Основной метод правового регулирования трудового права, основной метод правового регулирования трудового права

Содержание
  1. 14.2. Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)
  2. Метод трудового права
  3. Основной метод правового регулирования трудового права
  4. Метод трудового права (правового регулирования трудовых отношений)
  5. Метод правового регулирования трудовых отношений

14.2. Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)

Признание права системным образованием предполагает обо­снование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее от­расли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личнос­тью и обществом, советское правоведение попыталось найти «соб­ственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой пробле­мы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что осно­ванием деления права на отрасли является материальный крите­рий — особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая сис­тема права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по вы­полняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государ­ственное право как основное звено системы; 2) материальные от­расли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну от­расль — судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обо­снованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности ис­пользования в качестве критерия предмета правового регулиро­вания, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предмета­ми и тождественными методами правового регулирования. Дис­куссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять до­полнительный — метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г ., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирова­ния как критериях деления права на отрасли. Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, де­ятельность, формирующие эти отношения), которые подвергают­ся правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим при­знакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государствен­но-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании.

В отличие от предмета правового регулирования метод право­вого регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и пред­ставляет собой совокупность юридических приемов и средств воз­действия на общественные отношения. Особенности метода пра­вового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регу­лируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников пра­воотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязан­ностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода пра­вового регулирования (рис. 2).

Рис. 2. Методы правового регулирования

Диапозитивный метод признается господствующим в граждан­ском праве, императивный — в административном, хотя в дейст­вительности они имеют более широкое проявление.

Метод трудового права

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей (администрации), в общих положениях ТК РФ и нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда для отдельных категорий работников.

Основной метод правового регулирования трудового права

1.3. Методы правового регулирования трудового права

Как отмечалось выше, трудовое право имеет и свой своеобразный метод правового регулирования. Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, составляющих предмет правового регулирования этой отрасли права, то мы ставим вопрос: какие правовые способы и приемы использует государство через правовые нормы для воз­действия на трудовые отношения?

Ведь государству небезразлично, как урегулированы эти обществен­ные отношения, составляющие предмет правового регулирования трудо­вого права как отрасли права. Поэтому с целью воздействия на указанные общественные отношения государство в одних случаях прямо регулирует значительную группу общественных отношений на основе норм, приме­няемых государством. Это и есть государственное регулирование трудо­вых отношений. В других случаях государство регулирует трудовые отно­шения на основе смешанных норм, принимаемых государством и обще­ственными организациями и трудовыми коллективами. Это смешанное регулирование указанной сферы общественных отношений. Кроме того, трудовые отношения регулируют на основе норм, применяемых учрежде­ниями различных видов и форм собственности.

Государственное регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью нормативных правовых актов, применяемых представитель­ными и исполнительными органами государственной власти. Такими нор­мативными актами являются законы, декреты и указы Президента Рес­публики Беларусь, а также подзаконные акты, принимаемые правитель­ством, министерствами и госкомитетами, а также местными органами власти и управления в республике.

Смешанное регулирование трудовых отношений осуществляется на основе нормативных правовых актов органов, сформировавшихся из пред­ставителей государственной и негосударственной системы государствен­ного и отраслевого управления. Примером такого решения воздействия государственных и негосударственных органов на трудовые отношения может служить согласование с соответствующим профсоюзным органом приказа министра высшего и среднего образования Республики Беларусь о порядке избрания на должность преподавателей вузов с последующим оформлением контракта на срок, определенный ректорами вузов.

Негосударственное регулирование трудовых отношений осуществ­ляется многими локальными нормативными актами, которые принима­ются в организациях и учреждениях различных форм собственности. Примером негосударственного регулирования указанных отношений мо­жет служить решение квалификационных и аттестационных комиссий, содержащее предложения нанимателю начать переговоры по заключению коллективного договора с работниками, являющимися членами различ­ных профсоюзов.

Метод правового регулирования трудовых отношений — явление пра­вовое, оно сложное, объединяющее несколько составляющих его элемен­тов. Как правило, в качестве таких элементов выступают соответствую­щие способы воздействия государства как прямо, так и косвенно на тру­довые процессуальные отношения с целью их соответствия идеологии государства. В числе таких способов следует указать императивный, дис-позитивный и санкционированный. При этом государство дополняет эти способы такими приемами, как дозволение, предписание, запреты и ре­комендации.

Таким образом, специфику метода правового регулирования трудо­вого материального и трудового процессуального права следует искать не на уровне самих этих отраслей, а на уровне всей системы права Респуб­лики Беларусь, состоящей из отраслей права, правовых институтов и пра­вовых норм.

Императивный способ воздействия на общественные отношения, уре­гулированные нормами трудового права, заключается в том, что государ­ство регулирует отдельные виды этих отношений прямо через соответству­ющие нормы. Это сроки обращения в КТС с иском о восстановлении нару­шенного права, сроки и порядок рассмотрения заявлений работников в КТС, сроки и порядок составления и выдачи решения по спору, принятого в КТС, сроки и порядок обжалования решений КТС работниками и нанимателями в суд, сроки и порядок разрешения трудового спора в суде.

Трудовые процессуально-процедурные нормы, принятые государ­ством, регулируют порядок разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, в трудовом арбитраже, участие посредника, а также порядок и сроки проведения забастовочных процедур.

Диспозитивный способ воздействия на трудовые отношения состоит в том, что государство позволяет участникам этих отношений выбирать любую модель поведения. Это касается прежде всего регулирования про­цессуальных и процедурных форм партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений, в сфере локального нормотворчества в учреждени­ях, а также в сфере систем процедур обеспечения реализации прав и обя­занности субъектов трудовых отношений, а также систем процедур, обес­печивающих защиту прав и связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядок рассмотрения жалоб и заявлений работниками и рассмотрения трудовых споров вышестоящими и иными неспециализированными органами вне учреждения.

Реже в трудовом праве при регулировании трудовых правоотноше­ний применяется санкционированный способ. Так, в соответствии со ст. 370 ТК предусмотрено, что подписанный в соответствии со ст. 369 ТК коллективный договор регистрируется в местном исполнительном и рас­порядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществ­ляют соответственно республиканский орган государственного управле­ния по труду и его местные органы. Государственной регистрации подле­жат разработанные малыми, совместными, акционерными обществами с ограниченной ответственностью уставы. В трудовом праве государство широко применяет и соответствующие приемы в области трудовых отно­шений. Оно разрешает работникам широко участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской деятельно­стью, работать на основе трудовых договоров и контрактов, причем эти нормы регулируют соответствующие процедуры и процессуальные фор­мы порядка заключения трудовых договоров и контрактов, участие работ­ников в управлении учреждениями.

При регулировании трудовых отношений используется и такой при­ем, как предписание. Так, при разрешении индивидуальных и коллектив­ных трудовых споров государство предписывает работникам при возник­новении у них разногласий с нанимателем обращаться в комиссию по тру­довым спорам, а после этого в районные (городские) суды. При возникно­вении коллективных трудовых споров и конфликтов государство предпи­сывает необходимость первоначального разрешения этих споров и конф­ликтов в примирительных комиссиях, которые создаются по соглашению между трудовым коллективом и работодателем. Также государство в со­ответствии с императивными нормами предписывает нанимателю обя­занность обеспечить работников, занятых во вредных и тяжелых услови­ях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивиду­альной защиты, а также ввести для них диетическое питание, молоко, предусмотреть душевые кабины и комнаты гигиены для женщин.

Трудовые материальные нормы запрещают нанимателям необосно­ванно отказывать в приеме на работу женщин по мотивам беременности, лицам по мотивам их национальности, пола и расы, а также в приеме заявлений в комиссию по трудовым спорам, в суды для разрешения граж­данских трудовых дел. В трудовом праве имеются и такие нормы, в кото­рых содержатся соответствующие рекомендации нанимателю по установ­лению систем заработной платы, а также форм выплат гарантийных и компенсационных сумм. При регулировании трудовых отношений приме­няется договорный метод регулирования указанной сферы общественных отношений. В последнее время, при интенсивном переходе хозяйствова­ния к рыночным отношениям, этот метод широко распространился. В ка­честве регуляторов такого регулирования выступают как прямые догово­ра нанимателя с работником, включая и трудовые контракты, так и согла­шения по трудовым и социальным вопросам. Так, в частности, при зак­лючении генерального соглашения между правительством республики, профсоюзами и союзом нанимателей достигаются соглашения по многим социально-правовым и трудовым отношениям, по увеличению числа ра­бочих мест в республике, увеличению числа социальных гарантий в сфе­ре заработной платы от повышения минимального ее размера до индекса­ции в связи с инфляцией. При заключении тарифного соглашения между отраслевыми министерствами и отраслевыми профсоюзами и союзом работодателей данной отрасли подробно определяются повышение тариф­ных ставок и должностных окладов работников данной отрасли, увеличе­ние гарантийных и компенсационных выплат в установленных трудовым законодательством случаях, увеличение числа рабочих мест в данной от­расли. Также при заключении местного соглашения между областной ис­полнительной властью, облсовпрофом, представителями союза нанима­телей данной области достигаются соглашения по различным социально-трудовым вопросам, а также расширение возможностей для служб заня­тости в предоставлении нуждающимся работникам рабочих мест, вклю­чая переобучение работников новым профессиям, в связи с потребностя­ми рынка рабочих мест.

При заключении трудовых договоров и трудовых контрактов у них могут предусматриваться и дополнительные условия, включая выплату гарантийных и компенсационных сумм при переводе на работу в другую местность, предоставление мест в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, предоставление жилья или места в общежитии и другие, носящие факультативный характер.

Метод трудового права (правового регулирования трудовых отношений)

Понятие трудового права и его предмет. Понятие трудовых отношений, основания их возникновения.

Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров, то есть регулирует общественные отношения, возникающие по поводу применения и реализации способности к труду.Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Основания возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ). Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

· избрания на должность;

· избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

· назначения на должность или утверждения в должности;

· направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счёт установленной квоты;

· судебного решения о заключении трудового договора;

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определённой трудовой функции (ст. 17 ТК РФ)

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (ст. 19 ТК РФ).

Метод трудового права (правового регулирования трудовых отношений).

Метод трудового права представляет собой совокупность приёмов и способов воздействия на трудовые отношения, т.е. отвечает на вопрос как, каким образом, способом регулируются трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Метод трудового права можно охарактеризовать следующими основными чертами:

1. сочетанием централизованного и локального регулирования;

2. сочетанием договорного, рекомендательного и императивного регулирования;

3. участием в регулировании трудовых отношений представителей работников и профсоюзов;

4. особенностью способов защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей (ответственность в трудовом праве).

Сочетание централизованного и локального регулирования.Этим сочетанием достигается единство и дифференциация условий труда трудящихся в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства.

Посредством централизованного регулирования обычно устанавливается минимум государственных гарантий трудовых прав работников: продолжительность рабочего времени, тарифные ставки оплаты труда для бюджетников, меры дисциплинарной ответственности, охраны труда и др. В этом регулировании принимают участие центральные (федеральные) органы государственной власти и управления, учитывается мнение высших органов профсоюзной системы страны и отраслей производства. Принятые нормативные акты могут быть как императивными, так и рекомендательными.

С помощью локального регулирования устанавливаются режим рабочего времени на предприятиях и в организациях; льготы для работников, оплачиваемые из собственных источников и сверх установленных государством; графики отпусков; условия коллективного договора; положения о премировании и др. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются работодателем (администрацией), как правило, с учётом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Договор в трудовых отношениях сейчас выступает главным юридическим правообразующим фактом. Договор устанавливает, изменяет и прекращает трудовые отношения. Трудовой договор является юридической формой реализации конституционного права каждого на труд.

Главная особенность договорного способа регулирования — то, что установлено договором (зафиксировано в нём), не может быть изменено в одностороннем порядке, а только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Суть рекомендательного способа заключается в том, что государство делает общие указания на желательное и ожидаемое поведение субъектов трудовых отношений (т.е. что ждёт оно от своих граждан).

Императивный способ воздействия на трудовые отношения имеет место, когда в правовых нормах государство требует в обязательном порядке вполне определённого поведения от субъектов, а за неисполнение — возможно привлечение виновного к дисциплинарной или материальной ответственности (вспомнить: особенность императивных и диспозитивных норм).

Участие в регулировании трудовых отношений представителей работников и профсоюзов. Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируются ТК РФ и иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором (см. ст.ст.52 и 53 ТК РФ).. Порядок учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов закреплён в ст. 372 ТК РФ.

Особенность защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей (ответственность в трудовом праве). Во-первых, законом предусмотрена самозащита работником своих трудовых прав (ст. 379 ТК РФ). Во-вторых, самому трудящемуся предоставлено право оперативно защищать свои права в комиссии по трудовым спорам (КТС), которая создаётся непосредственно в организации, где он работает, либо в суде. А если это коллективный трудовой спор (т.е. спор между трудовым коллективом и работодателем), – то путём применения примирительных процедур, предусмотренных законодательством, для достижения компромисса. Крайняя мера разрешения коллективного трудового спора – право работника участвовать в забастовке.

Исполнение обязанностей обеспечивается возможностью привлекать виновное лицо (работника или должностное лицо администрации организации) к дисциплинарной или материальной ответственности.

Принципы трудового права, их содержание. Система трудового права.

Основные принципы трудового права, в т.ч. запрещение дискриминации в сфере труда и принудительного труда.Принципы трудового права – это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных идеях и нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие важнейшие правила регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

К основным принципам правового регулированиятрудовых отношений (ст. 2 ТК РФ) относятся:

· свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

· запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

· защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

· обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

· равенство прав и возможностей работников;

· обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

· обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

· обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

· обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

· сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

· установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

· обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

· обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

· обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

· обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Система трудового права – это совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль права) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования — правовые институты (правовой институт – это определённая общность норм внутри отрасли права).

Система трудового права подразумевает внутреннее строение трудового права как отрасли российского права, определённую группировку, структуризацию, систематизацию имеющихся правовых норм по правовым институтам исходя из целей правового регулирования. Систематизация противостоит хаосу правовых норм.

Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

· трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием человеком работы);

· социального партнёрства в сфере труда;

· трудового договора (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с приёмом на работу, переводами на другую работу и увольнением);

· рабочего времени и времени отдыха;

· оплаты и нормирования труда (институт заработной платы);

· материальной ответственности сторон трудового договора;

· государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;

· защиты трудовых прав и разрешения трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Перечисленные институты трудового права представляют собой исторически объективно сложившиеся подразделения этой отрасли права.

Вся система трудового права РФ подразделяется на две большие части — общую и особенную.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав

Метод правового регулирования трудовых отношений

В определении области права важное место рядом с предметом принадлежит методу правового регулирования. Под методом следует понимать способ, специальный правовой процесс, с помощью которого право влияет на общественное отношение, устанавливаются права и обязанности, характер взаимоотношений субъектов, правовые средства влияния в случае нарушения прав и обязанностей.

Внешней формой права выступает правовая норма, законодательство. Нормотворческая деятельность государства представляет необходимую зв’язуючу звено между фактическим общественным отношением, условиями общественной жизни, с одной стороны, и правом, — из второго. Без воли государства не могли бы появиться правовые нормы или любые другие формы нормативных актов. Реальная регулирующая миссия права по упорядочению наиболее важного общественного отношения своей логикой ведет к поискам в праве собственных устоїв как общественного явления.

Для трудового права Украины метод определяется нормативным регулированием трудовых отношений. С помощью закрепления в соответствующих правовых нормах правомочностей и юридических обязанностей фиксируются три первичных способа влияния на поведение людей: разрешение, приказ и запрет. Вместе с тем трудовое право знает и такой способ, как рекомендация, который используется государственными органами с целью предоставления возможности владельцам и уполномоченным ими органам самостоятельно решать конкретные вопросы с учетом пожеланий государства.

Разрешение дает широкую возможность сторонам самим устанавливать для себя субъективные права и брать обязанности по выполнению определенных трудовых полномочий. Государство разрешает гражданам вступать в трудовые отношения с достижением 16-летнего возраста, а с разрешения родителей и лиц, которые их заменяют, в порядке исключения, — даже в случае достижения 15 лет. С целью подготовки молодежи к продуктивной работе допускается принятие на работу учеников общеобразовательных школ, профессиональных учебно-воспитательных и средних специальных учебных заведений, которые достигай 14-летнего возраста, в свободное от обучения время для выполнения работы, которая не наносит ущерб здоровью и не поднимает процесс обучения (ст. 188 Кодекса законов о работе Украины[1]). Сторонам разрешается на свое усмотрение устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную продолжительность рабочего времени, дополнительные основания прекращения трудового контракта и т.п..

Приказ вмещает в себе императивные основы, которые являются обязательными для обеих сторон трудового правоотношения. Они направлены на создания здоровых и безопасных условий работы, регулирование работы женщин, несовершеннолетних, лиц со сниженной трудоспособностью, ограничение ночных и надурочных работ и в других случаях, когда есть потребность установить конкретные требования, к которым стремится государство в трудовых отношениях. При императивном способе деятельность сторон не может противоречить положением, которые установлены государством.

Нормы о запрете также носят императивный характер. Запрещается принимать несовершеннолетних на определенные виды работ, женщин — на подземные работы, освобождать вагітних женщин и женщин, которые имеют детей возрастом до трех лет, одиноких матерей при наличии ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации (ст. 184 Кзпп).

Фактические связи между субъектами, когда их отношения под влиянием юридических норм приобретают форму правовых отношений, — лишь одна структурная часть предмета правового регулирования. Другу ее часть создает то, что действие метода правового регулирования не может быть ограниченная лишь влиянием на поведение участников правоотношения, так как юридический метод распространяется прежде всего на субъектов права, которые могут и не вступать в правоотношение, но от этого их поведение не будет исключено из сферы действия метода.

Зележно от способа влияния на поведение людей можно определить два метода правового регулирования: государственно-нормативный и коллективно-договорный (локальный).

Государственно-нормативный метод выражается в том, что государство разрабатывает и принимает законы и другие формы нормативных актов, которые направлены на осуществления всей системы государственного управления обществом. Все законодательные акты, которые принимаются как органами государственной власти, так и органами государственного управления, является результатом государственно-нормативного метода регулирования.

Локальный метод правового регулирования проявляется преимущественно в форме коллективного договора, который вмещает основные положения по вопросам работы и заработной платы, рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, которые разработаны собственником или уполномоченным им органом и профсоюзным комитетом или другим уполномоченным трудовым коллективом органом в пределах предоставленных ему прав. Поэтому этот метод принят называть коллективно-договорным, хотя рядом с коллективным договором могут приниматься и другие формы локальных актов: правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, инструкциях относительно охраны труда и т.п..

При локальном методе регулируются вопрос, которые имеют значение только для конкретного предприятия, учреждения, организации. Сторонам предоставлена определенная инициатива. Именно участие профессиональных союзов в правовом регулировании создает специфику регулирования трудовых отношений.

Для принятия владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом вместе с профсоюзными комитетами локальных актов важного значения приобретают рекомендательные нормы, с помощью которых государство предлагает сторонам самим урегулировать определенные отношения. Рекомендательные нормы не являются обязательными для сторон. Если стороны соответствующей нормы не приняли, то рекомендательная норма не может быть применена при решении спора, который возник между сторонами.

В условиях перехода к рыночным отношениям важного значения приобретают функциональные связи права, направленные на выявления и повышение социальной результативности правового регулирования. По сути проводится экономически-правовой эксперимент, который разрешает определить оптимальные варианты создаваемого нового общественного отношения.

Если локальные нормы принимаются владельцем или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом, то экспериментальные нормы являются специальными актами компетентных государственных органов, которыми санкционируется проводка правового эксперимента на отличие или даже вопреки тем нормам, которые регулируют данное общественное отношения.

Отличие локальных норм от экспериментальных заключается в том, что локальные нормы дополняют, конкретизируют общие нормы трудового права относительно конкретного предприятия, учреждения, организации. Экспериментальные же нормы, наоборот, делают исключения из общих норм или принимаются вопреки тем нормам, которые регулируют данное общественное отношения с тем, что, возможно, в будущему в случае положительных следствий эксперимента эти общие нормы будут заменены на новые. Принятие новых норм осуществляется методом государственно-нормативного регулирования.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит