Каждый наш шаг, какие документы должен вести учитель

Содержание
  1. "Каждый наш шаг — это отчет." Учителя о том, стало ли у них меньше бумажной работы
  2. «У нас ведь миллион проверок. И на каждый вопрос проверяющего — у нас есть документ-ответ»
  3. Когда воспитатель должен вести документацию в детском саду?
  4. Практический совет:
  5. Какую отчетность должен вести учитель, а какую - не обязан.
  6. Учителя должны заполнять только пять документов – МОН РК
  7. Учитель в школе должен заполнять всего пять документов.

«Каждый наш шаг — это отчет.» Учителя о том, стало ли у них меньше бумажной работы

В конце декабря Минобразования определило список обязательных документов, которые теперь должен заполнять педагог. Например, у учителя их всего четыре, у классного руководителя — пять. Спустя две недели после нововведения TUT.BY поговорил с учителями и узнал, стало ли у них меньше бумажной работы.

Снимок используется в качестве иллюстрации

Инна — учитель английского и немецкого языков одной из школ Брестской области. Рассказывает, что о постановлении узнала из интернета. Директор с ними это не обсуждал.

— Четверть только началась, возможно, соберут позже, — предполагает педагог. — Хотя бумажной работы у меня и раньше было немного — тематическое и поурочное планирование, журнал и дневники. В нагрузку шли только электронные дневники и журналы, куда мы дублируем информацию из бумажных аналогов.

Елена (по просьбе педагога имя изменено), математик одной из школ Фрунзенского района Минска, считает: разбирать постановление с учителями их директор не будет.

— Зачем говорить об изменениях, которых не случилось? — задается вопросом собеседница. — По сути, эти четыре-пять документов и раньше были основными. Остальные бумаги — это, скорее, разовые анализы. Например, в конце каждой четверти я, как педагог-предметник, должна посчитать, сколько детей на какие отметки по математике учится, должна подвести средний балл и сравнить с прошлой четвертью.

Кроме того, продолжает Елена, после каждой контрольной она расписывает, сколько учеников не сделало первое задание, второе и т.д. Анализирует, почему так произошло, и как она будет эту проблему решать. Все это собирает в отчет, который идет на стол завучу.

— В конце четверти я считаю, сколько уроков математики в каждом классе провела, суммирую это с уроками в предыдущих четвертях и анализирую — успею я выполнить программу за год или нет, — далее перечисляет свои обязанности Елена.

Информацию об этом педагог также сдает завучу.

— Конечно, мы понимаем: не завуч придумала этот ворох бумаг. Ей нужно отчитаться вышестоящим органам, — рассказывает Елена. — И сказать, чтобы она сама по каждому предмету и классу делала такие анализы, — неправильно и нереально. Поэтому учителя вздыхают, бурчат, но идут навстречу.

Среди бумажной писанины, говорит собеседница, в их школе есть и портфолио, которое ведет каждый учитель. Тут педагоги собирают все свои заслуги.

— Здесь находится информация по моему самообразованию. Допустим, какую проблему я изучаю, какую книгу по предмету прочла последней, — приводит пример Елена. — Эта папка нужна только на случай проверки, поэтому обычно она лежит-лежит, а когда приходит время «Ч», быстро заполняется.

А еще, не скрывает учитель, в их школе любят проводить смотр кабинетов.

— Для этого я как «хозяйка» кабинета должна оформить большую папку, где раз в год записываю, сколько у меня комплектов мебели, составляю список из хранящихся тут книг, дидактических материалов и наработок. Вопрос лишь в том, кому это нужно?

«У нас ведь миллион проверок. И на каждый вопрос проверяющего — у нас есть документ-ответ»

Евгений работает в одной из минских гимназий.

— Я, как классный, веду журнал, составляю социально-педагогическую характеристику класса… — описывает свою работу собеседник. — Бумаг от нас и раньше требовали немного. Единственное, что выходит из обязательного списка, — контроль за питанием. Но, если это «сгрузят» на завуча, ему придется нелегко. Мне несложно помочь и заполнить информацию по своим детям.

По словам Евгения, в их учебном заведении есть медиацентр, специалисты которого и занимаются аналитической работой.

— Наша же задача как педагогов — учить детей, — говорит собеседник.

Василий (по просьбе учителя имя изменено) преподает в одной из школ Ленинского района Минска. Нововведение в их учебном заведении, рассказывает, пока не обсуждали. Станут ли они в третьей четверти работать по-новому, учитель не знает.

— Кроме Министерства образования есть еще и местная власть — управление образования, у которого хватает своих требований, — говорит педагог. — В частности, управление образования Ленинского района требует много бумаг. Каждый наш шаг — это отчет.

По словам Василия, учителя, например, обязаны вести протоколы классных собраний. Тут прописывают цели встречи, какие темы обсуждали, что за решения приняли.

— Но кому какая разница, о чем мы с родителями беседуем? — возмущен классный руководитель. — Кроме того, дважды в год мне нужно посетить каждую семью класса, составить отчеты и передать их социальному педагогу. Я понимаю, если это СОПовские семьи — вопросов нет. Но зачем идти к детям в сентябре составлять акты и повторять эту же работу в январе?

Василий говорит, раз в месяц их школа участвует в различных рейдах, например, «Дети в безопасности». По итогу учителю нужно посетить минимум три семьи и написать акты.

В конце каждой четверти, продолжает Василий, он сдает анализ воспитательной работы, которую провел в классе. Например, идеологической, патриотической, гражданской.

— Все это мы фиксируем в классном журнале — хорошо, но затем мы зачем-то переписываем еще и в отдельный отчет. Для чего?! — не понимает собеседник.

Но самая странная работа, с которой столкнулся классный руководитель, — это отчет занятости детей на каникулах.

— Здесь мы фиксируем данные родителей — Ф.И.О., место работы, телефон. Хотя все это есть в каждом классном журнале, — говорит Василий. — Дальше — больше. Мы должны записать, чем все каникулы будут заниматься дети и кто за них в этот период отвечает. Но мамы и папы и сами этого часто не знают, откуда мы, учителя, будем это знать?

Объяснить такой ворох бумаг педагог может только одним — управление, школа и учителя так себя страхуют.

— У нас ведь миллион проверок. И на каждый вопрос проверяющего — у нас есть документ-ответ.

Когда воспитатель должен вести документацию в детском саду?

Вопрос: В детских садах требуют написание документации в печатном виде (рабочая программа, планы и т.д). С написанием в печатном виде проблем нет — напишем. У многих есть свои ноутбуки, которые принесли на работу для этих целей. Возникает вопрос: в какое время воспитатель должен это делать? Я думаю, что в тихий час, когда один воспитатель находится в спальне с детьми, другой пишет в группе документацию. В другое время воспитатель занят с детьми (прием, зарядка, занятия, прогулка и т.д.).

Ситуация следующая: администрация обязала всех писать документацию в печатном виде — пишем утром перед приходом первого ребенка в сад, в тихий час, вечером, если всех забрали, не ежедневно, конечно, пишем, а на неделю-две. (Два месяца писали рабочую программу и на работе и дома.)

Родители недовольны, что воспитатель в ноутбуке сидит что-то делает, напрямую об этом воспитателю не говорят: говорят администрации, что ребенок рассказывает, что воспитатель в ноутбуке что-то делает.

Воспитателю дано распоряжение ноутбуком не пользоваться в рабочее время. В свою очередь администрация не может обьяснить родителям, что делает в ноутбуке воспитатель, воспитатель получает замечание. На вопрос воспитателя к администрации: дайте четкое время работы с документацией дни и время, например вторник, четверг с 13.00 до 14.00, вразумительного ответа не получили.

Скажите, где и когда должен заниматься воспитатель написанием документации в печатном виде: в рабочее время или дома? Или это должно быть установлено администрацией? В трудовом договоре сказано, что воспитатель должен вести документацию. Как быть? Ирина

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

По данному поводу в приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ) установлено:

— согласно п. 2.7. Приказа «норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования»;
— в соответствии с п. 1 Приложения к Приказу в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
— в порядке п. 4 Приложения к Приказу за педагогическую работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Исходя из правил ч. 4, 6 и 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — ФЗ №273) следует, что:

— академические права и свободы педагогического работника должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм локальных нормативных актах ДОО;
— рабочее время педагогического работника включает: учебную, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, а также другую педагогическую работу согласно трудовым (должностным) обязанностям и (или) индивидуальному плану;
— конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогического работника определяются трудовым договором и должностной инструкцией;
— режим рабочего времени и времени отдыха педагогического работника ДОО определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами ДОО, трудовым договором, графиком работы и расписанием занятий согласно требованиям ТК РФ и документов Минобразования России.

Вместе с этим, в п. 8.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. приказом Минобра РФ от 27 марта 2006 г. N 69) установлено, что:

— в ДОО (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
— режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка ДОО и иными локальными актами.

Значит, использование оставшихся 6 часов работы (от еженедельной нагрузки в 36 часов) при одновременной ежедневной работе двух воспитателей должны регулироваться локальными документами ДОО.

То есть, в нормах федерального законодательства конкретно не определено количество часов в неделю на подготовку документации. Однако, из приведенных выше правил следует, что воспитатель (равно как любой педагогический работник) может самостоятельно определять порядок ведения документации в рамках образовательной программы ДОО, в разработке которой он должен участвовать согласно п. 1 и 5 ч. 3. ст. 47 ФЗ №273.

Вместе с этим порядок методического обеспечения и ведения документации в рамках образовательной программы ДОО не должен нарушать вышеуказанные требования законодательства о продолжительности рабочего времени в 36 часов, трудового договора и документов ДОО, которые должны включать распределение рабочего времени воспитателя согласно п. 8.2. Положения (утв. приказом Минобра РФ от 27 марта 2006 г. N 69).

Практический совет:

Необходимо отразить минимальное количество часов (время рабочего дня) на ведение организационно-методической деятельности, подготовку документации в рамках образовательной программы ДОО (например, в период времени, свободный от проведения занятий с воспитанниками) в каком-либо из документов или нескольких документах:

  • в трудовом договоре;
  • в коллективном договоре ДОО;
  • в должностных обязанностях педагога;
  • в содержании образовательной программы ДОО;
  • в правилах внутреннего трудового распорядка ДОО;
  • в иных документах ДОО, определяющих рабочее время педагога.

Однако, не стоит забывать, что современные образовательные программы весьма тяжелы для их понимания и исполнения. И может так случиться, что соблюдая требования 36 часовой недели и не отдавая необходимое время для понимания мероприятий образовательного процесса, Вы не сможете стать полноценным участником образовательной программы Вашего ДОО.

То есть, частота и длительность исполнения обязанности по ведению документации (на работе или в нерабочее время) зависит не только от распределенных 36 часов по ставке и установленного графика работы в ДОО, но и от индивидуальных профессиональных возможностей, поскольку один воспитатель может потратить на составление документации 2 часа в неделю, а другому потребуется 6-8 часов.

Какую отчетность должен вести учитель, а какую — не обязан.

Уважаемые коллеги, возможно, вам пригодится информация о том, какую отчетность должен вести учитель, а какую — не обязан.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России совместно со специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлены дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей в целях оказания практической помощи в реализации мероприятий, обозначенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 » О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей «:

— контрольно-оценочные документы, в том числе электронный дневник, электронный журнал, классный журнал.

Министерство рекомендует исключить дублирование информации на электронных и бумажных носителях.

Выполнение учителем обязанностей администрации школы, в том числе отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную плату, размер которой определяется по соглашению сторон и исключительно на на добровольной основе с письменного согласия учителя.

Количество обязательных разделов рабочей программы снижено с 8 до трех:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Из дополнительных разъяснений:

в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

С учётом изложенного выполнение работы, не являющейся педагогической (например, сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона), и составление связанных с нею видов отчётной документации не входят в рабочее время педагогических работников, в том числе учителей. Следовательно, такая работа может выполняться только на добровольной основе, то есть с письменного согласия педагогического работника и за дополнительную оплату.

Кроме того, с письменного согласия учителя и с соответствующей дополнительной оплатой труда предусмотрено выполнение таких дополнительных видов работы, которые непосредственно связаны с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Как следует из Порядка аттестации, ни при аттестации в целях установления квалификационной категории, проводимой по желанию педагогических работников, ни при аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности, не предполагается представление учителями какой-либо отчётной документации.

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее – органы исполнительной власти), и руководителям образовательных организаций (далее – организации) рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями.

Законом № 273 предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя.

Ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя.

В должностные обязанности учителя включается участие в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти и руководителям организаций необходимо:

1) исключить практику запроса у учителей планов реализации методической темы, отчётов об их выполнении и иной избыточной документации;

2) учесть, что составление протоколов заседаний педагогического и иных советов образовательной организации относится к функционалу администрации организации, а выполнение функций секретаря при проведении таких мероприятий не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем может выполняться ими с их письменного согласия и за дополнительную оплату труда.

В должностные обязанности учителей входит обеспечение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в связи с чем предусматриваются периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

Кроме того, в должностные обязанности учителей входит выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности, для чего педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (пункт 10 части 1 статьи 48 Закона № 273).

При выполнении указанных должностных обязанностей составление учителями какой-либо отчётности о кратковременных дежурствах в организации и о ходе выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности не требуется.

Учителя должны заполнять только пять документов – МОН РК

Приказ министра образования о перечне документов утвердили в январе 2018 года.

В МОН РК определили пять документов, которые должны заполнять учителя. Об этом на совместном заседании Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса и социального совета по вопросам повышения престижа учителя сообщил вице-министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.

Приказ министра образования и науки РК об определении перечня документов для ведения отдельным категориям педагогических работников организаций образования был утверждён в январе 2018 года и уже работает, отметил он.

«Мы решили регламентировать количество документов, которые обязаны заполнять учителя. Заполнение других документов строго запрещается, и мы будем за этим следить. Учитель должен вести только такие документы как календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, журналы школьные, дневники и суммативное оценивание. Все остальные документы, которые были, где-то в каких-то школах директора их вводили, все эти документы мы признали незаконными», – сказал вице-министр.

Контролировать учебные заведения будут специальные департаменты по контролю.

Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что аналогичные приказы были приняты по классным руководителям и заместителям директоров.

По словам вице-минстра, также решён вопрос по дублированию классного журнала с электронного носителя на бумажный.

«Мы когда вводили электронные журналы, действительно в ряде школ была ситуация, когда учителя, где-то с точки зрения привычки, где-то боясь, что информация может быть утеряна, дублировали журналы на бумажный носитель. На сегодняшний день утверждён приказ, где мы написали, что в тех организациях образования, которые имеют широкополосный интернет, введение бумажных журналов не требуется и не допускается. Наши департаменты также контролируют этот вопрос», – отметил он.

Асхат Аймагамбетов отметил, что с 2017 года отменён подворовой обход, который учителя проводили во время всеобуча.

«В связи с тем, что сейчас у нас многие данные позволяют отслеживать информацию о детях в базах и в принципе решать вопрос по всеобучу, мы отменили подворовой обход, который долгое время мучил педагогов и был нагрузкой», – сказал он.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Учитель в школе должен заполнять всего пять документов.

В МОН рассказали, какой бумажной работой учителям заниматься необходимо, а что не входит в их обязанности. И куда жаловаться на директоров школ, передаёт Informburo.kz Вице-министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов во время августовской конференции педагогических работников в Астане назвал одной из больших проблем вопрос загруженности учителей. Он пояснил, что учителя заполняют большое количество отчётов, бумаг и так далее, поэтому в 2018 году в ведомстве приняли специальный приказ, где чётко регламентирован перечень документов, который должен заполнять учитель. «Это пять документов: журнал, который должен вести учитель, дневник, суммативное и формативное оценивание детей, календарно-тематическое планирование и поурочное планирование. Собственно, то, что должен вести учитель. Все остальные какие-то планы, другие документы – это не допускается, и учителя не обязаны и не должны вести эти документы», – уточнил он. Он подчеркнул, дополнительная нагрузка, которую налагает директор, в этом вопросе считается незаконной. «Это будет считаться незаконным, надо будет обращаться к нам, в департамент по контролю образования. И мы будем принимать соответствующие меры. Я не думаю, что директора будут придумывать всякого рода документы, потому что МОН как уполномоченный орган чётко регламентировал перечень», – сказал вице-министр. Асхат Аймагамбетов также отметил, что в МОН РК отменили практику обхода домов учителями. «Вы знаете, что до этого ещё одной проблемой было то, что учителя ежегодно, даже несколько раз в год обходили дома. Так называемый всеобуч. Ходили по этажам, частному сектору. Их кто-то запускал, кто-то не запускал. Но мы эту практику также отменили», – пояснил он.

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в «Магазине на «Уроке»!

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит