Организация бухгалтерского учета средств на оплату труда работников образования, фонд заработной платы бюджетной организации

Содержание
  1. Организация бухгалтерского учета средств на оплату труда работников образования
  2. Анализ фонда заработной платы
  3. Курсовая АХД.doc
  4. Введение
  5. Анализ фонда заработной платы (стр. 1 из 14)
  6. Введение
  7. Фонд заработной платы
  8. Как произвести расчет фонда заработной платы в РБ
  9. Фонд заработной платы организации
  10. Краткое содержание

Организация бухгалтерского учета средств на оплату труда работников образования

3.3 Анализ фонда заработной платы
Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты.

В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы, выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости.

Фонд заработной платы по действующей инструкции органов статистики включает в себя не только фонд оплаты труда, относимый к тем издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств соц. защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В бюджетном учреждении фонд заработной платы это сумма денежных средств, необходимых для оплаты труда работников за выполнение установленного объема работ. В сметах затрат бюджетных учреждений средства на оплату труда составляют от 50 до 80% от общей суммы.

Задачами анализа использования фонда заработной платы являются:

оценка обоснованности потребности учреждения в средствах на оплату труда;

характеристика состава фонда заработной платы по категориям персонала;

определение полноты использования фонда в целом по учреждению и отдельным категориям персонала;

выявление факторов и измерение их влияния на изменение выплат из фонда заработной платы;

характеристика уровня средней ставки и факторов ее изменения;

проверка соответствия роста расходов по фонду заработной платы и объема работы учреждения;

изучение уровня организации оплаты труда и предупреждение нерациональных выплат по фонду заработной платы.

Оплата труда преподавателя производится по месячным ставкам с учетом установленной нормы учебной нагрузки. Кроме того, допускается переработка сверх установленной учебной нагрузки и пропорциональное увеличение заработной платы.

Размер заработной платы зависит от занимаемой должности с учетом квалификационной категории, уровня образования, стажа работы по занимаемой должности.

Средства на оплату труда в бюджетном учреждении расходуются в пределах установленного объема сметы с учетом выполнения плана по оказанию услуг. Поэтому при оценке использования фонда заработной платы определяются абсолютное и относительное отклонения.

Абсолютное отклонение — это разница фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы. Оно рассчитывается в целом по учреждению, отдельным категориям работников и характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда. При его исчислении определяется влияние таких факторов, как изменение численности работников, изменение уровня средней зарплаты.

Анализ фонда заработной платы начинается с характеристики выполнения плана по этому показателю в целом по учреждению и по отдельным его звеньям и категориям работающих.

В качестве источников информации для анализа можно использовать следующие документы:

отчет по штатам и контингентам;

тарификационные списки учреждения;

Проведем оценку использования фонда заработной платы на основании таблицы 7.
Таблица 7 — Оценка использования фонда заработной платы в целом по учреждению и категориям персонала

Категория персонала Фонд заработной платы, тыс.руб. Отклонение (+,-) Выполнение сметных назначений, %
по смете фактически абсолютное %
Педагогический, чел 2770,3 2624,1 -146,2 -5,3 94,72
Учебно-вспомогательный, чел 2289,3 2256,5 -32,8 -1,4 98,57
Административно хозяйственный, чел 378,9 342,1 -36,8 -9,7 90,29
Прочий персонал 326,5 311,3 -15,2 -4,7 95,34
Итого 5765 5534 -231 -4,01 95,99

Из данных таблицы 7 следует, что фонд заработной платы выполнен на 95,99%. Экономия составила 231 тыс.руб., что может являться положительным результатом работы. Наибольшее отклонение наблюдается по педагогическому персоналу 146,2 тыс.руб.

Фонд заработной платы изменяется за счет изменения численности и среднегодового заработка. Важное значение при анализе использования фонда заработной платы имеет изучение данных о среднем заработке работников предприятия, его изменении, а также о факторах, определяющих его уровень.

Анализ направлен на изучение причин изменения средней заработной платы одного работника по категориям и профессиям, а также в целом по предприятию. При этом необходимо учитывать, что среднегодовая заработная плата зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год.
4. АУДИТ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА
.1 Планирование программы проверки и аудиторские процедуры
Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительного планирования. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы.

Планирование аудита обеспечивает получение необходимой информации о состоянии учета. Определение содержания времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование включает разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента.

В плане ожидаемых работ необходимо определить объем выполненной работы, сроки проведения и продолжительность работ, способы и приемы, применяемые при проверке.

Аудитор обсуждает свой план с руководством и специалистами проверяемой организации, что позволяет повысить доверие и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью персонала. Во время проведения проверки план может быть пересмотрен.

На основании плана работ перед началом аудита руководителем аудиторов составляется программа проверки, в которой определена цель аудита, основные участки работы и разделы учета, подлежащие проверке, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, форма и порядок оформления результатов аудита.

Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. На основании разработанной программы осуществляется аудиторская проверка.

Бюджетное учреждение подвергается непосредственному контролю вышестоящей организации. Контрольным органом Тавдинского ПУ является Министерство образования Свердловской области. Так же по распоряжению Министерства контролирующим органом могут выступать местные органы ревизии и контроля.
4.2 Проверка правильности отражения средств на оплату труда в синтетических и аналитических регистрах учета
Основной задачей проверки расчетов по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении заработной платы, удержаний из нее и правильность ведения учета расчетов по заработной плате.

Источниками информации для проверки являются табеля учета рабочего времени, наряды, листки по нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, лицевые счета, расчетные и платежные ведомости, журнал операций № 8, № 10, главная книга, бухгалтерская отчетность.

Проверка начинается с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 030201000 записям главной книги и баланса на одну и ту же дату. Затем изучается достоверность первичных документов, правильность их заполнения и соответствия требованиям.

При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов необходимо проверить нет ли случаев включения вымышленных лиц. Для этого необходимо проанализировать наряды по датам их выдачи, а также сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях с данными учета личного состава, проверить, нет ли случаев повторного начисления по ранее оплаченным документам.

При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание следует уделить правильности арифметических подсчетов.

На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность начисления заработной платы и удержаний из нее.

Заключение проверки необходимо установить правильность составления бухгалтерских проводок.

В Тавдинском ПУ оплата рабочего времени почасовая. Основными документами для начисления заработной платы являются приказы руководителя учреждения, табеля учета рабочего времени и расчета заработной платы. Эти документы поступают в бухгалтерию и обрабатываются должным образом.

Формы первичных документов используемых в учреждении:

. расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401);

. табель учета рабочего времени (не соответствует форме 0504421, утвержденной инструкцией № 25н);

Для учета личного состава, начисления и выплаты заработной платы используются следующие документы:

. Приказ о приеме, увольнении, переводе, отпуске работника учреждения;

. личная карточка работника;

. приказ о направлении работника в командировку;

. приказ о поощрении работника;

На основании штатного расписания и приказов и приказов руководителя производится начисление заработной платы, отпускных, премии, больничных листов за месяц. После этого формируется и распечатываются расчетно-платежные ведомости, в которых указываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и других сумм. На основании расчетно-платежных ведомостей составляются платежные ведомости на выдачу заработной платы. Все ведомости подписаны работниками, составившими и проверившими их.

Начисление заработной платы происходит один раз в месяц в программе «АМБА» и отражается в учете в последний день месяца. Авансы начисляются в суммах, не превышающих половину заработка.

В программе «АМБА» в кадровой части отражены следующие данные по каждому сотруднику: дата поступления его на работу, основной оклад (ставка), количество детей и иждивенцев, должность, данные об использовании отпусков, паспортные данные, ИНН, номер страхового свидетельства, стаж работы (общий и непрерывный).

Начисление заработной платы сотрудникам отражается по дебету счета 040101000 «финансовый результат текущей деятельности учреждения» и по кредиту счета 030201000 «расчеты по заработной плате». С сумм оплаты труда удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), на них начисляют страховые пенсионные взносы и единый социальный налог (ЕСН).

При начислении сумм налогов и платежей в бюджет производят следующие записи:

. ЕСН — Дебет счета 040101000 «финансовый результат текущей деятельности учреждения», кредит счета 030302000 «расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ»;

. начисление взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — дебет счета 040101000 «финансовый результат текущей деятельности учреждения», кредит счета 030306000 «расчеты по обязательному соц. Страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний».

В обязательном порядке учреждение как налоговый агент удерживает с каждого работника НДФЛ и учитывается на счете 030301000 «расчеты по налогу на доходы физических лиц». Учет удержаний из заработной платы осуществляется на счете 030403000 «Расчеты по удержанию из оплаты труда».

Выплата заработной платы производится через кассу учреждения.

Выплата заработной платы из кассы учреждения оформляется следующими записями: дебет 030201000 «Расчеты по заработной плате», кредит 020104000 «Касса».

Тавдинское ПУ на получение наличных денег на оплату труда делает заявку в Финансовое управление, Финансовое управление в Министерство финансов, Министерство финансов в свою очередь производит финансирование Тавдинского ПУ на оплату труда.

Учет средств на оплату труда в Тавдинском ПУ ведется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первые годы XXI века в России произошли два знаменательных события, положившие по существу начало новому этапу регулирования социально-трудовых отношений, в том числе оплаты труда работников бюджетной сферы. Первое связано с принятием нового Трудового кодекса РФ, который заменил старый КЗОТ, действовавший в течение более 30 лет. Для совершенствования системы заработной платы в бюджетной сфере и в народном хозяйстве в целом принципиальное значение имеют такие положения Кодекса, как окончательное правовое закрепление нижней границы заработной платы в РФ — прожиточного минимума трудоспособного человека; повышение ответственности работодателей за своевременную выплату заработной платы.

Низкая зарплата педагогов — это одна из ключевых проблем российского образования. В бюджетной сфере осуществлялось прямое регулирование оплаты труда на основе установления тарифной сетки 1-го разряда, обязательности использования единой тарифной сетки. Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ изменена статья 143 «Трудового кодекса Российской федерации». Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения- органами местного самоуправления. Данное изменение позволило работникам бюджетной сферы Свердловской области, в том числе педагогам произвести повышение зарплаты.

Для дальнейшего совершенствования системы оплаты труда и ускорения роста заработной платы работников образования необходимо ликвидировать прямую зависимость труда преподавателя от количества проведенных занятий. В основе должно быть качество преподавания.

В дипломной работе были освещены вопросы особенностей оплаты труда бюджетных работников, на примере ГОУ НПО СО Тавдинского профессионального училища.

Первая глава посвящена теоретическим вопросам, связанным с оплатой труда работников бюджетной сферы.

Осветив данные вопросы можно сделать вывод:

Первичный и бухгалтерский учет труда и его оплаты позволяет полностью учесть труд каждого работника и в полном объеме отнести начисленную сумму оплаты труда на объект учета, что способствует укреплению в организации трудовой и финансовой дисциплины, рациональному использованию трудовых ресурсов.

Вторая глава посвящена практическим примерам, в результате которых можно сделать следующие выводы:

Бухгалтерский учет обеспечивает правильное начисление оплаты труда, своевременное удержание и перечисление удержаний из заработной платы, а также начисление на оплату труда обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный Фонд России, Фонд медицинского страхования) по исполнительным листам в пользу отдельных юридических и физических лиц и др.

Главы третья и четвертая посвящены анализу и аудиту учета средств на оплату труда.

Основными предложениями по учету оплаты труда при новом порядке бюджетного учета является автоматизированное его ведение, полное обеспечение компьютерной техникой, и единого программного обеспечения.

Учет труда и заработной платы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные действующим законодательством. Реализация рекомендаций, предложенных в дипломной работе, позволит повысить оперативность труда, качество подготовки экономической информации и позволит своевременно принимать грамотные управленческие решения.

Анализ фонда заработной платы

Курсовая АХД.doc

Министерство образования Республики Беларусь

Частный институт управления и предпринимательства

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»

по теме «Анализ фонда заработной платы»

Выполнила: студентка группы 131 Б

Руководитель: преподаватель кафедры Соколова Надежда Сергеевна

Введение

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных отношений при любой модели государственного устройства. Они призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и д. р.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией.

Анализ на основе плановой и фактической информации даёт количественную и качественную оценку изменений, проходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учётной информации, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.

Заработная плата является неотъемлемым элементом социально-экономической политики государства, главным источником повышения благосостояния работников, основным средством побуждения членов общества к высокопроизводительному и высококачественному труду. Экономические преобразования и либерализация социально-трудовых отношений потребовали новых подходов к реформированию системы оплаты труда.

В республике создана определенная нормативно-правовая база и организационно-методическая основа организации заработной платы в ходе реализации основных направлений «Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений», сформирован определенный механизм совершенствования заработной платы как в производственном, так и в бюджетном секторах экономики на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования, направленный на обеспечение ее связи с эффективностью хозяйствования и результатами труда. Вместе с тем сложившаяся система оплаты труда не в полной мере учитывает требования социально-ориентированной рыночной экономики формирования заработной платы как цены рабочей силы складывающейся на рынке труда. Она зачастую не выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальные функции. Остается низким уровень оплаты труда. Минимальная заработная плата и тарифная ставка первого разряда не являются адекватными социальными гарантиями. Имеются необоснованные перекосы в дифференциации оплаты труда по сферам деятельности, отраслям, предприятиям, квалификационным группам работников. Состояние нормирования труда не обеспечивает установленной прямой зависимости размеров оплаты труда от результатов работы каждого работника предприятия в целом, снижение трудоемкости выпускаемой продукции и не является действенным средством социальной защищенности наемных работников. Разбалансирована структура заработной платы – соотношение тарифной и надтарифной частей, тариф не выполняет функцию базовой оценки сложности результативности труда, связанной с обеспечением воспроизводства работника. Не в полной мере заработная плата защищена от инфляции. Складывающаяся система социального партнерства еще не стала основным механизмом регулирования отношений работника, нанимателя и государства по установлению цены рабочей силы на рынке труда.

Особая актуальность проблемы организации и регулирования заработной платы в период становления рыночной экономики в Республике Беларусь обуславливается введением в экономическую науку и практику новой экономической категории «стоимость рабочей силы», характеризующей реальные расходы на ее воспроизводство. Формирование заработной платы с учетом стоимости рабочей силы процесс многогранный и затрагивает как микро-, так и макроэкономические аспекты.

Основой качественного и эффективного функционирования современной системы образования являются трудовые ресурсы, значение которых усиливается персонифицированным характером труда работников учреждений образования.

Одной из важнейших задач кадровой и организационной работы в образовании сейчас является уровень квалификации персонала. Это сказывается из-за нехватки средств и не желания осваивать новые технологии как в методологии обучения и главным образом в управлении. Другой задачей являться обеспечение образования учреждений кадрами.

Значение анализа труда и заработной платы обуславливается необходимостью постоянного определения резервов улучшения качества работы учреждений образования, повышения эффективности использования рабочей силы и эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на оплату труда работников системы образования.

Эти и другие проблемы организации заработной платы в республике исследуются НИИ труда Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, многими как белорусскими, так и российскими учеными и экономистами. В периодических изданиях постоянно публикуются статьи на заданную тему экономиста Н.А. Белоусовой, доктора технических наук, академика Международной Академии инвестиций и экономики строительства Ю.Н. Павлючука, кандидата экономических наук Д.Г. Скрипченко.

Целью курсовой работы является систематизация, углубление и изучение теоретических основ анализа использования фонда заработной платы, выявление основных факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда, и разработка основных направлений по улучшению использования данного фонда.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить сущность и значение экономического анализа фонда заработной платы;
  • объекты оплаты труда, информационную базу для анализа;
  • провести анализ состава и структуры фонда заработной платы; фонда занятости;
  • анализ использования фонда заработной платы в разрезе основных категорий персонала;
  • факторный анализ использования фонда заработной платы;
  • анализ эффективности использования средств на оплату труда;
  • выявить резервы экономии фонда заработной платы.

Организационно- экономическая характеристика предприятия

Государственное учреждение образования «Быховский центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи» (именуемое в дальнейшем «Учреждение») входит в состав Районного отдела образования Быховского райисполкома на правах обособленного структурного подразделения и является отдельным юридическим лицом, имеет отдельный баланс, включаемый в сводный баланс отделения, счета в банке, печать со своим наименованием, угловые штампы, фирменные бланки и другие необходимые реквизиты. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение финансируется из средств районного бюджета и вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (далее – хозяйственная деятельность) в соответствии с законодательством Уставом. Учреждение создано с целью внешкольного воспитания и обучения детей и молодёжи посредством туристской, краеведческой и экскурсионной работы.

Предметом деятельности Учреждения является: реализация научно-воспитательных программ по развитию творческих способностей детей и молодёжи, разработанных Министерством образования Республики Беларусь; оказание методической помощи учебно-воспитательным учреждениям, разработка и укоренение в практику авторских программ, подготовка методических пособий и другой литературы в помощь работникам учебно-воспитательных учреждений; патриотическое воспитание, координация работы музеев учебно-воспитательных учреждений, охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края; развитие туризма, краеведческой и экскурсионной работы, повышение их роли в формировании культуры, духовной зрелости детей и молодёжи; морально-правовое воспитание, профилактика вредных привычек; организация оздоровления отдыха и труда детей и молодёжи в туристских лагерях; организация и проведение экскурсионно-туристского обслуживания детей и молодёжи; содействие повышению профессионального уровня воспитателей, педагогов-организаторов, культорганизаторов, педагогов-психологов, педагогов социальных, руководителей кружков (клубов по интересам, любительских объединений, секций, студий, туристских групп) и других работников, занятых непосредственно учебно-воспитательной работой с учётом нового содержания воспитания и обучения, современных педагогических технологий.

Учреждение осуществляет следующие виды экономической деятельности: предоставление услуг гостиницами без ресторанов; предоставление услуг прочими местами для проживания; деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию; деятельность туристических агентов; деятельность туроператоров; деятельность гидов (экскурсоводов); сдача в наем собственного недвижимого имущества; аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику; прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования; обработка данных; предоставление секретарских услуг и услуг по переводу; внешкольное образование и воспитание; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включённая в другие группировки;

Источниками формирования имущества и финансирования Учреждения являются: средства районного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования; доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности и дополнительных платных услуг; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Заработная плата (трудовые доходы) работников определяется их личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы и штатным расписанием, утверждаемым директором учреждения. Учреждение определяет оплату труда работников на основе единых тарифных ставок и окладов, устанавливаемых в соответствии с действующей на дороге Единой тарифной сеткой и утверждаемым Директором размером тарифной ставки 1-го разряда. Трудовые отношения с работниками, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условия оплаты труда, гарантии и компенсации регулируются посредством трудовых договоров в соответствии с действующими законодательством Республики Беларусь, локальными нормативными актами.

Трудовой коллектив: решает вопрос заключения с администрацией приложения к коллективному договору отделения, рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзную организацию подписать его от имени трудового коллектива; решает другие вопросы самоуправления трудового коллектива в пределах своей компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь. Интересы работников Подразделения представляет профсоюзный комитет. Из экономического персонала, на предприятии имеется бухгалтер, который также выполняет роль главного бухгалтера. Он и составляет все сметы учреждения и всю отчётность. Так же в его задачу входит составлять все отчёты налоговой инспекции, начисление заработной платы, ведение всей хозяйственной деятельности учреждения. Выбранное учреждение отличается компактностью, по этому с этой работой под силу справиться одному бухгалтеру. Для отчетности Директору, он составляет специальную внутреннюю отчётность, которая понятна без специального экономической подготовки. На базе этой отчётности проведён анализ в данной работе.

Директору подчиняются заместитель по краеведческой и туристической работе, методист. Главному бухгалтеру, подчиняется прочий персонал, завхоз, сторож, рабочий.

Следует отметить, что анализ прибыли, рентабельности в данное учреждении не возможен из-за отсутствия доходов. А прибыль является экономической категорией, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйствования. Рентабельность же, показатель, выражающий относительную величину прибыли.

Основные показатели финансовой деятельности учреждения представлены в таблице 1.

Таблица 1 Показатели финансовой деятельности

Наибольший удельный вес в расходах организации занимает расходы на заработную плату и начисления на заработную плату 65,5 и 23,6 процентов в 2006 году 65,5 и 23,0 процентов соответственно в 2007 году. Оплата коммунальных услуг и приобретение предметов снабжения, расходных материалов, а также оплата текущего ремонта зданий относятся также к основным расходам учреждения, что обусловлено спецификой бюджетной системы. По оплате за коммунальных услуг и приобретению предметов снабжения наблюдается сокращение расходов на 0,3 и 0,4 процентных пункта соответственно, что связанно с программой энергосбережения и более жесткому контролю со стороны органов казначейства за приобретением. Целенаправленным использованием бюджетных средств выделяемых на покупку предметов снабжения и расходных материалов. По оплате текущего ремонта зданий в 2007 году наблюдается увеличение расходов на 1,0 процентных пункта по сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

  1. Значение и анализ средств на оплату труда

1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО «Быховский ЦТКиЭ»)

Заработная плата, выраженная в денежной форме, представляет собой часть национального дохода, поступающая в личное потребление рабочих и служащих в соответствии с экономическим законом распределения по труду. Заработная плата является основной формой стимулирования роста и совершенствования производства, повышение его эффективности и качества. Учет оплаты труда по своей важности и значимости занимает одно из центральных мест в системе учета организации.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить: контроль за выполнением разработанных мероприятий по росту производительности труда, использованием рабочего времени и обеспечением выработки рабочими; своевременное выявление резервов дальнейшего роста производительности труда; точный расчет заработка каждого работника и распределение заработной платы по направлениям затрат; правильный подсчет удержаний из заработной платы и своевременную ее выплату; контроль за использованием фонда оплаты труда и выплатой премий; получение данных по труду и заработной плате, необходимых для планирования и оперативного руководства производством; своевременное и достоверное составление установленной и бухгалтерской отчетности по труду и заработной плате.

Анализ фонда заработной платы (стр. 1 из 14)

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»

по теме «Анализ состава, структуры и эффективности использования фонда заработной платы»

Выполнила: студентка группы ФКЗ-031

Руководитель: старший преподаватель кафедры Бальчевская Ольга Владимировна

1.Значение и анализ средств на оплату труда. 11

1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО «Быховский ЦТКиЭ») 11

1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 19

1.3. Значение фонда оплаты труда. 24

1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат. 31

1.4. Удержания и вычеты из заработной плат.. 42

1.5. Методика анализа фонда заработной платы.. 46

2 Анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы ГУО «Быховский ЦТКиЭ». 50

2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала. 50

2.2. Анализ движения штатных работников. 52

2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени. 54

2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки. 58

2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы.. 60

2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы.. 64

3. Резервы экономии фонда заработной платы.. 67

Список использованных источников.. 75

Введение

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных отношений при любой модели государственного устройства. Они призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и д. р.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией.

Анализ на основе плановой и фактической информации даёт количественную и качественную оценку изменений, проходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учётной информации, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.

Заработная плата является неотъемлемым элементом социально-экономической политики государства, главным источником повышения благосостояния работников, основным средством побуждения членов общества к высокопроизводительному и высококачественному труду. Экономические преобразования и либерализация социально-трудовых отношений потребовали новых подходов к реформированию системы оплаты труда.

В республике создана определенная нормативно-правовая база и организационно-методическая основа организации заработной платы в ходе реализации основных направлений «Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений», сформирован определенный механизм совершенствования заработной платы как в производственном, так и в бюджетном секторах экономики на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования, направленный на обеспечение ее связи с эффективностью хозяйствования и результатами труда. Вместе с тем сложившаяся система оплаты труда не в полной мере учитывает требования социально-ориентированной рыночной экономики формирования заработной платы как цены рабочей силы складывающейся на рынке труда. Она зачастую не выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальные функции. Остается низким уровень оплаты труда. Минимальная заработная плата и тарифная ставка первого разряда не являются адекватными социальными гарантиями. Имеются необоснованные перекосы в дифференциации оплаты труда по сферам деятельности, отраслям, предприятиям, квалификационным группам работников. Состояние нормирования труда не обеспечивает установленной прямой зависимости размеров оплаты труда от результатов работы каждого работника предприятия в целом, снижение трудоемкости выпускаемой продукции и не является действенным средством социальной защищенности наемных работников. Разбалансирована структура заработной платы – соотношение тарифной и надтарифной частей, тариф не выполняет функцию базовой оценки сложности результативности труда, связанной с обеспечением воспроизводства работника. Не в полной мере заработная плата защищена от инфляции. Складывающаяся система социального партнерства еще не стала основным механизмом регулирования отношений работника, нанимателя и государства по установлению цены рабочей силы на рынке труда.

Особая актуальность проблемы организации и регулирования заработной платы в период становления рыночной экономики в Республике Беларусь обуславливается введением в экономическую науку и практику новой экономической категории «стоимость рабочей силы», характеризующей реальные расходы на ее воспроизводство. Формирование заработной платы с учетом стоимости рабочей силы процесс многогранный и затрагивает как микро-, так и макроэкономические аспекты.

Основой качественного и эффективного функционирования современной системы образования являются трудовые ресурсы, значение которых усиливается персонифицированным характером труда работников учреждений образования.

Одной из важнейших задач кадровой и организационной работы в образовании сейчас является уровень квалификации персонала. Это сказывается из-за нехватки средств и не желания осваивать новые технологии как в методологии обучения и главным образом в управлении. Другой задачей являться обеспечение образования учреждений кадрами.

Значение анализа труда и заработной платы обуславливается необходимостью постоянного определения резервов улучшения качества работы учреждений образования, повышения эффективности использования рабочей силы и эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на оплату труда работников системы образования.

Эти и другие проблемы организации заработной платы в республике исследуются НИИ труда Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, многими как белорусскими, так и российскими учеными и экономистами. В периодических изданиях постоянно публикуются статьи на заданную тему экономиста Н.А. Белоусовой, доктора технических наук, академика Международной Академии инвестиций и экономики строительства Ю.Н. Павлючука, кандидата экономических наук Д.Г. Скрипченко.

Целью курсовой работы является систематизация, углубление и изучение теоретических основ анализа использования фонда заработной платы, выявление основных факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда, и разработка основных направлений по улучшению использования данного фонда.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

· изучить сущность и значение экономического анализа фонда заработной платы;

· объекты оплаты труда, информационную базу для анализа;

· провести анализ состава и структуры фонда заработной платы; фонда занятости;

· анализ использования фонда заработной платы в разрезе основных категорий персонала;

· факторный анализ использования фонда заработной платы;

· анализ эффективности использования средств на оплату труда;

· выявить резервы экономии фонда заработной платы.

Организационно-экономическая характеристика предприятия

Государственное учреждение образования «Быховский центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи» (именуемое в дальнейшем «Учреждение») входит в состав Районного отдела образования Быховского райисполкома на правах обособленного структурного подразделения и является отдельным юридическим лицом, имеет отдельный баланс, включаемый в сводный баланс отделения, счета в банке, печать со своим наименованием, угловые штампы, фирменные бланки и другие необходимые реквизиты. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение финансируется из средств районного бюджета и вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (далее – хозяйственная деятельность) в соответствии с законодательством Уставом. Учреждение создано с целью внешкольного воспитания и обучения детей и молодёжи посредством туристской, краеведческой и экскурсионной работы.

Предметом деятельности Учреждения является: реализация научно-воспитательных программ по развитию творческих способностей детей и молодёжи, разработанных Министерством образования Республики Беларусь; оказание методической помощи учебно-воспитательным учреждениям, разработка и укоренение в практику авторских программ, подготовка методических пособий и другой литературы в помощь работникам учебно-воспитательных учреждений; патриотическое воспитание, координация работы музеев учебно-воспитательных учреждений, охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края; развитие туризма, краеведческой и экскурсионной работы, повышение их роли в формировании культуры, духовной зрелости детей и молодёжи; морально-правовое воспитание, профилактика вредных привычек; организация оздоровления отдыха и труда детей и молодёжи в туристских лагерях; организация и проведение экскурсионно-туристского обслуживания детей и молодёжи; содействие повышению профессионального уровня воспитателей, педагогов-организаторов, культорганизаторов, педагогов-психологов, педагогов социальных, руководителей кружков (клубов по интересам, любительских объединений, секций, студий, туристских групп) и других работников, занятых непосредственно учебно-воспитательной работой с учётом нового содержания воспитания и обучения, современных педагогических технологий.

Фонд заработной платы

Фонд заработной платы – это сумма всех средств, которые организация начислила работникам как оплату труда. При этом учитываются все выплаты: за отработанное и неотработанное время, сверхурочные, больничные, специальные выплаты на еду, жилье и т.д. Средний показатель зарплаты будет являться уровнем заработка на предприятии. Реальная же зарплата получается в результате вычета из данной суммы всех обязательных подоходных налогов и других платежей.

При этом в состав фонда заработной платы входят те средства, которые были выплачены или относятся к каждому конкретному месяцу, то есть отпускные включаются в фонд только за месяц, в котором был отпуск, если же он разделен на 2 месяца, то часть суммы является составляющей фонда заработной платы следующего месяца. Также к фонду заработной платы относится стоимость товаров, полученных работником в качестве натуральной оплаты. В фонд включаются и всевозможные разовые или регулярные выплаты, вознаграждения, премии, полученные работником как оплату ценные бумаги, а также суммы льгот и стоимость товаров, отпущенных работникам по сниженной стоимости.

Следует различать ФЗП (фонд заработной платы) от ФОТ (фонда оплаты труда). Если первое – это фактическая сумма, потраченная предприятие на зарплаты и прочие выплаты и доплаты работникам, то второе – это плановые для тех же целей затраты. При этом фонд оплаты труда включается в себестоимость товаров.

Для каждого предприятия фонд оплаты труда является очень важным элементом управления, поскольку значительная часть издержек организации приходится как раз на его счет. Поэтому важно корректно и своевременно проводить его анализ, чтобы управление компанией было наиболее эффективным. Исследование данного показателя взаимосвязано с производительностью труда и анализом того, как используются ресурсы, поскольку в случае, если темп роста производительности ускоряется, зарплаты работников также увеличиваются. Однако зарплата не должна расти быстрее чем темпы производства, поскольку в противном случае, предприятие будет постепенно уходить в убыток. Анализ фонда заработной платы необходим для того, чтобы найти возможность экономить средства за счет снижения трудоемкости производства и ускорения его темпов.

Как произвести расчет фонда заработной платы в РБ

При анализе фонда оплаты труда его делят на 2 части:

  • постоянную (выплаты и доплаты постоянным работникам — не зависит от объма производств и других показателей)
  • временную (оплата сдельных работ, а также надбавки за определенные достижения).

При анализе фонда заработной платы необходимо определить, насколько он отклоняется от того, что было запланировано. Причем есть показатель абсолютного и относительного отклонения. Чтобы рассчитать первый необходимо сравнить плановую сумму с той, которая реально была потрачена. При расчете относительного отклонения отличие состоит в том, что учитывается, каким образом за отчетный период изменились объемы производства. В таком случае, меняться может переменная часть фонда.

После чего, в случае перерасхода средств на ФЗП, необходимо проанализировать, с чем связаны излишние отчисления. Это может быть как увеличение количества сотрудников и отработанных ими часов, так и повышение тарифных ставок в связи с теми или иными экономическими обстоятельствами, например, инфляцией. Необходимо также изучить причины изменения сумм оплаты труда каждой конкретной категории работников и уровня зарплат на всем предприятии.

В случае, если предприятию удается увеличить темпы производства и уменьшить трудоемкость своих товаров, происходит экономия фонда заработной платы без уменьшения реальных денег, получаемых работниками.

При этом для того, чтобы понять, каким образом уменьшить затраты предприятия, связанные с фондом заработной платы, необходимо анализировать детализированно каждый фактор, влияющий на размер заработка. Это и среднечасовая выработка, и продолжительно рабочего дня, количество реализованной продукции и т.д.

Фонд заработной платы организации

Краткое содержание

1. Начисленные отпускные и выданные, должны ли удерживаться из заработной платы в следующем месяце? Или работодатель обязан оплачивать отпускные из личного фонда организации.

1.1. Отпускные начисляются и выплачиваются за время отпуска.
Заработная плата — начисляется за фактически отработанное время
Из зп отпускные, конечно же, не удерживаются.

2. Как можно узнать фонд заработной платы у бюджетной или казённой организации направленный в данную организацию сверху?

2.1. У этих организаций есть штатное расписание с указанием окладов и положения о премировании. Запросить копии этих документов могут фискальные органы, прокуратура, суды и.тд.

2.2. У этих организаций есть штатное расписание с указанием окладов и положения о премировании. Запросить копии этих документов могут фискальные органы, прокуратура, суды и.тд.

3. Прочитала информацию, что ФСС может не компенсировать работодателю выплаченные пособие по бер. И родам, если сотрудник мало проработал в организации и до этого у него был большой перерыв в работе? По факту у нового работодателя проработала почти 5 месяцев до получения листка нетрудоспособности, имею стаж работы 10 лет, но перерыв 2 года + была в декрете 3 года= всего 5 лет получается без факт заработной платы.

3.1. Добрый день. Да, теоретически могут. Обоснуют это искусственно созданной ситуаций, т.е. человек специально устраивается на работу, чтобы получить пособие. В этом случае, Ваш работодатель отправится в суд, где будет доказывать, что взял он Вас на работу исключительно из-за Ваших прекрасных трудовых качеств.
На практике, отказывают, когда женщина устроилась на работу дней за 7 до отпуска по беременности и родам. К 5 месяцам, скорее всего, не придерутся.

4. Работал в организации с 86 по 91 год. Она развалилась в лихие 90-е.Документы в архив не сдали как восстановить справку о заработной плате для предъявления в ПФ РФ.

4.1. Здравствуйте. Только в судебнои порядке подтверждать свой стаж, на включение для назначения пенсии.

4.2. Добрый день.
Для того, чтобы точно ответить на Ваш вопрос и помочь Вам нужно знать подробности. Вам ПФР не включил периоды в трудовой стаж?

5. Организация выдала справку о заработной плате за пять лет, но один год отсутствует в связи утерей архивных данных. За этот год в справке в каждом месяце приписано: отсутствуют данные. В Пенсионном фонде требуют сделать еще приписку в справке о том, что архивные данные за этот год отсутствуют в связи а утерей. А в организации отказывают делать запись. Что делать?

5.1. Сдавайте справку в Пенсионный фонд как есть, отказать в ее приеме они не могут, если им требуются какие-то дополнительные данные от Вашей организации фонд может сделать по ним запрос и даже выйти в организацию на проверку.

6. Я работаю в организации четыре года без оформления. Работодатель заработную плату выплачивает, но в пенсионный фонд отчисления не платит. Можно ли с него как-то взыскать данные отчисления в пенсионный фонд? Также в отпуск идти не положено, отпускных нет.

6.1. Здравствуйте! Вам нужно обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта трудовых отношений, взыскании компенсации за отпуск и выплат в ПФ РФ. Звоните 8-909-594-67-22 попробую помочь.

7. При оформлении пенсии в 2002 году, у меня не учли стаж работы по договорам и местам работы, т.е. предприятия которые прекратили свои существования или закрылись на тот период, мотивируя тем, что нет данных в налоговой и пенсионном фонде. Однако я работала официально, о чем имеется запись в трудовой книжке и договора. В какие организации или органы перечислялись отчисления из моей заработной платы, когда не существовал предположим тот же пенсионный фонд? Куда я могу сделать запросы?

7.1. Здравствуйте, в судебном порядке включайте стаж в страховой стаж для начисления пенсии. На основании трудовой книжки, договоров и свидетельских показаний.

7.2. Здравствуйте, в судебном порядке включайте стаж в страховой стаж для начисления пенсии. На основании трудовой книжки, договоров и свидетельских показаний.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит