Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Содержание
  1. Vuz-24.ru
  2. Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров
  3. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
  4. Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров
  5. 2.1. досудебный порядок урегулирования трудовых споров
  6. Ii. досудебный порядок урегулирования трудовых споров
  7. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
  8. Досудебный порядок урегулирования индивидуальных трудовых споров
  9. Досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  10. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
  11. Введение
  12. Понятие трудового спора
  13. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Vuz-24.ru

Материалы в помощь студентам и научным работникам

Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров

Содержание

1. Понятие трудового спора 3

2. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров 4

3. Досудебный порядок разрешения коллективных трудовых споров 9

Список литературы 16

Введение

В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены российским законодательством и деловой практикой.

Досудебный порядок урегулирования используется также при разрешении конфликтных ситуаций между предпринимателями и органами государственной власти, например налоговыми.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Как уже отмечено, подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора. В реферате мы рассмотрим их основные виды, с которыми можно столкнуться на практике.

Но для начала мы должны узнать, что такое трудовые споры и каковы причины их возникновения.

1. Понятие трудового спора

Трудовые споры – это разрешаемые в установленном порядке неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда и их применения.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является
важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих
граждан.

Причины трудовых споров – нарушение трудовых прав работников и работодателей, а также отказ признать за работником или коллективом работников то или иное право, которое проявляется и обусловливается действием различных факторов:

1) субъективного характера:

незнание трудового законодательства, низкая правовая культура; неверное толкование трудового законодательства; сознательное игнорирование законных прав и интересов работников и работодателей;

2) объективного характера:

отсутствие денежных средств на оплату, охрану труда, предоставление льгот (экономический фактор);

разрыв в оплате низко- и высокооплачиваемых работников (социальный фактор);

несовершенство трудового законодательства (организационно-правовой фактор) 1 .

Чтобы устранить причины, порождающие трудовые споры, необходимо:

осуществлять правовое обучение;

улучшать организацию производства и труда работников;

совершенствовать трудовое законодательство;

усиливать контроль за его исполнением.

2. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Согласно ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как говорит Молодцов М.В., возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора 2 .

Индивидуальные трудовые споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных актов, договоров и соглашений, связанные с подачей заявления (предъявлением искового заявления) в юрисдикционный орган, именуются конфликтами права. В основе этих споров лежит действительное или мнимое нарушение трудового права работника или группы работников либо отказ признать за работником или группой работников того или иного права (например, права на премию, отпуск). Индивидуальные споры искового характера разрешаются в комиссии по трудовым спорам и в суде.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются судом непосредственно либо с соблюдением досудебного порядка рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется работодателем.

Из состава комиссии по трудовым спорам избираются председатель и секретарь комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Ей не подведомственны споры:

рассматриваемые непосредственно в суде;

споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника;

споры неискового характера (об интересах, об установлении условий труда);

споры по вопросам, относящимся к другим отраслям права (связанные с исчислением трудового стажа для пенсий, пособий).

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии в решении комиссии по трудовым спорам указываются:

наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Решение КТС может быть пересмотрено. Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое.

3. Досудебный порядок разрешения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор (ст. 398 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективных договоров, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.

Это споры неискового характера, возникающие по вопросам установления или изменения условий труда. В их основе лежит требование коллектива работников изменить условия труда в лучшую сторону 3 .

Коллективные споры могут возникнуть из следующих правоотношений, производных от трудовых:

правоотношения работников с работодателем (их представителей) по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, иные организационно-управленческие правоотношения;

правоотношения соответствующих профсоюзных органов с представителями работодателей – как правило, с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. 29–31 Трудового кодекса РФ.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов 4 :

рассмотрение коллективного трудового спора примирительной
комиссией;

рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж не представляет собой судебную инстанцию в полном смысле этого слова.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом 5 .

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Заключение

Заканчивая рассмотрения особенностей досудебного урегулирования трудовых споров, обратим внимание на следующее: независимо от того, являетесь ли вы работодателем или работником, при рассмотрении спора в досудебном порядке не стоит пренебрегать услугами специалистов в области трудового права. Порой только они могут способствовать урегулированию сложных трудовых конфликтов и при этом защитить интересы работников.

Список литературы

Трудовой кодекс Российской Федерации с изм. и доп. на 1 февраля 2004 г. – М.: Проспект, 2004. – 192 с.

Айман Т.О. Трудовые споры: Монография: – М.: РИОР, 2004. – 64 с.

Гусов К.И. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. – М.: Велби, 2002. –1008 с.

Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под общей ред. Тихомирова М.Ю. – М.: Юринформцентр, 2002. – 938 с.

Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – 378 с.

Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.–289 с.

Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2003. – 560 с.

Чижов Б.А., Шомов Е.И. Практика применения Трудового Кодекса РФ: Ответы на вопросы. – М: Бекарт-Пресс, 2003. – 166 с.

Фильчакова С.Ю. Проблемы индивидуально-договорного регулирования отношений по применению наемного труда // Академический юридический журнал. №4. 2002. С. 23–26.

1 Айман Т.О. Трудовые споры: Монография: — М.: РИОР, 2004. — С. 3-4.

2 Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – С. 356.

3 Чижов Б.А., Шомов Е.И. Практика применения Трудового Кодекса РФ: Ответы на вопросы. – М: Бекарт-Пресс, 2003. – С. 154.

4 Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2003. – С. 498.

5 Гусов К.И. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. – М.: Велби, 2002. – С. 985.

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Досудебный порядок рассмотрения индивидуального трудового спора Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров

2.1. досудебный порядок урегулирования трудовых споров

  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.

Ii. досудебный порядок урегулирования трудовых споров

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.
В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 391 ТК РФ определяет круг трудовых споров, подлежащих рассмотрению в суде.

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Статья 8 указанного Закона наделяет взыскателя правом направлять исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию.

Кроме того, согласно ст. 9 исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Досудебный порядок урегулирования индивидуальных трудовых споров

Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.


Согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ по решению общего собрания работников КТС может создаваться в каждом структурном подразделении организации. При этом инициатива создания КТС в структурном подразделении может исходить от работников организации в целом, от работников структурного подразделения или от работодателя. В КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения и др. Срок обращения работника в комиссию по трудовым спорам установлен ст.

Досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

ТК РФ, согласно которой работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Савельева Татьяна Анатольевна. Правоприменительная деятельность и досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.05 : Челябинск, 2002 181 c. РГБ ОД, 61:02-12/954-0

ГЛАВА I. Понятие правоприменения и субъекты, применяющие нормы

трудового права 9

1. Понятие правоприменения и особенности применения норм

трудового права 9

2. Субъекты, применяющие нормы трудового права 24

ГЛАВА II. Стадии правоприменения и правоприменительные акты 49

1. Специфика стадий применения норм трудового права 49

2. Особенности правоприменительных актов, регулирующих
трудовые отношения 88

ГЛАВА III. Досудебный порядок применения норм трудового права 99

1. Международный опыт досудебного разрешения трудовых дел .. ..99 2. Развитие законодательства Российской Федерации о составе, порядке работы и компетенции комиссии по трудовым

3. Возможности совершенствования законодательства о досудебном
порядке рассмотрения индивидуальных трудовых
споров 132

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168

Проведение правовой реформы в России способствует изменению общественных отношений. Трудовые отношения также претерпевают существенные перемены. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Существенную роль в изменении трудовых отношений сыграла Конституция РФ, которая закрепила свободу труда и запретила принудительный труд.

Другим немаловажным фактором стало разгосударствление экономики,
что привело к появлению частного капитала и предприятий, учреждений,
организаций (далее по тексту — организация) с частной формой
собственности. В данных организациях также появилась потребность в
рабочей силе. Следовательно, появились трудовые отношения, где в
ft качестве работодателя выступает негосударственная организация.

Руководители таких юридических лиц не всегда обладают достаточными знаниями для законного осуществления правоприменительной деятельности, в том числе и норм трудового права, к тому же в данных организациях комиссии по трудовым спорам создаются крайне редко, в результате чего возникает ситуация, когда работодатели безнаказанно нарушают трудовые права работников.

Трудовое законодательство до недавнего времени не соответствовало трудовым отношениям, существовавшим в обществе. В первую очередь это было связано с тем, что трудовые отношения принципиально отличались от трудовых отношений, существовавших на момент принятия Кодекса законов о труде 1971 года, когда практически единственным работодателем в нашей стране являлось государство.

Изменения, вносимые в законодательство в процессе построения

правового государства, лишь частично исправляли это расхождение. Поэтому

_ изменения в трудовом законодательстве и принятие нового Трудового

кодекса заинтересовало общество в целом, так как для большинства граждан источником средств к существованию является регламентированная правом их трудовая деятельность.

Поэтому принятие нового Трудового кодекса было очень важным шагом в развитии трудового законодательства. Трудовой кодекс явился результатом доработок законопроектов, которые были сориентированы на новый характер трудовых отношений.

Несомненно, вопросы рассмотрения трудовых споров занимают в Трудовом кодексе РФ одно из главных мест. Особое место занимает досудебный порядок урегулирования индивидуальных трудовых споров, который представлен как в новом трудовом законодательстве, в большинстве проектов Трудового кодекса, так существовал и в законодательстве, действующем до 01 февраля 2002 года в качестве комиссии по трудовым спорам.

Главной деятельностью комиссии является разрешение трудового спора в процессе правоприменительной деятельности. Правоприменитель, в отличие от законодателя, быстрее реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Именно это обуславливает необходимость обобщения и детального анализа правоприменительной практики комиссий по трудовым спорам.

Теоретическое освещение вопросов, касающихся состава, порядка образования комиссии по трудовым спорам и её правоприменительной деятельности, позволит более объективно и точно сформулировать соответствующие нормы.

Кроме того, данная работа является первым базовым исследованием, рассматривающая досудебный порядок урегулирования индивидуальных трудовых споров, основываясь на новом Трудовом кодексе РФ.

Вышеизложенное определило актуальность избранной темы и явилось основанием выбора темы диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является детальный анализ правоприменительной деятельности в трудовом праве, выявление особенностей правоприменения норм трудового права всеми субъектами правоприменения, изучение вопросов образования, работы, компетенции и совершенствования деятельности комиссии по трудовым спорам.

В процессе исследования ставятся задачи:

раскрыть особенности применения норм трудового права;

выявить субъектов, применяющих нормы трудового права;

проанализировать действующее законодательство, регулирующее деятельность комиссии по трудовым спорам;

сформулировать предложения по совершенствованию норм трудового права, регламентирующих образование, состав и порядок работы комиссии по трудовым спорам.

Предметом исследования выступает научное наследие, проекты Трудового кодекса, действующее законодательство, правоприменительная практика.

Методологическую базу исследования составил комплекс общенаучных (синтез, сравнение, абстрагирование) и специальных (исторический, системно-структурный, логический, сравнительно — правовой) методов. Учитывая, что в основе правоприменительной деятельности любой отрасли права лежат общетеоретические понятия, автором изучена научная литература по общей теории права, по правоприменению норм гражданского права и уголовного права.

Для обоснования выводов был проведен ряд социологических исследований путем выборочного анкетирования по вопросам применения норм трудового права и досудебного порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров. В опросе принимали участие работающие граждане в возрасте от 18 до 60 лет. Респондентам предлагалось ответить на вопросы:

1. Какие виды дисциплинарных взысканий были применены к Вам
за нарушение трудовой дисциплины и в каком порядке?

2. В какой из органов Вы обратились бы за защитой своих прав?
Кроме того, автором была изучена работа комиссий по ^пудовым

спорам в Челябинской области в периоде 1999 по 2001 годы.

Теоретическую основу настоящего диссертационного исследования
составили работы ученых, рассматривающих теоретические вопросы
правоприменения — Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Н.Н. Вопленко,
И.Я. Дюрягина, Ю.Х. Калмыкова, В.Н. Карташова, A.M. Куренного,
В.В. Лазарева, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.Г. Ткаченко, Л.А Чикановой, — а также
работы ученых-специалистов в области трудового права: В.Д. Архипова,
Б.К. Бегичева, А.К. Безиной, Л.Ю. Бугрова, СЮ. Головиной,
Л.А. Горбуновой, А.В. Гусева, К.Н. Гусова, И.Б. Калинина, Н. И. Коняева,
В.М. Лебедева, А.В. Маврина, М.В. Молодцова, В.И. Никитинского,
СВ. Передерина, В.И. Попова, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова,

И.О. Снигиревой, А.И. Ставцевой, В.Ш. Шайхатдинова, В.Д. Шахова и других.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, правоприменительная практика судов и комиссий по трудовым спорам Челябинской области.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексного исследования правоприменительной деятельности досудебного органа — комиссии по трудовым спорам, в том числе по вопросам состава и компетенции комиссии; выдвинуты предложения общетеоретического и практического характера по совершенствованию досудебного порядка урегулирования индивидуальных трудовых споров.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в законодательной, правоприменительной, научно — исследовательской и педагогической деятельности.

Положения диссертации могут быть использованы при подготовке учебников, научных и учебно-методических пособий по трудовому праву.

Содержащиеся в диссертации выводы, положения и рекомендации обсуждались на заседании кафедры «Трудового и административного права» Челябинского государственного университета, на международных научно -практических конференциях «Проблемы реализации норм права» (27-28 мая 1999 г., г. Челябинск), «Проблемы юридической ответственности» (25-26 мая 2000г., г. Челябинск) и на всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспектива развития правового государства в Российской Федерации» (24-25 мая 2001г., г. Челябинск), прошедших на юридическом факультете Челябинского государственного университета.

Автор выносит на защиту следующие положения:

1. Применение норм трудового права осуществляют как
государственные, так и негосударственные органы — комиссии по трудовым
спорам.

Субъекты, применяющие нормы трудового права, должны обладать рядом качеств, а именно: специальными знаниями и навыками, необходимыми для правоприменительной деятельности.

2. Характер правоприменительной деятельности по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров всегда остается властным, а иногда
государственно-властным. Применение норм трудового права может
возникать по инициативе адресата применения.

3. Применение норм трудового права является многократным, что
обусловлено длящимся характером трудовых правоотношений, то есть
возможно применение различных или одних и тех же норм трудового права
к одному адресату в период действия трудового договора.

В основу досудебного порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров должны быть положены следующие принципы, которые необходимо закрепить законодательно: доступность обращения; бесплатность обращения; законность; гласность; профессионализм; равенство сторон; независимость; диспозитивность; обеспеченность исполнения решения.

Конкретизируется минимальный круг фактов и обстоятельств, которые необходимо выяснить комиссии по трудовым спорам в процессе правоприменительной деятельности. Состав фактических данных при подготовке материалов к рассмотрению трудового спора зависит от категории спора, рассматриваемого комиссией.

6. Сформулированы основания классификации фактов и
обстоятельств, которые необходимо установить комиссиям по трудовым
спорам в процессе применения норм трудового права, а также их виды:

по характеру (общие и специальные);

по субъекту (данные о работнике, его семье или работодателе).

7. Предлагается создать при Федеральной государственной
инспекции труда и подведомственных ей территориальных органах в
качестве досудебного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров комиссию по трудовым спорам, состоящую из юристов,
финансирование которой следует осуществлять из местного бюджета. На
работодателей целесообразно возложить обязанность уплачивать налог на ее
содержание.

Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списков нормативных правовых актов и юридической литературы, приложения.

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 2

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными в организациях комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами (ст. 382 ТК РФ). При этом порядку разрешения трудовых споров в КТС Трудовой кодекс выделил небольшое количество статей, в связи с чем у сторон трудовых отношений могут возникать вопросы и проблемы, связанные с организацией и деятельностью КТС.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 391 ТК РФ определяет круг трудовых споров, подлежащих рассмотрению в суде.

Также в суде могут рассматриваться заявления лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций.

Возникает вопрос, куда следует обращаться лицу, устраивающемуся на работу, но не согласному с условиями трудового договора, поскольку в предложении работодателя были оговорены иные условия труда, при этом работодатель не отказывает лицу в приеме на работу, но несколько меняет первоначально оговоренные условия. Спора о дискриминации при этом нет. Вправе ли в этом случае такое лицо обратиться в КТС? В тексте гл. 60 ТК РФ законодатель всегда оперирует понятием «работник», а может ли в КТС обратиться также бывший работник, если при этом трудовой спор не находится в исключительной компетенции суда? Лишь комплексное применение норм трудового законодательства (особенно с учетом положений ст. 381 ТК РФ) позволяет с определенностью сказать, что эти лица также имеют право на обращение с заявлениями в КТС и на рассмотрение последними их заявлений . Однако другие утверждают, что споры «бывших» и «будущих» работников разрешаются судами общей юрисдикции .

Андреев В.П. Организация и деятельность комиссий по трудовым спорам на предприятиях // Трудовое право. — 2002, N 11, с. 86.

Бородин И. Участие представителей работников и работодателей в рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров как форма социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2007, N 1.

Таким образом, КТС вправе рассматривать только те споры, которые не отнесены к компетенции суда. КТС рассматривает споры:

— о признании недействительными условий, включенных в трудовой договор;

— об оплате труда;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;

— о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

— о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, если имеются на то основания;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о праве на основной и дополнительные отпуска и их оплате;

— об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;

— о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.;

— иные индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК РФ к непосредственной компетенции суда.

Предварительное урегулирование спора до рассмотрения КТС

В настоящее время ст. 385 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Вместе с тем данное положение ТК РФ носит большей частью декларативный характер, так как Кодекс не требует доказательств попыток разрешения разногласий . Данное правило не позволяет говорить, во-первых, об обязанности работника попытаться предварительно урегулировать трудовой спор с работодателем, поскольку ТК РФ не предусмотрен отказ в принятии заявления КТС в случае непредставления работником (заявителем) доказательств попытки урегулирования спора самостоятельно. Во-вторых, нельзя говорить и об отсутствии обязательной предварительной примирительной процедуры, поскольку ТК РФ все-таки закрепляет необходимость переговоров спорящих сторон до обращения в КТС. Таким образом, правило о проведении предварительных переговоров с работодателем не имеет абсолютного характера. Цель этой нормы состоит, вероятно, в том, чтобы избежать вынесения на рассмотрение КТС явных недоразумений, признаваемых работодателем (пропуск фамилии в ведомости на оплату, не оформлены вовремя необходимые документы и т.д.), а также в тех случаях, когда работодатель не выполнил возложенные на него по отношению к работнику обязанности, в связи с чем оказались нарушенными его права (невыплата заработной платы, невыдача спецодежды и т.д.) .

Соколова Г.А. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2007, N 10.

Устинова С.А. Некоторые вопросы правового регулирования создания и организации деятельности комиссии по трудовым спорам как внесудебного органа по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. — 2006, N 12, с. 88.

Однако на обязательные предварительные переговоры указывает Рекомендация МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения». Согласно п. 10 Рекомендации сначала должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным работником — независимо от того, пользуется ли он помощью другого лица или нет, — и его непосредственным начальником. В тех случаях, когда такие попытки не приводят к соглашению или когда характер жалобы таков, что обсуждение между заинтересованным работником и его непосредственным начальником не является целесообразным, работник должен иметь право на рассмотрение своей жалобы одной или несколькими более высокими инстанциями в зависимости от характера жалобы, структуры и размера предприятия.

Таким образом, предварительные переговоры должны стать обязательным этапом доюрисдикционного регулирования трудовых споров, что должно найти закрепление в трудовом законодательстве. Это необходимо как для работника, так и для работодателя. Работнику предварительные переговоры помогут лучше понять позицию работодателя. Работодатель же будет иметь возможность погасить конфликт на самой начальной стадии и найти компромиссное решение.

В ст. 385 ТК РФ не определен круг представителей работников, с помощью которых работник может урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Здесь, видимо, следует применять ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. ТК РФ ничего не говорит о представителях работника при рассмотрении спора в КТС. Вместе с тем согласно Рекомендации МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» заинтересованный работник должен иметь право принимать непосредственное участие в процедуре урегулирования жалобы и быть представленным при рассмотрении жалобы представителем организации работников, представителем работников предприятия, любым другим лицом по своему выбору или пользоваться помощью такого лица в соответствии с национальным законодательством или практикой.

Создание КТС на предприятии

Порядок образования КТС регулируется ст. 384 ТК РФ, в соответствии с которой КТС может быть образована по инициативе работников (их представителей), работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) или по их совместному решению. Работодатель или представительный орган работников, получив предложение о создании КТС, обязан в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Если предложение поступает от работодателя, то создание КТС происходит гораздо быстрее (работодатель издает приказ, которым предлагает создать КТС и назначает определенное число членов). В данном случае работники (их представительный орган) обязаны направить своих представителей в КТС в таком же количестве. Инициатор создания КТС фактически определяет количественный состав КТС. От работников в состав КТС направляются лица на основании решения общего собрания работников. Вопрос об изменении состава КТС в законодательстве не урегулирован. В случае если одна сторона изъявила желание изменить состав КТС, то у другой стороны тоже появляется право на изменение численного состава представителей в КТС. Таким образом, изменение состава КТС должно приводить к формированию нового состава КТС. Следовательно, КТС является постоянно действующим органом, и в изменении ее состава могут принимать участие обе стороны.

Как уже было сказано выше, ТК РФ содержит минимальное количество норм, регулирующих деятельность КТС, поэтому организации целесообразно иметь положение о КТС с формами документов. При этом положение не должно противоречить ТК РФ, поскольку если при рассмотрении дела КТС не будут соблюдены нормы ТК РФ, то решение КТС можно будет признать вынесенным с нарушением требований закона, а значит, не подлежащим исполнению. Положение о КТС может предусматривать регламент работы КТС, компетенции комиссии, время проведения заседаний, порядок вызова свидетелей, специалистов и т.д.

КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ по решению общего собрания работников КТС может создаваться в каждом структурном подразделении организации. При этом инициатива создания КТС в структурном подразделении может исходить от работников организации в целом, от работников структурного подразделения или от работодателя. В КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения и др.

Срок обращения работника в комиссию по трудовым спорам установлен ст. 386 ТК РФ, согласно которой работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Форма заявления в КТС не установлена, следовательно, достаточным является лишь заявление о нарушении права. Оставить заявление без движения КТС не может, так как это действие связано с формой заявления, а она отсутствует.

Заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).

Спор в КТС должен быть рассмотрен в течение 10 дней с момента поступления заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ).

В КТС заявление рассматривается в присутствии работника, который с ним обратился. Если работник два раза не явился на заседание КТС без уважительных причин, то вопрос снимается с рассмотрения КТС. Впрочем, это не лишает работника права подать повторное заявление о рассмотрении трудового спора. Однако сделать это нужно в пределах того же трехмесячного срока. В соответствии с ч. 3 ст. 387 ТК РФ по письменному заявлению работника или его представителя дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При этом рассмотрение дела в отсутствие работника является правом, а не обязанностью КТС.

КТС в заседании исследует доказательства, дает им оценку и устанавливает факты, распределяет бремя доказывания. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы

Решение КТС обязательно к исполнению?

Решение КТС принимается тайным голосованием большинством голосов (ч. 1 ст. 388 ТК РФ). Однако такой порядок принятия решения не соответствует паритетному порядку формирования данного органа. Если КТС создается на паритетных началах, то почему бы ей на таких же началах не выносить решения? При таком порядке вынесения решения КТС снимается проблема неравного представительства сторон трудового спора в составе КТС. Так, если решения будут приниматься КТС по соглашению сторон, а точнее, их представителей, то проблема с неравным количеством представителей сторон в составе КТС при рассмотрении дела решится сама собой. Даже если на рассмотрении дела будут присутствовать только один представитель от одной стороны и несколько от другой, то решение в этом случае не может быть заведомо принято в пользу какой-либо стороны спора. Таким образом, если считать КТС органом социального партнерства, то думается, что ее решения должны приниматься на компромиссной основе, то есть КТС должна стать примирительным органом. Надо отметить, что выработка взаимоприемлемого решения в большей степени отвечает интересам обеих сторон и способствует разрешению конфликта в кратчайшие сроки, что значительно повышает эффективность деятельности КТС . Поэтому считаем целесообразным вернуться к прежнему порядку принятия решения КТС на основе соглашения представителей сторон трудового спора.

Шмелева Н.С. Практика разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации и перспективы ее развития. М., 2004. С. 18.

Решение КТС должно быть мотивированным, с учетом исследованных в заседании доказательств. Решение КТС и его копии должны быть подписаны и вручены участникам процесса . Официально утвержденная форма решения КТС в российском законодательстве отсутствует, поэтому КТС самостоятельно разрабатывает форму решения. Однако ст. 388 ТК РФ указывает на обязательные реквизиты и содержание такого решения, к ним относятся:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров и конфликтов // Трудовое право. — 2008, N 4.

Согласно ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, заверенное печатью и являющееся исполнительным документом. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Статья 8 указанного Закона наделяет взыскателя правом направлять исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию. Кроме того, согласно ст. 9 исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Однако в ТК РФ для решения КТС такая возможность не предусмотрена.

Подобная несогласованность законодательных актов не должна препятствовать стороне трудового спора (в чью пользу вынесено решение) исполнению решения КТС.

Следует напомнить, что в подавляющем большинстве организаций, а особенно в организациях малого и среднего бизнеса, КТС отсутствует. Однако наличие в организации КТС выгодно работодателю, так как она может рассматривать спор без вмешательства государственных органов. Решение КТС не может быть обжаловано государственными органами, в том числе и прокурором. Таким образом, работодатель может оградить себя от незаконного и необоснованного вмешательства государственных органов в его деятельность . При этом работникам разрешение спора в КТС также выгодно, поскольку это сокращает сроки рассмотрения дела и учитывает специфику производства.

Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров и конфликтов // Трудовое право. — 2008, N 4.

Введение

В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены российским законодательством и деловой практикой.

Досудебный порядок урегулирования используется также при разрешении конфликтных ситуаций между предпринимателями и органами государственной власти, например налоговыми.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Как уже отмечено, подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора. В реферате мы рассмотрим их основные виды, с которыми можно столкнуться на практике.

Но для начала мы должны узнать, что такое трудовые споры и каковы причины их возникновения.

Понятие трудового спора

Трудовые споры — это разрешаемые в установленном порядке неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда и их применения.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является
важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих
граждан.

Причины трудовых споров — нарушение трудовых прав работников и работодателей, а также отказ признать за работником или коллективом работников то или иное право, которое проявляется и обусловливается действием различных факторов:

1) субъективного характера:

· незнание трудового законодательства, низкая правовая культура; неверное толкование трудового законодательства; сознательное игнорирование законных прав и интересов работников и работодателей;

2) объективного характера:

· отсутствие денежных средств на оплату, охрану труда, предоставление льгот (экономический фактор);

· разрыв в оплате низко- и высокооплачиваемых работников (социальный фактор);

· несовершенство трудового законодательства (организационно-правовой фактор) Айман Т.О. Трудовые споры: Монография: — М.: РИОР, 2004. — С. 3-4..

Чтобы устранить причины, порождающие трудовые споры, необходимо:

Ш осуществлять правовое обучение;

Ш улучшать организацию производства и труда работников;

Ш совершенствовать трудовое законодательство;

Ш усиливать контроль за его исполнением.

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Согласно ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как говорит Молодцов М.В., возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебное пособие. — М.: Норма, 2003. — С. 356..

Индивидуальные трудовые споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных актов, договоров и соглашений, связанные с подачей заявления (предъявлением искового заявления) в юрисдикционный орган, именуются конфликтами права. В основе этих споров лежит действительное или мнимое нарушение трудового права работника или группы работников либо отказ признать за работником или группой работников того или иного права (например, права на премию, отпуск). Индивидуальные споры искового характера разрешаются в комиссии по трудовым спорам и в суде.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются судом непосредственно либо с соблюдением досудебного порядка рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется работодателем.

Из состава комиссии по трудовым спорам избираются председатель и секретарь комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Ей не подведомственны споры:

· рассматриваемые непосредственно в суде;

· споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника;

· споры неискового характера (об интересах, об установлении условий труда);

· споры по вопросам, относящимся к другим отраслям права (связанные с исчислением трудового стажа для пенсий, пособий).

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии в решении комиссии по трудовым спорам указываются:

· наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

· даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

· фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

· существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Решение КТС может быть пересмотрено. Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит