Социально правовой статус социального работника, социально правовой статус социального работника

Содержание
  1. Социально правовой статус социального работника
  2. 119590, Москва,
  3. § 10. Положение человека в обществе
  4. Правовой статус социального работника
  5. Социальный статус работника
  6. Социально-правовой статус социального работника

Социально правовой статус социального работника

Комитет социальной защиты населения правительства Москвы

121002, г. Москва,

Серебрянный пер., 2

Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения направляет письмо Г.И.Бубнова- ст. лейтенанта в отставке, инвалида Великой Отечественной войны 1-ой группы, участника обороны Москвы, ветерана труда, проживающего по адресу: 119590, Москва, ул. Довженко, дом 6, кв. 335, для рассмотрения, учета и, при необходимости и целесообразности, постановки вопроса о поощрении.

Приложение: на 3 л.

по делам ветеранов, пожилых

людей и приема населения Н.Е.Ускова

Меркулова Л.И. 925 92-61

119590, Москва,

ул. Довженко, дом 6

Уважаемый Глеб Иванович!

Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения рассмотрел Ваше письмо в адрес Министра труда и социального развития Российской Федерации А.П.Починка и выражает Вам признательность за оценку труда социальных работников, работающих в системе социальной защиты населения.

Социальная работа в последние годы обрела статус государственной значимости. 27 октября 2000 года Президент Российской Федерации подписал Указ о ежегодном праздновании 8 июня Дня социального работника.

Качество социального обслуживания населения в значительной степени зависит от профессиональной компетентности специалистов, занятых в этой сфере. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по обеспечению их в социальных услугах, направленных для удовлетворения основных жизненных потребностей данного контингента граждан. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Приоритетной формой социальной помощи пожилым людям и инвалидам в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых услуг на дому. Большую роль в оказании помощи пожилым людям и инвалидам играют центры социального обслуживания, которые предоставляют комплекс услуг, включая медицинские, коммунальные, торговые и другие.

Оказание вышеназванных социальных услуг призваны осуществлять социальные работники, которые выявляют граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи.

Они помогают тем, кто не может самостоятельно решить свои сложные жизненные проблемы. Это профессионалы, призвание которых — поддерживать и при необходимости восстанавливать социальный, психологический, правовой статус личности, а тем самым — нравственное и социальное здоровье общества.

Социальный работник должен знать нормативные документы по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому; организацию ведения домашнего хозяйства; санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основы психологии лиц старшего возраста; приемы оказания неотложной доврачебной помощи; основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

В сфере социального обслуживания населения работает более 450 тысяч социальных работников, оказывающих социальную помощь ветеранам и гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, женщинам, детям, т.е. людям, находящимся в трудном материальном и психологическом положении. От профессионального уровня и результатов труда социальных работников во многом зависит вера людей в социальную справедливость и способность государства защитить своих граждан.

Однако, как Вы справедливо указываете в письме, затраты моральных и физических сил социальных работников, а также социальный эффект от их труда никак в настоящее время не соизмеримы с их заработной платой и социальными гарантиями. Чтобы в этой области работали профессионалы, необходимо достойно оплачивать их труд, который в настоящее время не соответствует реальным трудовым затратам, и повысить их социальные гарантии.

Оплата труда социальных работников оскорбительно мала, и их труд до июня текущего года был протарифицирован в диапазоне 3-8 разрядов Единой тарифной сетки, при этом значительная часть работников тарифицировалась 3 и 4 разрядами, у многих из них средняя заработная плата не обеспечивала прожиточный минимум.

Учитывая сложность и ответственность выполняемой работы социальными работниками постановлением Минтруда России от 31 мая 2001 г. № 45 были внесены изменения в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные требования по должности «социальный работник». Указанным постановлением тарификация социальных работников изменена с 3-8 разрядов Единой тарифной сетки на 5-8 разряды ЕТС. У социальных работников появилась возможность получить на два разряда выше и соответственно увеличить заработную плату. С выходом данного постановления ниже 5–го разряда ЕТС оплата труда социального работника не производится.

С 1 декабря 2001 года для работников организаций бюджетной сферы, в том числе для работников Центров социального обслуживания, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС в размере 450 рублей в месяц. В соответствии с этим законом Правительство Российской Федерации приняло постановление от 6 ноября 2001 г. № 775, которым утвердило с 1 декабря 2001 года новые тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда.

С учетом указанного повышения должностной оклад социального работника, тарифицируемого 5 разрядом составит 680 рублей в месяц вместо 340 (увеличение в 2 раза); тарифицируемого 6 разрядом 750 рублей вместо 350 (увеличение в 2,1 раза); тарифицируемого 7 разрядом 830 рублей вместо 364 (увеличение в 2,3 раза) и тарифицируемого 8 разрядом 910 рублей вместо 412 (увеличение в 2,2 раза). Конечно это небольшое повышение, но все-таки для социальных работников принятые меры будут ощутимым шагом вперед по сравнению с ситуацией, сложившейся в настоящее время.

Таким образом, оплата труда социальных работников в центрах социального обслуживания, с учетом новых ставок (окладов), складывается из ставок (должностных окладов) по соответствующим разрядам, в зависимости от занимаемой должности, сложности выполняемой работы и квалификации работников, повышений к ним в виде надбавок и доплат, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами (за продолжительность непрерывной работы в размере 20 процентов должностного оклада за первые три года и 10 процентов должностного оклада за последующие два года непрерывной работы, максимальный размер 30 процентов; за вредные условия труда к должностному окладу доплачивается 15 процентов), а также различных стимулирующих выплат, предусмотренных в центрах.

С учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Минтруда России от 22.02.96. № 12 в постановление Минтруда России от 12.10.94. № 66, разряды оплаты труда социальных работников устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с Единой тарифной сеткой в диапазоне 5-8 разрядов (постановление Минтруда России от 31 мая 2001 г. № 45) при условии, если они обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами.

Кроме того, социальным работникам, имеющим почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации» оплата производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным им в соответствии с Единой тарифной сеткой.

Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания (в Центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов) имеют право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта);

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

5) повышение квалификации за счет работодателя;

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно — коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Дополнительные льготы, предоставляемые социальным работникам, определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях повышения социальных гарантий социальным работникам учреждений социального обслуживания, компенсации за большой объем работы, напряженность и ответственность труда, периодическое выполнение должностных обязанностей во внеурочное время предполагается включить в разрабатываемый новый Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, право социальных работников учреждений социального обслуживания на дополнительный отпуск.

Социальная защита граждан старшего поколения является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации. Забота о гражданах пожилого возраста и инвалидах — это почетная миссия всех работников сферы социального обслуживания, от работы которых зависят стабильность и благополучие страны.

Руководитель Департамента по делам

ветеранов, пожилых людей и приема населения Н.Е.Ускова

§ 10. Положение человека в обществе

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д.

Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества — рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность — врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

Советуем запомнить!
Темперамент — индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

Дополнительное чтение
Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры и порывисты в движениях, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте, присущем человеку от рождения. Существует четыре основных типа темперамента.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
Холерик — быстрый, порывистый, с резко меняющимся настроением, невыдержанный, конфликтный.
Сангвиник — энергичный, жизнерадостный, общительный человек с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события. Он очень успешен в работе, когда ему интересно.
Меланхолик — человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия.

Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдёте у себя черты разных типов темперамента.

Приобретённые качества — самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер, сила воли, умение общаться с людьми, доводить начатое дело до конца и др.

Советуем запомнить!
Характер — совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Дополнительное чтение
В отличие от темперамента характер не является врождённым. Он в основном формируется по мере взросления человека, к врождённым чертам добавляются приобретённые, главным образом нравственные качества.
О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются положительные или отрицательные качества.
Положительные качества: трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость и др.
Отрицательные качества: лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм, безалаберность и др.

Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что в своём характере вы бы хотели изменить?

Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

Какие врождённые и приобретённые качества важны для спасателя, предпринимателя, балерины? Своё мнение обоснуйте.

Советуем запомнить!
Социальный статус — социальное положение человека в обществе.
Социальное положение — характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение — положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) — международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране — защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Советуем запомнить!
Ответственность — обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты
В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов — он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус — положение в обществе, то роль — модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия — занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги
Положение человека в обществе — социальный статус — определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

Проверьте свои знания

  1. Используя схему, объясните, от чего зависитсоциальное положение личности в обществе.

  • Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.
  • Какой социальный статус для вас является главным? Почему?
  • Как вы понимаете, что такое социальные «параметры личности»? Свой ответ обоснуйте.
  • Объясните значение следующих понятий: «социальный статус», «социальное положение», «ответственность».
  • Каким образом права подростка раскрывают его социальное положение?
  • Правовой статус социального работника

    Правовой статус человека — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
    Правовой статус социального работника – юридическое закрепление профессии в обществе. Он включает в себя права, обязанности, компетенцию и ответственность социального работника.
    Социальный работник – лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.
    Специалист по социальной работе — лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы.
    Права, обязанности и ответственность социальных работников отражены в должностных инструкциях.
    Компетентность представляет собой соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; умение работника практически действовать и обеспечивать в работе требуемые результаты.
    Работники учреждений делятся на:
    — должностных лиц (руководящие работники, которые наделены правом издавать распоряжения и приказы; обязанности должностных лиц –осуществлять общее руководство)
    — рядовых работников (наделены определенными полномочиями, несут ответственность за свои действия).
    Влияние права на социальную работу:
    1) право предлагает правовые технологии работы с клиентом;
    2) право определяет правовой статус клиентов социальной работы (беженцы, вынужденные переселенцы; безработные; многодетные семьи; пенсионеры и т.д.);
    3) право определяет правовое положение учреждений социальной защиты.

    Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г.
    В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций.
    Также выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

    Социальный статус работника

    Вернуться назад на Социальный статус

    1) позиция, занимаемая работником в структуре социальных отношений в организации;
    2) способ идентификации работника с социальной структурой организации (см. Структура организации).

    В соответствии с принятой классификацией социальной организации (см. Социальная организация) на формальную и неформальную различают формальный (официальный) и неформальный статус работника (см.: Формальная (официальная) организация; Неформальная организация). Формальный статус является характеристикой места работника в структуре формальных отношений. Он означает официальную (формально закрепленную) ролевую позицию, отделенную от конкретного работника и отраженную в нормативных документах, т. е. должностную и (или) профессиональную. Занятие работником данной ролевой позиции автоматически предполагает наделение его определенным формальным статусом. Неформальный статус характеризует место работника в системе межличностных неформальных отношений, возникающих в процессе и по поводу деятельности (или в процессе, но не по поводу этой деятельности)) и реализуемых на уровне контактной целевой группы (см. Группа целевая). Статус в этом случае есть характеристика работника. Он базируется на признании (непризнании) коллегами его определенного места в системе (прежде всего в иерархии) указанных отношений, а также его определенных значимых для группы качеств. Именно наличие и признание группой этих качеств обусловливают авторитет работника среди коллег. Структура межличностных отношений динамична и неотделима от конкретных лиц, вступающих во взаимодействие.

    В рамках сложившихся представлений о формальном С. Р. в О. можно выделить две существенно отличные точки зрения. Первая точка зрения, высказанная Дж. Морено и Т. Парсонсом («роли статуса»), более традиционна: формальный статус означает, прежде всего, позицию, занимаемую работником в структуре вер-тикальных властных, иерархических отношений (см.: Иерархия; Власть в организации). Он выступает характеристикой, предопределяющей то, что в классической традиции именовалось формальным авторитетом работника (см. Авторитет в организации). Такая точка зрения на С. Р. в О. в отечественной традиции ярко представлена в работах А. И. Пригожина, который идентифицирует должностную позицию работника с понятием «формальный статус», а для характеристики позиции в горизонтальных отношениях употребляет понятие «функция».

    Согласно второй точке зрения на С. Р. в О., высказанной Р. Линтоном и развиваемой в современной теории социальных ролей (теория театра), формальный статус рассматривается, во-первых, как характеристика социальной структуры, а не личности в организации; во-вторых, описывается исключительно как горизонтальная (функциональная) характеристика места работника в системе формальных отношений. Формальный статус как характеристика социальной структуры фиксирует профессиональную принадлежность работника, а также вытекающие из нее предписанные права и обязанности.

    Следовательно, любой работник в организации обладает формальным статусом. С. Р. в О. рассматривается в ряду таких переменных, как: актeр (активный субъект деятельности); личность (человек, имеющий статус); роль (поведение, диктуемое статусом); экспектации, или ожидания, предъявляемые к актору в процессе исполнения роли разными инстанциями и группами делового взаимодействия. Они интерпретируются и в разной степени учитываются актором при исполнении роли: экспектации, предписанные сценарием, — ожидания, заданные формальной структурой; экспектации других акторов — ожидания коллег по работе, других профессионалов; экспектации аудитории — ожидания потребителей услуг (руководитель, клиенты). Такая точка зрения является наиболее адекватной механизму функционирова-ния современных административных организаций на Западе.

    Руководитель в этом случае перестает восприниматься как лицо, обладающее особым статусом. Его полномочия являются лишь одной из ряд положенных функций, закрепленных формальной структурой наряду с другими, а сама его деятельность — лишь одной из разновидностей профессиональной деятельности в организации. Такое понимание формального статуса отражает характерные для западной культуры тенденции к построению организации на принципах высокой специализации и профессионализации деятельности, а также специфический взгляд на природу власти. Будучи в определенной степени адекватной логике построения организации в американской и западноевропейской реальности, эта точка зрения на С. Р. в. О. вряд ли может рассматриваться как универсальная и пригодная для описания организационных отношений вне этой культуры.

    Социальная структура
    Социальные нормы
    Специальные области логистики
    Транспортное хозяйство, или транспортная логистика
    Внутрипроизводственная логистика

    Социально-правовой статус социального работника

    Как показывают продолжительные исследования во многих странах с различными социально-культурными условиями, соци­альная работа практически нигде не является высокооплачивае­мой профессией. Поэтому основной ее престиж, главное условие выбора ее как профессии и жизненного предназначения, мотива­ция к участию в социальной работе на волонтерской основе или в дополнение к основной работе гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности.

    Работник социальной сферы по своему социальному статусу мало чем отличается от учителя, врача, госбюджетника. Специа­лист по социальной работе лицо, окончившее высшее учебное заведение по профилю социальная работа: статус высок (обще­ственное признание, положение в обществе), а зарплата, как го­ворят, маленькая. Социальный работник не имеет льгот и при­вилегий. Он приравнен к госслужащему, но на него не распрост­раняются льготы.

    Правовой статус социального работника, как и всех граждан страны, определяется Конституцией Российской Федерации, Тру­довым, Гражданским кодексами и другими нормативными актами. Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая долж­ность «специалист по социальной работе». Специальность была введена постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам «О дополнении Квалификационного спра­вочника должностей руководителей, специалистов и служб специалист по социальной работе» от 23 апреля 1991 г. № 92. Со­гласно этому постановлению, работник социальной службы лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы.

    С правовой точки зрения социальный работник защищен, с эко­номической пока нет. Многие социальные работники не имеют жилья, испытывают материальные трудности, даже учебу в РГСУ многим студентам приходится оплачивать самим.

    Трудно устроиться на работу, вакансий нет. Работа в социаль­ной сфере требует особых знаний и особых свойств от человека. Далеко не каждый может работать с людьми: инвалидами, пре­старелыми, больными и детьми, брошенными при скудном фи­нансировании, отсутствии лекарств, постельного белья, необхо­димых продуктов питания.

    Социально-ориентированная рыночная экономика с элемен­тами государственного регулирования, вероятно, внесет измене­ния в социальную сферу, а значит, и в социально-правовой ста­тус социального работника.

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит