Правовые аспекты ведения личного дела государственного служащего, личное дело государственного служащего после увольнения

Содержание
  1. Правовые аспекты ведения личного дела государственного служащего
  2. Личное дело — правила ведения
  3. Нормативная база для ведения личных дел
  4. Какие документы включать в личное дело?
  5. Оформляем личные дела
  6. Обеспечение защиты персональных данных личных дел
  7. Ответственность за необеспечение ведения и хранения личных дел
  8. Подведем итог
  9. Сроки хранения личных дел уволенных работников
  10. Сроки хранения личных дел уволенных работников
  11. Как формируется личное дело работника
  12. Сколько хранятся личные дела уволенных сотрудников
  13. Правила использования архивной информации
  14. Обеспечение сохранности личных дел уволенных государственных гражданских и муниципальных служащих
  15. Анализ действующего законодательства
  16. Официальное разъяснение
  17. Ведение личных дел государственных служащих
  18. Состав документов личного дела государственного служащего
  19. Требования к хранению личного дела государственного служащего
  20. Оформление документов личного дела госслужащего

Правовые аспекты ведения личного дела государственного служащего

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2008, N 1

Правовые аспекты ведения личного дела государственного служащего

На любом предприятии очень важно систематизировать учет и хранение информации о сотрудниках, то есть персональные данные. Каждый кадровик должен знать, какие люди работают в организации. Поэтому многие работники отдела кадров ведут либо личную карточку по форме Т-2 , либо личное дело. Но если для коммерческих структур существует выбор, в какой форме они будут систематизировать данные о работниках, то для гражданских служащих форма четко регламентирована. Статья 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) определяет, в каком виде должны быть представлены персональные данные служащего — личное дело. Рассмотрим, что же такое персональные данные, как построить, оформить и вести личное дело, какую информацию и в каком порядке размещать в деле.

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Персональные данные и их состав

Закон N 79-ФЗ устанавливает правила обращения с персональными данными гражданских служащих, определяет требования, обязательные для соблюдения кадровой службой государственного органа при их обработке, хранении и передаче. Однако в нем не содержится определения понятия «персональные данные гражданского служащего», а также разъяснения, что включается в это понятие. В ст. 85 ТК РФ персональные данные определяются как информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями. Государственная служба трактует его как сведение о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющее идентифицировать его личность и содержащееся в личном деле гражданского служащего либо подлежащее включению в него (п. 2 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела ) (далее — Положение).

Утверждено Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609.

В ст. 42 Закона N 79-ФЗ установлены детальные требования, которые должны соблюдаться кадровой службой государственного органа при обработке персональных данных гражданского служащего. Под данной обработкой понимаются отдельные действия или операции, выполняемые кадровиком государственного органа с персональными данными гражданского служащего (сбор, запись, организация, упорядочивание, накопление, хранение, обновление или изменение, извлечение, группирование, использование, раскрытие, распространение, обезличивание, уничтожение и т.п.). Эти действия могут осуществляться либо с помощью средств автоматизации, либо без их помощи. Чтобы регламентировать работу с персональными данными, ч. 4 ст. 42 Закона N 79-ФЗ предусматривается издание Положения.

Необходимо помнить, что при работе с персональными данными представитель нанимателя обязан обеспечивать их защиту от неправомерного использования или утраты.

В Законе N 79-ФЗ прямо не устанавливается перечень персональных данных служащего. Президент РФ в Положении также не указал на состав этих данных.

Но следует обратить внимание на статьи Закона N 79-ФЗ, которые определяют перечень документов, связанных с назначением гражданина на должность гражданской службы и ее прохождением (ст. ст. 20, 22, 24, 26, 49 и др.), а п. 16 Положения содержит список документов, приобщаемых к личному делу. Эти документы стоит отнести к обязательным данным для представления государственными служащими. Однако, помимо подобных сведений, наниматель имеет право включать в состав персональных данных и иные, обусловленные спецификой гражданской службы в данном государственном органе и необходимые для обеспечения его деятельности сведения. Например, личный листок по учету кадров или архивные справки о взысканиях, привлечении к уголовной ответственности, которые помогут специалисту кадровой службы в принятии решений при написании характеристики, формировании кадрового резерва, аттестации и иных ситуациях (в частности, при необходимости расширить круг служебных обязанностей).

Правовой режим персональных данных

Закон N 79-ФЗ не устанавливает правового режима персональных данных служащих. Но существующие правила обращения с этими данными свидетельствуют о том, что они имеют строго конфиденциальный характер, за исключением случаев, определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Этот вывод подтверждается и Положением. Пунктом 11 предусмотрено, что сведения, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в них, являются информацией, носящей конфиденциальный характер (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации).

Защиту персональных данных государственных гражданских служащих обязан обеспечивать наниматель во избежание несанкционированного доступа к ним, их блокирования или раскрытия, а равно их случайного уничтожения, изменения или утраты.

Правовой режим этих данных определяется также установленными целями их обработки. К ним относятся:

— обеспечение соблюдения Конституции РФ;

— обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения гражданской службы;

— учет результатов исполнения должностных обязанностей гражданским служащим;

— содействие гражданскому служащему в прохождении гражданской службы, обучении и должностном росте;

— обеспечение личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи;

— обеспечение сохранности имущества государственного органа, а также имущества, принадлежащего гражданскому служащему.

При работе с персональными данными вышеуказанных служащих кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

1. Персональные данные следует получать лично у гражданского служащего, а при необходимости у третьей стороны, но при этом кадровику нужно известить об этом гражданского служащего заранее, заручившись его письменным согласием и сообщить ему о целях, предполагаемых источниках и способах получения информации (п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона N 79-ФЗ).

2. Представитель нанимателя не вправе получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах (п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона N 79-ФЗ).

3. При принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, наниматель не вправе основываться на персональных данных этого служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей.

4. Передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного его согласия, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона N 79-ФЗ).

5. Защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами.

Но специалистам кадровых служб государственного органа следует знать, что гражданский служащий имеет право:

— получать информацию о своих персональных данных и об их обработке;

— на свободный бесплатный доступ к своим данным, получать копии любой записи, содержащейся в этих данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает ограничения на их получение, если это затрагивает интересы безопасности и правосудия или конституционных прав и свобод других лиц). Например, доступ к данным о себе в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возможен в объеме, обеспечивающем защиту охраняемых законом интересов, в частности строго оберегаются сведения об источниках оперативной информации, если ими являются лица, добровольно сотрудничающие с правоохранительными органами;

— требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением федерального закона. При отказе от этого гражданский служащий имеет право обратиться в письменной форме к представителю нанимателя о своем несогласии. Персональные данные оценочного характера он имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

— требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные его персональные данные, о произведенных в них изменениях или исключениях из них;

— обжаловать в суд неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите его персональных данных.

Руководство государственного органа вправе подвергать обработке (в том числе автоматизированной) персональные сведения гражданских служащих при формировании кадрового резерва, потому что согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) именно на основе таких данных в государственном органе формируются и ведутся реестры гражданских служащих.

Оформление личного дела

Прежде всего надо заметить, что в качестве рекомендательных нормативных актов можно использовать Закон N 79-ФЗ и Положение, а также правила оформления и хранения документов — ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения .

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Утвержден Росархивом 06.10.2000.

Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

Личное дело — правила ведения

Государственные гражданские и муниципальные служащие ведут личные дела в силу прямого указания законодательства. А вот для остальных — бюджетных, казенных, автономных учреждений — законодатель такого указания не сделал. Значит, они не обязаны вести личные дела? На этот вопрос вы получите ответ из статьи. Кроме того, вы узнаете, кто отвечает за ведение личного дела, как оно формируется, какие документы включать в него, как и сколько его хранить.

Нормативная база для ведения личных дел

Первым делом назовем нормативные акты, обязывающие оформлять личные дела. Сразу отметим, что их достаточно много, поэтому назовем лишь некоторые федеральные законы:

— от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ);

— от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ);

— от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»;

— от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Собственно, а что такое личное дело? Ответ на данный вопрос есть в словарях, которые определяют личное дело как собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, является персональными данными. Следовательно, должен соблюдаться особый порядок ведения личных дел. Для обеспечения защиты персональных данных и надлежащего ведения личных дел были приняты следующие нормативные акты:

— Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее — Указ N 609);

— Приказ Минрегиона РФ от 26.10.2009 N 2612-к «Об организации работы с персональными данными государственных гражданских служащих Министерства регионального развития Российской Федерации и ведении их личных дел»;

— Приказ Рособоронпоставки от 22.04.2011 N 116 «О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств»;

— Приказ Роспечати от 01.12.2010 N 584 «О защите персональных данных государственного гражданского служащего Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям»; и пр.

Как видим, обязанность по ведению личных дел устанавливается федеральными законами, а вот порядок ведения и оформления — указами Президента РФ и ведомственными нормативными актами.

Какие документы включать в личное дело?

Определиться с перечнем документов, подлежащих включению в личное дело, нам поможет Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденное Указом N 609.

Первым делом скажем, что в личное дело вносятся персональные данные сотрудника и иные сведения, связанные с поступлением на работу или службу, ее прохождением и увольнением с нее. В частности, согласно Положению к личному делу приобщаются:

— письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

— собственноручно заполненная и подписанная гражданином анкета установленной формы с приложением фотографии;

— документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса);

— копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

— копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

— копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

— копии решений о награждении государственными наградами, Почетной грамотой Президента РФ, об объявлении благодарности Президента РФ, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

— копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

— экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт;

— копии актов государственного органа о переводе служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы;

— копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

— копия акта государственного органа об освобождении служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

— аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

— экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы;

— копии документов о присвоении служащему классного чина государственной гражданской службы РФ (квалификационного разряда, дипломатического ранга);

— копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва;

— копии решений о поощрении, а также о наложении дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены;

— копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении служащего от замещаемой должности гражданской службы;

— документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

— сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

— копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории России;

— копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

— медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

— справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

Кроме этого, в личное дело вносятся письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами его личного дела.

Обратите внимание! Муниципальные служащие при ведении личного дела и определении перечня документов, включаемых в него, должны руководствоваться названным Положением на основании ст. 30 Закона N 25-ФЗ.

Работодатели — бюджетные, автономные и казенные учреждения могут ориентироваться на данный перечень, однако состав документов скорее всего будет различаться в зависимости от специфики деятельности. Например, в личных делах их работников точно не будет справок о результатах проверки достоверности и полноты предоставленных работником сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для названных работодателей мы рекомендуем включать в личные дела:

Копии документов, предъявляемых работником при приеме на работу Документы или их копии, образующиеся в процессе трудовой деятельности
Паспорта или иного документа, удостоверяющего личность Справки о результатах периодических медицинских осмотров (обследований)
Документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний Копии документов, подтверждающих право работника на налоговые вычеты, например свидетельство о рождении ребенка
Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Копии документов об установлении инвалидности и ограничении способности к трудовой деятельности
Документов воинского учета для военнообязанных лиц Экземпляры трудового договора и соглашений к нему об изменении условий трудовых отношений
Свидетельства о постановке на налоговый учет физического лица Копии приказов о приеме на работу, переводе, поощрении, применении и снятии дисциплинарных взысканий и иных приказов, касающихся конкретного работника
Справки о результатах предварительного медицинского осмотра (обследования) (если требуется в силу закона) Экземпляр договора о полной материальной ответственности
Материалы аттестации
Докладные и объяснительные записки, заявления работника, различные справки
Документы, подтверждающие анкетные данные (свидетельство о заключении или расторжении брака, перемене имени и пр.)
Копия трудовой книжки с внесенной записью о приеме на работу и расторжении трудовых отношений

Оформляем личные дела

На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558, личные дела должны храниться в учреждении 75 лет. Поэтому рекомендуем отнестись к оформлению личного дела со всей ответственностью.

Кроме этого, правильное оформление личного дела поможет работодателю при передаче дел на архивное хранение, поскольку организации после определенного срока хранения у себя документов по личному составу должны передавать их в соответствующий архив, в том числе при своей ликвидации (Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Обычно личное дело ведется кадровой службой. При этом в обязанности кадровых работников по оформлению дел входят приобщение документов к личным делам, обеспечение их сохранности и конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах, а также ознакомление гражданского служащего с документами его личного дела по его просьбе и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Рекомендуем заводить личное дело сразу после приема на работу. Для этого можно взять обычную картонную папку «Дело» или заказать в типографии специальные папки с разделителями из плотного картона. И первым делом нужно оформить обложку по установленной форме (приложение 11 к Правилам работы архивов).

Примечание. Согласно п. 18 Положения документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

К сведению. Датами начала и окончания личного дела практически всегда являются даты приказов о приеме и увольнении.

При формировании дел можно ориентироваться на Правила работы архивов. В частности, необходимо соблюдать следующие основные требования:

— дело должно содержать не более 250 листов при толщине не более 4 см;

— документы внутри дела должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке.

Кроме этого, необходимо нумеровать листы личного дела и обеспечивать своевременное заполнение описи — списка документов, включенных в личное дело.

Документы, составляющие дела, подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них.

Если учреждение или орган исполнительной власти изменили свое наименование в течение периода, охватываемого документами дела, или дело передается в другую организацию (в другое структурное подразделение), на обложке дела указывается новое наименование этой организации или организации-правопреемника, а прежнее наименование организации (структурного подразделения) заключается в скобки.

Рекомендуем в начале каждого личного дела оформлять бланк внутренней описи: она поможет оперативно найти необходимый документ — видно, на какой странице дела он размещен. Такая опись подшивается сразу при заведении личного дела и заполняется по мере поступления документов. Если в течение трудовой деятельности работника какой-либо документ изымается из личного дела, об этом в описи делается отметка в графе «Примечание».

Формирование личного дела происходит в течение всей трудовой деятельности сотрудника и завершается при его увольнении.

При этом к внутренней описи составляется итоговая запись, в которой указываются цифрами и прописью количество включенных в нее документов и количество листов внутренней описи. Важно оформить и лист-заверитель, так как он показывает количество листов в деле и изменения в составе документов (повреждение, замена, присоединение документов). Заверительная надпись составляется на отдельном листе и подписывается работником кадровой службы.

Обратите внимание! Личные дела муниципальных и государственных гражданских служащих хранятся в течение 10 лет, после чего передаются в архив. При увольнении с муниципальной службы личное дело служащего хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы.

Согласно п. 23 Положения, если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы.

Обеспечение защиты персональных данных личных дел

Как мы выяснили, основная масса документов, помещаемых в личное дело, содержит персональные данные. А это значит, что работодателю придется предпринять меры по их защите от распространения и неправомерного доступа.

Например, для государственных гражданских и муниципальных служащих п. 5 Положения установлено, что при получении, обработке, хранении и передаче их персональных данных кадровая служба государственного органа обязана соблюдать такие требования:

— персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. При необходимости получить его персональные данные у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

— запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу не установленные федеральными законами персональные данные о политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

— передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без его письменного согласия, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Относительно личных дел работников автономных, бюджетных, казенных учреждений, а также органов исполнительной власти можно сказать смело, что персональные данные также охраняются, только при организации правильного хранения, обработки и передачи работодатели руководствуются нормами гл. 14 ТК РФ, Закона N 152-ФЗ и частично Положения.

Ответственность за необеспечение ведения и хранения личных дел

Конечно, за отсутствие самих личных дел казенные, автономные и бюджетные учреждения вряд ли могут быть привлечены к ответственности, так как обязанность их вести для работодателей данного типа не установлена, а вот на государственной гражданской или муниципальной службе — вполне возможно.

Как должностные лица, так и само учреждение могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка хранения, обработки и передачи персональных данных, содержащихся в личных делах. В частности, в силу пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ разглашение персональных данных, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, — это грубое нарушение трудовой дисциплины и может повлечь увольнение с гражданской службы. Для остальных категорий работников разглашение персональных данных также является грубым нарушением трудовой дисциплины, только основание увольнения будет уже иное — пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Отметим, что к работнику, осуществляющему обработку персональных данных и ответственному за их хранение, могут быть применены меры не только дисциплинарной ответственности, но и административной. Так, на основании ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) возможен штраф, налагаемый на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Отметим, что возможно наступление и уголовной ответственности. Но это касается лишь случаев разглашения сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283 ТК РФ).

Подведем итог

Ведение личных дел для государственных гражданских и муниципальных служащих обязательно, а вот для учреждений, финансируемых из бюджетов различного уровня, — нет. Однако мы все-таки рекомендуем вести личные дела, так как это удобно: вся информация, касающаяся конкретного работника, собрана в одном месте. Вместе с тем напомним работодателям: если принято решение о ведении личных дел в учреждении, необходимо позаботиться о мероприятиях по защите от утраты или разглашения сведений, хранящихся в личных делах работников. Например, можно закупить несгораемые шкафы и применить организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, в том числе в информационных системах.

Сроки хранения личных дел уволенных работников

Сроки хранения личных дел уволенных работников

Похожие публикации

Период сохранения документации относительно бывшего персонала зависит от характера сведений. Сколько хранятся личные дела уволенных сотрудников? По действующему ФЗ от 22.10.2004 № 125-ФЗ бумаги по личному составу оставляют в архиве на 75 лет. Документы на персонал, уволенный после 1 января 2003 года, остаются в архиве на 50 лет.

Как формируется личное дело работника

Указ Президента РФ от 01.06.1998 № 640 регламентирует порядок сбора сведений о персонале. В состав документации, необходимой работодателю, входит:

  • Анкета, резюме, характеристики и личный листок по учету кадров.
  • Копии паспорта, документов об образовании (дипломы, свидетельства), ИНН, страхового свидетельства, документов о семейном положении.
  • Сведения от аттестации.
  • Трудовой контракт.
  • Приказы работодателя (о назначении, переводе на другую должность или место работы, отпусках и командировках).

Личное дело уволенного сотрудника, сформированное по принципу досье, остается в кадровой службе организации до конца календарного года. В течение 3 лет с момента увольнения документы проходят архивно-техническую обработку и передаются в архив компании.

Хранение личных дел уволенных сотрудников в архиве осуществляется при наличии годовой описи. Уполномоченный кадровый специалист составляет перечень работников, уволенных в определенном году. На обложке дела проставляется год прекращения трудовых отношений.

Сколько хранятся личные дела уволенных сотрудников

Этот период исчисляется с момента завершения календарного года, когда был уволен гражданин. Согласно сложившейся практике архивного дела сроки хранения личных дел уволенных работников начинают считать с 1 января.

Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 устанавливает конкретные периоды, в течение которых документы обязательно должны находиться в архиве. Согласно закону, сроки хранения личных дел уволенных работников составляют:

  • 75 лет – для личных карточек лиц, ушедших с должности до начала 2003 года.
  • 50 лет – для личных карточек граждан, прекративших трудовые отношения позднее 1 января 2003 года.
  • 75 лет – для выездных дел тех работников, которые были командированы за границу.
  • 75 лет – для данных о доходах, имуществе и обязательствах гражданских служащих.
  • 5 лет – для характеристик и резюме специалистов.
  • 75 лет – для данных о вопросах реабилитации.
  • 3 года – для документов о лицах, не принятых на работу.
  • 75 лет – для подлинных экземпляров личных документов (аттестатов, трудовых, дипломов, свидетельств, удостоверений).
  • 5 лет – для бумаг, не вошедших в состав личных дел (заявлений, справок, докладных, служебных записок).
  • 75 лет – для актов приема-передачи личных дел государственных служащих при переводе.
  • 75 лет – для документов о субъекте персональных данных (уведомлений, согласий на обработку информации).

Правила использования архивной информации

Государственные служащие, юридические и физические лица несут обязанность обеспечивать сохранность сведений о бывшем персонале в течение регламентированных периодов. Граждане и представители компаний могут подавать запросы и обращения для доступа в архив личных дел уволенных работников.

Кадровые специалисты бесплатно предоставляют копии и справки документов, связанных с социальными и пенсионными вопросами, получением льгот и компенсаций. Данные могут использоваться в качестве вещественных доказательств. После применения изъятые документы обязательно возвращаются собственнику или владельцу.

Архивная информация может передаваться в виде электронных документов. В отдельных случаях специалисты библиотек, музеев, научных организаций, государственных органов публикуют справочно-информационные издания.

Обеспечение сохранности личных дел уволенных государственных гражданских и муниципальных служащих

  • Тамбовцева Татьяна | главный специалист архивного управления Министерства государственно-правового развития Омской области

Личные дела уволенных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих нельзя через год сдать в архив, как мы поступили бы с личными делами остальных уволенных работников.

И здесь мы сталкиваемся с противоречием действующих норм законодательства – особый порядок работы с такими делами до конца не урегулирован. По запросу ЭПК Министерства государстевенно-правового развития Омской области Росархив дал свои официальные разъяснения. Автор статьи, будучи инициатором рассмотрения данного вопроса, показывает выход из затруднительного положения.

Анализ действующего законодательства

З ачем законодатель ввел особый порядок работы с личными делами уволенных государственных гражданских и муниципальных служащих? Дело в том, что если эти люди, уволившись из вашей организации, потом опять поступают на государственную / муниципальную службу, ваша организация должна будет передать новому работодателю личное дело такого человека. И новый работодатель продолжит его формирование – будет добавлять в него новые документы. Целесо­образность такого подхода в масштабах государства ясна. Но вот технология работы до конца в нормативных документах не прописана, поэтому возникают проблемы. Возникли они и у нас, в органах государственной власти Омской области и муниципальных архивах. Камнем преткновения стали место, сроки и условия хранения, субъект хранения таких дел.

Сначала наше архивное управление попыталось найти решение самостоятельно, и вот что удалось выяснить.

Статья 30 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 25-ФЗ) возлагает обязанность по ведению личных дел муниципальных служащих на орган местного самоуправления. При этом ведение личных дел муниципальных служащих осуществляется в том же порядке, что и личных дел государственных гражданских служащих, который регламентируется Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (далее – Положение).

Итак, всего два нормативных документа, но и в них нашлись противоречия! Смотрите ниже подчеркнутые фрагменты цитат из этих документов.

1. На муниципального служащего заводится личное дело, к которому приобщаются документы, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы.

2. Личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы.

3. При ликвидации органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, которым переданы функции ликвидированных органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, или их правопреемникам.

4. Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего.

Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы (за исключением гражданских служащих, указанных в пункте 22 настоящего Положения), хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив.

Если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы.

Личные дела гражданских служащих, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

В данных двух документах указаны разные места хранения дела: кадровая служба и архив организации. Кроме того, несмотря на бланкетный характер 1 пункта 2 статьи 30 Закона № 25-ФЗ, отсутствует информация: чье личное дело (уволенного?), с какого времени хранить 10 лет (со дня увольнения?), имеется неточность формулировки: «при увольнении» вместо «после увольнения».

Неоднозначность толкования данного вопроса (о месте, субъекте, сроках и условиях хранения) имеет место и в комментариях к законодательству:

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов): «Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы, по общему правилу хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив».

Комментарий З.С. Богатыренко «Новейшие тенденции защиты персональных данных работника в Российском Трудовом праве»: «Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы, за исключением назначенных на государственные должности, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив».

Комментарий к Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 01.08.2007 (А.В. Колесников, А.О. Макаров, И.Н. Осипова): «После прекращения служебных отношений личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. Оно хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы».

Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Центра публично-правовых исследований с использованием правовых актов по состоянию на 1 июня 2007 года (под редакцией профессора А.Н. Козырина): «Личные дела муниципальных служащих, уволенных с муниципальной службы, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с муниципальной службы, после чего передаются в архив».

Комментарий к законодательству (Г.А. Корнийчук, «Государственные служащие. Особенности регулирования труда»): «При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа».

Существенным недостатком изложенного в нормах является также то, что при практическом их применении возникает ряд противоречий, касающихся порядка работы с личным делом после увольнения работника, определенного Основными правилами работы ведомственных архивов (утв. приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 05.09.1985 г. № 263, далее – Основные правила), в том числе:

  • проведение экспертизы ценности, в рамках которой при полистном просмотре изымаются неоформленные копии документов и документы с временными сроками хранения (пункт 3.3.3);
  • упорядочение (полное оформление, описание 2 ), производимое не позднее, чем через 2 года после завершения дел делопроизводством на стадии передачи дела в архив (пункты 4.1.3, 7.1.17, 7.4.6);
  • соблюдение условий хранения документов (пункт 5.1).

Решение названных вопросов применительно к личным делам государственного гражданского служащего и муниципального служащего зависит от решения принципиального вопроса – являются ли указанные документы архивными или документами в делопроизводстве соответствующего органа.

В целом законодатель предполагает хранение личных дел уволенных государственных (муниципальных) служащих в делопроизводстве в течение 10 лет в неупорядоченном виде без проведения в них экспертизы ценности документов, что не согласуется с пунктом 3.3.3 Основных правил.

Кроме того, из содержания рассматриваемых норм во взаимосвязи с пунктами 4.1.3, 7.1.17 Основных правил следует, что в течение 10 лет, пока личное дело хранится в кадровой службе государственного органа (органа местного самоуправления), полное оформление дел не проводится, поскольку личное дело не приобрело статуса архивного документа.

Противоречие между Законом № 25-ФЗ, Положением (с одной стороны) и архивными правилами (с другой) заключается еще и в следующем. Целью хранения личного дела в кадровой службе является сохранение в неизменном состоянии состава входящих в него документов для последующей передачи личного дела в государственный орган (орган местного самоуправления) по новому месту замещения должности государственной гражданской службы (муниципальной службы). Но это лишь одна (красивая) сторона медали.

Ее обратной (менее приятной) стороной является неупорядоченное хранение личных дел уволенных государственных (муниципальных) служащих, причем за 10 лет хранения в кадровой службе они могут претерпеть нежелательные изменения и даже быть утрачены физически. В то время как наличие описи дел по личному составу дает дополнительные гарантии сохранности, в т.ч. позволяет соблюдать правила оформления архивных справок в части указания архивных шифров документов, послуживших основанием для составления указанных справок (пункты 9.1, 10.2.4, 10.2.7 Основных правил).

Условия хранения документов в кадровой службе и в архиве государственного органа (органа местного самоуправления) существенно отличаются. Если в архиве обеспечивается комплекс работ (пункт 5.1 Основных правил):

  • предоставление специального (приспособленного) помещения в административном здании;
  • оборудование помещения средствами пожаротушения, охранной и противопожарной сигнализацией;
  • применение спецоборудования (стеллажей, сейфов, коробок);
  • создание оптимального температурно-влажностного и светового режима, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, то в кадровой службе, как правило, для обеспечения сохранности документов используется только специальное оборудование (сейфы).

Ввиду того что личные дела уволенных закончены делопроизводством, их следует относить к архивным документам и распространять на них режим хранения, соответствующий Основным правилам! К такому выводу, заслушав информацию автора, в целом склонялась экспертно-проверочная комиссия Министерства государственно-правового развития Омской области (далее – ЭПК Министерства).

Официальное разъяснение

Итак, мы выяснили, что пункт 2 статьи 30 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункт 23 Положения, а также Основные правила работы ведомственных архивов противоречат друг другу. Мы обратились с официальным запросом в Центральную экспертно-проверочную комиссию при Федеральном архивном агентстве с просьбой рассмотреть предложения ЭПК нашего Министерства для вынесения рекомендаций по данному вопросу. И вот, после получения ответа Росархива, мы смогли рекомендовать органам государственной власти Омской области и органам местного самоуправления рассматривать личные дела уволенных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих как документы с двойным статусом:

  • как документы в делопроизводстве – в целях применения норм об экспертизе ценности, упорядочении (полном оформлении, описании) документов;
  • как архивные документы – в целях создания оптимальных условий хранения указанных документов в кадровой службе до передачи их в архив.

Росархив согласился с высказанным нами мнением о существенных противоречиях в федеральном законодательстве, при этом в целях обеспечения сохранности и учета личных дел рекомендовал государственным (муниципальным) органам следующее:

. В течение всего срока хранения в кадровой службе такие дела не могут подвергаться процедурам, установленным Основными правилами при передаче на ведомственное архивное хранение обычных личных дел уволенных – проведению экспертизы ценности и полному упорядочению дел.

В связи с этим Росархив полагает целесообразным рекомендовать организациям, в которых имеются должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, следующее:

1) Кадровые службы организаций в целях обеспечения сохранности находящихся у них на хранении личных дел уволенных государственных гражданских служащих или муниципальных служащих в конце каждого года составляют их опись по форме описи дел структурного подразделения (приложение № 6 к Основным правилам), не делая записей о передаче и приеме дел в ведомственный архив.

2) В случае передачи кадровой службой личного дела уволенного государственного гражданского служащего или муниципального служащего в другую организацию в указанной описи в графе «Примечание» делается отметка о выбытии дела с указанием основания передачи. Заявления заинтересованных лиц, переписка о передаче дела, акты приема-передачи дела составляют самостоятельное дело, которое включается в указанную опись.

3) По истечении 10-летнего срока хранения личных дел уволенных государственных гражданских служащих или муниципальных служащих на эти дела по году увольнения составляется самостоятельная опись с отдельной нумерацией (например: опись дел постоянного хранения – № 1, опись по личному составу – № 2, опись личных дел государственных служащих – № 3) и кадровая служба передает их в порядке, установленном Основными правилами, на хранение в ведомственный архив.

Что же касается высказанного предложения о создании в кадровых службах организаций условий хранения. аналогичных условиям архивного хранения, то это вряд ли осуществимо. Учитывая сравнительно небольшое количество таких дел, представляется целесообразным рекомендовать кадровым службам организаций обеспечить для них сейфовое хранение, что будет посильным для большинства организаций.

Образец оформления описи дел структурного подразделения по личному составу уволенных государственных / муниципальных служащих

Она составляется кадровой службой на личные дела уволенных государственных гражданских или муниципальных служащих по окончании каждого делопроизводственного года по форме, указанной в приложении № 6 Основных правил (опись дел по личному составу структурного подразделения организации), причем записи о передаче и приеме в архив, имеющиеся в форме, не делаются.

В нашем примере номер описи дел – 09 л/с­2008, где 09 – цифровое обозначение структурного подразделения по штатному расписанию, л/с – прописные начальные буквы наименования категории документов (личный состав), 2008 – год увольнения работников, по которому их личные дела включаются в опись. Опись имеет валовую нумерацию.

В случае передачи личного дела уволенного в другой государственный орган в описи в графе «Примечание» делается отметка о выбытии дела с указанием основания передачи (вид документа, его дата и номер).

В опись включается дело «Документы… о передаче личных дел уволенных. » с указанием в графе 6 срока его хранения 75 лет (срок хранения актов приема-передачи данного вида установлен в соответствии со статьей 667 Перечня типовых управленческих архивных документов. 2010 года).

Образец оформления описи дел организации по личному составу уволенных государственных / муниципальных служащих

Данная опись составляется кадровой службой на основе описи дел структурного подразделения на личные дела уволенных государственных гражданских или муниципальных служащих по истечении 10-летнего срока их хранения в кадровой службе. Она составляется по форме, указанной в приложении № 38 к приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 10.09.2007 № 1273. Данная опись является самостоятельной описью с отдельной нумерацией.

Общее количество дел в ней будет менее его количества в описи дел структурного подразделения (см. Пример 1) в связи с фактами передачи дел. В опись включаются по году увольнения личные дела уволенных государственных гражданских или муниципальных служащих, не переданные в другой государственный орган (в нашем примере – в годовой раздел за 2008 год включены личные дела В.И. Климовой и Т.М. Швецовой).

Дело «Документы… о передаче личных дел уволенных. », включенное в нашем примере в годовой раздел за 2008 год, составляют документы о передаче личных дел В.И. Климовой и Т.М. Швецовой, в годовой раздел за 2009 год в него будут включены документы о передаче личного дела Л.И. Усольцевой, за 2010 год – П.А. Тарасова.

По этой описи личные дела уволенных государственных гражданских или муниципальных служащих будут переданы в установленном порядке на хранение в архив организации.

Сноски

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определенным отраслям права и даже к «действующему законодательству». Таким образом, при бланкетном изложении элемента нормы права он остается неопределенным. Вернуться назад

Полное оформление дела включает подшивку дела, нумерацию листов в деле, составление заверительной надписи дела, составление внутренней описи, внесение уточнений в реквизиты обложки дела. Кроме того, обязательному оформлению подлежит годовой раздел сводной описи дел по личному составу (личных дел уволенных) организации. Вернуться назад

Ведение личных дел государственных служащих

Статті за темою

С начала мая введен в действие новый Закон Украины «О государственной службе». Порядок ведения личных дел госслужащих тоже претерпел изменения. Рассмотрим, какие документы, их порядок и хранения должна иметь личное дело госслужащего.

С 1 мая 2016 года введен в действие новый Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VII (далее — Закон о госслужбе). Для внедрения этого закона Нацдержслужба утвердила приказ «Об утверждении Порядка ведения и хранения личных дел государственных служащих» от 22.03.2016 № 64 (далее — Порядок ведения личных дел госслужащих).

Состав документов личного дела государственного служащего

В отличие от своего предшественника — Порядка ведения личных дел государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.1998 № 731 (далее — Порядок № 731), — Порядок ведения личных дел госслужащих определяет не только перечень, но и последовательность размещения документов, которые формируются в личное дело государственного служащего (далее — личное дело). Так, по новому порядку, личное дело формируется из следующих документов в следующей последовательности:

  1. Личная карточка государственного служащего установленного образца
  2. Текст Присяги государственного служащего, скрепленный подписью государственного служащего (для лиц, впервые принятых на государственную службу)
  3. Копия паспорта государственного служащего
  4. Копия учетной карточки налогоплательщика (кроме физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте)
  5. Копии документов об образовании, ученая степень, ученое звание
  6. Копия трудовой книжки (при наличии)
  7. Копия военного билета (в случае наличия)
  8. Копии документов о предоставленных льготах (в случае наличия)
  9. Cправка установленной формы о наличии допуска к государственной тайне (для соответствующих должностей)
  10. Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера
  11. Справка (или ее копия) о результатах проведения специальной проверки (в случае ее проведения) в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII (далее — Закон № 1700)
  12. Справка (или ее заверенная в установленном порядке копия) о результатах проведения проверки согласно Закону Украины «Об очистке власти» от 16.09.2014 № 1682-VII
  13. Ознакомление с ограничениями, установленными Законом о госслужбе, о назначении на должность государственной службы и ее прохождения
  14. Ознакомление с ограничениями, установленными Законом № 1700
  15. Ознакомление с правилами этического поведения государственных служащих
  16. Ознакомление с правилами внутреннего служебного распорядка и другими локальными актами государственного органа (в случае необходимости)
  17. Согласие на обработку персональных данных
  18. Заявление о назначении на должность
  19. Копия акта о назначении на должность
  20. Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии в случае, если назначение осуществляется по результатам конкурса
  21. Копия акта органа высшего уровня о назначении на должность (в случаях, предусмотренных законодательством)
  22. Согласование соответствующих органов, предусмотренные законодательством для назначения на должности государственных служащих.

Копии справки о присвоении индивидуального налогового номера и трудовой книжки работника были необязательными документами в личном деле госслужащего. Однако за Порядком ведения личных дел госслужащих это обязательное требование. Поэтому не забудьте приложить копии этих документов личных дел, сформированных ранее.

По времени поступления к личному делу госслужащего необходимо добавлять следующие документы:

  • копии актов об изменениях анкетных данных;
  • копии документов о повышении уровня профессиональной компетентности;
  • биографическая справка (по необходимости);
  • материалы оценки результатов служебной деятельности;
  • дисциплинарное дело.

К личному делу госслужащего не обязательно прилагать такие документы, как:

  • заявление о переводе на другую должность в пределах одного государственного органа;
  • приказ (распоряжение) о переводе на другую должность;
  • приказ, распоряжение, копии указов, распоряжений, постановления о присвоении ранга государственного служащего и поощрение;
  • копии документов о предоставлении отпусков, поощрения, награды, почетные звания и другие копии актов
  • заявление и приказ (распоряжение) об увольнении государственного служащего.

Все листы личного дела госслужащего необходимо нумеровать. Поскольку в форме описи документов, помещенной в начале личного дела, нужно указание номер начальной страницы каждого документа.

Требования к хранению личного дела государственного служащего

Личные дела госслужащих должны храниться в опечатанных металлических шкафах или сейфах. Дела госслужащих, которые проходят службу, и тех, которые прекратили свою деятельность, должны храниться отдельно.

После увольнения государственного служащего с государственной службы его личное дело остается в службе управления персоналом и передается в архив в порядке, определенном соответствующей инструкцией по делопроизводству. В графе 5 Журнала учета личных дел госслужащих указываются дата и основание увольнения (п. 4 разд. III Порядка ведения личных дел госслужащих).

В случае назначения лица на должность государственной службы в государственном органе, в котором она работала ранее на должности государственной службы, Порядке ведения личных дел госслужащих рекомендуется использовать сложившиеся ранее личное дело, к которому необходимо приобщить обновленную личную карточку государственного служащего.

Оформление документов личного дела госслужащего

В 2016 году в соответствии с Законом № 1700 запланировано внедрение системы электронного декларирования. А потому Порядком ведения личных дел госслужащих предусмотрено, что декларация об имуществе, доходах, расходы и обязательства финансового характера должно подаваться в порядке и по форме, определенными Законом № 1700.

Справку о наличии установленной формы допуска к государственной тайне должна выдавать служба персонала соответствующего органа по последнему месту работы для претендентов на должности, которые определены номенклатурой должностей, утвержденной руководителем государственной службы.

Как и раньше, заявления о назначении, переводе на другую должность, увольнения с должности и т. п. государственные служащие должны оформлять собственноручно и подписывать с указанием даты.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит