Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения ->, порядок аттестации педагогических работников 2019 году

Содержание
  1. Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения
  2. Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения
  3. Аттестация педагогических работников на 2018-2019 год
  4. Основные сведения
  5. Существующие недостатки системы аттестации
  6. Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году
  7. Риски новой модели
  8. Перспективы роста
  9. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций
  10. Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения
  11. Цели проведения аттестации
  12. Порядок проведения аттестации
  13. Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году
  14. Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию
  15. Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы
  16. 2 этапа аттестации
  17. Типы аттестации
  18. Процедура аттестации

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах.

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.

При этом новые правила аттестации педагогических работников вызывают спорную реакцию профессионального сообщества. Учителя обеспокоены, что это еще больше будет отвлекать их от преподавания, занимать много времени, подтолкнет многих специалистов предпенсионного возраста, обладающих хорошими знаниями, но не владеющих некоторыми современными технологиями, уйти из школы и пополнить ряды репетиторов. Педагоги опасаются, что из-за формального подхода может быть искажена сама цель аттестации педагогических работников. Попробуем разобраться вместе.

Что нового? 5 изменений в порядке аттестации, которые ждут учителей в 2019 году

1. Новый формат.

В пробном варианте новая модель состояла из 3 частей: профессиональная задача, видеоурок или его часть и кейс. На выполнение кейса давалось 4 часа. Для подготовки видеоурока и решение профессиональной задачи – от 10 до 12 дней.

Однако по результатам пробного периода в конце прошлого года Министерство Просвещения уже внесло некоторые поправки. Они отражены в резолюции Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», 9 ноября 2018 года.

Мнение учеников о работе учителя – достаточно субъективный и спорный вопрос, поэтому этот фактор не будет использоваться в итоговой модели. Также отменен формат видеоурока. Именно подготовка отчетных видеоматериалов далась многим педагогам наиболее тяжело. Процесс видеомонтажа трудоемкий, занимает много времени и требует специальных навыков. Сложности вызывает и получение согласия родителей или законных представителей школьников на съемку. Чем будет заменен видеоформат, пока не ясно.

2. Обязательность.

С 2020 года процедура аттестации станет обязательной для всех педагогов и будет проходить 1 раз в 5 лет. Теперь у нее появятся уровни: обязательный и добровольный.

  • Обязательный. Молодой учитель, только что окончивший вуз, должен будет сдать экзамен на вхождение в профессию. Такой экзамен, например, сдают все российские медики. Через 2 года успешной работы, он аттестуется на соответствие занимаемой должности и обязан подтверждать свой статус каждые 5 лет.
  • Добровольный. Если педагог настроен на профессиональный и карьерный рост, он может пройти добровольную аттестацию на квалификационную категорию: первую или высшую. Вторая категория больше не применяется, она отменена.

3. Переходный период.

Министерство Просвещения во время переходного периода (5 лет) дает педагогам возможность самостоятельно выбирать старую или новую форму прохождения аттестации.

4. Новые должности.

Карьерный рост учителей поддерживается и профстандартом педагога 2019 года. Данный профстандарт предполагает не только горизонтальную карьеру – первая и высшая квалификационные категории, но и вертикальный рост. Уже подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников. Новые должности, которые появятся в школе – старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Соответственно, и зарплата педагогов будет сильно различаться.

5. ЕФОМ.

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) разрабатываются по запросу Министерства Просвещения и уже применяются для аттестации учителей. Они позволяют одинаково оценивать учителей из разных регионов страны. Пока регионы сами выбирают формат проверки: открытый урок или портфолио. Различаются требования, системы оценки. Универсальная процедура позволит этого избежать. Отчасти, ЕФОМ напоминают ЕГЭ, только для учителей. На сайте еформ.рф профессиональное сообщество может следить за ходом разработки комплекса материалов и участвовать в его обсуждении.

Список документов для аттестации

  • заявление;
  • аттестационный лист (копия) – если ранее была присуждена квалификация;
  • диплом об образовании (копия);
  • свидетельство о браке (копия) – если в представленных документах упоминаются разные фамилии;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационная карта с результатами деятельности;
  • профессиональное портфолио;
  • характеристика с места работы.

Если аттестация не пройдена

Если пройти аттестацию по каким-то причинам не удалось, педагог должен будет заняться повышением квалификации . Новая модель аттестации педагогов является частью общей Национальной системы учительского роста (НСУР), отмеченной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. НСУР предусматривает не только процедуру проверки знаний и навыков учителей, но и необходимость их непрерывного обучения.

Если аннулирована первая квалификационная категория, придется пройти дополнительное обучение и подать заявление на аттестацию в общем порядке. Если не подтверждена высшая квалификационная категория, сначала нужно получить первую и только через 2 года можно снова претендовать на высшую категорию.

Кстати, новый порядок отменяет правило, по которому педагогам с 20-летним стажем пожизненно присваивалась вторая квалификационная категория. Теперь опытные педагоги будут подтверждать квалификацию наравне со своими молодыми коллегами каждые 5 лет.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах.

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.

Аттестация педагогических работников на 2018-2019 год

Чтобы повысить качество работы преподавателей, ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные коррективы. Процесс проверки профессионализма преподавателей осуществляется по форме КИМов, используя за основание объективную оценку общефедерального уровня.

Основные сведения

Несколько лет назад Президент России одобрил формирование специальной системы учительского роста, главная задача которой – оценка уровня профессионализма отмеченных работников с помощью специальных наработок Минобразования. Чтобы узнать, по какому принципу запланирована аттестация педагогических работников на 2018-2019 год, следует изначально осудить главные положение этого процесса.

В установление категории российских учителей в ближайшем времени ожидается несколько новых требований, задействованных на всей территории РФ.

  1. Содержание – результативность труда учителя оценивается на основании специально заранее подготовленного материала, изложенного в форме КИМа. В таком виде оценивается не только знание предмета, а ещё и психолого-педагогическая методика его изложения перед учениками.
  2. Новая модель испытаний – обеспечивает стимулирование среди педагогов повышения качества собственного труда и его результативности.
  3. Перемены – предоставляют возможность обзавестись высшей категорией обычному учителю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать перед комиссией собственные профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории напрямую зависит зарплата педагога.

Причина перечисленной модернизации – решение вопроса о молодых учителях. Их зарплата и так не слишком примечательна, и пока их сослуживцы могут рассчитывать на более существенную оплату собственного труда, те, кто действительно хочет и может работать хорошо, вынужден соглашаться на мизер. Посему уже сейчас все молодые учителя массово подают заявку на досрочную аттестацию.

Существующие недостатки системы аттестации

На данный момент в России существует два типа аттестации представителей педагогической сферы.

  1. На присвоение квалификационной категории.
  2. На соответствие занимаемой должности.

Основным недостатком такой аттестации считается её «непрозрачность». Оказывается, к вопросу повышения квалификации в регионах страны подходят по-своему. Обязательным считается сам порядок проведения процедуры, а не её содержание. Проблема кроется в том, что нет единых требований к аттестации.

  1. Присвоение квалификационной категории осуществляется посредством оценки труда учителя – изучается его «портфолио». Вот только точных ЕФОМ и критерием квалификации при этом попросту нет.
  2. Нынешние правила Минобразования не позволяют молодому учителю, только получившему диплом, рассчитывать получить высшую квалификационную категорию. Согласно правилам, изначально придётся заслужить первую категорию, после чего можно претендовать на и высшую, но только не ранее, чем через два года после последней аттестации.
  3. Создание «портфолио» – аттестационного документа, отнимает у педагога немало времени и сил, кое он должен тратить на обучение школьников. В итоге, большая часть рабочего времени учителя расходуется не по назначению.
  4. Если педагогу уже удалось успешно справиться с аттестацией, у него пропадает всякое желание продолжать образование и обзаводится новыми профессиональными компетенциями из-за недостаточной мотивации. Проблема – отсутствие перспектив должностного роста.

Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году

Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2020 года.

На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.

Оглашённый вид аттестации проводится на основании оценивания педагогических качеств, навыков и результатов выполняемых обязанностей, прописанных в трудовом договоре. Часть, касающаяся должностных обязанностей преподавателя, руководствуется соответствующим ЕКС.

Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.

В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.

Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний той науки, что преподаётся;
  • коммуникативные навыки.

По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.

Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».

Риски новой модели

Оказывается, не всё ново – хорошо. Стоит ли использовать это утверждение по нынешней тематике? Давайте разберёмся.

  1. Пока толком непонятно, кто именно и по каким критериям должен проверять эссе педагога для оценки его кругозора. Возможно, в дальнейшем его заменять КИМами.
  2. Анализ урока учителя для определения его психологических характеристик:
  • требуются дополнительные финансовые затраты;
  • нет возможности получить разрешения на съёмку учеников от всех родителе.
  1. Профпригодность учителя можно оспорить в суде.

По мнению большинства нынешних педагогов, такой вид

проверки их знаний считается не вполне уместным, ведь в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом.

Что делать в случае, если педагог не смог пройти аттестацию? Увольнять никто никого не собирается, так как не эта цель главная. Правда, придётся смириться с дальнейшей переподготовкой: обучение, курсы повышения квалификации.

Перспективы роста

На сегодняшний день существующие модели аттестации никак не отражаются на профессиональном росте учителя. Благодаря новой модели можно рассчитывать на построение педагогической карьеры в разных направлениях.

НСУР предлагает правительству использовать для таких целей 3 должностные градации.

  1. Учитель. Закончил обучение, обладает знанием предмета и может свободно планировать и проводить уроки.
  2. Старший учитель. Педагог с первой категорией, овладевший инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, и способен самостоятельно разрабатывать учебную программу.
  3. Ведущий учитель. Педагог с высшей категорией, обладающий всеми компетенциями предыдущего звена и выступает в качестве интегратора.

Старший учитель может заниматься наставничеством, что не займёт слишком много его времени. Кстати, каждая из представленных градаций имеет собственное ответвление.

В завершение остаётся лишь добавить, что разработка новой системы аттестации российских учителей будет продолжаться вплоть до 2020 года. Апробация нововведений должны проходить в нескольких регионах страны. Баллы и все прочие, более подробные сведения по отмеченной теме, удастся узнать незадолго до момента официального вступления модернизаций в силу.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций

Статьи по теме

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Читайте, как проводится аттестация педагогических работников в 2019 году и какие перемены их ждут

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Аттестации станут более частыми. Прозвучала цифра «4 года», но в планах уменьшить ее до проверок один раз в 2-3 года.

Скачать документы из статьи:

Перечислим заявленные изменения:

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Однако до сих пор непонятно, как будут проводиться аттестации. Не готова материальная база, не разработаны методики сбора сведений и обработки персональных данных в случае видеозаписи урока. Сложно оценить учителя по одному занятию, «вырванному» из контекста годовой программы по предмету. Сейчас в 17 регионах проводится «полетная» апробация новых аттестаций для учителей русского языка и математики. Итоги ожидаются к 2020 году.

Не совсем ясна и ситуация с профстандартами. Сейчас их применение еще вызывает много вопросов. Официально наша сфера образования находится в переходном периоде, полное внедрение профстандартов завершится не раньше чем через два года. Сейчас применяются не профстандарты, а должностные обязанности педагога. Они берутся из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Пока самое заметное последствие заявленных нововведений – активное участие учителей в аттестациях по привычным «старым» правилам.

Что должен учесть в работе кадровик образовательной организации

Цели проведения аттестации

Главная функция тестирований — мониторинг знаний педагогического состава и проверка соответствия занимаемой должности. Проверки выявляют потребность в улучшении квалификации педагогов, мотивируют их получать дополнительное образование.

Сейчас используются два типа аттестаций, проводимых раз в 5 лет, – на подтверждение занимаемой должности и присвоение квалификационной категории.

Полученная категория не продлевается «автоматически», без повторной проверки. Но нет ограничений для специалистов, желающих добровольно пройти обследование и следовательно, улучшить свой рейтинг. Им достаточно написать заявление на адрес руководителя своего учебного заведения.

Порядок проведения аттестации

Процедура проверок сейчас регламентируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Этот нормативный акт утвержден приказом Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Обратите внимание: данный документ касается только педагогов школ, сотрудники вузов аттестуются согласно приказу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.

Как происходит аттестация? Заблаговременно подготавливается следующий пакет документов:

  • Заявление.
  • Данные о ранее пройденной аттестации.
  • Дипломы, удостоверения и прочие свидетельства, подтверждающие образование и квалификацию. Если с момента их получения менялись паспортные данные (например, учитель вступила в брак и поменяла фамилию)– копия документов, удостоверяющих личность.
  • Характеристика с места работы.

Далее оформляется представление о педагоге, направляется уведомление о дате и месте проведения аттестации. Если она проводится для выявления соответствия занимаемой должности, представление передает руководитель учреждения. «На категорию» учитель может подать и по собственной инициативе.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Документационное обеспечение работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы

Само мероприятие проводится заочно, на основании предоставленных сведений. Не возбраняется личное участие сотрудника. Комиссия рассматривает пакет документов и голосованием принимает решение о соответствии педагога занимаемой должности или присвоенной квалификации. Заседание завершается оформлением протокола. Он передается в личное дело сотрудника. Позднее оформляется выписка из протокола, которая также передается в школу.

Аттестация проводится каждые 5 лет. Некоторые сотрудники освобождаются от обязательной проверки. Это:

  • Уже имеющие действующую категорию.
  • Работающие в по специальности в одной организации менее 2 лет.
  • Будущие матери, «декретницы», родители детей до 3 лет.
  • Пребывающие на длительном больничном (дольше 4 месяцев).

Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году

Каждое образовательное учреждение должно принять локальный нормативный акт, утверждающий правила проверки. Мы подготовили для вас образец этого документа. Ориентируясь на его структуру и содержание, можно создать свое положение, с учетом ситуации в конкретной школе.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию

Для ведения преподавательской деятельности необходимо пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если учитель отказывается, он считается нарушителем 21 статьи ТК. Следовательно, руководитель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания, предусмотренные 192 статьей ТК. Это замечание, выговор и даже увольнение.

А вот повышать квалификацию необязательно, и никакого наказания за это не предусмотрено. Но это противоречит интересам самого педагога: если вовремя не пройти аттестацию, квалификация будет аннулирована. Это ощутимо скажется на заработной плате.

Если же учитель подал заявление, но не смог пройти проверку знаний, никаких санкций к нему применяться не будет. Рособрнадзор, разъясняя порядок прохождения аттестации, особо подчеркнул, что единственное последствие для «двоечников» — направление на курсы повышения квалификации.

Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы

С 2019 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2019 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2019 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит