Плановые расходы предприятия заработную плату включаются, плановые расходы предприятия заработную плату включаются

Содержание
  1. 6. Управление мотивацией и системами вознаграждения персонала компании
  2. 6.4. Планирование фонда заработной платы компании
  3. 3. Планирование расходов на оплату труда работников предприятия
  4. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок
  5. Планирование фонда заработной платы
  6. Планирование затрат автотранспортного предприятия
  7. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

6. Управление мотивацией и системами вознаграждения персонала компании

6.4. Планирование фонда заработной платы компании

Фонд заработной платы компании складывается из двух составляющих: фонда оплаты труда и выплат из фонда потребления.

Фонд оплаты труда (ФОТ) представляет собой совокупный размер денежных средств, направляемых предприятием на оплату труда персонала за определенный период. Чаще всего используется показатель годового фонда оплаты труда.

Доход сотрудника складывается из двух основных составляющих:

• нормативной, призванной возместить затраты труда работника на достижение нормативных показателей производительности;

• сверхнормативной, которая компенсирует затраты труда работника на превышение установленного уровня результативности или при работе в неблагоприятных условиях.

Соответственно фонд оплаты труда также делится на две составляющие — нормативный фонд и фонд поощрения.

Годовой фонд оплаты труда может планироваться тремя способами — приростным, аналитическим и остаточным.

При использовании приростного способа предполагается, что ФОТ в будущем периоде должен быть увеличен по сравнению с базовым на величину прироста производства продукции:

где ФОТ] ФОТ в планируемом периоде, ден. ед.; ФОТ0 ФОТ в базовом периоде, ден. ед.; ОПх объем производства продукции в планируемом периоде, ден. ед. или нат. ед.; ОП0 объем производства продукции в базовом периоде, ден. ед. или нат. ед.

При аналитическом способе расчета годовой фонд оплаты труда определяется исходя из трудоемкости производственной программы. Этот способ, в свою очередь, делится на две разновидности:

прямой — на основе фактической трудоемкости (зарплатоемко-сти) продукции предприятия;

косвенный — фонд оплаты труда формируется в зависимости от объективных характеристик разных категорий работников.

Годовой фонд оплаты труда основных рабочих ФОТ, ден. ед., при помощи прямого аналитического метода рассчитывается по формуле:

где ФОТи — годовой нормативный фонд оплаты труда, ден. ед.; ФОТп годовой фонд поощрения.

где Г — трудоемкость годовой производственной программы, ч; Ч — средняя часовая тарифная ставка, ден. ед./ч; Q, — коэффициент дополнительной оплаты труда (с учетом премий и доплат). Эту формулу можно представить следующим образом:

Годовой фонд оплаты труда для всех категорий персонала ФОТ^, ден. ед., может быть вычислен по следующей формуле (косвенный аналитический способ):

где Мт установленный минимальный размер ежемесячной оплаты труда, ден. ед.; Чп общая численность персонала; К — средний квалификационный коэффициент работников.

При остаточном способе полные затраты компании на оплату персонала ФОТ , ден. ед., определяются как разность между предполагаемой выручкой в планируемом периоде и себестоимостью (за вычетом ФОТ и налогов):

где В — планируемая выручка, ден. ед.; 5 — планируемая себестоимость (за вычетом ФОТ и налогов), ден. ед.

В общем фонде оплаты труда выделяют следующие элементы:

• часовой фонд оплаты труда рабочих;

• дневной фонд оплаты труда рабочих;

• месячный (годовой) фонд заработной платы рабочих;

• фонд оплаты труда учеников;

• фонд оплаты труда служащих;

• фонд оплаты труда прочих категорий работающих;.

• фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала;

• фонд оплаты труда работников непромышленной группы.

Часовой фонд оплаты труда рабочих ФОТч, ден. ед., включает в себя следующее.

1. Прямой сдельный фонд оплаты труда рабочих (ФОТПС), ден. ед., — суммарная величина заработной платы рабочих, начисляемая по сдельной форме:

где п — число наименований выпускаемой продукции; 5. — объем выпуска i-ro наименования продукции в плановом периоде, нат. ед.; PCi — суммарная планируемая сдельная расценка по i-му наименованию продукции, ден. ед./нат. ед.

2. Прямой тарифный фонд оплаты труда (ФОТПТ), ден. ед., — совокупный размер оплаты труда рабочих, оплачиваемых по повременной форме:

где ФВ мй — планируемый фонд времени одного рабочего, оплачиваемого по повременной форме, ч; ЧРив численность рабочих, оплачиваемых по повременной форме, чел.; ТСп — среднечасовая тарифная ставка, ден. ед./ч.

3. Премиальный фонд (ФОТп), ден. ед., предназначен для выплат премий за производственные результаты, предусмотренные действующей на предприятии системой премирования. Разовые премии в этот фонд не включаются.

Для расчета суммарной величины премий, планируемых к выплате рабочим-сдельщикам, используются следующие формулы:

где ПФа) планируемый премиальный фонд рабочих-сдельщиков, ден. ед.; ЗПсд — планируемый фонд основной заработной платы рабочих-сдельщиков, рассчитанный по сдельным расценкам, ден. ед.; Я, — размер премии в процентах от основного сдельного заработка рабочего, установленный за выполнение показателей премирования, %; П2 размер премии, установленный за каждый процент перевыполнения показателей премирования, %; Я3 — планируемый процент перевыполнения показателей премирования, %.

где ПФт планируемый премиальный фонд рабочих, оплачиваемых по повременной форме, ден. ед.; ЗПт — планируемая суммарная величи-

Формулы для расчета суммарной величины премий, подлежащих выплате в плановом периоде рабочим, оплачиваемым по повременной форме:

на заработной платы рабочих-повременщиков, рассчитанная по тарифу, ден. ед.; Я4 — планируемая величина премии рабочих-повременщиков в процентах от заработной платы по тарифу, не зависящая от степени перевыполнения показателей премирования, %; Я, — планируемая величина премий рабочих-повременщиков в процентах от заработной платы по тарифу, установленная за выполнение показателей премирования.

Предприятие само выбирает, по какой методике рассчитывать премиальные фонды рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.

Общая величина премиального фонда ФОТл, ден. ед., может быть найдена по одной из следующих формул:

где Пс средний планируемый размер премии производственных рабочих в процентах от прямого фонда заработной платы (сдельного и повременного), %.

4. Выплаты компенсирующего характера связаны с режимом и условиями труда. К ним прежде всего относятся следующие.

4.1. Доплаты рабочим по тарифу за ночное время работы ФОТти, ден. ед.:

где ФОТт прямой фонд оплаты труда рабочих в плановом периоде (рассчитанный по тарифным ставкам), ден. ед.; Уит — удельный вес ночной работы в процентах от общего фонда рабочего времени, %; ТС^ — среднечасовая тарифная ставка, ден. ед./ч; ФВноч — планируемый фонд ночного времени работы, ч; Кнт — коэффициент доплаты за работу в ночное время.

4.2. Доплаты за работу в праздничные дни рассчитываются отдельно для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.

В случае рабочих-сдельщиков используется следующая формула:

где ФОТшй плановая величина доплат рабочим-сдельщикам за работу в праздничные дни, ден. ед.; ЗПт — планируемая среднечасовая заработная плата рабочих сдельщиков, ден. ед./ч; Knd — коэффициент доплаты за

работу в праздничные дни; Кт коэффициент выполнения норм выработки рабочими-сдельщиками; Дт) — продолжительность рабочей смены в праздничные дни, ч; ЧСт) плановая численность рабочих-сдельщиков, занятых в праздничные дни, чел.; Н^ — число праздничных дней в плановом периоде.

Для расчета плановой величины выплат за работу в праздничные дни рабочим-повременщикам ФОТПДт, ден. ед., применяется следующая формула:

где ТСсчт среднечасовая тарифная ставка рабочих-повременщиков, ден. ед./ч; ЧПт1 — плановая численность рабочих-повременщиков, занятых в праздничные дни, чел.

По аналогичной методике рассчитывается плановый фонд доплат за сверхурочную работу, за работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда и т. д.

4.3. Доплаты рабочим за совмещение профессий ФОТСП, ден. ед.:

где Д — число рабочих дней в плановом периоде; п — число рабочих, совмещающих несколько профессий, чел.; ТСД. — дневная тарифная ставка г’-го рабочего, ден. ед.; Ка1 — коэффициент доплаты за совмещение профессий, %.

Полная величина часового фонда оплаты труда ФОТ,р ден. ед., рассчитывается по следующей формуле:

где ВКХ — плановая величина выплат компенсирующего характера, ден. ед.

Дневной фонд оплаты труда ФОТ,р ден. ед., включает в себя часовой фонд оплаты труда, а также доплаты за время, не учитываемое как отработанное, но входящее в состав отработанных чел.-дн. К ним относятся доплаты подросткам за сокращенный рабочий день и матерям за перерывы на кормление ребенка.

Доплаты подросткам ФОТпш)), ден. ед., рассчитываются по формуле:

где 4JImit количество льготных часов, приходящихся на одного подростка в день, ч; Чяод число подростков, занятых на предприятии

в плановом периоде, чел; ТСп, — среднечасовая тарифная ставка оплаты труда по работам, выполняемым подростками, ден. ед./ч; Д — число рабочих дней в плановом периоде.

Для расчета доплат матерям за перерывы на кормление ребенка ФОТ , ден. ед., используется следующая формула:

где ЧПю а — продолжительность перерывов на кормление ребенка, приходящихся на одну мать в день, ч; Ч — число матерей, занятых на предприятии в плановом периоде, чел; ТСпм среднечасовая тарифная ставка оплаты труда по работам выполняемым матерями, ден. ед./ч.

Полная величина дневного фонда оплаты труда рассчитывается по формуле:

Месячный (годовой) фонд оплаты труда рабочих (ФОТ^(Г)р), ден. ед., включает в себя дневной фонд оплаты труда за соответствующий период, а также дополнительные выплаты, к которым, в частности, относятся следующие.

1. Оплата целодневных невыходов на работу, связанных с выполнением государственных обязанностей, ФОТ, ден. ед.:

где Дю — среднее число рабочих дней, необходимых для выполнения государственных обязанностей, в расчете на одного рабочего в плановом периоде, дней; ФОТпд — плановый размер дневного фонда оплаты труда, ден. ед.; ФПВ — фонд полезного рабочего времени одного рабочего в плановом периоде, дней.

2. Плановая сумма выплат на очередные и дополнительные отпуска ФОТтп,д,ен.ея.:

где Пшт — средняя плановая продолжительность отпуска одного рабочего, дней; М — число месяцев в плановом периоде. 3. Доплаты за выслугу лет, ФОТк,„ ден. ед.:

где п — число категорий рабочих; ФОТт плановый годовой размер фонда оплаты труда i-й категории рабочих, ден. ед.; BJIi — величина вознаграждения за выслугу лет, установленная для i-й категории рабочих, %. Для расчета фонда оплаты труда служащих ФОТа ж, ден. ед., используется следующая формула:

где п — число категорий служащих; МДО. — месячный должностной оклад i-й категории служащих, ден. ед.; ССЧ. — среднесписочная численность i-й категории служащих, чел.; М — число месяцев в плановом периоде; ДПС. — прочие доплаты, включаемые в фонд оплаты труда i-й категории служащих, ден. ед.

Фонд оплаты труда учеников ФОТч, ден. ед., формируется на основе потребности предприятия в подготовке кадров и рассчитывается по формуле:

где ЗП ч среднемесячная заработная плата ученика, ден. ед.; Ч — планируемая численность учеников, чел.; СОр средний срок обучения, мес.

Фонд оплаты труда прочих категорий персонала ФОТа, ден. ед., включает в себя средства на оплату труда младшего обслуживающего персонала и сотрудников охраны и рассчитывается аналогично фонду оплаты труда служащих:

где m число прочих категорий персонала; МДОд1 — месячный должностной оклад jn категории персонала, ден. ед.; ССЧ — среднесписочная численность j категории персонала, чел.; М — число месяцев в плановом периоде; ДПд1 прочие доплаты, включаемые в фонд оплаты трудау’-й категории персонала, ден. ед.

Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала (ФОТппп), ден. ед., равен:

Фонд оплаты труда работников непромышленной группы (ФОТнпг), ден. ед., рассчитывается аналогично фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала.

Фонд потребления формируется из чистой прибыли предприятия и предназначен для обеспечения участия работников в итогах деятельности предприятия, а также для социальных выплат.

Общий плановый фонд оплаты труда предприятия ФОТ^ , ден. ед., равен:

Фонд потребления включает в себя две части: фонд потребления структурного подразделения (которым может распоряжаться само структурное подразделение компании для поощрения своих сотрудников) и централизованный фонд потребления (решения по распределению которого принимает руководство компании).

За счет фонда потребления структурного подразделения осуществляются следующие выплаты:

• премии за производственные результаты (сверх размеров, относимых на себестоимость);

• оплата жилья, компенсация стоимости путевок на лечение и отдых.

Централизованная часть фонда потребления служит для осуществления следующих выплат:

• вознаграждение сотрудников компании по итогам работы за год;

• оплата дополнительных отпусков (сверх предусмотренных законодательством);

• надбавки к пенсиям бывшим сотрудникам компании;

• единовременные выплаты уходящим на пенсию заслуженным сотрудникам;

• выплаты в связи с повышением цен на потребительские товары (сверх индексации доходов).

Плановый годовой фонд заработной платы f-ro структурного подразделения компании ФЗП, ден. ед., рассчитывается по формуле:

где ФОТ1 размер фонда оплаты труда i-го подразделения в плановом периоде, ден. ед.; ВФПСП. — плановый размер выплат из фонда потребления i-го подразделения, ден. ед.

Общий фонд заработной платы компании в целом (ФЗП), ден. ед., рассчитывается при помощи следующей формулы:

где п — число структурных подразделении компании; оФ11ц плановый размер выплат из централизованной части фонда потребления.

При планировании фонда заработной платы компании следует рассчитать среднюю величину заработной платы по различным категориям сотрудников. В практике планирования используют следующие средние показатели заработной платы.

1. Среднечасовая заработная плата рабочих ЗПСЧР, ден. ед.:

где ФОТч — часовой фонд оплаты труда рабочих, ден. ед.; ФРВЧЧ фонд рабочего времени рабочих, чел.-ч.

2. Среднедневная заработная плата рабочих ЗПСДР, ден. ед.:

где ФОТч дневной фонд оплаты труда рабочих, ден. ед.; ФРВЧЧ — фонд рабочего времени рабочих, чел.-дн.

3. Среднемесячная (среднегодовая) заработная плата рабочих

где ФЗП — месячный или годовой фонд заработной платы рабочих, ден. ед.:

где ВФПр выплаты рабочим из фонда потребления, ден. ед.; СС Ч а6 среднесписочная месячная (годовая) численность рабочих, чел.

4. Среднемесячная (среднегодовая) заработная плата других категорий работающих:

где ЗПСМ(Г) среднемесячная (среднегодовая) заработная плата других категорий работающих, ден. ед.; ФЗПМ(Г) — месячный или годовой фонд заработной платы других категорий работающих, ден. ед.;

где ВФПа — выплаты другим категориям служащих из фонда потребления, ден. ед.; ССЧ — среднесписочная месячная (годовая) численность других категорий работающих, чел.

При расчете этого показателя заработная плата учеников не учитывается.

5. Средняя плановая денежная заработная плата одного работающего ЗП’ ден. ед.:

где ФЗП — полный фонд заработной платы предприятия в плановом периоде, ден. ед.; ССЧ — среднесписочная численность сотрудников предприятия в плановом периоде, чел.

В фонд заработной платы не включаются (и не учитываются при расчете средней заработной платы) пособия, получаемые сотрудниками предприятия из средств социального страхования.

где Кзппт коэффициент соотношения темпов роста и производительности труда; Изп индекс заработной платы;

После расчета средних величин заработной платы производится сравнение темпов роста заработной платы и производительности труда при помощи следующей формулы:

где ЗПСП средняя заработная плата в плановом периоде, ден. ед.; ЗПСПРВ средняя заработная плата в базисном периоде, ден. ед.; И11Т индекс производительности труда;

где Птп — производительность труда в плановом периоде, нат. ед./ чел.-ч или нат. ед./чел.; Яге — производительность труда в базисном периоде, нат. ед./чел.-ч или нат. ед./чел.

Рекомендуется соблюдать выполнение следующего соотношения:

Это означает, что рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. Соблюдение данного соотношения обеспечивается за счет максимального использования резервов увеличения производительности труда.

3. Планирование расходов на оплату труда работников предприятия

В составе затрат предприятия расходы на трудовые ресурсы (в форме заработной платы, премий, налогов) составляют значительную долю и существенно влияют на величину прибыли, поэтому планирование фонда оплаты труда имеет особо важное значение.

В процессе экономического обоснования этого показателя необходимо учитывать следующие требования, адаптированные к специфике каждого предприятия:

— соответствие размера оплаты труда количеству и качеству индивидуального или бригадного труда;

— зависимость оплаты труда от результатов работы как отдельного работника, так и деятельности предприятия в целом;

— стимулирование повышения эффективности использования трудовых ресурсов с помощью оплаты труда;

— обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда.

При определении плановой величины фонда оплаты труда необходимо ориентироваться на достижение экономически обоснованных пропорций в части развития трудовых показателей. Это означает, что рост объема производства должен сопровождаться относительным снижением уровня расходов по заработной плате при увеличении абсолютного значения фонда и повышения средней заработной платы одного работника в условиях опережающего роста производительности труда.

К основным исходным предпосылкам планирования фонда оплаты труда относятся результаты экономического анализа развития этого показателя за предшествующие годы; рассчитанная на планируемый период численность работников; положения по оплате и премированию труда, разработанные на предприятии; законодательно-нормативные материалы по вопросам труда и заработной платы.

Механизм планирования оплаты труда должен обеспечить реализацию следующих целей:

— воспроизводство рабочей силы;

— создание стимулов для повышения количества и качества труда в плановом периоде;

— обеспечение роста средней заработной платы и качества жизни работников предприятия;

— обеспечение рационального соотношения в оплате труда работников различных категорий;

— сокращение текучести кадров.

В соответствии с действующими нормативными материалами все средства предприятия, направляемые на потребление (то есть, для работников), включают фонд заработной платы и сумму дивидендов (или процентов) по акциям и вкладам в имущество. Фонд заработной платы, в свою очередь, состоит из фонда оплаты труда и объема трудовых и социальных льгот, которые выплачиваются из чистой прибыли.

Поскольку фонд оплаты труда занимает наибольший удельный вес в составе выплат и включается в себестоимость продукции (в отличие от других выплат, которые не включаются в себестоимость), основное внимание при планировании уделяется обоснованию именно этого показателя.

Для удобства планирования фонд оплаты труда подразделяется на две части: фонд основной и дополнительной заработной платы. К основной заработной плате относится оплата труда за выполненную работу. Сюда входит сдельная заработная плата, тарифный фонд заработной платы, премии за производственные результаты. К дополнительной заработной плате относятся различные доплаты, как правило, не связанные с объемом выполненной работы (например, доплата за работу в ночное время, за сокращенный рабочий день, за работу в праздничные дни).

Для определения планового фонда оплаты труда применяются следующие методы:

— по достигнутой величине базового фонда оплаты труда;

— исходя из средней заработной платы;

— метод прямого счета.

При использовании первого метода плановый фонд оплаты труда определяется на основе аналогичного показателя базисного года; планируемого коэффициента роста объема производства; возможного сокращения (увеличения) численности работающих и достигнутого в базисном периоде размера средней заработной платы:

Фп = (Фб * К) ± (Эч * ЗП),

где: Фп — плановый фонд оплаты труда, тыс. руб.;

Фб — базисный фонд оплаты труда, тыс. руб.;

К — коэффициент роста объема производства;

Эч — плановое сокращение (увеличение) числа работников, чел.;

ЗП — средняя заработная плата в базисном периоде, тыс. руб.

Этот метод в связи с простотой расчета широко применяется на практике, однако он имеет существенный недостаток, который состоит в том, что в плановый фонд оплаты труда переносятся все нерациональные выплаты заработной платы базисного периода. Поэтому данный метод не предполагает рост эффективности использования живого труда, так как при увеличении численности работников увеличится и фонд оплаты труда.

Планирование фонда оплаты труда исходя из средней заработной платы состоит в определении планового фонда на основе плановой численности работающих по категориям и планируемой среднегодовой заработной платы одного работника данной категории:

где: Фп — плановый фонд оплаты труда, тыс. руб.;

Ч — численность работников по категориям, чел.;

ЗП — размер заработной платы в предплановом периоде, тыс. руб.;

К — коэффициент роста средней заработной платы работников.

По сравнению с первым методом данный метод более точен, так как он учитывает дифференциацию в оплате труда различных категорий работников.

Применение нормативного метода предусматривает два варианта: уровневый и приростной. При уровневом нормативном методе фонд оплаты труда определяется на основе планируемого объема выпуска товарной (валовой) продукции в стоимостном или трудовом выражении и планируемого норматива заработной платы на один рубль или нормо-час объема продукции:

где: Фп — плановый фонд оплаты труда, тыс. руб.;

П — объем выпуска товарной (валовой) продукции, тыс. руб.;

Н — норматив заработной платы на один рубль или нормо-час.

Использование этого метода оправдано при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть достаточно стабильны в течение всего планового периода; во-вторых, нормативы должны быть одинаковыми для всех однотипных подразделений, иначе возникнут противоречия и недопонимание среди работников.

Норматив затрат заработной платы на один рубль продукции или один нормо-час рассчитывается по формуле:

Н = ((Ф / ОП) * ((100 + ∆ЗП) / (100 + ∆ПТ)),

где: Н — норматив заработной платы на один рубль продукции или один нормо-час, руб.;

Ф — базовый фонд оплаты труда за вычетом нерациональных выплат, связанных с отклонением от нормальных условий труда, руб.;

ОП — фактический объем производства базисного года, руб.;

∆ЗП — плановый прирост средней заработной платы по отношению к базисному году, %;

∆ПТ — плановый прирост производительности труда по отношению к базисному году, %.

Приростной нормативный метод базируется на нормативе прироста фонда оплаты труда на один процент прироста объема производства:

Фп = Фб ± ((∆ОП * ∆Н * Фб) / 100),

где: Фп — плановый фонд оплаты труда, тыс. руб.;

Фб — базисный фонд оплаты труда, тыс. руб.;

∆ОП — прирост объема продукции к базисному году, %;

∆Н — прирост объема производства.

Поэлементный (прямого счета) метод планирования фонда оплаты труда предполагает детальный расчет каждой статьи планового фонда оплаты труда раздельно по категориям работающих (рабочих, служащих и т. п.). На первом этапе осуществляется расчет фонда оплаты труда рабочих по прямой сдельной форме заработной платы:

где: Ф — сдельный фонд оплаты труда, руб.;

ОП — объем производства работ, услуг в плановом периоде;

Р — планируемая сдельная расценка, руб.

Фонд оплаты труда также можно определить на основе трудоемкости производственной программы в нормо-часах и средней часовой тарифной ставки в рублях по формуле:

где: Т — трудоемкость производственной программы, нормо-час.;

С — часовая тарифная ставка, руб.

На втором этапе производится расчет прямого тарифного фонда оплаты труда рабочих, оплачиваемых по повременной форме заработной платы:

где: Ф — тарифный фонд оплаты труда, руб.;

С — средняя часовая тарифная ставка, руб.;

Фп — планируемый фонд времени одного рабочего, час.;

Ч — численность рабочих, охваченных повременной формой, чел.

Фонд заработной платы рабочих, труд которых оплачивается на основе месячных окладов, рассчитывается умножением их оклада на количество рабочих, имеющих одинаковый оклад и на число месяцев работы.

После определения основного фонда оплаты труда производится расчет премиального фонда, куда входят планируемые суммы премий за производственные результаты, предусмотренные действующим на предприятии Положением о премировании (в основном это премии за выполнение и перевыполнение плана).

Все прочие дополнительные выплаты (в основном связанные с режимом работы предприятия) определяются исходя из числа таких работников, количества особых дней или смен (ночные, праздники, сверхурочные и т. п.) и коэффициента, отражающего увеличение заработка.

Фонды оплаты труда служащих, а также обслуживающего персонала на планируемый период рассчитываются исходя из установленных для данной категории работников месячных окладов, численности этих работников по штатному расписанию и числа месяцев работы в данном периоде.

Штатное расписание представляет собой внутренний организационно-распорядительный документ, где отражается перечень должностей работников с указанием количества штатных единиц по каждой должности и размера месячного оклада или тарифной ставки. Годовой фонд оплаты труда определяется как сумма произведений числа работников и установленных им окладов с последующим умножением на количество месяцев в году. Полученная величина отражает основную (тарифную) часть планового фонда оплаты труда, в которую вносятся коррективы, учитывающие дополнительные выплаты (премии). Размер коррективов обычно определяется исходя из их среднего уровня, сложившегося за ряд предшествующих лет.

Общий фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала определяется как суммарная величина рассчитанных показателей.

Необходимо отметить, что в настоящее время на практике в большинстве предприятий все расчеты производятся укрупненным методом, несмотря на официальные рекомендации Министерства труда РФ, где регламентируются вопросы как формирования, так и планирования фонда оплаты труда. Это связано с рядом причин, основными из которых являются две:

1) предприятие должно быть конкурентоспособным в условиях рынка, поэтому оно всегда объективно будет стремиться к снижению затрат (в том числе и по заработной плате) и уходу от всех официальных нормативов;

2) у многих собственников пока не сложилось цивилизованное отношение к достойной оплате труда и они намеренно избегают подробностей в расчетах в целях повышения интенсивности труда работников без должного вознаграждения.

Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

Планирование затрат автотранспортного предприятия

Вопросы для контроля

1. Что представляет собой производительность труда? Как она измеряется?

2. Что понимается под заработной платой работника? Чем отличается реальная заработная плата от номинальной?

3. В чем состоит назначение доплат и компенсаций? Какие элементы денежных выплат к ним можно отнести?

4. Как можно рассчитать потребность персонала по категориям?

5. Какие выплаты планируются в составе фонда заработной платы?

6. Назвать категории персонала АТП. Как планируется их численность?

Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.

В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя – собственника предприятия, земли и т.д.

Для определения экономических издержек предприятия необходимо к бухгалтерским затратам добавить величину неявных расходов. Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставленных предприятию её владельцами.

Для расчета величины себестоимости перевозок на стадии планирования требуется определить все затраты, которые будет нести предприятие при перевозке грузов или пассажиров.

Планирование затрат автотранспортного предприятия осуществляется в соответствии с отраслевой «Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» от 24.06.03 № 153.

На автотранспортных предприятиях планированию подлежат следующие затраты (расходы):

— расходы по обычным видам деятельности (перевозки). Величина этих расходов планируется исходя из задач, решение которых обеспечивает: реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов автотранспортного предприятия; приобретение производственных запасов. В этой группе расходов определяются также плановые расходы на страхование, научные разработки и др.;

— совокупность плановых операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов автотранспортного предприятия.

Расходы пред­приятия по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия составляют себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет со­бой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты, связанные с производством транспортной продукции, классифицируют по экономическому и производственному признакам.

Сгруппированные по экономическому признаку затраты образуют элементы, на основе которых составляют сметузатрат. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. При определении плановой величины расходов по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия их группируют в следующие элементы затрат:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

В состав планируемого экономического элемента Материальные затратывходит стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильных шин и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам.

В элементе Затраты на оплату труда планируются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.

Планирование затрат по элементу «Отчисления на социальные нужды» осуществляется в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах, пропорционально сумме начисленной заработной платы всем категориям работников автотранспортных предприятий.

Сумма расходов по экономическому элементу Амортизация основных фондов в автотранспортных предприятиях учитывает величину амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации активной части основных фондов. Кроме названных затрат, планируется амортизация по объектам основных фондов, сданных автотранспортным предприятием в аренду.

Планирование расходов по комплексному элементу “Прочие затраты” осуществляется по всем затратам, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных выше элементов:

— налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования);

— отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления;

— платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, отчисления в специальные внебюджетные фонды и другие обязательные платежи;

— вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оплата работ по сертификации продукции;

— затраты на платежи по страхованию имущества организации;

— затраты на командировки по установленным законодательством нормам, оплата услуг связи, представительские и другие денежные расходы.

Группировка затрат по экономическим элементам является единой для всех отраслей народного хозяйства и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, состав и структуру общих расходов.

Представление затрат в виде сметы по перечисленным выше элементам используется при составлении баланса предприятия и при организации деятельности отдельных служб. Группировка затрат по элементам осуществляется при расчете налогооблагаемой прибыли.

Кроме расходов по обычной деятельности, как было отмечено выше, планируются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

К операционным расходам автотранспортного предприятия относятся следующие расходы: сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, связанных с кредитованием предприятия (плата за пользованием кредитами банка и др.) и с участием в уставных капиталах других предприятий и др.

Внереализационные расходы предприятия – это пени, штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на перевозку; компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности; средства, перечисляемые профсоюзным организациям и др.

Для определения себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. Классификация затрат по статьям калькуляции осуществляется по месту их возникновения и назначению (по производственному признаку). Конкретный перечень статей калькуляции зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) выделяют и отдельно планируют следующие статьи затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

— заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов с единым социальным налогом (ЕСН);

— смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

— износ и ремонт автомобильных шин;

— техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава;

— амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы.

В статью Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов входят: все виды заработной платы этой категории работающих за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, а также компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты; денежные премии в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности.

В статье Автомобильное топливо планируются затраты на все виды топлива, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок, по отпускным ценам (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), включая транспортно-заготовительные расходы.

В статье Смазочные и прочие эксплуатационные материалы планируются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава.

В статье Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава учитываются затраты на все виды технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов своими силами и оплату услуг по этим видам технических воздействий, выполненными сторонними организациями.

При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

— заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями и ЕСН;

— стоимость запасных частей и материалов;

— амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам.

При образовании на автотранспортном предприятии ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений от балансовой стоимости подвижного состава.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В составе статьи Износ и ремонт автомобильных шин планируются следующие расходы:

— заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;

— затраты по снятию и установке шин на колеса автомобилей;

— транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям;

— на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах при предъявлении ими счетов.

В статье Амортизация подвижного состава планируются затраты, отнесенные к элементу затрат “Амортизация основных фондов” в части собственного и арендованного подвижного состава.

В статье Общехозяйственные расходы (накладные расходы) учитываются:

— затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления; на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений, инвентаря административно-управленческого характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типографские принадлежности; прочие расходы;

— общепроизводственные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих; расходы на текущий ремонт станочного и другого оборудования; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства; ремонт и обслуживание основных производственных фондов, за исключением подвижного состава; на водоснабжение; топливо и энергию для технологических нужд; на содержание автомобилей хозяйственного и технического назначения; расходы на рекламу; уплату процентов по краткосрочным кредитам; арендную плату; оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и др.);

— сборы и отчисления (страхование имущества, оплата технических осмотров автомобилей, оплата стоимости номерных знаков, местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг и др.);

— непроизводительные затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, пособия в связи с производственным травматизмом и др.

При планировании себестоимости продукции принято классифицировать калькуляционные статьи затрат по следующим признакам:

1) по способу отнесения на себестоимость единицы продукции – прямые и косвенные;

2) по характеру зависимости от объемов производства – переменные и постоянные;

3) по составу (степени однородности) – простые и комплексные;

4) по степени участия в производственном процессе – основные и накладные.

Прямые – непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности (статьи затрат с 1 по 6). Косвенные затраты (по статье “Общехозяйственные расходы”) распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из этих видов.

К переменным относятся затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства. На автомобильном транспорте к переменным затратам относятся те, которые изменяются с изменением общего пробега подвижного состава. К ним могут быть отнесены следующие затраты: топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава (если амортизация начислена с учетом пробега подвижного состава).

К постоянным (условно-постоянным) относятся расходы, которые остаются стабильными при изменении объема производства продукции (общего пробега подвижного состава): общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления по подвижному составу (если амортизация начислена с учетом срока службы).

Затраты на заработную плату водителей выделяют в отдельную статью, так как они при сдельной форме оплаты труда зависят от пробега подвижного состава и не зависят при повременной форме.

Простыми называют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов: общехозяйственные расходы, затраты на ТО и Р подвижного состава и др.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (процессом перевозок): заработная плата водителей, топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава.

Накладные расходы – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним относятся общехозяйственные расходы.

Калькуляция себестоимости перевозок предполагает расчет суммарных затрат, приходящихся на единицу перевозок того или иного вида. Основными калькуляционными единицами принимают:

— 10 ткм при сдельной форме оплаты перевозок;

— 10 автомобиле-часов (10 АЧр) при повременной форме оплаты перевозок;

— 10 пасс-км при перевозках пассажиров в автобусах;

— 10 пл. км при перевозках автомобилями-такси.

Себестоимость единицы транспортной работы Si равна отношению общей суммы затрат на транспортную работу Собщi к общему объему транспортной работы Рi, т.е.

.

В практической деятельности АТП применяется метод укрупненного расчета себестоимости перевозок по группе переменных и условно- постоянных расходов. В этом случае общую сумму расходов по тому или иному виду перевозок рассчитывают по формуле

где Спер i – переменные расходы, приходящиеся на 1 км общего пробега автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, руб.;

Lобщ i – общий пробег автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, км;

Спост i – условно-постоянные расходы, приходящиеся на 1 ч работы автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, руб.;

АЧ р i – количество автомобиле- часов работы при выполнении i – го вида перевозок;

ФЗПвод i – фонд заработной платы водителей с ЕСН по i – му виду перевозок, руб.

В этом случае себестоимость 10 единиц транспортной работы i – го вида перевозок определяется по формуле

.

Показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов является себестоимостью обезличенной единицы продукции и может служить измерителем эффективности производственных затрат по отдельному предприятию и отрасли в целом. Показатель затрат на 1 руб. доходов (Sд) исчисляется по формуле

,

Д – общий объем доходов.

Правильное определение себестоимости перевозок важно не только потому, что себестоимость продукции является итоговым показателем, отражающим затраты живого и овеществленного труда на производство транспортных услуг, но и потому, что ее уровень является одним из главных показателей эффективности транспортных услуг.

Себестоимость перевозок следует рассматривать как синтетический показатель, на уровень которого влияет объем выполненной транспортной работы, ритмичность ее выполнения, уровень производительности труда, степень использования рабочего времени, правильность расходования фондов заработной платы, запасных частей, топлива, эксплуатационных материалов, степень использования элементов основного капитала, повышение уровня технической оснащенности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8715 — | 7459 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Планирование фонда заработной платы

Плановый годовой фонд заработной платы структурного подразделения (ФЗПп ), фирмы в целом (ФЗПп) определяются по формулам

где ФОТ п — фонд оплаты труда г’-го подразделения на плановый период, р.; ВФПп— выплаты из фонда потребления соответствующего периода, р., по г-му подразделению; ВФП^ — централизованная на уровне фирмы часть фонда потребления планируемого периода, р.; ВФПп — планируемые выплаты из фонда потребления по предприятию (в случае, если фонд потребления до структурных подразделений не доводится, а распределяется между работниками на уровне фирмы), р.; п — количество подразделений.

Распределение годового фонда заработной платы предприятия и структурных подразделений по плановым периодам (кварталам, месяцам) производится по формуле

где ФЗПп — плановый фонд заработной платы j-го квартала, р.; У СДб — удельный вес в фонде заработной платы базисного года оплаты по сдельным расценкам, в долях единицы; У оп — удельный вес объема производства у-го квартала в плановом объеме производства на год; У ПВ(_ — удельный вес повременной оплаты труда в годовом фонде заработной платы базисного года; Уф — удельный вес фонда рабочего времени j-го квартала в плановом годовом фонде рабочего времени; У OKg — удельный вес оплаты труда по окладам в базисном годовом фонде заработной платы; У ок — удельный вес оплаты труда по окладам в плановом фонде заработной платы на год.

С целью упрощения расчетов плановый фонд заработной платы по кварталам (месяцам) можно распределить пропорционально количеству рабочих дней или планируемого фонда рабочего времени в часах.

При планировании фонда заработной платы необходимо рассчитать среднюю заработную плату по различным категориям работающих. Расчет ведется на основе планового часового, дневного и месячного (годового) фондов заработной платы. Их соотношение приведено на рисунке 11.3.

Среднечасовая заработная плата рабочих (ЗПсчр) определяется по формуле

где Фчр — плановый фонд рабочего времени рабочих, чел.-ч.

Среднедневная заработная плата рабочих (ЗПсдр) определяется по формуле

где Фдр — плановый фонд рабочего времени рабочих, чел.-дн.

Среднемесячная (среднегодовая) заработная плата рабочих (ЗПСМ(Г)) рассчитывается по формуле

где Чсср — планируемое среднесписочное количество рабочих, чел.

Среднемесячная (среднегодовая) заработная плата других категорий работающих определяется делением планового месячного (годового) фонда заработной платы этих работников на их среднесписочную численность. Фонд заработной платы учеников при исчислении плановой средней заработной платы не учитывается.

Средняя плановая денежная заработная плата одного работающего фирмы определяется делением общего фонда заработной платы (ФЗП) на среднесписочную численность работающих фирмы (Чсс) в данном периоде.

Не включаются в фонд заработной платы и в среднюю заработную плату получаемые рабочими и служащими пособия из средств социального страхования.

Рис. 11.3. Структура фонда заработной платы

Плановые показатели по заработной плате заносятся в форму плана «Заработная плата» (табл. 11.2.).

Заканчивается планирование оплаты труда проверочным расчетом на соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда, которое рассчитывается по формуле

где /пт — индекс роста производительности труда; /зп — индекс роста заработной платы в плановом периоде по отношению к базисному.

Это соотношение должно быть меньше единицы и достигается максимальным использованием всех резервов роста производительности труда.

Планирование затрат автотранспортного предприятия

Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.

В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя — собственника предприятия, земли и т.д.

Для определения экономических издержек предприятия необходимо к бухгалтерским затратам добавить величину неявных расходов. Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставленных предприятию её владельцами.

Для расчета величины себестоимости перевозок на стадии планирования требуется определить все затраты, которые будет нести предприятие при перевозке грузов или пассажиров.

Планирование затрат автотранспортного предприятия осуществляется в соответствии с отраслевой «Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» от 24.06.03 № 153.

На автотранспортных предприятиях планированию подлежат следующие затраты (расходы):

  • — расходы по обычным видам деятельности (перевозки). Величина этих расходов планируется исходя из задач, решение которых обеспечивает: реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов автотранспортного предприятия; приобретение производственных запасов. В этой группе расходов определяются также плановые расходы на страхование, научные разработки и др.;
  • — совокупность плановых операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов автотранспортного предприятия.

Расходы предприятия по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия составляют себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты, связанные с производством транспортной продукции, классифицируют по экономическому и производственному признакам.

Сгруппированные по экономическому признаку затраты образуют элементы, на основе которых составляют смету затрат. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. При определении плановой величины расходов по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия их группируют в следующие элементы затрат:

  • 1) материальные затраты;
  • 2) затраты на оплату труда;
  • 3) отчисления на социальные нужды;
  • 4) амортизация основных фондов;
  • 5) прочие затраты.

В состав планируемого экономического элемента “Материальные затраты” входит стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильных шин и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам.

В элементе “Затраты на оплату труда” планируются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.

Планирование затрат по элементу «Отчисления на социальные нужды» осуществляется в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах, пропорционально сумме начисленной заработной платы всем категориям работников автотранспортных предприятий.

Сумма расходов по экономическому элементу “Амортизация основных фондов” в автотранспортных предприятиях учитывает величину амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации активной части основных фондов. Кроме названных затрат, планируется амортизация по объектам основных фондов, сданных автотранспортным предприятием в аренду.

Планирование расходов по комплексному элементу “Прочие затраты” осуществляется по всем затратам, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных выше элементов:

— налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования);

отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления;

платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, отчисления в специальные внебюджетные фонды и другие обязательные платежи;

вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оплата работ по сертификации продукции;

затраты на платежи по страхованию имущества организации;

затраты на командировки по установленным законодательством нормам, оплата услуг связи, представительские и другие денежные расходы.

?? Группировка затрат по экономическим элементам является единой для всех отраслей народного хозяйства и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, состав и структуру общих расходов.

Представление затрат в виде сметы по перечисленным выше элементам используется при составлении баланса предприятия и при организации деятельности отдельных служб. Группировка затрат по элементам осуществляется при расчете налогооблагаемой прибыли.

Кроме расходов по обычной деятельности, как было отмечено выше, планируются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

К операционным расходам автотранспортного предприятия относятся следующие расходы: сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, связанных с кредитованием предприятия (плата за пользованием кредитами банка и др.) и с участием в уставных капиталах других предприятий и др.

Внереализационные расходы предприятия — это пени, штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на перевозку; компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности; средства, перечисляемые профсоюзным организациям и др.

Для определения себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. Классификация затрат по статьям калькуляции осуществляется по месту их возникновения и назначению (по производственному признаку). Конкретный перечень статей калькуляции зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) выделяют и отдельно планируют следующие статьи затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов с единым социальным налогом (ЕСН);

смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

износ и ремонт автомобильных шин;

техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава;

амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы.

В статью “Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов” входят: все виды заработной платы этой категории работающих за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, а также компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты; денежные премии в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности.

В статье “Автомобильное топливо” планируются затраты на все виды топлива, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок, по отпускным ценам (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), включая транспортно-заготовительные расходы.

В статье “Смазочные и прочие эксплуатационные материалы” планируются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава.

В статье “Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава” учитываются затраты на все виды технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов своими силами и оплату услуг по этим видам технических воздействий, выполненными сторонними организациями.

При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями и ЕСН;

стоимость запасных частей и материалов;

амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам.

При образовании на автотранспортном предприятии ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений от балансовой стоимости подвижного состава.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В составе статьи “Износ и ремонт автомобильных шин” планируются следующие расходы:

заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;

затраты по снятию и установке шин на колеса автомобилей;

транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям;

на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах при предъявлении ими счетов.

В статье “Амортизация подвижного состава” планируются затраты, отнесенные к элементу затрат “Амортизация основных фондов” в части собственного и арендованного подвижного состава.

В статье “Общехозяйственные расходы” (накладные расходы) учитываются:

затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления; на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений, инвентаря административно-управленческого характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типографские принадлежности; прочие расходы;

общепроизводственные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих; расходы на текущий ремонт станочного и другого оборудования; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства; ремонт и обслуживание основных производственных фондов, за исключением подвижного состава; на водоснабжение; топливо и энергию для технологических нужд; на содержание автомобилей хозяйственного и технического назначения; расходы на рекламу; уплату процентов по краткосрочным кредитам; арендную плату; оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и др.);

сборы и отчисления (страхование имущества, оплата технических осмотров автомобилей, оплата стоимости номерных знаков, местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг и др.);

непроизводительные затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, пособия в связи с производственным травматизмом и др.

При планировании себестоимости продукции принято классифицировать калькуляционные статьи затрат по следующим признакам:

  • 1) по способу отнесения на себестоимость единицы продукции — прямые и косвенные;
  • 2) по характеру зависимости от объемов производства — переменные и постоянные;
  • 3) по составу (степени однородности) — простые и комплексные;
  • 4) по степени участия в производственном процессе — основные и накладные.

Прямые — непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности (статьи затрат с 1 по 6). Косвенные затраты (по статье “Общехозяйственные расходы”) распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из этих видов.

К переменным относятся затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства. На автомобильном транспорте к переменным затратам относятся те, которые изменяются с изменением общего пробега подвижного состава. К ним могут быть отнесены следующие затраты: топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава (если амортизация начислена с учетом пробега подвижного состава).

К постоянным (условно-постоянным) относятся расходы, которые остаются стабильными при изменении объема производства продукции (общего пробега подвижного состава): общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления по подвижному составу (если амортизация начислена с учетом срока службы). Затраты на заработную плату водителей выделяют в отдельную статью, так как они при сдельной форме оплаты труда зависят от пробега подвижного состава и не зависят при повременной форме.

Простыми называют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов: общехозяйственные расходы, затраты на ТО и Р подвижного состава и др.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (процессом перевозок): заработная плата водителей, топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава.

Накладные расходы — это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним относятся общехозяйственные расходы. Калькуляция себестоимости перевозок предполагает расчет суммарных затрат, приходящихся на единицу перевозок того или иного вида. Основными калькуляционными единицами принимают:

  • 10 ткм при сдельной форме оплаты перевозок;
  • 10 автомобиле-часов (10 АЧр) при повременной форме оплаты перевозок;
  • 10 пасс-км при перевозках пассажиров в автобусах;
  • 10 пл. км при перевозках автомобилями-такси.

Себестоимость единицы транспортной работы Si равна отношению общей суммы затрат на транспортную работу Собщi к общему объему транспортной работы Рi, т.е.

В практической деятельности АТП применяется метод укрупненного расчета себестоимости перевозок по группе переменных и условно- постоянных расходов. В этом случае общую сумму расходов по тому или иному виду перевозок рассчитывают по формуле

где Спер i — переменные расходы, приходящиеся на 1 км общего пробега автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, руб.;

Lобщ i — общий пробег автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, км;

Спост i — условно-постоянные расходы, приходящиеся на 1 ч работы автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, руб.;

АЧ р i — количество автомобиле- часов работы при выполнении i — го вида перевозок;

ФЗПвод i — фонд заработной платы водителей с ЕСН по i — му виду перевозок, руб.

В этом случае себестоимость 10 единиц транспортной работы i — го вида перевозок определяется по формуле

Показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов является себестоимостью обезличенной единицы продукции и может служить измерителем эффективности производственных затрат по отдельному предприятию и отрасли в целом. Показатель затрат на 1 руб. доходов (Sд) исчисляется по формуле

где Собщ — затраты;

Д — общий объем доходов.

Правильное определение себестоимости перевозок важно не только потому, что себестоимость продукции является итоговым показателем, отражающим затраты живого и овеществленного труда на производство транспортных услуг, но и потому, что ее уровень является одним из главных показателей эффективности транспортных услуг.

Себестоимость перевозок следует рассматривать как синтетический показатель, на уровень которого влияет объем выполненной транспортной работы, ритмичность ее выполнения, уровень производительности труда, степень использования рабочего времени, правильность расходования фондов заработной платы, запасных частей, топлива, эксплуатационных материалов, степень использования элементов основного капитала, повышение уровня технической оснащенности и др.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит