагрузку на дело.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.

Что такое СОУТ

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Как проводить СОУТ

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

Сколько это стоит

Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.

На цену оказывают влияние следующие основные факторы:

  • средняя рыночная стоимость услуг;
  • размер фирмы, число рабочих мест;
  • наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
  • объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.

На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Когда проводить СОУТ нет необходимости

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит