Правила аттестации педагогических работников Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83, часто педагогический работник должен проходить аттестацию

Содержание
  1. Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
  2. Для чего нужна аттестация педагогических работников?
  3. Обязательная аттестация
  4. Добровольная аттестация
  5. Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»
  6. Аттестация педагогических работников: новые правила
  7. Как проводится аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой ими должности
  8. Общие положения
  9. Порядок проведения и обязательность аттестации
  10. Что такое представление
  11. Как проводится оценка квалификации сотрудника
  12. Действия после проведения аттестации
  13. О добровольной аттестации
  14. Этапы проведения аттестации
  15. Решение комиссии
  16. Общие сведения по проведению письменного экзамена

Правила аттестации педагогических работников Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83

В соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Правила и условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года № 323 «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8678, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 26 сентября 2013 года № 282 (27556)).
3. Административному департаменту в установленном законодательством порядке (Каирбекова А.М.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования
и науки Республики Казахстан А. Саринжипов

Приложение 1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 27 января 2016 года № 83

Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих
в сфере образования и науки

1. Общие положения

1. Настоящие Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и определяют порядок и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки (далее — служащие).
2. Данные правила не распространяются на руководителей государственных предприятий, аттестация которых осуществляется в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 февраля 2015 года № 70 «Об утверждении Правил назначения и аттестации руководителя государственного предприятия, а также согласования его кандидатуры», зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10379.
3. Аттестация служащих — периодически осуществляемая процедура по определению уровня их профессиональной подготовки, деловых качеств.
4. Основным критерием оценки при аттестации является способность служащих выполнять возложенные на них обязанности.
5. Задачами аттестации являются:
1) обеспечение качества кадрового состава гражданской службы в сфере образования и науки Республики Казахстан;
2) повышение личностно-профессиональной готовности гражданских служащих к реализации задач, определяемых государственной образовательной, научно-технической политикой, связанных с их служебной деятельностью;
3) стимулирование к непрерывному образованию гражданского служащего системы образования в рамках служебной деятельности.

2. Порядок проведения аттестации

6. Аттестация включает в себя ряд последовательных этапов:
1) подготовка и проведение аттестации;
2) собеседование со служащими, проводимое аттестационной комиссией;
3) вынесение решения аттестационной комиссии.
7. Подготовка к проведению аттестации организуется кадровой службой государственных учреждений и казенных предприятий в сфере образования и науки (далее-аттестующий орган) по поручению его руководителя и включает следующие мероприятия:
1) подготовку необходимых документов на аттестуемых;
2) разработку графиков проведения аттестации;
3) определение состава аттестационных комиссий;
4) подготовку вопросов для проведения собеседования.
8. Кадровая служба аттестующего органа один раз в течение шести месяцев определяет служащих, подлежащих аттестации.
9. Руководитель аттестующего органа по представлению кадровой службы органа издает приказ, которым утверждаются список аттестуемых лиц, график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.
10. Кадровая служба аттестующего органа письменно уведомляет служащих о сроках проведения аттестации не позднее месяца до начала ее проведения.
11. Непосредственный руководитель служащего, подлежащего аттестации, оформляет служебную характеристику и направляет ее в кадровую службу аттестующего органа.
12. Служебная характеристика содержит обоснованную, объективную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого служащего.
13. Кадровая служба аттестующего органа ознакамливает служащего с представленной на него служебной характеристикой в срок не позднее, чем за три недели до заседания аттестационной комиссии.
14. При несогласии с представленной на него служебной характеристикой, служащий предоставляет в кадровую службу аттестующего органа информацию, характеризующую его.
15. На аттестуемого служащего кадровой службой аттестующего органа оформляется аттестационный лист по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
16. Кадровая служба аттестующего органа направляет собранные аттестационные материалы в аттестационную комиссию.
17. Аттестационная комиссия создается руководителем аттестующего органа по представлению его кадровой службы и состоит из нечетного числа членов, не менее пяти человек.
Из числа членов аттестационной комиссии назначается председатель и секретарь. Председатель аттестационной комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на ее заседаниях, планирует ее работу, осуществляет общий контроль.
18. В состав аттестационной комиссии включаются руководители структурных подразделений и кадровой службы аттестующего органа, представители профсоюза и совета коллегиального управления организацией, а также другие служащие.
Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.
Секретарем аттестационной комиссии является представитель кадровой службы аттестующего органа, который определяется руководителем кадровой службы аттестующего органа.
Секретарь аттестационной комиссии подготавливает материалы, необходимые документы к заседанию аттестационной комиссии, оформляет и подписывает протокол после его проведения, осуществляет техническое обслуживание, обеспечивает функционирование аттестационной комиссии и не принимает участие в голосовании.
19. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
20. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.
21. В случае несогласия члены аттестационной комиссии излагают свое особое мнение.
22. Аттестационная комиссия проводит аттестацию в присутствии аттестуемого служащего.
При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, рассмотрение вопроса его аттестации переносится на более поздний срок, указанный комиссией.
При отсутствии аттестуемого по неуважительной причине, назначается повторная аттестация. При повторной неявке по неуважительной причине государственный служащий считается неаттестованным.
23. В ходе заседания аттестационная комиссия изучает представленные материалы, заслушивает аттестуемое лицо.
Вопросы, задаваемые аттестуемому лицу, направлены на выявление уровня его компетентности в вопросах профессиональной подготовки, деловых качеств.
Обсуждение профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого лица проходит в обстановке объективности, корректности и доброжелательности.
24. По результатам изучения представленных материалов и собеседования со служащим каждым членом аттестационной комиссии заполняется оценочный лист на аттестуемого служащего, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, после чего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) подлежит повторной аттестации.
25. Аттестационная комиссия для проведения аттестации служащего, занимающего должность руководителя организации, создается должностным лицом, имеющим право его назначения на эту должность.
26. Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием. Проходящий аттестацию служащий, входящий в состав аттестационной комиссии, в голосовании относительно себя не участвует.
27. Повторная аттестация проводится через три месяца со дня проведения первоначальной аттестации в порядке, определенном настоящими Правилами.
Аттестационная комиссия, проведя повторную аттестацию, принимает одно из следующих решений:
10 соответствует занимаемой должности;
20 не соответствует занимаемой должности.
Сноска. В пункт 27 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется, в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 05.07.2016 № 429(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
28. Служащий ознакамливается с решением аттестационной комиссии.
29. Решения аттестационной комиссии утверждаются лицом, имеющим право назначения на должность и оформляется протоколом, который подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на ее заседании.
30. Утвержденные решения аттестационной комиссии заносятся в аттестационные листы служащих.
31. Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и служебная характеристика на него хранятся в личном деле. Утвержденное руководителем организации решение аттестационной комиссии также заносится в послужной список служащего.

3. Условия аттестации

32. Аттестации подлежат все служащие, за исключением находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
33. Служащие проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет пребывания на гражданской службе, но не ранее шести месяцев со дня занятия данной должности.
При этом аттестация проводится не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока.
Служащие, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, аттестуются не ранее, чем через шесть месяцев после выхода на службу.
Аттестация служащих, по их заявлению, проводится до истечения указанных сроков.
Сноска. В пункт 33 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется, в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 05.07.2016 № 429(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Правилам и условиям проведения
аттестации гражданских служащих
в сфере образования и науки

Аттестационный лист на гражданского служащего,
подлежащего аттестации

Вид аттестации: очередная — ; повторная —
(нужное отметить знаком X)

1. Ф.И.О. (при его наличии)____________________________________
2. Дата рождения «___» __________ _______ г.
3. Сведения об образовании, о повышении квалификации,
переподготовке (когда и какое учебное заведение окончил,
специальность и квалификация по образованию, документы о повышении
квалификации, переподготовке, ученая степень, ученое звание, дата их
присвоения)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Занимаемая должность и дата назначения, квалификационная
категория (разряд)___________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Общий трудовой стаж ________________________________________
6. Общий стаж работы на должностях государственного и
гражданского служащего_______________________________________________
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
комиссии: ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Мнение аттестуемого:________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Оценка деятельности гражданского служащего непосредственным
руководителем согласно служебной характеристике аттестуемого_________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10. На заседании присутствовало ___членов аттестационной
комиссии.
11. Оценка деятельности гражданского служащего по результатам
голосования согласно прилагаемому оценочному листу, заполняемому
каждым членом аттестационной комиссии:
1) соответствует занимаемой должности (количество голосов)
____________________________________________________________________:
2) подлежит повторной аттестации (количество голосов)__________
___________________________________________________________________:*
3) не соответствует занимаемой должности (количество голосов)__
_____________________________________________________________________
12. Квалификационная категория (разряд):
1) соответствует _____________ прописью) квалификационной
категории (разряду) (количество голосов)_____________________________
_________________________________________________________

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

на заседании Педагогического Совета

«Архангельский морской кадетский корпус»

Директор ГБОУ АО КШИ

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 36 областного закона от 02 июля 2013 года № 7 2-41 -03 «Об образовании в Архангельской области», Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276, настоящее Положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников образовательной организации государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области кадетская школа-интернат «Архангельский морской кадетский корпус» (далее — Положение, организация) в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (далее — аттестация).

Аттестации подлежат педагогические работники образовательной организации, замещающие должности, поименованные в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной образовательной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же образовательной организации, определенной трудовым договором (далее — педагогические работники).

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня

квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в образовательной организации, в которой проводится аттестация;

женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами 4 и 5 настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом 6 настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

II .Формирование аттестационной комиссии, ее состав и порядок работы

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационной комиссией, самостоятельно формируемой образовательной организацией.

Аттестационная комиссия образовательной организации (далее — аттестационная комиссия) создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав аттестационной комиссии образовательной организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое аттестационной комиссией решение.

Численный состав аттестационной комиссии — не менее 5 человек.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации.

Срок действия аттестационной комиссий составляет 1 год.

Председатель аттестационной комиссии:

руководит деятельностью аттестационной комиссии;

проводит заседания аттестационной комиссии;

распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;

определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов;

организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, связанных с вопросами их аттестации;

подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;

контролирует хранение и учет документов по аттестации;

осуществляет другие полномочия.

В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.

Заместитель председателя аттестационной комиссии:

исполняет обязанности председателя в его отсутствие (отпуск, командировка и т.п.);

участвует в работе аттестационной комиссии;

проводит консультации педагогических работников;

рассматривает обращения и жалобы аттестуемых педагогических работников, связанные с вопросами их аттестации;

подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;

осуществляет другие полномочия,

Секретарь аттестационной комиссии:

подчиняется непосредственно председателю аттестационной комиссии;

организует заседания аттестационной комиссии и сообщает членам комиссий о дате и повестке дня ее заседания;

осуществляет прием и регистрацию документов (представления, дополнительные собственные сведения педагогических работников, заявления о несогласии с представлением);

ведет и оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии;

обеспечивает оформление выписок из протокола заседания аттестационной комиссии;

участвует в решении споров и конфликтных ситуаций, связанных с аттестацией педагогических работников;

обеспечивает хранение и учёт документов по аттестации педагогических работников;

подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии, выписки

осуществляет другие полномочия.

Члены аттестационной комиссии:

участвуют в работе аттестационной комиссии;

подписывают протоколы заседаний аттестационной комиссии.

Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации, утвержденным руководителем образовательной организации, с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации в отношении педагогических работников, являющихся членами профсоюза.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.

Подготовка к аттестации

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников образовательной организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию представление по форме согласно приложению.

В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

наименование должности на дату проведения аттестации;

дата заключения по этой должности трудового договора;

уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных» деловых качеств» результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

IV. Проведение аттестации

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагогического работника.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника па заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

21.Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений;

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

Решение принимается аттестационной комиссией в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих па заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведений итогов голосования.

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аттестационная комиссия дает рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Для чего нужна аттестация педагогических работников?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» педагогические работники должны проходить аттестацию.

Аттестация — инструмент управления качеством образования, она стимулирует профессиональный и личностный рост педагогических работников, дает основания для повышения размеров оплаты труда, позволяет решать вопрос о допуске педагогов к работе.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N276.

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Законодательство делит аттестацию педагогов на обязательную и добровольную.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. (п.2 статьи 49 Закона «Об образовании в РФ»)

Добровольная аттестация

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.3 статьи 49 Закона «Об образованиив РФ»)

Квалификационная категория присваивается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»

Аттестация педагогических работников: новые правила

Содержание
Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности
Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

По старым правилам педагог, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством ДОУ, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.
По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется.

После этого :
-педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
-педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти педагоги также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию
-педагогам, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
-беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов представляет их работодатель.

В случае, если пе работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию
Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении учителем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.
Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.
Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога. В столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.
Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.
При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить
-работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
-беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет;
-других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
-педагогические работники, не имеющий категорий;
-педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
-педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
-педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый педагог делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:
-заявление по установленной форме (есть образец);
-ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
-новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
-портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию —

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории :
-владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
-личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
-стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:
-установлена первая квалификационная категория;
-владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
-стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и -показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов -участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное -распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Как проводится аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой ими должности

С сентября 2013 года вступил в силу законодательный акт о системе образования, в содержании которого предусмотрено проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Целью этого нововведения было улучшение качества образования.

Общие положения

Принципы аттестации педагогических работников

Порядок проведения аттестации определен документально и распространяется на работников общеобразовательных учреждений, а также сотрудников, осуществляющих педагогическую деятельность по совместительству.

Цель прохождения квалификации заключается в следующем:

  1. Необходимость подтверждения квалификации педагогов по направлению деятельности.
  2. Если работник обладает достаточным опытом работы, то это ему позволит получить более высокую квалификацию.

Это мероприятия должно проводиться обязательно. Добровольное ее прохождение рекомендовано специалистам, которые желают и могут повысить категорию. Но стоит отметить, что обязательным моментом является прохождение квалификационного экзамена преподавательскому составу.

Согласно правилам аттестации, данная процедура характеризуется следующими критериями:

  • стимулирование профессионального роста образования педагогов;
  • улучшение качественных характеристик образования;
  • соответствие работы установленным стандартным требованиям, которые регулируют профессиональную деятельность;
  • правильное распределение финансовых средств между работниками образования.

К принципам аттестации относятся: гласность, совместное решение вопросов, объективность мнений.

Порядок проведения и обязательность аттестации

Оценка квалификации работников образовательной сферы проводится 1 раз в пятилетку. Немаловажную роль играют аттестационные комиссии, сформированные из числа руководящего состава учреждения. Распорядительным документом производится формирование комиссий. Деятельность данных комиссий регулируется локальным нормативным актом.

В состав комиссии обычно входят: председатель, секретарь, несколько заместителей, а также представитель от профсоюза, при наличии профсоюзной организации.

Согласно изданному распоряжению руководителя производится оценка квалификации работников. Всем сотрудникам, кому требуется пройти аттестацию, необходимо ознакомиться под подпись о предстоящей дате аттестации. Главным документом при подготовке является представление.

Не всем работникам следует обязательно проходить аттестацию, имеются и такие категории, кому этого делать не следует.

К ним относятся:

  • квалифицированные специалисты;
  • работники, которые проработали меньше двух лет;
  • женщины в период ожидания малыша и декретники;
  • если работники были на больничном более 4 месяцев.

Осуществление аттестации перечисленных категорий сотрудников установлено на законодательном уровне. Если требуется повысить квалификацию, то можно добровольно прийти на аттестацию.

Что такое представление

Представление к аттестации

Для того чтобы правильно оценить профессиональные качества сотрудника необходимо о нем написать представление. В этом документе отражается следующая информация:

  1. Фамилия и инициалы работника прописываются полностью.
  2. Какая должность у сотрудника в это время.
  3. Когда был подписан трудовой договор.
  4. Категория работника или уровень квалификации.
  5. Отразить сведения о дополнительном профессиональном образовании, если таковое существует.
  6. Приложить результаты предыдущей аттестации, если она реально проводилась.
  7. Оценка профессиональной деятельности, а также деловых качеств работника.

Руководством должно быть организовано ознакомление с представлением под роспись работника. Если работник располагает иными данными, то он обладает правом попросить внести эти изменения в документ. Также он может потребовать исключить информацию, которая, по его мнению, является недостоверной.

Как проводится оценка квалификации сотрудника

Сама по себе процедура аттестации проходит комиссионно, при этом обязательно присутствие самого работника. Принимаемое решение является правомочным, если на аттестации присутствует как минимум две трети членов комиссии.

На практике встречаются и такие случаи, когда работник не может присутствовать на аттестации именно в этот день, так как у него имеется уважительная на то причина. Поэтому заседание может быть перенесено на иную дату. Если же работник попросту не приходит за заседание, то в правах комиссии имеется возможность проводить аттестацию без его участия.

На заседании прежде всего изучается представление на работника, а затем иные документы, подтверждающие его квалификационные навыки.

По итогам рассмотрения всех документов принимается решение аттестовывать или не аттестовывать работника по результатам голосования. Если половина членов комиссии голосует за аттестацию работника, то принятое решение обычно в пользу сотрудника.

Результаты доводятся до работника после того, как подведены итоги.

Действия после проведения аттестации

Заключение об аттестации

В протоколе записываются итоги проведения аттестации, а после этот протокол подписывается членами комиссии, принимавшими участие в заседании. Документ далее хранится у работодателя в соответствии с требованиями делопроизводства.

По прохождении двух рабочих дней секретарь делает выписку из протокола, в ней отражаются сведения об аттестуемом работнике, в том числе о результатах аттестации. Ознакомление с аттестацией сотрудника осуществляется в течение 3 дней. Выписка подшивается в личное дело сотрудника и хранится у работодателя.

Бывают и такие ситуации, когда работник не соглашается с заключением об аттестации, выданном комиссией. У него имеется право обжалования данного решения в установленном порядке.

О добровольной аттестации

Если сотрудник чувствует, что он может выполнять работу более квалифицированно и обладает достаточными для того знаниями, то он самостоятельно может заявить о себе и подготовиться к предстоящей аттестации. По результатам заседания комиссии может быть выдвинуто решение в пользу этого сотрудника и ему повышена категория, ее установление рассчитано на 5 лет и может быть далее продлено.

Если образовательные учреждения находятся в сфере отчета федеральных структур, то и комиссии образовываются соответствующие на том же уровне. Если же учреждение зависимо от регионов, то и состав комиссии утверждается на региональном уровне. Но в том или в ином случае обязательно присутствие члена от профсоюзной организации.

Сотрудники для этого должны предварительно подготовить и направить заявление в аттестационную комиссию.

В документе должны отражаться следующие сведения:

  • о должностях, на которые претендует сотрудник;
  • фамилия и инициалы;
  • стаж работы в настоящей должности;
  • какие достижения в трудовой сфере были;
  • и иная информация.

Заявление может быть подано в любое время и это не зависит от срока трудовой деятельности, в том числе нахождении в декретном отпуске. Но при установлении высшей категории следует проработать по первой категории хотя бы 2 года.

Данные заявления рассматриваются комиссионно, на протяжении 30 дней. Квалификационная комиссия за это время должна определить сроки проведения аттестации и направить письменное уведомление в адрес аттестуемого.

Этапы проведения аттестации

Порядок проведения аттестации

Перед тем как организовать проведение аттестации, необходимо предварительно выполнить подготовку. Для этого непосредственным руководителем педагога производится оценка следующих качеств подчиненного сотрудника:

  1. Какими деловыми и профессиональными качествами обладает работник сферы образования.
  2. Подготавливается характеристика, в которой указываются все результаты его профессиональной деятельности, сюда относятся достижения и успехи, повышение уровня образованности, самостоятельная работа над собой и иные.
  3. Когда повышалась квалификация до аттестации сотрудника и каково результаты.
  4. Информация о предыдущей аттестации на соответствие занимаемой должности, если она ранее проходила.

Все сведения излагаются письменно, на специально предусмотренном бланке.

После письменного оформления документа на педагога следует с ним ознакомить последнего под роспись, как минимум за месяц до проведения мероприятия. Также не возбраняется представление от руководства насытить и иными достижениями сотрудника, начиная со времени отсчета поступления на работу.

Не факт, что сотрудник полностью согласиться с изложенным материалом, но у него имеется право подать заявление в аттестационную комиссию с мотивацией о несоответствии действительности информации его трудовой деятельности и профессиональных качествах.

После заполнения аттестационного бланка следует ознакомить под подпись сотрудника.

Аттестация педагогов проходит в письменной форме. Перечень вопросов подготавливается заблаговременно. Вопросы по данной теме, как правило, раскрывают тему профессиональных качеств. Обычно изначально подготавливается конспект, решаются разные ситуации и проходит тестирование. Затем работа, выполненная педагогом, рассматривается членами экспертной комиссии.

Решение комиссии

Решение о соответствии занимаемой должности педагога принимают члены комиссии, в которую в том числе входит представитель профкома. В протокол заносятся данные решения, которые могут быть такими:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности.

По решению членов комиссии в протоколе может быть оговорено и следующее заключение: рекомендации по повышению квалификации и каким образом поднять уровень образования, чтобы получить профессиональные навыки.

После решение утверждается распорядительным документом соответствующего органа власти в сфере образования.

Аттестационный лист и выписка решения, оговоренного выше, далее направляются непосредственному работодателю, но при этом срок отправки не должен превышать 30 календарных дней, отсчитывая со дня ознакомления сотрудника с аттестационным листком.

Документы, оформленные по результатам аттестации, хранятся в личном деле работника. Если существуют рекомендации о повышении квалификационного уровня, то в комиссию необходимо представить информацию об их выполнении.

Общие сведения по проведению письменного экзамена

Проведение письменного экзамена

Письменная проверка на соответствие занимаемой должности осуществляется на основании установленного Порядка. По результатам оценивается уровень педагога, а если есть необходимость, то разрабатываются рекомендации по совершенствованию знаний в этой сфере. Чтобы реализовать важные цели, требуется выполнить следующее:

  1. Разработанное задание должно быть связано с выполняемыми функциями педагога, и должно соответствовать профессиональным стандартам.
  2. Не следует дублировать задания, которые распространяются лишь на выпускников педагогического вуза.
  3. Задания не должны быть сложными, при их составлении следует учесть минимальные знания, чтобы по результатам испытания не сложно было выявить, подходит ли сотрудник к данной квалификации.
  4. Подготовка работника должна соответствовать его профессиональному статусу, в заданиях должны быть лишь актуальные на сегодняшний день задачи, которые заложены в образовательную систему.
  5. Как проводятся экзамены и каков критерий оценки знаний, должно быть заблаговременно известно педагогам.
  6. Педагоги должны иметь возможность подготовиться к экзамену заранее. Для этого существуют курсы повышения квалификации, консультации или самоподготовка.

Экзаменация сотрудника может проходить и внепланово, но на это должны быть веские основания или причины.

Подготовка к экзамену по повышению квалификации дает возможность освежить свои знания, показать умения и приобретенные в работе навыки, а также заполнить имеющиеся пробелы. Это может способствовать новым достижениям и совершенствованию работы.

Вебинар об особенностях аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций смотрите в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит