Положение об аттестации педагогов, срок действия аттестации педагогического работника

Содержание
  1. Вопрос-ответ
  2. Аттестация педагогических работников 2016
  3. Правила аттестации педагогических работников в 2016 году
  4. Порядок аттестации педагогических работников
  5. Результаты аттестации педагогических работников
  6. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  7. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  8. Новый порядок аттестации: общие положения
  9. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  10. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  11. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  12. Порядок действий после обязательной аттестации
  13. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  14. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  15. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  16. Проведение аттестации на повышение квалификации
  17. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  18. Резюме
  19. Аттестация педагогических работников

Положение об аттестации педагогов

директор МАОУ СОШ № 124

об аттестации педагогических работников

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов №124 г. Челябинска

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

— Конституция Российской Федерации;

— Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

— Закон Российской Федерации от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

— Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. № 322-ЗО «Об образовании в Челябинской области»;

— Постановление Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 г. № 410 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства образования и науки Челябинской области».

— Административный регламент предоставления Министерством образования и науки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Челябинской области от 16.09.2011г.

1.2. Аттестация – это комплексная оценка уровня квалификации педагогического профессионализма и продуктивной деятельности педагогических работников училища.

1.3. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Целью аттестации является так же стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогических работников путем дифференциации оплаты их труда.

1.4. Задачами аттестации являются:

— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

— повышение эффективности и качества педагогического труда;

— выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

1.5. Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

1.6. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые:

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Челябинской области.

1.7. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые:

— имеют установленную первую квалификационную категорию;

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

1.8. Об окончании срока действия квалификационной категории педагогические работники уведомляются под роспись приказом по МАОУ СОШ №124 г. Челябинска.

2. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

2.1. Документом, необходимым для начала процедуры аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) является личное заявление педагогического работника.

2.2. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

2.3. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), осуществляется в три этапа .

На первом этапе аттестации определяется социально-профессиональный статус аттестуемого на основе анализа профессионализма и продуктивности деятельности. Определение социально-профессионального статуса проводится по месту работы аттестуемого. В оценивании участвуют руководящие и педагогические работники МАОУ СОШ №124 г. Челябинска (10 респондентов, назначаемых приказом директора образовательного учреждения) и родители обучающихся у аттестуемого педагогического работника (5 респондентов, выбираемых аттестующимся педагогом). По результатам оценивания оформляется протокол персонального оценивания, который подписывается руководителем образовательного учреждения, подпись которого заверяется печатью.

На втором этапе аттестации оценивается уровень профессионально-педагогической квалификации в виде экспертизы результатов педагогической деятельности, представленных аттестующимся и соответствующих требованиям, установленным в пунктах 1.6. и 1.7. настоящего Положения. Экспертиза результатов педагогической деятельности проводится экспертной группой Главной аттестационной комиссии (далее ГАК). Результаты экспертизы оформляются в форме письменного экспертного заключения, которое подписывается всеми членами экспертной группы. Подписи членов экспертной группы заверяются подписью руководителя муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, и заверяются печатью.

2.4. Продолжительность проведения первого и второго этапов аттестации должна составлять не более одного месяца.

2.5. На третьем этапе аттестации в ГАК представляются следующие документы:

1) заявление педагогического работника

Текст заявления должен быть написан разборчиво. В заявлении не должно содержаться подчисток, приписок, зачёркнутых слов, исправлений. За достоверность сведений, указанных в заявлении, несёт ответственность педагогический работник.

2) аттестационный лист

Аттестационный лист заполняется педагогическим работником с пункта 1 по пункт 7.

3) протокол персонального оценивания социально-профессионального статуса педагогического работника

Порядок персонального оценивания социально-профессионального статуса педагогического работника установлен приказом Министерства.

4) экспертное заключение, подготовленное экспертной группой для аттестационной комиссии

5) копия приказа о приеме на работу, заверенная директором МАОУ СОШ №124 г. Челябинска

6) копия аттестационного листа или выписки из приказа Министерства об установлении квалификационной категории, если заявитель на момент подачи заявления имеет квалификационную категорию (первую или высшую).

2.6. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено ГАК не позднее 30 календарных дней со дня его подачи в Министерство.

Срок проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливается аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком, исчисляется со дня рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника и не должен превышать двух месяцев. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

2.7. Решение об отказе в рассмотрении вопроса об аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), может быть принято в случае:

обращения педагогического работника в Главную аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

обращения педагогического работника в Главную аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, без установления первой квалификационной категории;

обращения педагогического работника в Главную аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, если срок действия высшей квалификационной категории истек на день подачи заявления;

несоответствия представленных документов форме, установленной административным регламентом.

3. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

3.1. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Аттестации не подлежат: педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

3.2. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

3.3 Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

3.4. Письменная работа проводится в форме тестирования. Проведение письменной работы осуществляется в пунктах проведения письменной работы на базе муниципальных методических служб или межшкольных методических центров. Перечень вопросов для проведения письменной работы находится в свободном доступе на официальном сайте ЧИППКРО. Педагогический работник прибывает в пункт проведения письменной работы в день, установленный приказом Министерства. В пункте проведения письменной работы педагог предъявляет документ, удостоверяющий его личность. По окончании выполнения письменной работы педагогический работник получает заключение об успешности (или неуспешности) процедуры аттестации. Результаты письменной работы представляются в ГАК.

4. Принятие решения Главной аттестационной комиссией о соответствии (несоответствии) уровня квалификации педагогических работников

4.1. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

4.2. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.3. По результатам аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

4.4. Конечным результатом предоставления рассмотрения вопроса об аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности или установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) является направление работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения Главной аттестационной комиссией для ознакомления с ним работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации:

— выписки из приказа Министерства о соответствии (несоответствии) педагогического работника занимаемой должности;

4.5. Выписки из приказа Министерства и аттестационной лист хранятся в личном деле педагогического работника.

4.6. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

Вопрос-ответ

Расскажите, кто имеет право на льготную процедуру аттестации?

Сахнович Е.М., г.Курск

Ответ.

Согласно региональному отраслевому соглашению (п. 6.14.) между комитетом образования и науки Курской области и Курской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2019-2021 годы аттестация на квалификационную категорию для педагогических работников, эффективно организующих образовательный процесс, стабильно добивавшихся высокой результативности в работе, принимавших ежегодно в межаттестационный период активное участие в районных и областных мероприятиях, проводится по заявлению работника, ходатайству педагогического совета образовательной организации, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации, перед аттестационной комиссии о признании результатов практической деятельности в межаттестационный период за результаты всестороннего анализа профессиональной деятельности текущего аттестационного периода на основе пунктов 36, 37 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276.

Данная льгота при проведении аттестации предоставляется следующим педагогическим работникам:

— имеющим государственные награды и почётные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный преподаватель» и др.;

имеющим отраслевые награды;

— имеющим другие почётные звания, ученые степени доктора наук, кандидата наук, награды иных ведомств при условии их соответствия профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин;

— подтверждающим ранее присвоенную квалификационную категорию по должности в третий и более раз без перерыва срока действия квалификационной категории;

— победителям конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, победителям и призерам Всероссийских и областных конкурсов профессионального мастерства.

О.И.Сабынина, зав.Центром научно-методического сопровождения аттестации педагогических работников КИРО, к.п.н

Разъяснения на вопросы
по применению Порядка проведения аттестации
педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации).

Указанный приказ вступил в силу 15 июня 2014 года по истечении 10 дней после дня его официального опубликования 4 июня 2014 г. в «Российской газете» № 124.

Разъяснения подготовлены Департаментом государственной политики государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации. (Информационный Бюллетень № 8. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (продолжение). Нормативные правовые акты, разъяснения по применению порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ответы на вопросы), Москва, декабрь 2014 г.)

В какие сроки педагогическим работником может быть подано заявление о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории?

Могут ли сроки подачи заявлений и периоды для проведения аттестации регулироваться распорядительными актами уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

Порядком аттестации не предусматривается установление для педагогических работников сроков подачи ими заявлений, а также периодов в течение года, когда от педагогических работников принимаются заявления, и проводится их аттестация.

Пунктом 32 Порядка аттестации установлено, что при рассмотрении заявления определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника с учетом срока действия ранее установленной ему квалификационной категории.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время.

Вместе с тем, если педагогический работник желает, чтобы аттестационной комиссией рассмотрение его заявления и определение периода прохождения аттестации осуществлялось с учетом срока действия имеющейся у него квалификационной категории, то заявление целесообразно подавать заблаговременно, как правило, не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (30 календарных дней), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 60 календарных дней.

Имеет ли педагогический работник, которому установлена квалификационная категория, право на изменение уровня оплаты труда?

С какого времени он может претендовать на такое изменение?

В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации одной из задач аттестации является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Если педагогическому работнику отказано в установлении высшей квалификационной категории, имеет ли он право сразу подать заявление на первую категорию?

Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.

Какой документ получит педагогический работник, прошедший аттестацию в целях установления квалификационной категории? Требуется ли заполнение аттестационных листов при принятии аттестационной комиссией решения об установлении педагогическому работнику квалификационной категории?

Порядком аттестации не предусматривается оформление аттестационных листов.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы государственной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

На основании распорядительных актов уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работодатели вносят в трудовые книжки педагогических работников соответствующие записи об установленной квалификационной категории (смотри ответ на вопрос № 50), изменяют размер оплаты труда, вносят изменения в трудовые договоры с работником путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Каким образом педагогический работник может подтвердить наличие у него квалификационной категории и срок ее действия при трудоустройстве в другую образовательную организацию при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации, если Порядок аттестации не предусматривает оформление аттестационного листа?

При трудоустройстве в другую образовательную организацию, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации наличие квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке педагогического работника.

По требованию педагогического работника ему может быть выдана выписка из протокола заседания аттестационной комиссии.

Как проводить аттестацию в целях установления квалификационной категории педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком?

Требуется ли после выхода из отпуска по уходу за ребенком проработать не менее 2 лет перед аттестацией в целях установления квалификационной категории?

Аттестация в целях установления квалификационной категории в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 24 Порядка аттестации проводится по желанию педагогических работников.

В соответствии с пунктом 29 Порядка аттестации педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право подавать заявление в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории. При этом Порядок аттестации не предусматривает к таким педагогическим работникам требований проработать перед аттестацией в целях установления квалификационной категории не менее 2 лет.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории может осуществляется на основе результатов их работы до ухода в указанный отпуск, представленных в аттестационную комиссию специалистами, привлеченными для всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям «учитель» и «преподаватель» (например, «учитель английского языка» и «преподаватель английского языка»)?

Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, «учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.

Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».

Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в организации, реализующей общеобразовательные программы.

Аттестация педагогических работников 2016

Статьи по теме

Педагогические работники должны регулярно проходить аттестацию. Причем правила аттестации постоянно меняются. В каком порядке пройдет аттестация педагогических работников в 2016 году, – читайте в статье. Также вы узнаете, чем обязательная аттестация педработников отличается от добровольной, в каком порядке проводится обязательная аттестация и добровольная, как оформить результаты аттестации педагогических работников.

Из этой статьи вы узнаете:

  • чем обязательная аттестация педработников отличается от добровольной;
  • в каком порядке проводится обязательная аттестация и добровольная;
  • как оформить результаты аттестации педагогических работников.

Как известно, педагогические работники должны проходить аттестацию регулярно. В 2014 году порядок ее проведения изменился и уже второй год подряд применяется Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок). В каком порядке проводить аттестацию педработников в 2016, читайте в статье.

Правила аттестации педагогических работников в 2016 году

Существует два вида аттестации, которую проходят педагоги: добровольная и обязательная. Добровольная аттестация проводится, чтобы повысить или подтвердить квалификационную категорию педагога. Обязательная аттестация преследует цель определить, соответствует ли педагогический работник занимаемой должности.

Добровольная аттестация

Если работник сам выступает с инициативой повысить свой разряд и обращается с соответствующим заявлением, то речь идет о добровольной аттестации или аттестации с целью установления квалификационной категории. На получение первого разряда могут претендовать преподаватели без категории и преподаватели с первой категорией, которым пора проходить следующую аттестацию.

На высший разряд могут подавать педагоги, которые получили первую категорию, если с момента ее присвоения прошло два года. Также на высшую категорию вправе подать педагоги с высшей категорией, которым необходимо подтвердить свою квалификацию. И первая, и высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не подлежит продлению.

Обязательная аттестация

Она проводится один раз в пять лет. От прохождения аттестации освобождаются беременные женщины и педагоги, которые имеют квалификационную категорию. Также не обязаны проходить аттестацию преподаватели, которые работают в педагогической сфере не более двух лет. Что касается женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то аттестацию им можно провести не раньше чем через два года после того, как они вышли из указанных отпусков. Если педагог по болезни отсутствовал на работе больше четырех месяцев подряд, то его можно аттестовать не раньше чем через год после его выхода на работу (п. 22 Порядка).

Порядок аттестации педагогических работников

Обязательную аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Затем работодатель составляет список педагогов, которые подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее чем за 30 календарных дней до аттестации.

После этого на каждого педработника работодатель готовит представление, где дается оценка его профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации.

В назначенный день проводится заседание аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

Добровольную аттестацию проводит соответствующая аттестационная комиссия. Какая? Это зависит от подведомственности образовательной организации. Если она подведомственна федеральным органам исполнительной власти, то педагог подает заявление в комиссию, сформированную федеральными органами исполнительной власти. Если организация находится в ведении субъекта РФ, муниципалитета или является частной, то преподаватель обращается с заявлением в комиссии, которые формируют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

В заявлении педработник указывает квалификационную категорию и должность, по которой хочет пройти аттестацию (п. 28 Порядка). Комиссия проверят заявление, и определяет срок проведения аттестации. При этом учитывается период действия ранее установленной квалификационной категории (пп. «а» п. 32 Порядка). В течение 30 календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).

В случае с добровольной аттестацией педагогический работник может, но не обязан присутствовать на заседании комиссии. Если его нет, то аттестацию проводят в его отсутствие.

Результаты аттестации педагогических работников

Оформление и использование результатов аттестации педагогических работников определяется тем, какая именно аттестация проводилась. Если аттестация была обязательной, то комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности. Если аттестация была добровольной, то комиссия принимает решение установить первую или высшую квалификационную категорию работнику или отказать в ее установлении. Во всех случаях по результатам аттестации составляется протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии.

Если по итогам обязательной аттестации педагога признали несоответствующим занимаемой должности, и у работодателя отсутствует возможность перевести его на любую другую имеющуюся работу, он вправе уволить сотрудника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса.

Но, применяя, это основание увольнения, нужно помнить о следующем. По нему нельзя уволить беременных женщин, матерей-одиночек и некоторых других категорий работников (ст. 261 ТК РФ).

Если преподаватель не согласен с результатами аттестации, он может их оспорить в суде или комиссии по трудовым спорам. Выбирая судебный способ обжалования, работник должен подать заявление в течение трех месяцев с момента вынесения решения аттестационной комиссии.

Однако итоги аттестации могут быть и положительными. Ее результаты работодатель может использовать в качестве основания для установления надбавок за сложность и напряженность работы или повышение в должности.

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Аттестация педагогических работников

  • Нормативные документы
  • Аттестационная комиссия
  • Методические рекомендации
  • Формы по заполнению аттестационных документов:
    — Форма заявления(образец заполнения)
    — Форма уведомления(образец заполнения)
  • Графики проведения экспертиз, приказы об установлении квалификационных категорий
  • Архив

Аттестация педагогических работников — комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Проведение аттестации призвано стимулировать профессиональное и личностное развитие педагогических работников, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы образовательного учреждения.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» установлены правила проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Периодичность проведения аттестации 1 раз в 5 лет.

Квалификационные категории (первая или высшая) на территории Ростовской области педагогическим работникам устанавливаются министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит