Какие бывают основания для увольнения с государственной гражданской службы, основания увольнения государственной гражданской службы

Содержание
  1. Какие бывают основания для увольнения с государственной гражданской службы?
  2. 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  3. 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  4. Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы
  5. Увольнение с государственной гражданской службы
  6. 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  7. 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  8. Делопроизводство
  9. Увольнение государственного гражданского служащего
  10. Нормативная база
  11. Особенности увольнения с государственной гражданской службы
  12. Нормативная база
  13. Порядок
  14. Процедура увольнения с государственной гражданской службы
  15. Видео: Выплаты при увольнении
  16. Основания для госслужащего по 79 ФЗ: собственное желание
  17. В связи с утратой доверия
  18. По сокращению штатов
  19. Уведомление о сокращении и образец
  20. Выплаты, компенсации, размер
  21. Справка о доходах

Какие бывают основания для увольнения с государственной гражданской службы?

С государственной гражданской службы уволить гражданского служащего могут по нескольким причинам:

  • когда гражданский служащий сам напишет заявление об увольнении по собственному желанию;
  • контракт может быть прекращен по инициативе нанимателя на гражданскую службу;
  • на основании истечения срока, на который был заключен контракт;
  • на основании перевода гражданского служащего на другую гражданскую службу или в государственный орган;
  • если гражданский служащий меняет российское гражданство на какое-либо другое;
  • если гражданский служащий отказывается от смены места жительства, когда орган государственной гражданской службы переводится на другое место;
  • когда государственный гражданский служащий нарушает требования федеральных законов, не выполняет свой долг в полной мере. Ну и еще есть несколько оснований для увольнения гражданского служащего и расторжения с ним служебного контракта.

Прочитать об этом можно в Федеральном законе № 79-ФЗ или просто по этой ссылке.

25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы

При прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности основаниям производится увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности по одному из этих оснований не влечет увольнения с гражданской службы. Так, если перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.

Таким образом, увольнение гражданских служащих с гражданской службы производится при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и освобождении его от замещаемой должности по общим основаниям законодательства России.

В законах субъектов РФ должна быть указана возможность увольнения гражданских служащих только по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Закон не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, данные вопросы могут регулироваться нормами ТК.

В соответствии с этими нормами гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа об увольнении его с гражданской службы (приказом, распоряжением). По требованию гражданского служащего представитель нанимателя обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного акта (приказа, распоряжения). В случае, когда этот акт (приказ, распоряжение) об увольнении гражданского служащего невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (приказе, распоряжении) производится соответствующая запись.

При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданского служащего производится запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в некоторых случаях — Трудового кодекса или иного федерального закона.

26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы

Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;

4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 3

УТРАТА ДОВЕРИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УВОЛЬНЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

По мнению автора статьи, все обстоятельства совершения коррупционного правонарушения представитель нанимателя должен весьма тщательно выявлять и применять взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия лишь при наличии законных оснований.

С недавнего времени перечень оснований увольнения с государственной гражданской службы дополнен еще одним: Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) дополнена п. 1.1, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае «утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» (в ред. от 03.12.2012).

Понятие «утрата доверия» носит оценочный характер, и возможность применения последствий утраты доверительных отношений предполагает наличие значительной доли усмотрения работодателя.

Понятие «утрата доверия»

В трудовом праве понятие «утрата доверия» применяется к нескольким категориям работников, например к работникам, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности. Трудовой договор с ними может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае совершения виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

По указанному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (занятые приемом, хранением, транспортировкой, распределением этих ценностей и т. п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые дают основания работодателям для утраты к ним доверия. Увольнение работника в связи с утратой доверия должно быть основано на конкретных фактах, а не на предположениях, подозрениях работодателя о совершении противоправных деяний.

Возможность увольнения за утрату доверия специального субъекта трудовых отношений — работника религиозной организации подтверждена позицией Европейского суда по правам человека, выразившейся в Постановлении от 23.09.2010 по делу «Обст (Obst) против Германии» (жалоба N 425/03) и по делу «Шют (Schuth) против Германии» (жалоба N 1620/03). Обжаловалось увольнение церковных служащих (директора общественных связей мормонской церкви по Европе, а также органиста и хормейстера католического прихода) за супружескую неверность в виду нарушения требований ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека признал допустимость такого увольнения в качестве необходимой меры, направленной «на сохранение доверия к церкви с учетом, в частности, характера занимаемой работником должности и значения обязанности абсолютной верности по отношению к супруге» [1].

Следовательно, подобное основание прекращения трудового договора, по правилам ч. 1 ст. 347 ТК РФ, может включаться в трудовой договор, заключаемый с работником религиозной организации.

Толкование понятия «утрата доверия» применительно к различным категориям работников имеет много общего. Оно рассматривается как утрата уверенности работодателем в правомерности дельнейшего поведения работника, если в трудовые обязанности последнего входит выполнение специальных функций, требующих наличия доверительных отношений с работодателем, и если данное обстоятельство может негативным образом сказаться на исполнении должностных обязанностей.

Дифференциация коррупционных правонарушений

Если обратиться к сфере гражданской службы, то Закон о государственной гражданской службе также не раскрывает содержание «утраты доверия». Статья 59.2 Закона о государственной гражданской службе содержит перечень так называемых коррупционных правонарушений, за совершение которых может последовать увольнение «за утрату доверия».

Здесь необходимо отметить, что общий перечень коррупционных правонарушений содержится в ст. ст. 59.1 — 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Его анализ позволяет сделать вывод, что коррупционные правонарушения на гражданской службе условно дифференцируются на:

— «малозначительные» деяния, за совершение которых возможно применение таких взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. К таким деяниям в соответствии со ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе относятся:

а) несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;

б) несоблюдение гражданским служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных в целях противодействия коррупции Законом о государственной гражданской службе, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 29.12.2012, далее — Закон о противодействии коррупции) и другими федеральными законами;

в) неисполнение гражданским служащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о государственной гражданской службе, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами;

— «тяжкие» деяния, за совершение которых возможно увольнение в связи с утратой доверия. К числу подобных проступков ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе относит:

а) непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

б) непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений;

в) участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

г) осуществление гражданским служащим предпринимательской деятельности;

д) вхождение гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

е) непринятие представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Расторжение служебного контракта с гражданским служащим в этом случае происходит по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

Несмотря на небольшой срок действия данного основания расторжения служебного контракта на практике, некоторые специалисты уже высказывают сомнения в эффективности увольнения «за утрату доверия», поскольку служащий будет зависеть от конкретного руководителя, и если сменится он, то сменит и всех. Это может привести к положению, что служащий служит не государству, обществу и гражданам, ни даже «себе», он служит конкретному руководителю органа, а это приведет к усилению коррупции, ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [2].

Данная точка зрения небезосновательно основывается на критическом отношении граждан к системе служебных отношений в России, поскольку среди объективных (внешних) обстоятельств, способствующих коррупционным правонарушениям, чаще всего фиксируется слабый контроль, попустительство за действиями гражданского служащего со стороны руководителя. Это отмечается в 61,9% случаев, относящихся к гражданской службе. Действие таких негативных факторов, как проявление семейственности, кумовства, протекционизма, отмечено в 5,8%; отсутствие прозрачности в деятельности государственного органа — в 3% [3, с. 71].

Скрытие фактов правонарушений

Общей проблемой при выявлении «малозначительных» деяний является формализм. Руководители государственных органов даже при выявлении коррупционных правонарушений, например конфликтов интересов, предпочитают либо разрешать их единолично, т. е. устранять в «рабочем» порядке, не придавая огласке, либо не решать вопрос вообще.

По свидетельству Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, многие руководители государственных органов не хотят усматривать в действиях подчиненного гражданского служащего правонарушение. Конфликт интересов руководители ошибочно принимают в качестве указания другим о своей некомпетентности, поскольку они якобы «проглядели» данный проступок своего подчиненного [4]. Подобная позиция объясняет дальнейшее поведение представителя нанимателя, желающего любыми способами «сохранить честь мундира» и скрыть факт правонарушения от своих подчиненных и общественности.

Однако данный подход в управленческой деятельности, ориентированный на желание создать видимое благополучие, на самом деле уводит от решения постоянно возникающих в процессе управления проблем, позволяя накапливать их отрицательную критическую массу, приводящую к негативным последствиям, в том числе и по отношению к закону [5, 6]. Более того, сокрытие подобных фактов является грубым нарушением требований законодательства, также влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы в связи с утратой доверия по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

В связи с этим при выявлении коррупционных деяний руководителям рекомендуется обращать особое внимание на служебное поведение гражданских служащих, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и юридическим лицам;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса;

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов [5, 6].

Наличие негативных факторов в системе управления и некомпетентность или коррумпированность отдельных руководителей органов государственной власти не должны препятствовать применению рассматриваемого основания увольнения, поскольку в ином случае скептически настроенные правоприменители будут подвергать сомнению эффективность всех иных оснований увольнения, применяемых в качестве санкций за дисциплинарные проступки.

Пробелы в Законе

В то же время содержание отдельных норм Закона о государственной гражданской службе, посвященных увольнению за утрату доверия, может вызывать закономерные вопросы, например отмеченные в статье В. Чаннова [8]. Мы же постараемся рассмотреть в данном Законе иные неточности и коллизии.

Например, перечни «малозначительных» и «тяжких» коррупционных правонарушений служащих, изложенные в ст. ст. 59.1 и 59.2, в некоторой степени совпадают. Если это касается соотношения правонарушений, носящих общий и специальный характер, то здесь все достаточно ясно. Основанием для принятия решения об увольнении с гражданской службы может служить только нарушение специальных требований ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе.

Например, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, содержащихся в ст. ст. 16 — 17 Закона о государственной гражданской службе (допустим, за использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения), налагаются взыскания, предусмотренные ст. 59.1.

Однако если гражданский служащий участвует на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, то он, одновременно нарушая запрет, связанный гражданской службой, совершает «тяжкое» коррупционное правонарушение, за что последует увольнение «за утрату доверия». Однако при сопоставлении общих и специальных коррупционных правонарушений встречаются некоторые коллизии.

Так, в одном случае, за несоблюдение гражданским служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, гражданский служащий может быть подвергнут одному из таких взысканий, как: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

В другом, за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, гражданский служащий может быть уволен за утрату доверия. В чем правовое различие между «несоблюдением требований» и «непринятием мер», не вполне понятно.

Правда, во втором случае указание на то, что увольнение может последовать, лишь если сам гражданский служащий является стороной конфликта интересов, немного проясняет ситуацию. Однако если государственный гражданский служащий не является стороной данного конфликта или представителем нанимателя, то на него в контексте Закона о государственной гражданской службе де-юре не распространяются требования о предотвращении или об урегулировании какого-то абстрактного, возникшего у коллеги и не связанного с ним лично, конфликта интересов. Следовательно, в такой ситуации в деянии гражданского служащего нет признаков коррупционного правонарушения и он не может быть привлечен к юридической ответственности.

Есть различия и в формулировках отдельных статей Закона. Например, как уже говорилось ранее, основание расторжения служебного контракта в случае утраты доверия содержится в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Оно применяется, как следует из наименования статьи, по инициативе представителя нанимателя. Значит, исходя из правил применения данной статьи, увольнение со службы является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

Статья 59.2 Закона о государственной гражданской службе, устанавливая, что «гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия», фактически указывает на императивность (обязательность) расторжения служебного контракта.

Поскольку расторжение контракта происходит по общей норме ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, полагаем, что возможность увольнения в связи с утратой доверия все же зависит от волеизъявления представителя нанимателя.

В то же время отнесение данного основания к числу тех, которые могут применяться исключительно по инициативе представителя нанимателя, не вполне согласуется с концепцией законодательства о противодействии коррупции по следующей причине. Рассмотрим ситуацию, когда представитель нанимателя неоднократно узнает о возникновении конфликтов интересов у своего подчиненного.

Пример. Гражданский служащий входит в состав комиссии по отбору исполнителей программных мероприятий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая принимает решения о выделении на конкурсной основе бюджетных субсидий хозяйствующим субъектам. При этом гражданский служащий является родным братом руководителя ООО, претендующего на получение указанной бюджетной субсидии. Комиссия рассматривает заявки, принимаются решения. Затем, после выделения бюджетных средств упомянутому обществу с ограниченной ответственностью, вопрос о возникшем конфликте интересов рассматривается на комиссии. Гражданский служащий заявляет, что он при принятии решения воздержался от голосования и не проявлял личной заинтересованности.

Допустим, в данной ситуации комиссия принимает решение о несоблюдении гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов. А затем руководитель государственного органа указывает гражданскому служащему на недопустимость такого нарушения и объявляет нарушителю замечание, т. е. принимает формальные меры по урегулированию конфликта. Гражданский служащий продолжает «трудиться на благо общества и государства», и спустя некоторое время ситуация повторяется вновь.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости законодательной конкретизации деяний, за совершение которых следует увольнение «за утрату доверия», и, возможно, о перенесении данного основания увольнения в ст. 39 Закона о государственной гражданской службе.

Небольшую ясность относительно оснований увольнения «за утрату доверия» вносят правила ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, устанавливающие, что при применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2, представителем нанимателя учитываются:

1) характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения. При этом, на наш взгляд, установлению подлежат:

— причинная связь между совершенным правонарушением и наступившими вредными последствиями;

— качественный параметр — вид вреда: имущественный вред, моральный и иной вред личности либо вред, выразившийся в умалении авторитета государственной власти, государственной службы. Также необходимо выяснить, посягает ли коррупционное правонарушение на такие важнейшие блага, как жизнь, здоровье, имущество и т. п.;

— количественный параметр. То есть необходимо установить, причинило ли коррупционное правонарушение существенный вред, привело ли к иным неблагоприятным последствиям. Выяснению подлежит и размер возмещения вреда, исчисленный в денежной форме (при его наличии);

2) тяжесть коррупционного правонарушения. Например, следует выяснить, относится ли правонарушение к числу «тяжких», предусмотренных ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, или «малозначительных», перечисленных в ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе;

3) обстоятельства, при которых совершено коррупционное правонарушение. При установлении причин и условий, способствовавших совершению гражданским служащим правонарушения, необходимо собрать и оценить информацию о цели и мотиве действий или бездействия гражданского служащего;

4) соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Очевидно, что данное обстоятельство, в зависимости от его содержания, будет либо смягчать, либо отягчать ответственность гражданского служащего;

5) предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Результаты работы, в зависимости от их качественного содержания, также будут либо смягчать, либо отягчать ответственность гражданского служащего.

Также при выборе взыскания за совершение коррупционного правонарушения представитель нанимателя должен руководствоваться общеправовыми принципами ответственности, которые вытекают из содержания ст. ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 49, 50, 54, 55 Конституции РФ (справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм).

Для наглядности приведем примеры коррупционных правонарушений, связанных с непринятием мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, за совершение которых может последовать увольнение в связи с утратой доверия.

Пример. Гражданский служащий — начальник отдела Ч. — не исполнил обязанность об уведомлении представителя нанимателя в письменной форме о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения при осуществлении им своих служебных обязанностей. Конфликт интересов выразился в следующем.

Органом государственной власти, в служебных отношениях с которым состоит Ч., издано постановление «О проведении открытого аукциона по продаже земельных участков». Во исполнение данного постановления проведены торги по продаже земельных участков, выставленных на аукцион, в том числе участка N ***. Открытый аукцион по продаже земельного участка был проведен начальником отдела Ч.

Вместе с тем Ч., проводя аукцион и владея информацией об участии в аукционе родной сестры своего отца — К., в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции и ст. 19 Закона о государственной гражданской службе не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов.

По результатам проведения торгов путем открытого аукциона между государственным органом и К. заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка N ***.

Очевидно наличие в действиях Ч. факта личной заинтересованности, которая выразилась в получении гражданским служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде имущества для третьих лиц (родной сестры отца).

Необходимо отметить, что из смысла ч. 3 ст. 19 и п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе родная сестра отца не состоит со служащим в отношениях близкого родства или свойства. В то же время ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции устанавливает неопределенный круг лиц (в терминологии Закона — третьих лиц), в отношении которых может реализовываться личная заинтересованность гражданского служащего.

На это обстоятельство обращено внимание в Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленном для практического использования Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации, где отмечено следующее. Личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья государственного служащего, его родственники. Для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего» [7].

Полагаем, что в возникшей ситуации при оценке деяния гражданского служащего следует руководствоваться нормами специального Закона, т. е. п. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и квалифицировать их как коррупционное правонарушение.

Исходя из обстоятельств изложенной ситуации и руководствуясь правилами ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, полагаем, что имеются все законные основания для расторжения служебного контракта с Ч. по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе в связи с утратой доверия.

Пример. Главным государственным инспектором государственного органа Н. был осуществлен государственный технический осмотр самоходной машины, принадлежащей на праве собственности его дочери А. (в девичестве Н). По результатам государственного технического осмотра Н. составлен акт о допуске указанной самоходной машины к эксплуатации, в подтверждении чего выдан талон-допуск на ее эксплуатацию.

Н. был единственным на данный момент времени главным государственным инспектором, уполномоченным на проведение указанных выше действий. Все иные инспекторы по уважительным причинам не могли осуществлять свои служебные обязанности (находились в отпусках, были нетрудоспособны).

Осуществляя технический осмотр и владея информацией о факте принадлежности самоходной машины на праве собственности своей дочери, Н. в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, ч. 3 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов. Тем самым Н. не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся.

Данное деяние совершено виновно, поскольку гражданский служащий в силу своего особого правового статуса обязан знать о наличии ст. 15 Закона о государственной гражданской службе и должен сообщить представителю нанимателя о наличии всякой личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Однако, как было выявлено в результате служебной проверки, противоправный результат деяния Н. не имел имущественного характера и выразился в умалении авторитета государственной власти, государственной службы. Действия Н. не были обусловлены корыстными интересами. Материалами служебной проверки подтвержден факт того, что Н. предпринимал попытки обратить внимание непосредственного руководителя, должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений данного государственного органа, представителя нанимателя на специфику своих служебных обязанностей, входящих в должностной регламент, на отсутствие иных государственных инспекторов, уполномоченных предоставить данную услугу.

Однако меры, предпринятые Н. для предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов, были явно недостаточными.

В то же время цели и мотивы совершения деяния не являлись корыстными и связаны с некоторой профессиональной некомпетентностью Н., незнанием им механизмов предотвращения конфликта интересов на гражданской службе.

Анализируя обстоятельства второго примера и руководствуясь правилами ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, полагаем, что в рассматриваемом примере оснований для расторжения служебного контракта с Н. по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе не имеется. Н. следует применить одно из взысканий ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе.

Из приведенных примеров мы видим, что представитель нанимателя должен весьма тщательно выявлять все обстоятельства совершения коррупционного правонарушения и применять взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия лишь при наличии законных оснований.

1. Вопрос о соблюдении права на уважение личной и семейной жизни. Обст против Германии [Obst v. Germany] (N 425/03), Шют против Германии [Schuth v. Germany] (N 1620/03) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2010. N 133.

2. Абакумов Д. В. Доверие на государственной службе [Электронный ресурс] // Российское право в Интернете. 2012. N 1. URL: http://rpi. msal. ru.

3. Евдокимов В. Б., Алексеев А. И., Побережная И. А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе: Научно-методическое пособие. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2009.

4. Мониторинг эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в Ульяновской области в I квартале 2011 г. (Аналитический отчет) / Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарат. Ульяновск, 2011. С. 25 — 26.

5. Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений, утв. Приказом ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-4/[email protected] [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа ограничен).

6. Методические рекомендации по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утв. Федеральной службой судебных приставов 20.06.2011 N 12-6 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа ограничен).

7. Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» (вместе с Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа ограничен).

8. Чаннов С. Совершенствование антикоррупционных законов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 10. С. 15.

Увольнение с государственной гражданской службы

Главная Документы Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П нормативные положения пункта 4 части 1 статьи 33, взаимосвязанные с частью 3 статьи 37 данного документа, признаны частично не соответствующими Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя ( часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Для федеральных государственных гражданских служащих, которые до 8 апреля 2013 года были уволены с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33. сохраняется право на пенсию за выслугу лет при наличии условий, предусмотренных абзацами первым и третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ ( статья 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ).

6) утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2013 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции )

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 509-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2013 N 57-ФЗ;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 509-ФЗ.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Особенности увольнения гражданского служащего

Статья: Особенности увольнения служащего по инициативе работодателя (Давыдова Е.В.) («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2012, N 9)

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случаях:

  1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  • Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
  • Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

    а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

    б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

    г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

  • Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
  • Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.
  • Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
  • Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
  • Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
    8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
  • В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).
  • Особенности увольнения гражданского служащего
    в свете трудового законодательства

    Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлены два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы. При этом не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т.д. В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

    Сравнивая основания расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, установленные ст. 37 Закона о госслужбе, и основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленные ст. 81 ТК РФ, можно отметить следующие особенности:

    1. В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы. То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы. Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью не способного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В данном случае работодатель не обязан предлагать перевод на иную должность. А предложить работнику перевод на другую работу работодатель должен, если это требуется в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

    Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

  • В ст. 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка.
  • В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует. Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.
  • Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Что касается перевода гражданского служащего при увольнении по данному основанию, на него действие Трудового кодекса не распространяется, поскольку эта ситуация регулируется специальной нормой Закона.
  • Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
  • Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
  • Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев.
  • Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией)
    органа или сокращением штата

    Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

    В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

    При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе). В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

    При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

    25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы

    При прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности основаниям производится увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности по одному из этих оснований не влечет увольнения с гражданской службы. Так, если перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.

    Таким образом, увольнение гражданских служащих с гражданской службы производится при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и освобождении его от замещаемой должности по общим основаниям законодательства России.

    В законах субъектов РФ должна быть указана возможность увольнения гражданских служащих только по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

    Прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

    Закон не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, данные вопросы могут регулироваться нормами ТК.

    В соответствии с этими нормами гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа об увольнении его с гражданской службы (приказом, распоряжением). По требованию гражданского служащего представитель нанимателя обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного акта (приказа, распоряжения). В случае, когда этот акт (приказ, распоряжение) об увольнении гражданского служащего невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (приказе, распоряжении) производится соответствующая запись.

    При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданского служащего производится запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в некоторых случаях — Трудового кодекса или иного федерального закона.

    26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы

    Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

    1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

    1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

    2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

    3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;

    4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

    2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

    Делопроизводство

    Увольнение государственного гражданского служащего

    Увольнение государственного гражданского служащего имеет ряд особенностей и отличий от обычной процедуры увольнения. Все нюансы отражены в специальном нормативном акте для госслужащих.

    Нормативная база

    Российским законодательством разработан отдельный закон, который регулирует службу в государственных органах – Закон о госслужбе:

    • В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.
    • В статье 39 рассмотрены различия между увольнением служащего и освобождением от занимаемой должности.

    Нормы Трудового кодекса РФ (81 статья) также применяются для данной категории работников, однако они имеют свои отличительные особенности.

    В 2013 году для служащих, планирующих увольнение, была разработана Памятка государственному служащему при увольнении (основание — Постановление Правительства РФ № 700 от 08.09.10).

    Примеры таких Памяток:

    Собственное желание

    Также как и работник любой организации, государственный служащий имеет право уйти с занимаемой должности по собственной инициативе .

    Для этого он должен предупредить работодателя о своих намерениях в письменной форме за две недели до предполагаемого события.

    В течение этого периода служащий имеет право отозвать свое заявление и продолжить трудиться, если на его место письменно не был приглашен другой служащий.

    Состояние здоровья (по медицинским показаниям)

    Ухудшение состояния здоровья государственного гражданского служащего является весомым поводом для увольнения в случае, если продолжение его деятельности противопоказано медицинским заключением и влечет опасность для жизни и здоровья сослуживцев.

    Служащему должна быть предложена иная должность, не опасная для его здоровья. Если таковой вакантной должности в учреждении нет, или служащий отказывается от перевода на другое место, он подлежит увольнению в соответствии со ст. 33 и 37 Закона о госслужбе и ст.73 ТК РФ.

    Полностью нетрудоспособный государственный служащий в соответствии с 39 статьей Закона увольняется в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.

    Перевод служащего в другую организацию может быть осуществлен по причине сокращения штата, ухудшения состояния здоровья работника, повышением или понижением его по службе.

    Поводом для перевода может стать инициатива работника или работодателя. В связи с переводом происходит расторжение текущего контракта. служащий освобождается от должности и увольняется.

    Уход на пенсию

    При увольнении служащего по причине выхода на пенсию в трудовой книжке должна быть сделана соответствующая отметка. При этом ему полагаются определенные льготы и преимущества.

    Если общий служебный стаж в государственных органах составляет более пятнадцати лет, а последние двенадцать месяцев служащий имеет должность в государственном органе, ему полагается назначение пенсии за выслугу лет.

    Запись об увольнении в связи со смертью может быть внесена в трудовую книжку государственного служащего, и он исключается из реестра госслужащих:

    • при смерти служащего или его гибели;
    • при признании его безвестно отсутствующим;
    • при признании его умершим решением суда.

    Соглашение сторон

    В соответствии с 79 Федеральным законом (34 статьей) служащий в любое время может быть освобожден от должности и уволен по соглашению сторон служебного контракта.

    Допускается ли увольнение беременной женщины при ликвидации предприятия. Узнайте из нашей статьи.

    Как написать рапорт на увольнение? Ответ — тут .

    Неисполнение обязанностей

    Если государственный служащий неоднократно был замечен в неисполнении своих обязанностей по службе без весомых оснований, он имеет уже дисциплинарное взыскание и может быть уволен.

    Однократные грубые нарушения, приводящие к увольнению госслужащего

    Особенности увольнения с государственной гражданской службы

    Государственный служащий – это работник, осуществляющий политическую деятельность, в областях, определенных законодательством РФ. Свою деятельность этот служащий осуществляет в рамках контракта, который можно заключить, изменить и расторгнуть.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    О том, как происходит увольнение с государственной гражданской службы государственного служащего и будет рассказано ниже.

    Нормативная база

    Служба данной категории работников регламентируется ФЗ № 79 от 27.07.2004 года. Данным правовым актом определяются правовые, организационные, финансово-экономические основы государственной гражданской службы страны.

    Порядок

    Если рассматривать порядок увольнения по причине сокращения штата, то здесь вначале издается приказ о сокращении, затем выдается уведомление, после происходит само увольнение и выплачиваются положенные компенсации.

    Здесь отсутствует уведомление органов центра занятости населения.

    А если рассматривать другие виды прекращения трудовых отношений, то здесь должно быть основание для увольнения (заявление, медицинское заключение, акты), составляется приказ, отправляется в бухгалтерию.

    Процедура увольнения с государственной гражданской службы

    Конечно, процедура увольнения с гражданской службы имеет свои особенности, однако, прекращение трудовых отношений происходит по привычной схеме, которую знают все кадровики и люди, хоть раз увольнявшиеся с работы.

    В случае если, время увольнения наступило в период испытательного срока (который в госслужбе может быть и год) уведомление об увольнении он получает за три дня.

    В 33 статье Закона указаны основания для прекращения служебных отношений:

    • истечение срока действия заключенного контракта;
    • соглашение, достигнутое между сторонами служебных отношении;
    • смерть госслужащего (либо иные причины, не зависящие от воли сторон);
    • собственная инициатива;
    • инициатива руководства (при имеющихся основаниях – прогул, состояние здоровье, неоднократное нарушение трудовой дисциплины);
    • перевод;
    • отказ служащего переезжать вместе с самим госорганом;
    • утрата гражданства РФ;
    • несоблюдение ограничений, связанных с госслужбой (предпринимательская или любая коммерческая деятельность);
    • отказ служащего от другой должности, предложенной ему медицинским заключением.

    Видео: Выплаты при увольнении

    Основания для госслужащего по 79 ФЗ: собственное желание

    Прекращение госслужбы по личному заявлению должно носить веское и аргументированное основание. В первую очередь контракт может быть расторгнут по инициативе самого служащего, если это обусловлено невозможностью продолжения исполнения своих должностных обязанностей.

    Статья 36 Закона такими причинами называет:

    • зачисление в образовательную организацию;
    • выход на пенсию;
    • переход на работу по выборной должности;
    • состояние здоровья;
    • другие обстоятельства, мешающие службе.

    Законом разрешено отозвать это заявление в течении двухнедельного срока, и контракт с ним расторгнут не будет.

    Человеку может быть отказано в увольнении, если руководство сочтет это нужным по причине отсутствия другого служащего на данную должность.

    В связи с утратой доверия

    Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

    По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.

    А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

    Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.

    В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

    1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
    2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
    3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
    4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
    5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
    6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

    По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

    Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

    Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

    Как узнать через интернет, подала ли жена на развод? Перейти по ссылке.

    По сокращению штатов

    Прекратить служебные отношения с госслужащим можно так же и по основанию: сокращение штата.

    Штат госслужащих уменьшается количеством должностей и реорганизацией государственного органа.

    При таком стечении обстоятельств отношения со служащим продолжаются, если ему предоставляется должность в упраздняемом государственном органе, либо в органе, которому переданы функции этого госоргана, с письменного согласия сокращаемого работника.

    Если работников больше, чем вакантных мест, то нанимателем государства проводится внеплановая аттестация, и место службы отдается работнику чей опыт, стаж, профессиональный опыт выше, чем у других.

    По требованиям трудового закона служащему выдается письменное уведомление о предстоящем сокращении выдается за два месяца до этого факта. В случае болезни или отпуска служащего, датой увольнения будет служить следующий день после выхода.

    Уведомление о сокращении и образец

    За два месяца до предполагаемого расторжения контракта с госслужащим, последнему вручается уведомление об этом действии. Стоит сказать о том, что сократить служащего можно и с предоставлением иной должности, и просто сократить, т.е. уволить.

    Уведомление составляется на бланке органа исполнительной (государственной) власти и выглядит таким образом:

    Наименование органа, плюс герб

    УВЕДОМЛЕНИЕ

    о сокращении должности государственной гражданской службы

    Фамилия и инициалы

    Уважаемый (ая)___________________________________!

    Представитель нанимателя в лице руководителя ФИО, действующего на основании ________, уведомляет Вас о том, что в соответствии с приказом (наименование органа гос. власти, дата принятия и номер) должность (наименование должности) будет сокращена (точная дата).

    В соответствии со статьей (№ Закона региона) Вам предлагается для замещения следующая вакантная должность государственной гражданской службы (ее наименование) с учетом уровня

    Вашей квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности:

    должность размер должностного оклада, рубли
    Наименование должности в которой служащий трудился Его оклад

    С должностным регламентом по предложенной для замещения должности, а также со Служебным распорядком, устанавливающим соответствующий режим рабочего времени и отдыха Вы можете ознакомиться в управлении государственной службы и кадров (наименование учреждения, куда госслужащий переводится).

    В случае Вашего согласия либо несогласия на замещение предложенной должности, просим Вас сделать соответствующее письменное заявление в срок до (указать дату, предшествующую дате увольнения).

    Отсутствие соответствующего заявления в указанные сроки будет рассмотрено как отказ от предложенной для замещения должности.

    В случае Вашего отказа от предложенной для замещения вакантной должности, по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением, Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

    В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Вам будут предоставлены все гарантии и компенсации как работнику, увольняемому в связи с сокращением должностей гражданской службы.

    С уведомлением ознакомлен: Работник ознакамливается, ставит подпись и дату.

    Бланк сокращения без предоставления вакантной должности выглядит подобным образом, с разницей в том, что 2 и 6 пункт убираются, остается дата увольнения и гарантии и компенсации служащему.

    Выплаты, компенсации, размер

    Выплаты при сокращении государственного гражданского служащего рассчитываются из:

    • месячного оклада;
    • доплаты за классный чин;
    • надбавки за выслугу лет;
    • особых условий гражданской службы;
    • работы со сведениями, составляющими государственную тайну;
    • ежемесячного денежного поощрения;
    • премий;
    • неиспользованных дней отпуска.

    Выплаты рассчитываются из расчета денежного довольствия за 12 предыдущих месяцев, и платится эта выплата на протяжении четырех месяцев.

    Если сокращенный работник в течение месячного срока обратится в органы занятости населения, и до истечения четырёхмесячного срока не будет трудоустроен, то он получает право на содержание в пятый и шестой месяц безработицы.

    Справка о доходах

    Как известно, служащий должен подавать сведения о доходах ежегодно. Если служащий был уволен со службы в начале 2019 года (в связи с сокращением), он обязан подать декларацию за 2017 год. За 2019 год декларация не подается.

    Законом РФ «О гос. гражданской службе» указаны не только основания заключения контракта с государственным гражданским служащим, а также прописаны основания прекращения трудовых отношений.

    Да, есть основания прекращения служебной деятельности, указанные трудовым законодательством, но по мимо них, имеются и другие основания, называющиеся дополнительными (утрата доверия, достижение предельного возраста – 65 лет, прекращение гражданства РФ, разглашение государственной тайны, дисквалификация – применяется только по решению уполномоченного суда)

    Как разделить имущество после развода без суда? Смотрите тут.

    Какой перечень документов для развода через мировой суд в одностороннем порядке? Нажимайте перейти.

    Практически весь процесс и основания расторжения контракта с этой категорией работников регламентирует ФЗ № 79.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит