Государственная программа российской федерации содействие занятости, государственная программа российской федерации содействие занятости

Содержание
  1. 2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»
  2. 2.1 Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
  3. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»
  4. Государственная программа российской федерации «содействие занятости населения»
  5. Госпрограмма "Содействие занятости населения" утверждена премьером РФ
  6. Паспорт Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

2.1 Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

По итогам реализация программы ожидается достижение следующих результатов:

— создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

— предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

— создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

— удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

— снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

— создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

— обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

— обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

— поддержание социальной стабильности в обществе.

Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Государственная программа реализуется в 2013 – 2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются.

В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году — 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году — 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году — 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе.

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации стали 554,9 тыс. человек.

Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это – женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) – относительно низким.

В России, в отличие от зарубежных стран, существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица).

Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне, необходимом для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности. Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда. В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

Переход от товарно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Для этого необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ, с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными муниципальными учреждениями необходимо, постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого, в свою очередь, помимо формирования национальной системы квалификаций, необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применению в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.

Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, — к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный — Департамент занятости населения

Директор — Кирсанов Михаил Владимирович

Телефон/факс — (495) 870-67-74, (495) 587-88-89 (доб.1601)

П А С П О Р Т
государственной программы Российской Федерации
«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по труду и занятости,

Министерство финансов Российской Федерации

подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;

подпрограмма 2 «Внешняя трудовая миграция»;

подпрограмма 3 «Развитие институтов рынка труда»

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);

уровень регистрируемой безработицы;

уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности)

Срок реализации Программы

Объем бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году — 71649195,7 тыс. рублей;

в 2014 году — 75756345,3 тыс. рублей;

в 2015 году — 75919834,8 тыс. рублей;

в 2016 году — 75659568,1 тыс. рублей;

в 2017 году — 66592216,4 тыс. рублей;

в 2018 году — 68893473,9 тыс. рублей;

в 2019 году — 71152927,1 тыс. рублей;

в 2020 году — 73402406 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе

Государственная программа российской федерации «содействие занятости населения»

от 22 ноября 2012 г. № 2149-р

Государственная программа Российской Федерации
«Содействие занятости населения»

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Дата составления проекта государственной программы

31 октября 2012 г.

Директор Департамента занятости населения С.М. Нечаева,

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Государственной программы Российской Федерации

«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная миграционная служба

Министерство финансов Российской Федерации

1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2. Внешняя трудовая миграция

3. Развитие институтов рынка труда

Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Уровень безработицы

2. Уровень регистрируемой безработицы

3. Уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках

4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников

Сроки и этапы реализации программы

Этапы реализации программы не выделяются

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 634 872 256,92 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета

569 272 145,47 тыс. рублей, из них:

Минтруд России – 2 158 319,40 тыс. рублей;

Минфин России – 11 861 160,50 тыс. рублей;

Роструд – 426 485 079,17 тыс. рублей,

ФМС России – 128 767 586,40 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на реализацию:

подпрограммы 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» составляет 405 229 345,07 тыс. рублей,

подпрограммы 2 «Внешняя трудовая миграция» –

140 628 746,90 тыс. рублей,

подпрограммы 3 «Развитие институтов рынка труда» – 23 414 053,50 тыс. рублей

Объем финансового обеспечения программы за счет средств федерального бюджета по годам составит, тыс. рублей:

Ожидаемые результаты реализации программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе.

I . Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере
и прогноз ее развития

В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее – мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее – дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году — 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году — 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году — 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе.

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации стали 554,9 тыс. человек.

Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это – женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) – относительно низким.

В России, в отличие от зарубежных стран, существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица).

Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне, необходимом для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности.

Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда (по данным за 2011 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, предусматривала оплату труда ниже региональной величины прожиточного минимума).

В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.

Принимая во внимание, что целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы, одной из первоочередных задач совершенствования государственной политики в области защиты от безработицы является оптимизация критериев назначения пособия по безработице с одновременным повышением его размера. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в качестве критерия для обоснования и установления размера пособия по безработице необходимо использовать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по Российской Федерации, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

В соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875, в 2011 году к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда были отнесены: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область. В этих субъектах Российской Федерации сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышал среднее значение по Российской Федерации.

Одной из причин сохранения локализации региональных рынков труда является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности российских граждан являются:

недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;

отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

недостаточно скоординированная работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и частных рекрутинговых агентств в части предложения работы, переезда и трудоустройства российских граждан, желающих работать за пределами места своего проживания;

отсутствие гибкости механизма государственной поддержки российских граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации, как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации,
а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2012 год определена в количестве 1,7 млн. человек (как и в 2011 году).

При этом распределение потребности Российской Федерации в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, который составил в 2012 году 76% от потребности по Российской Федерации в иностранных работниках (в 2011 году – 73,5%, в 2010 году – 71,8%, в 2009 году – 65%).

В 2011 году иностранным гражданам было выдано 1,2 млн. разрешений на работу, что на 6,1% больше, чем в 2010 году.

В целях привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов, были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации соответствуют пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года высококвалифицированным специалистам выдано 3,1 тыс. разрешений на работу, в 2011 году – 10,8 тыс. разрешений на работу.

Иностранные работники, прибывающие в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность, не связанную с получением прибыли, у физических лиц на основании патента. С 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года количество выданных патентов составило 129,7 тыс., в 2011 году – 810 тыс. патентов.

В результате введения механизма получения патентов с середины 2010 года легализована трудовая деятельность более 1 млн. граждан, работающих по найму у физических лиц.

Вместе с тем, существующие механизмы квотирования и осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов нуждаются в совершенствовании.

В настоящее время осуществляется развитие Государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ), созданной на основе автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

ГИСМУ объединяет информацию, поступающую от территориальных органов ФМС России, а также сегмента межведомственного взаимодействия и содержит 63 млн. записей в активном доступе и около 57 млн. в архивном режиме.

В рамках изучения состояния процессов, связанных с пребыванием на территории России иностранных граждан, налажено взаимодействие с национальными объединениями, представляющими в Российской Федерации интересы трудовых мигрантов из различных стран ближнего и дальнего зарубежья. Ведётся работа с общественными, религиозными, международными организациями. В странах исхода мигрантов реализуются и планируются к проведению пилотные проекты по обучению потенциальных трудовых мигрантов обучению русскому языку.

Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства выявил:

— необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учётом перспектив развития экономики и рынка труда;

— возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы;

— необходимость усиления контроля за нелегальной миграцией с целью её минимизации.

Переход от товарно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Для этого необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ, с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными муниципальными учреждениями необходимо, постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого, в свою очередь, помимо формирования национальной системы квалификаций, необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применению в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.

Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, — к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 5,0 млн. человек в 2011 году до 4,3 млн. человек в 2012 году, а уровень безработицы – с 6,9% и 5,9% от численности экономически активного населения соответственно. В 2013-2015 годах численность безработных граждан и уровень безработицы будут оставаться стабильными (4,3 млн. человек и 5,9% соответственно).

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

Госпрограмма «Содействие занятости населения» утверждена премьером РФ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Содействие занятости населения», разработанную Минтрудом России. Целью госпрограммы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

В числе ее главных задач — предотвращение роста напряженности на рынке труда, привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики, содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Как сообщает Министерство труда и соцзащиты РФ, госпрограмма «Содействие занятости населения» рассчитана на 2013-2020 годы. Общий объем финансирования государственной программы составляет 634,9 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 569,3 млрд рублей. В 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов объем финансирования составит 229,7 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 205 млрд рублей.

В состав государственной программы включены три подпрограммы.

Первая, «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», предполагает профессиональную переподготовку безработных граждан центрами занятости населения, профориентацию, стимулирование переезда в поисках работы в экономически благополучные с точки зрения развития рынка труда регионы. Кроме того, добавила замминистра, в рамках этой подпрограммы необходимо развивать гибкие формы занятости, в том числе дистанционные, чтобы повысить уровень трудоустройства людей с инвалидностью и родителей детей-инвалидов.

Вторая, «Внешняя трудовая миграция», предполагает привлечение иностранной рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров. По словам Татьяны Блиновой, предусматривается совершенствование механизма определения потребности России в иностранных работниках.

Третья, «Развитие институтов рынка труда», предполагает мероприятия, которые позволят ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты, приведут к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом.

По материалам Министерства труда и соцзащиты РФ.

Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Паспорт

Государственной программы Российской Федерации

«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная миграционная служба

Министерство финансов Российской Федерации

1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2. Внешняя трудовая миграция

3. Развитие институтов рынка труда

Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Уровень безработицы

2. Уровень регистрируемой безработицы

3. Уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках

4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников

Сроки и этапы реализации программы

Этапы реализации программы не выделяются

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 634 872 256,92 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета

569 272 145,47 тыс. рублей, из них:

Минтруд России – 2 158 319,40 тыс. рублей;

Минфин России – 11 861 160,50 тыс. рублей;

Роструд – 426 485 079,17 тыс. рублей,

ФМС России – 128 767 586,40 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на реализацию:

подпрограммы 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» составляет 405 229 345,07 тыс. рублей,

подпрограммы 2 «Внешняя трудовая миграция» –

140 628 746,90 тыс. рублей,

подпрограммы 3 «Развитие институтов рынка труда» – 23 414 053,50 тыс. рублей

Объем финансового обеспечения программы за счет средств федерального бюджета по годам составит, тыс. рублей:

Паспорт Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

Государственной программы Российской Федерации

«Содействие занятости населения»

Ответственный Министерство труда и социальной защиты Российской

Соисполнители Федеральная служба по труду и занятости

Участники программы Министерство финансов Российской Федерации

Подпрограммы 1. Активная политика занятости населения и

программы социальная поддержка безработных граждан

2. Внешняя трудовая миграция

3. Развитие институтов рынка труда

Цель программы Создание правовых, экономических и

институциональных условий, способствующих

эффективному развитию рынка труда

Задачи программы 1. Предотвращение роста напряженности на рынке

2. Привлечение иностранных работников в

соответствии с потребностями экономики

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и

сохранению здоровья работников, обеспечение защиты

Целевые индикаторы 1. Уровень безработицы

и показаУровень регистрируемой безработицы

программы 3. Уровень удовлетворенности потребности экономики

субъектов Российской Федерации в иностранных

4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не

отвечающих гигиеническим нормативам условий труда,

в списочной численности работников

Сроки и этапы 2годы

реализации Этапы реализации программы не выделяются

Объемы бюджетных Объем бюджетных ассигнований на реализацию

ассигнований программы составляет ,92 тыс. рублей,

программы в том числе средства федерального бюджета

,47 тыс. рублей, из них:

Минтруд России ,40 тыс. рублей;

Минфин России -,50 тыс. рублей;

Роструд — ,17 тыс. рублей,

ФМС России — ,40 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения за счет средств

федерального бюджета на реализацию:

подпрограммы 1 «Активная политика занятости

населения и социальная поддержка безработных

граждан» составляет ,07 тыс. рублей,

подпрограммы 2 «Внешняя трудовая миграция» —

подпрограммы 3 «Развитие институтов рынка

труда» -,50 тыс. рублей

Объем финансового обеспечения программы за счет

средств федерального бюджета по годам составит,

│ │ Всего │Подпрограмма 1│Подпрограмма 2│Подпрограмма 3│

│2013 год│67 ,20│,80│,70│ 3 ,70│

│2014 год│68 ,50│,80│,10│ 2 ,60│

│2015 год│68 ,30│,80│,60│ 2 ,90│

│2016 год│68 ,85│,55│,50│ 2 ,80│

│2017 год│70 ,91│,01│,50│ 2 ,40│

│2018 год│72 ,90│,40│,50│ 2 ,00│

│2019 год│75 ,25│,75│,50│ 3 ,00│

│2020 год│77 ,56│,96│,50│ 3 ,10│

Ожидаемые создание условий для формирования гибкого,

результаты эффективно функционирующего рынка труда;

реализации предотвращение роста напряженности на рынке

программы труда за счет минимизации уровней общей и

создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно

до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для

удовлетворение не обеспеченного внутренними

ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет

внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан,

незаконно осуществляющих трудовую деятельность в

создание основы для приведения содержания и

соответствие с потребностями рынка труда путем

утверждения к 2015 году не менее 800

обеспечение сохранения здоровья работников за

счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит