Создание рабочих мест трудоустройства инвалидов, создание рабочих мест трудоустройства инвалидов

Содержание
  1. Создание рабочих мест трудоустройства инвалидов
  2. Создание рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов.
  3. Квоты и специальные рабочие места для инвалидов
  4. Примеры создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Пермском крае в 2010 году
  5. Как создать рабочее место для инвалида?
  6. ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ
  7. Квотирование рабочих мест
  8. Наша справка
  9. ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ
  10. ПРИМЕР
  11. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
  12. А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?
  13. ВАЖНО!
  14. Трудоустройство инвалидов
  15. НЕЛЬЗЯ!
  16. Резюме

Создание рабочих мест трудоустройства инвалидов

Документ : Трудоустройство инвалидов: проблемы создания рабочего места

Материал подготовлен специалистами издательства ООО «Баланс-Клуб»

Трудоустройство инвалидов:
проблемы создания рабочего места

Практически каждый год предприятия сталкиваются с проблемами, связанными с выполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Как правило, это оборачивается противостоянием между предприятием и Фондом социальной защиты инвалидов (далее — Фонд инвалидов). Общеизвестно, что органом, которому под силу поставить точку в споре между субъектами хозяйствования или между субъектом хозяйствования и государственным органом, является суд. Однако в спорах между работодателями и Фондом инвалидов, к сожалению, это удается не всегда. Причин тому несколько: с одной стороны — противоречие правовых норм, с другой — несовпадение интересов сторон. В настоящей консультации мы рассмотрим вопросы, которые наиболее часто возникают у предприятий, и воспользуемся при этом некоторыми данными из материалов судебной практики.

Правовые новшества 2005 года

Для начала вспомним, какие изменения произошли в законодательной базе, регулирующей трудоустройство инвалидов.

1. С 1 января 2005 года расширился круг предприятий, которые обязаны создавать рабочие места для инвалидов.

Теперь предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, на которых работает от 8 до 25 человек, должны создавать одно рабочее место для трудоустройства инвалидов (ст. 19 Закона № 875). Еще в прошлом году минимальный предел численности работников, обязывающий трудоустраивать инвалида, составлял 15 человек. Как видим, требования становятся строже.

Обязанность по трудоустройству инвалидов по-прежнему возлагается только на юридических лиц — работодателей. Частных предпринимателей, имеющих наемных работников, эта норма не касается. То есть даже если у частного предпринимателя трудится более восьми наемных работников, создавать рабочие места для инвалидов нет необходимости. Отсутствие обязанности означает и отсутствие ответственности за несоздание норматива рабочих мест.

В то же время следует сказать о том, что юридическим лицам, не выполнившим положения ст. 19 Закона № 875, придется уплатить штраф за невыполнение норматива рабочих мест для инвалидов.

2. Дополнены положения, касающиеся определения размера штрафных санкций.

Так, предприятия, на которых работает от 8 до 15 человек, должны создать 1 рабочее место для инвалида — либо им придется уплатить штраф за несозданное рабочее место в размере половины средней годовой заработной платы по предприятию (ст. 20 Закона № 875).

Для остальных категорий работодателей нормы остались прежними. Предприятие с численностью работающих 16-25 человек также должны создавать одно рабочее место, но предусмотренный за невыполнение этого требования штраф — больший: полная средняя годовая зарплата.

Аналогичным образом рассчитывается и штраф за несоздание рабочих мест предприятиями с количеством наемных работников 26 и более человек. Напомним, что в этом случае норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет 4 % от общей численности работающих. Для отдельных областей экономики (предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, электроэнергетики, автомобильного транспорта общего пользования, почтовой связи, телекоммуникаций) специальными законами установлено, что при расчете этого норматива используется не общее количество работников, а взятое с учетом некоторых исключений.

Как применяются изменения,
внесенные в Закон № 875?

Измененные положения ст. 19 и 20 Закона № 875 действуют только с 1 января 2005 года. Это означает, что создавать рабочие места согласно таким нормативам работодатели должны уже в текущем году, а отчитываться за это — по окончании 2005 года, не позднее 1 февраля 2006-го. Штрафные санкции (при невыполнении норматива рабочих мест для инвалидов) придется уплачивать до 15 апреля 2006 года.

До 1 февраля 2005 года необходимо было сдать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2004 год (ф. № 10-ПІ). Учитывая, что данный отчет составлялся в соответствии с нормами Закона № 875, действовавшими до 31 декабря 2004 года, то предприятиям, где число наемных работников в прошлом году составляло менее 15 человек, представлять его не было необходимости.

Создание рабочего места для инвалида

Порядок организации рабочего места для инвалида утвержден Постановлением № 314. Согласно п. 3 этого документа рабочее место будет считаться созданным, если оно:

— отвечает установленным требованиям рабочего места для инвалида соответствующей нозологии*;

— аттестовано специальной комиссией предприятия. В состав комиссии должны входить представители МСЭК, органов Государственного надзора за охраной труда, общественной организации инвалидов. Инициатором создания комиссии должно выступать само предприятие, которое обращается для этого с соответствующим запросом в указанные инстанции;

— введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида.

Следует сказать, что в Фонде инвалидов к толкованию этой нормы подошли однозначно, считая рабочее место инвалида созданным только при выполнении всех этих условий (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 08.11.04 г. № 06ю-456/1911-602/2). Иными словами, по мнению специалистов Фонда, пока инвалиды не будут трудоустроены на предприятие, оно обязано будет уплатить штраф даже в тех случаях, если рабочие места для инвалидов аттестованы, но на предприятие такие лица не направлялись или если инвалиды на предприятие трудоустроены, а их рабочие места не аттестованы.

Фонд инвалидов не принимает во внимание и тот факт, что штрафные санкции предусмотрены ст. 19 Закона № 875 за несоблюдение норматива рабочих мест, а не за то, что предприятие не аттестовало рабочее место либо не подыскало себе инвалида. Тем более что предприятия вообще не обязаны трудоустраивать инвалидов самостоятельно.

Обязанность вести учет нуждающихся в трудоустройстве инвалидов, а также способствовать их трудоустройству возложена на государственную службу занятости (п. 12 Постановления № 314). Определенные функции в этом плане вменены в обязанность органов Минтруда и социальной политики, местных советов и общественных организациий инвалидов (ст. 18 Закона № 875).

Таким образом, если предприятие создало рабочее место, проинформировало государственную службу занятости и местные органы социальной защиты населения о наличии свободных рабочих мест, которые могут быть заняты инвалидами, но инвалиды на данные предприятия не направлялись, по нашему мнению, штрафные санкции к ним применяться не должны. Такого мнения придерживается и Госкомпредпринимательства (письмо от 26.02.04 г. № 1119).

Более того, отрадно заметить, что судебные органы в таких ситуациях — также на стороне предприятий. Вспомним опубликованное в нашем еженедельнике решение суда по затронутому вопросу: постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 27.03.03 г..

Несколько позднее свое мнение по аналогичному спору изложил Верховный Суд Украины (постановление от 20.07.04 г.), указав в мотивировочной части решения, что «. анализ положений Закона № 875 позволяет сделать вывод о том, что обязанность предприятия относительно создания рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью подбирать и трудоустраивать инвалидов на созданные рабочие места. Это возлагается на органы трудоустройства».

Изучая решения судов, вынесенные по данному вопросу, можно выстроить цепочку действий, следуя которой предприятия могут избежать штрафных санкций:

1) определение норматива рабочих мест, которые должны быть заняты инвалидами;

2) создание таких рабочих мест (в частности, проведение их аттестации);

3) направление в органы трудоустройства информации о наличии на предприятии вакансий для инвалидов.

В дальнейшем, в случае возникновения по поводу трудоустройства инвалидов спора, уже Фонд инвалидов должен будет представить сведения о том, направлялись ли на предприятие инвалиды и по каким причинам им было отказано в приеме на работу. Именно эти вопросы ВСУ рекомендовал выяснить суду первой инстанции при повторном рассмотрении упомянутого нами спора.

Кстати, еще одним основанием освобождения предприятия от уплаты штрафных санкций может стать убыточность его деятельности. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 875 уплату штрафных санкций предприятия должны производить за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты всех налогов, сборов (обязательных платежей). Так, в еще одном постановлении ВХСУ по аналогичному вопросу от 25.05.04 г. № 2-23/10846-2003 конкретно указано, что оснований для удовлетворения требований Фонда инвалидов относительно взыскания штрафных санкций нет, поскольку судебными инстанциями установлено отсутствие у предприятия — ответчика по спору прибыли.

Правильно ли вы составили отчет
для представления в Фонд инвалидов?

Как мы уже сказали выше, не позднее 1 февраля 2005 года необходимо было сдать отчет за 2004 год по форме № 10-П1 (п. 2 Порядка № 1767). В текущем году от этой обязанности освобождались юридические лица, у которых в 2004 году работало до 14 человек (включительно).

Обратите внимание: отчет за 2004 год сдавался по новой форме, которая вместе с Инструкцией о порядке ее заполнения утверждена Приказом № 338 (опубликован в комплекте бланков бухгалтерской отчетности за январь 2005 года).

Сразу отметим, что от ранее действовавшей формы (утвержденной Приказом № 49) новая форма отчета отличается незначительно. Предлагаем сравнительную таблицу этих двух форм.

Форма № 10-ПІ
(утверждена Приказом № 49)
Форма № 10-ПІ
(утверждена Приказом № 338)
Называлась «Государственная статистическая отчетность» Называется «Отчетность»
Состояла из двух разделов:
1 — численность работников и ФОТ;
2 — список работающих инвалидов — штатных работников, занятых на предприятии в 200_ г.
Не подразделяется на конкретные разделы. Содержит таблицу, где указывается количество работников и ФОТ. Имеет приложение, в котором должны быть перечислены филиалы, отделения и обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. Поименный список работающих инвалидов уже не составляется

Основу отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов представляет таблица, озаглавленная «Количество работников и фонд оплаты труда» — и именно в ней рассчитывается сумма штрафа за невыполнение норматива рабочих мест. В заполненном виде эта таблица выглядит следующим образом (приведенные в ней данные — условные).

Назва показників Код рядка Фактично за рік
Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу, осіб 01 18
3 них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність, осіб 02
Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог ст. 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні”, осіб 03 1
Фонд оплати праці штатних працівників, тис. грн., з одним десятковим знаком 04 64,8
Середньорічна заробітна плата штатного працівника, грн. 05 3600
Сума коштів штрафних санкцій за нестворені робочі місця для інвалідів, грн. 06 3600

ПОЯСНЕНИЯ К ТАБЛИЦЕ

Данные строки 01 и строки 04 должны совпадать с показателями соответственно строк 1040 и 1070 формы № 1-ПВ (п. 3.6 Инструкции № 338).

Для расчета показателей строки 05 предлагается следующая формула: (Стр. 04 х 1 000) : Стр. 01.

Строка 06 определяется в том случае, если показатель строки 02 меньше показателя строки 03: (Стр. 03 — Стр. 02) х Стр. 05.

Исходными данными для расчета норматива рабочих мест является среднеучетное количество штатных работников учетного состава предприятия за год, которое указывается в строке 01. Такие данные рассчитываются в соответствии с п. 3.3.1 — 3.3.3 Инструкции № 171.

Заметим, что при заполнении отчета не решается давняя проблема, заключающаяся в том, что инвалиды, уже работающие на предприятии, не исключаются из числа работников, учитываемых при расчете норматива. Хотя такое исключение было бы вполне логичным. Разрешить эту ситуацию будет возможно только после внесения соответствующих изменений в законодательные акты, регулирующие вопросы трудоустройства инвалидов.

В строку 02 (среднеучетная численность работающих инвалидов) включаются инвалиды, работающие:

— на постоянной основе (независимо от режима работы);

— по срочному трудовому договору (с записью в трудовой книжке);

— по гражданско-правовому договору (при условии, что они не включаются в списки других предприятий — проще говоря, не имеют другого места работы (п. 2.1.9 Инструкции № 171)).

Инвалиды — внешние совместители не включаются в учетный состав работников предприятия (п. 2.3.3 Инструкции № 171). В качестве штатных работников они учитываются на основном месте работы.

Инвалид, работающий по совместительству на том же предприятии, где находится его основное место работы (как внутренний совместитель), в составе учетной численности штатных работников значится как одно физическое лицо.

Если отчет заполнен неправильно —
что делать?

Прямого ответа на данный вопрос не дают ни Инструкция № 338 по заполнению отчета, ни Порядок № 1767, ни другие документы. Поэтому, полагаем, ничто не мешает предприятию, обнаружившему ошибку в ранее представленном отчете, исправить ее и сдать в Фонд инвалидов новый отчет.

Что будет, если предприятие
не предоставит отчет?

Ответственность за непредставление отчета не предусмотрена ни Законом № 875, ни Порядком № 1776.

Между тем Фонд инвалидов в очередной раз высказался о том, что к провинившимся будет применяться ст. 186-3 КУоАП, предусматривающая ответственность за нарушение порядка представления данных государственных статистических наблюдений (письмо Фонда от 08.11.04 г. № 06ю-459/1915-584/2). Такой вывод основан на том, что форма № 10-ПІ в Приказе № 49 именовалась государственной статистической отчетностью по вопросам занятости инвалидов.

По нашему мнению, эта трактовка правовых норм, неправильная. Отчет о занятости инвалидов (ф. № 10-ПІ) представляется в Фонд инвалидов, который не является органом государственной статистики и не имеет полномочий по составлению протоколов об административном правонарушении в соответствии со ст. 1863КУоАП. Так же считают и в Госкомпредпринимательства (Письмо № 3590). Тем более что уже в Приказе №-338 форма № 10-ПІ названа просто отчетностью.

Таким образом, напрашивается вывод, что за непредставление отчетности предприятие не может быть привлечено к какой-либо ответственности. Однако предприятию, игнорирующему требования Порядка № 1767, следует быть готовым к тому, что обязать его представить отчет могут органы прокуратуры.

* Нозология — раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельных болезней, включая их описание, а также разрабатывающий их классификацию по родственным признакам (Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1980).

1. Закон № 875 — Закон Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», с изменениями.

2. Постановление № 314 — постановление КМУ от 03.05.95 г. № 314 «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов», с изменениями.

3. Порядок № 1767 — Порядок уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.01 г. № 1767.

4. Инструкция № 171 — Инструкция по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 07.07.95 г. № 171.

5. Приказ № 49 — приказ Государственного комитета статистики Украины от 10.01.02 г. № 49 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности по вопросам занятости инвалидов».

6. Приказ № 338 — приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.04 г. № 338 «Об утверждении формы № 10-ПІ почтовая — годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции по его заполнению».

7. Письмо № 3590 — письмо Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 18.06.03 г. № 3590 «Об ответственности субъектов предпринимательской деятельности за нарушения некоторых норм законодательства».

Татьяна Ноур,
куратор юридического направления
фирмы «Баланс-Клуб»

Материал получен из еженедельника «Баланс»
№ 7 , (15.02.2005), стр.35

Создание рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов.

3.1. Работодатели обязаны в соответствии с установленными квотами выделить (создать) рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места.

3.2. Определяя рабочие места для работников с ограниченными возможностями, работодатель может руководствоваться приложением к постановлению Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150. Этим документом утвержден перечень приоритетных профессий, овладение которыми дает инвалидам возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

3.3. Количество и виды рабочих мест для инвалидов (специализированные или обычные), их размещение в объемно-планировочной структуре здания (рассредоточенное или в специализированных цехах, производственных участках и специальных помещениях), а также необходимые дополнительные помещения устанавливаются в задании на проектирование (Свод правил СП 59.13330.2011. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).

3.4. Рабочие места инвалидов должны быть безопасны для здоровья, рационально организованы. Они должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение местных органов Роспотребнадзора. В задании на проектирование следует устанавливать их специализацию и, при необходимости, включать комплект мебели, оборудования и вспомогательных устройств, специально приспособленных для конкретного вида заболевания.

3.5. В рабочей зоне (пространстве рабочего места) или помещении должно быть обеспечено выполнение комплекса санитарно-гигиенических требований к микроклимату в соответствии с действующими нормативными документами, а также дополнительными требованиями, устанавливаемыми в зависимости от вида заболевания инвалидов.

3.6. Санитарно-бытовое обслуживание работающих инвалидов должно обеспечиваться в соответствии с требованиями СП 44.13330.2011 (Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87).

3.7. Согласно ст. 224 ТК РФ, ст. 23 ФЗ от 24.11.1995 № 181, работодатель обязан создавать для инвалидов необходимые условия труда в соответствии с ИПР. Помимо индивидуальных условий и рекомендаций, содержащихся в ИПР, существуют также и общие нормативные требования к рабочим местам инвалидов.

Условия труда, в которых осуществляется деятельность здорового человека, регламентированы в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критериях и классификациях условий труда. Руководство — Р 2.2.20060-05», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 года.

Согласно этим критериям показанными условиями труда для инвалидов являются условия труда:

— оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1-й и 2-й классы) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;

— работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической динамической и статической нагрузкой; в отдельных случаях — с выраженной физической нагрузкой (3.1);

— работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы.

— рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;

— работа, преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами);

— работа преимущественно в одну (дневную) смену;

— работа, характеризующаяся незначительной (1), умеренной (2), в отдельных случаях — выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей.

— работа без выраженной монотонности нагрузок.

Противопоказанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются:

— физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.):

— химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);

— биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);

— физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;

— нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

3.8. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 утверждены санитарные правила СП 2.2.9.2510 — 09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — санитарные правила), устанавливающие необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов.

Санитарные правила устанавливают обязательные требования к основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

Помимо создания необходимых условий труда в соответствии с ИПР работодатель должен обеспечить для инвалида:

— подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов, их профессиональных навыков и состояния здоровья;

— разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

— трудоустройство в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

— организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

— составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

— производственный контроль выполнения санитарных правил и гигиенических нормативов;

— наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

— принятие необходимых мер в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

3.9. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида- это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

3.10. Санитарные правила предусматривают требования к проектированию и организации специальных рабочих мест для инвалидов. Такие рабочие места должны предусматривать:

— использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;

— использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;

— выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;

— оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы.

3.11. При организации рабочего места инвалида работодатель должен распределить оборудование и мебель на рабочем месте таким образом, чтобы обеспечить безопасность и комфортность труда. Рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы и другие элементы оргтехоснастки рабочего места инвалида должны соответствовать его антропометрическим данным. Для этого санитарные правила предусматривают таблицы с указанием необходимых соотношений.

3.12. Вспомогательные, специальные и санитарно-бытовые помещения должны располагаться в одном здании с производственными цехами или же соединяться с ним теплым переходом. При размещении производственных помещений выше второго этажа должны быть предусмотрены тихоходные пассажирские лифты.

3.13. Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

3.14. Санитарные правила устанавливают специальные требования к условиям труда для некоторых категорий инвалидов в зависимости от вида нарушения функций организма. Так, для работников-инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить возможность трансформировать отдельные элементы оборудования и мебели на рабочем месте.

3.15. Рабочие столы для таких работников должны иметь изменяемые высоту и наклон рабочей поверхности, а также регулируемую подставку для ног. Рабочие стулья должны позволять изменить положение сиденья по высоте и наклону. В отдельных случаях необходимо оснащать стулья приспособлениями для рабочих инструментов, устройством, обеспечивающим перемещение вдоль рабочей плоскости по направляющей, специальными сиденьями, компенсирующими усилия при вставании.

Квоты и специальные рабочие места для инвалидов

По состоянию на: 07.11.2012
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2012
Автор: Сулейманова Г. А.
Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечение) 2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) 3. Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (извлечение) 4. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (извлечение)

Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности. И это несмотря на то, что по закону недобросовестные работодатели могут быть привлечены к ответственности.

Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться.

Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов.

На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится. Но что такое квота — разъясняется в некоторых региональных законах.

В частности, согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота — это минимальное количество рабочих мест для категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под квотированием рабочих мест понимается выделение рабочих мест для трудоустройства таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

На федеральном уровне размер квоты на сегодняшний день определяется только для инвалидов.

Закон устанавливает не размер квоты для приема на работу инвалидов, а ее минимальные и максимальные значения

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Как видим, Закон о защите инвалидов устанавливает не размер квоты, а ее минимальные и максимальные значения — не менее 2 и не более 4 % к среднесписочной численности работников, тогда как размер квоты устанавливается законодательством субъекта РФ.

Поэтому в разных субъектах РФ фактический размер квоты может различаться в пределах, установленных федеральным законом.

Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный — 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области — 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины — 4 % от среднесписочной численности работников.

Обратите внимание: при квотировании следует руководствоваться не штатным расписанием, а реальной среднесписочной численностью работников.

Как рассчитать количество рабочих мест в счет установленной законом квоты, если общая численность работников организации постоянно меняется?

Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается в зависимости от среднесписочной численности работников на начало отчетного периода.

Таким образом, при изменении количества работников в организации меняется и количество квотируемых рабочих мест для инвалидов.

С уменьшением среднесписочной численности работников уменьшается число квотируемых рабочих мест для инвалидов вплоть до отмены квот в организации.

Напомним, что квота — это минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен предоставить для трудоустройства инвалидов. Откуда возьмется это рабочее место — из числа уже существующих на предприятии или за счет создания новых рабочих мест — значения не имеет.

В организации есть несколько вакантных должностей в счет установленной квоты на инвалидов. Должны ли мы их предлагать работникам, увольняемым по сокращению штата, если нет других вариантов для перевода?

Смысл квотирования в том и заключается, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников — в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?

В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно — о создании специальных рабочих мест для таких работников.

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В каждом отдельном случае оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом их профессии (специальности), характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, а также уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Более того, на практике для нужд инвалидов может возникнуть необходимость в дополнительном оснащении коридоров, лестниц, столовых, туалетов и других помещений организации. Поскольку минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается на региональном уровне, здесь возможны различные варианты.

Постановлением правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

    на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.

Кстати сказать

Расходы организации по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.

Так, в 2011 г размер выплат работодателю из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб. Мероприятие проходило во всех субъектах Российской Федерации. За период с января по декабрь 2011 г по программе заключены договоры с 11 000 организаций. В рамках договоров трудоустроено на оснащенные специальным оборудованием рабочие места 10 730 инвалидов.

В дальнейшем также предполагается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды

Как указано в ст. 25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.

В этих целях, согласно той же ст. 25 Закона о занятости, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Что подразумевается под выполнением квоты для приема на работу инвалидов?

Выполнение квоты — это непосредственное трудоустройство инвалида.

Например, согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу инвалидов признается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Порядок уведомления органов службы занятости, как правило, более подробно определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Органы службы занятости при выявлении нарушений работодателями установленных правил квотирования рабочих мест направляют в Государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о работодателях, отказавших в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также не предоставивших информацию о выполнении квоты и допустивших нарушения действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам квотирования рабочих мест.

Кстати сказать

Согласно ст. 20 Закона о защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.1993 № 150.

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником. Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать?

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Сотрудники, уполномоченные на проведение проверки, изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, а также посещают помещения организации, в которых инвалиды трудятся.

Кроме того, они проверяют соблюдение организацией следующих положений:

1) соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

2) соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

3) предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

КВОТЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Сейчас все чаще говорят о праве субъектов РФ устанавливать обязательные платежи для работодателей вместо квоты. И мнения специалистов по данному вопросу расходятся.

Напомним, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 21 Закона о защите инвалидов, где устанавливались ежемесячные обязательные платежи работодателей в бюджет субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Здесь же предусматривалось, что размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ.

Но есть такая точка зрения, что и в настоящее время субъекты РФ имеют полное право устанавливать обязательные платежи работодателям за каждого нетрудоустроенного инвалида в счет квоты, потому как не все хотят, а главное, не все могут в силу специфики своего производства, выполнить такие квоты.

При этом введение законодательством субъектов РФ возможности для работодателей вносить платежи вместо выполнения квоты ни в коей мере не рассматривается как ограничение прав работодателей. Напротив, у работодателей, таким образом, появляется право выбора поведения: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Причем решение о внесении платежей работодатель принимает самостоятельно на добровольной основе.

Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Более того, в ст. 21 Закона о защите инвалидов по поводу обязательности соблюдения квот сделано лишь одно исключение. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Для всех остальных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, численность работников которых превышает 100 человек, обязанности соблюдать квоты никто не отменял.

Примеры создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Пермском крае в 2010 году

Примеры создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Пермском крае в 2010 году

1. трудоустроил инвалида III группы по зрению на специальное рабочее место видеооператора. Были приобретены: клавиатура с увеличенными кнопками и объемным опознанием, контроллер для слабовидящих.

2. фабрика деревянной игрушки» создало 5 специальных рабочих мест для инвалидов III группы с ограниченными способностями по профессии отделочник деталей игрушек. Было куплено и установлено защитное оборудование с устройствами защиты.

3. Некоммерческая организация «Фонд реабилитации детей-инвалидов и малоимущих семей» организовала 2 (два) рабочих места для слабовидящих инвалидов. Приобретено: принтер, ноутбуки с программным обеспечением Infovox Desktop (для слабовидящих).

4. Некоммерческая организация «Фонд поддержки местного сообщества «Территория успеха»» оборудовала 1 (одно) рабочее место секретаря и 1 (одно) место офис-менеджера для 2 (двух) инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Приобретены: ноутбук, принтер, 2 (два) комплекта специальной облегченной мебели: столы и низкие стеллажи, рабочие кресла на колесиках с регулируемыми спинками и высотой сиденья.

5. Краснокамская районная организация Пермской краевой организации общества инвалидов» организовало 1 (одно) рабочее место парикмахера для женщины-инвалида III группы (астматик) Планируется покупка: парикмахерского оборудования и специального кондиционера для охлаждения и очищения воздуха.

6. ТСЖ «Луч» создало 1 (одно) рабочее место бухгалтера для инвалида III группы. Был приобретен очиститель воздуха.

7. «Всероссийское общество инвалидов» организовало 2 (два) рабочих места для инвалидов II и III групп по специальности бухгалтер и швея. Были куплены: швейная машинка, стол для пошива, ноутбук, 2 (два) масляных радиатора, компьютерный стол с тумбой слева.

8. фурнитура» организовало 5 (пять) специальных рабочих мест по профессии штамповщик по изготовлению мебельных гвоздей для 2 (двух) инвалидов III группы по зрению со степенью ограничения I и 1 (одного) инвалида II группы со степенью ограничения II, а также 2 (двух) инвалидов III группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и I степенью ограничения к трудовой деятельности. Для создания рабочих мест было куплено: 5 комплектов оборудования. А именно комплект стоек, светильники, подставка для ног, стул лабораторный без подлокотников, подвесная тумба.

9. Краевое государственное автономное стационарное учреждение Чайковский дом-интернат организовал 4 (четыре) специальных рабочих места для инвалидов.

Было дооснащено 1 (одно) рабочее место библиотекаря для инвалида I группы, колясочника посредством приобретения персонального компьютера и принтера.

Оборудовано 1 (одно) специальное рабочее место делопроизводителя для инвалида I группы, колясочника. Приобретено: стол для ПК, тумба для документов, письменный стол, шифоньер, шкаф металлический.

Дооснащено 1 (одно) рабочее место для инвалида-колясочника по профессии «швея». Было приобретено: швейная машинка, оверлок и утюг.

Был трудоустроен инвалид с детства II группы (необходима умеренная физ. нагрузка и рабочий день не более 5 часов) подсобным рабочим. Для создания рабочего места были куплены: шкаф с инструментами, тележка для уборки, газонокосилка. Вращающиеся механизмы газонокосилки оборудованы защитным кожухом.

10. ИП организовала 1 (одно) специальное рабочее место швеи для инвалида III группы (по общему заболеванию) дооснастив место швейной машинкой.

Было дооснащено 1 (одно) рабочее место для инвалида II группы с детства. Инвалид был трудоустроен по профессии «обувщик». Была докуплена машина по отделке обуви.

11. ИП Имисова трудоустроила 1 (одного) инвалида III группы с сердечно-сосудистым заболеванием. Для создания 1(одного) рабочего места администратора было приобретено: стол с регулируемой высотой и углом наклона поверхности, стул – с регулируемой высотой сиденья и положением спинки, тепловентилятор.

12. ИП создала 1 (одно) специальное рабочее место «сторожа» для трудоустройства инвалида по общему заболеванию. Были куплены: видеорегистратор, жесткий диск, 2 (две) видеокамеры, видеокамера купольная.

13. ИП трудоустроил «сторожем» (вахтером) 1 (одного) инвалида по общему заболеванию Рабочее место было дооборудовано: 4 (четырьмя) камерами, цифровым регистратором, жестким диском и монитором.

14. ИП организовала 1 (одно) специальное рабочее место для инвалида III группы по профессии «швея» (надомный труд). Было приобретено следующее оборудование: швейная машина и комплектующие части (иглы).

15. Бардымская районная организация Пермской краевой организации общества инвалидов» организовала 1 (одно) специальное рабочее место для инвалида III группы (степень ограничения труд. деятельности I) с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для создания рабочего места бухгалтера были куплены: монитор, процессор, клавиатура, мышь, компьютерный стол, специальный стул без подлокотников.

16. ИП организовал 3 (три) специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов II группы (2-ое инвалиды по общему заболеванию, 1 инвалид с детства, степень ограничения деятельности II) с нарушением опорно-двигательного аппарата для юриста, швеи и слесаря-ремонтника. Для организации рабочего места швеи были куплен: швейная машинка, оверлок, стул. Для юриста — рабочий стол, стул, ноутбук с операционной системой Windows 7,Microsoft Office 7 и «Консультант Плюс». Для слесаря-ремонтника – верстак слесарный и электро-тельфер, лампы освещения.

17. Некоммерческий фонд «Солидарность» организовал 1 (одно) специальное рабочее место для инвалида II группы с нарушением опорно-двигательной системой. Рабочее место было оснащено видеооборудованием для наблюдения, а именно монитором, жестким диском, камерой, блоком питания, 2 (двумя) разъемами, внутренней прокладкой, цифровым регистратором и т. д. Проведена настройка и установка оборудования.

18. организовало 1 (одно) рабочее место для инвалида III группы с посттравматическим артрозом правого голеностопного сустава, контрактурой. Для оснащения рабочего места мастера по приемке и обработке заказов было приобретено кресло и ноутбук.

19. ИП заключил договор о создании специального рабочего места диспетчера для инвалида III группы (I степень ограничения) c заболеванием сахарного диабета. Были приобретены вентилятор и фильтр. Для организации рабочего места были куплены стол, стул, кресло и ноутбук.

20. ИП Кострова приобрела ноутбук со специальным покрытием для работы на нем слабовидящих. На вновь организованное рабочее место была трудоустроена инвалид II группы по зрению по профессии офис-менеджер.

21. создало 6 (шесть) специализированных рабочих мест (швеи – 5 чел. и подсобный рабочий – 1 чел.) для инвалидов III группы с частичной или полной потерей слуха. Были приобретены и установлены: современной швейное оборудование, дооснащенное специальными индивидуальными средствами светового оповещения, универсальная цифровая вибрационно-световая система, видеокоммуникационная система.

22. Плюс» создало 65 (шестьдесят пять) специальных рабочих мест оператора видеонаблюдения на дому для инвалидов II группы по общему заболеванию, имеющих инвалидность в результате несчастного случая на производстве, имеющих ограничения в самостоятельном передвижении. Было приобретено оборудование для видеонаблюдения, технических приспособлений, специальной мебели.

23. Негосударственное учреждение культуры Реабилитационный культурно-спортивный досуговый центр инвалидов Пермского областной организации ВОС подписало договор о создании 1 (одного) рабочего места специалиста по работе с молодежью для инвалида II группы по зрению. Были приобретены компьютер и комплектующие, установлено программное обеспечение экранного доступа для людей, имеющих нарушения зрения.

Как создать рабочее место для инвалида?

Статьи по теме

Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квотирование рабочих мест

Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

Наша справка

Правовой статус инвалида подтверждается документально.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Инвалидность физического лица должна быть подтверждена справкой медико- социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности (форма справки утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления») и индивидуальной программой реабилитации инвалида (форма ИПР утв. приказом Минздравсоцразвития России №379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Квота для приема на работу инвалида — минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

Субъекты РФ принимают свои нормативные акты по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов, которые организуются работодателями за счет собственных средств, и, как правило, квота для инвалидов составляет от 2 до 4%.

ПРИМЕР

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб., если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

ВАЖНО!

Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 233/10/1-570)

Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1). Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

Трудоустройство инвалидов

Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

НЕЛЬЗЯ!

Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Невыполнение квоты — это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

Резюме

В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

Как видим, некоторые работодатели в силу специфики их производственной деятельности не могут выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и, соответственно, ожидать прихода инвалида для трудоустройства. Но в большинстве случаев работодатели должны квотировать рабочие места, создавать специальные условия для труда инвалидов и принимать на работу таких работников по направлению органов службы занятости.

Больше интересных и полезных статей читайте в журнале «Все для кадровика» .

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит